Экскурсия по музею репортаж

От конструкторского бюро до музея. Экскурсия по «ОДК — Сатурн»

Будучи городом в городе, «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха) имеет свои границы, через которые без «загранпаспорта» — пропуска — не пройти. Но в день открытых дверей моторостроители могут показать предприятие близким, рассказав о том, как устроено производство. Приглашаем на экскурсию по предприятию.

Завод без турникетов

В субботнее утро на площади перед центральными проходными «ОДК — Сатурн» необычно многолюдно, звучит музыка, на ветру развеваются флаги — обстановка праздничная. Моторостроители становятся экскурсоводами, которые показывают гостям, как устроено то предприятие, которое в Рыбинске обоснованно называют градообразующим. Задача — за несколько часов рассказать о 105-летней истории «Сатурна», провести по цехам и музею, чтобы гости поняли, как создаются высокотехнологичные газотурбинные двигатели, которые поднимают в небо самолёты.

— Ежегодный День открытых дверей — это интересное, яркое событие, способствующее формированию корпоративной культуры и являющееся частью большой профориентационной работы, проводимой компанией, — поясняет директор по персоналу «ОДК — Сатурн» Светлана Жукова. — Начиная с 2015-го года, в рамках акции, предприятие ежегодно посещает до 1500 человек. Особенностью такого мероприятия является максимальная доступность информации и возможность общения с ведущими сотрудниками компании.

В этом году формат акции несколько изменили — в связи с действующими ограничениями в силу эпидемиологической ситуации. Группы экскурсантов сократили, увеличили перерывы между посещениями объектов предприятия, чтобы можно было качественно проветрить помещение, провести санитарную обработку. В течение дня в цехах и подразделениях «ОДК — Сатурн» работали 54 экскурсовода — из числа руководителей и специалистов подразделений предприятия. Ещё 15 человек сопровождали экскурсионные группы. Среди посетителей в этом году — только сами машиностроители и члены их семей, ветераны предприятия.

Читайте также:  Культурные достопримечательности южной европы

От идеи до воплощения

С чего начинается создание двигателя? Конструкторы воплощают идею в чертежах, схемах, моделях, специалисты подбирают материалы — нередко эти самые материалы приходится изобретать, чтобы получить детали требуемых характеристик по прочности, устойчивости к внешним факторам, весу. Всё это делают в лабораторно-производственном корпусе опытного завода — «колыбели» новых технологичных решений.

Большой интерес у посетителей традиционно вызывают участки аддитивного производства, где детали буквально выращивают, нанося на платформу слой за слоем.

Такие технологии относятся к разряду критических, то есть требующих максимальных затрат интеллектуального труда, различного рода ресурсов, но без них невозможно создание высокотехнологичного наукоёмкого конкурентоспособного продукта.

— Опытно-конструкторское бюро основано в 1939-м году. Предприятию будет 105 лет, а ОКБ — 82. За всю историю у нас было десять главных конструкторов. Сегодня служба генерального конструктора является одним из подразделений «ОДК — Сатурн» с филиалами и подразделениями в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Омске. В ОКБ работают примерно две тысячи человек: четыре доктора технических наук, 44 кандидата, средний возраст сотрудников — 45 лет, — начинает экскурсию начальник конструкторского отдела систем инженерного анализа Кирилл Пятунин. — Для проектирования двигателей мы применяем методы компьютерного моделирования, работаем на суперкомпьютерах. Их мощность — 14 триллионов операций в секунду. Это примерно, как четыре тысячи самых современных персональных компьютера вместе взятых. Ещё до появления первого опытного образца мы имеем возможность полностью изучить работу двигателя, ускорить производство. Если в 70-е – 80-е годы на разработку двигателя уходило 15 лет, то сегодня мы способны спроектировать двигатель с нуля до опытных образцов за четыре года.

Для самих работников предприятия возможность побывать в других цехах и отделах тоже уникальна. Но главное, что они с гордостью показывают детям завод, свои рабочие места, демонстрируют подрастающему поколению, насколько современным и технологичным производством является «ОДК — Сатурн».

— Интересно послушать, как специалисты разных служб рассказывают о тех технологиях, которые есть на предприятии, — делится первыми впечатлениями главный инженер «ОДК — Сатурн» Игорь Ильин. — Уровень подачи материала должен быть таким, чтобы даже дети поняли, о чём идёт речь: заинтересовались, захотели прийти сюда работать. Рассказчикам это удалось. Такие мероприятия и затеваются именно для молодёжи — с прицелом на будущее.

От детали до двигателя

В механосборочном корпусе экскурсанты проходят вдоль стройных рядов разнообразных станков и оборудования. Здесь, в корпусе № 32, ведется механическая обработка деталей на металлорежущих станках, в том числе с числовым программным управлением, широко применяемых в серийном производстве.

— Мы производим не только отдельные детали, но и целые узлы. «Сердце» цеха — станки с ЧПУ, можно сказать, токарные центры с функцией фрезеровки: трёх-, четырёх-, пятикоординатные. «Конёк» корпуса — шестерёнка, любая — от 15-ти до 800 миллиметров в диаметре. Все шестерни, которые выпускает «Сатурн», производят здесь: конические, прямозубые, косые, делаем и круговой зуб — их немного, всего две пары, но по факту и такое возможно, — рассказывает заместитель начальника по технологической части корпуса № 32 Андрей Поздняков.

Сборочный цех — место интересное, прежде всего тем, что здесь можно увидеть настоящие серийные двигатели. Экскурсантам рассказывают о том, как происходит сборка двигателя SaM146 для самолёта SSJ100 и модулей двигателя ПД-14 для самолёта МС-21. Двигатель SaM146 находится в эксплуатации с 2010-го года.

«ОДК — Сатурн» стало первой компанией в стране, обладающей полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по созданию, серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей.

— Вот двигатель, полностью готовый к отгрузке, серийный — 450-й по счёту. Он прошёл испытания, принят службой качества, передан к отгрузке. Далее он улетит в Комсомольск-на-Амуре, там его установят на самолёт, — рассказывает начальник цеха № 80 Михаил Сасарин. — Людям интересно — задают вопросы: про вес, тягу, способы сборки.

Взрослые разглядывают двигатель, аккуратно обходя его по кругу. Более любопытные дети осторожно прикасаются к отшлифованным блестящим деталям, рассматривают изогнутые лопатки.

— Очень интересно — и сами двигатели, и то, как их создают, собирают. Я думала, завод не такой огромный, да и двигателей не представляла совсем, — восторженно говорит пятиклассница Ульяна Яковлева. В День открытых дверей она вместе с младшим братом решила узнать, что из себя представляет предприятие, на котором работает мама. Впечатлений и эмоций много. Ульяна признаётся: работа инженера показалась привлекательной, интересной и главное, как уверяют взрослые, — востребованной.

От испытаний до эксплуатации

Пожалуй, самый интересный для посетителей — испытательный корпус. Здесь происходит проверка рабочих качеств двигателя. В боксе, где подвешен двигатель, установлены видеокамеры: за процессом испытаний инженеры следят по мониторам — на каждом отражается свой показатель. Гостям демонстрируют видеофрагменты сертификационных испытаний по обрыву лопатки и по забросу шквального града и то, как двигатели подтверждают свои характеристики и получают допуск к эксплуатации перед отправкой заказчику.

На экране весь двигатель охватывает пламя — создаётся впечатление, будто спланированная поломка привела к огромному пожару. Несмотря на то, что ситуация смоделирована искусственно, «картинка» явно впечатляет экскурсантов. Специалисты поясняют: это особенности многократно замедленной съёмки — на самом деле мы бы увидели вспышку, не сильнее, чем от взрыва обычной петарды.

— Я не знаю подобных ситуаций на практике, но в любом случае мы обязаны всё предусмотреть, — поясняет инженер по испытанию авиационных двигателей Роман Козлов. — Каждый тип двигателя проходит целый комплекс испытаний, в процессе которых моделируются совершенно разные ситуации, даже самые невероятные. Например, с 2020-го года появилось испытание, связанное с забросом пепла — из-за активности вулканов. Требования ужесточаются, количество показателей для испытаний увеличивается, но мы им соответствуем. Поэтому уверены в качестве тех двигателей, которые отправляем в эксплуатацию.

От истории к современности

Выставочный зал, или как его часто называют, музей «ОДК — Сатурн» — место, куда гостей приводят традиционно, вне зависимости от того, какие маршруты планируются для экскурсий. Здесь представлены полноразмерные макеты двигателей, которые выпускались на «Сатурне» в разные годы.

— Я рассказываю о двигателях, их устройстве и работе. Много детей, поэтому, конечно, приходится адаптировать информацию таким образом, чтобы наши юные гости всё поняли. Провожу аналогию с автомобилями — так детям понятнее, проще представить принцип работы механизмов. В принципе первые авиационные двигатели были поршневыми, как на авто. Сейчас уже двигатели газотурбинные — как объяснить просто и доступно, что за сила поднимает многотонные конструкции в небо? — говорит ведущий инженер по испытаниям корпуса № 7 Алексей Голубев. — Всегда можно найти аналогию: например, каждый может представить, что произойдёт, если развязать вязку надутого воздушного шарика — он взлетит, его толкает воздух. С двигателем работает тот же принцип, но, конечно, все процессы намного сложнее.

Источник

Дети — о войне: «Не могу смотреть на такую жестокость без слез». Репортаж с экскурсии по минскому музею

Что нынешняя детвора знает о жизни своих прадедов и прапрадедов в годы Великой Отечественной войны? Корреспонденты агентства «Минск-Новости» решили узнать об этом, пригласив малышей в Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Выбор пал на начальные классы 29-й гимназии, расположенной недалеко от музея. Но после экскурсии вместе с учениками 3 «Г» и 4 «А» классов мы засомневались в случайности выбора…

Дружим с ветеранами, каждый год приглашаем их в гости, — рассказывает учительница Галина Дылько. Канун 75-летия Великой Победы оказался, увы, особым. Звать пожилых людей в школу не стали, но детки подготовили свои послания ветеранам.

На празднично оформленных открытках, изготовленных школьниками, незамысловатые, но очень искренние слова благодарности участникам той войны.

«Дорогой солдат! Спасибо тебе за все то, что ты сделал для нашей Родины. Я благодарю тебя за то, что ты дал возможность жить под чистым небом! Щурко Милана».

«Дорогой солдат! Спасибо за Победу! Спасибо, что ты спас нашу Родину! Это было нелегко, и я это ценю и буду помнить всегда! Фиранчук Злата».

«Дорогой солдат! Огромное спасибо тебе за то, что ты защищал нашу Родину от фашистских захватчиков. Шавлюк Михаил»…

Миша Шавлюк: «Хочу быть таким же героем»

Экскурсия в историю Великой Отечественной войны началась на подходе к музею.

А знаете, почему на куполе здания установлен не наш белорусский флаг, а красное знамя? — озадачил сверстников третьеклассник Миша Шавлюк и, не дожидаясь ответа, продемонстрировал собственную просвещенность: Тогда у нас была другая общая Родина — Советский Союз. Именно такое красное полотнище советские солдаты водрузили над Рейхстагом в поверженном Берлине. Оно и стало знаменем нашей Победы над фашистами.

В очередной раз Миша покажет себя знатоком истории, когда поправит экскурсовода: мол, Великая Отечественная война началась не в 4 часа утра 22 июня 1941 года, а в 4 часа 15 минут, когда немцы напали на Брестскую крепость.

Екатерина Котловская, наш гид по музейной экспозиции, похвалит третьеклассника за столь высокую для его возраста эрудицию и специально для Миши сделает пояснение: да, артобстрел крепости начался в 4:15, но бомбовые авиаудары по Бресту, Гродно, Кобрину, Барановичам, Слониму и другим белорусским городам фашисты нанесли еще раньше — в 3:30. Поэтому временем начала войны принято считать 4 часа утра.

В течение всей экскурсии гимназисты также были активными помощниками гида. Не только отвечали на вопросы, но и задавали свои, дополняли его рассказ примерами из истории своих семей.

Традиционно наибольшее число вопросов и поток эмоций у детей вызвало знакомство с боевой техникой времен Великой Отечественной. Почему столь страшные боевые самолеты такие маленькие? А танки, наоборот, в десятки раз тяжелее, чем им казалось… И почему грозную ракетную установку назвали ласково «катюша»?

Третьеклассница Катюша Штин первой дала правильный ответ и, взобравшись на боевую машину-тёзку, даже напела слова популярной и любимой советскими людьми песни.

Потом Катя призналась, что, к сожалению, не знает, каким именно оружием бил фашистов ее прадедушка Женя, фото которого она принесла с собой в музей. Но в том, что он точно сполна отомстил гитлеровцам за все те беды, которые они принесли на нашу землю, юная гимназистка не сомневается. Когда фашистские захватчики напали на Советский Союз, прадедушке еще не было 18, но он умудрился попасть на фронт. Солдат закончил войну в Берлине.

Именно оттуда он и прислал это фото своей бабушке, — рассказывает Катя. На обратной стороне написал: «На долгую и вечную память моей бабушке, которая воспитала меня как верного сына Родины. От ее внука гвардии сержанта Евгения Короткова. Привет из Берлина!»

Четвероклассник Артем Мирошниченко тоже вспомнил о своем прапрадедушке Василии Васильевиче Мирошниченко и рассказывал о нем, стоя у зенитного орудия, выставленного в музее. В 1941-м Василию Васильевичу было уже 37 лет, ему доверили командовать зенитным расчетом. В конце войны получил тяжелую контузию, из-за которой потом плохо слышал. Но он все-таки выжил и скоро отметит вековой юбилей. Артем часто бывает у прапрадедушки в Логойске.

Смотрите, а немец даже радуется, смеется, — кто-то из мальчишек показывает на картину, на которой фашисты расправляются с ни в чем не повинной белорусской семьей. В центре изображен убитый мальчик, ровесник гимназистов.

Картину «Лицо врага» белорусский художник Иван Ахремчик написал в 1942 году, и она действительно ранит сердце даже взрослого человека, а детское — тем более.

Не могу смотреть на подобную жестокость без слез, — вслух признается ученица 3 «Г» Алина Романенко. Мы недавно смотрели в классе документальный фильм о войне, и я весь фильм плакала. Представляла своих прадедушек и прабабушек, которые тоже пережили войну. И как все натерпелись от оккупантов.

Разговор состоялся в зале, рассказывающем о нацистском оккупационном режиме на территории Белоруссии, рядом с инсталляцией лагеря смерти «Тростенец», в котором от тифа, голода и холода погибли около 200 тыс. человек.

Миша Шавлюк попросил сфотографировать его у дверей товарного вагона, выставленного в экспозиции. В таких вывозили белорусских юношей и девушек в плен и на принудительные работы в Германию. В 1942 году в трудовое рабство в неметчину силой отправили и его прапрадедушку. Освободила деда Советская армия лишь после Победы в 1945-м.

Нашу республику не случайно называют непокоренной республикой, республикой-партизанкой, — рассказывает экскурсовод. В годы Великой Отечественной войны на территории Беларуси против оккупантов воевали около 400 тыс. партизан, почти 70 тыс. человек сражались в подполье, осуществляли диверсии на предприятиях и железной дороге, спасали военнопленных, вели разведку для партизан и частей Красной армии.

И гимназисты знающе кивают.

Прапрабабушка третьеклассника Юры Исаева Коробчук Наталья Петровна, жена фронтовика, мать троих детей, рискуя своей и их жизнями, собирала сведения о немцах для красноармейцев.

Чтобы не вызвать подозрения у фашистов, бабушка, идя на задание, брала с собой малышей и кувшин молока. Якобы шла за продуктами, — рассказывает Юра.

Саша Чикилёва также гордится своей прабабушкой и уверяет: если бы потребовалось, она сегодня поступила бы так же, как и прабабушка в годы войны.

Полной неожиданностью для нас и сотрудников музея стал тот факт, что прабабушка Саши Чикилёвой — известная минская подпольщица Герой Советского Союза Елена Григорьевна Мазаник. Та самая, которая 22 сентября 1943 года пронесла в дом генерального комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе магнитную мину и уничтожила его. Легендарная сумочка, в которой 29-летняя подпольщица пронесла взрывчатку, прикрыв ее платком, хранится сегодня в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.

В торжественном Зале Победы, в котором завершилась экскурсия, среди начертанных на стенах золотыми буквами имен Героев Советского Союза — белорусов, уроженцев Беларуси и тех, кто получил это звание за мужество и героизм, проявленные на белорусской земле, Саша Чикилёва нашла и фамилию своей прабабушки.

А вот Юра Исаев имени своей прабабушки Коробчук Натальи Петровны, о которой рассказывал одноклассникам, не отыскал и очень расстроился:

— Почему ее нет? Ведь моя прапрабабушка тоже герой!

Безусловно, Юра, она тоже настоящий герой, и ее имя также должно быть вписано в историю нашей страны золотыми буквами, — пытались успокоить мы паренька. Просто невозможно построить зал, на стенах которого смогли бы уместиться имена всех патриотов родной земли, кто с полным правом достоин этого великого звания. Но все они должны жить вечно в нашей с тобой памяти — памяти благодарного народа.

На прощание гимназисты передали работникам музея свои послания солдату-победителю, которые были приняты с благодарностью.

Эти трогательные строки, написанные еще нетвердой детской рукой, вселяют надежду на то, что героическая история нашего народа никогда не померкнет и не будет забыта, — поблагодарила ребят сотрудник музея Татьяна Политыко.

Вместо постскриптума

За всю экскурсию лишь одна девочка не проронила ни слова. Только очень внимательно слушала и фотографировала на планшет. Оказалось, что родители Мерджен Сердаровой всего несколько месяцев назад переехали в Минск из Туркменистана.

До нынешнего дня я ничего не знала о войне, о ее ужасах, о подвигах фронтовиков, партизан и подпольщиков, — объяснила Мерджен. В моей бывшей школе об этом ничего нам не говорили. Поэтому я хочу рассказать обо всем услышанном и увиденном сегодня всем моим друзьям и родным. Показать им, что война — это очень страшно, и она никогда не должна повториться.

Фото Тамары Хамицевич

Смотрите также:

Источник

Оцените статью