Объект 825ГТС — музей подводных лодок в Балаклаве
Около Севастополя было построено много секретных военных объектов. Многие из них были со временем заброшены, другие превращены в музеи. К последним относится и музей подводных лодок в Балаклаве, известный еще под именем Объект 825ГТС.
Объект 825ГТС — история
У данного объекта много названий:
- музей подводных лодок в Балаклаве;
- военно-морской музейный комплекс;
- музей холодной войны.
Идея создать Объект 825ГТС зародилась в 1947 году, вскоре после завершения Второй Мировой войны, с целью защиты от ядерного удара, который готовился со стороны США. Были даже оговорены сроки — 1 апреля 1949 года. Тогда Иосиф Сталин приказал начать строительство в Балаклаве подземного объекта.
Место было выбрано с учетом преимуществ местности — вдали от глаз потенциальных шпионов в толще горы выдолблена ниша, где должна была располагаться база подлодок, ремонтный завод, сухой док, склады, казармы и ядерный арсенал.
В связи с этим Балаклавская бухта исчезла с карт, а попасть в поселок можно было только при наличии прописки в паспорте или по пропускам. Въезд контролировался контрразведкой.
Стоимость реализации проекта составила 67 миллионов рублей. Еще 65 миллионов ушло на обустройство внутренних систем. Проект создавался ленинградским проектным институтом «Гранит».
Объект 825ГТС строился круглосуточно с три смены с 1953 по 1961 годы. Добытую горную породу ночью тайно вывозили на баржах и сбрасывали в открытом море.
Объект 825ГТС расположен в горе Таврос и способен выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в 100 килотонн (в 5 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму). На базу со стороны Балаклавской бухты был организован вход, который можно было перекрыть батопортом. Для выхода подлодок в море был создан еще один выход со стороны моря. Минно-торпедная часть введена в эксплуатацию с 1962 года, а Объект 820 (Арсенал) еще через год. Площадь всех помещений — 9600 кв. м.
Комплекс представлял собой 600-метровый тоннель высотой в 18 метров и глубиной в 8. Толщина скалы над ним в отдельных местах достигала 126 метров. В доке размещалось до семи подводных лодок одновременно.
Чуть позже в окрестностях села Морозовка началось возведение другого секретного объекта, известного как Объект 221.
Бронируйте жильё для отдыха на Sutochno.Ru:
Объект 825ГТС — экскурсии, цены на 2019 год
Объект 825ГТС просуществовал до развала СССР, хотя и не выполнял своего назначения — лодки устарели. В 1994 году последняя из них покинула территорию базы. В 2000 году Объект 825ГТС передали Украине, а в 2002 здесь появился музей — филиал Центрального музея Вооруженных Сил Украины. С 2003-го здесь проводятся экскурсии, позволяющие рассмотреть зоны вокруг канала, цеха и арсенал. Но за предыдущее десятилетие военный объект разграбили — были вывезены цветные металлы.
На 2019 год цена за посещение музея подводных лодок такая:
- взрослый билет — 300 руб;
- детский — 100 руб.
Музей работает с 9:30 до 16:00 со среды по воскресенье. Выходные дни — понедельник, вторник. Посетить Объект 825ГТС (Крым) можно только с экскурсией, ее продолжительность — 90 минут.
Где отдохнуть в 2021 году:
Официальный сайт музея подводных лодок в Балаклаве — muzey-sevastopol.com.
Добраться сюда можно автобусами №9, 94 и 99 от 5-го километра.
На территории бывшего секретного объекта в 2012 году снимали фильм «Солдаты удачи».
Источник
Военно исторический музей
фортификационных сооружений
Содержание
Контакты
Адрес музея (офис):
Таврическая наб. 22
Балаклавский
подземный
музейный комплекс:
✆+7 978 889 10 56
Музейный комплекс
«Михайловская
батарея»:
✆+7 978 062 29 91
Схемы Балаклавского подземного музейного комплекса
Музей не работает. Находится на реконструкции.
• В летний период, праздничные дни и во время школьных каникул билеты заканчиваются ориентировочно в 12:00 на пешеходные экскурсии в Балаклавский подземный музейный комплекс (БПМК). Рекомендуется приобретать билеты в первой половине дня.
• Обеденный перерыв у билетных кассиров, контролера билетов и организатора экскурсий с 13:00 до 13:30.
• В понедельник и вторник музей закрыт, экскурсионное обслуживание не производится.
• Выписка из правил посещения БПМК
1. Посещение музея разрешено только в сопровождении экскурсовода. Свободное посещение музея без экскурсионной группы запрещено!
2. Группы формируются от кассыв порядке живой очереди в день посещения. Заказ и бронирование билетов он-лайн и по телефону не производится.
3. Музей находится в замкнутом подземном пространстве, температура окружающей среды +16°C, влажность 90%, мобильная связь отсутсвтует.
4. Время обзорной пешеходной экскурсии 1 час 30 минут. Протяженность маршрута 1 км по двум объектам. На территории музея туалеты отсутствуют.
5. Дети до 5 лет на пешеходную экскурсию не допускаются. При получении бесплатного билета на ребенка предъявляется свидетельство о рождении.
6. Время экскурсии на катере по подземному морскому каналу протяженностью 608 м составляет 30 мин. Допускаются дети любого возраста. Можно с животными. Экскурсию на катере организует ИП Хачиянс А.С. по отдельной плате.
7. Вход в пляжной одежде запрещен.
8. Вход с животными на пешеходную экскурсию запрещен.
1 Пешеходня экскурсия:
— взрослый билет — 300 руб.
— детский билет (7-18 лет) — 100 руб.
— студенты дневной формы обучения при предъявлении студенческого билета — 100 руб.
— дети с 5 до 7 лет проходят на экскурсию бесплатно при предоставлении документа, подтверждающего возраст ребенка.
2 Экскурсия на катере:
— взрослый билет — 500 руб.
— (300 руб. в кассу музея + 200 руб. на борту катера).
— детский билет (7-18 лет) — 200 руб.
— (100 руб. в кассу музея + 100 руб. на борту катера).
— дети до 5 лет — бесплатно.
— г. Севастополь, Балаклава, Таврическая набережная, 11.
— Проезд автобусами №№ 9, 33, 34, 94 до остановки «Оболонь».
Организатор экскурсий справок не дает.
• Уважаемые севастопольцы и гости города! Музей работает со 2 июля 2020 г. Экскурсии проводятся группами не более 20 человек. При себе иметь медицинские маски и резиновые перчатки (основание — требование Роспотребнадзора).
• В целях совершенствования работы по сохранению исторической памяти об участниках Великой Отечественной войны развернута работа по сбору, обработке и размещению в мультимедийной галерее филиала Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации «Дорога памяти» данных об участниках Великой Отечественной войны.
В Военно-историческом музее фортификационных сооружений, Балаклавском подземном музейном комплексе и музейном комплексе «Михайловская батарея» организованы пункты приема и загрузки электронных копий фотографий участников Великой Отечественной войны с обязательным приложением их биографических данных.
Военно-исторический музей фортификационных сооружений состоит из двух административных, музейно-экспозиционных территорий: Балаклавский подземный музейный комплекс и музейный комплекс «Михайловская батарея».
— южная экспозиционная площадка представляет собой подземный комплекс совершено секретных военных объектов периода «холодной войны»: морской судоходный канал, производственные помещения объекта 825 ГТС и ядерный арсенал объекта 820 РТБ ВМФ СССР. Уникальные исторические памятники приморской военной фортификации, созданные в сложных горных условиях комплексного сопряжения суши и моря являются образцами научного и инженерно-технического творчества.
— северная экспозиционная площадка. Более пяти тысяч уникальных экспонатов, размещены в 19-ти музейных залах. Основная часть экспозиции посвящена Крымской (Восточной) войне 1853-1856 гг. Без преувеличения можно сказать, что это – самая богатая коллекция в мире, касающаяся данной тематики. Экспозиционные залы расположены в четком тематическом и хронологическом порядке. Таким образом, посетители невольно совершают путешествие во времени, начиная от основания города и заканчивая победой в Великой Отечественной войне.
Понедельник, вторник — музейные площадки ЗАКРЫТЫ для посещения!
Выписка из правил посещения Балаклавского подземного музейного комплекса:
Экскурсионные группы формируются возле входа, свободное посещение без экскурсионной группы запрещено.
Дети до 5 лет в музей НЕ ДОПУСКАЮТСЯ! При получении бесплатного билета на ребенка (от 5 до 7 лет) в кассу музея предъявляется подтверждающий документ.
Правила посещения(полный список).
Выписка из правил посещения музейного комплекса «Михайловская батарея»:
— Экскурсионные группы формируются из числа индивидуальных посетителей в день посещения музея. Осмотр экспозиций возможен самостоятельно.
— Экскурсии по экспозиции «История и судьба линкора «Новороссийск» проводятся по предварительной записи через экскурсионный отдел.
— Дети до 3 лет в музей НЕ ДОПУСКАЮТСЯ! При получении бесплатного билета на ребенка (от 3 до 7 лет) в кассу музея предъявляется подтверждающий документ.
Музей фортификационных сооружений — очень интересный объект нашей великой истории. Будем хранить ее!
Источник
Объект №825 (Балаклава) бывший завод по ремонту подлодок
Под катом фотографии музейного комплекса, некоторых экспонатов представленных экспозиций + несколько фотографий из неотреставрированных комнат.
Перед тем, как показать свои фотографии, все-таки приведу краткую историческую сводку этого места.
«Бывшая подземная база подводных лодок в Балаклаве, более известная как Объект 825 ГТС — сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте (ГТС или Городская Телефонная Станция — название объекта в целях конспирации). Был построен в 1957—1961 годах. В настоящее время это самый крупный из всех рассекреченных военных объектов. бъект 825 ГТС представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедная часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей, и автономно существовать 3 года, вместив при этом все население Балаклавы (в данный момент — 50 тысяч человек). На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь.Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина — от 8 до 12 м, а высота арки канала — 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода — 5100 кв. м, водной поверхности под землей — 3 тыс. кв. м. Длина канала — 380 метров, длина дока — 110 метров.
Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении. Когда массивные противоатомные гермодвери «гостеприимно» распахнулись перед всеми желающими, «демилитаризацией» бухты занялись «хваткие хозяйственники»: откручивали, снимали и вывозили все, что могли. В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов. Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы. В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране. От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали «ушли» на металлолом. Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в «хозяйственных» целях. Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом. Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и «выкачали» не один миллиард гривень.Сейчас часть завода является военно-морским музейным комплексом «Балаклава» («Музей холодной войны»). »
Сразу оговорюсь, что мы с самого начала отсоединились от экскурсии, так как там все показали бы как всегда скомканно и быстро прогнали по коридорам. А так тут, на наше счастье, была возможность самостоятельного осмотра без всякого надзора. Очень много впечатлений осталось даже от отреставрированного места. Очень жалко, что это сооружение так нещадно пилилось в 90-ые, но подобная участь застигла многие места. Во время прогулки я умудрился немного пораниться, и потом наша прогулка внезапно трансформировалась из банального возвращения домой «Балаклава-Алушта» в путешествие на маршрутках до Севастополя. А потом был приятный автобус «Севастополь-Алушта», едущий в ночи через горы.
А теперь фотографии непосредственно из бывшей подземной базы подводных лодок в Балаклаве.
Источник