Экскурсия по обществознанию начальные классы

Методика преподавания обществознания в начальной школе, Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В., 2008

Методика преподавания обществознания в начальной школе, Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В, 2008.

В учебном пособии рассматриваются методы и приемы обучения, методика формирования обществоведческих представлений и понятий в начальной школе, формы организации учебного процесса на уроках обществознания, изучаются современные педагогические технологии, используемые в преподавании обществознания в начальной школе. Предложены различные формы организации внеурочной работы с младшими школьниками.
Для студентов средних педагогических учебных заведений.

Обществознание как предмет начального обучения в школе в разные эпохи.
Человеческое общество — очень сложная и в то же время целостная система. Оно является объектом изучения многих общественных наук: философии, истории, политологии, экономики, культурологии. социологии, психологии и др. Но каждая из этих наук специализируется на изучении отдельных сторон общества и его развития, что не дает полного представления о нем во всем его многообразии. Поэтому появилась потребность в науке, которая бы обработала накопившийся материал и представила общество в его развитии целостно и объемно. В соответствии с требованием времени во второй половине XIX в. появляется новая самостоятельная наука — обществознание, которая комплексно подошла к изучению общества.

Этому способствовали, во-первых, накопленные материалы в истории и философии, во-вторых, появление новых наук, таких, как социология, психология, археология, этнография, которые стали рассматривать новые, более узкие, аспекты общественного развития, в-третьих, теология, литература, политика. Каждая из них по-своему сделала очень много для описания различных явлений в жизни общества. Болес того, эти науки помогали и помогают до сих пор ему развиваться.

Оглавление.
Предисловие.
Глава 1. Предмет и задачи методики преподавания обществознания в начальной школе.
1.1. обществознание как предмет начального обучения в школе в разные эпохи.
1.2. Задачи методики обучения обществознанию в начальной школе.
1.3. Педагогическое значение и задачи курса «Обществознание в начальной школе».
1.4. Содержание и принципы отбора материалов по обществознанию.
1.5. Межпредметные связи и преемственность в обучении обществознанию.
1.6. Значение обучения обществознанию в развитии личности младшего школьника.
1.7. Основные требования к уровню подготовки учащегося в образовательной области «Окружающий мир» в начальной школе.
1.8. Современные проблемы и тенденции развития обществоведческого образования.
1.9. Современная структура обществоведческого образования. Характеристика учебных программ реализуемых в начальной школе.
Глава 2. Методы и приемы обучения обществознанию в начальной школе.
2.1. Метод как педагогическая категория.
2.2. Критерии оптимального выбора методов обучения.
2.3. Общая характеристика методов обучения, их классификация.
2.4. Понятие о методах и приемах обучения обществознанию.
2.5. Словесный метод обучения и его виды.
2.6. Виды наглядных методов обучения и приемы работы с ними.
2.7. Практические методы обучения.
2.8. Средства обучения.
Глава 3. Методика формирования и развития представлений к понятий у учащихся на уроках обществознания.
3.1. Формирование понятий и представлений в курсах обществоведческих дисциплин.
3.2. Формирование представлений о времени и пространстве в процессе изучения обществоведческих курсов в начальной школе.
3.3. Формирование пространственных представлений младших школьников.
3.4. Классификация умений. Основные умения и методика их формирования учащихся при обучении обществознанию.
Глава 4. Урок обществознания в начальной школе и подготовка к нему учителя.
4.1. Фирмы организации учебного процесса в школе.
4.2. Урок как основная форма организации учебного процесса в школе.
4.3. Классификация уроков.
4.4. Структура урока.
4.5. Виды уроков обществознания и их особенности.
4.6. Подготовка учителя к уроку.
4.7. Домашние задания, их валы и особенности.
Глава 5. Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в начальной школе.
5.1. Понятие о технологиях и их классификации.
5.2. Технологии развивающего обучения.
5.3. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
5.4. Технология опережающего обучения С. Н. Лысенковой.
5.5. Игровые технологии.
5.6. Проблемное обучение.
5.7. Обучение ил интегративной основе.
5.8. Использование метода проектов на уроках обществознания и начальной шкале.
5.9. Коллективные способы обучения.
5.10. Информационные технологии обучения.
Глава 6. Внеурочная работа по обществознанию в начальной школе.
6.1. Понятие и сущность внеурочной работы.
6.2. Формы внеурочной работы клавших школьников.
6.3. Внеурочное чтение.
6.4. Школьный кружок как одна из форм внеурочной работы.
6.5. Конкурсы, олимпиады, викторины.
6.6. Внеклассные занятия.
6.7. Школьные экскурсии по обществознанию в начальных классах и их значение.
Приложения.

Читайте также:  Презентация храмы чудеса света

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания обществознания в начальной школе, Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В., 2008 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 — pdf
Скачать файл № 2 — djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Школьные экскурсии по обществознанию в начальных классах и их значение

Одной из форм внеклассной и внеурочной работы является экскурсия.

В энциклопедическом словаре дается такое определение экс­курсии: «коллективное посещение в общеобразовательно-воспи­тательных целях достопримечательных мест, исторических памят­ников, музеев, производств и т.п.».

В кратком словаре иностранных слов: «экскуррия — коллектив­ное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т.п., поездка, прогулка с общеобразовательной, научной, спортивной или увеселительной целью; группа лиц, совершаю­щая такую поездку, прогулку».

«Экскурсия — это форма общественно-просветительской ра­боты, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения», — заключает свои рассуждения один из осно­вателей экскурсионного дела в нашей стране В. А. Герд.

А. Ф. Родин и Ю. Е. Соколовский определяют экскурсию как осо­бую форму совместной деятельности учителя и учащегося по изу­чению предметов и явлений действительности в естественных ус­ловиях (исторические места, предприятия и т.п.) или в музеях, на выставках.

Все эти расхождения в определении сущности экскурсии но­сят неслучайный характер. Они вызваны задачами, которые ста­вились перед ней и ее содержанием.

Школьные экскурсии выполняют те же функции, что и уроки: обучающую, воспитывающую, развивающую. Вместе с тем экс­курсии по сравнению с классными занятиями имеют ряд преиму­ществ. Они позволяют сблизить методы обучения и методы науч­ного исследования — экскурсию можно рассматривать как аналог научной экспедиции.

В то же время на практике мы видим, что количество экскур­сий по сравнению с классными уроками незначительно — обыч­но не более трех—пяти в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты можно наблюдать в окрестностях школы, сво­его населенного пункта.

Кроме того, проведение экскурсии связано с определенными организационными трудностями: проведению экскурсии может помешать погода; в городских школах при проведении экскурсий часто необходим транспорт; экскурсии, как правило, занимают больше времени, чем время, отводимое на урок, да и сама подго­товка к экскурсии часто требует от учителя большего времени, чем подготовка к уроку. Для начинающих учителей, студентов- практикантов проведение экскурсии часто связано с трудностями управления классом (поддержания дисциплины).

Дети часто воспринимают экскурсию как прогулку, на кото­рой можно вести себя свободнее, чем на уроках. Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экс­курсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира.

В зависимости от местонахождения и условий изучения объек­та можно выделить четыре в и д а внеурочных экскурсий.

1. Внемузейные — к объектам, наблюдаемым в естественных ус­ловиях;

2. Музейные — в специально созданные хранилища историче­ских документов, памятников материальной и духовной культу­ры;

3. Комплексные — сочетающие в себе в пределах той или иной изучаемой темы наблюдение объектов и явлений в разных условиях;

4. Краеведческие — по местному краю. Они могут быть и музей­ными, и внемузейными, и комплексными. Вместе с тем краевед­ческая экскурсия имеет одно существенное отличие: она всегда строится на местном материале, знакомит с фактами и события­ми, имеющими главным образом локальное значение.

Экскурсии можно подразделить на вводные и заключи­тельные.

Цель вводной экскурсии — получить непосредственные пред­ставления об изучаемых объектах для последующего их развития и обобщения в условиях классных занятий (выдерживается принцип «от живого созерцания к абстрактному мышлению»). На этой же экскурсии собираются материалы для их последующего использо­вания на классных занятиях при изучении соответствующей темы.

Остаются в силе и другие названные выше дидактические цели вводных занятий: мотивировка учения, возбуждение интереса к изучаемому вопросу и т. п.

Цель заключительной экскурсии — закрепить полученные зна­ния. Заключительная экскурсия проводится в конце изучения темы или всего курса. Например, при изучении темы «Основание Пе­тербурга» может быть проведена экскурсия «Петровский Петер­бург». Она может быть как вводной, и тогда главной целью ста­новится создание первоначального образа Петербурга времен Пет­ра I, так и заключительной — целью данной экскурсии является закрепление наглядного образа Петровского Петербурга. И если на вводной экскурсии главную роль играет учитель, он рассказы­вает, ориентирует учащихся в новом пространстве, то на заклю­чительной экскурсии функции учителя сводятся к заставкам, уг­лублению материала и обобщению, большое внимание должно быть уделено диалогу: учитель спрашивает — ученик отвечает, уточ­няет, он как бы закрепляет свои знания на основе непосредствен­ного восприятия города.

Задачи вводной экскурсии: образовательная — познакомить учащихся с историческими памятниками Санкт-Петербурга; раз­вивающая — стимулирование моторной и зрительной памяти при соотнесении слова учителя и образа объекта; воспитательная — осознание уникальности Санкт-Петербурга, бережное отношение к его наследию.

Задачи заключительной экскурсии: образовательная — закрепле­ние и углубление аудиторно полученных знаний; развивающая — формирование умения переносить аудиторно приобретенные зна­ния на реальный объект; воспитательная — осознание уникаль­ности Санкт-Петербурга, пробуждение таких чувств, как гордость за свой город, бережное отношение к его наследию, сопричаст­ность его судьбе, уважение к предкам и согражданам.

На вводной экскурсии вся деятельность — показ, рассказ, опи­сание, характеристика, справка — ложится на плечи учителя.

На заключительной экскурсии беседа и показ (анализ) сопро­вождаются беседой (используется серия наводящих вопросов).

Вводную и заключительную экскурсии отличает друг от друга разный уровень познавательной деятельности учащихся.

На вводной — воспроизводящий уровень, на заключительной — три уровня: воспроизводящий, частично-поисковый (идет строи­тельство, расскажите, что нужно сделать рабочему), исследова­тельский (представьте, что сфинксы заговорили).

Также различают экскурсии те к у щ и е и тематические.

Текущие экскурсии проводятся параллельно с классным изу­чением соответствующей темы. Чаще всего это предметные экс­курсии, посвященные какому-то одному вопросу.

Тематические экскурсии предполагают раскрытие содержания определенной темы учебного курса посредством наглядного изу­чения данного объекта или предмета. Тематические экскурсии могут вводиться в курс по желанию учителя в соответствии с решаемы­ми им задачами. Например, при изучении темы «Стрелка Василь­евского острова» целесообразно данный урок провести в форме экскурсии, так как все изучаемые объекты сохранились, этот факт позволяет сформировать реальный образ изучаемого объекта. Мо­гут быть проведены экскурсии по теме «Петропавловская крепость»: «Город в городе»; «Неужели эта крепость вправду крепостью была?» (рассказ о крепостных сооружениях); «Политическая тюрьма» (рас­сказ о Трубецком бастионе и Секретном доме).

На данном примере видим, что любой объект городской среды на тематической экскурсии может быть представлен, так как это­го требует непосредственно урок.

При всех различиях между экскурсиями организация каждой из них складывается из ряда общих этапов и видов работ:

1) определение темы и цели экскурсии;

2) выбор места и объектов для изучения;

3) разработка маршрута и подробного плана заключительной экскурсии;

4) знакомство с местами, которые предстоит посетить;

5) подготовка учащихся к экскурсии;

6) постановка групповых и индивидуальных заданий;

7) непосредственное проведение экскурсии;

8) закрепление и оформление собранного материала.

В основном методика проведения внеурочных экскурсий та же, что и учебных.

Предварительная подготовка к экскурсиям, как и к урокам, начинается при составлении перспективного плана, где указыва­ются темы экскурсий, определяются их места в системе других учебных занятий. Каждый из общих этапов организации требует от учителя тщательной и серьезной работы в выборе маршрута, времени экскурсии, в отборе объектов изучения, содержания ма­териала, возможности для отдыха детей и приемов организации деятельности детей на экскурсии. Желательно, чтобы учитель пред­варительно прошел намеченный маршрут, определил примерное время, затрачиваемое на движение, изучение объектов, отдых детей, определил задание для практических и творческих работ. Например, это может быть выполнение групповых и индивиду­альных заданий. В первом случае, еще в подготовительный период класс делится на группы (команды, бригады, звездочки). Учитель предлагает задания на внимательность, по сбору информации, по фиксации результатов наблюдения (зарисовки, фотографирова­ние, отзывы) для их последующего использования на уроках. Учи­тель предлагает задания по подбору стихов, разгадыванию зага­док, решению проблемных вопросов. Ведущими критериями от­бора материала должна стать яркость, образность материала, он должен быть интригующим, пробуждающим интерес к последую­щим урокам. Недопустима перегрузка материала излишними под­робностями. Сообщаемые факты должны работать на создание образа. Необходима правильная расстановка в содержании акцен­тов, соответствующих воспитательным задачам.

H. К. Крупская подчеркивала, что «экскурсии имеют громад­ное значение, но только в том случае, если они хорошо подготов­лены, а не выражаются в простом времяпрепровождении и про­сто в увеселительной прогулке».

Для учителя, в том числе и учителя начальной школы, остаются полезными советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции еще в 1920 г. и оформленные в виде «десяти заповедей экскурсионного дела».

I. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и со­ставь план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными воп­росами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слу­шать.

10. Закрепи экскурсию последующей проработкой материала.

При соблюдении этих правил организации экскурсии проис­ходит познание окружающего мира учащимися, расширение их кругозора, обогащение знаниями, развитие нравственных качеств личности.

В традиции российской школы — «создать ребенку социальную ситуацию развития» (Л. С. Выготский), среду общения, поле дея­тельности, которое невозможно заменить даже интересным уро­ком, чем и является внеурочная работа по обществознанию.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что обозначает термин «внеурочная работа»?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Источник

Оцените статью