Экскурсия по особняку рябушинского

28.03. Удивительная экскурсия «Вальсы с городом архитектора Фёдора Шехтеля» с экскурсией в особняке Рябушинского

Мы приглашаем вас на прогулку по центру Москвы вместе с самым романтичным архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем , выходцем из немецкой семьи, но поистине русским архитектором, творениями которого мы не перестаем любоваться и в наши дни.

Не зря самые лучшие из архитектурных шедевров зодчего уже давно облюбовали правительственные учреждения и посольства. По ходу маршрута экскурсии мы познакомимся с удивительной судьбой архитектора и его семьи, узнаем о его дружеских знакомствах и сплетениях знаменитых семей, пройдемся по одному из самых красивых районов московского центра, где сосредоточено множество объектов, непосредственно связанных с Ф.О. Шехтелем. В финале прогулки участников ждет подробная полная экскурсия внутри роскошного особняка С.П. Рябушинского, на которой вам открою секреты необычной символики дома, старообрядческой молельни и уникального почерка Шехтеля.

Купить билет на 28 марта в 14:00

В программе путешествия:

* Семейные истории. Удачный для семьи манифест императрицы или как предки Шехтеля оказались в России. «Если бы не он» — родственник семьи, друг П.М. Третьякова, который осуществил судьбоносную помощь семье будущего архитектора. Женитьба Шехтеля женитьба на двоюродной племяннице или как двоюродная сестра стала тещей. Почему сын Шехтеля взял фамилию матери в 1915 году? Где и когда Франц Альберт Иосиф Шехтель официально превратился в Фёдора Осиповича. Знаменитый внук и другие интимные семейные истории.

* «Недоучка» и академик. Как человек с незаконченным высшим образованием стал академиком архитектуры, председателем Московского Архитектурного Общества и читал лекции в том училище, которое не смог окончить? Ученики Шехтеля, творения которых часто путают с авторством мастера. Доходный дом, где архитектор дважды арендовал квартиры и занимался с учениками с утра до вечера.

Читайте также:  Далай лама цитата путешествие

* Художник и оформитель. Театральные афиши, художественные альбомы, виньетки, рисунки в журналах, книжные обложки – образец удивительного таланта и трудоспособности Шехтеля. Первые самостоятельные успехи на архитектурном поприще. Уникальные работы Шехтеля для коронационных торжеств Александра III и Николая II.

* Дом приемов МИД РФ или особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке. Авангардное решение Шехтеля при постройке особняка и первая серьезная постройка в неповторимом «шехтелевском» стиле. Роскошные внутренности в изящной шкатулке — утонченность и высокий стиль. На что был прежде ориентирован особняк. Семейные перипетии четы Морозовых. Как владельцем особняка стал М.П. Рябушинский и что ценного там хранил.

* Два собственных дома Шехтеля – удивительный неоготический особняк, в котором ныне обитает посол Уругвая в России, и сдержанно-строгое здание на Большой Садовой. Устройство, жизнь и быт в последнем собственном доме архитектора. Кому он достался в дальнейшем? Кто в нем обитает сегодня? Почему Шехтель строил для всех богатейших людей России, а остался нищим. О чем он просил своего друга незадолго перед смертью?

* Модерн, неоготика, неоклассика и прочие стилевые приёмы уникального архитектурного почерка Ф.О. Шехтеля. Примеры самых разнообразных архитектурных стилей в работе зодчего. С чего началась любовь к модерну и где впервые применил этот стиль Шехтель. Удивительный замок типографии А. Левенсона и шикарные производственные корпуса, где ярко проявился стиль моден.

* Особняк С.П. Рябушинского – чудо, сотворенное в камне. Расшифровка символики таинственных деталей внутри особняка. Значение лестницы, светильников, капители, зеркал, витражей, ширм, росписей и дверных замков. Вода и суша или христианский мистицизм? Как относился к этому дому первый хозяин и его «преемник» Максим Горький? Тайная старообрядческая моленная , оформленная Шехтелем. Волшебная символика моленной – рыбы, виноградная лоза, монограмма, вертоград и другие чудеса.

Ведет экскурсию — руководитель проекта, журналист, писатель, автор фильмов и публикаций о Ф.О. Шехтеле Наталья Леонова и научный сотрудник Института мировой литературы РАН.

Продолжительность — 2,5 часа.

Место встречи — в районе метро «Маяковская» (точное место встречи сообщается накануне экскурсии смс-сообщением).

Стоимость участия в экскурсии с посещением особняка:
80 0 рублей;
650 рублей — для пенсионеров, школьников, студентов дневных отделений при предоставлении удостоверения.

Источник

Особняк Рябушинского С.П.

Особняк Рябушинского С.П., о котором сегодня пойдет речь, заслуживает внимания сразу по нескольким причинам. Во-первых, это одно из красивейших зданий нашей столицы, великолепный образец московского модерна. Во-вторых, это один из немногих объектов, дошедших до нас в достойном состоянии и в изначально задуманном композиционном единстве внешнего облика и внутренних интерьеров. И в-третьих, что немаловажно для нас, он легко доступен для посещения. Располагается этот красивый двухэтажный особняк в самом начале Малой Никитской улицы, около площади Никитских ворот.

Вид на особняк Рябушинского С.П. с ул.Малая Никитская

Построен особняк Рябушинского в начале прошлого века, в 1900-1903 гг., архитектором Федором Шехтелем для Степана Павловича Рябушинского — известного предпринимателя, банкира, коллекционера и мецената, один из сыновей многочисленной семьи Рябушинских. Поднялась династия Рябушинских на ткацком производстве, постепенно расширяясь и осваивая смежные отрасли, к 1917 году она владела паями и акциями банков, лесопромышленными и металлообрабатывающими предприятиями. Хозяин особняка Степан Рябушинский вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, впоследствии Завод имени Лихачёва.

После 1917 года особняк сменил множество хозяев: здесь были разные госучреждения, издательство, детский сад. С 1931 года в доме, после возвращения на родину, жил с семьей писатель А.М. Горький. С 1965 года в особняке размещается дом-музей А.Горького. С одной стороны, пребывание здесь знаменитого пролетарского писателя и открытие его мемориального музея во многом послужили сохранению особняка, а с другой стороны, явились причиной значительных изменений в интерьере, о которых я ещё упомяну.

Вид на боковой фасад особняка

Перед началом осмотра важно запомнить, что архитектор Федор Осипович Шехтель разрабатывал проект здания после подробного и длительного обсуждения с заказчиком и во многом идеи, мотивы, заложенные в оформление особняка, отражают желания заказчика, продиктованы его мироощущением и настроением. Планировочная структура особняка Рябушинского, его внешнее и внутреннее оформление – всё наполнено глубоким смыслом и символизирует мироустройство. Одна из основных идей, воплощенных в архитектуре здания, – жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. И вот в развитие водной, морской тематики на улице нас встречают завитки ограды

которые складываются в завораживающую ритмику бегущих волн

Обратите внимание на индивидуальные форму, размер и рисунок переплетов каждого окна на главном фасаде

Окно балкона над входной дверью

На боковом фасаде окна также разнообразны по форме, размерам и рисунку оконных рам

Кстати, готовя этот материал, я с удивлением узнала, что Ф.О.Шехтель был хорошо знаком с испанским архитектором Антонио Гауди, они не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше, можно предположить, что он был в чем-то авторитетом и вдохновителем для Шехтеля. По крайней мере, в фантазийных образах и пластических решениях обоих есть что-то общее. Продолжим рассматривать наш московский дом. Крыльцо бокового фасада выходит в окружающий особняк садик. Необычные проемы крыльца придают ему мощный, основательный вид, что перекликается с брутальными формами бокового балкона. Обратите внимание на решетку крыльца, напоминающую рыбью чешую (мотив водной стихии!), и вычурные кронштейны под сильно выступающим карнизом

Во внешнем облике особняка Рябушинского привлекает внимание широкая полоса мозаики в верхней части здания с изображением орхидей

Как вспоминал сын архитектора, Ф.О.Шехтель сам делал эскизы с живых цветов с разных углов зрения в натуральную величину. Кроме того, в солнечную погоду мозаика играет особым образом за счет золотистой смальты, вкрапленной в рисунок.

Вот эти калитка и дверь парадного входа закрыты для посетителей, но представим, что мы входим в особняк через них, то есть так, как задумывал архитектор

Парадный вход в особняк

Мы попадаем в прихожую

Обратите внимание на ручки входной двери: такое изящное решение предохраняет стекло от ударов (в те времена не было ударопрочных технологий) и соответствует общей пластической стилистике здания.

Следует упомянуть, что архитектор разрабатывал каждую деталь интерьера, вплоть до обоев, паркета, светильников и дверных ручек. К сожалению, до нас не дошла мебель и почти не сохранились авторские светильники, а вот в честь дверных ручек хочется складывать оды, настолько они гармонируют с соответствующим помещением, неизменно удобно ложатся в руку и при этом неиссякаемо разнообразны. Далее мы ещё неоднократно убедимся в этом.

От входной двери мы видим витраж с изображением пейзажа. Это панно таинственным образом меняет свой облик при взгляде на него с разных точек и в течение дня может выглядеть утренним, дневным, вечерним и ночным. Запомните теплые осенние оттенки с этой фотографии, потом мы увидим витраж по-другому

Витражное панно в вестибюле особняка

Парные светильники на фото – это видимая часть великолепной фантазии Шехтеля. Дело в том, когда в особняк въехал М.Горький, возникла проблема с размещением книг его огромной библиотеки. Для книг по всему дому расставлялись шкафы, вот и в вестибюле прихожей были сооружены эти два парных шкафа, которые разделили пространство и скрыли от глаз вот такие ажурные перегородки, напоминающие одновременно и крылья бабочки, и силуэт богомола (фото начала ХХ века)

Фотография парадного вестибюля особняка

Из прихожей двери ведут в кабинет хозяина, в мужскую гостиную и в холл с лестницей – в последний мы и направимся.

Здесь находится идейно-композиционный центр особняка — величественная парадная лестница в форме волны из светлого серо-зеленого эстонского мрамора высотой 12 метров. В общей структуре дома лестница выступает как символ духовного восхождения человека, спираль её пенного кружева – как символ бесконечности развития. Внизу подводный мир, темная бездна, а человек движется вперед, выше, поднимаясь ближе к Солнцу и Богу не только физически, но и духовно.

Шкафы вдоль лестницы, которые вы видите на фото, — это опять-таки дооборудование при А.М. Горьком. Изначально они не предусматривались и по факту утяжеляют интерьер, значительно искажая первоначальный замысел архитектора. Мысленно выкиньте их из вида и полУчите вздыбившуюся кипень пенного вала на фоне стен цвета зеленоватой морской воды.

В начале лестницы, на гребне волны, установлен светильник, который при взгляде снизу похож на осьминога, при движении по лестнице преображается в медузу, а сверху напоминает панцирь черепахи

Вид на светильник лестницы со 2-го этажа

Вообще, на лестницу можно смотреть с разных точек и она будет раскрываться каждый раз по-новому

На фото вверху обратите внимание на панно – помните, я просила запомнить его теплую осеннюю гамму — а здесь уже другие оттенки и другое впечатление от пейзажа. Также обратите внимание на мраморную лавочку в основании светильника – это не только милая вещица безупречных форм, но и повод для инженерных изобретений. Чтобы не замерзнуть на холодном мраморе, рядом с ней расположено окошко в виде раковины, сквозь решетку которого шел поток теплого воздуха по принципу камина.

С уважением посмотрите под ноги – паркету 100 (сто. ) лет. И на паркете опять-таки волна, отсылающая нас к образам морской стихии

Мы не будем пока подниматься по лестнице, а пройдем по комнатам первого этажа. И первое, куда радушные хозяева приглашали гостей – это гостиная

Эта комната понесла значительные утраты: по просьбе А.Горького был разобран уникальный белоснежный камин знаменитого каррарского мрамора с изображением женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Вот на фотографии начала прошлого века можно увидеть как это выглядело первоначально. Ещё обратите внимание на вид из гостиной через арку на лестницу в холле – таков был замысел архитектора, а сейчас он искажен – арка закрыта дверями и портьерами

Гостиная (фото начала ХХ века)

Мы же можем полюбоваться окном — рисунком рамы, свободой взгляда в сад …

…стильным оформлением дверей

А такие двери ведут из гостиной в следующую комнату, так называемую мужскую гостиную или, как её называли при А.Горьком, библиотеку

Они выполнены из грушевого дерева и замечательны изящной резьбой

Ручка этой двери соответственно элегантна

Вот так оформлено обрамление дверей со стороны мужской гостиной. Обратите внимание на лепнину потолка: тут и мелкие листья, похожие на ряску, и улиточки

Вообще, потолок мужской гостиной впечатляет оригинальностью и прихотливым декором. Изгибы лепнины вокруг живописного панно с желтыми хризантемами повторяют рисунок оконного переплета. Посмотрите также на карниз для оконных портьер – какая причудливая фантазия, какая изящность линий и безупречность воплощения!

Напомню, что мы на первом этаже особняка, то есть на нижнем, водном, уровне, и болотная ряска, улитки и хризантемы напоминают нам о прудах и речках, выступая как своеобразная интерпретация этой темы

Ручка двери из вестибюля в мужскую гостиную похожа на морского конька

На следующем фото справа видна вытяжка – след спланированной изначально системы обогрева и вентиляции дома. А мы через такую вот дверь идем далее, через входной вестибюль в парадный кабинет хозяина

Парадный кабинет, в отличие от ранее виденных помещений, решен в более брутальном стиле, чем-то напоминающим скандинавский. Это было рабочее место С.П.Рябушинского, где он работал и принимал деловых посетителей. По дошедшим до нас сведениям рабочий стол в кабинете имел подковообразную форму, что перекликалось с формой окна

Соответственно назначению здесь более лаконичное оформление потолка…

…с брутальными косяками и более строгой резьбой

В кабинете есть угловой камин (мебель инородная и появилась позднее, при А.Горьком)

Внимание привлекает вот такое окно с витражом. Окно декоративное, межкомнатное. Изображение на нем можно толковать по-разному: здесь вроде и горы, и человек, чьё лицо скрыто от нас, а сам он как будто сливается с природой. В шкафах расставлена коллекция восточной миниатюры из слоновой кости, которую много лет собирал А.Горький

В кабинете есть ещё такое маленькое, словно игрушечное окно, на боковой стене здания

Здесь так же мастерски выполнены оконные рамы сложной формы

И своя форма дверных ручек, на этот раз с листами лавра

Следующее помещение – малый кабинет или приёмная, где посетители ожидали перед тем как пройти в парадный кабинет. При А.Горьком эта комната была превращена в его спальню, так как писателю тяжело было подниматься на второй этаж. Здесь ничего не осталось от первоначального оформления, даже шкаф стоит, загораживая витраж и искажая тем самым первоначальный замысел архитектора

Далее, совершив круг по первому этажу дома, мы выходим к лестнице-волне, обходим её и начинаем пониматься, любуясь дивным резным парапетом, уходящим в бездну лестничного витража

На площадке лестницы между этажами в небольшой нише у витражного окна устроены друг против друга такие диванчики для отдыха

Но нам некогда останавливаться, мы продолжаем движение и спираль лестницы остается за нами

Вид на лестницу с верхней площадки

Восхождение по лестнице – как путь из мира подводного в мир земной. А на земле нас ждет множество проблем, бесконечное противостояния добра и зла. И как предупреждение и олицетворение этого вечной борьбы на втором этаже встречают нас отвратительные саламандры – символ темных сил зла — и прекрасные лилии – символ чистоты и добра. Они переплетаются в композиции на капители одинокой колонны темно-красного мрамора при входе на второй этаж

По первоначальному плану первый этаж предназначался для приема гостей, а второй этаж отводился под жилые комнаты хозяев: там располагались спальни, детские, ванна, будуар. Сейчас бОльшая часть комнат второго этаж закрыта для посещения – их занимают служебные помещения музея. В бывшей детской представлена экспозиция, посвященная жизни А.Горького. Из интерьеров здесь ничего не сохранилось. Мы можем только рассмотреть оригинальный переплет окна с растительным узором…

…увидеть сохранившуюся ручку на межкомнатных дверях

На лестничной площадке второго этажа сохранилась оригинальная дверь

Здесь опять-таки свой, неповторимый, рисунок дверных ручек

В особняке есть ещё одно помещение, доступное для осмотра – это молельня. Дело в том, что Рябушинские были старообрядцами, а до 1905 года старообрядцы подвергались гонениям, молится в открытую им было небезопасно, поэтому и была устроена в доме, построенном до 1904 года, старообрядческая молельня. Кстати, только готовя этот материал, я узнала, что хозяин дома, Степан Павлович Рябушинский, был видным деятелем и крупным жертвователем религиозной общины Рогожского кладбища, о котором я рассказывала в одной из предыдущих статей. На Рогожском кладбище были захоронены родоначальники клана Рябушинских, но их могилы не сохранились до наших дней.

Сам же Степан Павлович собрал самую большую в России коллекцию икон, художественно-историческую ценность которой специалисты оценивали очень высоко. Коллекция находилась в этом особняке, более того, здесь же была организована реставрационная мастерская, где шло восстановление икон.

Сейчас в молельню, расположенную в мансарде, фактически на третьем этаже, посетителей водят через отдельную узкую крутую лестницу

А по замыслу архитектора путь к ней был незаметен и вел со второго этажа вот через этот узкий проход по галерее (шкафов там не было). Исходя из общей идеи особняка, путь к высшим духовным ценностям труден и тернист – поэтому узка галерея. Дорога к нравственному совершенству пролегает из тьмы, из пучины мрака наверх, к свету, к солнцу – поэтому оттенок лестничных стен сменяется на более светлый и по стене горизонтально идет яркий орнамент как солнечный блик на воде

Далее дорога в моленную комнату пролегала вот за этим витражом. Это окно не ведет сразу на улицу, за витражом есть проход, незаметный для непосвященного – ведь молельня тайная. Кстати, обратите внимание на рисунок решетки балкончика – здесь уже можно увидеть некие мотивы МХАТовской чайки – ведь именно Ф.Шехтель придумал и предложил этот образ, ставший символом театра.

Ну а мы, совершив весь путь, символизирующий духовное восхождение человека, попадаем в высшую точку малого космоса особняка – в молельню

Стены и купол покрыты сплошной храмовой росписью. Здесь все исполнено глубоким символизмом, нет ни одной бессмысленной детали. Треугольники на своде купола …

…и тройное окно символизируют принцип триединства в христианстве. Буквы в росписях по бокам окна тоже зашифровывают основные понятия христианства

Помещение в плане квадратное, потолок – с круглым купольным сводом, и на образующихся четырех парусах свода священные христианские изображения

Иконостас и алтарь были утрачены после революции, но на полу сохранился паркет, рисунок которого изображает солнечные лучи, расходящиеся от алтарной зоны

Достигнув высот, возвращаемся на землю. В заключение хочу обратить внимание, насколько с соблюдением общего стиля особняка выполнены даже двери черного хода: уличная, через которую сейчас осуществляется вход в музей, и внутренняя, тамбурная.

Как попасть в особняк С.П.Рябушинского

Официальный адрес особняка – ул.Малая Никитская, д.6. Пешком лучше идти от станций метро Тверская и Пушкинская, но можно также добраться от Баррикадной и Арбатской Филевской и Арбатско-Покровской линий

Обратите внимание: вход в музей со двора, заходить надо с ул.Спиридоновка через калитку, т.е. подойти к дому с обратной стороны.

Музей работает со среды по воскресенье с 11.00 до 17.30, понедельник и вторник – выходные дни. Последний четверг каждого месяца – санитарный день.

На протяжении многих лет вход в музей был бесплатный, но, посетив его в 2016 году, узнала, что вход стал платным — 150 рублей, для студентов – 50 рублей. Фотосъемка стоит 100 рублей. Для сохранности интерьеров в обязательном порядке просят надеть: либо бесплатные войлочные огромные тапки шлепанцы, либо бахилы за 10 или 50 рублей, не могу вспомнить точно. Войлочные тапки очень неудобны, особенно на лестнице. На бахилах можно сэкономить, принеся их с собой, по крайней мере, при мне на это не ругались.

Очень важный момент – время года для посещения. Для данного объекта характерна общая для многих московских зданий болезнь – нерегулируемые зеленые насаждения. В период листвы они не позволяют в полной мере рассмотреть внешний облик особняка, особенно боковой фасад. С другой стороны, в пасмурные дни затруднена съемка интерьеров, потому что освещение в помещениях неяркое, щадящее. Так что выбирайте сами, вы все равно не пожалеете о своей встрече с такой изысканной красотой.

Источник

Оцените статью