Театрализованная экскурсия в Русскую избу
материал (краеведение, 5 класс) по теме
Экскурсия знакомит учащихся с народными традициями и обрядами, с устройством русской избы, бытом крестьян.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_ekskursiya_v_russkuyu_izbu.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Праздник с элементами викторины «Русская изба»
— знакомство учащихся с народными традициями и обрядами, с устройством русской избы, бытом крестьян;
— воспитание любви к Родине, её историческому прошлому.
Оборудование: экспозиция «Русская изба»; атрибуты крестьянского быта, утварь; костюмы участников; музыкальные записи.
Звучит плавная приглушённая народная музыка.
Пританцовывая, из избы навстречу гостям выходит Хозяйка.
Ведущий : Здравствуй, хозяюшка! Гостей встречай, вон нас сколько много!
Хозяйка избы: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог – хозяину радость. Милости прошу. Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома, присаживайтесь, угощенья откушать да речи послушать.
Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо зимой, когда за окном мороз да вьюга снежные бураны крутят. А в избе — тепло и радостно. (Прикладывает ладони к изображаемой печке). Ох, хорошо!
Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки теплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. Печка — деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
Так весь день печка пыхтит-старается. Хлеб печет для всей семьи, сдобные калачики — для малых детушек. Печь избу согревает и освещает.
Голос из-за печки (ворчливо). Сама-то печка добрая, всем найдет кусок пирога да куриную ножку. А вот люди норовят сами все съесть, мне ничего не оставить.
Хозяйка . Кто это из-за печки со мной разговаривает?
Голос . Это я, запечный житель.
Хозяйка . Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?
Голос . Зовут меня — известно как. Зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?
Хозяйка . Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это, а?
Голос (обиженно). Вот уж напраслина, хозяюшка. Так я совсем обидеться могу.
Хозяйка . Обижаться не надо. Мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Правда, ребята? Тогда давайте дружно позовём его все вместе:
Приходи к нам домой!
Повторяем все дружно!
Приходи к нам домой!
Домовой : (неуверенно) Здра-сте, это вы меня звали?
Хозяйка . Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Наверное, каждый из нас впервые в жизни видит настоящего живого Домового. Проходи, Домовой, садись к печке — здесь тебе будет уютнее.
Домовой . Спасибо. Добрая ты, видать, хозяюшка. А как тебя зовут?
Василиса . Я — Василиса Премудрая, героиня многих русских народных сказок.
Домовой . И, правда — Премудрая. И меня в гости пригласила, и всех ребят научила, как это сделать. И сама какая красавица. (Торжественно.) Василиса Премудрая — ты хозяюшка чудная!
Василиса . Спасибо, спасибо. Да ты, видать, стихи писать умеешь?
Домовой . Да, умею.
Василиса . Вот будет славно, если ты нам прочитаешь твои стихи.
Домовой . Ну, так и быть — слушайте.
Дед хозяйственный такой —
Старый добрый Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой.
Чтобы мир был и лады —
Охраняю от беды.
Василиса . Прекрасные стихи. Давайте, ребята, еще раз похлопаем в ладоши, поблагодарим Домового. (Аплодирует вместе с детьми.) Скажи, пожалуйста, Домовой, значит, ты — запечный житель?
Домовой . Да, в каждом доме, где есть печка, должен обязательно быть Домовой. Он за печкой ухаживает, сковородки серебрит, да ночью, когда все спят, сладкие сны навевает.
Василиса . А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснется — все съедено. Говорят — Домовой доел. Потеряется в доме какая-нибудь вещь, опять говорят — Домовой утащил. Правда это?
Домовой . Да не проказники мы, а помощники. Поищет-поищет человек потерянную вещь, а когда найдет — вспомнит, что сам ее, когда разозлился, вчера вечером в угол бросил. Вот и запомнит — у каждой вещи в доме свое место должно быть. Чтобы ничего не терять и наутро головы не ломать. А насчет того, что мы лакомки, это правда — любим за хозяевами сковородки подчищать. Только от этого нас отучить легко — надо изредка оставлять нам возле печки блюдечко с водой и крупой. Поест Домовой, что ему оставили, тогда и хозяйкина еда целее будет.
Василиса . Зато, говорят, никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства.
Домовой . Это верно. Что посуда, что веники, что скатерти всякие — никто лучше нас в этом не разбирается.
Ведущий : Домовой, а как ты думаешь: хорошо ли знают домашнее хозяйство наши ребята?
Домовой . А вот мы сейчас это проверим. Я буду загадки загадывать, а отгадки надо показывть.
1. Плывёт паром, уголь в нём. (Утюг.)
Ведущий : Раньше утюги были тяжёлые, чугунные. Некоторые ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли, которые его нагревали. А чтобы утюг не остывал, им нужно было размахивать. В отверстия попадал воздух, и угли внутри вновь разгорались. (продемонстрировать)
2. Спинка есть – брюха нет,
Голова есть, да без мозгов,
Уши есть, да не слышит,
Ведущий : А ещё про этот предмет говорили:
Из липы свито дырявое корыто,
Днём заперто, а ночью открыто,
В лес идёт – клетки кладёт,
Из леса идёт – перекладывает.
Домовой : Правильно – это лапти.
Ведущий: Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть – головкой, ушками называли – петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ногах. Днём лапти на ногах – значит заперты. Ночью их снимали – открыты. Ещё про лапти говорили: «Весь в крестах, а почёта нету». А говорили так, потому что они быстро изнашивались, становились дырявыми. За год крестьянин изнашивал до 20 пар. Хорошо, что плести их в то время умел любой, да материал был рядом – лыко. Лыко – это тонко надранные ленты из липы. Получалось, что за лапти не надо было платить, поэтому носили их самые бедные люди. Недаром говорили: «На липу можно забраться разутым, а спуститься – обутым». Да и в сказках встречаются герои – Иван-лапотник, Иван-горемыка из лапотного лыка. Вот такая удивительная обувь была у наших предков.
Домовой : Ещё, ребятки, послушайте:
Без рук, без ног, на плечи скок,
Ни свет, ни заря пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)
Василиса . Вот с таким коромыслом хозяйки по воду ходили (показывает). Делали его из липы или сосны. Заготовку обрабатывали, а затем в воду опускали, в кипяток. После чего сгибали вручную. Получалась дуга, похожая на радугу. Такое коромысло было в каждой избе.
Домовой : Отгадайте последнюю мою загадку:
Новая посудина, а вся в дырках. (Корзина.)
Ведущий : А для чего нужны были корзины? (ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили в зимнее время мелкие предметы, носили в них бельё полоскать на речку, огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них, в корзинах даже перевозили почту ямщики).
— А из чего их плели? (из ивы, из ивового прута)
Василиса . Молодцы, ребята, хорошо знаете домашнее хозяйство, не хуже Домового. Правда, Домовой?
Домовой . Что, правда, то, правда. Молодцы! Но похвалите и меня (воображая).
Василиса . И тебя похвалим — уж больно твои загадки всем понравились, правда, ребята? И веселые они, и смешные, и умные были.
Голос из-за п еч к и (обиженно и растянуто). Бы-ы-ли, бы-ли, а про меня-то забыли.
Василиса (удивленно). Кто это опять к нам в гости пришел? Домовой, может быть, ты знаешь?
Домовой . Конечно, знаю, это мой ближайший сосед. Он тоже печку любит, спать на печке — его самое любимое занятие. Про него даже поговорка есть. Почему он гладок — поел и набок.
Василиса . Я думаю, ребята уже догадались, о ком идет речь. Это самое популярное домашнее животное. Любит тепло, молочко. А когда в доме печку ставят, для него специальный уголок в печке выкладывают. Называется он «печурка». А живет в этой печурке кто?
Выходит кот Мурлыка.
К о т . Кто, кто — кот Мурлыка. Слышу, больно разговор у вас приятный идет — о печке, о тепле, о домашнем уюте. А кто больше нас, котов, любит тепло да ласку. Погладили котика — он замурлыкал, дали ему молочка — снова песенку запел. Но, как говорится, для доброго обеда нужна и добрая беседа.
Василиса . Кот Мурлыка, расскажи сказку.
Кот (ворчливо). Вот еще. Приходил дед Овес, он и сказки унес.
Домовой . Правда, Кот, расскажи.
Кот . Вот вам сказка про гуся — вот она и вся.
Василиса . Наверное, он тоже хочет, чтобы мы вместе с ребятами его попросили?
К о т . Не надо меня просить. Я сам знаю, когда мне сказки сказывать. В речке щука да елец, вот и сказочке конец.
Василиса . Какой же конец, когда в твоей сказке еще и начала не было.
Кот . Начало? Пожалуйста. Жил был поп, у попа был двор, на дворе стоял кол, на колу висела мочала, начинай сказку с начала.
Домовой . Ой, кот, как ты всех нас запутал. Я уж и не пойму — где в твоих балагурных присказках начало, где конец. Расскажи-ка сказку про попа настоящую, смешную да длинную.
Василиса . Верно, Домовой. А мы с ребятами поддержим тебя. Просим, ребята? Дружно похлопаем в ладоши. (Аплодирует вместе с детьми.)
Кот . Ладно уж, так и быть — усаживайтесь поудобнее да слушайте. Я расскажу вам старинную сказку про то, как жадный поп работницу нанимал.
Кот Мурлыка ложится на лавку.
Кот : Вот как-то раз пришла к попу наниматься на работу девушка. Поклонилась она ему в пояс и спрашивает:
Д.: Скажи, батюшка, не нужна ль тебе работница?
П.: Нужна, нужна. Правда, работы у меня мало будет. Все только будешь спать и отдыхать.
Кот: Спрашивает девушка.
Д.: Спать да отдыхать? А я слышала, что прежнюю работницу ты так замучил, что она от тебя сбежала.
П.: От кого это ты слыхала?
Д.: Да люди говорят.
П.: Да мало ли что люди твои болтают. Говорю — работы мало, стало быть, так оно и есть.
Д.: Ну, а сколь мало-то, расскажи.
Кот: И стал поп рассказывать.
П.: Ну, вот слушай. Утром встанешь, как подобает по свету. Избу вымоешь, двор уберешь, коров подоишь, на луг выпустишь, в хлеву приберешь — и спи-отдыхай! Завтрак-утренник состряпаешь, самовар согреешь, семью мою завтраком накормишь — и спи-отдыхай! Потом с утра в поле работаешь, в огороде пополешь, коли зима — за дровами и а сеном съездишь — спи и отдыхай! Обед сваришь, пирогов напечешь, мы все обедать сядем, а ты — спи-отдыхай! После обеда посуду вымоешь, избу приберешь — и спи-отдыхай. Коли время летнее, так в лес по ягоды и по грибы сходишь, а коли по делам надо будет в город сбегать — сбегаешь, тут близко, и восьми километров не будет, а потом — спи-отдыхай! Из городу прибежишь, самовар поставишь, мы чай сядем пить, а ты — спи-отдыхай! Вечером коров встретишь, подоишь, корму им дашь — и спи-отдыхай! Ужин сваришь, мы его съедим, а ты — спи-отдыхай! Воды принесешь, дров к завтраку наколешь — и спи-отдыхай! Мы спать ляжем. А ты, весь день проспишь-проотдыхаешь, ночью-то поработаешь — попрядешь, поткешь, поешь — и спи-отдыхай! Ну, под утро белье постираешь, какое порвалось — зашьешь — и спи-отдыхай! Да ведь работать ты будешь не даром. Я тебе деньги большие платить стану. Каждый год — по рублю. Сама подумай: сто годов — сто рублёв! Богатейкой станешь!
Кот : Вот и сказочки – конец, а кто слушал – молодец!
Василиса . Ой, какой жадный поп! Как вы думаете, ребята, удалось ему нанять работницу? Конечно, нет, видно, девушка от него тут же сбежала.
Домовой . Он хотел, чтобы бедная девушка день и ночь задаром на него спину гнула.
Василиса . Хорошую сказку рассказал нам кот Мурлыка, спасибо.
К о т . Я доволен, доволен. (Мурлычет.)
Ведущий. Наши предки в старину и работали много, но и отдыхать весело любили, например, хороводы водили:
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Становитесь в хоровод.
(под русскую народную музыку)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут
хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра
— Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
Домовой . Как быстро время возле печки пролетело.
Кот . Потому что беседа приятная и компания хорошая.
Из далёкой старины все эти вещи к нам пришли.
Если в руки их возьмёшь и рассмотришь,
То поймёшь, для чего они нужны,
Чем полезны и важны, человеку раньше были,
Что за службу сослужили.
А теперь они в музее, чтобы мы на них смотрели
И гордились стариной, так как я и мы с тобой.
Источник
Урок — экскурсия «Русская изба»
Цель: знакомство детей с жизнью, бытом и обычаями русского народа.
Дать представление о некоторых характерных особенностях жизни русского народа, национальных традициях и обычаях убранства и украшения жилища, назначении бытовых предметов;
Воспитание у детей интереса к изучению своей страны, уважение к укладу жизни, быту своих предков, чувство общности со своими истоками.
Воспитание любви и уважения к истории русского народа.
Воспитание бережного отношения к музейным предметам и историческому наследию России;
Развитие познавательной активности и кругозора детей.
Душа народа, жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни.
Его ремёсла и наряды.
В чём суть его
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым,
Всё это отголоском отзовётся,
И близким станет и родным.
Сегодня я вас хочу познакомить с бытом русских людей, покажу, как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе, которая представлена в музее нашего детского дома!(слайд №2)
Похлёбкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да ткаными половиками
Гостей встречаешь ты всегда.
-А вы знаете, из чего строили избы? А избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. Не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, — от них у домашних будет «сухотка». Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет «буйное» дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В избе прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, чтобы сберегали тепло. (слайд №3)
Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой — его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.(слайд №4)
— А как вы думаете, какие были полы в доме? А полы настилали из половиц — половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах всегда было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками.
Как известно, в крестьянской избе была всего одна комната. Самое большое место в ней занимала что? Как вы думаете? Конечно, печь – добродетель матушка (слайд №5)
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи и хлеба, и калачи,
Каши и картошка и баранья ножка!
В крестьянском доме печь, играла главную роль: она и кормилица, и защитница от холода, и лекарь от болезней. Не случайно, печь, распространенный персонаж в русских сказках. На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Дети, забравшись на русскую печь, прижмутся к теплой лежанке да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки теплый жар струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. На печи спали, сушили зерно и травы, хранили вещи.(слайд№6)
Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек и валенок, в туесках хранили сушеную ягоду. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров. А еще в печке сжигали сор — по поверьям, его нельзя было выносить из избы. (слайд №7)
Печь — это очаг для приготовления пищи, а то место в печи, в котором разводили огонь и готовили пищу как называлась? Варочная камера называлась горнило. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду: щи, каша, картошка, блины. Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. Каждое утро на протяжении многих веков возникает в печи огонь, чтобы греть, кормить, утешать и лечить человека. С этим огнём связана вся жизнь. Родной дом существует, пока тёплый очаг, это тепло равносильно душевному теплу. (слайд №8)
Около печи навытяжку стоит железный ухват на длинной деревянной ручке. Ими ставили в печь и доставали из нее глиняные горшки и чугуны с пищей. Благодаря русской печке появилась посуда особой формы – горшки да чугунки. Какое интересное слово «чугунок». По весу он тяжелый, так, как сделан, был из особого вида металла – чугуна, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Пищу в старину готовили не только в чугунке, но и в глиняных горшках. В нем варили кашу, щи. Прямо в горшке блюдо подавали на стол. (слайд №9)
Вот красный угол.. . Здесь в киоте
Святые образа в венцах
И ризы в стёртой позолоте,
Лампады огонёк в глазах..
Самое почетное место в избе называлось красным или святым углом. Оно располагалось в переднем углу избы. Основным украшением Красного угла была божница с иконами и лампадкой. Все значимые события семейной жизни отмечались в Красном углу. В красном углу совершались ежедневные моленья, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «Красный» означает « красивый», «хороший», «светлый». Гости заходили в дом, немного наклонив голову, потому что дверные проёмы были очень низкие . Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. (слайд №10)
Под образами стоял обеденный стол с лавками.
У стола хватает дел.
Вот какой-то гость подсел.
Вот скатеркой накрывают и посуду расставляют.
Всех гостей он приютил.
В чашки чаю подливает.
Стол был особо почитаемым в избе, потому что за столом собиралась вся семья от мала до велика, чтобы рассказать, друг другу, как прошёл день, обсудить проблемы, покушать. Стол объединял всех. Каждый член семьи знал своё место за столом. Нарушать раз заведённый порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. В некоторых избах стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места. ( слайд №11, 12)
Наш семейный общий стол
Всех в общенье превзошел.
С нами вместе посидите.
А главный на столе был кто? Конечно, самовар.
В нём пылал когда-то жар,
В нём бурлил когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Что за свой рабочий век
Напоил он крепким чаем
Трудно представить себе нарядный стол без самовара. Самовар был вещью удобной, необходимой и даже престижной. Его изобрели в России в 18 веке. Он был незаменим для беседы и утешал в одиночестве. В домашнем кругу чаепитие было любимым способом времяпровождения. (слайд №13)
Традиция приглашения на чай известна на Руси с конца 18 века. «Пригласить на чай» или «пригласить на чашечку чая» означало «пригласить в гости». «На чашечку чая» обычно приглашали хороших знакомых или друзей дома. Приглашали, как правило, для беседы, во время которой или после которой устраивался непременно чайный стол – с чаем, печеньем, сладкими пирогами, ватрушками. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи. Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный, застольный разговор за чаем – национальная русская традиция. (слайд №14)
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Хозяйка всегда следила, чтобы все члены семьи ходили в чистой одежде. Раньше стирали в ручную – в корыто ставили стиральную доску, стирали щелоком, это березовую золу добавляли в воду, чтобы она была мягче, мыло пришло чуть позже. Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите!
Как он назывался? (Слайд №15)
Были бабушкины будни: после стирки канитель,
Утюга не знали люди, заменял его рубЕль.
Из берёзы, с краю ручка, два кирпичика в длину,
Снизу зубья — словно сучья, и кирпичик в ширину.
А к нему имелась «скалка», обмотаешь полотном,
И на верх рубЕль-каталку, это звалось утюгом!
По столу катали долго, не жалея сил и рук,
Правда мало было толку, это первый был утюг .
Влажную ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской — рубелем. (слайд №16)
Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами. Когда появилось электричество, появились и электрические утюги. (слайд №17)
Вечер. Полумрак в избе, лишь потрескивает светец. А знаете что такое светец? Светец был необходимой принадлежностью крестьян. Светец представлял собой деревянный или железный стояк, у него была металлическая развилка. В развилку вставлялась длинная, березовая лучина. В корытце наливали воду и в нее ставили светец. Обгоревший конец лучины падает в воду. В течение длинного, зимнего вечера приходилось постоянно поддерживать огонь, заменять сгоревшую лучину новой. Обычно на вечер рядом со светцом клался целый пучок длинной березовой лучины. Около русской печи обычно сохли березовые поленья, из которых щепали лучину для светца.(слайд №18)
А теперь посмотрим, как менялось освещение в доме: свечи – для них подсвечники, керосиновые лампы (для комнат, для улицы), а потом появилось электричество. (слайд №19)
Около печки, где больше тепла, под потолком крепилась, как вы думаете что? Да, это люлька. В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Когда малыша укладывали спать, ему пели колыбельную песенку. Если ребенок болел, то мама делала своими руками куклу-оберег на здоровье. Клала в колыбель или давала поиграть. И когда ребенок выздоравливал, она эту куклу сжигала. Считалось, что она взяла на себя всю болезнь. (слайд №20)
Птица счастья — резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев, изготовленная с помощью резьбы по дереву, без применения крепежных элементов и клея. По поверьям птица счастья приносит счастье в дом. Раньше такие птицы висели почти в каждом доме в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью. От движения теплого воздуха они вращались по кругу.
Все предметы обихода и одежды изготавливались руками людей. Работы было много у всех членов семьи. Мальчики помогали отцу по хозяйству, девочек с 6-7 лет приучали к домашней работе: вязанию, прядению. Свой труд люди уважали, трудились с душой. Я вам сейчас расскажу о ручной прялке, которая была в каждой избе. К широкой верхней части прялки привязывалась куделька — клок овечьей шерсти. Прялка ставилась на лавку, на неё садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. С кудельки вытягивается нить и накручивается на веретено, т.е. вертящеюся палочку. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы.(слайд №21)
В долгие зимние вечера крестьяне собирались в одной избе: вязали, пряли с песнями, шутками, хороводами. Такие вечера как назывались? А назывались они деревенские посиделки. А кто знает что такое посиделки? Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения. (слайд №22)
Источник