Экскурсия по селу разработка

Экскурсия «Путешествие по селу»
материал (старшая группа)

Программное содержание экскурсии: познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свое село.

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya_puteshestvie_po_selu.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по селу»

Программное содержание: познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свое село.

Скажите, пожалуйста вы любите совершать прогулки по улицам нашего села?

— Что такое улица? (дома, стоящие в ряд)

— Каждая улица имеет свое имя. Каждый дом имеет свой номер. Название улицы и номер дома – это адрес. Для чего существует адрес?

— Какие улицы нашего села вы знаете? Назовите свой адрес.

С детьми рассматриваются фотографии центральных зданий села, как ориентиров предстоящей прогулки.

Ход: Сегодня мы с вами будем путешествовать по центральной улице нашего села.

— Как называется центральная улица села Головчино?

По ходу следования к центральной улице воспитатель обращает внимание детей на названия прилежащих к ней улиц, делает акценты на изменение направления движения. («Сейчас мы идем прямо по улице, затем поворачиваем направо и попадаем на улицу», «Что вы видите справа от нас, слева, впереди и т.д.?»)

На, какие части делится улица?

Проезжая часть – дорога, по которой движется транспорт.

— Какое движение на этой дороге? (одностороннее или двустороннее). Как движутся автомобили?

Газон – это полоса озеленения вдоль проезжей части.

— Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу.)

— Какие деревья посажены на улице?

— Как нужно относиться к зеленым насаждениям?

Тротуар – это пешеходная часть улицы.

— Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? Какие знаки указывают нам, что здесь пешеходный переход? (На дороге нарисованы широкие белые полосы; знак у дороги, на котором нарисован шагающий человек).

— А если пересекается сразу много улиц, как называется это место? (Перекресток).

Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.

— На какой свет мы будем переходить дорогу?

— Вспомните правила поведения пешеходов на улице?

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для движенья. (С.Михалков.)

На нашем пути встречается много магазинов.

— Какие магазины вы видите справа от нас, слева?

— Вы часто с родителями ходите в магазины?

— Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины?

— Кто работает в магазине?

Воспитатель обращает внимание детей на территорию рядом с магазинами: озеленение, порядок, наличие урн для мусора.

Заглянем в один из магазинов? Напомните себе правила поведения в общественном месте.

Наше путешествие продолжается.

— Что это за учреждение слева от нас? А как вы узнали, что это аптека?

— Что мы в ней приобретаем? Зачем нужны в городе аптеки? Кто работает в аптеке? Давайте заглянем туда.

На обратном пути детям дается задание: называть все дома, которые им известны. При этом обращается внимание на строительный материал, из которого они сделаны, на цвет, форму и отличительные особенности.

Беседа после экскурсии.

— Какие здания встретились сегодня на нашем пути?

— Какие бывают дома?

— Из какого материала они изготовлены? Почему дома называют кирпичными, панельными, деревянными). Какие геометрические фигуры напомнила вам форма этих зданий? Давайте подумаем, для чего люди строят здания?

Детям предлагается схематичное изображение маршрута, на котором они размещают условные обозначения зданий, которые встретились им на пути следования.

Вечером родителям рекомендуется побеседовать с детьми об экскурсии, разделить детские впечатления, высказать свое мнение

Источник

Методическая разработка «Заочная экскурсия по родному селу Кильдюшево»
методическая разработка на тему

В сценарии представлено знакомство с достопримечательностями и народными традициями села Кильдюшево.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_zaochnaya_ekskursiya_po_rodnomu_selu_kildyushevo.doc 601 КБ

Предварительный просмотр:

«Заочная экскурсия по родному селу «Кильдюшево».

Выполнила : Долгова Людмила Николаевна

учитель начальных классов,

руководитель объединения «Юные краеведы»

В любом селе, городе есть свои достопримечательности или просто исторические места. Люди берегут их, хранят прошлое в памяти народной. Знакомство с историей своей родины – это всегда радость нескончаемого открытия нового в знакомом. Если мы любим свою страну, мы не можем не любить своей истории, даже если это история маленького села – это наша страница истории.

История мордовского народа насчитывает не менее двух тысячелетий. Сформировавшись в глубокой древности, мордва прошла длительный путь исторического развития, пережила многие исторические события и процессы, создала богатую, самобытную материальную и духовную культуру, сохранив ее и поныне (1). Раньше мордва были язычниками, и поэтому такое большое количество обычаев дошло до наших дней. Любой обрядовый праздник у мордвы – это всегда ярко, красочно и интересно. Подобные исследования актуальны потому, что в современных условиях сфера использования традиционной обрядовой культуры в быту постоянно сужается. Многие ее элементы давно исчезли или находятся на грани исчезновения, сократилось число носителей обрядности. Хранителями ее традиционных форм преимущественно являются люди старшего поколения, с их уходом может навсегда исчезнуть народная культура. Поэтому необходимо зафиксировать и оставить в памяти последующих поколений традиционные обычаи и обряды, вытесняемые из быта так называемой массовой культурой. Исследование праздничной обрядности мордвы позволит наметить пути сохранения и развития этнических ценностей, что представляется особенно важным в современных условиях, когда именно духовная культура (в том числе и ее обрядовая сфера) стала одним из важнейших символов этноса. Культурно-историческое наследие мордовского народа – многообразно, а по некоторым своим компонентам — уникально. Сохранность мордовской культуры и ее историческое многообразие – один из гарантов развития и сохранности как российской, так и мировой культуры.

У каждого населенного пункта есть своя история, своя тайна, своя изюминка. Одни из них прославились тем, что когда то в них происходили важные исторические события, другие тем, что в них когда то происходили важные события, третьи тем, что являются родиной знаменитых людей, ставшими известными благодаря кропотливому труду. Интересно, а за что наши жители могут похвалить своё село, сделать ему рекламу? И я решила создать заочную экскурсию по нашему родному селу Кильдюшево, рассказать людям о моей маленькой родине. Свой исследовательский проект я посвящаю юбилейному году села Кильдюшево – его 365-летию, которое мы будем отмечать летом этого года.

Цель данной работы: Показать культурно-историческое наследие нашего села.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

1 . Изучить достопримечательности села Кильдюшево, а значит:

— узнать, какие памятные места есть в моём родном селе;

— почему некоторые улицы получили такие названия;

— какими знаменитыми людьми богато наше село.

2. Создать заочную экскурсию по знаменитым уголкам нашего села

3. Показать празднование Троицы в нашем селе

Объект исследования : моя маленькая родина – село Кильдюшево.

Предмет исследования: культурно-исторические места села Кильдюшево.

Гипотеза: если есть славные места у большого города, значит, есть примечательные уголки и у моего родного села, которыми можно гордиться.

В ходе разработки виртуальной экскурсии по селу Кильдюшево был составлен план поисковой деятельности :

1) Выбрать исторические объекты показа во время экскурсии, так, чтобы они входили в кольцевой маршрут.

2) Провести интервьюирование со знаменитыми людьми села.

3) Посетить школьный краеведческий музей и собрать всю возможную информацию о памятных местах нашего села.

4) Найти недостающую информацию в книге П.А. Чекмарева «Есть на Волге городок…»

5) Описать празднование Троицы в нашем селе.

6) Обобщить материалы поиска, создать презентацию экскурсии и оформить альбом «Моё село Кильдюшево».

В исследовании применялись методы поиска, сбора и обработки информации, создания собственного иллюстративно-информационного творческого продукта деятельности.

  1. Основная часть.
  1. Приветствие участников экскурсии.

Welcome, dearfriends! — Здравствуйте, дорогие гости! — Шумбрат ши, кельгома ялгат! Мы рады встретить Вас на славной мордовской земле. Согласитесь, что есть особая прелесть в том, чтобы на несколько часов забыть о городской суете и шуме и пройтись по сельским улицам!

Сегодня я вас познакомлю с достопримечательностями и знаменитыми людьми нашего села. Наша экскурсия начинается с центральной части села, где рядом находятся школа, Покровский храм, обелиск Памяти павшим в годы Великой Отечественной войны и Братская могила односельчан, погибших в годы Гражданской войны 1918-1921 гг. Именно здесь чаще всего оказываются гости нашего села, если они путешествуют по нашему району на автомобильном транспорте.

Наша экскурсия продлится 2 часа, с перерывом на обед у участницы телешоу «Пора обедать» Клементьевой Зинаиды Петровны. После окончания экскурсии вы сможете побывать на праздновании Святой Троицы. Прошу вас быть активными, задавайте вопросы, возникающие у вас по ходу экскурсии.

Каждому мила своя сторона. Вот и нам мила своя родина – село Кильдюшево. Давайте пройдём по его улицам и узнаем, чем же славится наше родное село.

В книге Петра Александровича Чекмарева «Есть на Волге городок…» (2, с. 255) сказано: «Кильдюшево – село, по нынешним меркам, немаленькое. Его история начинается в 1648 году…», а, значит, в нынешнем году мы будем отмечать юбилей нашего села – 365-летие! В «Построельной книге города Симбирска того года значится, что «инорожцу – мордвину Паркайте Кедюшеву выдано пахотной земли в количестве 3000 четвертей» (1, с.24). По официальной версии, этот человек является основателем села.

Но существует и местное предание о возникновении Кильдюшева, в соответствии с которым поселение основал мордвин из племени мокша Кильдюш Дмитриевич. Дом его стоял особняком – на пригорке, возле леса. Откуда он пришёл – неизвестно. Умер Кильдюш Дмитриевич язычником. Мордва приняли крещение при Елизавете Петровне, хотя предание величает его христианским именем «Дмитриевич». Место, где предположительно был похоронен Кильдюш, называют «калмонь грива» (в переводе с мордовского «могильный курган»), оно находится в двух километрах к северу от села. Здесь, по всей вероятности, когда-то было кладбище. В 1757году после строительства в поселении церкви, по настоянию местного священника, прекратились поминки по Кильдюшу Дмитриевичу. Прежде, каждый престольный праздник, чуть ли не всё село отправлялось на его могилу, и там устраивались поминки по мордовскому обычаю с жертвоприношением: резали барана, кровь его сливали в яму, которую затем тщательно закапывали, мясо варили в котле, а кости сжигали на особом жертвеннике (2, с.256). Старожилы рассказывали: «Где-то в конце XIX века на могиле Кильдюша Дмитриевича лежал камень с надписью, но затем этот камень куда-то исчез».

Первый объект нашей экскурсии – школьный музей.

2.3. Школьный музей.

Создание музея в Кильдюшевской общеобразовательной средней школе началось в 2002 году. Под помещение музея была отведена комната на втором этаже. Главной задачей являлось всестороннее изучение истории родного края. Односельчане немедленно откликнулись на просьбу помочь с экспонатами для музея. Богатство собранного к сегодняшнему дню материала говорит о том, что была проделана большая работа. Руководила работой музея в течение этих десяти лет Л.Н. Врясова, учитель истории.7 декабря 2004 года двери музея распахнулись для посетителей. В 2008 году он прошёл паспортизацию и получил статус «школьного музея». В музее оформлено несколько экспозиций:

  • История села Кильдюшево.
  • История мордовского народа.
  • История создания колхоза в селе Кильдюшево.
  • Село в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  • Герои Советского Союза – наши земляки.
  • Послевоенный период.
  • Достойные сыны Отчизны.
  • Летопись родной школы.
  • Возрождение Покровского храма в селе Кильдюшево.

Следующей достопримечательностью села является Покровский храм.

2.4. Покровский храм.

Покровский храм строился в 2005-2006 годах на средства прихожан и благотворителей. Это здание построено на месте старинного деревянного храма, который был закрыт Советской властью в 30-ые годы ХХ века. После закрытия храма его помещения использовались под клуб, школу и другие цели. К началу XXI века остатки церкви представляли жалкое зрелище – полусгнившие бревенчатые стены без крыши, окон, полов и дверей. Перед началом строительства всё это пришлось разобрать. 20 декабря 2006 года, по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, состоялось освящение вновь построенного Покровского храма села Кильдюшево. Освящение совершили протоиерей Иоанн (Ткачук) Буинского округа, настоятель Троицкого собора г. Тетюши протоиерей Валентин (Кострин), настоятель Никольской церкви села Малое Шемякино иеромонах Александр (Егоров) и настоятель храма святой великомученицы Маргариты с. Альшихово Буинского района иерей Алексей Мошков (3).

Следующим объектом нашего внимания станет Братская могила.

Здесь похоронены те, кто отдал свою жизнь за власть Советов. «После Октябрьской революции 1917 года беднота требовала быстрейшего утверждения новой власти, становление которой с огромным подъемом происходило повсюду. Но в Кильдюшеве все ещё «правил» староста. Кулачество надеялось на возврат старой власти и развернувшуюся в стране гражданскую войну, грозилась «горло перегрызть» каждому, кто поддержит Советы. В селе, четко размежевавшемся на два лагеря – бедноту и богатеев,– жилось тревожно и напряженно.

К этому времени в Кильдюшево вернулся с военной службы во флоте моряк Александр Кузьмич Токин. Вокруг него сразу сплотился коллектив по-боевому настроенных, энергичных сельчан, готовых на все ради революции. Они развернули среди населения разъяснительную работу о задачах революционных преобразований в деревне, готовились к организации Советской власти у себя в селе.

В памятный день 10 марта 1918 года А.К. Токин и его товарищ В.Я. Лобанов начали обход села, а на завтра было намечено провести собрание сельчан, чтобы признать Советскую власть в Кильдюшеве. Первым, куда они зашли, был дом Ивана Петровича Мешкова, следующим – Николая Борисовича Калашникова. Каждому хозяину А.К. Токин задавал один и тот же вопрос: готов ли он идти с беднотой за Советскую власть? Так они прошли всю улицу и из каждого дома, который посетили, к ним присоединилось по человеку. На трех других улицах люди созывались в избы к Сергею Глазову, Матвею Канаеву и Якову Левштанову. За сборами и беседами день прошел незаметно, наступил вечер. В доме у Левштанова А.К. Токин и с ним не менее 70 крестьян засиделись допоздна. Вопросов у крестьян насчёт новой власти была много, на них требовалось ответить, и Александр Кузьмич не торопился.

Между тем кулаки не дремали. Они готовились действовать против организаторов Советской власти. Глубокой ночью к собравшимся ворвались пристав Лазарев, братья Илларион, Константин и Петр Пугачевы и вплотную подошли к столу, за которым в окружении крестьян сидел А.К. Токин. Пристав с угрожающим окриком выстрелил в него из нагана в упор. Токин упал, злодеи схватили его и вытащили на крыльцо. Все это произошло мгновенно. Следом за этим погасла висячая лампа, и в избу через окно влетела бомба. Она угодила в дыру (пол был дырявый) и взорвалась в подполье. Однако были убиты Василий Лобанов, Егор Лаврентьев, Борис Левштанов и домохозяйка Домна Левштанова, а Дмитрий Копылов, Емельян Герасимов и Тимофей Адамов получили смертельные ранения.

На другой день всех погибших активистов похоронили в братской могиле. Участников злодейского убийства кильдюшевских активистов так и не нашли, да и не до этого тогда было. Лишь в 1920 году в Кильдюшево из Симбирска прибыл красноармейский отряд. Командир отряда заинтересовался происшедшим здесь в марте 1918 года убийством и начал расследование. Кулака Кочнева и его сына арестовали. Суд состоялся на центральной площади села рядом с братской могилой Токина и его товарищей. Это был своего рода народный трибунал, на который собрались вместе с кильдюшевцами жители окрестных деревень. Никита и Тимофей Кочневы были приговорены к высшей мере наказания и тут же, на площади, расстреляны» (2, с.257).

Эта братская могила для будущих поколений осталась свидетельством страшного времени борьбы за власть, когда человеческая жизнь ничего не стоила. Мы никогда не должны забывать об этом и твёрдо уяснить, что все спорные вопросы нужно решать путём переговоров.

Рядом с Братской могилой находится Обелиск павшим героям Великой Отечественной войны.

2.6.Обелиск павшим героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

209 мужчин и парней из села Кильдюшево защищали свою Родину от немецко-фашистских захватчиков,124 из них погибли на полях сражений, многие вернулись ранеными. На гранитной плите обелиска высечены имена и фамилии кильдюшевцев, погибших на фронтах войны. Сегодня, к сожалению, в селе не осталось в живых ни одного ветерана войны, но живы три вдовы участников Великой Отечественной войны.

Мы стараемся, чтобы молодое поколение не забыло, какой дорогой ценой куплена эта победа, это мирное небо над нами. В память о погибших школьники ухаживают за территорией у обелиска, сажают каждую весну цветы.

Дорогие гости! Наша экскурсия продолжится по улице Молодежной, где проходит дорога, соединяющая районный центр Тетюши и город Ульяновск. Свое название она получила около 30 лет назад, потому что в то время на ней стали строиться молодые семьи. Смотришь на эту улицу и радуешься –какая чистота, порядок!

Раньше эту улицу жители села между собой называли «улицей Мешковых». И не случайно.

Ведь из 15 жилых домов в 8 хозяйствах живут Мешковы: дети, внуки, правнуки. Мешковский род – большой, по количеству ни один другой род в нашем селе с ним не сравнится. У меня фамилия в девичестве – тоже Мешкова, и я жила на этой улице.

Никто точно не может сказать, когда именно появился род Мешковых, и как произошла фамилия?! Возможно, от прозвища. Наверно, очень-очень много лет назад кому-нибудь из мужчин этой семьи приходилось часто носить мешок за спиной. Поэтому и «получил» фамилию Мешков. Не зря моего отца Николая Ивановича Мешкова часто в армии называли «Котомкиным». Есть такие фамилии, которые встречаются в разных селах и городах. Что же касается этой фамилии, то у нас в районе я больше нигде не слышала про Мешковых. Возможно, это только мордовская фамилия?!

Но есть и другая версия. Антонина Ивановна Кудашова – моя тетя рассказала, что будто бы раньше этой фамилии не было. В XIX веке в селе было много Нестеровых. Тогда мой прапрадед захотел поменять фамилию – с Нестерова на Мешкова.

Очагом рода Мешковых является дом младшего из братьев–Мешкова Николая Ивановича – моего отца. Именно в этом доме собираются потомки большого рода, так как он является родным для нескольких поколений рода Мешковых.

Далее наш маршрут идет по улице Победы, и следующим объектом нашей экскурсии стал дом учительской династии Врясовых.

2.8.Дом учительской династии Врясовых.

В этом доме живет учительская династия, общий педагогический стаж которой составляет более 140 лет (1). Родоначальницей династии Врясовых является – Татьяна Васильевна – в прошлом учитель начальных классов. Ей исполнилось 87 лет. Её сын – Анатолий Сергеевич – много лет был директором школы. Жена Анатолия Сергеевича –Любовь Николаевна работала учителем истории и обществознания и заведовала школьным музеем. Их сын – Юрий Анатольевич преподаёт в нашей школе математику, а жена Юрия – Наталья Петровна – учитель физики. Подрастает следующее поколение – Евгений и Злата, которые, мы надеемся, продолжат династию Врясовых.

Теперь мы пройдём на улицу Калинина. Особенность этой улицы в том, что здесь самое большое количество детей – 28 человек. Это – редкость для нынешних деревень. Ведь в настоящее время молодежь старается уехать в город из-за нехватки работы и низкой заработной платы. Так что теперь эту улицу можно назвать Молодежной.

Следующий объект экскурсии – дом многодетных родителей Нестеровых.

2.9. Дом многодетных родителей Нестеровых.

Перед нами один из современных домов нашего села. Эта семья создалась в июле 2005 года. Глава семейства Нестеровых – Владимир – животновод ООО «Авангард», свой, местный. Его жена Людмила Анатольевна приехала к нам из города Ульяновск. Вместе они воспитывают четырех сыновей, старший – Никита, ученик 6 класса, Даниил – первоклассник, Артемий – детсадовец, младшему Дмитрию – всего 1 год. Дружная семья ждет появления на свет долгожданной дочки.

1 Семейный стаж учителей: Бабушки Татьяны Васильевны, сына Анатолия Сергеевича, снохи Любови Николаевны, внука Юрия Анатольевича, снохи Натальи Петровны, сына Сергея Анатольевича, снохи Татьяны Юрьевны.

Пожалуй, самой длинной улицей в селе считается улица – Лесная. Свое название она получила потому, что тянется чуть ли не до самого леса. Прямо напротив моего дома находится жемчужина нашего села – родник Кереметь.

2.10. Родник Кереметь.

По легенде родник Кереметь находился на территории усадьбы Кильдюша – основателя села. Вот он и является для нас чем-то вроде оберега, целителя. С ним крепко связана жизнь всех кильдюшевцев. Существует традиция в крещенскую ночь с 18 на 19 января собираться на моления к роднику Кереметь. Говорят, в эту ночь здесь бывают видения: одни видят силуэты икон, другие – руку, держащую голубя.

Главное событие Крещения – Водосвятие. Вода, набранная в эту ночь из Керемети, долго не портится. Каждый старается омыться святой водой, чтобы излечиться от болезней, очиститься от грехов. Этой водой также окропляют жилища, добавляют ее в колодцы, в корм скоту и так далее.

В сентябре 1998 года по инициативе районного эколога Л.Д. Миронычевой, при активной поддержке местного самоуправления и участии местных жителей начались работы по благоустройству родника и строительству часовни. Строительная бригада в составе Николая Кириллова, Николая Мешкова (моего деда) и Павла Долгова (моего папы)успешно справилась с этой работой.21 сентября в день рождества Пресвятой Богородицы у родника Кереметь собралось много народа. Освящение родника, открытие и освящение часовни явилось для верующих людей настоящим праздником (2, с.259).

На сегодняшний день Кереметь – один из173 паспортизированных родников Тетюшского района. И самый загадочный…

Далее нас ждёт встреча с Клементьевой Зинаидой Петровной – участницей телешоу «Пора обедать».

2.11. Клементьева Зинаида Петровна.

Зинаида Петровна – жизнерадостный и добродушный человек, любого может поддержать и помочь. Совсем недавно она прослыла хорошим поваром. Зинаида Петровна, с подачи работников Тетюшского краеведческого музея, побывала на съемках телешоу «Время обедать». Там ей пришлось состязаться с шеф-поваром Ринатом, мастером итальянской кухни. По вкусу пришлись блюда мордовской кухни москвичам. И Зинаида Клементьева победила! Она не только угостила москвичей традиционным для кильдюшевцев «алэньшенявкст» (мясо с яйцом), «крахмаленьшенявкст» (крахмал) и «чивгонь» (кисель из калины), но с дочерью Ириной спела песни на мордовском и русском языках.

Вот и сегодня Зинаида Петровна, специально для вас, дорогие гости, приготовила эти национальные мордовские блюда. Если вам будут по вкусу эти блюда, то она обязательно поделится рецептом приготовления этих кушаний. Приятного аппетита!

Совершая обзорную экскурсию, мы не раз вспоминаем тех, кто ценой своей жизни подарил нам мирную жизнь. Как было сказано ранее, в селе не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Живы две вдовы умерших ветеранов и вдова погибшего участника войны. Вот с ней-то мы бы и хотели вас познакомить.

2.12. Клементьева Анастасия Степановна.

«В день, когда началась война, — рассказывает Анастасия Степановна, — мы работали в лесу. Мужчины валили лес, а женщины очищали стволы деревьев от веток. Из села приехал бригадир и сообщил о начале войны. Почти с первых дней – 6 июля 1941 года – война забрала самого дорогого мне человека. На моих руках осталась маленькая полуторагодовалая дочь Варенька. Мы с мужем почти не успели узнать друг друга. Хоть и мало мы с ним прожили, я запомнила его красивым любящим мужем. Тихон написал мне с фронта всего два письма, из которых я узнала, что он в Ленинграде. Впоследствии по запросам пришел ответ, что мой муж считается пропавшим без вести. Из сельсовета мне принесли документ. Его имя записано в Книге Памяти. Только старинная фотография и подаренные им вещи напоминают о нем. С тех пор я не снимала черного платка с головы, ношу венчальные кольца, а в сундуке храню его пояс».

Анастасия Степановна – старейший житель села Кильдюшево. Ей 95 лет. У нее 5 внуков, 10 правнуков, 6 праправнуков.

Уважаемые гости! Перед вами большое двухэтажное здание, в котором размещаются сельский дом культуры, почта, фельдшерско-акушерский пункт, библиотека и Кильдюшевское местное самоуправление. Известным коллективом, прославившим наше село в районе и республике, является ансамбль «Лаймоне», репетиции и выступления которого проходят на сцене сельского дома культуры.

2.13. Мордовский ансамбль «Лаймоне».

В этом году ансамблю исполнится 10 лет. Скоро ему присвоят звание «народный», поводом для этого станет проведение 21 июня Межрегионального фестиваля мордовской культуры в нашем селе. Подобный праздник у нас прошел в 2006 году в День Петра и Павла. Художественным руководителем ансамбля является Ирина Ивановна Николаева. Она дочь уже известной вам Зинаиды Петровны Клементьевой. Я тоже являюсь участникам художественной самодеятельности ансамбля «Лаймоне».

Ирина Ивановна участвовала в конкурсе «Женщина года». В зональном этапе в г. Буинске в номинации «Женщина – культура и духовность» ей не было равных, поэтому она стала победителем. Мы от всей души желаем ансамблю «Лаймоне» дальнейших творческих успехов!

3. Празднование Троицы в нашем селе. Обряд «Шествие медведей»

А сейчас вас ждет приятный сюрприз. Мы приглашаем вас на празднование одного и главных церковных праздников православных христиан – Святой Троицы. В нашем селе есть свои особенности празднования.

На второй день в нашей деревне проводится обряд «Шествие медведей». К сожалению, и я и руководитель работы констатируем, что ни в одном из литературных источников не нашли упоминания участия «Медведя» в праздничном шествии. Наверняка, раньше это были живые медведи. В основе этого обряда лежат языческие моления в честь хозяина леса. В этот день всей деревней идут в лес и «наряжают» медвежью семейку – медведя, медведицу, медвежонка. Головной убор делают из папоротника и украшают цветами. Тело обвязывают кленовыми ветками. Раньше при этом пели старинные мордовские песни, где рассказывалось о тяжелом труде крестьян, про обычаи выдавать молодых девушек не по любви, а за немилых, богатых и старых. После «обряжения медведя», под звуки гармони все лесное семейство выходит на большую поляну, водят вокруг медведей хороводы, благодарят их за богатые дары леса. Затем все вместе направляются в деревню, во главе шествия идут «медведи» в кленовых «шубах», которых ведут самые красивые девушки, а следом за ними с песнями вся праздничная процессия. У каждого дома их встречают жители села с поклоном, хлебом – солью, квасом, пирогами, всем тем, чем богата традиционная мордовская кухня. И звенит, поет деревня, задабривая наступившее лето, прося у него добрых всходов да богатого урожая, как в давние языческие времена. Обойдя все село, участники процессии «раздевают» «медведей», стараясь выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею друг друга. Ведь по преданию, чем больше взмахов, тем больше благ достанется каждому. А если ветку смочить колодезной водой, то и того больше. И чем больше «худеют» «медведи», тем больше ликует народ. А молодежь и дети обливают друг друга водой. Это символизирует обилие дождей, а значит хороший урожай. Заканчивается обряд у пруда Чапурка. Полагается, что вода от соприкосновения с растительностью становится целебной, недаром все участники карнавала потом купаются в ней. В воду все девушки бросают и свои венки. Считалось, если венок утонет, то его хозяйка заболеет или умрет, если же он поплывет по течению, то она выйдет замуж.

Два года назад в V Республиканском молодежном фестивале – конкурсе народного творчества «ВАТАН». наша фольклорная группа «Келуне» (в переводе «Береза») стала участником Республиканского финала в г.Казани. В номинации «Фольклор — народные обряды» был показан обряд «Троица». А вот наша фольклорная группа «Лаймоне» (в переводе «Черемуха») при СДК под руководством Ирины Николаевой в 2011 году участвовала на Дне города Ульяновска в Железнодорожном районе. К большому удивлению ульяновцев также был показан обряд «Одевания медведя», где хозяина леса представлял Глава сельского поселения Виктор Семенович Исаев. А этим летом 1 июля 2012 года стала участником мордовского фестиваля «МАСТОРАВА».

Сейчас перед нами село Кильдюшево, но уже с другой точки зрения. Я надеюсь, что теперь по-другому увидели его и вы. Это случилось после того, как мы совершили это незабываемое путешествие по культурно-историческим местам нашего села и встретились с его удивительными людьми. Вы воочию убедились, как прекрасна наша Родина, как богата её история, как целебен её воздух.

Источник

Читайте также:  Проект окружающий мир 3 класс музей путешествий про москву
Оцените статью