Экскурсия по школьной экологической тропе

Обзорная экскурсия: «По экологической тропинке».
занимательные факты на тему

Обзорная экскурсия: «По экологической тропинке».

Скачать:

Вложение Размер
obzornaya_ekskursiya.docx 22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Обзорная экскурсия: «По экологической тропинке».

пополнение знаний о природе и формирование экологической культуры.

1.расширение кругозора детей, развитие наблюдательности, формирование умений фиксировать результаты своих наблюдений;

2.научиться пребывать в природе не нанося ей вреда, формировать у детей экологическое грамотное поведение в природе;

3.воспитание у учащихся любви к природе и понимание ее красот.

1 остановка: «Руку дружбы – природе».

На этой остановке педагог знакомит детей со схемой экологической тропинки. Рассказывает, что пройдя по ней, ребята узнают много интересного о природе родного края, о том, как нужно беречь и охранять природу.

При составлении рассказа учитель должен помнить об основном назначении тропы – ее экологической направленности, именно поэтому в рассказе о деревьях и кустарниках особо выделяется мысль о том, что для нормальной жизнедеятельности растениям нужны определенные условия, через которые они связаны с неживой природой. Это почва, свет, тепло, влага. Птицы, обитающие в лесах и парках, связаны с растениями, на которых строят свои жилища, с насекомыми, служащими им кормом и т.д. Человек использует растения в своей жизни – они дают ему пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летают, укрывают от жары, а зимой спасают от холода. В свою очередь человек старается рационально использовать дары природы, тщательно восстанавливать растительные ресурсы, охранять леса и парки.

Так постепенно дети подводятся к выводу об устойчивых взаимосвязях, существующих в окружающей среде: между природой и человеком, его трудовой деятельностью (можно прочитать стихотворение о природе).

2 остановка: «Лес – наше богатство».

В своем рассказе учитель обращает внимание учащихся на то, что растения в парке и в лесу располагаются ярусами: первый ярус – травы, второй – кустарники, третий – деревья. Затем идет рассказ о конкретных растительных объектах, расположенных в уголке леса.

Особый акцент делается на ознакомление детей с правилами поведения. Выяснить, как они понимают его содержание, беседуют о том, как каждый из них соблюдает правила поведения в природе в своей повседневной жизни.

1.Нельзя ломать деревья, кустарники, вытаптывать траву;

2.Не срывать цветов, растущих в лесу, в поле, на лугу, пусть ими любуются другие люди;

3.Не убивать змей, лягушек – они приносят пользу;

4.Береги муравейники — муравьи защитники наших лесов и парков.

3 остановка: «Защитим пернатое племя».

Беседа о деревьях, которые растут в почве и пользуются в окружающей среде всем необходимым для своей жизни. Насекомых, живущих на деревьях и питающихся за их счет. О дятлах, которые питаются этими насекомыми и тем самым спасают деревья от гибели. О самых простых птицах – воробьях, использующие выдолбленные дупла деревьев для своих жилищ и приносящие деревьям пользу тем, что питаются насекомыми, живущими на деревьях.

Воробьи — оседлые птицы. Скворцы же наоборот перелетные птицы. (Наблюдение за скворечником).

1.Как вы думаете, чье это жилье?

2.Кто приготовил для скворца это искусственное жилье?

3.Какие птицы могут селиться в таких дуплах, кроме скворцов?

4.Что вы знаете о жизни скворцов?

5. Почему человек так о них заботиться?

6.Какую пользу приносят скворцы?

7.Кто из вас мастерил весной скворечник?

— Скворцы приносят огромную пользу человеку, поэтому люди заботятся о них и стараются поселить этих птиц у себя в саду, чтобы скворцы очистили сад от вредителей, тем самым человек помогает сохранению природы. К тому скворцы великолепные певцы. Скворечник — объект, сделанный руками человека.

4 остановка: «Огород».

Учитель знакомит учащихся с огородными культурами, с историей происхождения культурных растений, с этапами их роста и созревания. В течение лета дети являются основными хозяевами огорода. Они сажают овощные культуры, ухаживают за ними, а ближе к осени убирают урожай. Рассказывая детям об овощных культурах, учитель подчеркивает, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Но одновременно отмечает и радость этого труда на земле, его значимость.

5 остановка: «В лесу родилась елочка».

(экскурсию провести там, где есть хвойные деревья).

Рассказать учащимся о хвойных деревьях; об их отличии от кустарниковых и лиственных деревьев; об их значении для природы и хозяйственной деятельности человека. В доступной форме рассказать о том, что воздух хвойных деревьев чище, так как хвойные иголочки выделяют фитонциды – особые летучие вещества, которые способны убивать многие болезнетворные микробы, бактерии, вредные грибки. Особенно целебна в этом отношении сосна. Недаром многие санатории, дома отдыха, детские лагеря размещены именно в сосновых лесах.

Все хвойные деревья полезны для здоровья человека, очищают воздух от пыли и болезнетворных микробов. Хвойные деревья широко используются в хозяйственных целях и деятельности.

6 остановка: «Уголок поля».

На поле растут рожь, пшеница, ячмень, овес и др. учитель рассказывает о них. В процессе рассказа выясняется, что это родственные растения, так как принадлежат к семейству — злаковые.

Знакомимся со строением растений и поэтому приходим к выводу: насколько важен и сложен труд земледельца: надо поле удобрить, вспахать его, посеять в него отборное зерно, очистить посевы от сорняков и вредителей, сберечь от непогоды и засухи. А затем вовремя и без потерь убрать урожай, обеспечит правильное хранение зерна, и только тогда на вашем столе появится хлеб.

Хлеб — главный продукт. Его надо беречь, ни в коем случае не выбрасывать куски, надо уважать труд хлеборобов. Отношение к труду, к хлебу показывает какой ты человек. (Учитель проводит на эту тему беседу).

7 остановка: «Зеленая аптека».

На этой остановке дети знакомятся с лечебными свойствами растений, с их внешним видом, свойствами, сроком сборов, особенностями заготовок, а также применением; учатся находить и различать их.

В игровой и занимательной форме идет рассказ о каждом из них: подорожник, мать-и-мачеха, чистотел, череда, календула, крапива. Так же надо отметить, что собирать эти растения надо вдали от дорог, так как проезжающие мимо машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие очень вредные для здоровья вещества. А растущие вдоль дорог растения впитывают их.

Проводиться игра: ученики называют болезнь, а Айболит рассказывает о растениях, которыми можно вылечить ее.

Надо обратить внимание учащихся на то, что лекарственные растения надо беречь, без надобности не рвать и не вытаптывать, собирать в небольших количествах, стараясь не повредить корневую систему.

8 остановка: «Как прекрасен этот мир».

На территории школьного участка множество клумб с разнообразными цветами. В процессе беседы учитель рассказывает о каждом растении, дает понятия: однолетние, многолетние растения, раскрывает способы ухода за цветами. Уделяется особое внимание сбору семян. Дети под руководством учителя собирают семена таких цветов, как бархатцы, ноготки, астры и т.д.

При проведении бесед учитель учит детей видеть прекрасное в окружающем мире, развивает эстетическое восприятие в каждом ученике.

9 остановка: «Все на свете друг другу нужны».

Это заключительная остановка на тропе. Проводится обобщающая беседа по всей экскурсии. Читается стихотворение Б.Заходера «Про все на свете»:

Все, все, все на свете,

И мошки не меньше нужны

Нельзя обойтись без чудищ слепых

И даже без хищников злых и нелепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед и те,

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше дела.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны

Мы все-таки очень друг другу нужны

А если нам кто-нибудь лишним покажется

То это, конечно, ошибкой окажется.

Все, все на свете, на свете нужны!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия » По экологической тропе»Цели: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений; обогатить учащихся предметными знаниями о признаках лета с.

Знакомит с растениями и животными Владимирского края, учит охранять природу, обогощает личный опыт учащихся.

Обзорная экскурсия «Быт кубанских казаков&quot.

Цели: 1. Уточнить знания детей о состоянии растений весной: на деревьях набухают почки, появляются проталины у основания деревьев, так как начинается сокодвижение; дать п.

экскурсия «экологическая тропа» 2 класс.

Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подрост.

Источник

Экскурсия по школьной экологической тропе

Экскурсия по школьной экологической тропе

Учитель биологии и химии МБОУ «СОШ» пст. Студенец

Шосталь Елена Алексеевна

Личностные результаты — воспитание и развитие социально значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к окружающему миру, систему норм и правил общения.

Метапредметные результаты — освоение учащимися универсальных знаний о природе и охране окружающей среды, формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной деятельности, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты — формирование интереса к познанию окружающего мира, к предметам естественно-научного цикла.

Формы организации познавательной деятельности : индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование : планшеты (папки), карандаши, мелки, бумага для записей, пакеты для сбора природного материала, индивидуальные рабочие листы для учащихся, линейки, лупы, бумажные салфетки, определители растений и животных.

Время проведения экскурсии : весна, лето, осень

Длительность экскурсии : 1-2 часа

Возраст учащихся : 7-16 лет

Подготовка к экскурсии:

1Оборудовать стоянки табличками, регулярно проверять их состояние;

2.Подготовить заранее экскурсоводов из учащихся старших классов;

3. Подготовить инструкции для практических работ

Изучение разнообразия растений по определенному маршруту. Выполнение практических заданий (количество выполняемых заданий зависит от цели экскурсии, возраста учащихся).

Рефлексия. Подведение итогов экскурсии.

Описание школьной экологической тропы

По назначению экологическая тропинка школы пст. Студенец относится к типу учебно-познавательных и предназначена для проведения экскурсий на уроках биологии, географии, природоведения, экологии, а также во внеурочное время с целью повышения экологической культуры школьников, непринужденного усвоения информации, проведения исследований, экспериментов, наблюдений.

Местонахождение: Окрестности школы

Назначение экологической тропы: формирование экологической культуры, опытническая и экскурсионная работа, учебно-исследовательская деятельность, экологический мониторинг.

Стоянка №1 – «Тополь»

Стоянка №2 – «Сосновый лес»

Стоянка №3 – «Муравейник»

Стоянка №4 – «Кузница дятла»

Стоянка №5 – «Моховой уголок»

Стоянка №6 – «Луговой биоценоз»

Стоянка №7 – «Ельник»

А. Инструктаж по ТБ. Акцентировать внимание на особых точках маршрута (переход через проезжую часть дороги, лес, берег реки и т. д.).

Б. В беседе о цели экскурсии выделить учебно-познавательные задачи этого мероприятия.

В. Объяснить учащимся отличие экскурсии от прогулки и прочих выходов в природу.

Г. Вспомнить правила поведения в природе.

Д. Объяснить, что для выполнения домашнего задания по ходу экскурсии необходимо собрать природный материал (веточки, кусочки коры с мертвых деревьев, плоды, семена, шишки и др.), при этом не нанести вред природе.

Е. Разделить учащихся на группы, выбрать командира.

2.Изучение разнообразия растений по определенному маршруту. Выполнение групповых заданий

Стоянка №1 Тополь

Экскурсантам предлагается краткое описание дерева.

Тополь — двудомное растение, быстро растет, легко размножается черенками, обладает высокими декоративными свойствами. Широко используется для озеленения улиц, дворов. Род Тополь насчитывает 110 видов. Легкая древесина тополя используется для производства целлюлозы и легкой фанеры. Над тополями ведется большая работа по выведению новых сортов. Многие считают тополь деревом будущего.

Практическая работа 1 « Изучение тополя»

1. Рассмотрите дерево;

2.Закройте глаза и потрогайте кору. Запишите, что вы ощущаете;

3.Понюхайте кору и опишите ее запах;

4.Как кора меняется по мере роста дерева. Отличается ли она по цвету от корня до вершины?

5.Опишите ствол (форма, диаметр) и листья (форма, цвет, жилкование) дерева;

6.Как вы думаете, сколько лет этому дереву? Как вы это определили?

7.Какова высота этого дерева?

8.Сделайте вывод: чем тополь отличается от других видов деревьев?

9. С помощью восковых мелков снимите отпечатки с коры дерева. Закрепите на коре лист бумаги (желательно — цветной) с помощью скотча, и осторожно натирайте его пастельным мелком, пока не проявится фактура коры.

Стоянка №2 Сосновый лес

Древесный ярус обычно состоит из одной сосны, примесь других пород – ели, березы, незначительна. Сосна светолюбивое растение. Если рассмотреть положение сучьев на стволе, то можно заметить, что они образуют подобие мутовок. Ежегодно на стволе и боковых ветках формируется одна мутовка. Благодаря такой особенности в строении сосны позволит определить ее возраст, не прибегая к срубанию дерева. Для этого стоит подсчитать число мутовок на стволе (даже тех, от побегов которых в основании ствола видны едва заметные пеньки) и прибавить к полученному числу лет еще 3 года, так как в течение первых трех лет боковые побеги не образуются.

Травянисто-кустарничковый ярус представлен брусникой, толокнянкой обыкновенной. Напочвенный покров состоит из лишайников рода Cladonia . Мхи образуют небольшие пятна.

Практическая работа 2. « Оценка состояния сосняка»

Опишите состояние сосняка по плану:

1. Средний возраст деревьев (определение возраста по мутовкам)

Растрескавшаяся поврежденная кора;

Засохшие ветки, сломанные, спиленные, срубленные;

Вышедшие на поверхность корни;

6.Антропогенное воздействие: гвозди, мусор, краска, надписи, вырезки, провода;

7.Антропогенная нагрузка (близость дорог с оживленным
транспортом, плотность населения).

8.Сделайте вывод о состоянии сосняка: хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.

Стоянка № 3 Муравейник

Практическая работа 3 «Описание муравейника»

1. Определите видовую принадлежность муравьев из гнезда с помощью определителя;

2. Укажите местонахождение гнезда (указывается тип леса, преобладающие виды деревьев, просека или луг, склон или ложбинка, ближайший пункт и т.д.);

3. Измерьте высоту и диаметр гнезда.

4. Подсчитайте число муравьиных троп, отходящих от гнезда;

5. Укажите из чего сделано муравьиное гнездо (земляное, из хвоинок и веточек, внутри пня и т.д.) и как расположено (около дерева, пня, столба, на поляне);

6. Зарисуйте внешний вид муравейника, указав его размеры.

Практическая работа 4 «Влияние муравьиной кислоты, выделяемой муравьями, на полоски лакмусовой бумаги »

1. Проверьте действие муравьиной кислоты на лакмусовый индикатор следующим образом: положите полоску лакмусовой бумаги на муравьиную дорогу. Что произойдет с индикатором? Повторите опыт несколько раз.

2. Подержите полоску лакмусовой бумаги на расстоянии 5 см от гнезда муравьев. Происходят ли изменения на индикаторе?

3. Определите, до какого расстояния от муравейника на лакмусовой бумаге можно отметить изменение цвета от попадания муравьиной кислоты?

Стоянка № 4 Кузница дятла

Экскурсантам предлагается рассказ об особенностях жизнедеятельности дятла, роли дятла в лесных экосистемах.

Зимой основной корм большого пёстрого дятла — семена сосен и елей. Сорвав сосновую или еловую шишку, дятел несёт её в расщелину в стволе сухого дерева, зажимает её там и «обраба­тывает» клювом, извлекая семена. Это место в народе называют кузницей дятла.

Обычно её легко обнаружить по большому количеству раздолбленных шишек, валяю­щихся на земле.

Кузницы в большинстве случаев расположены в сухих вершинах на высоте 5-18 м от земли. Они представляют собой выдолбленную в сухой древесине щель длиной 12-35 см, шириной 2-3,5 см. Глубина щели достигает в ряде случаев 5 см, но чаще всего бывает равна 2,5-3 см. Иногда дятлы делают кузницу, зажимая шишку между сучками или в расщелину, образовавшуюся после слома вершины дерева. Но такие кузницы редки.

Ученые выяснили, что один дятел использует несколько кузниц. В то же время одна кузница может принадлежать нескольким дятлам.

Учащиеся рассматривают шишки, обработанные дятлом и лесными мышами.

Практическая работа 5 « Определение эффективности использования шишек дятлом» (выполняется в классе по собранным материалам)

1.Соберите по 10 целых шишек сосны обыкновенной, подсчитайте количество семян в шишках и вычислите среднее количество семян;

2.Соберите по 10 шишек, использованных дятлом, и подсчитайте количество оставшихся семян, вычислите среднее значение;

3.Вычислите «эффективность кормодобывания» дятла в % (среднее кол-во оставшихся семян/среднее кол-во семян в целых шишках*100)

4.Полученные результаты занести в таблицу:

Среднее кол-во семян в целых шишках

Количество оставшихся семян в шишках, использованных дятлом

«Эффективность кормодобывания» дятла в %

Стоянка № 5 Моховой уголок

Мхи — это первые наземные растения . Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зелёный ковёр, покрывающий почву или камни. Мхи – невысокие растения: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Размножаются они с помощью спор. Различают печёночные и листостебельные мхи.

К печёночным мхам относится мох маршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или уплощённый побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень.

Зеленый мох кукушкин лён имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья, вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. У мхов слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.

Мох сфагнум состоит из одного слоя клеток двух разных типов:

А. узкие зелёные клетки, содержат хлоропласты (живые клетки мха), соединены друг с другом и образуют сплошную сеть. В этих клетках происходит фотосинтез.

Б. между зелёными клетками находятся более крупные и пустые, прозрачные клетки, они могут заполняться водой или воздухом – и называются гиалиновыми клетками (отмершие клетки). До 2/3 поверхности мха состоит из этих клеток. Поэтому мох быстро всасывает и проводит воду

Практическая работа 6 «Определение способности мхов поглощать воду»

1. Возьмите чистую сухую бумажную салфетку;

2. Приложите одну салфетку на 10 секунд к кочке со мхом сфагнумом, а другую салфетку — к куртине зеленого мха, слегка нажимая сверху;

3. Сравните салфетки, сделайте вывод.

Луг это открытый участок с мятликом однолетним, пыреем ползучим, тимофеевкой луговой, лисохвостом луговым, клевером ползучим, клевером красным, одуванчиком лекарственным, мать-и-мачехой, тысячелистником обыкновенным и др. травянистыми растениями.

1.Закройте глаза и прислушайтесь. Опишите ваши ощущения.

2.Какой звук был самым сильным? Что его вызвало?

3.Оглянитесь вокруг, какой цвет доминирует? Запишите.

4.В чем причина этого цвета?

5.Закройте глаза, понюхайте. Какие запахи вас окружают?

6.Какой запах доминирует? В чем причина этого запаха?

7.Опишите то, что вы сейчас видите одним словом.

8.Какие чувства вы сейчас испытываете?

9.Напишите стихотворение о том, что вы сейчас видите и слышите.

Практическая работа 7 «Определение видового состава растений луга»

1.Рассмотрите растения луга и соотнесите в группы по семействам и продолжительности жизни.

2. Заполните таблицу

Название лугового растения

Практическая работа 8

Определите роль и значение луговых растений в жизни человека.

1.Рассмотрите растения луга и укажите их значение в жизни человека

2. Заполните таблицу

Название сорного растения

Стоянка №7 Ельник

Ель сибирская – имеет островершинную коническую крону. Ствол дерева покрыт красно-бурой или серой корой, отслаивающейся тонкими чешуйками. Живут ели до 250 лет, достигая 40 – метровой высоты. Встречаются и долгожители среди елей, возраст которых составляет около 500 лет. Ель сибирская является одной из наиболее морозостойких древесных пород.

Хвойные растения очень чувствительны к загрязнению среды. Загрязнение воздуха пылью, газами для ели губительны. Еловые леса особенно сильно страдают от сернистого газа. Продолжительность жизни хвои у сосны составляет 3-4 года. За это время она накапливает такое количество сернистого газа, которое может существенно превысить пороговые значения. Молодые хвоинки (молодые деревья) активнее поглощают сернистый газ, чем старые. Поэтому возраст еловой хвои указывает на степень загрязнения. На хвоинках под действием загрязняющих веществ появляются некрозы (омертвление тканей). При концентрации сернистого газа 1:1000000 хвоя ели опадает. Фотосинтез полностью прекращается.

Практическая работа 9 «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию ели сибирской»

1.Выделите основные повреждения деревьев визуальным методом (растрескавшаяся кора, усыхание веток, искривление стволов и т.д.). Усыхание ели свидетельствует о большом количестве пыли в воздухе, который забивает устьица на многолетней хвое, а некрозы тканей говорят о загрязнении воздуха сернистым газом.

2. Оцените жизненное состояние деревьев на участке (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное).

3.Рассмотрите хвоинки ели с помощью лупы с 10 деревьев;

4.Заполните таблицу и сделайте вывод о загрязнении воздуха на данном участке, используя следующие данные:

А.Если на хвоинках нет пятен, воздух считают идеально чистым;

Б.Если хвоинки с редкими мелкими пятнами, то воздух считают чистым;

В.Если имеются хвоинки с частыми мелкими пятнами, можно говорить о загрязненном воздухе;

Г. Если имеются хвоинки с желтыми и черными пятнами, то воздух опасно загрязнен

Источник

Читайте также:  Презентации разработка виртуальной экскурсии
Оцените статью