Экскурсия по смешанному лесу

Виртуальная экскурсия «Биоценоз смешанного леса».
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Виртуальная экскурсия «Биоценоз смешанного леса».

Скачать:

Вложение Размер
1perovae._t._konspekt_ve_biocenoz_smeshannogo_lesa_-_kopiya.docx 70.49 КБ

Предварительный просмотр:

Перова Елена Тимофеевна

МОУ Больше-Ломовисская СОШ Пичаевского района Тамбовской области

Тема экскурсии : «Биоценоз смешанного леса»

Цель экскурсии: сформировать у учащихся представление о биоценозе смешанного леса как о совершенной и устойчивой экологической системе.

  1. формировать представление учащихся о биоценотическом уровне жизни;
  2. организовать путешествие по компонентам биоценоза;
  3. изучить структуру биоценоза смешанного леса;
  4. обосновать механизмы устойчивости биоценоза смешанного леса;
  5. создать зрительный образ биоценоза смешанного леса;
  6. показать красоту русской природы.
  1. Понятие.
  2. Видовая структура биоценоза смешанного леса.
  3. Пространственная структура биоценоза смешанного леса.
  4. Отношения организмов.
  5. Механизмы устойчивости биоценоза.

Слайды 1-3 . Пролог. Звучит музыка и идёт текст стихотворения и начало сказки о лесе, которые помогают подготовиться к восприятию материала.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «ПОЧЕМУ» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«ЧТО» мышкой шныряет под листьями в норах,

«КТО» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «ОТЧЕГО» на зелёном листке,

«КУДА» полетело верхом на жуке,

«ЗАЧЕМ» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

Давайте отправимся в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за… чудесами! Протянул руку к цветку, а он… улетел. Оказывается – бабочка. А в траве маленький муравьишко – как он, такой маленький – дорогу домой находит?

Почему в природе такой строгий порядок? Всё в ней крепко связано и живёт по строгим законам: и растения, и насекомые, и птицы, и звери. А может быть, эти законы природы несправедливы? Почему и филин за зайцем охотится, и лиса, и волк, и рысь, а заяц – ни за кем? Давайте совершим путешествие и ответим на все эти вопросы.

Слайд 4 . Маршрутный слайд. С этого слайда осуществляется переход на любую станцию с помощью гиперссылок (картинок).

С помощью управляющей кнопки «Выход» завершение показа.

Слайд 5 . Слайды 5-6-7-8 относятся к станции «Понятие». Слайд 5 имеет звуковое сопровождение «Что такое природный комплекс?» с картой природных зон России для формирования представления о местоположении зоны смешанных лесов. Сменяющиеся автоматически картинки с изображением пейзажей смешанных лесов помогают представить облик зоны и красоту русской природы.

Переход по управляющей кнопке на слайд 6.

Слайд 6 . Справочный слайд, дополняющий информационно слайд 5. Что представляют собой смешанные леса, чем они отличаются в зависимости от географического положения.

Переход по управляющей кнопке на слайд 7.

Слайд 7 . Что такое биоценоз? Совершенная и устойчивая экологическая система. Образована организмами, относящимися ко всем царствам живой природы – бактериями, животными, грибами и растениями. Единицей биоценоза является популяция. Биоценоз — совокупность популяций всех видов живых организмов, заселяющих общие места обитания.

Переход по управляющей кнопке на слайд 8.

Слайд 8 . Биоценоз как система имеет свойства:

  1. Естественная, исторически сложившаяся система.
  1. Система, способная к саморегуляции поддержанию своего состава на определенном постоянном уровне.
  2. Характерен круговорот веществ.
  3. Открытая система для поступления и выхода энергии, основной источник которой — Солнце.

С этого слайда – возврат на маршрут и переход на следующую станцию.

Слайды 9-10 . К станции «Видовая структура». Видовой состав — количество видов, обитающих в биоценозе. Устойчивость биоценоза обеспечивается биологическим разнообразием. Доминанты – виды, преобладающие по численности. Эдификаторы – виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза. Биоценоз смешанного леса составляют более сотни видов растений и несколько тысяч видов животных. Картинки с изображением различных видов дают представление о многообразии видов в смешанном лесе, о его богатстве.

Переход со слайда 8 на слайд 9 по управляющей кнопке.

Слайд 10 . Видовой состав — количество видов, обитающих в биоценозе. Слайд знакомит с характерными представителями биоценоза смешанного леса. Возврат на маршрут и переход на следующую станцию.

Слайд 11 . Пространственная структура биоценоза. Как растения располагаются в лесу? Какую пространственную структуру в биоценозе леса образуют растения? Это ярусность. В борьбе за свет у растений выработалось такое жизненно важное приспособление. Ярусы образуют как бы этажи, которые занимают все живые организмы леса.

Вертикальная структура биоценоза образована отдельными его элементами, особыми слоями, которые называются ярусами. Ярусы – результат конкуренции за основные жизненные условия.

  1. 1-й ярус — высокие деревья.
  2. 2-й ярус — низкие деревья.
  3. 3-й ярус — низкие и высокие кустарники.
  4. 4-й ярус — низкие и высокие травы.
  5. 5-й ярус — лесная подстилка.
  6. Существует и подземная ярусность.

Горизонтальная ярусность (мозаичность) – изменение животного и растительного мира по горизонтали.

Возврат на маршрут и переход на следующую станцию.

Слайд 12 . Положение, которое занимает вид в составе биоценоза, называется экологической нишей вида. Ее характеризует способ питания, образ жизни, характер связей с другими видами, приспособленность вида к комплексу внешних условий.

Какие связи (отношения) тесно связывают все виды в биоценозе?

Отношения организмов: трофические, фабрические, форические и топические. С помощью гиперссылок в схеме осуществляется переход на слайды, характеризующие эти типы отношений. С этого же слайда возврат на маршрут для перехода на следующую станцию.

Слайды 13-14 . Трофические отношения — возникают тогда, когда один вид в биоценозе питается другим (либо мертвыми остатками особей этого вида, либо продуктами их жизнедеятельности). Продуценты – производители органического вещества (автортофные растения и цианобактерии). Консументы первого порядка – потребители органического вещества

(травоядные животные). Консументы второго порядка – потребители органического вещества (хищные животные). Редуценты – разрушители органического вещества (бактерии и грибы). Пищевые цепи в смешанном лесу переплетены в сложную пищевую сеть, поэтому выпадение какого-нибудь одного вида животных обычно не нарушает существенно всю систему. Правило экологической пирамиды: всегда количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, в несколько раз больше, чем общая масса растительноядных животных, а масса каждого из последующих звеньев пищевой цепи также уменьшается. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.

Слайд 15 . Топические отношения характеризуют изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого. Деревья первого яруса, затеняя почву, вытесняет светолюбивые виды из-под своей кроны, мхи и лишайники располагаются на коре деревьев. Все эти организмы связаны друг с другом топическими связями. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.

Слайд 16 . Форические отношения — участие одного вида в распространении другого. Поползни, делая запасы семян, иногда забывают о

них, чем способствуют прорастанию семян и распространению сосны. Белка способствует распространению многих растений. Дрозд, поедая сочные плоды рябины, калины, боярышника, выделяет через некоторое время с помётом за пределами кормёжки непереваренные семена, способствуя расселению этих растений. Сойка, делая запасы желудей на зиму, прячет их в лесную подстилку, часто далеко от дерева, на котором они выросли. Часть плодов весной прорастает. Насекомые-опылители помогают растениям размножаться и расселяться. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.

Слайд 17 . Фабрические отношения — тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида. Белка использует для устройства гнезда растительные остатки. Мышь-малютка, пауки и бумажная оса используют растительность для устройства жилищ и ловчих сетей. Птицы строят из растений гнёзда, а большой пёстрый дятел устраивает «кузницы», в которых извлекает из сосновых шишек семена. Переход по управляющей кнопке на слайд 12.

Слайд 18 . Механизмы устойчивости биогеоценоза – способность к саморегуляции, то есть к поддержанию своего состава на определенном стабильном уровне.

  1. достаточность жизненного пространства, то есть такой объем или площадь, которые обеспечивают один организм всеми необходимыми ему ресурсами;
  2. богатство видового состава — чем он богаче, тем устойчивее цепи питания и, следовательно, круговорот веществ;
  3. многообразие взаимодействия видов , которые также поддерживают прочность трофических отношений;
  4. средообразующие свойства видов, то есть участие видов в синтезе или окислении веществ;
  5. направление антропогенного воздействия.

С помощью управляющей кнопки переход на слайд 19.

Слайды 19-20 . Наша экскурсия подходит к концу. И для того, чтобы полученная информация лучше запомнилась, предлагается пройти

небольшой тест для самопроверки. 12 вопросов, ответы на которые закрыты «шторками». Щелчок по вопросу позволяет открыть ответ для самопроверки.

  1. Пищевые связи в экосистеме называются (биотическими).
  2. Роль организмов-редуцентов в экосистеме состоит в (разрушении органических веществ до минеральных).
  3. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся (растительноядные).
  4. Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к следующему происходит передача вещества, называют (экологической пирамидой массы).
  5. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются (растения).
  6. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем (её устойчивости).
  7. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как (они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией).
  8. Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует (круговорот веществ).
  9. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу (более длинные и разветвленные цепи питания).
  10. Тип связей, при которых особи одного вида используют для своих сооружений продукты выделения, мертвые остатки либо даже живых особей другого вида (фабрические отношения).
  11. Изменение животного и растительного мира по горизонтали (горизонтальная ярусность (мозаичность).
  12. Виды, определяющие микроклимат сообщества. Их удаление ведёт к разрушению биоценоза (эдификаторы).

По завершении самопроверки переход на слайд 21 – завершение сказки (эпилог) по управляющей кнопке.

Слайд 21. Завершение сказки (эпилог).

…Надоело как-то зайцу волков бояться.

— Хватит, — стукнул он лапой по пеньку, — поразбойничали.

Пошёл он к кузнецу и говорит:

— Кузнец, кузнец, не скуёшь ли ты мне стальные клыки и стальные когти, да такие большие и такие острые, такие страшные, чтобы все меня боялись?

Выковал кузнец косому стальные клыкищи, когтищи и отправился тот на охоту. Идёт, стальными зубами лязгает, рычит: «Р-р-разорву!»

Волки как увидели это чудо-юдо кусачее – перепугались и наутёк. А за ними – лисы, а за лисами – филины… Совсем не осталось врагов у зайца. Раздолье косому.

Прошёл год, другой, третий, развелось зайцев в лесу видимо-невидимо. Мечутся по лесу – тощие, голодные. Есть-то стало нечего: обглодали все осины, ивы, выщипали всю траву – пропадать зайцам с голоду. Выходит, если у зайцев не останется врагов, косым будет не лучше, а хуже. Всем хуже будет.

И так не только с зайцами, так с насекомыми, птицами, зверями. Волка, ястреба иногда, если разобраться, нет ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, и все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Может, кто-то подумает: хищным зверям легко живётся – они сильные, у них и острые зубы, и цепкие когти, и грозные клювы!

А каково тем, за кем они охотятся! Ведь эти бедняги совсем беззащитные.

И так не только с зайцами, так с насекомыми, птицами, зверями. Волка, ястреба иногда называют «разбойниками», «злодеями», а у природы, если разобраться, нет ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны, и все они важны. Много хищников – плохо, мало – тоже плохо. Может, кто-то подумает: хищным зверям легко живётся – они сильные, у них и острые зубы, и цепкие когти, и грозные клювы! А каково тем, за кем они охотятся, ведь эти бедняги совсем беззащитные!

Нет, не такие они и беззащитные.

У каждого живого существа обязательно есть что-то, что помогает ему выжить. У оленя – рога и быстрые ноги; у кабана – длинные загнутые клыки; у зайца – и чуткие уши, и зоркие глаза, и быстрые ноги; птица от врага улетает, прячется в листве; пчела жалит; ёжик свернётся клубочком, иголки растопырит – попробуй, съешь его.

Но выживают только самые сильные, самые проворные, самые выносливые. Потому что есть в природе закон – выживает тот, кто лучше других приспособлен к трудной, полной опасностей жизни.

Источник

Конспект экскурсии в лес для детей подготовительной группы

Алена Фирсова Сычевник
Конспект экскурсии в лес для детей подготовительной группы

Конспект экскурсии в лес

для детей подготовительной группы.

Подготовила: воспитатель МБДОУ «Зыковский детский сад» Сычевник А. В. 2014г.

— Формировать обобщенное представление об осени как о времени года;

— углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью;

— учить различать деревья и кусты по форме, окраске ствола и листьев;

— закреплять представление детей о частях дерева (корень, ствол, ветки);

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;

— научить детей поведению в лесу.

Материалы: рисунки с изображением листьев, грибов, ягод.

Предварительная работа: ознакомление с обитателями и растениями леса; рисование осенних деревьев, лепка грибов, чтение стихотворений об осени.

Подготовка к экскурсии.

— Ребята, завтра вас ожидает необыкновенное путешествие, интересная познавательная экскурсия, а куда именно, вы узнаете,отгадав загадку:

«Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает» (Лес)

— Конечно же, вы все догадались, что это загадка о лесе. Возьмите с собой корзинки или пакеты, чтобы собрать ягоды, шишки и сухие ветки для поделок, растения для гербария.

-Давайте вспомним правила поведения в лесу.

1. В лесу нельзя громко разговаривать и кричать, чтобы не распугать его жителей.

2. В лесу надо осторожно ходить по тропинкам, чтобы не повредить растения.

3. В лесу нельзя рвать цветы, ломать ветки, ловить насекомых.

4. В лесу нельзя разрушать муравейники и птичьи гнезда, нельзя мусорить и разводить костры.

Молодцы! Ребята, а давайте вдохнем поглубже сельский воздух, запомним, какой он, и сравним его с лесным, когда придем в лес.

Ход экскурсии

— Подошли к опушке леса. Ребята, посмотрите, какой лес красивый! Какие деревья, кустарники, травы вы увидели и узнали?

-А сейчас осторожно раздвиньте траву и понаблюдайте за насекомыми (можно посадить на листочек необычного жука, чтобы показать всем ребятам, а потом отпустить).

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес.

-Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?

2. Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.

3. Как называется участок леса, где растут ели? Берёзы? Дубы?

4. Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (Меньше света, тепла.)

5. Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом.Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?

6. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края? (перелётные) Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? (Холодно, нет корма — исчезают насекомые, убрали урожай на полях.)

Вот и осень наступила,

И, скользя по воздуху,

На землю улетели!

Вот и лес стоит густой,

Качает нам всем головой,

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Мы никого здесь не обидим

И чудеса твои увидим!

Предложить детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем – лесом.

Хорошо в лесу! Всегда помните, что лес – это дом для животных и растений. И в лес нужно приходить так же вежливо, как в гости к друзьям или родственникам.

Воспитатель задает детям вопросы.

Можно оставлять мусор на лесной полянке?

Что нужно делать с мусором?

Почему не нужно срезать и ломать ветки?

Как помочь раненому деревцу?

Можно ли срывать цветы? Что можно делать с цветами?

— Послушайте шум листвы, щебет птиц, как здесь светло, очень красиво! А теперь встаньте, поднимите головы вверх и понаблюдайте, что вы видите там?

— Небо, ветки деревьев, птиц. Посмотрите по сторонам, нас окружают высокие деревья, а рядом с ними деревья пониже, затем кустарники, травы, и, наконец, мхи.

На земле мы увидели насекомых, различные травы, ягодники. Прямо на земле, в траве, вьют гнезда некоторые птицы, например, соловьи. Строят жилище ящерицы, ежи, роют норы лисы. Под землей, если мы осторожно разворотим землю, то увидим корни трав, а еще глубже уходят корни деревьев и кустарников. Под землей находятся жилища мышей, кротов, разных насекомых. К жителям подземелья относятся и земляные черви. Они рыхлят почву.

В кустарниках селится много птиц, наверху в дуплах делают домики синицы, дятлы, белки, выше их — совы и другие хищные птицы.Деревья в лесу разной высоты и также образуют этажи: сосны, ели, кедры — это самые высокие деревья, затем более низкие, молодые деревья.

Игра малой подвижности – «Кто внимательней?»

Услышите название травы — присядьте, кустарника — встаньте, дерева — встаньте на носочки, руки вытяните вверх.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Лес — большой дом. Кто в нём живёт? Назови всех обитателей леса и их жилища. А как назвать детёнышей разных зверей? У зайчихи — зайчонок; у лисицы-… У волчицы-… У медведицы- … и т. д.

• Ребята, что растёт в лесу? (Деревья, кустарники, ягоды, грибы) — Самые главные жители леса- деревья, их много, они высокие.

• Как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну? (По строению листьев, по стволу и т. д.)

• Как нам узнать березу среди других деревьев?

• Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)

• Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)

• Зачем корень дереву?

• Сколько стволов у осины?

Отгадайте загадку: «Сидит- зеленеет, лежит-пожелтеет, падает-почернеет» (Лист)

— Ребята, а вы знаете, что черные пятна на березе – это ее «рот», через который она дышит. А листья осины на высоких вершинах дрожат даже в самый тихий безветренный день, и кажется, что осинки переговариваются друг с другом.

— Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные; берёзовые рощи, где растут одни берёзы; в сосновом бору одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники — бузина, орешник, малина. Так же на земле растут травы, ягоды, грибы. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё: роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Лес — это замечательное природное богатство.

Собрать листья деревьев, кустарников, травы для гербария и изготовления поделок.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листу»

Цель: учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка).

Воспитатель показывает листья различных деревьев.

• Посмотрите на листья. На каких деревьях растут эти листья? Приложите березовый лист к осиновому. Какой больше? (Осиновый.) У осиновых листьев горьковатый запах.

Пословицы о лесе. А в завершении давайте познакомимся с пословицами о лесе.

Растение — земли украшение.

Рощи да леса — всему свету краса.

По лесу ходи — под ноги гляди.

Лес не школа, а всех учит.

Лес и вода — брат и сестра.

Ну а вот это правило леса вы должны знать и соблюдать:

Много леса — не губи,

Мало леса — береги,

Нет леса — посади.

-Понравилось вам в лесу?

-Как можно назвать это время осени? (Ранняя)

А сейчас, ребята, погуляйте по лесу.Напомнить детям: «Посмотрите, не остался ли на поляне мусор, мы только в гостях в лесу, запомните самое красивое и интересное, чтобы сделать рисунки. Мы узнали много интересного и увидели. А главное, вы никому не причинили вреда.

-Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам пора с вами возвращаться в наш любимый детский сад. Но мы с вами обязательно ещё придём в лес. Вы — настоящие друзья природы. Делайте глубокий вдох лесного воздуха.Скажем лесу: «До свидания, до новых встреч! «

Последующая работа: беседа о проведенной экскурсии, изготовление поделок из природного материала.

Фотоочет об экскурсии в Центральную детскую библиотеку детей подготовительной к школе группы Для детей подготовительной к школе группы была организована экскурсия в детскую библиотеку в целях реализации проекта «Моя малая Родина».

Фотоотчёт об экскурсии в Кантемировский краеведческий музей подготовительной группы №2 Данная экскурсия была наполнена загадочностью и тайной неизведанного для детишек. Сотрудники краеведческого музея рассказали ребятам о ценности.

Фрагмент экскурсии в гимназию с детьми подготовительной группы (фотоотчет) Проходя курсы повышения квалификации,мне и моим коллегам нашего детского сада»Солнышко», нужно было показать фрагмент экскурсии. Работая.

Конспект экскурсии на пищеблок для детей средней группы конспект кскурсии на пищеблок в средней группе Цель : • Формировать представления детей о работе повара, о том, какие кухонные предметы,.

Конспект-экскурсии «Осенняя прогулка» для детей старшей группы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 16 «АЛЕНКА» Конспект — экскурсии на тему: «Осенняя прогулка» для детей.

Конспект экскурсии в осенний парк с детьми подготовительной к школе группы Программное содержание 1. Пробуждать в детях способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, запахов и звуков окружающей.

Конспект экскурсии в весенний парк с детьми подготовительной к школе группы ЦЕЛЬ: Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной. Задачи: • закрепить представления у детей, что всё в природе взаимосвязано;.

Конспект экскурсии в зимний парк с детьми подготовительной к школе группы Цель: Уточнить и расширить знание о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебриться на свету,.

Сценарий виртуальной экскурсии «Старинный Болхов» для подготовительной к школе группы Программные задачи: Образовательные: — Дать детям историческую справку о возникновении первого поселения. воспитывать интерес к истории.

Сценарий экскурсии «Болховский хлебокомбинат» для подготовительной к школе группы IMG]/upload/blogs/detsad-363958-1454432110.jpg[/IMG] Программные задачи: 1. Познакомить детей с организацией современного производства хлебобулочных.

Источник

Читайте также:  Путешествие по своему сознанию
Оцените статью