Емельянов Б.В. Экскурсоведение
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ
1.8. Классификация экскурсий
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:
а) по содержанию;
б) по составу и количеству участников;
в) по месту проведения;
г) по способу передвижения;
д) по продолжительности;
е) по форме проведения 1 .
Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).
В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии — время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.
Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&€ их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе — архитектурные ансамбли минувших веков.
Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:
— историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);
— археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
— этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
— военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);
— историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);
— экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
— производственно-исторические;
— производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
— производственно-технические;
— профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
— историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);
— историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);
— по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
— по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);
— в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
— литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т. д.);
— историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т. д.);
— литературно-художественные — это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»» и др.).
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:
— экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
— экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
— экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
— экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
— экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
— экскурсии по новостройкам.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения — пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
— экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
— экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
— экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
— экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
— экскурсия-спектакль — это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
— экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
— экскурсия-демонстрация — это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
— экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
— учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
— пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
— показательная экскурсия — это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
— рекламная экскурсия.
Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.
1. По каким основным признакам классифицируются экскурсии?
2. Как классифицируются экскурсии по содержанию?
3. Что такое обзорная экскурсия? В чем ее особенности?
4. Что такое тематическая экскурсия? На какие группы эти экскурсии подразделяются?
5. На какие группы подразделяются производственные экскурсии?
6. Что такое искусствоведческая экскурсия?
7. Какие виды литературных экскурсий вы знаете?
8. Расскажите об архитектурно-градостроительных экскурсиях.
9. Какова классификация экскурсий по составу участников?
10. Как подразделяются экскурсии по месту проведения и по способу передвижения?
11. В чем значение классификации экскурсий?
Источник
Экскурсия «Естественные экосистемы: смешанный лес»
Экскурсия «Естественные экосистемы: смешанный лес»
Экскурсия рассчитана на учащихся 11 класса
Цель: формирование и развитие понятия о взаимосвязи и взаимообусловленности различных явлений природы
Образовательные: рассмотреть строение биогеоценоза «Смешанный лес», выяснить некоторые основные формы взаимодействия различных компонентов биогеоценоза, установить различия естественных и искусственных биогеоценозов
Воспитательные: формировать ответственное отношение к природе
Вступительное слово учителя: Мы с вами достаточно часто бываем в лесу, любуемся его красотой, но редко обращаем внимание на то, какие виды растений (деревьев и кустарников) произрастают в нем. И сейчас мы постараемся изучить видовой состав растительности данного леса. Но прежде чем начать экскурсию, давайте вспомним правила поведения в природе:
Без особой нужды, от скуки,
Если даже в лесу впервые,
Не ломайте деревьям руки –
Ведь живые они, живые.
О. Дубкин
Перед вами участок смешанного леса, однородный по рельефу, составу древесных пород, кустарниковой и травянистой растительности. Здесь растут сосна обыкновенная, ель обыкновенная, береза бородавчатая. В подлеске встречаются рябина, крушина ломкая, жимолость лесная. Этот участок леса можно рассматривать как саморегулирующуюся экологическую систему – биогеоценоз. Обратите внимание на иной характер растительности в овраге. Его края окаймлены густыми зарослями орешника, по склонам растут черемуха и черная ольха. Под ними бурно разрослась черная смородина, крапива, папоротники, хвощи заселили сырое дно оврага. Это уже второй биогеоценоз. Границы биогеоценозов определяются границами растительного сообщества.
Определенный участок старого смешанного леса существует более столетия, но он постоянно изменяется. Почему изменяется любой биогеоценоз?
Анализ растительных компонентов биогеоценоза, определение биоценотических связей растений.
Задания для групп учащихся:
Задания для 1 группы:
Определите пробную площадку. Выделите на ней ярусность растительного сообщества, с помощью определителя определите какими видами образован каждый ярус.
Путем наблюдения установите связи с растениями активно летающих насекомых (комары, бабочки, шмели). Изучите комплекс насекомых, связанных с древесными породами. Продемонстрируйте биоценотические связи, сформированные на основе питания в данном биоценозе.
Задания для 2 группы:
В лесу наряду с вертикальной дифференциацией хорошо наблюдается горизонтальная расчлененность растительного покрова – мозаичность. Есть еще одна форма ярусности- «ярусность во времени». Чтобы установить её, выясните, все ли взрослые растения одновременно проходят одну и ту же фенологическую фазу или находятся в разных фазах развития (вегетация, бутонизация, цветение, созревание семян). Объясните приспособительное значение неодновременного развития растений в биоценозе.
Осмотрите листья березы и осины, по характеру повреждений определите обитание гусениц-листоверток.
Задания для 3 группы:
Установите на небольшой площадке соотношение числа взрослых деревьев, подроста и всходов деревьев (высота последних не более 10 см). Какие выводы сделал Ч. Дарвин, анализируя подобные соотношения разновозрастных организмов одного вида у растений и животных?
Проверьте, наблюдается ли ярусность в распределении беспозвоночных животных. Разложите несколько горстей лесной подстилки на чистый лист бумаги и найдите беспозвоночных животных. Не забудьте потом выпустить рассмотренных животных и положить на место лесную подстилку.
Задания для 4 группы:
Проанализируйте возрастной состав древесных пород выбранной пробной площади. Какие изменения происходят в биоценозе в результате увеличения возраста основных лесообразующих пород?
Приведите пример симбиотических отношений между организмами в пределах данного биоценоза. Определите толщину лесной подстилки. Почему она с каждым годом не увеличивается?
Обсуждение результатов, полученных в результате исследования.
В состав биоценоза входят следующие компоненты: атмосфера, горная порода, вода, животный и растительный мир, микроорганизмы. Совместно обитающие растения, животные, грибы и микроорганизмы, а так же неживая природа связаны между собой в единый комплекс круговоротом веществ и потоком энергии. Исследуемый участок леса является мощной природной лабораторией, где из неорганических веществ синтезируется органическое вещество, идет его накопление, превращение и разрушение.
Естественный биоценоз, благодаря видовому разнообразию, сложному характеру взаимодействия всех компонентов и сложной структуре, способен к саморегуляции. Как вы считаете, существуют ли естественные биогеоценозы, совершенно не затронутые деятельностью человека?
Познание закономерностей существования биоценозов – это основа правильного, научного подхода к их рациональному использованию.
Наша основная часть экскурсии подходит к завершению, но что за путешествие без каких-либо выводов и осмысления увиденного и услышанного. Я предлагаю вам высказаться по следующим вопросам:
Что нового вы сегодня узнали?
Что вам пришлось вспомнить?
Чем вам была интересна экскурсия?
Посмотрите вокруг, почувствуйте красоту жизни, осознайте благоприятное воздействие на вас.
Все это легко сломать, разрушить эту гармонию и красоту. Это зачастую делают неорганизованные туристы, выбрасывая на местах стоянки консервные банки, клочки газет и т. д. Как защитить природу?
Обращение к экскурсантам с призывом соблюдать правила поведения на природе, в частности, не оставлять после себя мусор, ведь «поведение человека в природе – это зеркало его души».
Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шатков Э. В. Биологические экскурсии: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 224 с., ил.
Козлова Т. А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. Пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень» / Т. А. Козлова, И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов. – 2-е изд., стеретип. – М.: Дрофа, 2007. – 140 с. – ISBN 978-5-358-02407-6
Кулеев А. В. Вопросы и задания по общей биологии /Биология в школе.- 2008. — № 8 с. 42 -50
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биологоия. 6-11 классы. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.-138 с.- ISBN 978-5-358-03070
Сивоглазов В. И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В. Б. Захарова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 368 с.:ил. – ISBN 978-5-358-04432-6
Источник