Экскурсия по стране русского языка

Разработка урока-игры «Путешествие в Страну Русского Языка»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Краткая аннотация использования игровой технологии: Известно, что главное в обучении русскому языку – письмо. Но при завершении крупных тем урока хорошо проводить нестандартные уроки в игровой форме.

Во-первых, игра- это мощный стимул обучения. Это разнообразная и сильная мотивация учения, возможность реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В-третьих. Игра способна оживить саму сухую информацию, сделать ее яркой и запоминающейся, поэтому цель таких уроков не только определить уровень изученной темы, систематизировать знания учащихся , закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать интерес к русскому языку, стремление расширить свои знания. Овладение знаниями в игре- это и уникальное условие сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу- и обретение себя.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytoe_meropriyatie._puteshestvie_v_stranu_russkogo_yazyka.docx 36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Путешествие в Страну Русского Языка»

Игровая технология основывается на концепциях , теориях отечественных психологов, психолингвистов, педагогов ( Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ф.А.Сохин и др.). в которых сформулированы закономерности развития речи и обучения родному языку.

Краткая аннотация использования игровой технологии : Известно, что главное в обучении русскому языку – письмо. Но при завершении крупных тем урока хорошо проводить нестандартные уроки в игровой форме.

Во-первых, игра- это мощный стимул обучения. Это разнообразная и сильная мотивация учения, возможность реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В-третьих. Игра способна оживить саму сухую информацию, сделать ее яркой и запоминающейся, поэтому цель таких уроков не только определить уровень изученной темы, систематизировать знания учащихся , закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать интерес к русскому языку, стремление расширить свои знания. Овладение знаниями в игре- это и уникальное условие сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу- и обретение себя.

Учебный предмет: русский язык — 6 класс

Уровень образования учащихся: класс со средними учебными возможностями.

Форма учебной работы: в неклассная

  1. Столы, составленные по два и накрытые скатертью. На столах стоят вывески с обозначениями пунктов, например: «Город Алфавит», пик «Неологизмов» и т.д.
  2. Маршрутные листы.
  3. Карточки с заданиями.
  4. Карточки-таблицы «Х-У-З»
  5. Чистые листы ватмана для стенгазет – бюллетеней.
  6. Музыка (магнитофон).

Организация работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

  1. Проверить, обобщить и систематизировать знания учащихся о слове, полученные при изучении раздела «Лексика и культура речи» в форме игры.
  2. — Воспитывать интерес к предмету, языковую личность учащихся, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой)

— Воспитывать нравственные качества (дружбы как общечеловеческой ценности)

  1. Формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.

Задачи урока: 1) Дать возможность каждому ученику реализовать себя , получая положительные эмоции от процесса познавательной ролевой игры, а также- конструировать свое собственное знание, обобщать и делать необходимые выводы.

2) Воспитание коллективизма, чувства ответственности за своих товарищей в процессе работы.

I. Слово учителя:

— Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Сегодня мы отправимся в далекую и загадочную страну. Я обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Это государство расположилось между двумя океанами : океаном Знаний и океаном Умений. Материк своими очертаниями напоминает две буквы : РЯ Догадались? Да, да, это страна Русского Языка . Вы сможете сегодня побывать в городе Алфавите, на архипелаге Архаизмов , на плоскогорье Неологизмов , в долине Диалектизмов, в пещере Профессионализмов и в других интересных местах. Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия и никто не отстал. Каждая команда 1) выбирает средство передвижения и маршрут передвижения (путем жеребьевки), 2) ведет бортжурнал , 3) выпускает газету-бюллетень , 4) участвует в конкурсе Знатоков.

В конце путешествия подводятся итоги. Команда, занявшая первое место получает «5», второе место – «4» и третье — «3», но если разница между 1-2, 3-4 местами не более 2 – 3 балла, оценка не занижается. Итак, начинаем путешествие. (проводится жеребьевка).

Каждая команда получает путевой лист, в котором обозначен маршрут ( т.е. порядок следования ): город Алфавит – пещера Архаизмов – плоскогорье Неологизмов – архипелаг Диалектизмов – долина Профессионализмов – пик Фразеологизмов .(порядок следования у каждой команды разный)

Имея на руках маршрутные листы, ребята отправляются в путь, к месту назначения, обозначенного в маршрутном листе (например, город Алфавит или пик Фразеологизмов) и за определенное время должны ответить на вопросы пропуска, чтобы войти, например, в город Алфавитов. В местах назначения ребята получают новые сведения, которые потом используют используют в выпуске газеты-бюллетеня и ведении бортжурнала.

I Пункт назначения: Город Алфавит

(Путешественников встречает стража: Мягкий и Твердый знаки. Они задают ребятам вопросы:

  1. Когда и кем был создан алфавит?
  2. Подберите синоним к слову алфавит.
  3. Сколько букв в алфавите?

Ответив на вопросы, ребята проходят в город. Там Мягкий и Твердый знаки дают команде ребят карточки-таблицы « Х- У- З» ( Х — что мы знаем, У – что хотим узнать, З –это мы узнали или нам осталось узнать ). Потом Мягкий и Твердый знаки ведут экскурсию по городу. Они рассказывают об истории некоторых букв, о том, почему одних букв больше, других меньше встречается в речи. Рассказывают о происхождении алфавита, о возникновении письма, о первых книгах, предметах письма. Рассказывают о грамотах, написанных Онфимом, новгородским летописцем, около 800 лет назад и обнаруженных во время археологических раскопок в 1956 году.

После экскурсии ребята заполняют карточки-таблицы «Х-У-З» . На память Мягкий и Твердый знаки дарят ребятам визиточки.

II Пункт назначения: плоскогорье Неологизмов

Стражники преграждают путь. Чтобы проследовать на плоскогорье необходимо разгадать ребус и пройти испытания вопросами:

  1. Назовите только неологизмы: микрокомпьютер, афганец .имидж, барабан, башмак, пейджер, население, скамья, труба, ноутбук, целинник.
  2. Назовите неологизмы, которые появились в связи с освоением космоса.
  3. К слову неологизм подберите антоним.

Ответив на вопросы, ребята проходят. Стражники раздают карточки-таблицы «Х –У -З» Житель плоскогорья ведет экскурсию и рассказывает о новых словах, оборотах речи, появившихся в языке с ростом культуры, развитием науки и техники, в связи с изменением общественных отношений, условий жизни народа. Житель плоскогорья Неологизмов познакомит с историей слов, рожденных в последние десятилетия. На улице Маяковского ребята получают задание: какие здесь, на этой улице, живут слова (получают карточку со стихами Маяковского, в которых находят и подчеркивают неологизмы). Заканчивает свою экскурсию Житель плоскогорья Неологизмов стихотворением «Русские слова» . Это стихотворение получает каждый участник группы, посетивший плоскогорье. Затем ребятами заполняются карточки-таблицы « Х – У – З »

III Пункт назначения: архипелаг Архаизмов

Встречает путешественников дружинник . Он дает задания:

  1. Как в лингвистике называются устаревшие слова?
  2. Что обозначает слово светец ?
  3. Чем архаизмы отличаются от историзмов ?

Получив пропуск и карточки-таблицы «Х – У – З » ребята-путешественники продвигаются по архипелагу. Житель этой страны ведет экскурсию. Он рассказывает о том, что устаревшая лексика неоднородна по своему составу, что выделяются архаизмы и историзмы, рассказывает о причинах того, почему уходят из активного состава те или иные слова, где используется устаревшая лексика, приводит примеры из произведений русской классики (Лермонтова М. Ю., Толстого А. Н., Пушкина А. С. И др.). Заканчивает свою экскурсию стихотворением С. Маршака, которое затем вручается каждому участнику путешествия. Затем ребята заполняют карточки-таблицы « Х –У – З»

IV Пункт назначения: долина Диалектизмов

Встречает у ворот долины этнограф , вручает карточку с вопросами :

  1. Назовите 2 диалектных слова.
  2. Кто в России начал собирать диалектные с лова и составил словарь живого великорусского языка?
  3. Как в словаре помечаются диалектные слова?

Ответив на вопросы и получив карточки-таблицы «Х – У – З », ребята идут на экскурсию по долине Диалектизмов. Этнограф рассказывает о различных говорах, о В. И. Дале, который составил словарь живого великорусского языка, об использовании диалектизмов писателями разных эпох. Заканчивается экскурсия стихотворением А. Яшина «Родные слова». Это стихотворение вручается каждому на память об этой экскурсии. Его логично использовать при выпуске газеты – бюллетеня. Заполнив карточки- таблицы «Х- У -З» следуют к пещере Профессионализмов.

V Пункт назначения: пещера Профессионализмов

Гостей встречают ребята в костюмах разных профессий . В качества пропуска в пещеру Профессионализмов вручается карточка с вопросами:

1 Отгадайте, кто мы по профессии? Как вы догадались?

2. Скажите, а как еще можно определить человека по профессии?

3.Какая у человека профессия, если он постоянно употребляет такие слова: верстак, стамеска, стружки, ножовка

Во время экскурсии ребята узнают о том, что на свете очень много профессий и у каждой свои орудия и продукты труда, свойственные только ей трудовые процессы и что для названия всего этого существуют слова – профессионализмы. Узнают, каким путем (способом) создаются профессионализмы, как обозначаются в толковых словарях, послушают рассказ «Зубцовка» Б. Кисина. Заканчивается экскурсия стихотворением К. Симонова «Танк». Его и получают в качестве визитной карточки. Заполнив карточки-таблицы «Х-У-З» ребята отправляются на веселый привал.

Закончив путешествия ребята останавливаются на «Веселом привале». (здесь учитель собирает карточки-таблицы « Х-У-З» и проводит шуточные конкурсы, связанные с темой урока).

После привала ребята обмениваются мнениями о своем путешествии. Рассказывают о том, что нового узнали.

Домашнее задание : Каждая команда выпускает стенгазету-бюллетень « Путешествие в страну Русского Языка» (в газете рисунки, ребусы, шарады, стихи, придуманные самими ребятами, сочинения-миниатюры).

Рефлексия урока-игры проводится на следующем уроке. Вывешиваются стенгазеты- бюллетени и затем жюри ( привлекаются старшеклассники ) и учитель внимательно изучают материалы , помещенные в них. При подведении итогов путешествия в Страну Русского Языка учитывается соответствие тематике, качество рисунков, содержательность сочинений-миниатюр, шарад или кроссвордов, эстетика выполнения.

Родные, знакомые с детства слова

Уходят из обихода:

В полях поляши – тетерева,

Залавок – подобье комода.

Не допускаются в словари

Из сельского лексикона:

Воркуны вне закона,

Слова исчезают, как пестери,

Как прясницы и веретена.

Неполный мешок с зерном

Вчера назвала мельничиха,

Поднебицей – полку под потолком,

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства.

И ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

И есть ли такие средства?

Изморозь зовут здесь морзянкой.

Лиственницы пляшут на снегу.

Что аж поземка вьется,

Кружится от счастья голова…

Желтолобым олененком солнце

Смотрит из-за каждого ствола.

Здесь седые неулыбы-ели

Я пришел к зиме на новоселье.

В густохвойный осветленный лес.

— Что значит, дедушка, лакей? –

Спросил один из малышей.

— А что такое камергер?-

Спросил постарше пионер.

— Лакей господским был слугой,

А камергер – вельможей,

Но тот, ребята, и другой –

Почти одно и то же.

У них различье только в том,

Что первый был в ливрее,

Второй – в мундире золотом,

При шпаге, с анненским крестом,

С Владимиром на шее.

Марки напечатаны. Лист покрыт с обратной стороны клеем. Теперь нужно позаботиться, чтобы легко было отделять марки одну от другой. Для этого между ними особыми иголками пробивают дырочки, как говорят, производят перфорацию. В результате у марки, оторванной от соседних, и появляются зубцы.

Зубцовка имеет большое значение в коллекционной практике. Марка может быть самой обычной, достать ее несложно. Но если с какого-то края на один зубец, даже на ползубца больше или меньше, она уже считается редкой. Каждый коллекционер должен уметь точно определять зубцовку. Она зависит от машины, на которой перфорируют марку. Основных видов зубцовки три: гребенчатая, рамочная, линейная.

Если вертикальная и горизонтальная просечки производятся на разных машинах, могут получиться смешанные зубцы, т.е. количество зубцов по горизонтали и вертикали будет различным.

Иголки на перфорационной машине могут располагаться по-разному. Вследствие этого и зубцовка получается различной.

Иногда одна или несколько иголок ломаются – на марке будут отсутствовать соответствующие отверстия. Бывает и так, что на перфорацию лист попадает вторично. Получается очень мелкая, так называемая бриллиантовая зубцовка. Встречаются марки, у которых перфорированы только верхний и нижний края, боковых же зубцов они не имеют.

В настоящее время беззубцовые марки выпускаются исключительно в коллекционных целях. Тираж таких марок обычно невелик и они сразу становятся редкостью.

Источник

Путешествие по стране Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

На уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Многие из нас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Маршрут пройдет по городам: Звукоград, Лексикоград, Частереченск, Синтаксисград, Угадайск.

Скачать:

Вложение Размер
5russkipozdn_1.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие по стране Русский язык».

Цель: расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученным в 5 классе.

а) расширить знания учащихся в области лексикологии, фонетики, синтаксиса;

б) развивать логическое и образное мышление учащихся;

в) воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: карточки-задания, карточки-указатели, карточки-вопросы, схемы, ребусы, кроссворды, выставки книг, рабочие тетради, карта путешествий.

I.Вступительное слово учителя

  1. Сколько звуков [ш] в предложении:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?

  1. Сколько звуков [ц] в предложении:

Наша ученица Куницына собирается отправиться в Братск?

  1. Метаграммы – это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. (Дети записывают слово матаграмма в свои тетради.)
  1. Со звуком [с] я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С [м] берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.

  1. С [к] я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С [п] – от вас не утаю –

Тоже в классе я стою.

  1. Хоть и мала я , но взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

НО [к] на [ц] перемени –

Я по болоту зашагаю.

С [м] одежду пожираю.

С [р] актеру я нужна,

С [с] для повара важна.

(Боль, моль, роль, соль.)

  1. Логогриф – от греческих слов логос «слово» и грифос «загадка». Это загадка, в которой задуманное слово сможет иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). (Дети записывают в тетрадях слово логогриф.)
  1. Готов вас напоить водой,

Но [э] прибавите в начале,

И соберу перед собой

Я зрителей в квартире, в зале.

  1. Несет меня с трудом старик,

Но если ю прибавить, вмиг

К нему придет на помощь тот,

Кто без труда меня несет.

  1. На доске записаны слова, которые нужно запомнить:

(Слова дети должны записать в тетради, запомнить их правописание и что они означают.)

  1. Кроссворд. Запишите синонимы к словам:

На доске получается следующая запись:

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

  1. Я – антоним к слову смех,

Не от радости, утех, —

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Каждая команда выбирает себе карточки с заданиями ( дается одна минута для размышления):

  1. Дать определение имени существительного.
  2. Дать определение местоимения.
  3. Дать определение предлога.
  4. Дать определение союза.
  5. Дать определение глагола.
  6. Дать определение имени прилагательного.
  1. Составьте предложения по схемам:

===== — — — — — — . — . — . — . -.

— — — — — .

2. расставьте знаки препинания, дайте характеристику предложения, начертите схему:

а) В поле в лесу в роще звенели птичьи голоса.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложненное однородными обстоятельствами.)

б) Солнечные лучи заливают цветочную клумбу темную зелень сирени и садовые аллеи.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложненное однородными дополнениями.)

3.Устное конструирование предложений с обращениями.

(Учащиеся берут карточки – вопросы.)

а) Обратитесь с просьбой, с приветствием.

( — Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице 43.

— Уважаемые господа! Приветствую вас на сегодняшнем заседании нашего кружка.)

б) Обратитесь с вопросом, с призывом:

( — Иван Иванович, сколько сейчас времени? Который час?

— Дорогие ребята! Призываю вас принять участие в спортивных соревнованиях за честь школы.)

Источник

Читайте также:  Тема по английскому традиции англоязычных стран
Оцените статью