Экскурсия по теме деньги

Методическая разработка экскурсии по временной выставке «История русской монеты»
методическая разработка на тему

«И в стёртых исчисляется монетах

Цена великих дел, поэтами воспетых.»

История денег, а именно — русской монетной системы, неразрывно связана с историей становления русского государства. Цель нашей экскурсии – рассказать об истории русской монеты и через историю этой повседневной вещи показать историю нашей страны. Выставка прошла в музее в феврале марте 2013 года. В основу экспозиции легла уникальная коллекция монет 18-20 веков коллекционера Ледянкина В.В. А также свои экспонаты-монеты,юбилейные рубли,ассигнации,предметы-предоставили ученики и учителя нашей гимназии.

Выставку посетили почти все классы нашей гимназии . Для начальной школы мы проводили упрощенный вариант. Проводились классные часы в музее о культуре обращения с деньгами. Ученики приходили на выставку на уроках обществознания,изучая тему «Деньги», На уроках истории в старших классах экскурсия позволила в занимательной и вместе с тем информативной форме повторить материал и узнать новые факты из истории России.

В конкурсе «История обычных вещей» выставка заняла 1-е место на районном и 2-е место на городском этапе конкурса.

Скачать:

Вложение Размер
istoriya_russkoy_monety.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 53

Музей 1-ой воздушной армии гимназии № 53

«История русской монеты»

Методическая разработка экскурсии по временной выставке

Автор-составитель: Горбачёва Елена Михайловна, учитель истории;

Экскурсоводы: Григорьев Дмитрий,

учащийся 11а класса МБОУ гимназии №53;

учащаяся 8а класса МБОУ гимназии №53;

учащаяся 11б класса МБОУ гимназии №53

«И в стёртых исчисляется монетах

Цена великих дел, поэтами воспетых.»

История денег, а именно — русской монетной системы, неразрывно связана с историей становления русского государства. Цель нашей экскурсии – рассказать об истории Русской монеты и через историю этой повседневной вещи показать историю нашей страны.

создать представления у экскурсантов об истории русских монет и ассигнаций

углубить и расширить их знания об истории России.

воспитательные: формировать у экскурсантов чувство патриотизма и гражданственности, понимание необходимости уважения и бережного отношения к наследию предков, чувство гордости за свою страну

развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с вещественными источниками для получения субъективно новых знаний о прошлом, и работы с историческими образами эпохи.

Экскурсия построена по тематико-хронологическому принципу и рассчитана на средний и старший школьный возраст.

К основным объектам экскурсии относятся, в первую очередь, материалы, представленные в электронной презентации, выполненной в среде Microsoft Office Power Point 2003, а также объекты витрин №1( реконструкция древнего кошеля; шкурки соболя и белки;раковины каури; старинная гривна (реконструкция) № 2 и №3 (коллекция монет 18-21 веков, ассигнации, пластиковые карты). В экскурсии предусмотрено органическое сочетание методических приёмов показа и рассказа, при этом, за счёт использования современных мультимедийных технологий, предполагается достижение у экскурсантов подобия «эффекта присутствия» при просмотре материалов экспозиции. В соответствии с этим определяется и техника проведения экскурсии: чередуются периоды показа объектов на электронной презентации с показами объектов на витринах, а более подробное рассмотрение последних отнесено в конец экскурсии. Интерактивность и включенность в процесс достигается тем, что монеты начала 19 века и монеты начала 20 века выдаются на руки экскурсантам для сравнения и изучения.

По времени экскурсия рассчитана на 20-25 минут В конце проводится викторина.

Мы приветствуем вас в стенах музея гимназии №53. Сегодня мы расскажем вам историю одной вещи, которая сопровождает нас всегда и практически везде, и мы уверены, что вы сможете найти ее у себя в кармане или кошелке – это монета.

Мы все примерно представляем, для чего она служит. Монеты, как и деньги вообще, – средство обмена.

Однако в нашей стране монеты появились далеко не сразу, и вначале на Руси заменой им служили товарные деньги – скот или ценная пушнина, например, шкура белки, соболя или куницы. Обратите, пожалуйста, внимание: в этой витрине вы видите шкуру с задними лапками, ногату. Руси были знакомы и раковины каури. Их на нашу землю завезли заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. В Сибири раковины каури использовались в качестве денег до XIX века, их называли «змеиными головками». Посмотрите, как выглядят эти раковины. А вот так возможно выглядели в старину кошели.

С развитием торговли на Руси появились металлические деньги – крупные серебряные дирхемы, которыми расплачивались арабские купцы. У нас эти монеты стали называть кунами. 25 кун составляли гривну кун. А что такое гривна? В древнеславянском языке так называли шею или загривок. Потом гривной назвали и шейное украшение — ожерелье. Посмотрите, как оно выглядело . Когда появились монеты, ожерелье стали делать из них. На каждое и уходило по 25 кун. Отсюда и пошло: гривна кун, гривна серебра и т.д.

В конце X века на Руси началась чеканка монет. О них ученые узнали из найденных кладов IX—XII столетия. В те времена было мало известных месторождений золота и серебра, чеканка веласьс использованием привозного металла.

Первые русские монеты назывались златниками и сребрениками. Эти названия сохранились в некоторых пословицах, таких, как «Мал золотник да дорог». На них часто встречается родовой знак потомков легендарного князя Рюрика – трезубец, который после перешел в герб Киевской Руси. До наших дней дошли монеты Владимира Святославовича, Святополка, Ярослава Мудрого и других.

В XIII веке наша страна переживала тяжелые времена. После нашествия татаро-монголов начались столетия выплат огромной дани, в упадок пришло ремесло, заглохла торговля.Вспомнили о раковинах каури и стали использовать их для мелких расчетов, а для крупных – тяжелые серебряные слитки, именовавшиеся уже знакомыми нам гривнами. В Киеве гривны были шестиугольные, в Новгороде — в форме брусков. Их масса составляла около 200 граммов. Новгородская гривна со временем стала называться рублем, тогда же появилась полтина — половина рубля.

А как их изготовляли — рубли и полтины? Мастер расплавлял серебро в жаркой печи и потом разливал его в формочки. Разливал специальной ложкой — льячкой, что позволяло ему довольно точно выдерживать массу рублей и полтин. Постепенно эти новгородские монеты распространились по всем русским княжествам.

Наряду с Новгородом активная чеканка также началась в Москве. Первые московские монеты появились при великом князе Дмитрии Донском. Его серебряная монета называлась денгой (без мягкого знака), что в переводе с татарского означало «звонкий». Денга чеканилась из серебряной проволоки, которая разрезалась на кусочки одинакового размера и массы. Кусочки эти расплющивались, а затем мастер ударял по заготовкам специальным молотком – чеканом. И монеты с нужными надписями и изображениями были готовы.

Вслед за Дмитрием денгу стали чеканить почти все русские князья, на выпускавшихся монетах, менявших свой облик от княжества к княжеству, были имена как великих, так и удельных князей. Такая пестрота и такой разнобой во внешнем виде (да и в массе) монет здорово затрудняли торговлю. А потому в начале XVI века, при пятилетнем Иване Грозном, фактическая правительница страны, Елена Глинская, основала первый монетный двор в Москве и ввела общегосударственную монету – копейку. Название этой денежной единицы связано с изображением всадника –он держал в руках копье.

Наверное, где-то в это же время появилась поговорка «копейка рубль бережет», отражавшая ее стоимость. Сто копеек Ивана Грозного составляли рубль, 50 — полтину, 10 — гривну, 3 — алтын. Такими русские деньги оставались до конца XVII века, до времен Петра I.

Первый русский император реформировал денежную систему государства и ввел новые монеты для мелкой торговли: медную денгу, полушку и полуполушку. Вскоре были выпущены серебряные полтинники, полуполтинники, гривенники и десять денег . Кстати, самая старая монета в нашей коллекции – та самая денга, предположительно, 1740-ых годов. Здесь вы можете взглянуть на нее.

При Петре началась чеканка серебряного рубля, переделанного из иностранного талера, так как своего серебра в Московском государстве все еще не добывали. И именно Петр I решил эту проблему. При нем были открыты месторождения серебра и золота, и с тех пор появилась возможность чеканить монеты на собственном сырье.

Обратите внимание на правильность формы монет. Их чеканили уже не из проволоки, а на монетных заготовках правильной круглой формы и одинаковой толщины. На них — профиль Петра I и надпись «монета».

Также на петровских монетах можно увидеть выпуклые точки. На пятаке — пять, на алтыне (равном трем копейкам) — три, на гроше (равном двум копейкам) — две точки. Как вы думаете, для чего это сделано? Это было сделано специально для неграмотной части населения. Далеко не всем удавалось опознать цифру, а сосчитать точки мог каждый.

При Петре I в России окончательно утвердилась удобная десятичная денежная система, малоизвестная тогда даже Европе. Десять копеек составили гривенник, десять гривенников — рубль. Монеты приобрели более привычный для нас с вами облик. А вот вес их совершенно отличался.

В XVIII веке стоимость монеты определялась стоимостью куска металла, из которого была сделана. Можно себе только представить, какую тогда массу имели монеты. Есть легенда, гласящая, что Елизавета Петровна, дочь императора-реформатора, наградила Ломоносова за написанную им оду на день ее восшествия на престол премией в 2000 рублей. Цифры Премия оказалась так тяжела, что Михаилу Васильевичу пришлось нанять несколько телег, чтобы ее увезти.

В конце XVIII века на помощь монетам пришли ассигнации, введенные Екатериной II. Используются они и по сей день. Здесь перед вами примеры ассигнаций конца XIX – XX века. Здесь же вы видите большую массивную монету 1763 года достоинством лишь в 2 копейки. Чеканилась она также в эпоху Екатерины II.

Обратите внимание, на старых медных монетах видны следы патины – налета . Она наслаивается десятилетиями, гарантирует подлинность монеты и предохраняет ее от повреждений. И если патина скорее друг металлическим деньгам, то окислы – их самый главный враг. Окислы буквально разъедают монету и крайне трудно удаляются. Взгляните на ту же денгу. Вся она – сплошные окислы.

В начале XIX века, при императоре Александре I изменился тип всех монет. С них были удалены указания на личность государя, на золотых и серебряных деньгах стала помещаться надпись: «Государственная российская монета».

Давайте рассмотрим монеты XIX века, их внешний вид наиболее близок к современному:

Раздаются монеты-по одной на 3-4 человека.

Лицевая часть – та, на которой изображен вензель, первые буквы (инициалы) императора или императрицы, называется аверсом. Со времен Александра I на аверсе изображался двуглавый орел – герб России.

Обратная сторона, где показан номинал – это реверс.

На ребро монеты с помощью машины или станка наносится узор – гурт. Его появление стало результатом попыток защитить деньги от порчи, когда края драгоценных металлов подпиливались с целью подделать монету.Выделяют и еще одно понятие – буртик («приподнятый» край монеты).Историей монетной чеканки и денежного обращения занимается отдельная историческая дисциплина – нумизматика.

В XX веке образовалось новое государство – СССР. И началась чеканка новой монеты. С 1926 года медь стали заменять алюминиевой бронзой (сплавом желтого цвета, состоящим на 95% из меди и на 5% из алюминия), поскольку она была устойчива к истиранию.

Взгляните на монеты того времени.

На аверсе вы видите герб новой страны . Его обвивает лента, причем количество витков этой ленты на монетах разных годов разное. Как вы думаете, с чем это связано? Число витков символизировало число республик, входивших в СССР. Поэтому на аверсах монет 20-ых годов витков всего 7, а на монетах более поздних – 15

Для нашей страны весь XX век был насыщен историческими событиями, по случаю которых выпускался и до сих пор выпускается специальный вид монет, который повествует нам о памятных датах в истории Отечества. Например, в мае 1965 года в честь 20-летия Победы над фашизмом впервые в СССР был выпущен юбилейный рубль . Он также присутствует в нашей коллекции.

В 1991 году СССР перестал существовать. На монетах современной России опять появился старинный русский герб – двуглавый орел. А на копейки вернулся Георгий Победоносец.

А внашей коллекции есть уникальные монеты. Они выпущены в честь будущей Зимней Олимпиады- 2014 в Сочи . Посмотрите, какие они красивые.

Вот так в старину монеты заменили шкуры животных и раковины каури. Но недалек тот день, когда и самим монетам придется уступить свое место пластиковым картам – будущему денег. А мы надеемся, что нам удалось показать вам, что в маленькой монете, как в зеркале, отражается история нашей страны.

Источник

Игра-экскурсия «От каменного века до возникновения банков в Новое время. Эволюция финансовой грамотности»

Екатерина Шагова
Игра-экскурсия «От каменного века до возникновения банков в Новое время. Эволюция финансовой грамотности»

Игра – экскурсия

«От Каменного века, до возникновения банков в Новое время»

(Эволюция финансовой грамотности)

Цели: Формировать начальное представление о деньгах, познакомить с историей возникновения и их эволюционированием.

Задачи:

Познакомить детей с понятиями: меновая торговля, рыночные отношения, плата налога, кредит в банке.

Научить понимать назначение денег.

Развивать воображение, логическое мышление, любознательность, слуховую и зрительную память, внимание.

Воспитывать понимание важности труда в жизни человека, бережное правильное отношение к деньгам, интерес к истории.

Обогащать словарь детей.

План:

1. С чего начинались цивилизации, культуры и человечество вообще.

Все великие культуры выросли из каменного века. Обмен товарами. «Зарубки на каменной дощечке». Возникновение торговли.

Воспитатель: (Рассказ сопровождается презентацией). Сегодня мы можем легко пойти в магазин и купить там все, что нам необходимо. А в Каменном веке магазинов не было. Чтобы добыть еду, приходилось охотиться на животных, рыбачить, собирать растения… И вот представители одного первобытного племени отправились в лес: мужчины, чтобы охотиться, а женщины, чтобы собирать грибы и ягоды…

Сегодня для приготовления еды существует много различных бытовых приспособлений: плиты с конфорками и духовками, микроволновые печи, электрические чайники, хлебопечки… А для обогрева жилища в каждом доме есть батареи. У первобытного человека всего этого не было. Поэтому так важен был в каменном веке огонь. Но для того чтобы развести огонь необходимо было собрать хворост и отыскать кремень – это камешки, которые лежат на берегу реки, а зимой повсюду снег и их не видно, поэтому заранее запасались нужным количеством камней и хвороста. Но в каменном веке люди не знали таких слов как «один» или «два». Для того чтобы посчитать нужное количество камней или хвороста люди делали зарубки на стенах пещеры или каменных дощечках.

А что же было делать тем, кто не запасся нужным количеством хвороста и камней? Давайте это узнаем с помощью игры «Очаги».

Игра «Очаги»

Задача: Познакомить детей с понятиями: меновая торговля.

Материалы: поле «Очаги», поля «Каменная дощечка», карандаши, фасоль, зубочистки.

Группа детей делится на 3 семьи. Каждая семья нуждалась в запасах на зиму: 4 кремня и 7 хворостин. Все обитатели пещеры очень постарались, но не всем семья удалось набрать нужное количество хвороста и кремния. У кого – то больше хвороста, чем кремния или наоборот. Как же им поступить?

Детям предлагается найти решение поставленной задачи.

Детям раздаются поля с очагами и каменные дощечки. На каменной дощечке вождь племени зарубками указал – сколько необходимо иметь каждой семье на зиму кремния (4шт) и хвороста (7шт)

Первая семья собрала 8 хворостин и 3 кремния; вторая семья – 4 хворостины и 7 кремния; третья семья – 11 хворостин и 2 кремния.

Как же им поступить?

Вывод: Люди стали обмениваться необходимыми для выживания предметами с другими людьми, так возникла торговля.

(Социальное развитие: нужно уметь делиться и выяснять, кому хворост более важен).

2. Цивилизация древнего Египта. Плата налогов Фараонам. Меновая, рыночная торговля. Папирус. (Вывод: цифрами пользоваться гораздо удобней чем палочками).

2.1. Воспитатель: Далее история переносит нас в Древний Египет.

Цивилизация Древнего Египта образовалась вдоль самой длинной реки мира – Нила и считается одной из древнейших в мире, при этом до наших дней сохранилось множество памятников и загадок этой культуры. Египтом правили фараоны, которым принадлежала вся земля, а все остальные люди подчинялись его воле. Сам фараон на ней не работал, за него трудились крестьяне. Крестьяне выращивали для своей семьи пшеницу, лён и ячмень, в садах они собирали фрукты, а часть урожая они должны были отдать фараону. Это называлось – платить налог.

Игра «Собираем урожай, платим налог».

Материалы: картинки «Урожай»

Предлагаем детям поиграть в крестьянина и сборщика налогов.

Для начала приготовим игровые карточки. Затем определим, кто какой продукт будет выращивать (дыни, финики, лен, просо, и т. д.)

Сборщика налога выбираем среди игроков. Раскидываем карточки на столе.

У нас будет всего 30 сек для того, чтобы собрать урожай. Собирать нужно только тот продукт, который ты вырастил. Если ты поднял карточку не со своим продуктом, то положи её обратно на стол. Итак, начался збор урожая!

Через 30секунд сосчитайте, кто сколько карточек собрал. Сравните, кто собрал больше.

А теперь нужно заплатить налог фараону за то, что мы работали на его земле. Фараон просит отдать ему половину (треть, четверть и т. д.) урожая!

Отсчитайте нужное количество карточек и положите перед сборщиком налогов. Затем сосчитайте, сколько всего продуктов собрал сборщик налогов.

2.2. Воспитатель: Древние египтяне для записи важной информации, которая касалась всего государства использовали систему иероглифов. Многие иероглифы имели не одно, а несколько значений.

Игра «Отчет Фараону»

Материалы: поле «Египетское письмо».

Нам попало в реки древнеегипетское письмо – отчёт сборщика налогов Фараону, в котором сообщалось о прибыли в казну.

Похоже писец не успел его дописать и не обвел результаты в специальную обводку – картуш. Давайте с вами все исправим.

Результат прибыли состоит из трёх иероглифов. Давайте найдём эти три иероглифа в тексте и обведем их в картуш.

2.3. Воспитатель: В Древнем Египте на рынках жители обменивались товарами, земледельцы меняли свой урожай пшеницы на глиняные кувшины или новое платье для жены, ремесленники отдавали свои изделия в обмен на рыбу и хлеб. Такой вид торговли называется — меновой торговлей.

Игра «Рынок» (Торговля в древнем Египте).

Материалы: поле «Рынок».

Каждому участнику раздаётся поле «Рынок.»

У нас есть 15 мешков пшена, которые мы можем продать. Что мы можем на них купить, на что обменять?

Сначала попробуйте купить все товары сразу. У вас останется один мешок пшена.

Затем попробуйте купить на все 15 мешков один вид товара. Например, вы можете купить 3 больших горшка или 5 маленьких. Обратите внимание, что при покупке ткани у вас останутся три мешка пшена, а при покупке папируса – один мешок.

Далее пробуйте покупать разные товары в разном количестве.

А потом скажите, сто торговец горшками отдает товар только за папирус и ему не нужно пшено. А торговец тканью не берет зерно, требует горшки. Что же делать?

И вот все с большой охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными в начале были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи и т. д., и потому металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобнее для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно. Вот поэтому металлы и становятся деньгами.

В последствии железо и медь заменяются золотом и серебром.

3. Возникновение денег.

Первые металлические деньги.

И вот все с большой охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными в начале были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи и т. д., и потому металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобнее для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно. Вот поэтому металлы и становятся деньгами.

В последствии железо и медь заменяются золотом и серебром.

Почему так? Ведь золото и серебро почти бесполезно в хозяйстве! Золотой топор никуда не годиться против железного, оружие из меди прочнее золотого или серебряного, так как и золото и серебро гораздо мягче железа и меди.

Как же случилось что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди?

Опять – таки, это произошло потому, что наши предки очень любили украшать себя. Кроме того, золото и серебро не ржавеют.

Потом, когда добыча металлов увеличилась, стали считать лишним придавать им форму какой – либо вещи, а просто делили на небольшие слитки.

С этого времени становится возможным копить деньги. Но и такие деньги, как золотые и серебряные слитки тоже имеют много неудобств и недостатков. Например, кто – ни будь продал много скота и получил за это большой кусок золота. Идет этот человек на базар купить разных мелких вещей, нужных в хозяйстве. Что ему делать со своим куском золота? Ясно, что его нужно делить на несколько мелких кусочков для того, чтобы расплачиваться с торговцами, а для этого нужно иметь особые резцы, нужные весы и гири, чтобы отделить как раз нужный кусочек. Это, конечно, большое неудобство. Чтобы избежать этого, люди начинают заранее отвешивать определённые кусочки золота и придавать им ту или иную форму (квадратные пластинки, кружочки, наносить на них рисунки, обозначать вес) и пускали в оборот. Это было началом изготовления или, как теперь говорят, чеканка монет. В древности эта работа производилась в ручную. Но чистое ли в монете золото или с примесью какого – нибудь другого металла? Нужно было, чтобы монеты делал тот, кому все доверяют. Поставил бы свой особый знак и каждый был спокоен, что его не обманывают, что в монете столько веса сколько на ней написано, и что золото в ней без всяких примесей, совершенно чистая. Таким человеком для каждого народа был его царь, король или князь. Чеканка монет перешла к таким правителям.

По мере того, как развивалась техника и изобретались различные машины, монеты чеканились все лучше и лучше. Им предавалась форма совершенно правильных кружочков, часто с красивым узором и надписями.

4. Новое время. Банки. Кредиты.

Новое время — одна из самых продолжительных эпох, знаменующая переход от средних веков к новейшему времени, от древних цивилизаций к миру, в котором мы сейчас живем.

Деньгами люди начали пользоваться очень давно, но именно в Новое время появились банки и кредиты, а так же первые бизнесмены. Банк – это такое учреждение, которое хранит деньги. Люди несут деньги в банк на хранение, а банк за это платит людям небольшие суммы (проценты). Почему банк платит этим людям, а не наоборот, люди платят банку за хранение? Потому что, те деньги, которые принесли ему одни люди дают другим людям в кредит т. е. на время. И эти люди платят банку деньги за то, что пользуются деньгами, и, конечно же возвращают взятое. Так все сложно!

Попробуем объяснить через игру.

Игра «Золото на Аляске».

Материалы: 7-10 монет на 1 экспедицию.

Представьте, что экспедиция отправляется на поиски золота на Аляску, но денег у нее нет. Представитель экспедиции приходит в банк и берет в кредит 5 монет. Работник банка отсчитывает 5 монет и предупреждает что, вернувшись с Аляски, они должны отдать эту сумму и еще одну пятую от нее. Сколько нужно вернуть? Нужно вернуть 6 монет. (Воспитатель помогает посчитать). Сколько нужно заработать на Аляске, чтобы вернуть кредит банку, и оставить что — то себе.

Заключение.

История денежных знаков продолжается, но и они уже уступают место более удобным… электронным деньгам.

Сегодня во многих странах при расчетах пользуются кредитными карточками. С помощью кредитной карточки можно платить за все: за квартиру, за продукты.

Но можем ли мы считать эти кредитные карточки последним словом в денежном обращении? Нет, конечно! Так уж устроены люди: они будут искать и, несомненно, отыщут что-то еще более удобное и совершенное.

Конспект занятия «Знатоки финансовой грамотности» Тема: «Знатоки финансовой грамотности» Цель: систематизация и обобщение информационно – практической компетенции воспитанников в вопросах.

Формирование финансовой грамотности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в.

Викторина с родителями «По дорогам финансовой грамотности» Викторина с родителями «По дорогам финансовой грамотности» Цель: Вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования.

Консультация для родителей «Азбука финансовой грамотности» Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,.

Лэпбук по финансовой грамотности «Школа гнома Эконома» Лэпбук по финансовой грамотности «Школа гнома Эконома» Автор: Антонова Ольга Анатольевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №24» Цель: способствовать.

Мастер-класс по финансовой грамотности дошкольников Пояснительная записка к слайдам мастер — класса. Слайд 1. Уважаемые коллеги, члены жюри представляю вашему вниманию мастер- класс. 2 слайд.

НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Азбука денег» Образовательные области: познание, речевое развитие, художественно –эстетическое развитие. Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию.

Внедрение финансовой грамотности в ДОУ Внедрение финансовой грамотности в ДОУ «Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. Прево Константин.

Стенгазета-плакат «Азбука финансовой грамотности» Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния.

Подвижная игра по финансовой грамотности «Заработай и купи» для старших дошкольников Подвижная игра по финансовой грамотности для старших дошкольников Цель: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем,.

Источник

Читайте также:  Монолог 10 предложений экскурсия которая мне запомнилась
Оцените статью