Экскурсия «Лесные насекомые» для детей старшего дошкольного возраста
юлия соколова
Экскурсия «Лесные насекомые» для детей старшего дошкольного возраста
Цель экскурсии: «Создание интерактивной среды для интеллектуального обогащения представлений детей о мире насекомых,реализуя направление музейной педагогики по теме: «Мир насекомых».
— создавать условия для личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка.
— развивать эмоциональную отзывчивость, чуткое отношение ко всему живому в природе, готовности познавать и сопереживать.
-формировать основы безопасного поведения в природе
— воспитывать у детей умение вести разговор на заданную тему, обогащая монологическую речь и совершенствуя диалогическую;
-пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о насекомых;
— создавать интерактивную среду для интеллектуального обогащения представлений детей о мире насекомых;
-расширять первичные представления о свойствах окружающего мира природы – части и целом, формируя познавательный интерес к жизни насекомых.
Группа: старшая.
Форма организации детей на экскурсию: подгрупповая.
Форма проведения: интерактивная экскурсия.
— беседы на тему «Лес и его обитатели», «Муравей- полезное насекомое», «Роль муравья в природе», «Зачем нужна жужелица», «Роль жужелицы в природе»,«Зачем нужны насекомые»;
— рассматривание иллюстраций в энциклопедиях «Насекомые», «Насекомые — природные сообщества»;
— чтение книг Д. Мамин-Сибиряк «Насекомьи сказки», Н. Романова «Муравей Красная точка», В. Бианки «Путешествие муравьишки», М. Пишвин «Пень- муравейник»;
-просмотр научно-популярных фильмов: «Микрокосмос. Жители травы»;
мультфильмов «Путешествие муравьишки», «Лунтик», «Букашки», «Баранкин, будь человеком!»;
— сравнение моделей разных насекомых;
-рисование «Муравьи у муравейника», «Жужелица»; лепка «Муравьи за работой», аппликация «Лесные насекомые»;
-составление описательных рассказов;
— дидактические игры «Угадай насекомое», «Собери целое», «Четвертый лишний», «Кто где живет», «Расскажи про насекомое», «Найди различия между насекомыми»;
-театрализованные игры «Путешествие муравьишки», «Превращение муравьишки», «Путешествие по саду».
Оборудование и материалы:
Основной фонд музея:
— экспонаты насекомых (муравей, жужелица).
-пластмассовые модели насекомых;
— работы детей;
-макеты муравейник, лесная полянка;
-презентации «Муравьи», «Жужелица».
Рекомендации по работе с родителями:
-организация выставки поделок «Как насекомые готовятся к зиме»;
-создание книги «Насекомые леса»;
-изготовление макета «Лесная поляна».
Методы и приемы:
-рассматривание экспонатов, слайдов.
Ход экскурсии:
Встречающий (в костюме жука): Здравствуйте! Добро пожаловать в наш музей «Мир насекомых». Чтобы получить билет, нужно назвать любое насекомое.
(Экскурсанты с билетами проходят в музей.)
Звучит аудиозапись: «Шум леса»
Ведущий 1: Добро пожаловать в наш музей «Мир насекомых».
(Экскурсанты подходят к столу, на котором стоит макет леса).
Сегодня экскурсоводы познакомят вас с лесными насекомыми. В лесу насекомые живут на деревьях, под корягами, под листочками, в муравейниках, возле болот и водоемов. (Показывает)
Про муравья вам расскажет наш экскурсовод.
1 вариант (технологическая карта №1 с усложнением).
Экскурсовод 1:
Здравствуйте, ребята. Я расскажу вам про муравья. (Достает модель муравья)
Муравей – это насекомое маленького размера черного или коричневого цвета.Тело муравья состоит из частей: голова, грудь и брюшко. На голове есть глаза и усики. Также у муравья есть 6 ножек.
Муравьи живут большой семьей: муравьиная царица, рабочие муравьи, муравьи — солдаты, куколки. Дом муравья – это муравейник. Муравьи строят его из хвоинок, песчинок. В муравейнике есть кухня, кладовка, детские комнаты и даже туалет.
Самой главной в муравейнике является муравьиная царица.
Охраняют муравейник муравьи — солдаты. Но больше всего в муравейнике рабочих муравьев. Муравьи питаются другими насекомыми и молочком тли.
Муравьи – полезные насекомые, они поедают гусениц и других вредных насекомых. Муравьи являются самыми сильными на земле, потому что могут поднять вес в 10 раз больше своего веса.
Брать муравьев в руки нельзя — они могут укусить.
У вас вопросы есть?
2 вариант (технологическая карта №2).
Здравствуйте, ребята. Я расскажу вам про муравья. (достает модель муравья)
Муравей – это насекомое маленького размера черного или коричневого цвета.Тело муравья состоит из частей: голова, грудь и брюшко. На голове есть глаза и усики. Также у муравья есть 6 ножек.
Муравьи живут большой семьей. Дом муравья – это муравейник. Самой главной в муравейнике является муравьиная царица. В муравейнике есть кухня, кладовка, детские комнаты и даже туалет.
Охраняют муравейник муравьи — солдаты. Но больше всего в муравейнике рабочих муравьев. Муравьи питаются другими насекомыми и молочком тли.
Муравьи – полезные насекомые, они поедают гусениц и других вредных насекомых.
Брать муравьев в руки нельзя — они могут укусить.
У вас есть вопросы?
1 вариант (технологическая карта №1 с усложнением).
Про жужелицу вам расскажет наш экскурсовод.
Экскурсовод 2:
Я расскажу вам про жужелицу. (достает модель жужелицы и передает ребятам)
Она небольшого размера. Жужелица бывает черного или зеленого цвета.Тело состоит из частей :голова, брюшко и грудка. На голове есть усики и челюсти. На спинке- крылышки. Еще есть 6 длинных ножек. Жужелица хорошо и быстро бегает. Днем жужелица сидит в ямках, под поваленными деревьями или под камнями, а с наступлением ночи выходит на охоту. Жужелица- хищник, она поедает улиток, червяков и вредных насекомых.
Жужелица занесена в Красную книгу, потому что их мало осталось.
Жужелица для человека является помощницей в борьбе с вредными насекомыми.
У вас есть вопросы?
2 вариант (технологическая карта №2).
Про жужелицу вам расскажет наш экскурсовод. (четвертый ребенок)
Я расскажу вам про жужелицу. (достает модель жужелицы и передает ребятам)
Она небольшого размера. Жужелица бывает черного или зеленого цвета.Тело состоит из частей :голова, брюшко и грудка. На голове есть усики и челюсти. На спинке- крылышки. Еще есть 6 длинных ножек. Жужелица хорошо и быстро бегает. Живет под поваленными деревьями. Питается гусеницами и другими вредными насекомыми.
У вас есть вопросы?
Ведущий 2:А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: «Замри!» Врагами всех лесных насекомых являются птицы. Пока звучит музыка- все насекомые летают, когда музыка закончится – насекомые замирают, не двигаются. Если вы пошевелились, то птица вас съедает. Я буду птицей, а вы насекомыми. (ведущий раздает детям усики, крылышки)
Дети играют 3 раза.
Д/и: «Кому что надо» на интерактивной доске.
Ведущий 3: А теперь давайте поиграем. У вас билеты разного цвета. Разделитесь на две команды по цветам. Вам нужно собрать картинку из частей. (экскурсанты собирают картинку муравья и жужелицы) Кто у вас получился?
А теперь вы должны подобрать картинки, которые относятся к вашим насекомым.
(Ведущий 3 проверяет правильность выполнения задания)
А на память о нашей экскурсии предлагаем вам слепить жужелиц и муравьев.
Давайте рассмотрим схему изготовления жужелицы:сначала лепим мы части тела: голова — самый маленький круг коричневого цвета, грудь — круг побольше черного цвета, брюшко- большой овал зеленого цвета; соединяем все части тела; добавляем шесть ножек, глаза, усики-проволочки.
Давайте рассмотрим схему изготовления муравья:сначала лепим части тела: грудь — самый маленький овал, голова- овал побольше, брюшко- самый большой овал; соединяем все части тела; добавляем ножки- проволочки., усики, глазки.
Ваши поделки вы можете забрать с собой.
Ведущий: Спасибо, что посетили наш мини-музей насекомых.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11
Конспект экскурсии
по музейной педагогике по направлению
«Насекомые и их знакомые»
Тема экскурсии: «Лесные насекомые»
Для детей старшей группы
воспитателем 1 кв. категории
Развитие ЭМП у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию занятие для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию ориентировки в пространстве. Тема: Знакомство.
«Экскурсия по городу Калининграду». Сценарий развлечения для детей старшего возраста Дети входят в зал под музыку и строятся в три колонны. Ведущая: Дорогие гости, дорогие дети! Начинаем праздничный утренник, посвящённый.
Фотоотчет «Экскурсия в парикмахерскую «Шансон» с детьми старшего дошкольного возраста» Цель экскурсии – познакомить с профессией парикмахер, с условиями работы в парикмахерской; показать детям, что результат деятельности во.
Конспект интегрированной НОД «Лесные звери» для детей группы младшего возраста Описание: конспект интегрированного занятия предназначен для детей младшего возраста. Задачи: ОО «Речевое развитие» — обогащать воображения.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Насекомые» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ) «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЕДЖ №2».
Конспект экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Водные насекомые» Тема: «Водные насекомые». Группа: средняя в количестве 12 человек. Цель экскурсии: «Создание интерактивной среды для интеллектуального обогащения.
Виртуальная экскурсия на тему «Дикие животные Калининградской области» для детей среднего дошкольного возраста Дикие животные Калининградской области. Цель: Расширение представлений детей о диких животных родного края. Задачи: 1. Обобщить и расширить.
Природоведческая экскурсия в зимний парк с детьми старшего дошкольного возраста Природоведческая экскурсия в зимний парк. Цель: развитие познавательной активности у детей к миру природы Задачи: Сформировать представление.
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста по ПДД Сценарий развлечения для детей подготовительной группы по ПДД. Цель: закрепить правила дорожного движения, правила поведения на улице,.
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: — охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального.
Источник
Экскурсия «В гости к насекомым»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»
Экскурсии в парк «В гости к насекомым»
в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Улыбка»
Дата: 10 .0 8 .2019г.
Возраст детей: 5-6 лет
Количество участников: 8 человек
Соболевская Наталья Анатольевна
Программное содержание: 1. Закрепить знания о приметах лета.
2. Познакомить детей с насекомыми, показать их многообразие и красоту; совместно с детьми выявить важнейший признак насекомых и научить пользоваться им для определения принадлежности животного к данной группе.
3. На основе непосредственного восприятия формировать у детей знания о характерных особенностях внешнего вида мотылька, божьей коровки, муравья. Учить находить сходство и различие во внешнем строении (у бабочки крылья большие и мягкие, у некоторых бабочек с красивыми разноцветными узорами, у жука ― сверху жесткие и гладкие; бабочка и жук летают, в отличие от бабочки жук еще не ползает).
4. Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход экскурсии:
1. Воспитатель: Светит солнце ярко –
Стало детям жарко,
Бегают по лужам
Зонтик им не нужен.
Что такое лето?
Дети: Это – много света.
Это – поле, это лес,
Это – тысячи чудес!
Это – яркие цветы,
Это – синь высоты.
Воспитатель: Лето — замечательная пора. А почему мы лето называем замечательной порой? (Ответы детей) Летом можно увидеть и услышать много необычного и интересного. И сегодня мы с вами отправимся в парк в царство насекомых.
Кто такие насекомые? (Ответы детей).
А каких насекомых вы знаете? Дети называют.
Хотя насекомые очень разные, у них одни и те же части тела, и у всех насекомых шесть ног. Значит, чтобы узнать, какое животное — насекомое, а какое — нет, надо посчитать его ножки.
Мы с вами, гуляя на улице, много раз видели и наблюдали за букашками, бабочками.
Какие размеры они имеют? Попробуйте представить себя на месте их. Как вы думаете, страшно ли вам было, если бы к вам подошёл Великан, взял на руки, стал рассматривать, трогать за нос, уши, глаза? Не берите насекомых в руки, не переносите их т.к. вы нарушаете их жизнь, насекомые перемещаются, выполняют определённую работу.
Быть маленьким страшновато и опасно, но удобно. Крохотные букашки, таракашки прячутся где угодно – это под камнем, под корой, в цветах, трещинах стены, в шерсти животных, внутри ореха и.т.д.
А как вы думаете, от кого они прячутся? От птиц, лягушек и др. насекомоядных.
2. Воспитатель поднимает небольшой камень и показывает детям насекомых, раздвигает траву и снова показывает их. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поискать насекомых и рассмотреть их через лупу.
Колесникова Татьяна Николаевна загадывает загадку:
Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (муравей).
Давайте с вами поищем муравьев и понаблюдаем за ними.
3. Рассказ мамы о муравьях.
Муравьи не любят одиночества и никогда не живут по-одному. Они живут большими семьями-колониями. Все вместе строят огромный дом из веток, хвоинок, сухих листиков – муравейник. Он уходит глубоко в землю. На самом нижнем этаже живёт самка, которая откладывает яйца-царица. Она самая главная в муравейнике. Муравьи очень дружные, помогают друг другу: нести длинные соломки, травинки. А иногда встретятся, обнимутся усиками – это они так делятся пищей. Поздно осенью затихает жизнь в муравейнике. Ходы и выходы закрываются, а сами они собираются в клубок так они поддерживают температуру и спят до весны. Очень удивительно, что муравьи лучше, чем синоптики научились делать прогноз, если зима холодная, а это, значит, земля промерзает глубже и глубина залегания зимовочной камеры увеличивается. Есть чёрные муравьи, гнёзда в трухлявых пнях и они благополучно зимуют. У них происходит перестройка в организме, накапливают глицерин, предохраняющий от гибели. Польза муравьёв – поедают, уничтожают вредных и больных насекомых, муравьиная кислота используется в медицине, птички муравьиной кислотой чистят пёрышки.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Предложить детям сделать заборчик и мелких веточек, хвоинок и т.д.
3. А теперь посмотрите вот сюда. Кого вы видите? ( Мотылька)
Воспитатель читает стихотворение:
— Мотылек, мотылек,
Сядь поближе
На цветок.
— Я не сяду
На цветок:
У тебя
В руке сачок.
— Мотылек, мотылек,
Я тебя ловить
Не стану,
Подойду поближе,
Гляну,
Посчитаю, сколько ног
У тебя, мотылек.
— Я и сам
Могу считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре,
пять…
Сосчитаю, сколько ног,
Без тебя, дружок!
^ Й. Йованович-Змай
— Сколько же ног у мотылька?
4. Подвижная игра «Мотыльки»
На зеленом, на лугу
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок — Дети бегают по кругу,
Весело порхают. — руки в стороны — «мотыльки» летают.
Маша вышла на лужок
У нее в руках сачок. — Педагог держит в руках яркий сачок.
Берегись-ка, мотылек, — После слов «Берегись-ка, мотылек» дети убегают,
Улетай скорей, дружок! — а взрослый «ловит» их сачком.
5. А теперь послушайте стихотворение:
Воспитатель берет в руки божью коровку и читает стихотворение:
«Божья коровка».
«Точка, точка, два крючочка –
Это лапки у жука
Два блестящих лепесточка
раздвигаются слегка
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный вертолёт,
Прямо в небо он уйдёт».
При опасности она выделяет капельки оранжевой жидкости «молочка», которая отпугивает врагов. Они очень прожорливы, питаются тлями и др. вредными насекомыми для растений. При необходимости их разводят на огородах. Б.к. за день съедает до 200 тлей. Зимуют они в опавших листьях или в траве.
Воспитатель: Кажется, дождь собирается. Давайте узнаем, будет дождь или нет. А как?
Дети: Давайте спросим у божьей коровки:
-Божья коровка, что сегодня будет – дождь или погода?
Погода – лети, если дождик – сиди.
6. Воспитатель:
Ребята, а как надо относиться к насекомым? (Ответы детей).
— В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа — мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути-
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
— Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Источник