Экскурсия по самолёту-памятнику Ту-134 RA-65777 в Сыктывкаре: back in the USSR
В аэропорту «Сыктывкар», бывшем некогда в нашей стране заповедником Ту-134 (много фото «свистков» в Сыктывкаре — см. здесь), находятся теперь всего два самолёта данного типа — один разукомплектован и используется для тренировки пожарных и спасателей, а вот второму повезло гораздо больше. И недаром — он носит счастивый бортовой номер RA-65777 (в начале карьеры в 1971 г., естественно, это был СССР-65777). В своё время этот Ту-134 немало полетал сначала на центральных воздушных линиях, затем с 1985 г. — в небе Коми АССР в составе наших региональных авиакомпаний (Коми УГА, «Комиавиа», «Комиинтеравиа»), в 2000-е годы работал на «Аэрофлот», «Красэйр», «Ютэйр» и «Ютэйр-экспресс». В 2012 г. был поставлен на хранение в Сыктывкаре и вполне мог разделить участь своих собратьев, разделанных на металл. Однако, в его судьбу вмешалась авиационная общественность Республики Коми, которая помнила этот борт как один из лучших своих самолётов, не знавших сложных технических неисправностей и авиапроисшествий. Авиаторы хотели бы сохранить ТУ-134 со счастливым номером как памятник коми авиации. Долгие переговоры руководства нашей региональной АК «Комиавиатранс» с АК «Ютэйр» о выкупе RА-65777 завершились в 2014 г., когда, наконец, удалось договориться о цене. Самолёт был вновь укомплектован оборудованием и креслами, ему вернули один двигатель, и с этого момента он перешел на хранение «Комиавиатранса», но долгое время сохранял ливрею своего прежнего эксплуатанта.
RA-65777 на хранении в 2014-2016 гг.:
В 2016 г. было принято решение провести в Сыктывкаре в рамках празднования 95-летнего юбилея Республики Коми авиасалон малой и региональной авиации «Авиарегион-2016», а Ту-134 должен был стать одним из его экспонатов, представляя историю авиации в регионе. Специально для этого самолёт был перекрашен в ливрею «Аэрофлота» образца 1974 г. В-общем, back in the USSR, как поётся в одной известной песне.
Таким предстал обновленный уже СССР-65777 на авиасалоне:
Авиасалон проводился в два дня — 20 и 21 августа, погода в первый день его работы выдалась не очень хорошая, небо было закрыто тучами и периодически шел дождь.
В первый день работы авиасалона желающих осмотреть Ту-134 было так много, что очередь растянулась на добрую сотню метров, а время ожидания составляло, как это ни удивительно, около 3 часов. Согласитесь, вид советской аэрофлотовской классической ливреи вызывает ностальгию о прошлом — детстве, юности, молодости, вот и мне захотелось подняться на борт и снова увидеть эти круглые иллюминаторы, кресла с железными столиками. А детям, никогда не летавшим на советских машинах, было просто интересно буквально прикоснуться к истории.
Очередь 20 августа:
На второй день в Сыктывкаре было солнечное небо, так что глупо было не сходить в аэропорт и не пофотографирвать самолёты и аэрошоу в более выигрышных условиях. Однако, по причине хорошей погоды число посетителей заметно прибавилось, отчего все очереди выросли, как минимум, в два раза, так что на борт «тушки» в этот день я уже не попал: стоять снова часа 3-4 в очереди не было ни времени, ни сил.
Длинная очередь 21 августа:
Ту-134 для меня — особенный самолёт, я с детства много летал на нём как пассажир, а в 2012-2013 гг. часто фотографировал «тушки» в нашем аэропорту (см. фотообзор), теперь же благодаря авиасалону появилась возможность не только вновь подняться на его борт и посидеть в пассажирском кресле, но и заглянуть в кабину экипажа и вообще близко рассмотреть сам самолёт со всех сторон.
Итак, Ту-134 снаружи и внутри в деталях. Далее — много полноразмерных фото самолёта снаружи и внутри для фанатов Ту-134:
Носовая часть фюзеляжа с кабинами пилотов и штурмана:
Кстати, если бы восстановили старый трап навроде СПТ-154 и поставили его под самолёт, это было бы более идентично и олдскульно. Хотя, конечно, при таком наплыве посетителей более широкий трап новой модели с площадкой наверху оказался и надежнее и удобнее, в том числе для команды на борту, которой порой приходилось сдерживать буквально штурмовавших самолёт сыктывкарцев.
Вид на хвостовую часть самолёта:
Хвостовой багажный отсек:
Киль и мотогондолы:
Реверс левого двигателя:
Сопло внутренней силовой установки:
Законцовки крыла с зеленым и красным бортовыми огнями и стекателями статического электричества:
Место размещения одного из бортовых самописцев:
Надписи на бортах:
Теперь пора подняться на борт и осмотреть пассажирский салон и кабины экипажа:
Сидения у аварийного выхода:
Старые-добрые советские кресла с металлическими тонкими откидными столиками:
Пассажирские панели — индивидуальный обдув, освещение, вызов стюардессы:
Вид из иллюминатора на крыло:
Очередь в самолёт не уменьшается:
А нам пора заглянуть в кабину пилотов.
Рабочий тамбур с кухней и коридором к кабине:
Аппаратура стюардесс для связи с пилотами и пассажирами:
Коридор в кабину. Слева за ним- дверь в носовое багажное отделение и щиток с кнопками и тумблерами, справа — тамбур с дверью:
Собственно, кабина пилотов:
После авиасалона Ту-134 RA-65777 должен стать памятником в сыктывкарском аэропорту. Надеюсь, что ему уготована лучшая судьба, чем у его предшественника — самолёта Ил-14, стоявшего перед аэровокзалом (о нём). Главное, не ставить Ту-134 на незащищенное пространство вне аэропорта: пока стоял в очереди, видел, как многие родители поднимали своих деток на крылья самолёта и возмущались, когда сотрудники аэропорта требовали снять их резвящихся отпрысков на землю. А ведь это небезопасно для детей и вредно для самолёта.
Для тех, кто заинтересовался историей Ту-134 — книга его конструктора Л.Л. Селякова «Человек, среда, машина».
Источник
Ту-134. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы.
Ту-134 (по коду НАТО «Жёсткий») — пассажирский советский самолёт для авиационных линий средней и малой протяжённости, который разработали в начале 1960-х годов в опытно-конструкторском бюро имени Туполева и серийно выпускавшийся с 1966 по 1984 год на авиационном Харьковском производственном объединении. Выполнил первый полёт 29.07.1963, с сентября 1967 года в эксплуатации. Один из самых популярных пассажирских самолётов, который собирался в Советском Союзе. Итого, вместе с предсерийными и опытными образцами, построили 854 самолёта различных модификаций. Производство полностью было прекращено в 1989 году. Ту-134 поставляли на экспорт в страны Социалистического лагеря.
Ту-134 — пассажирский ближнемагистральный самолёт с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30 на серийных и Д-20П-125 на опытных самолётах. Двигатели стоят на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, что снижает в значительной степени шум в салоне в сравнении с самолётами прошлых поколений. Горизонтальное оперение установлено на вершине киля (Т-образное оперение хвоста). Топливо размещается в кессон-баках на крыле. Ту-134 был сертифицирован по международным стандартам. Самолёт строили в различных вариациях: машины специального назначения, пассажирские, летающие лаборатории. Также использовался в школах ВВС.
Ту-134 произведен по схеме свободнонесущего цельнометаллического низкоплана и имеет стреловидное крыло (угол стреловидности — 35 градусов), размещённые в хвосте фюзеляжа два двигателя Д-30 разных серий. Механизация крыла — выпускаемые только на земле интерцепторы и двухщелевые закрылки и; предкрылок нет. Фюзеляж «сплагиатирован» от Ту-124 и длиннее на семь метров. Т-образное оперение. Убирающееся, трёхопорное шасси. Переднюю стойку убирают в нишу в фюзеляже, задние — в специально отведенные для этой цели гондолы на крыле. Задние стойки имеют две оси.
Салон Ту-134
К конструкционным особенностям прошлых версий Ту-134 можно отнести остеклённый нос (на месте штурмана), под центропланом тормозной щиток. На современных вариациях самолёта смонтирвоана «Гроза-134», радиолокационная система . Ту-134 также стал первым в СССР реактивным самолётом, на котором не использовали тросовую проводку к рулю направления (так обычно делали на прошлых моделях — Ту-16 бомбардировщике и Ту-104 и Ту-124 пассажирских), установив гидроусилитель и заменив жёсткой тягой.
На данный момент самолётам установили ресурс 40 тысяч лётных часов, 25 тысяч полётов на протяжении 25 лет. В случае индивидуальной оценки состояния ресурс можно последовательно увеличить до 55 тысяч лётных часов, 32 тысяч полётов, 40 лет.
Интересная особенность данного воздушного судна — расположение пару первых кресел пассажиров спиной вперёд, как и в вагоне железной дороги, имеющем столик между рядами, которые обращёны друг к другу. Такое решение не встречается больше ни на каких других коммерческих современных ВС.
Схема салона Ту-134
Катастрофы и аварии
Из неофициальных источников и по данным Aviation Safety Network известно, что на начало 2012 года из-за авиационных происшествий, катастроф, и терактов утрачено 78 экземпляров самолётов Ту-134, десять из них в результате военных действий, два — вследствие терактов. В катастрофах погибло 1494 человек, 32 из них на земле или при столкновении с самолётами других типов.
Технические характеристики Ту-134А
- Экипаж: четыре человека ;
- Пассажировместимость: 76 человек;
- Длина: 37,1 метров;
- Размах крыла: 29,0 метров;
- Высота: 9,02 метров;
- Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
- Ширина салона: 2,71 метров;
- Высота салона: 1,96 метров;
- Коммерческая масса: 8200 килограмм;
- Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
- Взлётная максимальная масса: 47 000 килограмм;
- Масса топлива вбаках: 13200 килограмм;
- Силовая установка: Д-30-II (два экземпляра);
- Номинальная тяга: 2 x 6800 килограмм*сил;
- Крейсерская скорость: 850 километров в час ;
- Перегоночная дальность: 2100 километров;
- Практический потолок: 12 100 метров;
- Длина разбега: 2200 метров;
- Pасход топлива во взлетном. режиме: 8296 килограмм в час;
- Pасход топлива в крейсерском режиме: 2300 килограмм в час;
- Pасход топлива общий: 2907 килограмм в час;
- Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45 грамм.
Технические характеристики Ту-134Б-3
- Экипаж: три человека ;
- Пассажировместимость: 80 человек;
- Длина: 37,1 метров;
- Размах крыла: 29,0 метров;
- Высота: 9,02 метров;
- Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
- Ширина салона: 2,71 метров;
- Высота салона: 1,96 метров;
- Коммерческая масса: 9000 килограмм;
- Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
- Взлётная максимальная масса: 47 600 килограмм;
- Масса топлива в баках: 14400 килограмм;
- Силовая установка: Д-30-IIІ (два экземпляра);
- Номинальная тяга: 2 x 6930 килограмм*сил;
- Крейсерская скорость: 880 километров в час ;
- Перегоночная дальность: 2020 километров;
- Практический потолок: 10 100 метров;
- Длина разбега: 2550 метров;
- Pасход топлива во взлетном. режиме: 8454,6 килограмм в час;
- Pасход топлива в крейсерском режиме: 2062 килограмм в час;
- Pасход топлива общий: 3182 килограмм в час;
- Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45,2 грамм.
Технические характеристики Ту-134 Ш
- Экипаж: три человека ;
- Пассажировместимость: 12 человек;
- Длина: 37,1 метров;
- Размах крыла: 29,0 метров;
- Высота: 9,02 метров;
- Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
- Ширина салона: 2,71 метров;
- Высота салона: 1,96 метров;
- Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
- Взлётная максимальная масса: 47 000 килограмм;
- Масса топлива в баках: 16500 килограмм;
- Силовая установка: Д-30-II (два экземпляра);
- Номинальная тяга: 2 x 6800 килограмм*сил;
- Крейсерская скорость: 885 километров в час ;
- Перегоночная дальность: 1890 километров;
- Практический потолок: 11900 метров;
- Длина разбега: 2200 метров.
Ту-134. Галерея.
Ту-154 – TU-154
Ту-204 – TU-204
Ту-214 – TU-214
Ту-334 – TU-334
Источник