- Экскурсии, лекции, интерактивные занятия
- Экскурсии
- Обзорная экскурсия по музею
- Обзорная экскурсия по музею на английском языке
- Тематические экскурсии
- «А. П. Чехов — врач. “Пишу и лечу…”»
- «Ванька»
- «Малая пресса Антоши Ч.»
- «Маленький человек в коротком рассказе»
- и русский театр»
- «Как Чехов вышел в гении»
- «Пушкин в гостях у Чеховых»
- Интерактивные занятия
- «Что такое музей?»
- «Каштанка»
- «Толстый и тонкий»
- «Мальчики»
- Лекции
- Творчество А. П. Чехова 1890-х годов. «Ионыч»
- «Новаторство Чехова-драматурга»
- «Путешествие на Сахалин и на Восток»
- Виртуальная экскурсия «А.П. Чехов — человек и драматург»
- Скачать:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- По местам Антона Павловича Чехова
Экскурсии, лекции, интерактивные занятия
Дом-музей А. П. Чехова (отдел Государственного литературного музея) проводит обзорные и тематические экскурсии и лекции, охватывающие весь жизненный и творческий путь писателя. Предлагаемая тематика лекций и экскурсий ориентирована на различные возрастные категории учащихся и взрослую аудиторию. Для старшеклассников, студентов и взрослых музей организует выездные лекции.
Экскурсии, лекции, интерактивные занятия проводятся по предварительным заявкам.
Телефоны: 8 495 691-61-54, 8 495 691-38-37
Электронная почта: muzchekhov@gmail.com
Экскурсии
Обзорная экскурсия по музею
Посетителям предоставляется уникальная возможность ощутить неповторимую атмосферу чеховского дома, экспозиция которого рассказывает не только о творческом пути писателя, но и о месте творческого наследия А. П. Чехова в русском и мировом культурном пространстве.
Для всех категорий посетителей.
Обзорная экскурсия по музею на английском языке
По предварительной записи.
Тематические экскурсии
«А. П. Чехов — врач. “Пишу и лечу…”»
Рассказ об университетских годах А. П. Чехова, его особом отношении к выбранной профессии, врачебной практике в Звенигороде, Воскресенске и Мелихове, а также о роли медицины в формировании мировоззрения писателя и его творческого метода.
Для школьников 8–11 кл. и студентов.
«Ванька»
Юные посетители познакомятся с чеховским и его творчеством, а на примере рассказа «Ванька», написанного в доме-«комоде» на , смогут понять, что авторская позиция выражается , узнают, что такое стиль художественной литературы и просторечия.
Для школьников 5–6 кл.
«Малая пресса Антоши Ч.»
На экскурсии вы получите возможность погрузиться в литературный быт конца XIX века, когда писал рассказы и сценки Человек без селезёнки, Брат моего брата, Гайка № 9 — он же Антоша Ч. — для разнообразных газет и журналов, а также сможете испытать на себе, каково это — быть автором «малой прессы».
Для школьников 9—11 кл., студентов и взрослых посетителей.
«Маленький человек в коротком рассказе»
Цель экскурсии — напомнить об эволюции темы «маленького человека» в русской классической литературе: от Н. М. Карамзина до Ф. М. Достоевского. На экскурсии посетители узнают, чем «маленький человек» А. П. Чехова отличается от «маленького человека» в произведениях его предшественников и современников.
Для школьников 9—11 кл. и студентов.
и русский театр»
Посетители познакомятся с историей создания большинства чеховских пьес, в том числе и одноактных, смогут увидеть их первые журнальные публикации, афиши и узнают подробности о первых постановках в Москве и Петербурге. А в финале увидят фрагмент записи концертного исполнения пьесы «Вишнёвый сад» с участием -Чеховой.
Для школьников ., студентов и взрослых посетителей.
«Как Чехов вышел в гении»
На экскурсии посетители увидят прижизненные издания Чехова разных лет, познакомятся с издателями и редакторами газет и журналов, в которых сотрудничал Антоша Чехонте, а затем Антон Чехов; узнают о том, почему Чехов не хотел отказываться от псевдонима и как стал «марксистом».
Для школьников ., студентов и взрослых посетителей.
«Пушкин в гостях у Чеховых»
и называют первым и последним звеньями цепи Золотого века русской литературы. назвал Чехова Пушкиным в прозе. Понятно, что в «, построенном в 1874 году, Пушкин побывать не мог. Однако в чеховском доме немало предметов, связывающих эти два имени. О Пушкине и его роли в чеховском семействе мы и поговорим на авторской экскурсии.
Для школьников ., студентов и взрослых посетителей.
Интерактивные занятия
«Что такое музей?»
Это занятие — увлекательное путешествие в огромный и многообразный мир музеев. Ребята познакомятся с историей зарождения первых музеев, начиная со времен Древней Греции. Узнают, где и когда появились первые музеи в нашей стране. Примут участие в викторине «Угадай музей». Они научатся ориентироваться на музейной экспозиции, почувствуют себя музейными сотрудниками, попробовав поработать с музейными предметами. В конце занятия ребята дадут свое определение тому, что такое музей и подумают, какая вещь может положить начало их домашнему музею.
Для школьников 1–4 кл.
«Каштанка»
А. П. Чехов обладал удивительной способностью видеть мир глазами своих героев, даже если этот герой — маленькая рыжая собака Каштанка. Во время занятия ребята узнают увлекательную историю создания рассказа, почувствуют себя в роли любимых героев, разыграв одну из сценок, увидят мультфильм. В конце занятия ребята поделятся своим опытом общения с живым миром природы.
Для школьников 1–6 кл.
«Толстый и тонкий»
Занятие построено в форме диалога с аудиторией. В процессе «медленного чтения» рассказа ребята узнают о Петровской табели о рангах, о том, что такое тайный советник, коллежский асессор и столоначальник, какие привилегии давал орден Святого Станислава. Школьникам также будет интересно вспомнить, с какими древнегреческими персонажами, и почему именно с ними Чехов сравнил действующих лиц своего рассказа, который построен по принципу антитезы.
Для школьников 6–8 кл.
«Мальчики»
Цикл рассказов о детях занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. В основе этого занятия рассказ «Мальчики», в котором маленькие герои мечтают совершить увлекательное и опасное путешествие в Америку. Вслед за ними участники утренника по старой карте конца XIX века проложат свой путь на далекий континент. Ребята обратят особое внимание на психологические особенности характеров героев, познакомятся с первоначальным вариантом рассказа и выберут, какой вариант они считают наиболее интересным. В конце занятия мы поговорим о том, о каких путешествиях грезят ребята.
Для школьников 1–6 кл.
Лекции
Творчество А. П. Чехова 1890-х годов. «Ионыч»
«Несравненный художник, художник жизни», Чехов описывал жизнь такой, как она есть. Внимательно относясь к «больным» проблемам своего времени, в своих произведениях писатель отражал эти проблемы не с узко социальной точки зрения, а с общечеловеческой, гуманной позиции. При этом наибольшее авторское внимание уделялось миропониманию героя и его способности противостоять жизненным невзгодам и обывательским стереотипам среды. Именно с такой точки зрения представлен герой (точнее, антигерой) рассказа «Ионыч».
Для школьников 9–11 кл.
«Новаторство Чехова-драматурга»
В ходе лекции рассматриваются первые постановки чеховских пьес «Иванов» и «Леший», написанных в доме на Садовой-Кудринской. Особое внимание уделяется премьере пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра и её «странному неуспеху», а также постановкам четырёх главных чеховских пьес в Московском Художественном театре. И, конечно, в центре внимания оказываются композиционные и содержательные принципы построения пьес А. П. Чехова, не понятые вначале современниками, а ныне названные новаторскими.
Для школьников 9–11 кл. и студентов.
«Путешествие на Сахалин и на Восток»
В апреле 1890 года Чехов покинул на и отправился в восьмимесячное путешествие, результатом которого стала книга «Остров Сахалин». Причины, побудившие писателя к «бегству» на каторжный остров, процесс подготовки к нему и впечатления Чехова, нашедшие отражение в его письмах, очерках «Из Сибири» и книге «Остров Сахалин», станут основой рассказа.
У слушателей будет возможность увидеть некоторые из фотографий «сахалинской» коллекции, привезённых писателем из путешествия и присланных ему впоследствии. В финале встречи будет показан короткометражный фильм «Антон Чехов. Путешествие на Сахалин» (режиссёр — Анастасия Александрова).
Для школьников 9–11 кл., студентов и взрослых посетителей.
Информационный центр
+7 495 695-53-08, прием звонков по графику:
Пн, Вт, Пт, Сб, Вс — 10:30–18:15. Ср, Чт — 10:30–20:45
Источник
Виртуальная экскурсия «А.П. Чехов — человек и драматург»
Данная работа является результатом проектной деятельности. В ней рассмотрены основные значимые вехи в жизни А.П. Чехова. Работа содержит тестовую часть для проверки полученных знаний. Использовать данную работу можно на уроке при объяснении материала или для самостоятельного знакомства с темой. Приложением к презентации создан текстовый файл, который является составной частью виртуальной экскурсии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov.ppt | 1.88 МБ |
konspekt_ekskursii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Бузмакова Юлия Сергеевна – учащаяся 9а класса МАОУ СОШ № 3 г. Березники Пермского края
Бузмакова Светлана Владимировна – преподаватель информатики ГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 47» г. Березники Пермского края
Тема экскурсии: «Антон Павлович Чехов – писатель и драматург»
Пробудить интерес к творчеству А.П. Чехова, познакомить с биографией писателя.
- Семья А.П. Чехова (слайды 4 – 9)
- Литературный дебют (слайды 10 – 12)
- Творчество писателя (слайды 13 – 16)
- Путешествие на Сахалин (слайды 17 – 20)
- О Чехове (слайды 21 – 22)
- Чехов и театр (слайды 23 – 31)
- Памятники А.П. Чехову (слайды 32 – 37)
- Тестовая часть «Проверь себя» (слайды 38 – 46)
Чехов родился в 1860 г. в Таганроге в семье разорившегося мелкого купца.
Семья у него была большая.
Слова Антона Павловича «В детстве у меня не было детства» характеризуют отношения в их семье.
Мне удалось найти информацию и об отце и о матери писателя, которая была женщиной мягкой и тихой.
Литературный дебют Чехова остался незамеченным. Условно его относят к 1880 году, когда чехов стал сотрудничать с московскими юмористическими журналами.
В этих журналах под разными псевдонимами печатались маленькие рассказы и другие «мелочи» молодого автора.
Первый псевдоним Чехонте он получил, еще учась в мужской классической гимназии.
Кроме этих псевдонимов его называли «человеком с молоточком», который стучал в души людей.
Он работал в разных жанрах, но, не смотря на, то, что Чехов прославился рассказами его так, же считают великим драматургом.
В 1887 г. появился сборник — «Сумерки», именно за этот сборник ему была присвоена Пушкинская премия.
Книги Чехова издавались и издаются в разных видах, но это не меняет их значимости.
В жизни Чехов был очень гостеприимен и звал к себе друзей, знакомых и соратников по перу.
Важным этапом в жизни Антона Павловича было путешествие на Сахалин — место каторги и ссылки – и рассказал о мучительной жизни людей в книге «Остров Сахалин». Именно об этих людей писал он сестре.
Проездом на Сахалин Антон Павлович не лестно отозвался о Томске, за что жители города поставили ему ироничный памятник.
Произведение Остров Сахалин, Попрыгунья, Дуэль и др. были написаны уже в Москве в доме на Малой Дмитровке.
Его друзья Буренин, Суворин и другие подсмеивались над его путешествием на Сахалин, над его солидностью, ученостью.
В дальнейшем Лев Николаевич Толстой сравнил значение творчества Чехова для развития русской прозы с Пушкиным.
Не смотря на все это, особенно значительны новации Чехова в драматургии. Большую роль в творчестве юного Чехова сыграл таганрогский театр , Впервые в театре Антон побывал в 13 лет, посмотрел оперетту «Прекрасная Елена» и стал поклонником театра.
Его пьесы до сих пор идут на сценах многих стран.
Своеобразие пьес Чехова замечалось его современниками при первых постановках. Критики утверждали, что он нарушает законы сценического действия.
Несмотря на это Антон Павлович настаивает на подробном описании быта, с помощью которого до читателей доносится чувства, настроения, характеры и взаимоотношения героев.
Первые отзывы о пьесе Чайка были отрицательные, пьесу не поняли. Публика не разглядела в пьесе ума и таланта. Он слишком талантлив и оригинален, чтобы тягаться с бездарностями, сказала литератор Смирнова – Сазонова.
Жена Чехова Ольга Книппер была актрисой и исполнительницей роли Маша в пьесе Три сестры.
Чеховская драматургия открыла новую страницу в истории мирового театра. Последней пьесой Антона Павловича стала пьеса Вишневый сад.
Большое количество памятников было установлено Чехову.
Первый в мире памятник Антону Чехову был установлен в 1908 году в Германии, в том городе, в котором умер Чехов.
В Ялте, где Чехов жил в последние годы и были написаны его шедевры Дама с собачкой, Три сестры, Вишневый сад стоит такой памятник.
Несколько памятников установлены в Москве.
Чехов был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой отца Павла Егоровича. Памятник на могиле А. П. Чехова выполнен в стиле модерн.
Антон Павлович – это классик малого жанра, реформатор драматургии, принадлежит как к 19, так и 20 веку не только биографически, но и творчески.
Чехов определил жанр своих пьес Вишневый сад, Чайка – комедиями, несмотря на их драматический конфликт.
Жизнь становиться комедией, если люди живут только по воле обстоятельств и своих пороков.
- Тестовая часть «Проверь себя».
В тестовой части представлены вопросы с одним правильным вариантом ответов.
Источник
По местам Антона Павловича Чехова
В период пандемии коронавируса и закрытия границ, как никогда становится востребованным туризм внутри России. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию маршруты, связанные с именем писателя Антона Павловича Чехова.
Сам Антон Павлович Чехов не раз признавался в любви к Таганрогу. «После Москвы я больше всего люблю Таганрог», — говорил он, уже будучи известным писателем. Антон Павлович часто навещал город, в котором родился.
В Таганроге есть несколько мест, непосредственно связанных с писателем: Домик Чехова и Лавка Чехова, которые сейчас являются действующими музеями. Сохранилась также гимназия, в которой учился будущий мастер рассказа.
Не лишним будет посетить библиотеку имени А.П. Чехова и театр, и театр, в котором при жизни Чехова, как драматурга, ставились его пьесы. В Таганроге много памятников писателю и скульптурных композиций связанных с его творчеством.
Дом – музей А.П. Чехова в Москве
В 1886 году, поселившись в здании, являющемся теперь музеем его имени, Чехов еще не знал, будет ли он профессиональным литератором или деятельность врача станет главной в его жизни.
В Москву писатель приехал в 1877 году. С тех пор этот город тесно связан с его именем. В Москве почти 80 адресов, по которым жил и бывал Антон Павлович. Главный из них — это его Дом – музей на Садово-Кудринской.
Музей расположен в каменном двухэтажном флигеле, построенном в 1874 году. Его Чеховы арендовали у известного врача Я. А. Корнеева. Здесь писатель жил с 27 августа 1886 года до отъезда на остров Сахалин в апреле 1890 года.
Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»
Музей книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» был открыт в 1995 году благодаря энтузиазму сахалинской общественности. В первую очередь музей создавался для увековечивания памяти о пребывании писателя на острове в 1890 году.
В конце XX века после дискуссии в СМИ о необходимости открытия в городе Чеховского музея, жители области стали присылать большие пожертвования на счет в банке. Экспозиция музея посвящена книги Антона Павловича «Остров Сахалин», которая явилась творческим итогом нелегкого путешествия писателя по Сахалину.
Среди экспонатов музея, собранных его директором Георгием Ильичём Миромановым на общественных началах, среди прочего есть подлинные вещи семьи Чеховых (например, бритва и таз для варки варения). А также книги предметы быта бывших ссыльнопоселенцев, фотографии, документы. Вот уже почти 30 лет музей «Остров Сахалин» проводит каждую весну конференцию «Чеховские чтения».
Находящаяся в 80 км от Москвы подмосковная усадьба Мелихово была приобретена Антоном Павловичем Чеховым в 1892 году. Здесь он прожил семь лет до 1899 года.
В селе его знали не только, как писателя. Ещё он работал врачом — лечил бесплатно, помогал земским учителям, собирал средства для погорельцев и голодающих, участвовал в строительстве дорог и почты.
Кроме того, за семь лет Чехов построил три образцовых школы, ну, и конечно писал. За мелиховский период (1892-1899 гг.) Чехов написал более 40 произведений, которые вошли в золотой фонд русской и мировой литературы. Среди них «Палат № 6», «Чайка», «Дядя Ваня», «Душечка» и другие.
В 1899 году по состоянию здоровья Чехов уехал в Ялту, и Мелихово было продано. Организованный в Мелихове в 1940 году музей писателя постепенно наполнялся экспонатами.
В настоящее время в Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» входят главный усадебный дом, мемориальный флигель, флигель – кухня, баня, многочисленные хозяйственные постройки, пожарный сарай, экспозиция старинного медицинского пункта «Амбулаторiя», большой парк. Сохранились и две школы, построенные писателем.
Антон Павлович Чехов поселился в Ялте 1898 году. Здесь он быстро отстроил дом и флигель, которые теперь составляют единый архитектурный ансамбль. В этом доме писатель прожил с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной до 1904-го года.
Его жена Ольга Книппер –Чехова, актриса Московского Художественного театра (носящего сегодня имя А.П. Чехова), приезжала сюда отдыхать. В Ялте Чехову работалось особенно легко. Здесь были написаны такие произведения, как «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках», пьеса «Вишнёвый сад» и др.
В 1927 году дом Чехова в Ялте пережил сильное землетрясение. Во время оккупации в период Великой Отечественной войны в доме писателя жил немецкий офицер майор фон Бакке. Именно благодаря ему все экспонаты музея остались нетронутыми.
На дачу в Гурзуф Антон Павлович уезжал, когда его начинали тяготить множественные знакомые, желающие непременно навестить писателя в Крыму. И только В.Ф. Комиссаржевская и И.А. Бунин посещали его там.
На даче в Гурзуфе А.П. Чехов работал над пьесой «Три сестры». С 1996 года здесь действуют две выставки. Одна посвящена А.П. Чехову и О.Л. Книппер. Другая выставка рассказывает об истории создания пьесы «Три сестры». В настоящее время для посетителей открыты: домик писателя, двор и выход к морю.
Источник