Библиотечная экскурсия: понятие и виды
Библиотечная экскурсия: понятие и виды
В последние годы мы все чаще используем такую форму работы как экскурсия. Её основная функция – формирование информационной культуры личности.
Главный объект организатора библиотечной экскурсии – экскурсанты. Экскурсия проводится именно для них. Их воспитание, их развитие, расширение их кругозора и просвещение в сфере информационной грамотности – цель экскурсии в библиотеке.
А поэтому необходимо максимально учесть уровень информированности, общей культуры экскурсантов.
Библиотечная экскурсия – это способ групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, в которой участвуют совместно группа лиц (экскурсантов) и более сведущие лица — руководители экскурсии (библиотекари).
Среди средств работы по воспитанию информационной культуры пользователей, есть такие, которые воздействуют преимущественно интеллектуальным путем (например, библиотечный урок, лекция). Особенностью библиотечной экскурсии в силу наглядного ее характера является то, что она особенно эффективно воздействует и на уровне эмоциональном.
Однако, определяя место экскурсии, в ряду других средств формирования информационной культуры читателей библиотеки, можно утверждать, что основными задачами этой формы библиотечной работы являются:
- максимальное удовлетворение интеллектуальной потребности экскурсантов
- посвящение их в смысл библиотечного дела, неисчерпаемые возможности приобщения к Знаниям через Библиотеку
Задумывая и проводя библиотечную экскурсию, мы всегда заботимся о том, чтобы ее план, используемые наглядные пособия максимально способствовали серьезному ознакомлению с библиотекой, ее структурой, составом фондов, справочным аппаратом, продуктами и услугами для пользователей.
И даже, когда речь идет о художественных экскурсиях в библиотеке (например, по размещенной здесь выставке живописи или произведений декоративно-прикладного искусства), то и они не ограничиваются у нас лишь просмотром-любованием, а сопровождаются обстоятельными комментариями и проводятся как своеобразные уроки постижения творчества художника.
Важно помнить, что каждая хорошо проведенная экскурсия дает не только определенные информационные познания, но и позволяет пережить эмоциональные моменты. Э моциональное наслаждение – сопутствующий элемент библиотечной экскурсии.
Библиотечная экскурсия — это форма групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством сведущего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт.
1) изучение объекта в его естественной обстановке
2) необходимость для экскурсанта отправиться к этому объекту
Под естественной обстановкой мы понимаем библиотеку как действующую социальную среду. Только в ней экскурсант может почувствовать себя пользователем библиотеки и только в этих условиях он с наибольшей эффективностью всесторонне и прочно воспримет передаваемую экскурсоводом информацию.
Желающий понять, что такое библиотечные технологии и как правильно разыскать информацию в огромном книжном море, не может ограничиться абстрактным изучением структуры библиотеки, умозрительным рассмотрением функций ее отдельных структурных подразделений и продуктов ее деятельности. Только оказавшись там, где расположены рядом и книжные сокровища, и средства, позволяющие ориентироваться в библиотечных фондах (традиционные каталоги и картотеки, электронные ресурсы), можно почувствовать и по-настоящему понять, что же такое библиотека и охватить в целом этот сложный организм. В этом, думается, – главное преимущество экскурсионной формы работы.
Чтобы получить возможность изучать объект в естественной обстановке, надо отправиться к нему. Это путешествие предшествует изучению, или продолжается параллельно с ним, психологически срастается с самою работою экскурсии.
Библиотечная экскурсия – это форма групповой просветительской работы в библиотеке по формированию информационной культуры личности, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (библиотекаря) изучает библиотеку как информационный социальный институт в ее естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения — в библиотеку.
Библиотечные экскурсии можно разделить на три группы и выделить те основные черты, которые определяют характер ведения экскурсии:
По содержанию:
- тематические (например, изучается только справочно – библиографический аппарат библиотеки);
- комплексные экскурсии;
По составу участников:
- детские (дошкольники, школьники);
- юношеские (школьники, студенты);
- взрослые (лица, повышающие уровень информационной культуры, гости города, профессиональное сообщество, представители власти и спонсоры).
По форме проведения:
- реальные (в помещении библиотеки);
- виртуальные (на сайте библиотеки);
Как показывает опыт, в детских экскурсиях большое значение имеет возрастная дифференциация, во взрослых — профессиональная. А в юношеских — на первый план выступает дифференцировка образовательной подготовки: юношеский возраст однороден; это тот момент жизни, когда разница в два-три года не имеет значения, и 16 или 20-летний юноша или девушка — сверстники; профессия еще не завладела их психикой, еще не сложились навыки, не установилось отношение к окружающему миру: широко и жадно воспринимается знание, безотносительно к утилитарным соображениям. Зато большую разницу делает образовательный уровень. Так, в ходе библиотечной экскурсии для студентов юридических специальностей необходимо больший акцент сделать на информационно-поисковые возможности библиотек в сфере юриспруденции.
С точки зрения экскурсионной методики, наибольшее значение и интерес имеют библиотечные экскурсии школьные и юношеские, и происходит это по следующим причинам:
- такие экскурсии исторически являются первыми — на них выработалась методика экскурсионного дела в библиотеке;
- громадному большинству библиотекарей приходится проводить именно эти виды библиотечных экскурсий;
Правила экскурсии
- Экскурсант в процессе библиотечной экскурсии обязательно должен узнать о спектре услуг, предоставляемых библиотекой, чтобы в дальнейшем он мог ими воспользоваться
- В процессе экскурсии необходимо заострить внимание на основных правилах пользования библиотекой
- Руководитель экскурсии не должен злоупотреблять использованием слов-профессионализмов, так как это может усложнить усвоение информации о библиотеке. Если же специальные термины звучат в речи экскурсовода, их необходимо популярно разъяснить
- В ходе экскурсии не стоит заострять внимание на отдельных сотрудниках библиотеки, необходимо только пояснить: чем в силу своих профессиональных обязанностей они могут помочь пользователю, если у него возникли затруднения в поиске или получении информации
- Помните, что на первом месте из всего, что создает комфортность работы в библиотеке, читатели называют доброжелательность библиотекаря, поэтому тон экскурсии должен быть ровным, недопустимы назидания привлечение к порядку как со стороны экскурсовода, так и со стороны сотрудников, в чьем отделе находятся экскурсанты
И – добро пожаловать на экскурсию в нашу библиотеку.
Источник
Ознакомительная экскурсия по теме «Библиотека – дом книг». 1-й класс
Класс: 1
Оборудование: читальный зал библиотеки.
Цели:
- Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – «библиотека», «читальный зал», «абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр».
- Вызвать у школьников интерес к книге.
- Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.
- Обучить правилам пользования библиотекой.
- Формировать бережное отношение к книгам.
- Знакомство с «Правилами поведения в библиотеке».
Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных изданий книг и журналов, викторина «Мои любимые книжки».
Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики первого класса и на многие вопросы знаете ответы – как называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб. Я вместе со своей помощницей Василисой Премудрой пригласила вас в удивительный дом, называется он «библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину простой люд писал на бересте, а государственные бумаги – указы и грамоты – на специально обработанной тонкой коже – пергаменте, который скатывался в трубочки – свитки. Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья.
Василиса Премудрая.
О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.
Василиса Премудрая.
Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.
Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно прочесть в нашем читальном зале. Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.
Василиса Премудрая.
Книги любят бережное отношение и чистоту.
В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.
Библиотекарь. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей библиотеке есть «Книжкина больница», в которой ребята помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники беречь!
Василиса Премудрая. Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
Правила обращения с книгой
- Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
- При чтении книг пользуйся закладкой.
- Не загибай книжные страницы.
- Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
- Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
- Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
- Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику выдаются «Правила пользования библиотекой»).
«Правила пользования библиотекой»
- В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
- Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
- С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
- Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
- Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.
Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).
1. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик? (Н.Носов)
2. Скольких разбойников перехитрил Али Баба? (40).
3. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф).
4. Они перевоспитали почтальона Печкина. (Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»).
5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди? (11 братьев).
6. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара).
Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?
1. «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).
2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.
(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).
3. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).
4. «Давным давно, в городке на берегу Средиземного моря, жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Синий Нос». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).
5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»).
Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:
1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
2. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики. (Бастинда. А.Волков «Волшебник изумрудного города».).
3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).
4. Крекс, фекс, пекс! (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).
Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.
С помощью одного из учеников библиотекарь показывает, как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.
Источник