Экскурсия по заводу прошла

От конструкторского бюро до музея. Экскурсия по «ОДК — Сатурн»

Будучи городом в городе, «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха) имеет свои границы, через которые без «загранпаспорта» — пропуска — не пройти. Но в день открытых дверей моторостроители могут показать предприятие близким, рассказав о том, как устроено производство. Приглашаем на экскурсию по предприятию.

Завод без турникетов

В субботнее утро на площади перед центральными проходными «ОДК — Сатурн» необычно многолюдно, звучит музыка, на ветру развеваются флаги — обстановка праздничная. Моторостроители становятся экскурсоводами, которые показывают гостям, как устроено то предприятие, которое в Рыбинске обоснованно называют градообразующим. Задача — за несколько часов рассказать о 105-летней истории «Сатурна», провести по цехам и музею, чтобы гости поняли, как создаются высокотехнологичные газотурбинные двигатели, которые поднимают в небо самолёты.

— Ежегодный День открытых дверей — это интересное, яркое событие, способствующее формированию корпоративной культуры и являющееся частью большой профориентационной работы, проводимой компанией, — поясняет директор по персоналу «ОДК — Сатурн» Светлана Жукова. — Начиная с 2015-го года, в рамках акции, предприятие ежегодно посещает до 1500 человек. Особенностью такого мероприятия является максимальная доступность информации и возможность общения с ведущими сотрудниками компании.

В этом году формат акции несколько изменили — в связи с действующими ограничениями в силу эпидемиологической ситуации. Группы экскурсантов сократили, увеличили перерывы между посещениями объектов предприятия, чтобы можно было качественно проветрить помещение, провести санитарную обработку. В течение дня в цехах и подразделениях «ОДК — Сатурн» работали 54 экскурсовода — из числа руководителей и специалистов подразделений предприятия. Ещё 15 человек сопровождали экскурсионные группы. Среди посетителей в этом году — только сами машиностроители и члены их семей, ветераны предприятия.

Читайте также:  Автобусная экскурсия по парижу с гидом

От идеи до воплощения

С чего начинается создание двигателя? Конструкторы воплощают идею в чертежах, схемах, моделях, специалисты подбирают материалы — нередко эти самые материалы приходится изобретать, чтобы получить детали требуемых характеристик по прочности, устойчивости к внешним факторам, весу. Всё это делают в лабораторно-производственном корпусе опытного завода — «колыбели» новых технологичных решений.

Большой интерес у посетителей традиционно вызывают участки аддитивного производства, где детали буквально выращивают, нанося на платформу слой за слоем.

Такие технологии относятся к разряду критических, то есть требующих максимальных затрат интеллектуального труда, различного рода ресурсов, но без них невозможно создание высокотехнологичного наукоёмкого конкурентоспособного продукта.

— Опытно-конструкторское бюро основано в 1939-м году. Предприятию будет 105 лет, а ОКБ — 82. За всю историю у нас было десять главных конструкторов. Сегодня служба генерального конструктора является одним из подразделений «ОДК — Сатурн» с филиалами и подразделениями в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Омске. В ОКБ работают примерно две тысячи человек: четыре доктора технических наук, 44 кандидата, средний возраст сотрудников — 45 лет, — начинает экскурсию начальник конструкторского отдела систем инженерного анализа Кирилл Пятунин. — Для проектирования двигателей мы применяем методы компьютерного моделирования, работаем на суперкомпьютерах. Их мощность — 14 триллионов операций в секунду. Это примерно, как четыре тысячи самых современных персональных компьютера вместе взятых. Ещё до появления первого опытного образца мы имеем возможность полностью изучить работу двигателя, ускорить производство. Если в 70-е – 80-е годы на разработку двигателя уходило 15 лет, то сегодня мы способны спроектировать двигатель с нуля до опытных образцов за четыре года.

Для самих работников предприятия возможность побывать в других цехах и отделах тоже уникальна. Но главное, что они с гордостью показывают детям завод, свои рабочие места, демонстрируют подрастающему поколению, насколько современным и технологичным производством является «ОДК — Сатурн».

— Интересно послушать, как специалисты разных служб рассказывают о тех технологиях, которые есть на предприятии, — делится первыми впечатлениями главный инженер «ОДК — Сатурн» Игорь Ильин. — Уровень подачи материала должен быть таким, чтобы даже дети поняли, о чём идёт речь: заинтересовались, захотели прийти сюда работать. Рассказчикам это удалось. Такие мероприятия и затеваются именно для молодёжи — с прицелом на будущее.

От детали до двигателя

В механосборочном корпусе экскурсанты проходят вдоль стройных рядов разнообразных станков и оборудования. Здесь, в корпусе № 32, ведется механическая обработка деталей на металлорежущих станках, в том числе с числовым программным управлением, широко применяемых в серийном производстве.

— Мы производим не только отдельные детали, но и целые узлы. «Сердце» цеха — станки с ЧПУ, можно сказать, токарные центры с функцией фрезеровки: трёх-, четырёх-, пятикоординатные. «Конёк» корпуса — шестерёнка, любая — от 15-ти до 800 миллиметров в диаметре. Все шестерни, которые выпускает «Сатурн», производят здесь: конические, прямозубые, косые, делаем и круговой зуб — их немного, всего две пары, но по факту и такое возможно, — рассказывает заместитель начальника по технологической части корпуса № 32 Андрей Поздняков.

Сборочный цех — место интересное, прежде всего тем, что здесь можно увидеть настоящие серийные двигатели. Экскурсантам рассказывают о том, как происходит сборка двигателя SaM146 для самолёта SSJ100 и модулей двигателя ПД-14 для самолёта МС-21. Двигатель SaM146 находится в эксплуатации с 2010-го года.

«ОДК — Сатурн» стало первой компанией в стране, обладающей полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по созданию, серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей.

— Вот двигатель, полностью готовый к отгрузке, серийный — 450-й по счёту. Он прошёл испытания, принят службой качества, передан к отгрузке. Далее он улетит в Комсомольск-на-Амуре, там его установят на самолёт, — рассказывает начальник цеха № 80 Михаил Сасарин. — Людям интересно — задают вопросы: про вес, тягу, способы сборки.

Взрослые разглядывают двигатель, аккуратно обходя его по кругу. Более любопытные дети осторожно прикасаются к отшлифованным блестящим деталям, рассматривают изогнутые лопатки.

— Очень интересно — и сами двигатели, и то, как их создают, собирают. Я думала, завод не такой огромный, да и двигателей не представляла совсем, — восторженно говорит пятиклассница Ульяна Яковлева. В День открытых дверей она вместе с младшим братом решила узнать, что из себя представляет предприятие, на котором работает мама. Впечатлений и эмоций много. Ульяна признаётся: работа инженера показалась привлекательной, интересной и главное, как уверяют взрослые, — востребованной.

От испытаний до эксплуатации

Пожалуй, самый интересный для посетителей — испытательный корпус. Здесь происходит проверка рабочих качеств двигателя. В боксе, где подвешен двигатель, установлены видеокамеры: за процессом испытаний инженеры следят по мониторам — на каждом отражается свой показатель. Гостям демонстрируют видеофрагменты сертификационных испытаний по обрыву лопатки и по забросу шквального града и то, как двигатели подтверждают свои характеристики и получают допуск к эксплуатации перед отправкой заказчику.

На экране весь двигатель охватывает пламя — создаётся впечатление, будто спланированная поломка привела к огромному пожару. Несмотря на то, что ситуация смоделирована искусственно, «картинка» явно впечатляет экскурсантов. Специалисты поясняют: это особенности многократно замедленной съёмки — на самом деле мы бы увидели вспышку, не сильнее, чем от взрыва обычной петарды.

— Я не знаю подобных ситуаций на практике, но в любом случае мы обязаны всё предусмотреть, — поясняет инженер по испытанию авиационных двигателей Роман Козлов. — Каждый тип двигателя проходит целый комплекс испытаний, в процессе которых моделируются совершенно разные ситуации, даже самые невероятные. Например, с 2020-го года появилось испытание, связанное с забросом пепла — из-за активности вулканов. Требования ужесточаются, количество показателей для испытаний увеличивается, но мы им соответствуем. Поэтому уверены в качестве тех двигателей, которые отправляем в эксплуатацию.

От истории к современности

Выставочный зал, или как его часто называют, музей «ОДК — Сатурн» — место, куда гостей приводят традиционно, вне зависимости от того, какие маршруты планируются для экскурсий. Здесь представлены полноразмерные макеты двигателей, которые выпускались на «Сатурне» в разные годы.

— Я рассказываю о двигателях, их устройстве и работе. Много детей, поэтому, конечно, приходится адаптировать информацию таким образом, чтобы наши юные гости всё поняли. Провожу аналогию с автомобилями — так детям понятнее, проще представить принцип работы механизмов. В принципе первые авиационные двигатели были поршневыми, как на авто. Сейчас уже двигатели газотурбинные — как объяснить просто и доступно, что за сила поднимает многотонные конструкции в небо? — говорит ведущий инженер по испытаниям корпуса № 7 Алексей Голубев. — Всегда можно найти аналогию: например, каждый может представить, что произойдёт, если развязать вязку надутого воздушного шарика — он взлетит, его толкает воздух. С двигателем работает тот же принцип, но, конечно, все процессы намного сложнее.

Источник

Москвичи посетили более 100 экскурсий по столичным заводам по проекту «Открой#Моспром»

В общей сложности горожане побывали на 34 производствах, в том числе в заводских музеях.

В Москве прошел первый в этом году этап офлайн-экскурсий по столичным заводам в рамках проекта «Открой#Моспром». В течение трех дней прошло более 100 экскурсий по 34 столичным предприятиям, сообщил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

В прошлом году из-за пандемии и связанных с ней ограничений очно провели всего два этапа экскурсий: в феврале и сентябре. Тогда 30 предприятий посетили более шести тысяч жителей столицы. Онлайн-экскурсии посмотрели еще около 5 млн человек.

По многочисленным просьбам мы возобновили очное посещение московских заводов и фабрик с соблюдением всех мер предосторожности в условиях пандемии. С 22 по 24 апреля там смогли побывать более 1,5 тысячи человек, а с учетом прошедшей 25 апреля интеллектуальной игры «Квиз, плиз!» мероприятия первого в этом году этапа проекта «Открой#Моспром» собрали более 3 тысяч участников,

— рассказал Александр Прохоров.

В рамках экскурсий гости смогли познакомиться с предприятиями машиностроительной отрасли и авиастроения, заводами, выпускающими косметику, мороженое, напитки, колбасы и мясные продукты. В общей сложности москвичи побывали на 34 производствах, в том числе в заводских музеях.

В этом году сразу семь столичных промпроизводств приняли участие в проекте впервые. Среди них, например, музей ведущего предприятия ракетно-космической отрасли «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», которому в этом году исполняется 105 лет. Впервые принимала гостей столичная фабрика «ГалВент» – производитель систем вентиляции для промышленных объектов. Встретили экскурсантов и на Щербинском лифтостроительном заводе – одном из лидеров отрасли, который за все время работы выпустил более 220 тысяч лифтов.

Участников проекта также познакомили с передовыми технологиями, которые применяются в разных отраслях промышленности. Так, во время посещения агрохолдинга «Московский» гостям показали, как в теплицах нового поколения растут салаты, томаты, огурцы и цветы, за которыми ухаживают роботы.

Кроме того, в рамках проекта «Открой#Моспром» все желающие смогли принять участие в интеллектуальной игре «Квиз, плиз!», посвященной московской промышленности, истории и деятельности ее предприятий. В конгресс-центре ОЭЗ «Технополис «Москва» 25 апреля прошли два состязания: в одном принимали участие студенты технических вузов, а в другом – жители города. Для тех, кто по каким-то причинам не мог присутствовать на игре лично, еще один квиз был проведен в формате онлайн. В общей сложности в играх «Квиз, плиз!» приняла участие 191 команда.

Проект «Открой#Моспром», который существует с марта 2019 года, объединил множество форматов: это офлайн- и онлайн-экскурсии на промпредприятия столицы, лекции, мастер-классы, интеллектуальные игры и другие специальные акции. Всего в офлайн-мероприятиях приняли участие свыше 17 тысяч человек, а онлайн-аудитория проекта составила свыше 9,1 млн зрителей. За время существования «Открой#Моспром» было проведено свыше 500 экскурсий на 58 промышленных предприятиях и в их музеях.

Источник

Москвичи посетили свыше 100 экскурсий по заводам в рамках проекта «Открой#Моспром»

МОСКВА, 27 апреля. /ТАСС/. Более 100 офлайн-экскурсий по предприятиям Москвы прошло в рамках первого этапа проекта «Открой#Моспром». В прошлом году онлайн-экскурсии посетили около 5 млн человек. Об этом сообщили в пресс-службе столичного департамента инвестиционной и промышленной политики.

«В течение трех дней прошло более 100 экскурсий по 34 столичным предприятиям. В прошлом году из-за пандемии и связанных с ней ограничений очно провели всего два этапа экскурсий: в феврале и сентябре. Тогда 30 предприятий посетили более 6 тыс. жителей столицы. Онлайн-экскурсии посмотрели еще около 5 млн человек», — сказал руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров, чьи слова приводятся в сообщении.

Он отметил, что по многочисленным просьбам было возобновлено очное посещение московских заводов и фабрик с соблюдением всех мер предосторожности в условиях пандемии. С 22 по 24 апреля там смогли побывать более 1,5 тыс. человек, а с учетом прошедшей 25 апреля интеллектуальной игры «Квиз, плиз!» мероприятия первого в этом году этапа проекта «Открой#Моспром» собрали более 3 тыс. участников.

В рамках экскурсий гости смогли познакомиться с предприятиями машиностроительной отрасли и авиастроения, заводами, выпускающими косметику, мороженое, напитки, колбасы и мясные продукты. Участников проекта также познакомили с передовыми технологиями, которые применяются в разных отраслях промышленности. Так, во время посещения агрохолдинга «Московский» гостям показали, как в теплицах нового поколения растут салаты, томаты, огурцы и цветы, за которыми ухаживают роботы.

«В этом году сразу семь столичных промпроизводств приняли участие в проекте впервые. Среди них, например, музей ведущего предприятия ракетно-космической отрасли «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», которому в этом году исполняется 105 лет. Впервые принимала гостей столичная фабрика «Галвент» — производитель систем вентиляции для промышленных объектов. Встретили экскурсантов и на Щербинском лифтостроительном заводе — одном из лидеров отрасли, который за все время работы выпустил более 220 тыс. лифтов», — добавили в пресс-службе.

Кроме того, в рамках проекта «Открой#Моспром» все желающие смогли принять участие в интеллектуальной игре «Квиз, плиз!», посвященной московской промышленности, истории и деятельности ее предприятий. В конгресс-центре ОЭЗ «Технополис «Москва» 25 апреля прошли два состязания: в одном принимали участие студенты технических вузов, а в другом — жители города. Для тех, кто по каким-то причинам не мог присутствовать на игре лично, еще один квиз был проведен в формате онлайн. В общей сложности в играх «Квиз, плиз!» приняла участие 191 команда.

Источник

Оцените статью