Экскурсия природа зимой 1 класс

Зимняя экскурсия
материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
zimnyaya_ekskursiya.docx 20.73 КБ

Предварительный просмотр:

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА. ЭКСКУРСИЯ

Цель экскурсии: организовать прогулку детей в парк, с целью наблюдения за зимней природой, поведением птиц; организовать кормление птиц.

— Ребята, угадайте, пожалуйста, какое сейчас время года? А какие зимние месяцы вы знаете? Посмотрите наверх.

-Какое сегодня небо, ясное или пасмурное?

-Морозно или нет?

-Тихая, безветренная погода или дует ветер?

-На что похоже зимнее небо? А земля?

Основная часть экскурсии

-Ребята, какие деревья растут у нас в парке (берёза, сосна, рябина, каштан)

— А знаете ли вы, как зимуют деревья? Что изменяется в жизни деревьев с приходом зимы?(ответы детей)

-С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет почву и корни от промерзания. Под тяжестью снега ломались бы ветви. И вот чтобы ветки не ломались, люди отряхивают снег с веток.

Наблюдение за берёзой.

-Вот берёзка. К лиственным или хвойным деревьям она относиться? (ответы детей)

Дети с воспитателем рассматривают берёзку . Обращают внимание на её красивый ствол, тонкие ветви, как красива берёзка в пушистом инее. Даже зимой берёза очень красива и изящна. Недаром о берёзе говорят как о живом человеке, о красивой девушке.

Наблюдение за елью.

-Посмотрите на ель, изменилась ли она с осени?

— Ель относится к лиственным или хвойным деревьям?

-Изменилась ли она с осени?

— Нет, она по-прежнему стоит зелёная. У хвойных деревьев тоже бывает листопад, но постепенно, не сразу. Один раз в 5-7 лет. Поэтому они всегда зелёная.

-Посмотрите на ветках ели шишки (дети рассматривают шишки)

-Кто питается семенами ели?

-Давайте, закроем глаза и пофантазируем, на что похожа заснеженная ель.

Наблюдение за рябиной.

-Как среди других деревьев узнать заснеженную рябинку? (по ярко-красным гроздям ягод)

-Кто питаются этими ягодками? (птицы)

-Осенью ягоды рябины были очень горькими.

-А как вы думаете, сейчас они какие на вкус? (сладкие)

-Правильно, сладкие. Под действием холода в ягодках рябины крахмал превращается во все возможные сахара, глюкозу, фруктозу. Вот почему после первых заморозков рябина становится сладкой.

Ребята, а теперь посмотрим на птичек. Посмотрите, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.

Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки — могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.

А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И если мы в это время поможем птицам — сделаем кормушку, насыплем немного зёрен, крупы или хлебных крошек, — то этим мы спасём не одну птичью жизнь.

Воспитатель достаёт приготовленный корм для птиц (пшено, семена растений, семена подсолнечника ) и насыпает в кормушку на некоторое расстояние и в тишине наблюдают за тем, какие птицы первыми прилетят полакомится к кормушке, как они прилетают стайкой или по одной. Детям предлагается до следующей экскурсии приготовить корм птичкам самим.

Источник

зимняя прогулка-экскурсия
план-конспект урока (1 класс) по теме

О прогулке с детьми в зимний парк с целью наблюдения за зимней природой, поведением птиц; организовать кормление птиц.

Скачать:

Вложение Размер
zimnyaya_ekskursiya.docx 20.92 КБ

Предварительный просмотр:

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА- ЭКСКУРСИЯ

Цель экскурсии: организовать прогулку детей в зимний парк с целью наблюдения за зимней природой, поведением птиц; организовать кормление птиц.

— Ребята, сегодня я шла в школу и вдруг встретила волшебницу, она так спешила, что имя свое она не назвала, а сказала о себе такими словами: «Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня…? (зима)

-Какое сегодня небо, ясное или пасмурное?

-Морозно или нет?

-Тихая, безветренная погода или дует ветер?

-На что похоже зимнее небо? А земля?

Основная часть экскурсии

-Ребята, какие деревья растут у нас в парке (берёза, сосна, рябина, каштан)

— А знаете ли вы, как зимуют деревья? Что изменяется в жизни деревьев с приходом зимы?(ответы детей)

-С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет почву и корни от промерзания. Под тяжестью снега ломались бы ветви. И вот что бы ветки не ломались, люди отряхивают снег с веток.

Наблюдение за берёзой.

-Вот берёзка. К лиственным или хвойным деревьям она относиться?(ответы детей)

Дети с воспитателем рассматривают берёзку .Обращают внимание на её красивый ствол, тонкие ветви, как красива берёзка в пушистом инее. Даже зимой берёза очень красива и изящна. Не даром о берёзе говорят как о живом человеке, о красивой девушке.

Наблюдение за елью.

-Посмотрите на ель, изменилась ли она с осени?

— Ель относится к лиственным или хвойным деревьям?

-Изменилась ли она с осени?

— Нет, она по-прежнему стоит зелёная. У хвойных деревьев тоже бывает листопад, но постепенно, не сразу. Один раз в 5-7 лет. Поэтому они всегда .зелёная.

-Посмотрите на ветках ели шишки (дети рассматривают шишки)

-Кто питается семенами ели?

-Давайте, закроем глаза и пофантазируем, на что похожа заснеженная ель.

Наблюдение за рябиной.

-Как среди других деревьев узнать заснеженную рябинку? (по ярко-красным гроздям ягод)

-Кто питаются этими ягодками? (птицы)

-Осенью ягоды рябины были очень горькими.

-А как вы думаете, сейчас они какие на вкус? (сладкие)

-Правильно, сладкие. Под действием холода в ягодках рябины крахмал превращается во все возможные сахара, глюкозу, фруктозу. Вот почему после первых заморозков рябина становится сладкой.

Ребята, а теперь посмотрим на птичек. Посмотрите как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.

Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки — могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.

А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И если мы в это время поможем птицам — сделаем кормушку, насыплем немного зёрен, крупы или хлебных крошек, — то этим мы спасём не одну птичью жизнь.

Воспитатель достаёт приготовленный корм для птиц (пшено, семена растений, семена подсолнечника ) и насыпает в кормушку на некоторое расстояние и в тишине наблюдают за тем, какие птицы первыми прилетят полакомится к кормушке, как они прилетают стайкой или по одной. Детям предлагается до следующей экскурсии приготовить корм птичкам самим.

Источник

Окружающий мир. 1-й класс. «Зимняя экскурсия»

Класс: 1

Цели:

  • учить наблюдать, делать выводы;
  • расширять знания об окружающем мире, зиме как одном из времен года;
  • развивать речь и мышление;
  • воспитывать понимание ценности и красоты родной природы.

Оборудование: метровые линейки 4 шт.; лупы 25 шт.; лопатки для раскапывания снега 4 шт.; мячик для физкультминутки; корм для птиц; рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель. Отгадайте загадку.

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?

Учитель. Вы уже много знаете о самом холодном времени года. Вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к окружающему миру, поэтому, сегодня мы совершим экскурсию, чтобы обобщить ваши знания о зиме, пополнить ваши впечатления сказочной красотой зимы- художницы.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Познакомьтесь с заданиями в рабочей тетради на с. 37-39. Какие наблюдения можно проводить зимой?

  • за погодой;
  • за снежным покровом;
  • за деревьями;
  • за птицами;
  • за животными.

3. Экскурсия.

3.1. Повторить правила поведения во время экскурсии. Разделить детей на 4 группы.

3.2. Беседа-наблюдение.

Подойдя к парку, дети рассматривают общий вид, любуются природой.

Учитель. Послушайте стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…» и расскажите, какие чувства у вас вызывает картина зимней природы.

Ученик читает стихотворение наизусть. Ученики делятся впечатлениями.

3.3. Наблюдение за погодой.

Учитель. Существуют народные приметы: «В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет», «Если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое», «В феврале сильные морозы – короткая зима» Как люди узнали об этих приметах?

Ученики. Люди наблюдали за погодой.

Игра «Доскажи словечко»

Зимой становится…(холодно). Осадки выпадают в виде…(снега). Часто дует холодный…(ветер). Сегодня ветра…(нет). Небо…(ясное, облачное или пасмурное). Солнце… Осадки…(нет или в виде снега).

3.4. Наблюдение за снежинками и снежным покровом.

Учитель. Поймайте на рукав или варежку снежинку, рассмотрите. Какого она размера? Рассмотрите снежинку под лупой. Какой она формы? Сколько имеет лучиков? Чем все снежинки похожи? Чем отличаются?

Ученики. Все снежинки имеют шесть концов и похожи на звездочки. Отличаются размерами и узорами. Послушайте, как выразил свои чувства и настроение К.Д. Бальмонт в стихотворении «Снежинка». Ученик читает наизусть стихотворение.

Учитель. Снежинки ложатся на землю, и на земле образовывается слой снега, в котором отдельных снежинок уже нельзя различить.

Физкультминутка. Две девочки читают стихотворение наизусть. Все дети выполняют движение снежинок.

Мы снежинки, мы пушинки
Покружится, мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелил.
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

Учитель. И вот образовались сугробы.

Каждая группа детей получает метровую линейку и определяет толщину снежного покрова на различных участках.

Учитель. Раскопайте снег лопатками до земли. Что увидели? Какие изменения произошли с травянистыми растениями? Обратите внимание на зеленые растения. Почему эти растения не замерзли в зимнюю стужу? Народная мудрость гласит: «Много снега – много хлеба». Как вы понимаете эти слова? Какое значение имеет снежный покров для растений?

Рассказать детям о полезащитных полосах для снегозадержания.

3.5. Наблюдение за деревьями. Игра «Отгадай и найди» Учитель загадывает загадки, дети находят дерево-отгадку и подбегают к нему.

Что за странная девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в шелках круглый год. (eль)

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой. (клён)

У меня длинней иголки,
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту (сосна)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей (береза)

Учитель. Рассмотрите зимний наряд березы, послушайте стихотворение С.А. Есенина «Береза». (Читает наизусть ученик). Подумайте и скажите, почему береза является символом России? Береза – это хвойное дерево или лиственное? Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? Какие изменения произошли с хвойными деревьями зимой? Как изменилась жизнь лиственных деревьев с приходом зимы? Рассмотрите веточку березы и найдите почки. Рассмотрите почку под лупой, определите форму и окраску. Вскройте почку. Что видите внутри? Это листочки. Они мягкие, нежные и, конечно, живые. Чем сверху покрыта почка?

Ученики. Почка покрыта чешуйками. Они жесткие и очень плотно закрывают листочки.

Учитель. Какое значение имеют чешуйки? Что еще сохранилось на деревьях зимой? Узнать это поможет загадка.

Ягоды – не сладость,
зато глазу радость.
И садам украшение,
и дроздам угощение (рябина)

Кто зимой питается рябиной? Какие еще плоды вы видели на деревьях? Каких птиц можно встретить зимой в парке, в городе? Куда исчезли ласточки, стрижи, грачи? Почему они улетели?

Ученики. Этим птицам нечем зимой питаться, нет насекомых.

Учитель. Как проводят зиму насекомые? Послушайте, как два брата помогали птицам зимой.

Каждый день,
когда встаем,
мы с братишкою вдвоем,
взяв крупы
и хлебных крошек,
на крыльцо бежим.
скорей.
Много ласковых,
хороших.
прилетает к нам друзей
На кормушках сидя,
Чистят клювики свои.
Тут щеглы,
чижи,
синицы
и проныры воробьи.
Ждут нас также
терпеливо
и красавцы-снегири…
Все привыкли –
не пугливы,
хоть руками их бери!

Учитель. Зачем зимой подкармливать птиц?

Дети раскладывают корм для птиц.

3.6. Наблюдение за белкой (по возможности)

Учитель. Чем питается белка зимой? Зачем она поменяла шубку? Найдите и рассмотрите следы белки на снегу. Следы каких животных можно встретить в лесу зимой?

Ученик загадывает загадку. А отгадавший рассказывает, как зимует это животное.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора (заяц)

Кто зимой голодной
ходит злой голодный? (волк)

Какой зверь опасный, ходит в шубе красной.
Снег разгребает, мышек хватает? (лиса)

Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает (медведь)

Учитель. Какие еще животные впадают в спячку зимой? Как вы думаете, почему это происходит?

4. Итог.

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный.
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужек –
Всех спрятала зима.

Учитель. Почему зимой в лесу стоит безмолвная тишина? Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных и птиц наступает трудная пора. Люди должны им помогать.

5. Домашнее задание.

Нарисовать зимний лес или снежинки.

Во время экскурсии можно проводить подвижные игры. Обобщение по экскурсии проводится в классе на уроке. Ученики под руководством учителя выполняют задания в рабочей тетради на с. 37-39.

Источник

Читайте также:  Сочинение про любимое путешествие
Оцените статью