- Тема, цель и задачи экскурсии
- Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.
- Методические рекомендации по разработке и проведению городской экскурсии.
- По составу участников – экскурсии проводятся для взрослой аудитории и для детей; для местного населения и для приезжающих туристов и др.
- Заключительная часть — подводятся итоги тому, что увидел и услышал участник экскурсии. Ответы на возникшие вопросы.
Тема, цель и задачи экскурсии
Каждая экскурсия имеет свою определенную тему и цель — то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионых объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий.
Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое.
Тема нередко раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно, чтобы название было четким, выразительным, запоминающимся для экскурсантов. Например, «Москва — столица нашей Родины», «Санкт-Петербург — культурная столица России», «Кисловодск — город-курорт», «Литературный Ростов», «Новочеркасск — столица донского каза-нества» и т.д.
При определении названия экскурсии следует избегать: п
— применения различного рода штампов, обезличивающих тему;
— использования сокращений слов, аббревиатур;
— применения иностранных, заимствованных слов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации.
Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.
Экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям особо выделяло следующие названия экскурсий: «Руины стреляют в упор» в Бресте, «Золотыми руками рабочих» и «Текут реки «Жигулей»» в Волжске, «В степи под Херсоном» и др. Подобные названия оно рекомендовало бюро путешествий и экскурсий страны в качестве образцов.
Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейщее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. В экскурсии можно пропустить по разным причинам один из объектов показа, а вместе с ним не осветить и целую подтему, но нельзя проводить экскурсию, Не стремясь достигнуть какой-либо цели. Цели подчиняется все что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии.
Целями экскурсии могут быть:
— воспитание патриотизма;
— интернациональное воспитание;
— трудовое воспитание;
— эстетическое воспитание;
— экологическое воспитание;
— показ достижений города в экономике страны;
— показ исторической роли города;
— знакомство с творчеством выдающегося архитекторам
— знакомство с особенностями природы края и др.
У одной экскурсии может быть несколько целей, например, показ исторической роли города и знакомство с его архитектурными особенностями. Но ставить более трех целее экскурсии нецелесообразно, можно не достигнуть ни одной. Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цели. Если целью городской обзорной экскурсии, разработанной для школьников, является воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине», то ее задачами — знакомство экурсантов с историей возникновения города, выдающимися людьми, жившими и творившими в нем, достижениям в экономике и др.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскусионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. Таким образом, без определения цели и зал нельзя начинать работу над созданием экскурсии, этого, многопланового произведения, в котором заключены образовательные и воспитательные функции.
Источник
Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.
Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности уже в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные методы познания: наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и т. д.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.
В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу — он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.
Экскурсионный метод имеет ряд особенностей:
а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;
б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;
в) движение — один из основных признаков экскурсии;
г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.
Современная классификация экскурсий:
· По содержанию : обзорные и тематические .
Обзорные экскурсии , как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется исторический и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира.
Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая аптека»).
· По особенностям организации познавательной деятельности : иллюстративные и исследовательские .
· По учебной цели : вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).
· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:
— ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;
— ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;
— экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.
Экскурсия — это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте вне границ школы, или класса.
Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения.
Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, политехнической учебы, наглядности и т.п.
Во время экскурсии ученики знакомятся с производственными объектами, разными производственными профессиями, учатся находить действие физических законов в разных природных явлениях, знакомятся с физическими приборами и измерительными инструментами, которые применяются в научно-исследовательских лабораториях и на производстве.
Экскурсии, как метод обучения и форма организации занятий зародились в начале XX века. На данное время выработана система экскурсий и методика их проведения.
Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором ученики практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.
Программою предусмотрено проведение экскурсий в каждом классе (2-4 час.). В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание.
Содержание экскурсий определяется соответствующими темами тех или иных предметов, изучаемых в начальной школе и отличается рядом специфических особенностей. Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а в экскурсии расширяют и конкретизируют знания. Так, экскурсия по «Окружающему миру» может включать в себя сбор различных растений и подготовку школьного гербария. В этом случае потребуется обработка собранного материала и его упорядочение. Историко-литературные экскурсии могут включать в себя встречи с участниками тех или иных исторических событий, писателями и т.д. Иным может быть и подведение итогов. Они могут выражаться в форме письменных отчетов, сочинений, конференций, а также путем организации выставок и т.д. Э скурсии представляют собой своеобразный урок в условиях непосредственного общения с природой или преобразованной трудом человека окружающей социоприродной средой. Они позволяют расширить рамки традиционного урока и позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в освоение учащимися практических умений и навыков, обеспечивают получение дополнительных знаний и умений в различных областях науки.
Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.
Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.
Экскурсия как метод обучения ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся и позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
В современном мире технологий результатом экскурсии может быть выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ.
Китайская пословица гласит:
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!
Источник
Методические рекомендации по разработке и проведению городской экскурсии.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий
города Дубны Московской области»
по разработке и проведению
Составитель: Синицкая Татьяна Игоревна
педагог дополнительного образования ЦДЮТЭ
Методические рекомендации включают две части. В первой рассматриваются общие вопросы подготовки и проведения городской экскурсии. Вторая часть представляет собой разработанный экскурсионный маршрут «Дубна – город науки». Пешеходная экскурсия предназначена для школьников и содержит весь набор необходимых материалов: технологическую карту, полный текс экскурсии, карту маршрута с указанием объектов показа, «портфель экскурсовода».
Данная разработка может быть использована классными руководителями, учителями, руководителями кружков, заместителями директоров по ВР. Представленные материалы помогут педагогам образовательных учреждений составлять экскурсионные маршруты по улицам города, а также научить этому учащихся.
Разработка экскурсионного маршрута ……………………….……………..4
Методическая разработка экскурсии «Дубна – город науки» …………….14
Список источников и литературы ………………………………………. 44
Топ10 путешественника ……………………………………………………. 45
Шаблон для заполнения «Технологическая карта экскурсии» ……………47
Фрагмент методической разработки пешеходной экскурсии
«Памятники культуры Замоскворечья» …………………………………….48
В программе Всероссийского слёта юных туристов-краеведов, участников туристско-краеведческого движения «Отечество» (направление туристы-историки, этнографы) одним из обязательных зачётных видов соревнований является разработка историко-краеведческого (этнографического) маршрута (экскурсии).
Согласно условиям проведения группа 6 – 8 человек в течение установленного времени (4 – 6 часов) разрабатывает вариант экскурсии в пределах полигона, установленного судейской коллегией. Готовится необходимый картографический, иллюстративный и текстовый материал.
Основными критериями оценки являются умение составить карту-схему маршрута, выработать концепцию экскурсии, написать пояснительную записку, описать историко-краеведческие, этнографические объекты маршрута. Во время устной защиты маршрута, экскурсии оценивается владение экскурсионными приёмами рассказа и показа, логичность изложения материала.
Данные рекомендации составлены для подготовки команды Центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Дубны к участию во Всероссийском слёте юных туристов-краеведов, участников туристско-краеведческого движения «Отечество».
Кроме этого, разработанные материалы помогут педагогам образовательных учреждений составлять экскурсионные маршруты по улицам города, а также научить этому учащихся.
Разработка экскурсионного маршрута.
Экскурсия – это наглядный процесс познания окружающего нас мира. Экскурсия связана с заранее подобранными объектами, которые служат основой для раскрытия темы. Организаторы экскурсии должны иметь четкое представление о том, что участник экскурсии должен увидеть, услышать и ощутить, к каким выводам он должен прийти в результате участия в данном мероприятии.
Протяженность по времени проведения.
Наличие экскурсионной группы.
4. Показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений.
Передвижение участников по заранее составленному маршруту.
Целенаправленность осмотра, наличие определенной темы.
По содержанию – два вида экскурсий: обзорные и тематические.
Обзорные экскурсии. Как правило, многоплановые.
Обычно используются исторический и современный материалы.
Показ объектов, самых различных по форме и содержанию (памятники истории и культуры, здания и сооружения, природные объекты, места знаменательных событий, промышленные и сельскохозяйственные предприятия и др.)
События излагаются «крупным планом».
Экскурсия дает общее представление о городе, крае, области, республике.
Хронологические рамки в большинстве случаев – время существования данного города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня.
Например: «Прошлое, настоящее и будущее Перми», «По историческим и памятным местам Великих Лук», «Горжусь тобой, мой край Смоленский».
Тематические экскурсии. Всегда посвящены раскрытию одной темы.
Например, «Исторические места Петрозаводска», «Их именами названы улицы и площади города».
Показ памятников далекого прошлого, обнаруженных в местах раскопок древних поселений, погребений, городищ и т.п. Экскурсии по древним русским городам.
По памятным местам, где проходили военные события; по местам, связанным с подвигами народных героев.
Подробный всесторонний показ одной – двух профессий, например, с целью профессиональной ориентации подростков.
Геологические – дающие представление о земной коре.
Зоогеографические – о животном мире данного района.
Ботанические – о жизни и развитии растений.
Гидрогеологические – знакомство с реками, озерами и другими водоемами края.
Ландшафтные – в парке, рощи, боры лесные массивы, расположенные в пригородах.
Театральные, историко-музыкальные, картинные галереи, музеи, выставочные залы, по народным художественным промыслам, по местам жизни и деятельности артистом и художников.
Например, «В.И. Суриков в Красноярске», «Здесь жил П.И. Чайковский», «К народным умельцам».
Литературно-биографические – по местам, которые хранят память о творчестве и жизни писателя. («Драматург А.Н. Островский в Москве»).
Историко-литературные – раскрывающие определенные периоды развития литературы в данном крае. («По литературным местам в Ярославле»).
Литературно-художественные – по местам, которые нашли отражение в произведении того или иного писателя. («По следам героев М. Шолохова»).
Показ памятников архитектуры определенного периода; творчество одного архитектора; планировка и застройка города.
По составу участников – экскурсии проводятся для взрослой аудитории и для детей; для местного населения и для приезжающих туристов и др.
По месту проведения – различают городские, загородные, производственные и музейные экскурсии.
По способу передвижению – бывают пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Пешеходные экскурсии создают благоприятные условия для показа и рассказа.
По форме проведения бывают экскурсия-прогулка (многие природоведческие экскурсии), экскурсия-обсуждение (в музеях, картинных галереях, выставках), экскурсия-концерт, экскурсионный спектакль (литературно-художественные экскурсии), учебные экскурсии.
Определение цели и задач экскурсии.
Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры, другие объекты и даются пояснения экскурсовода.
Назовем некоторые из них:
патриотическое воспитание молодежи;
воспитание любви и уважения к Родине, к родному городу, краю;
эстетическое воспитание, художественное воспитание;
бережное отношение к бесценным сокровищам природы;
приобщение к народной культуре, традициям и обычаям.
Из цели вытекают задачи, стоящие перед экскурсией (не путать цели и задачи). Например, задачи – показать прошлое и настоящее в обзорной экскурсии города; рассказать об охраняемых растениях края; познакомить с памятниками истории и культуры; познакомить с памятными местами, рассказывающими о жизни и творчестве кого-либо.
Тема экскурсии – это то, что положено в ее основу, она направляет показ и рассказ, составляет предмет рассуждений и разъяснений. Каждая экскурсия должна иметь свою тему. Тема соединяет все объекты экскурсии в единое целое. Примеры тем смотри выше.
Тема и название не одно и то же. Например, тема «Москва – столица нашей Родины» может иметь различные названия: «Город восьми веков», «Москва и москвичи», «Москва вчера и сегодня». Задача названия экскурсии – привлечь внимание экскурсантов, заинтересовать их.
Примеры названий: «Помнят степи донские» (по местам боев Первой конной армии); «Путешествие в мир букв» (типография); «Путешествие в сказку», «В страну березового ситца» (природоведческие); «Дорогами огненных дней» (военно-историческая); «За каждым именем судьба, за каждым именем история» (по памятным местам); «Была на земле деревня Красуха» (этнографическая).
— Каждая экскурсия в зависимости от своей темы содержит определенную научно-обоснованную информацию о … (привести примеры по экскурсионным объектам).
— Экскурсантам дается определенный круг знаний. Например, по истории родного города или об архитектурных памятниках.
— Расширение кругозора в определенной отрасли знаний (истории, литературы, архитектуры, искусства, экономики, природоведения и др.).
Формирование интереса какой-либо отрасли знаний к определенной проблеме. Например, к творчеству какого-либо писателя, художника …
Используются воспоминания участников или очевидцев событий.
Демонстрация фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.
Посещение исторических мест, мемориальных сооружений.
Живое, конкретное изучение исторического прошлого.
— Использование различных игровых форм, викторин, загадок, и т.д.
Изложение материала понятно с учетом подготовленности аудитории.
Использование приема исследования, обсуждения.
Рассказ в виде беседы, в форме вопросов и ответов с обязательным участием в этом самих детей.
Показ объектов занимает главенствующее положение в экскурсии. Тема тесно связна с объектами. Требования к отбору объектов:
Отбирать объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме.
Местоположение объекта. По возможности отказаться от объектов, которые расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т.п.).
Разнообразие демонстрируемых объектов.
Расположение объектов на маршруте должно обеспечивать непрерывность экскурсии, обеспечивать устойчивое внимание аудитории на протяжении всей экскурсии.
Познавательная ценность, т.е. связь объекта с конкретным историческим событием, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры; материалы, которые могут обогатить знания экскурсантов.
Известность (популярность), которая может быть большей или меньшей.
Необычность (экзотичность) объекта, т.е. особенность, неповторимость памятника, здания, сооружения, исторического места. Необычность объекта может быть связана с особенностями конструкции здания, сооружения (мост построен методом электросварки), или с каким-либо историческим событием, которое произошло в данном месте (церковь царевича Дмитрия «на крови» в Угличе); или связана с какой-либо легендой.
Выразительность – внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие объекта с окружающими зданиями, природой.
Сохранность. Оценка состояния памятника в данный момент, его подготовленность к показу.
3. Составление маршрута экскурсии.
Маршрут экскурсии – хорошо продуманный, связанный с процессом показа объектов, путь следования экскурсионной группы.
Требования к маршруту:
маршрут должен обеспечить показ объектов в логической последовательности, способствовать более глубокому раскрытию темы. С другой стороны, расположение памятников на территории, подлежащей показу, само по себе определяет последовательность маршрута;
— изучаемые объекты не должны располагаться слишком близко друг к другу, заслонять один другой;
переход между объектами не должен занимать более 10 – 15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз при изложении экскурсоводом материала;
расположение объектов на маршруте должно обеспечивать непрерывность экскурсии, устойчивое внимание аудитории на протяжении всей экскурсии;
избегать повторных проходов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту и пр.), так называемых «петель»;
следует избегать однообразия в выборе объектов. Например, неправильно, чтобы вся обзорная городская экскурсия была построена на таких памятниках, как скульптуры и монументы. Необходимо ввести в маршрут показ отдельных зданий и целых улиц, площадей, памятных мест, памятников природы.
Существуют три варианта построения маршрутов:
Хронологический , например, «По местам жизни и деятельности поэта И.С. Никитина», «Композитор П.И. Чайковский в Клину»;
Тематический , например, «Народные промыслы нашего края», «Литературные места Чудовского края»;
Т ематико-хронологический , поэтому принципу построены все обзорные городские экскурсии. Последовательность изложения материала по хронологии соблюдается только внутри каждой подтемы.
При разработке маршрута экскурсии кроме выбора объектов необходимо продумать следующие важные моменты:
возраст участников экскурсии (школьники младшего возраста, среднего или старшего, взрослые экскурсанты);
протяженность маршрута (пешеходная часть);
время экскурсии, состоит из времени переходов между объектами и времени осмотра экскурсионных объектов (для школьников продолжительность 30 – 45 минут).
Разработка технологической карты экскурсии.
Технологическая карта экскурсии – это основной документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.
Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии с учетом группы экскурсантов. Технологическая карта экскурсии оформляется следующим образом (Приложения 2). На титульном листе располагаются данные: наименование учреждения; дата утверждения экскурсии; название темы экскурсии; вид экскурсии (по содержанию, по способу передвижения, по месту проведения, по составу и количеству участников), протяженность маршрута, продолжительность в академических часах; фамилии и должности составителей.
Эффективность технологической карты экскурсии зависит от правильного заполнения всех граф. Размер технологической карты зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.
В графе «Маршрут экскурсии» указываются точки экскурсии в соответствии с последовательностью показа экскурсионных объектов.
Графа «Объекты показа, темы и подтемы» содержит краткие записи. Перечисляются те памятные места, основные и дополнительные, которые показывают группе на остановках, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке. Называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, далее перечисляются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтем.
В графе «Методические и организационные указания» даются указания по использованию методических приемов на экскурсии, о логических переходах и «портфеле экскурсовода». Организационные указания включают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте, правила поведения экскурсантов у памятников, требования по охране природы. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Например, «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание», «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования» и т.д.
Составление карты-схемы маршрута.
Карта маршрута представляет собой схематично оформленный путь следования экскурсионной группы с указанием экскурсионных объектов.
Подготовка текста экскурсии.
Требования к тексту:
краткость, четкость формулировок;
наличие фактического материала – даты, цифры, факты, названия, фамилии;
наличие информации по теме;
полное раскрытие темы;
хороший литературный язык.
Экскурсия состоит из трёх частей: вступление, основная часть, заключение.
Вступление подразделяется на две части:
— Организационную . Экскурсовод называет свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с темой экскурсии, её маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место её окончания. Затем следует инструктаж о правилах поведения и безопасности.
— Информационную. Кратко излагается содержание мероприятия, его задачи, называются отдельные подтемы, упоминаются два-три интересных объекта.
Задача экскурсовода – заинтересовать аудиторию. Вводное слово должно быть кратким и динамичным. Вступительная часть не связана с показом объектов.
Основная часть – показ и рассказ, раскрывающие тему. В основную часть входит несколько подтем (5 – 10), которые раскрываются на одном или нескольких объектах.
По каждому объекту дается:
общий материал, посвященный определенному периоду истории;
конкретные события, связанные с данным объектом, местом;
обобщения и выводы по раскрываемой подтеме;
логический переход к следующей подтеме.
Заключительная часть — подводятся итоги тому, что увидел и услышал участник экскурсии. Ответы на возникшие вопросы.
Логические переходы – связывают между собой содержание всех подтем в единое целое (словесный мостик). Содержание логического перехода диктуется не объектом, его особенностями, а содержанием самой экскурсии.
Стараться не использовать формальные переходы (не связаны с содержанием), например, «Сейчас мы с вами пройдем на площадь», «Давайте осмотрим еще одно примечательное здание».
Комплектование «Портфеля экскурсовода».
«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором построено осматриваемое здание. Более убедительной экскурсию делают демонстрация копий подлинных документов, рукописей.
В «Портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и др. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии, наглядные пособия должны быть удобны для использования, количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра объектов, рассеивать их внимание. К каждому экспонату, включенному в «портфель экскурсовода», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом.
Проведение экскурсии. Показ и рассказ.
Важнейшими элементами экскурсии являются показ объектов и рассказ о них.
Главное месть занимает показ зрительно воспринимаемых объектов. Показ сочетается с рассказом. Показ предшествует рассказу. Сначала участники экскурсии видят объект, затем экскурсовод дает комментарии к нему (опережающая роль показа). Логическая последовательность показа.
Основные приемы показа:
предварительного осмотра (самостоятельно осматривают объект, и уже затем слушают рассказ экскурсовода),
демонстрация объекта (общая характеристика внешнего облика памятника),
экскурсионного анализа (искусствоведческий, исторический, естественнонаучный) – название и функциональное назначение объекта, общие архитектурные и конструктивные особенности, художественные достоинства, историческая значимость,
зрительной реконструкции (несохранившегося облика объекта или события),
сравнения и аналогии (восприятия нового путём сравнения с чем-то хорошо знакомым, например, высоту башни с 5-и этажным домом),
локализации событий (связь события с определенным местом – «топнуть ногой»),
показ наглядных пособий (старые виды местности, изображения событий и лиц, о которых идёт рассказ).
Рассказ на экскурсии является лишь дополнением к анализу зрительного материала (нельзя превращать экскурсии в лекцию). Рассказ зависит от скорости передвижения экскурсионной группы. Рассказ подчинен показу. Рассказ посвящает событиям, людям, их деятельности, связанным с объектом.
Основные приемы рассказа:
экскурсионная справка (самая краткая информация – название, функция, год создания, создатели, очень краткая внешняя характеристика),
описание объекта (более подробное знакомство с объектом – история создания, создатели, конструктивное и объёмно-планировочное решение, художественные особенности объекта, особенности декора фасадов и интерьера, функции, связь объекта с историческими событиями и лицами, современное состояние),
прием объяснения (объяснение специальных терминов, происхождения названий, топонимов, культурной, исторической роли объекта, причинно-следственных связей).
прием цитирования (обязательно на литературной экскурсии),
приём вопросов и ответов,
приём заданий (определить высоту здания, посчитать расстояние, прочитать текст надписи, загадать желание, сфотографироваться).
Особые методы на экскурсии.
Вопросно-ответный метод позволяет экскурсоводу поддерживать эффект диалога на всем протяжении экскурсии. Вопросы, обращенные к группе, могут быть прямыми, те есть явно подразумевающими ответ участников экскурсии, и косвенными. Вопрос-задание, например, сравнить два экспоната и назвать число сходных признаков. С помощью вопроса можно выяснить степень предварительной информированности группы, что необходимо для продолжения беседы: «Знаете ли вы происхождение названия…?». Апелляция к наблюдательности экскурсантов: «Вы заметили, что…?». Проблемные вопросы: «Как вы думаете, в чем дело? Как стало это возможным?», «Почему же все-таки это произошло?».
Применение загадок, викторин.
Прием исследования, под которым условно понимаются различные действия, наглядно подтверждающие рассказ экскурсовода, наиболее часто применяется в природоведческих экскурсиях учащимися.
Некоторые особые приемы основаны на применении технических средств. Это музыкальные паузы, прослушивание магнитофонных записей выступлений участников событий.
Элементы ритуала на экскурсиях предусматривают посещение могилы героев, некрополей, вечного огня. Экскурсанты отмечают их минутой молчания, возложением цветов.
Экскурсовод должен говорить кратко, сжато, четко, характеризуя находящиеся перед группой памятники, стараясь, чтобы «заговорил» сам памятник.
Владение языковой культурой речи.
Речь экскурсовода должна быть не только содержательной, но и выразительной. Речь должна быть понятна для всех слушателей.
Необходимо следить, чтобы в речь экскурсовода не проникали слова-паразиты.
Контакт экскурсовода с группой.
Необходимо заинтересовать группу.
Экскурсовод уделяет постоянное внимание всей группе.
Экскурсовод умело осуществляет руководство своей группой – «Окиньте взглядом местность», «Посмотрите внимательно на этот памятник».
Экскурсовод обязан проявлять постоянное внимание ко всем туристам.
Эффективна экскурсия, когда экскурсоводами выступают сами учащиеся. Это очень сложная форма краеведческой работы с учащимися, но она им посильна, особенно старшеклассникам. Трудность ее состоит не только в том, что она требует от педагога длительной и объемной предварительной работы с будущими экскурсоводами в теоретическом и методическом отношении, но и значительных усилий учащихся. При подготовке к такой экскурсии педагог подбирает экскурсоводов, распределяет между ними задания, рекомендует литературу, источники, определяет этапы подготовки учащихся, проверяет текст экскурсий, степень овладения им экскурсоводами, уточняет знание маршрута, проводит специальные занятия по ознакомлению юных экскурсоводов с методикой, контролирует качество проводимой экскурсии. Занимаясь такой работой, ребята не только расширяют и углубляют свои знания, но и приобретают навыки самостоятельной работы с разнообразными источниками, беседы с людьми, общения с аудиторией, применения полученных знаний на практике.
Надеемся, что опираясь на данные методические указания, а также используя перечисленную литературу, все желающие смогут составить грамотную и методически правильную учебно-тематическую экскурсию.
В последней части мы приводим разработку экскурсионного маршрута, которая содержит все основные компоненты экскурсии. Авторами разработана пешеходная экскурсия «Дубна – город науки». Данный маршрут отличает разнообразие экскурсионных объектов. При этом композиционный принцип построения экскурсии – тематический, все выбранные объекты показа отражают жизнь г. Дубна как научного центра фундаментальных исследований в области ядерной физики.
Экскурсанты познакомятся с историей создания институтской Дубны, с учёными-физиками, культурной жизнью молодого города. Увидят самые красивые уголки – набережную реки Волги, зелёные улицы, малоэтажную застройку. Маршрут насыщен памятниками. Все объекты компактно расположены на небольшой территории, отсутствуют длительные переходы.
Текст экскурсии составлен на основе краеведческого материала, собранного воспитанниками и педагогами Центра детского и юношеского туризма и экскурсий г. Дубны в процессе исследовательской деятельности по изучению родного края.
Тематическая пешеходная экскурсия «Дубна – город учёных» стала призёром муниципального конкурса «Лучший экскурсионный маршрут и лучший экскурсовод в 2013 г.». Этот конкурс проводился в рамках ц елевой Программы «Развитие индустрии туризма на территории г. Дубны на 2010-2014 годы», и основными задачами конкурса было развитие внутреннего и въездного туризма в нашем городе , повышение эффективности и качества экскурсионного обслуживания, расширение тематики экскурсионных маршрутов.
Экскурсионный маршрут «Дубна – город науки»
Экскурсионный маршрут «Дубна – город науки»
Цель экскурсии: воспитание любви к родному городу средствами экскурсионно-образовательной деятельности.
Расширить знания по истории родного города.
Познакомить с памятными места институтской части.
Расширить кругозор школьников в области художественного и литературного творчества.
Развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся через реализацию полученных ими знаний во время проведения экскурсий.
Вид экскурсии. По содержанию: тематическая.
По способу передвижения: пешеходная.
По месту проведения: городская.
По составу и количеству участников : групповая.
Категория экскурсантов: учащиеся среднего школьного возраста
Время экскурсии – 1 час. 10 мин. Протяженность – 1 км
Особенности. Маршрут проходит по Институтской части города. Экскурсанты познакомятся с историей создания институтской Дубны, с учёными- физиками, культурной жизнью молодого города. Увидят самые красивые уголки – набережную Волги, зелёные улицы, малоэтажную застройку. Маршрут насыщен памятниками.
Оригинальность: использование приемов исследования и обсуждения, рассказ в виде беседы, вопросов и ответов.
Основные объекты показа:
Набережная им. Д.И. Менделеева. Вид на реку Волга, ротонды, яблоневая аллея, памятная табличка о присвоении набережной имени Менделеева, справка об учёном, работы в ОИЯИ по синтезу новых элементов, вид на левобережную часть (Особая экономическая зона).
Сквер за д/к «Мир». Памятник М.Г. Мещерякову. Рассказ о создании институтской Дубны, о роли Мещерякова. Панно на д/к «Мир» с символом ОИЯИ синхрофазотроном.
Памятник Б.М. Понтекорво и В.П. Джелепову. Справка об учёных, художественные особенности памятника.
Мемориальная доска и памятник В.С. Высоцкому. Связь Высоцкого с Дубной. История места.
Мозаики Нади Леже на аллеи перед д/к «Мир». Рассказ о художнице. История и особенности мозаик.
Памятник Г.Н. Флёрову. Справка о Флёрове и Векслере. Ул. Флерова, Сквер на ул. Франка.
Ул. Жолио-Кюри – первая улица. Административный корпус ОИЯИ (Дом учёных). Памятник Н.Н. Боголюбову. Рассказ об учёном.
Заключение. Баннер ОИЯИ. Вопросы для школьников по теме экскурсии.
Паспорт экскурсионного маршрута (технологическая карта)
Наименование организации: МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий города Дубны Московской области»
Название туристского маршрута: «Дубна – город науки»
Авторы маршрута: Широкина Ирина, Синицкая Татьяна Игоревна
Дата разработки маршрута: сентябрь 2013 г.
Тип экскурсии: тематическая, пешеходная
Общая протяженность маршрута 1 км
Продолжительность маршрута 1 час. 10 мин.
от предыду-щей точки
Время в пути от предыду-щей точки
Объекты показа, темы, подтемы
Методические и организационные указания
Место сбора. Набережная, аллея от гостиницы «Дубна» к Волге
Введение – что мы увидим и о чём узнаем на экскурсии
Организационный момент. Правила поведения и безопасности. Не спускаться к реке.
1. Набережная Волги, вид на реку и левобережную часть города
— Дубна – город на Волге
2. Ротонда, памятная доска «Набережная имени Д.И. Менделеева»
— справка о Менделееве
-успехи дубненских учёных-физиков
Задание экскурсантам: на глаз определить ширину Волги.
Портфель экскурсовода – архивная фотография набережной. Предложить сфотографироваться в ротонде.
Сквер за д/к «Мир»
1. Памятник М.Г. Мещерякову
— создание города науки
— справка об учёном
2. Панно, расположенное на здании д/к «Мир»
Портфель экскурсовода – фотография Мещерякова, зачитать воспоминания Мещерякова
Памятник Б. Понтекорво и В. Джелепову
— Описание и идея памятника.
— Рассказ о научной деятельности и жизни.
Портфель экскурсовода – фотографии учёных.
Логический переход – упоминание Понтекорво в песне Высоцкого «Марш физиков»
Площадка перед д/к «Мир»
1. Памятник В.С. Высоцкому
2. Мемориальная доска В.С. Высоцкому
3. Аллея Высоцкого
-связь Высоцкого с учёными Дубны
Логический переход – в научную Дубну любили приезжать деятели культуры.
Аллея от д/к «Мир» с мозаиками
Мозаики Нади Леже
— справка о художнице
— история мозаик в Дубне
Портфель экскурсовода – автопортрет Н.Леже, фото мозаик на пл. Космонавтов. Дать время на свободный осмотр мозаик. Ответить на вопросы.
Перекрёсток ул. Флёрова и ул. Векслера, далее по ул. Флёрова, ул. Франка
1.Памятник Г.Н. Флёрову
— справка об учёном
— табличка о 114 элементе
2. улицы Векслера и Флёрова
3. сквер с фонтаном на ул. Франка
— облик городской застройки 40-50-х годов
— справки об учёных, чьими именами названы улицы.
При переходе обратить внимание на Музей науки и техники ОИЯИ.
Портфель экскурсовода – фотографии учёных.
Показать дерево, растущее на тротуаре.
Площадь Жолио-Кюри, Дом учёных
1. Здание Административного корпуса ОИЯИ
— справка о Жолио-Кюри
2. Памятник Н.Н. Боголюбову
— рассказ об учёном
Портфель экскурсовода – фото Н.Н. Боголюбова, храма Похвалы Пресвятой Богородицы
Баннер «Объединённый институт ядерных исследований»
Короткая викторина по материалам экскурсии.
Ответы на вопросы экскурсантов.
Дать указания, как пройти к автобусу.
Схема маршрута экскурсии «Дубна – город науки»
Текст экскурсии «Дубна – город науки».
Гуляя по улицам и скверам, по набережным и паркам, можно не только насладиться красотой природы Дубны, но и узнать о людях, которые прославили её на весь мир. Много улиц названо в честь учёных – это улица Курчатова, Блохинцева, Жолио-Кюри, Понтекорво, Векслера, Франка, Вавилова, Флерова, проспект Боголюбова. Некоторым выдающимся физикам поставлены в Дубне памятники.
Для жителей всех уголков России Дубна в первую очередь ассоциируется с именами выдающихся учёных и инженеров. Объединённый институт ядерных исследований (ОИЯИ) снискал славу одного из крупнейших мировых научных центров.
ОИЯИ как м еждународная межправительственная научно-исследовательская организация создан в 1956 г . Область деятельности – фундаментальные исследования в ядерной физики, физики элементарных частиц и физики конденсированных сред. В составе ОИЯИ семь лабораторий, каждая из которых по масштабам исследований сопоставима с большим институтом. Институт располагает замечательным набором экспериментальных физических установок. В настоящее время18 государств являются членами ОИЯИ.
Справка. ОИЯИ сегодня: уникальные ускорители и физические установки + мощные вычислительные средства + квалифицированные специалисты. 7 лабораторий ОИЯИ:
Лаборатория физики высоких энергий им. В.И. Векслера и А.М. Балдина (ЛФВЭ)
Лаборатория ядерных проблем им. В.П. Джелепова (ЛЯП)
Лаборатория теоретической физики им. Н.Н. Боголюбова (ЛТФ)
Лаборатория ядерных реакций им. Г.Н. Флёрова (ЛЯР)
Лаборатория нейтронной физики им. И.М. Франка (ЛНФ)
Лаборатория информационных технологий (ЛИТ)
Лаборатория радиационной биологии (ЛРБ)
Дубна – единственный город в Московской области расположенный на берегах великой русской реки Волги. И пусть Волга у нас не широка и величава, как в низовьях, она одна из главных достопримечательностей города, создающая неповторимый дубненский пейзаж. И наша экскурсия начинается с осмотра набережной реки Волги.
Набережная им. Д.И. Менделеева
Волга делит город на две части – левобережную и правобережную, включающую районы Большая Волга, Чёрная речка, Институтская часть, а также Александровку, Ратмино, Юркино и Козлаки. На левом берегу расположены Дубненский машиностроительный завод и Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга», которые специализируются на разработке и производстве военной авиационной техники. Посмотрите на противоположный берег Волги. Перед вами развернулась картина нового района города – Особой экономической зоны, строительство которой началось 2005 году. Новая зона в Дубне родилась для создания и реализации научно-технической продукции, в том числе основанной на нанотехнологиях.
Набережная Волги излюбленное место прогулок горожан. Набережная радует глаз в любое время года. Весной цветут яблони и сирень, поют соловьи, летом тенистые аллеи и волжская вода манят отдохнуть, бодрящий осенний воздух способствует оздоровительным прогулкам по парковым тропинкам под шелест листьев, зимой набережная укрыта белым снегом, и можно совершать лыжные пробежки.
В канун 175-летия Менделеева его имя обрела набережная р. Волги в нашем городе. Памятная доска, посвященная этому событию закреплена на одной из двух беседок-ротонд, которые украшают набережную Волги. Это решение было не случайно. Как вам известно
Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907) – русский учёный-энциклопедист. Химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель. В 1869 г. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов. Работы по синтезу новых элементов в Дубне основаны на этом законе.
Как знак признания выдающегося вклада ученых Института в современную физику и химию можно расценить решение Международного союза чистой и прикладной химии о присвоении 105-му элементу Периодической системы элементов Д.И. Менделеева названия «Дубний». Учеными Дубны впервые в мире были синтезированы новые, долгоживущие сверхтяжелые элементы с порядковыми номерами 113, 114, 115, 116, и 118.
Справка: ротонда – архитектурное сооружение , круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом.
Текст на памятной табличке: « «Набережная Д.И. Менделеева. Имя великого русского ученого – создателя Периодической таблицы химических элементов присвоено набережной в знак признания выдающихся заслуг ученых Дубны в деле синтеза новых сверхтяжелых элементов Периодической таблицы и развитии учения Дмитрия Ивановича Менделеева»
Обратите внимание на деревья, растущие вдоль дорожки. Кто знает, как они называются (примечание, в зависимости от времени года трудность этого вопросы будет различна) . Эта яблоневая аллея была посажена при строительстве набережной и на протяжении десятилетий радует несколько поколений дубненцев цветущей кроной и пышной листвой. В настоящее время необходимо лечить постаревшие деревья, возраст которых около 60 лет, и постепенно заменять их новыми.
Теперь мы немного прогуляемся по набережной, любуясь Волгой.
Памятник М.Г. Мещерякову.
Перед нами памятник М.Г. Мещерякову – основателю институтской Дубны. Памятник установлен в сквере на набережной в 2010 году, скульптор Мамикон Сагателян.
Мещеряков Михаил Григорьевич (1910-1994) – советский физик. В 1947 г. был советским представителем Международной комиссии по наблюдению за испытанием американской атомной бомбы на Бикини. Руководитель работ по запуску синхроциклотрона (1948-49). С 1948 по 1956 годы директор ГТЛ (ИЯП АН, впоследствии ЛЯП ОИЯИ). Основатель Лаборатории вычислительной техники и автоматики (ЛВТА, в настоящее время ЛИТ – лаборатория информационных технологий) и её директор (1966-1988). Почётный гражданин г. Дубны. Названа улица (до 2002 часть ул. Инженерной).
Как же возник город учёных. В 1946 году было принято решение о строительстве ускорителя заряженных частиц (синхроциклотрона), с помощью которого советские ученые-физики собирались осуществить научные эксперименты по изучению структуры атомных ядер. Наиболее подходящим местом для строительства мощного ускорителя оказался район Волжского гидроузла. Малонаселенная лесная зона, наличие Иваньковской гидроэлектростанции, расположенность в 128 км от Москвы оказались решающими факторами в выборе места строительства исследовательского центра. И сегодня есть твердое мнение ветеранов строительства ускорителя в Дубне, что место для ускорителя выбирал сам Л.П. Берия. Официально строительство ускорителя называлось созданием «Гидротехнической лаборатории (ГТЛ)». Руководил строительством генерал-майор инженерно-технической службы Александр Павлович Лепилов. Основной рабочей силой, осуществлявшей строительство синхроциклотрона, были заключенные исправительно-трудового лагеря. Лагерь для заключенных располагался на территории нынешней набережной Волги до гостиницы «Дубна». Научным руководителем объекта был назначен М.Г. Мещеряков. Вот как он описывает свой первый приезд (март 1947 г.) на строительство, как тогда говорили, объекта:
«…Пришлось добираться на джипе военных лет – два часа ушло на то, чтобы по сильно разбитому шоссе доехать до Дмитрова, а затем еще около четырех часов тащились по дороге, местами устланной круглыми бревнами, до Большой Волги, откуда гусеничный трактор за каких-нибудь два часа приволок джип до места, где сейчас находится плавательный бассейн «Архимед». Кругом был сырой, без каких-либо просветов лес» .
Вместе со строительством первого ускорителя началось возведение поселка для ученых на правом берегу Волги. Появилась первая улица Дубны, получившая название Центральная (ныне улица Жолио-Кюри). В 50-е годы началось строительство еще более мощного ускорителя – синхрофазотрона. Объекту дали название, очень мало говорящее непосвященному человеку: «Электрофизическая лаборатория Академии наук (ЭФЛАН)». 24 июля 1956 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Дубна, поселки Большая Волга и Александровка, село Ратмино, деревни Козлаки, Ново-Иваньково и Юркино были объединены в город Дубну областного подчинения.
Посмотрите на стену д/к «Мир» за памятником Мещерякову. Здесь выложено красивое панно с эмблемой Объединённого института ядерных исследований. На эмблеме изображено здание синхрофазотрона, символа Дубны. Панно выполнено фотохудожником Андреем Илларионовым в технике печати на панелях из композитных материалов.
С образованием города Дубны начал складываться его современный облик. На месте снесенных бараков лагеря для заключенных был заложен парк, и началось обустройство набережной. Для сотрудников Объединенного института ядерных исследований строились 2-х, 3-х и 4-этажные жилые дома.
Мы с вами позже будем иметь возможность увидеть, как выглядела Дубна тех лет, а пока ещё поговорим об учёных-физиках Дубны, для этого пройдём в самому новому и необычному памятнику в городе.
Памятник Б. Понтекорво и В.П. Джелепову.
Перед вами памятник двум выдающимся ученым, академику Бруно Понтекорво, одному из величайших гениев физики, и члену-корреспонденту РАН Венедикту Джелепову, который на протяжении многих лет возглавлял Лабораторию ядерных проблем ОИЯИ, где работали они оба. Открыт в Дубне в сентябре 2013 года.
Авторы памятника – скульпторы Дмитрий Ярмин и Вячеслав Сергеев – смогли в полной мере воплотить замысел коллег Б.М. Понтекорво и В.П. Джелепова по институту: представить их в простой жизненной ситуации, которую могли наблюдать многие в Дубне. Один с портфелем идет из лаборатории, второй по обыкновению едет на велосипеде, встретились на зеленой аллее в парке, обсуждают какие-то общие проблемы.
В этом году мы отмечаем 100-летие этих двух ученых. Конечно, нужно сказать, что имя Бруно Максимовича Понтекорво известно далеко за пределами нашего города, и сейчас его 100-летие отмечается во многих городах мира, особенно в Италии.
Понтекорво Бруно Максимович (1913-1993) – советский физик итальянского происхождения, академик. Окончил Римский университет. Ученик Э. Ферми. В 1950 г. тайно переехал в СССР из политических соображений. Жил и работал в Дубне. Основатель экспериментальной физики нейтрино. Был прекрасным экспериментатором, разработавшим уникальные методики физических экспериментов. Всего за эксперименты по идеям Понтекорво были присуждены три Нобелевских премии, но не ему. Почётный гражданин г. Дубны. Названа улица (бывшая ул. Калининградская).
Скульптурная группа, которую вы видите настолько живая, что является свидетельством того, как естественно Бруно Максимович влился в жизнь нашего города, фактически обрел здесь вторую родину. В Дубне он прожил более половины своей жизни. Это были наиболее плодотворные годы его творчества, здесь в полной мере расцвел его физический гений, здесь были предложены самые выдающиеся его идеи, которые до сих пор остаются в фокусе внимания мировых исследователей – физика нейтрино, нейтринная астрофизика, эксперименты по обнаружению реакторных нейтрино, солнечных нейтрино и т.д.
Для дубненцев этот памятник – олицетворение того времени, которое помнят многие люди, таким они видели в свое время Бруно Максимовича и теперь могут показать это своим детям. А их союз с Венедиктом Петровичем Джелеповым – выражение той атмосферы творческого содружества, которой богат наш институт, наш город.
Джелепов Венедикт Петрович (1913-1999) – советский физик, работал в ОИЯИ 33 года. Являлся одним из основных создателей первого в нашей стране ускорителя – синхроциклотрона (1949 г., Дубна). В 1984 г. он был под руководством Джелепова реконструирован в более мощный – фазотрон. С 1956 по 1989 гг. руководил Лабораторией ядерных проблем (ЛЯП). Был среди зачинателей новой в СССР физики частиц высоких энергий. С 1965 г. работал в области применения ядерной физики в медицине, создал первый в СССР медицинский протонный пучок для лечения онкологических болезней. Почётный гражданин г. Дубны. Названа улица (бывшая ул. Трудовая), ЛЯП имени В.П. Джелепова.
Бруно Понтекорво стал героем песни Владимира Высоцкого. В песне «Марш физиков» есть такие строки:
«Пусть не поймаешь нейтрино за бороду
И не посадишь в пробирку,
Но было бы здорово, чтоб Понтекорво
Покрепче взял их за шкирку».
Как же связаны между собой физик Понтекорво и лирик Высоцкий. Об этом вы узнаете, посетив следующий объект нашей экскурсии.
Памятник и мемориальная доска В.С. Высоцкому
В 60-е годы в городе сложилась особая духовная атмосфера. Молодая научная Дубна всегда славилась своей культурной жизнью. Знаменитые артисты посещали город с концертами и неофициальными визитами. Именно в Дубне поэты и художники, актёры и барды насыщались тем же воздухом свободы, которым дышали Флёров и Понтекорво, Блохинцев и Боголюбов, многие другие физики, составлявшие научный цвет Дубны. В свою очередь учёные Дубны всегда были и остаются людьми высочайшей культуры, многогранными личностями, которые прекрасно понимают искусство.
Одним из самых любимых исполнителей для дубненцев был и остаётся Владимир Высоцкий, начинавший в городе науки на заре 1960-х годов свою сольную концертную деятельность. Есть версия, что песня про “товарищей-учёных, доцентов с кандидатами” посвящена дубненским друзьям Высоцкого.
Высоцкий Владимир Семёнович (1938-1980) – советский поэт и автор-исполнитель песен, актёр театра и кино. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно). Играл в Театре драмы и комедии на Таганке. Снялся в фильмах «Служили два товарища», «Вертикаль», «Хозяин тайги», «Интервенция», «Маленькие трагедии», «Место встречи изменить нельзя». Высоцкий неоднократно бывал в Дубне с концертами.
В 2003 году в Дубне была торжественно открыта аллея Высоцкого, и на здании Дома культуры «Мир», где проходили концерты установлена мемориальная доска.
«Аллея названа в честь русского поэта и актера Владимира Высоцкого (1938 – 1980 г.г.), который выступал в этом здании в 60 – 70 гг. ХХ века»
24 января 2008 года, в день 70-летия со дня рождения Владимира Высоцкого среди берёз, сосен и коттеджей наукограда занял своё законное место памятник Высоцкому работы скульптора Олега Яновского. Высоцкий навсегда вернулся в город, который любил.
Вот что рассказывал скульптор о своей работе над памятником: «…Я старался передать и характер Высоцкого, и характер нашего поколения. Владимир Высоцкий у меня полностью открыт людям, как будто говорит: я такой, какой есть. Водолазка, раздутые клёши – это всё детали того времени».
Этот памятник появился благодаря инициативе поклонников Владимира Высоцкого и на собранные ими средства. Памятник стал частью города и частью души каждого дубненца.
Друзья, кто из вас может назвать песню Владимира Высоцкого?
5. Мозаичные панно Нади Леже.
Одной из достопримечательностей нашего города являются мозаичные панно, с изображениями великих людей: советских летчиков-космонавтов на площади Космонавтов, деятелей искусства вдоль парковых дорожек около Дома культуры «Мир». Эта «картинная галерея» под открытым небом украшает наш город, и сейчас вы сможете увидеть всё своими глазами.
Автором уникальных мозаичных панно является французская художница, уроженка Белоруссии, Надежда Петровна Ходосевич-Леже.
Надежда Петровна Леже (Ходосевич) (1904 – 1982) – художница, ж ена французского художника Фернана Леже. В 1972 году Н. Леже сделала 65 портретов в технике мозаики для выставки в Париже. 60 из них были переданы ею в дар Советскому Союзу. В 1974 году Министерство культуры предложило организовать вставку работ Н. Леже в Дубне. Вследствие чего в Дубну было отправлено 28 мозаик, которые были выставлены на аллее перед домом культуры «Мир», как музей под открытым небом. В 1975 году часть дубненских мозаик были переданы в дар ОИЯИ. В настоящее время сохранилась лишь часть подаренных городу мозаик, 14 из них украшают наш город (10 перед д/к «Мир», 4 перед д/к «Октябрь»). Жители города с удовольствием любуются мозаиками.
Мозаики представляют собой панно размером 160 см х 220 см, вставленное в металлическую раму и укрепленное вертикально на подставках. Рисунок выложен из кусочков цветного стекла. Мы попытались сосчитать, сколько потребовалось автору стеклянных квадратиков, чтобы создать портрет Майи Плисецкой:
длина первого ряда по горизонтали составила 60 кусочков;
длина первого ряда по вертикали составила 82 кусочка;
простым умножением получаем приблизительно 4920 штук.
Вот какой это грандиозный труд. И это не просто выкладывание кусочков, а их художественный подбор. Автору было необходимо добиться портретного сходства с изображаемым человеком.
Дата повторной установки 1996 г. На мозаиках изображены:
М.М. Плисецкая(1925) — советская и российская артистка балета, хореограф, писатель, актриса, народная артистка СССР.
З.А. Космодемьянская (1923 —1941) — красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл, партизанка
Л.Н. Толстой (1828—1910) — один из наиболее широко известных русских писателей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный академик по разряду изящной словесности.
Л.Б. Коган (1924 — 1982) — советский скрипач, педагог. Народный артист СССР.
Максим Горький (1868 — 1936) — русский писатель, прозаик, драматург.
В.В. Маяковский (1893 — 1930) — русский советский поэт. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ»
Р.К. Щедрин (р.1932) — российский композитор, пианист, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской, Государственной премии СССР и Государственной премии РФ. Член Межрегиональной Депутатской группы.
Марсель Кашен (1869-1958) – ф ранцузский коммунист, крупный деятель Социнтерна и Коминтерна . Сыграл ведущую роль в создании Французской компартии. Во время 2-й мировой войны и оккупации Франции ( 1940 — 1944 ) Кашен участвовал в Движении Сопротивления . В 1957 году за многолетнюю деятельность, направленную на укрепление дружбы народов Франции и СССР, награждён орденом Ленина .
П.И. Чайковский (1840 — 1893) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Д. Д. Шостакович (1906 — 1975) — советский российский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР, Герой социалистического труда. Лауреат пяти Сталинских премий, Ленинской премии, Государственной премии СССР.
Ю.А. Гагарин (1934 — 1968) — первый советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.
В.М. Комаров (1927 — 1967) — лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, инженер-полковник. Командир первого в мире экипажа из трёх человек.
Г.Т. Добровольский (1928-1971) – лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, подполковник ВВС.
В.Н. Волков (1935 – 1971) — советский космонавт, дважды Герой Советского Союза
Портфель экскурсовода: автопортрет Н. Леже, фотография мозаик Н. Леже с изображениями космонавтов.
Сейчас у вас есть 5 минут, чтобы внимательно осмотреть мозаики Нади Леже с изображениями деятелей мировой и отечественной культуры и истории, сфотографироваться у памятника Высоцкого.
Постарайтесь узнать кто представлен на мозаиках. Если будут затруднения, то задавайте вопросы, я подскажу.
Друзья, собираемся. Переходим дорогу по пешеходному переходу, будьте внимательны, не отставайте.
Памятник Г.Н. Флёрову.
Перед вами ещё один памятник дубненскому учёному. Вспомните три памятника, которые мы сегодня уже увидели – Мещерякову, Понтекорво и Джелепову, Высоцкому. Они относятся к виду скульптурных изображений. Памятник Георгию Николаевичу Флёрову выглядит иначе. Кто знает, как называется такой вид памятников? Правильно, это памятник-бюст . Такой тип памятников вы часто можете встретить в Дубне. А теперь послушаем, кто же был Г.Н. Флёров.
Флёров Георгий Николаевич (1913-1990) – советский физик, академик. В 1940 г. совместно с Петржаком открыл спонтанное деление ядер урана. В 1941-43 гг. в Советской армии, ушёл на фронт добровольцем. Известен широкой публике своим письмом (1942) Сталину по поводу атомной бомбы. В 1960-1990 гг. директор Лаборатории ядерных реакций (ЛЯР) ОИЯИ. Яркой страницей в научном творчестве Г.Н. Флёрова были работы по синтезу новых химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Под руководством Г.Н. Флёрова были разработаны методы идентификации новых элементов, рекордные по своей чувствительности и избирательности. Итогом этой сложнейшей работы в течение 1963 – 1975 гг. явился синтез новых трансфермиевых элементов с атомными номерами 102, 103, 104, 105, 106. Были изучены их физические и химические свойства. Г.Н. Флёров – почётный гражданин г. Дубны. Его именем названа улица (бывшая Советская), лицей №6, есть памятник (1999). ЛЯР имени Г.Н. Флёрова.
Автор памятника скульптор Мамикон Сагетелян. Установлен 03.06.1999 г.
Самые любознательные уже обратили внимание на табличку, которую установили на памятнике в 2013 году. Надпись сообщает о том, что 114 элемент периодической таблицы Д.И. Менделеева назван флеровий. Такое предложение соответствует традициям и будет прославлять Лабораторию ядерных реакций имени Г.Н. Флерова, в которой эти сверхтяжелые элементы были синтезированы.
Памятник находится на пересечении улиц Флёрова и Векслера. Вы уже, наверное, заметили, что многие улицы Институтской части города носят имена учёных-физиков. Один из них Владимир Иосифович Векслер.
Векслер Владимир Иосифович (1907-1966) – советский физик-экспериментатор, академик, основоположник ускорительной техники в СССР. В 1944 г. он сформулировал принцип автофазировки, на основе которого предложил ряд мощных ускорителей нового типа. Создатель синхрофазотрона ОИЯИ на 10 ГэВ (гигаэлектронвольт – миллиарды электронвольт), вступившего в эксплуатацию в 1957 году и бывшего на то время самым мощным ускорителем в мире. В 1960 г. на этом ускорителе открыта новая элементарная частица – анти-сигма-минус-гиперон. Дубненский синхрофазотрон вошёл в Книгу рекордов Гиннесса, как имеющий самый большой и тяжёлый в мире магнит – 36 000 тонн.
Портфель экскурсовода: фотографии В.И. Векслера, синхрофазотрона.
С улицы Векслера мы повернём на улицу Флёрова и прогуляемся по тихой зелёной улице, по которой ступали великие учёные-физики. В этой части города вы можете увидеть малоэтажную застройку 40-50-х годов 20 века, в частности одноэтажные коттеджи, которые строились для научных работников.
На улице Флёрова (д. 6) расположен Музей науки и техники ОИЯИ, который вы сможете посетить в свободное время.
Мы подошли к небольшому скверу с фонтаном. В двух сторон от сквера расположена небольшая улица, носящая имя Франка.
Франк Илья Михайлович (1908-1990) – советский физик, академик. Лауреат Нобелевской премии по физике (1958) за открытие и интерпретацию эффекта Вавилова-Черенкова (совместно с П.А. Черенковым и И.Е. Таммом). Директор Лаборатории нейтронной физики (ЛНФ) ОИЯИ со дня её основания и до конца 80-х годов. Его работы посвящены созданию и запуску импульсных реакторов на быстрых нейтронах ИБР-1 и ИБР-2. Почётный гражданин г. Дубны. Названа улица (прежде безымянная). ЛНФ имени И.М. Франка.
7. Дом учёных и памятник Н.Н. Боголюбову.
Пройдя через сквер мы вышли на небольшую площадь перед красивым зданием с колоннами. Перед вами Административный корпус ОИЯИ, который жители называют Дом учёных. А улица и площадь носят имя Жолио-Кюри. Напомню, что это первая улица научного городка.
Жолио-Кюри Фредерик (1900-1958) – французский физик и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по химии за открытие искусственной радиоактивности (1935 г., совместно с Ирен Жолио-Кюри). Член Коммунистической партии Франции. Во время войны активный член движения Сопротивления. С 1950 г. – председатель Всемирного совета мира. В СССР Жолио-Кюри был удостоен Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами».
Жолио-Кюри был с научным визитом в ОИЯИ. В 1958 г. его именем названа улица (бывшая ул. Центральная), на которой расположено административное здание ОИЯИ (Дом учёных). Автор афоризмов: «Правда путешествует без виз»; «Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии».
Кроме Дома учёных здесь расположен памятник-бюст академику Н.Н. Боголюбову. Подойдём к памятнику и поговорим об этом удивительном человеке.
Боголюбов Николай Николаевич (1909 – 1992) – советский математик, механик, физик-теоретик, академик. Он написал свою первую научную работу, когда ему всего было 15 лет. Основатель Лаборатории теоретической физики (ЛТФ) ОИЯИ. Директор ОИЯИ в 1965-1988 гг. По его инициативе было организовано широкое международное сотрудничество с ведущими научными центрами мира.
Интересный факт: один из величайших физиков ХХ века академик Н.Н. Боголюбов, имя которого стоит в одном ряду с Эйнштейном и Бором, был сыном протоиерея – настоятеля Владимирского собора в Киеве. Именно он своим авторитетом добился, чтобы ратминский храм Похвалы Пресвятой Богородицы сначала отреставрировали как памятник культуры. А затем в начале 1989 года на бланке Депутата Верховного Совета СССР написал письмо уполномоченному по делам религий при Совете Министров СССР с ходатайством о передаче церкви верующим.
Боголюбов Н.Н. – почётный гражданин г. Дубны. Его именем в Дубне назван проспект (бывшая ул. Первомайская), гимназия №8, есть памятник (2001), мемориальная доска на храме Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино. ЛТФ имени Н.Н. Боголюбова.
Автор памятника скульптор М.К. Мерабишвили, установлен 28.07.2001 г.
Портфель экскурсовода: фотографии Церкви Похвалы Пресвятой Богородицы (1827 г.) в Ратмино и мемориальной доски.
Текст надписи на мемориальной доске: «Памятник архитектуры. Храм Пресвятой Богородицы построен в 1827 году. Восстановлен и возвращен верующим в 1989 году благодаря усердию директора Объединенного Института Ядерных Исследований академика Боголюбова Н.Н. Освещен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 20 декабря 2009 года. Памятная доска установлена в год празднования столетия великого ученого и православного христианина академика Боголюбова Н.Н. (1909 – 1992)»
Наша экскурсия подходит к концу. Свой рассказ мне хотелось бы закончить словами Леонида Якутина, известного в Дубне поэта и гражданина:
… Она начиналась со многого –
Красавица наша Дубна,
Но будет оценкой итоговой –
С людей начиналась она.
За то небольшое время, пока продолжалось наше путешествие по институтской части Дубны, мы вспомнили учёных с мировым именем, живших и работавших в нашем городе – Боголюбова, Мещерякова, Понтекорво и Джелепова, Флёрова и Франка, Векслера. Надеюсь, что вы запомнили имя художницы Нади Леже – автора мозаик, украшающих Дубну. А вернувшись домой, вы непременно послушаете песни Владимира Высоцкого, которого так любят жители Дубны.
А теперь давайте посмотрим на большой красочный баннер перед зданием Административного корпуса ОИЯИ и ответим на вопросы.
Что изображено в центре плаката? Элемент периодической таблицы Д.И. Менделеева с номером 105 «Дубний»
Посмотрите на флаги стран-участниц ОИЯИ, сколько их? Назовите некоторые из них. 18 стран — Азербайджан, Армения, Белоруссия, Болгария, Вьетнам, Грузия, Казахстан, КНДР, Куба, Молдавия, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Узбекистан, Украина, Чехия.
Сегодня вы побывали на двух улицах города, носящих имена учёных – лауреатов Нобелевской премии. Назовите их. Франк Илья Михайлович, Фредерик Жолио-Кюри.
И самый сложный вопрос для знатоков родного города. Этот физик никогда не жил в Дубне, но длительное время был вынужден проживать в городе Горький (Нижний Новгород), тоже расположенном на Волге. Этот человек – один из создателей первой советской водородной бомбы и одновременно лауреат Нобелевской премии мира. Назовите улицу в Дубне, названную его именем. Подсказка: на этой улице находится известный дом с надписью «Атом – не солдат, атом – рабочий».
Сахаров Андрей Дмитриевич (1921-1989) советский физик, академик, политический деятель, диссидент и правозащитник. Один из создателей первой советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира (1975). В 1980-86 годах находился в ссылке за правозащитную деятельность в городе Горький (Нижний Новгород) на Волге.
Мещеряков Михаил Григорьевич (1910-1994)
Джелепов Венедикт Петрович (1913-1999)
Понтекорво Бруно Максимович (1913-1993)
Надя Леже «Автопортрет»
Художница Надя Леже, 1956 год
Мозаики Н. Леже на площади Космонавтов.
Академик Флёров Георгий Николаевич (1913-1990)
Векслер Владимир Иосифович (1907-1966)
Синхрофазотрон. Ярмо магнита, 2010 г.
Академик Боголюбов Николай Николаевич (1909 – 1992)
Мемориальная доска на храме Похвалы Пресвятой Богородицы.
Колокольня храма Похвалы Пресвятой Богородицы (1827 г.) в Ратмино
Источники и литература
Материалы из архива ЦДЮТЭ.
Музей науки и техники ОИЯИ http://museum.jinr.ru
Беляев А., Расторгуев А. История Дубны. http://rastor.dubna.ru
Дубна. Город как на ладони! Путеводитель (справочно-информационное издание). – Дубна: ООО «Наша газета», 2011.
Кожевникова Е. Музей под открытым небом (мозаики Нади Леже в Дубне). – Дубна: ЦДЮТЭ, 2010 г.
Орелович Л.Н. Высоцкий в Дубне. – М.: ИФ «Унисерв», 2012. – 384 с.
Синицкая Т.И. Их имена – на карте Дубны. Методическая разработка. – Дубна: ЦДЮТЭ, 2012.
Фотографии автора и из опубликованных источников на сайтах
Яндекс-карты. Дубна, Московская область.
Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения (учебное пособие). – М., ЦРИБ «Турист», 1981.
Экскурсии. Организация и методика проведения. Сборник. – М., Профиздат, 1970.
Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий (Учебное пособие). – М., ЦРИБ «Турист», 1980.
Особенности и средства показа в экскурсии. (Методические рекомендации). – М., ЦРИБ «Турист», 1980.
Экскурсия как педагогический процесс. (Методические рекомендации). – М., ЦРИБ «Турист», 1983.
Экскурсии для молодёжи (Методические рекомендации). – М., ЦРИБ «Турист», 1989.
Использование краеведческих материалов в экскурсиях. (Методические рекомендации). – М., ЦРИБ «Турист», 1985.
Использование памятников истории и культуры в экскурсиях. (Методические рекомендации). – М., ЦРИБ «Турист», 1976.
Экскурсии для школьников. – Совет по туризму и экскурсиям, Новгород, 1982.
Топ 10 путешественника.
Такие рейтинги очень популярны в путеводителях. И мы постарались составить свой список из 10 вещей, которые надо сделать в Дубне.
Пройти по набережной реки Волги , любуясь открывающимися видами. Дубна – единственный город в Московской области, где протекает великая русская река, которая делит город на две части – правобережную и левобережную. Ширина реки здесь всего 200-300 метров. Набережная красива в любое время года.
Прогуляться по улицам Институтской части Дубны , которая сохранила вид научного городка 50-60-х годов прошлого века (обязательно пешком). Спокойно, малоэтажно, зелено и малолюдно. Здесь жили, работали, и также как вы, гуляли знаменитые учёные-физики, академики, первооткрыватели в области ядерной физики. Теперь их именами названы улицы, некоторым стоят памятники.
Увидеть памятник В.И. Ленина , подойти к подножию и удивиться громаде гранитного монумента. Высота вместе с постаментом — 25 метров, высота над уровнем воды — 30 м. Вес фигуры — 450 тонн. Памятник установлен в аванпорте шлюза №1 канала им. Москвы в 1937 г., автор – народный художник СССР С. Меркуров.
Пройти пешком в тоннеле и по плотине волжской ГЭС. Вы окажетесь под рекой Волгой и сможете оценить мощь сооружений канала им. Москвы, построенного в 30-х годах 20 в. Открываются прекрасные виды, если повезёт, то можно увидеть водосброс на плотине. Здесь хорошо сфотографировать Московское море (Иваньковское водохранилище) на закате с дамбы левого берега.
Если есть время, то можно осмотреть паромную переправу №1 через канал (и даже проехать на ней, в летнее время), аварийные ворота и большой волжский маяк.
Побывать в Ратмино, окунуться в историю города. Вы увидите место слияния рек Волги и Дубны, именно там располагалась древнерусская Дубна (1134 – 1216 гг.), церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1827 г.), памятник природы ратминский бор.
Найти два самолёта в Дубне – Ил-2 и МиГ-25, а также крылатую ракету Х-22.
Посетить мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. на Большой Волге . Здесь в лесу находятся могилы бойцов, умерших от ран в полевом госпитале, который располагался неподалёку – в здании школы №2, стена памяти земляков, не вернувшихся с войны.
Поплавать в бассейне «Архимед» , длина дорожки которого 50 м.
И бонус для зимнего времени – прогулка на лыжах по лесопарковой зоне на Чёрной речке и спуск на ледянках с пика Тяпкина.
Посетить (по предварительной заявке) легендарный синхрофазотрон в Объединённом институте ядерных исследований (ОИЯИ). С инхрофазотрон заработал 17 марта 1957 г., а магнит ускорителя зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса, как самый большой и тяжёлый в мире – 36 000 тонн.
И, наконец, объекты для фотографирования , не представляющие исторической ценности, но оригинальные, весёлые и позитивные. Стул, высотой 9,5 м, установлен перед въездом на фабрику «Экомебель» в качестве рекламы. Рядом находится фигурка лисы, которой можно потереть нос, и указатель «Центр европейской части России».
Паспорт экскурсионного маршрута (технологическая карта)
Наименование организации: ____________________________________________
Название туристского маршрута: ________________________________________
Автор маршрута: ______________________________________________________
Дата разработки маршрута: _____________________________________________
Тип экскурсии: _______________________________________________________
Общая протяженность маршрута ________________________________________
Продолжительность маршрута __________________________________________
Источник