- экскурсия на школьный двор. методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект занятия кружка «Азбука здоровья» на тему «Мой любимый школьный двор»
- Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
- Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
- Ход урока
- Дополнительный материал
экскурсия на школьный двор.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Каждый год проводим эксурсию «Многообразие растений». Предлагаю разработку данной экскурсии используя растения, произрастающие на территории школьного двора на уроках биологии 6 класс .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир, окружающий ребенка-это прежде всего мир природы с человеком, безграничным богатством явлений, с неисчерпанной красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский.
«Многообразие цветковых растений»
Ознакомить учащихся с многообразие растений школьного двора.
Показать многообразие растений школьного двора.
Показать соответствие строения растений условиям их обитания.
Развивать систематические понятия «вид», «класс», «семейство».
Воспитывать бережное отношение учащихся к природе, любовь к труду.
Воспитывать эстетическое наслаждение от общения с природой.
Место экскурсии в системе уроков «Цветковые растения и их классификация» , а также при изучении классификации и признаков цветковых растений.
Подготовка учителя к экскурсии . Выбор в качестве объекта растительности школьного двора облегчает проведение экскурсии. Так как затрачивается меньше времени на передвижение к месту экскурсии
Ознакомление с литературой позволяет выбрать растения для изучения на экскурсии, подобрать интересные биологические факты, организовать наблюдение учащихся и сформировать учебные задачи и вопросы на размышление, задания для самостоятельной деятельности учащихся.
Этапы разработки экскурсии :
1. Постановка цели и задач
2. Разработка маршрута экскурсии
3. Проведение экскурсии.
- Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
- Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии.
- Проведение экскурсии – Движение по маршруту
- Учащиеся с учителем выходят в школьный двор.
- Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений.
- Учащиеся называют редкие и лекарственные растения ,произрастающие на школьном дворе.
- Поведение итогов экскурсии. Обобщение. Выводы. Рефлексия .
- Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
- Обсуждение представленных творческих работ.
Вводная беседа. Цветковые, или покрытосеменные, растения разнообразны. Среди них есть растения пигмеи и гиганты, однолетние , двулетние и многолетние, деревья, кустарники и травы, растения, однократно цветущие и плодоносящие, потом отмирающие и многократно цветущие и плодоносящие, есть культурные формы растений и в их числе хлебные злаки, овощи и плодовые деревья, а также сорняки , но все они украшают нашу жизнь, радуют, облагораживают человека, делают его восприимчивым к природе, музыке, стихам, живописи. Вот почему мы должны не только любить природу, но и охранять её. Вокруг каждой школы есть школьный двор ,где растет большое количество цветковых растений . На нашем школьном дворе растут календула, тагетес, алиссум, агератум, петуния, портулак, роза и лилии и др.
Вопросы для беседы
Какие растения растут на территории школьного двора ?
Что вы знаете об этих растениях?
Какие растения называются дикорастущими и культурными? Почему?
Какие редкие и лекарственные растения окрестностей села произрастают на школьном дворе.
( Учитель подводит итог)
Первое задание. Учащиеся фронтально изучают растения клумб школьного двора. Учитель предлагает сосчитать число видов. Ученики затем дают обоснование подсчетам, решают проблему, можно ли все эти растения объединить в один тип, класс, семейство.
Второе задание. Учащиеся пользуясь определительными карточками распределяют растения по семействам. Делают выводы об общих признаках данных семейств.
Третье задание. Используя характерные признаки семейств растений определить растения на клумбах школьного двора .
Рассказ учителя .Цветы разводят с глубокой древности, и они играют важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. Вероятно, на Земле нет ни одной страны , в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях. Часто легенды и предания возникали благодаря оригинальной форме корней, листьев, цветков или плодов растений. Сколько волшебных историй, легенд и мифов можно вспомнить глядя на те или иные растения.
Ученик . Шиповник. Полюбилась хуторскому атаману жена казака. И решил атаман извести казака, а казачку забрать себе. Как решил, так и сделал. Отправил он казака на далекую военную службу, а казачку выкрал. Но не желала казачка стать ему ни женой, ни наложницей. Убежала она в лес, да там и повесилась. А на том месте расцвел куст, куст шиповника. Красив цветом, колюч ветвями, с терпкой ягодой. Шиповник ( за шипы на ветвях )на языке цветов означает поэтичность, молодцеватость, мужская стать.
Ученик. Бархатцы. Латинское название растение получило в честь сына Гения и внука Юпитера-Тагеса. Этот персонаж прославился тем, что мог предсказывать будущее. Тагес был мальчиком, однако его интеллект был необычно высок, и он обладал даром предвидения. Его
Пророчества были записаны в книги и переданы потомкам. В Китае бархатцы являются символом долголетия, поэтому их называют «цветами десяти тысяч лет». На языке цветов бархатцы означают верность.
Ученик. Пион. В Китае его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. А в Индии и Пакистане его считают символом неуклюжести и глупости. А еще иногда называют его соперником розы. Якобы пытался он однажды перещеголять красавицу розу, если не окраской и ароматом, то хотя бы величиной: пыжился, надувался, да таким и остался.
Итоги экскурсии . Учитель проводит обобщающую беседу ; предлагает доказать многообразие цветковых растений. Обсуждают причины разнообразия цветковых растения. Доказывают влияние климатических, почвенных, биотических факторов на формирование внешнего вида растений разных видов. Учащиеся выделяют общие признаки цветковых растений, одинаковый план строения растений, а также единство их происхождения.
Рефлексия. Отгадать загадки.
Стоят в поле сестрички. Золотой глазок , белые реснички.(Ромашки)
Синенький звонок висит, никогда не звенит.(Колокольчик)
Цветки какого растения могут иметь разную окраску?(Анютины глазки )
Название цветка – кондитерское изделие.(Ирис)
В методике обучения биологии есть «Десять заповедей экскурсионного дела».
Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных
Изучи место, куда ведёшь экскурсию.
Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
Избегай длинных объяснений.
Не оставляй экскурсантов только слушателями. Заставь их активно
Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно
смотреть их: всем должно быть видно.
Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, .
На территории школьного двора произрастает более 360 деревьев. С удовольствием на уроках биологии совершаем экскурсию по школьному двору.
Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их д.
Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как яв.
Ежегодно в нашей школе реализуются социальные проекты по оказанию социальной помощи обучающимся. Вашему вниманию предоставлен один из проектов по трудоустройству учащихся из социально незащи.
Проект написан ученицей 9-м класса Харартия Дианой под руководством педагога ГБОУ СОШ №422 по программе «Кронштадт — город воинской славы». Сбор материала о строительстве крепости на острове.
ПОЛОЖЕНИЕ о школьной экологической акции «Мой школьный двор, мой дом, мой город».
Источник
Конспект занятия кружка «Азбука здоровья» на тему «Мой любимый школьный двор»
Тема. Мой любимый школьный двор.
Цель: провести экскурсию по школьному двору, отметить места для подвижных игр на переменах; рассмотреть, какие растения на школьном дворе и как к ним относиться; разучить подвижную игру «Ручеёк».
Планируемые результаты. Личностные: понимать необходимость сохранения здоровья. Предметные: знать правила поведения на школьном дворе.
Метапредметные: регулятивные: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; познавательные : перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; коммуникативные : умение донести свою позицию до других.
Оборудование: правила игры, стихотворение.
1. Организация класса
2. Актуализация опорных знаний.
— Послушайте ребята загадку и скажите, о чем она.
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.
— Правильно, молодцы! Эта загадка о школе.
3. Мотивация и целеполагание
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на занятии?
— Сегодня мы не просто будем говорить о школе, а отправимся на экскурсию по школьному двору. Мы рассмотрим, какие растения растут на школьном дворе, отметим места для подвижных игр и разучим одну из них.
— Какие цели мы поставим перед собой? Что нужно делать, чтобы достичь поставленных целей?
— Как нужно себя вести во время экскурсии?
4. Освоение нового содержания и его применение
— Дети, как вы думаете, кто построил школу? Люди каких профессий принимали участие в строительстве школы?
— Посмотрите на здание. Сколько этажей? Здание высокое?
— Да, оно двухэтажное.
— Ребята, обратите внимание на крыльцо. Какое оно широкое, большое. Здесь вход в школу.
— А как называется территория вокруг школы?
— Это школьный двор. Что можно увидеть на школьном дворе?
— А кто убирает школьный двор? ( Дворник)
Рано утром, пока в школе никого нет, дворник наводит порядок на школьном дворе: подметает, убирает мусор, обёртки. Осенью у дворника прибавится работы, ведь скоро начнут опадать листья с деревьев и их тоже надо убирать. А когда придёт зима и ударят морозы, выпадет снег, дворнику придётся его убирать, расчищать дорожки, посыпать их песком, чтобы не было скользко, скалывать лёд на крыльце.
— Ребята, а как мы с вами можем помочь дворнику?
— Правильно, не будем мусорить во дворе школы.
— На школьном дворе мы проводим свои перемены. Где можно играть в подвижные игры, а где нельзя? Почему? На что стоит обратить внимание?
Разучивание и проведение подвижной игры «Ручеёк»
— Оглянитесь вокруг. Какие растения растут на школьном дворе? Зачем их посадили здесь? Кто ухаживает за растениями? Как нужно относиться к растениям?
5. Итог занятия. Рефлексия
— Подведём итоги занятия. Что узнали нового? Чему удивились? Что расскажите родителям?
— Удалось ли достичь поставленных целей?
— Завершить наше занятие я хочу строчками стихотворения:
Источник
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» УМК А. А. Плешакова («Школа России»)
Цель: познакомить со школьным двором, правилами поведения на нем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся следовать правилам поведения на школьном дворе.
Оборудование: памятки для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент
(Дети становятся в круг, берутся за руки и мысленно, закрыв глаза, желают себе и другим удачи во всех делах. Учащиеся рассказывают друг другу о том, что произошло со времени последнего занятия, что изменилось.)
II. Самоопределение к деятельности
Не кормит, не поит,
А здоровье дарит. (Спорт.)
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе — кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал.)
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети. (Стадион.)
— Кто уже побывал на нашем школьном стадионе? Что вы там видели? (Ответы детей.)
— Что еще есть на школьном дворе? (Ответы детей.)
— Кто уже догадался, куда мы отправимся сегодня? (На школьный двор.)
III. Работа по теме урока
1. Подготовка к экскурсии
— Послушайте совет наоборот от поэта Г. Остера.
Если вы с друзьями вместе веселитесь во дворе,
А с утра на вас надели ваше новое пальто,
То не стоит ползать в лужах и кататься по земле,
И взбираться на заборы, повисая на гвоздях.
Чтоб не портить и не пачкать ваше новое пальто,
Нужно сделать его старым. Это делается так:
Залезайте прямо в лужу, покатайтесь по земле
И немножко на заборе повисите на гвоздях.
Очень скоро станет старым ваше новое пальто,
Вот теперь спокойно можно веселиться во дворе.
Можно смело ползать в лужах,
И кататься по земле,
И взбираться на заборы, повисая на гвоздях.
— Так как не надо вести себя на школьном дворе и во дворе своего дома? А как надо? (Ответы детей.)
А сейчас мы с вами пойдем на экскурсию на школьный двор. — Какие правила нужно соблюдать во время экскурсии? (Учащиеся называют правила.)
Памятка. Правила поведения на школьном дворе
1. Посмотри, нет ли занятий на школьном дворе во время твоей прогулки, не будешь ли ты мешать своим присутствием ребятам.
2. На спортивной площадке будь внимателен: качели, спортивные снаряды (лестница, турник и т. д.) могут быть опасны в случае неправильного обращения.
3. Не подходи к опасным сооружениям (трансформаторная будка и др.)
4. Играй с друзьями в безопасные игры, не залезай на заборы, крыши, деревья.
5. С друзьями будь дружелюбен. Вместе играть веселее!
6. Зеленые насаждения украшают школьный двор. Не рви цветы, не ломай деревья!
7. Если побежал играть в другой двор (или любое другое место), не забудь предупредить об этом родителей.
(Для закрепления можно прочитать рассказ школьника (см. дополнительный материал).)
2. Экскурсия на школьный двор
(Учитель знакомит детей с территорией школы, показывая имеющиеся объекты. Указывая на зеленые насаждения, клумбы, учитель предлагает полюбоваться деревьями, цветами, говорит о необходимости относиться к ним бережно. Обращает внимание детей на тот факт, что за цветами ухаживают сами же школьники и что первоклассники тоже стали полноправными хозяевами школьного участка. На спортивной площадке учащиеся могут немного побегать, выполнить несколько упражнений. Учитель также показывает детям безопасные места для игр во время перемен и после уроков. При этом важно обратить внимание учащихся на те места в окрестностях школы, которые могут быть опасными: качели, спортивные сооружения (на которые не стоит залезать высоко, так как можно сорваться и упасть), стройплощадка, трансформаторная будка и т. д.)
IV. Подведение итогов урока
— Что вы запомнили?
— Какие правила надо выполнять, чтобы прогулка была безопасной?
(Можно попросить детей нарисовать школьный или свой двор. Памятки можно раздать учащимся или повесить в классном уголке.)
Дополнительный материал
К чему приводит непослушание
Многое из того, что с нами случается, происходит из-за нашего непослушания. Нам кажется, что ничего с нами не может случиться, мы уже большие, и взрослым не нужно нас опекать и давать советы. Но почти всегда происходит наоборот.
Я хочу рассказать историю, которая привела к тому, что мой младший брат Павлик оказался на больничной койке.
Однажды я, мой брат и наша мама пошли гулять на детскую площадку. Мама сидела на скамейке. Мы съезжали с горки, забирались по канатной лестнице, качались на качелях, катались на карусели. На площадке были и два кораблика: один большой, другой маленький.
Когда мы уже собирались домой, Паше вдруг захотелось влезть на большой кораблик и бросать с него камни. Мама говорила ему: «Слезь!» Но он не слушался. Так продолжалось некоторое время, и мама стояла около кораблика. В какой-то момент ее окликнула женщина, гуляющая со своим малышом. Мама повернулась, чтобы ответить, а Павлик в это время бросил камень в очередной раз. Вдруг он потерял равновесие, зацепился за что-то ногами и полетел на землю вниз головой. Паша сильно плакал. Мама взяла его на руки, мы сразу пошли домой и вызвали скорую помощь. Когда она приехала, Павлик уже успокоился и не плакал, только жаловался, что болит спина. Павлика с мамой отвезли в больницу, и там выяснилось, что у него перелом трех позвонков.
В больнице мама и Паша пробыли почти два месяца. Павлик не мог ходить, первое время он лежал только на спине. Потом ему разрешили переворачиваться на живот, двигаться на четвереньках. Очень нескоро моему брату разрешили встать на ноги, но ему пришлось заново учиться ходить.
С того дня прошло уже семь месяцев, но Паша до сих пор расплачивается за свое непослушание. Ему и теперь еще нельзя бегать, прыгать, кататься с горки и многое другое. А ведь этого могло и не случиться, если бы он сразу послушал маму!
Ребята, будьте всегда и везде внимательны, осторожны и слушайтесь старших!
Доскажи словечко
После обеда можно спать,
А можно во дворе. (играть).
И в мороз, и в жару
Играть на улице. (люблю).
Я важное закончил дело,
И погулять иду. (скорее).
Мяч, скакалка и ракетка,
Лыжи, санки и коньки
Лучшие друзья. (мои).
Мама машет из окна,
Значит, мне домой. (пора).
Стадион
Какая же школьная площадка без стадиона?! Три тысячи лет назад в прекрасной Элладе далекие предки современных греков — эллины — провели первую Олимпиаду. Эллины ценили красоту, и красивыми у них считались люди крепкие, здоровые, ловкие. Возник обычай проводить состязания с участием атлетов со всей Эллады. Сначала атлеты соревновались только в коротком беге на один стадий, т. е. на 192 м 27 см. От названия этой первой дистанции и произошло слово «стадион».
Мяч
Как попал в спорт мяч? Он здесь по праву. Без него не состоялись бы многие спортивные состязания. Попробуйте перечислить, какие именно.
Даже трудно поверить в то, что мяч, вернее его название, связан со словами «мягкий», «мякоть», «мякиш». Тем не менее, еще полвека назад в псковских деревнях девушки пели частушку:
Пушу мякчик по дорожке,
Пущай мякчик катится.
Связь со словами-родственниками еще не была разорвана. Однако сейчас вряд ли кто из вас догадается, почему мячик называется мячиком.
Футбол
Футбол (англ, football, где foot — стопа, ball — мяч) появился в России в начале XX в. Родина его — Англия. Похожая на современный футбол игра появилась там уже в XIII в., а в 1314 г. был издан первый королевский указ о футболе, где повелевалось прекратить «беснование с большим мячом» в черте города. Однако возникновение современной футбольной игры в Англии обычно относят к XIX в.
Хоккей
Это английское слово появилось у нас сравнительно недавно — в 30-40-е гг. XX в. Что такое хоккей? Это спортивная командная игра на ледяном или травяном поле, в которой мяч или шайба специальными клюшками забиваются в ворота противника. Впрочем, это известно всем. Родина хоккея на траве — Англия, а хоккея на льду — Канада, где в 1866 г. состоялся первый официальный матч.
Свой блистательный путь современный хоккей начал на берегах озера Онтарио, близ которого находился канадский военный форт. Как-то в один из морозных дней группа солдат гарнизона вздумала погонять палками по льду кем-то брошенную пустую консервную банку. Так родился хоккей. С тех пор прошло много лет. Банку заменили литой резиновой шайбой, появились правила новой игры, которая вскоре пленила многих любителей спорта на американском континенте. Затем игра перекочевала в Европу.
В нашей стране хоккей с шайбой появился в 1946 г. На базе заимствованного из английского языка слова «хоккей» у нас возникли слова «хоккейный», «хоккеист», «хоккеистка». Но хоть слово и пришло к нам из английского языка, восходит оно все-таки к старофранцузскому hocquet — палка.
Основные правила для повторения
1. В школу следует приходить аккуратно одетым, причесанным.
2. Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
3. В школу нужно приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не надо толкаться, стараться опередить всех. Перед входом нужно тщательно вытереть ноги.
4. Мальчики при входе в школу должны снять головной убор.
5. Когда входишь в класс, нужно поздороваться сначала с учителем, а потом с товарищами.
6. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, необходимо спросить разрешения у учителя.
7. Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно должны встать, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
8. Если учитель задает вопрос классу, и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.
9. Обращаясь с просьбой к учителю или товарищам, нужно употреблять «вежливые» слова: пожалуйста, спасибо.
10. Каждый школьник должен беречь свою парту, не ломать ее, не писать на ней, не царапать острым предметом.
11. Выходить на перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.
12. В коридоре нельзя бегать и кричать.
13. Во время перемены можно играть в различные игры.
14. Со всеми взрослыми, которых встречаешь в школе первый раз за этот день, надо здороваться.
15. Если в дверях встретился взрослый, нужно уступить ему дорогу. Если рядом с мальчиком идет девочка, он должен пропустить ее вперед.
16. Бумажки, огрызки следует бросать в специальную корзину, урну.
Школьные загадки
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга.)
От рождения немые,
Сейчас заговорят. (Буквы.)
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш.)
Белый зайчик прыгает по белому полю. (Мел и доска.)
Источник