Занятие-экскурсия «Дивные краски осени» в подготовительной группе
Елена Пащенко
Занятие-экскурсия «Дивные краски осени» в подготовительной группе
Тема: «Дивные краски осени».
Цель: Формирование у детей эмоционального осознанного отношения к художественному образу осени, воплощенному на полотнах великих художников.
Программные задачи:
Создавать условий для проявления художественно-творческой активности детей;
Закреплять представления детей о художественных жанрах живописи (пейзаж, натюрморт, умение самим составлять картину, располагая изображения на переднем и заднем плане;
Формировать умение точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события
Продолжать способствовать участию детей в беседе, поддерживать диалог, отвечать на вопросы взрослого полным предложением, содержательно и логично строить высказывание;
Развивать положительное эмоционально-осознанное отношение к окружающей нас природе, воплощенной на полотнах великих живописцев, эстетические чувства, логическое мышление.
Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Активизация словаря: репродукция, экскурсовод, картинная галерея, пейзаж, натюрморт, передний, задний план картины, красота осенней природы.
Оборудование и материал.
Мольберты, драпировки, музыка П. И. Чайковского альбом «Времена года» — Осень, дидактическая игра «Найди передний и задний план», репродукции картин: В. Д. Поленов «Золотая осень», И. С. Остроухов «Золотая осень», А. Г. Горавский «Грибы», Н. Н. Дубовской «На огороде», Е. Т. Иванов «Натюрморт с овощами», К. Я. Крыжицкий «Ранний снег».
Ход занятия – экскурсии:
Коммуникативная игра «Улыбнись». (дети встают в круг, подают друг другу руки и говорят слова: собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся — поворачиваются к друг другу и улыбаются).
Воспитатель: Сегодня, когда я зашла в детский сад, мне передали письмо, но не сказали от кого, на конверте тоже не написали от кого оно или откуда, наверно забыли. Мне очень хочется узнать, что в письме, а вам? (ответы детей)
— Тогда откроем письмо. (достаю из него картину). Кто-то прислал нам картину? Как вы думаете, кто мог прислать картину? (ответы детей)
— Посмотрим, а что же еще есть в конверте? Вот здесь приглашение. Я сейчас прочитаю «Здравствуйте, ребята приглашаю вас в картинную галерею» Экскурсовод. Теперь понятно от кого письмо.
— Кто знает, что такое картинная галерея? (ответы детей)
— Да, это помещение, где собраны работы (картины) разных художников.
— Вы знаете, кто такой экскурсовод? (ответы детей)
— Да, экскурсовод, это человек, который проводит экскурсию в музее или картинной галерее.
А что можно увидеть в картинной галере? (ответы детей, да, разные картины.
— Картины хранятся в разных музеях мира, и чтобы их увидеть, необходимо поехать в другой город и посетить музей или галерею. Но благодаря репродукциям, можно рассматривать картины, никуда не выезжая. А репродукция картины – это вид фотографии, которая может сохранить и точно передать то, что изображено на картине.
— Сегодня экскурсовод приглашает нас на выставку картин, которая называется «Дивные краски осени».
— Как вы думаете, какие картины мы с вами увидим на выставке? (ответы детей)
— Давайте пройдем и посмотрим, какие картины нам приготовил экскурсовод.
Воспитатель: в роли экскурсовода сегодня буду я. (дети встают вокруг картин)
Воспитатель: посмотрите, перед нами репродукция картины Василия
Дмитриевича Поленова «Золотая осень». На картине изображено самое
красивое время года. Спокойно несет свои прозрачные голубые воды река Ока. В ней, как в зеркале, отражаются берега и небо с плывущими облаками. На заднем плане река превращается в маленькую тоненькую ниточку и уходит далеко за горизонт. Высокий берег переходит в равнину, на которой стоит лес в ярком, красивом осеннем уборе. Позади золотых берез, красуясь темно-зеленой листвой, величаво стоит дуб, к которому еще не притронулась осень.
— Что мы видим с вами на переднем плане. (ответы детей). Правильно мы видим тропинку.
— Закройте глаза и представьте, что вы оказались на тропинке. Куда вас может
привести эта тропинка? (ответы детей)
— Да, она может привести в глубину леса.
— Посмотрите на следующую картину.
— Эта картина называется «Золотая осень» и написал её художник Илья
Семёнович Остроухов. На картине слева художник нарисовал протоптанную
тропинку, наверное, полюбоваться красотой сюда приходило множество
туристов. На тропинке нас встречают птицы. Сколько птиц изобразил
художник? Как называются птицы? (сороки) На тропинке нас встречают две
сороки. Они заинтересованно что-то высматривают, как будто прилетели
посплетничать и поделиться последними новостями.
На переднем плане картины стоят два дерева; их кроны уже не такие роскошные, как летом. Часть листьев опала и покрыла землю великолепным золотым ковром. Небо лишь кое- где просвечивается сквозь золотую листву. В левой части полотна видны причудливые формы деревьев. Их стволы напоминают трех богатырей, стоящих на дозоре. Они будто провожают гостей леса взглядом, разрешая продолжить прогулку. Эти две картины относятся к одному жанру живописи.
— Как вы думаете, к какому жанру? (ответы детей)
— Как назвал эту картину художник? (Золотая осень)
— Придумайте свое название картинам?
— Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину?
— да, ребята, когда я смотрю на картину, у меня поднимается настроение, от
ярких красок становится светлее.
Ребята давайте перейдем к следующей картине.
-Что вы видите на картине (ответы детей)
— Почему художник изобразил грибы рядом друг с другом (ответы детей, да
наверно хотел показать, что это семья.
— Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)
Картина называется «Грибы», а написал ее художник Аполлинарий Горавский.
— Внимательно рассмотрите картину «Грибы».
— сколько грибов изображено на картине?
— Сколько грибов спряталось? (два)
Никто и не сомневается, что это семья: папа — заботливо прикрывший свое
семейство, мама — внимательно осматривает полянку и дети –весело играют в
— Какое настроение вам передается от картины? (ответы детей)
Ребята пройдемте дальше, что мы видим? конверт, а здесь задание.
Экскурсовод предлагает поиграть в игру «Составь картину». Дети на фоне раскладывают изображения (составляют пейзаж, соотносят их по величине в зависимости от расположения: на переднем плане и заднем.
Расскажите какие картины получились? Почему одни изображения маленькие другие большие? (ответы детей)
Продолжим нашу экскурсию. Подходим к картине Николая Никаноровича Дубовского «На огороде». На переднем плане художник изобразил деревенских жителей, собирающих урожай. Начиная с весны люди трудятся на огородах: вскапывают землю, сажают семена и рассаду, поливают и
рыхлят грядки. На картине, видно, что урожай выдался богатым. Часть грядок опустела, овощи уложены в большие корзины. Люди торопятся закончить сбор урожая до начала дождя. Сильный ветер гонит тучи на деревню. Видно, клонятся деревья, раскачивается на веревке белье, а солнце прячется за облаками.
— Успеют ли люди убрать урожай? (ответы детей)
Воспитатель: конечно, успеют, ведь помогают все, даже дети. Мальчишки и девчонки ловко выдергивают овощи с грядок и складывают в корзины, а взрослые относят в дом.
На заднем плане картины изображена деревня. Рассмотрите деревенские дома, и скажите, в какой дом люди отнесут урожай? (ответы детей) (- в дом с открытой дверью).
Воспитатель: ребята, давайте мысленно войдем в дом, что мы можем в нем увидеть? (в каждом доме есть стол, на котором могут находиться разные предметы, овощи и фрукты) как на полотне Ефима Тимофеевича Иванова «Натюрморт с овощами».
Воспитатель: рассматривая эту картину, возникает ощущение, что все овощи недавно были собраны с огородных грядок. Художник заметил, как красиво сочетаются между собой все овощи. Зелень словно фон: от светлого оттенка до тёмного заполнила всю картину, а помидоры, морковь и редис — как яркие цветовые пятна.
— Как вы думает какому жанру живописи относится картина? (ответы детей)
— Что в картине самое яркое?
— Как вы думаете в какое время года художник написал картину? (осенью, во время сбора урожая)
Воспитатель: а теперь предлагаю всем присесть на стульчики (дети садятся на стульчики, перед тем как открыть картину Константина Яковлевича Крыжицкого «Ранний снег», задаю вопрос: что может быть изображено на этой картине? (ответы детей)
Картину написал Константин Яковлевич Крыжицкий и называется «Ранний снег». На ней художник смог передать восторг от раннего снега, печаль от прощания с уходящей осенью. Смог показать как не обычно в природе встречаются два времени года: осень и зима. Ни кто не знает, когда это произойдет, бывает, просыпаются люди утром, подходят к окну и с радостным криком: «Смотрите, ранний снег!»- зовут всех посмотреть на это удивительное явление.
Главный герой картины – ранний снег. Он, как волшебник, за ночь превратил осенний парк в зимний, но ненадолго. Он растает к вечеру, предупреждая о том, что зима не за горами!
Полдень, городской парк погрузился в объятия зимы, тем самым стал еще красивее. Благодаря белому снегу опавшие листья стали заметнее, оранжевая и желтая листва деревьев на фоне серо-синих туч выделяется ярче. В центре композиции виднеется небольшое кирпичное сооружение округлой формы с конусной крыше и аркой. Оно как маленькая сказочная башенка — так и кажется, что из неё сейчас выйдут семь гномов и будут играть в снежки. Приветствуя ранний снег. К утру снег исчезнет, и только на картине Константина Яковлевича Крыжицкого он останется навсегда и будет радовать, и восхищать взгляд зрителей.
— Ребята мы рассмотрели несколько произведений.
— Какому времени года они посвящены? (ответы детей)
— о каком важном этапе осени мы сегодня узнали? (ответы детей) сборе урожая.
— Каждая увиденная картина вызвала у нас разные чувства: удивление, восхищение, радость, грусть, сочувствие.
Какие чувства вы испытываете, рассматривая последнюю репродукцию, представленную на выставке? (ответы детей)
Какая из представленных картин вам понравилась больше? Почему?
А сейчас поиграем в игру «Картинная галерея».
Ребята вспомните все картины, которые вы видели сегодня. Загадайте каждый ту, которая вам больше понравилась. Мы попробуем ее отгадать, будем задавать вопросы: это пейзаж? На ней нарисован лес? Тропинка? Птицы? И т. д.
Мне сегодня очень понравилось с вами на выставке, я думаю, что мы попросим экскурсовода, организовать нам еще выставку картин другого времени года.
«Краски осени». Нетрадиционные техники рисования в старшей группе (тампонирование мочалкой, оттиск картонной трубкой) Жёлтой краской кто то Выкрасил леса, Стали отчего-то Ниже небеса, Ярче запылали Кисточки рябин. Все цветы увяли, Лишь свежа полынь. Я.
Фотоотчёт об осеннем утреннике в подготовительной группе «Краски Осени» Фотоотчёт об осеннем утреннике в подготовительной группе «Краски Осени» В этом году на осеннем утреннике в подготовительной группе коварная.
Конспект НОД рисования ватными палочками «Краски осени» в средней группе Конспект НОД рисования ватными палочками «Краски осени» Средняя группа Цель: Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования. Задачи:.
Источник
Урок-экскурсия в 4 классе «Природа осенью»
план-конспект по окружающему миру
Урок-экскурсия для учащихся 4 класса «Природа осенью»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya_v_4_klasse.docx | 65.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия для учащихся 4 класса «Природа осенью»
Место проведения: парковая зона возле школы.
Цели: познакомить детей с особенностями природы осенью, изменениями, которые происходят в растительном и животном мире
Образовательные задачи: 1) учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; 2) развивать умение различать кустарники, деревья, травы.
Воспитательные задачи: 1) воспитывать бережное отношение к природе; 2) закрепить правила поведения в природе, на экскурсии вспомнить изменения в неживой природе; 3) продолжить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению; 4) повышать уровень экологической культуры учащихся.
Развивающие задачи: 1) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение; 2) обогатить представления детей конкретными наблюдениями за осенними явлениями в жизни растений, животных; 3) осуществлять наблюдения за природными явлениями; устанавливать зависимости в природе; 4) сравнить летнюю природу с осенней; 5) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Планируемые результаты экскурсии:
• самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру;
• смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве разнообразии природы;
• интерес к исследовательской работе.
• контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом,
• понимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии.
• находить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические — анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом,
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• анализ и синтез, выведение следствий;
• умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;
• умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
• управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• рассказывать об изменениях, происходящих в природе осенью;
• характеризовать осенний месяц;
• знакомиться с осенними изменениями в растительном и животном мире,
• обобщить и привести в систему знания детей об осенних изменениях в природе,
• формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи,
• расширить кругозор детей,
• вырабатывать правила поведения в окружающем мире.
Оборудование: инструкционные карточки, папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.
— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы.
Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
— Перечислите, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни)
— А что относится к живой природе? (Растения, человек, животные)
— Всё в природе подчинено законам. Жизнью природы управляют и времена года. Какие
времена года вы знаете, назовите.
Опустел уютный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)
Всё мрачней лицо природы —
Почернели огороды, оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь. )
Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)
— Ещё раз перечислите эти месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
— К какому времени года они относятся? (К осени)
Учитель. Какая погода в октябре?
-Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась ,опускается на землю.
— По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.
В октябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.
— В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.
-Как вы думаете, для чего мы идем на экскурсию?
Дети. Наблюдать за признаками осени?
Учитель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения.
II. Непосредственное проведение экскурсии
(Читает подготовленный ученик)
С клёнов полетели.
Заблестел на лужах
Первый тонкий лёд.
Учитель. Ребята, куда мы пришли? (В парк). Давайте посмотрим вокруг. Какие изменения произошли в природе? (Ответы детей).
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
— Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)
— Давайте понаблюдаем за небом: какое оно? Ярко-синее или бледно-голубое? И есть ли на нём облака?
(Характеризуя осенний парк, следует отметить, в какие цвета окрашиваются листья разных деревьев, у всех ли растений в одинаковой степени произошло это изменение, одинаково ли изменяется окраска листьев на одном дереве. От того, что листья разнообразно окрашены, лес осенью очень красив. Это время осени называют золотой осенью.)
— Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках?
-Что еще происходит с листьями?
— Найти деревья и кустарники, которые не изменились с лета.
Учитель. Ребята, а что такое листопад? Как вы думаете, почему в природе
происходит листопад? (Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают.)
— Когда листьев больше опадает: в затишье или при ветре, объяснить почему?
— Каких опавших листьев больше: зеленых или частично изменивших окраску? (Листопаду предшествует изменение окраски листьев.)
-На всех ли лиственных деревьях одновременно начался листопад?
— Со всех ли деревьев уже опали листья?
— Видели ли вы сейчас растения с листьями?
— Когда лес бывает более красивым – в сентябре или сейчас? Почему?
-Когда началось изменение окраски листьев, какая в это время была погода (температура воздуха)?
-Когда началось массовое изменение окраски листьев?
— Как изменилась к этому времени температура воздуха? (Надо сравнить температуру воздуха в начале и в конце листопада. Дети увидят, что с понижением температуры изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)
Дети и учитель идут по тропе парка.
Учитель. Ребята, отгадайте, о каком дереве я загадаю загадку:
И, глядя, его клюют. (Рябина)
Дети рассматривают встретившиеся деревья, кустарники, обсуждают форму листьев, их величину. По ходу собирают семена, листья для гербария.
– Какие деревья растут в, парке?
– Отгадайте, о каких деревьях говорится в этих загадках.
1.Зимой и летом одним цветом.
2. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
– Докажите, что ваши отгадки правильны.
Это задание вызвало большую активность со стороны учащихся.
– Сравните ели, которые описывает М. Лермонтов, с теми, которые вы видите в этом парке.
Читается отрывок из стихотворения М. Лермонтова “Осень”:
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели,
Зелень мрачную хранят.
Учащиеся, прослушав отрывок, отметили, что в парке ели и сосны выглядят не мрачно, а очень нарядно, весело, потому, что они выделяются среди золотых березок и красных осинок, а желтые листочки, которые лежат на их ветках, еще больше оттеняют их зеленый наряд.
– А какие деревья осенью меняют свою листву?
– Расскажите о березках, какие они были летом, а какие сейчас? С чем можно сравнить их наряд?
– Посмотрите еще раз на березки в парке. Что вы подметили? Расскажите об этом. (Крона у березки кружевная, а такого белоснежного ствола, как у березки, нет ни у одного дерева. Березка похожа на балерину в золотой пачке, которая кружится на одной ножке.)
Игра «Кто быстрее найдет березу, сосну, дуб».
Учитель. Идем дальше.
«Все меня топчут,
Ребята, о чем я говорю? (Об аллее). Какая она?
Обратить внимание детей на скамейки.
Уч итель. Ребята для чего нужны скамейки? Для чего служат указатели? (Для того чтобы ориентироваться на многочисленных аллеях нашего парка).
2. Работа в группах, фиксация результаты работы в инструкционных карточках
Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека и работают самостоятельно. Задание учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель напоминает о том, какое количество материала нужно собрать и как это делать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы. Собирать можно только опавшие листья, веточки, кору.
Задания для 1-й группы: «Охрана природы»
1. Какой мусор был найден вашей группой на данной территории? Пластиковые бутылки и упаковки. Макулатура.
Другие отходы (какие?)
2. Какие из найденных вами отходов принимаются для переработки?
3. Какие отходы относятся к опасным? Есть ли такие отходы на данной территории?
4. Какие меры принимаются для сохранения чистоты территории? Что бы вы еще могли предложить?
5. Нарисуйте два знака ,призывающих людей не мусорить на данной территории.
Задача. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопн ых газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?
Успеха в работе!
Задание для 2-й группы.
1. Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему? 2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где они чаще всего встречаются – на солнце, в тени? Почему? Где они прячутся?
– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки и куколки.
С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
3. Задача. Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см?
Успеха в работе!
Задание для 3-й группы.
1. Измерьте температуру воздуха на месте проведения экскурсии, сравните с летними измерениями. (Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?
2. Соберите опавшие листья, с помощью учителя определите, с каких деревьев они опали.
3. Задача. Сейчас охота в наших лесах запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц в общем запрещена охота?
Задание для 4-й группы.
1. Пронаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии (холодный, теплый; слабый, сильный). Определите с помощью компаса его направление
2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?
3. Задача. Сова уничтожает за год 1000полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна?
Привал «Думаем, вспоминаем»
— Слушайте внимательно, ищите ошибки.
Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. В сентябрьское воскресенье Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать. Вот и лес. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже полно лукошко сморчков и строчков. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу! Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как там подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли. С полным лукошком и ведерком возвращались домой. Вышли к полю и увидели -высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», — сказал дедушка.
Ошибки. 1. Сморчки и строчки встречаются в конце апреля — мае, но не в сентябре. 2. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля. 3. Люпин отцветает в июле. 4. Головастиков, как правило, в сентябре уже нет. 5. Земляника кончается в начале июля, малина — в конце июля. 6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.7.Белые журавли обитают в тундре. 8. Ласточки летают высоко — к хорошей погоде, а не к дождю.
Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать, сделать фотографии, гербарии, колажи. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.
III. Послеэкскурсионная работа
Творческий отчет детей по результатам исследований на экскурсии:
— ответы на вопросы в классе по группам.
— Творческая выставка «Дары осени».
- Описание специфики методики работы в процессе реализации этапа непосредственного проведения экскурсии.
Доминирующими методами являются исследовательские, практические, так как дети самостоятельно наблюдают и выявляют признаки весны, фиксируют результаты работы в инструкционных карточках. Групповая работа проводится на этапе непосредственного проведения экскурсии. Организуется исследовательская работа в звеньях. На первом этапе каждое звено получает практическое задание, обсуждает план его выполнения, а на завершающем этапе группы делают творческий отчет.
- Соблюдение техники безопасности в процессе экскурсии.
Во время экскурсии учащийся обязан:
• соблюдать программу, маршрут, график проведения и установленный порядок проведения экскурсии;
• соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать установленную руководителем группы форму одежды;
• соблюдать правила безопасности в конкретных природных и погодных условиях;
• соблюдать правила дорожного движения и пользования транспортом;
• соблюдать местные традиции и обычаи;
• бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.
• покидать место расположения группы;
• трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения;
• пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»;
• трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных;
• пить воду из водоемов без соответствующей обработки;
• без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости;
• без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным;
• выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.
3. Предоставление фотоматериалов экскурсионной деятельности.
Источник