Экскурсия зимой с 7 классом

Экскурсия «Жизнь растений и кустарников зимой»
план-конспект урока по биологии (6,7 класс) по теме

Экскурсия имеет слудующую цель

познакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Задачи:— актуализация прежних знаний по темам «Стебель», «Побег», «Растение – живой организм», усвоение новых понятий по теме «Растение – живой организм» и новых способов действий, систематизация и обобщение новых знаний;

— развитие умений проводить самостоятельные наблюдения в природе, умений осмысливать результаты работы;

— воспитание экологической и нравственно-эстетической куль

Экскурсия может быть проведена в рамках внеурочной деятельности по предмету, и в рамках урока по теме «Побег» (6 класс)

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект экскурсии по теме

«Жизнь деревьев и кустарников зимой»

Цель: познакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Задачи: — актуализация прежних знаний по темам «Стебель», «Побег», «Растение – живой организм», усвоение новых понятий по теме «Растение – живой организм» и новых способов действий, систематизация и обобщение новых знаний;

— развитие умений проводить самостоятельные наблюдения в природе, умений осмысливать результаты работы;

— воспитание экологической и нравственно-эстетической культуры.

Оборудование: бланки с заданиями, карандаши, измерительные приборы, линейки

1. Беседа по технике безопасности.

— Ребята, во время экскурсии вы должны соблюдать правила по технике безопасности. Прежде всего, будьте внимательны, т.к. вблизи пришкольного участка проходит автодорога.

При работе с деревьями и кустарниками помните, что на них могут быть сухие старые ветки. Кроме того, на некоторых кустарниках встречаются иголки и шипы.

2. Вводная экскурсия.

— Зимой деревья и кустарники меняют свой обычный вид. Прежде всего, это связано с потерей листьев. Как же происходит жизнь растений в зимний период? Именно с этим периодом в жизни растений мы познакомимся сегодня на экскурсии. Тема нашей экскурсии – «Жизнь деревьев и кустарников зимой». Цель экскурсии — познакомиться с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек)

Зима – это наиболее трудное время для растительного мира наших широт. Условия жизни растений изменяются. И поэтому растениям для того, чтобы выжить необходимо, приспособиться к этим условиям. Те факторы, которые в летний период были в достатке, зимой почти полностью отсутствуют. Как вы считаете, какие факторы можно отнести к их числу?

(К таким факторам можно отнести тепло, воду, солнечный свет.)

— Правильно. Но, прежде всего растениям не хватает тепла. Для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания – оптимальная температура +22 0 С. Такие условия в летний период вполне обеспечивают нормальную жизнедеятельность растений. Зимой же температурные условия весьма далеки от оптимальных, поэтому основные процессы жизнедеятельности растений практически отсутствуют. Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание. Такое состояние в жизни растений называют покой .

Кажется, что зима – это малоподходящее время для изучения растений. Однако, это не так! В некотором роде зимой даже лучше знакомиться с растительным миром. Это особенно хорошо видно на примере городских деревьев и кустарников.

Лиственный покров, скрывавший устройство кроны, зимой отсутствует, и поэтому мы можем более подробно рассмотреть ее форм, или как говорят ботаники – архитектонику дерева. Каждое дерево имеет свой силуэт, свою форму кроны, различающуюся очертанием, определенным характером ветвления, направлением роста побегов, толщиной ветвей и другими особенностями. В ряде случаев по силуэту дерева можно судить об условиях, в которых оно живет.

(Учитель подводит учеников к деревьям.)

— Рассмотрев силуэт дерева, теперь обратите внимание на некоторые детали. Как мы знаем, ствол и ветви дерева или кустарника одевает кора. Вспомните какую функцию она выполняет?

(Кора защищает растения от высыхания и смягчает влияние резких колебаний температур.)

— Внимательно посмотрите на цвет коры растений. Что вы наблюдаете?

(У разных деревьев и кустарников кора отличается по цвету.)

— Верно. Растения отличаются друг от друга и цветом коры. У одних деревьев кора имеет зеленовато-бурый цвет, у других красноватый или серый.

(Учитель обращает внимание учащихся на деревья.)

— Кроме того, зимой пока нет листвы, мы можем внимательно рассмотреть почки. Вспомните, что такое почка?

(Почка – это зачаточный побег будущего листа.)

— Правильно. Сравнивая почки разных видов деревьев и кустарников, мы можем увидеть, что они различаются между собой. Внимательно, посмотрите на побеги. В чем заключается их различие?

(Почки различаются по окраске, форме.)

— Верно. Но почки различаются также и расположением на побеге. Какие типы расположения вы знаете?

(Супротивное, очередное, мутовчатое.)

— Хорошо. Теперь давайте приведем примеры растений с такими типами расположения почек. У каких растений имеется супротивное расположение?

(Супротивное расположение почек у сирени, черемухи.)

— Правильно. У каких растений наблюдается очередное расположение?

(Очередное расположение у тополя, клена.)

— Верно. Вспомните, какой тип расположения у дуба?

(У дуба мутовчатое расположение.)

— Теперь мы проведем небольшое ботаническое исследование деревьев и кустарников на пришкольном участке.

(Учитель делит класс на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает бланк с заданиями. Учитель обращает внимание учащихся на этот бланк.)

— Ребята, посмотрите на бланк. Вначале вам необходимо не только подсчитать количество деревьев и кустарников на вашем участке, но и назвать несколько из них. Затем вы выбираете одно из них и описываете его по указанному на бланке плану. Обратите внимание, что высоту дерева вы измеряете приблизительно. Диаметр ствола измеряется при помощи линейки или метра на высоте 1\3 метра, т.е. примерно на уровне груди. Размер почек измерьте также при помощи линейки. После этого, вам нужно внимательно осмотреть дерево или кустарник и найти на нем повреждения и сделать предположение о причинах возникновения этих повреждений. Кроме того, вы должны зарисовать силуэт выбранного вами дерева, обращая внимание при этом на форму кроны, характер ветвления, направление роста побегов, толщину ветвей. Все ли вам понятно?

— Можете приступать. На выполнение задания вам дается 20 минут.

3. Самостоятельная работа учащихся.

(Учитель распределяет учеников по разным участкам. После выполнения заданий, ученики сдают бланки и отчитываются о сделанной работе.)

5. Обобщающая беседа.

— Теперь вы знаете, что деревья и кустарники в зимний период меняют свой облик. В чем это проявляется?

(Зимой большинство растений не имеют листьев.)

— Действительно. С чем связано опадение листьев?

(Опадение листьев у растений связано с тем, что условия их жизни изменяются. Прежде всего им не хватает тепла, которое необходимо для основных физиологических процессов растений наших широт – роста, фотосинтеза, дыхания. )

— Хорошо. При отсутствии тепла идут ли процессы жизнедеятельности у растений?

(Процесс фотосинтеза не происходит, наблюдается лишь слабое дыхание.)

— Правильно. Процессы жизнедеятельности у древесных растений практически отсутствуют. Как называют такое состояние растений?

(Такое состояние называют покой.)

— Верно. Именно в этот период, когда большинство деревьев и кустарников находятся в безлистном состоянии, мы можем рассмотреть и изучить их более подробно. С какими же характерными особенностями растений мы познакомились?

(мы познакомились с такими характерными особенностями как форма кроны, окраска коры, расположение почек.)

6. Подведение итогов.

— Сегодня во время экскурсии мы заглянули в таинственный мир природы, и сумели не только познакомиться, но и понять, как же растения существуют в зимний период. Кроме того, мы познакомились с отличительными особенностями растений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия имеет слудующую цельпознакомить учащихся с деревьями и кустарниками зимой, изучить их характерные особенности (форма кроны, окраска коры, расположение почек) Задачи:- актуализация прежн.

Тема урока:Определение деревьев и кустарников зимойКласс: 7Цель:Научить учащихся определять деревья и кустарники в безлиственном состоянии по побегамЗадачи:1.Закрепить знания учащихся, полученны.

Метапредметный урок «Исследование», «Гипотеза». Сфера реализации исследовательской деятельности учащихся: фенологические наблюдения.

Цели: познакомить учеников с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников; сформировать представления детей о деревьях и кустарниках, об их сходстве, различии, пользе.

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет «Окружающий мир», тема урока «Растения зимы. Хвойные растения». Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з.

Конспект урока окружающего мира в 1 классе, ПНШ.

Презентация к уроку окружающего мира «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (ПНШ, 1 класс).

Источник

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ЗИМУШКА — ЗИМА»

Зимняя экскурсия в природу «Зимушка- Зима».

Место проведения: Гагинский парк.

Участники: воспитанники творческого объединения «Вокальный».

План подготовки: заранее предупредить детей об экскурсии на природу, посоветовать детям, как необходимо одеться и что взять с собой, перед началом экскурсии рассказать детям о том, как нужно вести себя на природе, приготовить кормушки и корм

Цель: познакомить детей с особенностями живой и неживой природы в зимнее время

1. Воспитывать бережное отношение у детей к природе.

2. Способствовать воспитанию уважения детей к природе и друг к другу.

3. Способствовать развитию любви к природе.

4. Углубить понятия детей об изменениях в неживой природе зимой.

5. Познакомить их с защитными свойствами снега.

6. Понаблюдать за изменениями в жизни растений и животных.

7. Развивать наблюдательность.

8. Развивать познавательный интерес у детей к природе.

Экскурсию проводит педагог.

— Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас будет зимняя экскурсия в природу. И эту экскурсию мы проведём в парке. Мы будем не гулять, а плодотворно работать.

— Цель нашей экскурсии:

1. Выяснить, какие изменения произошли в неживой природе по сравнению с осенью.

2. Познакомиться с защитными свойствами снега.

3. Понаблюдать, как же изменилась жизнь растений и животных по сравнению с осенью.

— Но для начала ребята, я хочу у вас спросить, знаете ли вы о том, как нужно вести себя на природе (не шуметь, не срывать растения, не ломать ветки, не отходить от группы).

— Ребята, сейчас все вместе оденемся и, не разбегаясь, выходим на улицу и идём в парк.

— Скажите, какое у нас сейчас время года? (зима)

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

— Какие зимние месяцы по календарю вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

— Правильно. Зима у нас длится 3 месяца.

— По какому явлению в неживой природе определяем конец осени? ( река покрыта льдом, устанавливается постоянный снеговой покров, температура ниже нуля градусов)

— Устная молва не наделила зиму ласковыми прозвищами, к ней больше подошли такие слова, как злюка, седая чародейка. Вместе с тем зиму называют удалой, задорной, она румянит, молодит людей. Зима славиться гуляньями, играми, забавами.

— Ребята, отгадайте загадку, о каком месяце идёт речь:

Снег мешками валит с неба

У домов стоят сугробы снега

То бураны, то метели

На деревню налетели.

— Правильно, январь. Это месяц, который сейчас идёт.

— Ребята, какая температура воздуха была ранней осенью?

— Какое было небо? Чем отличается зимнее небо от осеннего? (низкое, серое, тяжёлые пунцовые облака)

— Как светит зимой солнце? (светит, но не греет)

— Почему? (солнце светит низко над горизонтом, косые лучи скользят по земле и отражаются от белого снега. Это главная причина похолодания)

— Ребята, давайте проанализируем сегодняшнюю погоду.

— Посмотрим на небо, какое оно?

— Светит ли солнце?

— Какая температура воздуха?

— Есть ли гололёд на дорогах?

— Ребята, какие осадки выпадают осенью и зимой? (осенью – дождь, зимой – снег)

— Кто из вас наблюдал, как идёт снег? Что вам показалось особенно красивым при снегопаде? (снег большими хлопьями медленно падает и ложиться ровно на землю)

Что за звездочки такие,

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке.

— Рассмотрите снежинку и скажите, какую форму она имеет?

— Посчитайте, сколько у снежинок лучей? (их почти всегда шесть)

— Сейчас я вам расскажу почему. Снег при застывании образует кристаллы шестигранной формы. Как только в облаке водяного пара образовались маленькие кристаллы, на его выступах сразу начинают нарастать пушистые, красивые лучи. Их обычно тоже шесть.

— Ребята, походите по снегу, Что вы слышите? (скрип)

— Кто знает, почему под ногами скрипит снег? (тонкие лучики снежинок под тяжёлым человеческим телом ломаются и мы слышим скрип под ногами)

— Почему ломаются? (снег, как и лёд – это твёрдое вещество)

— Это задание вам принесла Снежная королева. Она просит измерить глубину снега на открытом месте среди деревьев. А потом ответить на вопросы:

a) Чем отличается снег на дороге от снега на открытом месте?

b) Почему снеговой покров на открытом месте ниже, а среди деревьев глубже?

— На открытых местах снег рыхлый, а на дороге – утоптан. В лесу деревья преграждают путь снегу, а на открытом пространстве снег сдувается ветром, переноситься в другое место.

— Народная мудрость гласит: «Если же снег к дереву горкой стоит, то лето будет прохладное, дождливое. Если же снег ровно лежит и между деревом и снегом есть ямка, то быть лету солнечным, тёплым, урожайным».

— Ребята, это задание вам прислал Лесной царь. Он прости вас внимательно рассмотреть деревья и сказать, как же они изменились по сравнению с осенью?

— Зимой и летом одним цветом? (ель, сосна, пихта)

— Весной одеваются, осенью раздеваются? (лиственные деревья, а так же лиственница, хотя оно и хвойное дерево, но на зиму она сбрасывает свою хвою)

— Но надо помнить, что хвойные деревья тоже заменяют свои листочки новыми. Но этот процесс происходит незаметно для нас: у сосны в течении двух лет, а у ели пять – семь лет.

— Что же повлияло на деревья, что они сбросили свою листву? (похолодание, снег)

— Посмотрите вокруг и скажите, какие деревья, и кустарники вы видите?

— Ребята, существуют характерные признаки деревьев, помогающие распознать их в любое время года, даже из далека. Такими признаками являются: цвет коры, расположение ветвей в кроне дерева, её серёжки, почки, плоды. Легче всего зимой узнать берёзу. Её белая с чёрными пятнами кора видна издали. Характерны для берёзы крупные боковые ветви, отходящие от ствола под острым углом. А молодые веточки у берёзы тонкие, свисающие вниз. На них можно заметить маленькие серёжки (показываем детям веточки с серёжками). Берёза – это чудо природы. Можно весь свет обойти и не встретить такое удивительное дерево. У неё единственной в мире белая кора. Разве это не чудо! Высота берёзы достигает 20 метров.

— А кто знает как называется это дерево? (тополь)

— Кора у него гладкая, светло – зелёная, а почки крупные клейкие, душистые даже зимой. Тополь растёт со скоростью 6 метров в сутки.

— Ребята, посмотрите, растёт ли здесь вокруг ель? (да)

— Ель, одно из самых теневыносливых деревьев. Хвоя у неё самая тёмная, четырёхгранная, короткая, жёсткая, блестящая. Чешуйки у хвои плотно скрыты, а под ними прячутся семена. Ель достигает в высоту тридцать – сорок метров, а ствол в диаметре бывает до одного метра. Стволы взрослых елей серо – коричневого цвета и покрыты корой, состоящих как бы из чешуек. Живёт это дерево двести пятьдесят – триста лет.

— Давайте посмотрим на сосну. Где же она?

— Ствол у сосны прямой и высокий. Сосны достигают высоты сорок – пятьдесят метров. Зелёная хвоя расположена попарно. Хвоя меняется через два – три года. Сосна очень полезное дерево.

— Ребята, как называют это дерево? (рябина)

— Осенью листья были ярко – красные, такие разные. Плоды тоже красные. А почему плодов нет сейчас? (съели птицы)

— Ребята, как вы думаете, что находится под снегом? (земля, травы)

— А травы погибли или нет? (нет)

— Почему они не погибли? (они покрыты толстым слоем снега, который защищает их от холода)

— Под снежным покровом температура выше, чем в воздухе, нет резких колебаний температуры и поэтому травянистые растения имеют возможность сохранить свою листву и остаться зелёными.

— Ребята, какое значение имеет снег для растений?

— Итак, как же растения приспособились к жизни зимой? (за счёт хвои, листьев)

— А это задание пришло вам от Царя птиц. Он просит вас прислушаться ко всем звукам. Что вы слышите?

— Почему так мало птиц зимой? Где они?

— Отгадав задание, вы сможете назвать тех птиц, которые встречаются зимой:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: — Карр! – Карр! – Карр! (Ворона)

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

И полоска шарфика. (Синица)

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

И зимой найдёт приют

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

— Ребята, каких птиц можно увидеть зимой? (ворону, воробья, синицу, снегиря)

— Чем же питаются птицы зимой? (крошками хлеба, семечками, крупой, ягодами рябины, шиповника)

— Вы замечали, что птицы зимой толстые и большие. Почему? (у них осенью образовался пух под перьями и тонкий слой жира, который защищает их от мороза)

— Мороз птицам не страшен, страшен для них голод. Поэтому необходимо подкармливать птиц зимой, иначе они погибнут.

— Где сейчас сселяться птицы? (поближе к жилью человека, так как здесь легче прокормиться и выжить)

— Ребята, Царь птиц так же просит вас проверить, есть ли на деревьях кормушки для его друзей птиц (есть но мало)

— Чтоб птицам было, где покушать зимой, надо повесь кормушки, и положить туда корм.

— А теперь я предлагаю вам немного погреться и поводить хороводы вокруг ёлочки. Давайте споём для неё песенки.

— Давайте поиграем в игры: «Бежал Иван по лесу», «Лавата», «Буги- вуги».

— Молодцы. Понравилась ли вам экскурсия?

— Все задания мы выполнили. Все цели, которые мы ставили перед началом экскурсии, мы выполнили.

— Следующая экскурсия в природу у нас весной.

— Сейчас мы все аккуратно идём обратно в ДДТ. Где нас будет ждать горячий чай.

Источник

Читайте также:  Заочная экскурсия по версалю
Оцените статью