- Экологическая экскурсия «Зимующие птицы в лесу» материал по окружающему миру (подготовительная группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Экологическая экскурсия:«Зимующие птицы»
- Просмотр содержимого документа «Экологическая экскурсия:«Зимующие птицы»»
- Зимующие птицы (разработка занятия — экскурсии)
- Описание разработки
- Содержимое разработки
Экологическая экскурсия «Зимующие птицы в лесу»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: организовать прогулку детей в зимний парк с целью наблюдения за зимней природой, поведением птиц; организовать кормление птиц.
1. уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде и образе жизни;
2. воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
3. развивать наблюдательность и коммуникативные качества у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия «Зимующие птицы в лесу» | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №9 «Незабудка»
город Дубна Московская область
«Зимующие птицы в лесу»
«Зимующие птицы в лесу»
Цель : организовать прогулку детей в зимний парк с целью наблюдения за зимней природой, поведением птиц; организовать кормление птиц.
1. уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах , их внешнем виде и образе жизни;
2. воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
3. развивать наблюдательность и коммуникативные качества у детей.
Оборудование : кормушки для птиц, корм для птиц.
1 часть — вступительная
Сейчас мы с вами совершим экскурсию в наш небольшой лесочек, который находится рядом с нашим детским садом. Сегодня хмурый зимний день. Погода стоит тихая, не очень морозная. Старайтесь идти тихо, не спеша, и внимательно вслушиваться в голоса зимней природы.
2 часть — познавательная
А вот и первые звуки.
Кто же это так громко чирикает?
Именно их мы чаще всего видим на наших городских и сельских улицах. Шумные птицы, весёлые, умные и задиристые, летают стайками и громко чирикают.
Маленькая голова, глазки бусинки, острый короткий черный клюв. Вот такая аккуратненькая и ладная птица, а когда нахохлится, то похожа на пушистый помпон. Спинка, хвост и крылья у воробья ярко коричневые с черными пятнами, шея и грудка серого цвета. На крыльях светло-желтые поперечные полоски. На голове серая шапочка. Они любят зернышки, ягоды, семена и почки цветов.
Ну что ж, идёмте дальше. Нас ждут новые встречи. Слышите, какие-то звоны, веселые и пронзительные «пинь-пинь-пинь» с коротким тревожным стрекотаньем. Это синицы перекликаются между собой. Видите вон там на ветке перепрыгивают птички с ветки на ветку. У них черные головы, белыми щеки и желтая грудка. Синица всеядна. Кроме насекомых есть семена, мясо, сало, рыбу. Синицы прилетают на балконы, стайками носятся по веткам деревьев на бульварах, тщательно заглядывая в каждый укромный уголок – нет ли где чего поесть? Синица – птица очень любопытная и ловкая, она может буквально кувыркаться, прицепляясь острыми коготками к любой поверхности. Ночью она спит на ветке, превратившись в серый пуховой шар, независимо от окружающей температуры.
Недалеко раскаркались вороны. Наверно, у них там случилась драка. Эти птицы давно привыкли к жизни в городе, поэтому хорошо знакомы каждому горожанину.
Зимой серые вороны ночуют стаями, так птицам проще сохранить тепло. А поутру разлетаются парами по своим кормовым участкам, причем «городские» вороны роются в мусорных ящиках на своей кормовой территории, а прилетевшие на зимовку в город из леса вороны — кормятся всей стаей на загородных мусорных свалках.
Дятел имеет пеструю окраску. Рассмотрим его внешний вид. (Если нет, то на иллюстрации). Белое брюшко, пестрая черно-белая спинка. На затылке красная шапочка. Чтобы хорошо сидеть на стволе, дятел имеет особые пальцы, вооруженные цепкими когтями.
Питаются дятлы насекомыми и их личинками, живущими в коре деревьев. Чтобы их достать, дятел долбит дерево длинным и острым клювом, и длинным языком достает насекомое. У дятла очень хороший слух, который позволяет ему услышать малейшие звуки под корой. Не зря дятлов называют санитарами леса. Ведь они спасают лес от вредных насекомых.
Зимой дятлы могут питаться семенами из шишек хвойных деревьев. Срывает дятел шишку, засовывает в расщелину между веток и долбит ее до тех пор, пока не достанет семена.
Снегирь. Эту птицу можно встретить у нас в конце зимы .Когда на севере крепчают морозы, а пища в лесу вся съедена, снегири откочевывают к югу в наши края.
Снегирь размером с воробья. Крылья и хвост, верх головы – черные, а брюшко — розово-красное. Самки не имеют красной грудки,они черно-серые.
Питаются снегири ягодами и семенами. В наших краях они лакомятся рябиной, склевывая ягоду.
Подвижная игра «Вороны и воробьи»
Ну а теперь мы с вами поиграем в игру «Вороны и воробьи»
Играющие становятся в две шеренги посредине площадки. Расстояние между ними – 2-3 м. Первая шеренга – «воробьи» , вторая – «вороны» . Когда воспитатель произносит: «Воробьи» – играющие в этой шеренге разбегаются, пытаясь скрыться за линией «дома» , расположенной в конце площадки. Дети из второй шеренги их ловят. Затем воспитатель произносит «Вороны» – и учащиеся меняются ролями. Воспитатель одну и ту же шеренгу может назвать 2 раза подряд. Побеждает команда, которая поймает большее количество игроков противоположной команды
3 часть — Охрана и подкормка птиц зимой .
— Почему птицам трудно зимой?
— Особенно трудно синицам. Когда обледеневают ветки деревьев, то птицам
трудно добывать корм и из 10 птиц в суровые зимы выживает только одна.
— Вместе с родителями вы сделали для зимующих птиц кормушки. Сейчас мы с вами
положим в эти кормушки зерно, семена подсолнечника , крупу и подвесим их на разные деревья.
— Чем можно еще подкармливать птиц? ? (семенами и ягодами растений и деревьев, жучками, которые прячутся глубоко под корой деревьев, остатками человеческой пищи на свалках)
— Кто прилетел к нашей кормушке? Как птицы себя ведут?
4. Итог экскурсии. Рефлексия.
— Каких птиц мы видели на экскурсии?
— Как отличить синицу от воробья? Дятла от снегиря?
— Вам понравилась экскурсия?
Что вам больше всего запомнилось?
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов к вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло
Источник
Экологическая экскурсия:«Зимующие птицы»
воспитание любви к природе,знания о многообразии зимующих птиц
Просмотр содержимого документа
«Экологическая экскурсия:«Зимующие птицы»»
Тема: «Зимующие птицы»
— уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы:
— познакомить учащихся с видами кормушек и подготовкой корма, используемого для подкормки зимующих птиц;
— развивать память, логическое мышление, устную речь учащихся;
— воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Место проведения: Парк Победы ,г. Севастополь.
Ознакомление с правилами поведения во время экскурсии
Сегодня во время экскурсии по зимнему парку вы, ребята, сможете проверить свои знания, полученные на уроках «Окружающего мира», провести небольшую исследовательскую работу, а если будете внимательны, сумеете разгадать те загадки, которыми так богата природа родного края. Вот одна из них.
Птица тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица-
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром.
Расскажите, какие изменения произошли в парке с наступлением зимы.
(Учитель заслушивает и уточняет ответы учащихся)
Действительно сейчас в парке не услышишь веселого щебета птиц. Многие из них улетели в теплые края. Неужели им страшна теплая крымская зима?
Да и снег в наших краях выпадает редко, быстро тает. Вспомните, какие птицы улетают в теплые края и чем они питаются?
Вывод. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядные птицам, то есть таким, для которых насекомые — основная пища, зимой прокормиться невозможно.
Давайте поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Как называют таких птиц? (Зимующие.) Почему они нуждаются в нашей помощи?
III. Закрепление изученного материала по теме: «Птицы, которые зимуют с нами»
Какие загадки о зимующих птицах вы приготовили?
(Ученики загадывают загадки. Учитель проверяет, что они знают по теме: «Птицы, которые зимуют с нами» и дополняет ответы ребят)
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой. (Дятел)
Чем питается дятел зимой? Что вы узнали из рассказа М. Пришвина о дятловой «кузнице»? Почему дятел так ловко может лазить по деревьям?
Конечно, дятел — очень полезная птица. Кроме него нет птиц, которые могли бы уничтожить столько живущих в коре деревьев насекомых.
При этом он долбит только пораженные вредителем деревья. А знаете ли вы, что дятел не только в лесу врач, но еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, в которых летом поселяются скворцы, мухоловки, горехвостки и многие другие полезные птицы.
Маленький мальчик в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает (Воробей)
Почему летом они кувыркаются в лужах, пыли, а зимой в снегу? Чем питаются воробьи зимой?
За лето воробьи выводят птенцов до трех раз, которых выкармливают гусеницами бабочек, личинками мух и жуков, чем приносят большую пользу природе.
Как сметана бела.
Люблю всем в лесу
Рассказать, где была. (Сорока)
Как сорока предупреждает жителей леса, парка об опасности? Как выводит и чем кормит своих птенцов?
Ей на месте не сидится;
Все летает целый день,
Целый день звенит: «Тень — тень»
Угадай-ка, что за птица?
То веселая. ( Синица)
С какими видами синиц вы познакомились на уроке «Окружающего мира»? Назовите любимое лакомство синиц в зимнее время.
Знаете ли вы, что во время вскармливания птенцов, синица больше трехсот раз в день прилетает к гнезду с кормом. Каждая синица уничтожает столько насекомых, сколько весит сама.
Всю зиму живем бок о бок
И рады уже, как другу:
Не испугалась сугробов, не улетела к югу.
А когда прогорланит в марте: «Кар-кар, прошла зима!»
Крику вещуньи, поверьте:, рада весна сама. (Ворона.)
Что вы знаете о воронах? Любопытно, что по поведению ворон зимой, можно определить изменения в погоде.
Например: вороны каркают в стае — к снегопаду, садятся на снег — к оттепели, садятся на вершины деревьев — к морозу. А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами? (Учитель заслушивает ответы учащихся)
Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома
Тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха –
Хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход
Ни за что не влезет кот!
Вот смекалка, так смекалка!
Это что за птица? . (Галка)
Сравните ворону и галку по внешнему виду. (Величина, оперение, строение ног и клюва)
Действительно, галки любят гнездиться на окраине города, под карнизами зданий, в печных трубах, дуплистых деревьях. Гнездо используют несколько лет подряд. Галка всеядна — охотно есть зерна, молодые овощи, дождевых червей, улиток, уничтожает много вредных насекомых.
Оценивание предварительной работы по изготовлению кормушек и сбору корма для зимующих птиц.
Готовясь к сегодняшней экскурсии, многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц?
Демонстрация кормушки в виде домика, которая была заранее изготовлена, одним из родителей класса.
Обратите внимание, что здесь два кормовых столика: верхний для птиц покрупнее, нижний (банка) — для более мелких. На верхний столик можно положить гроздья сушеной рябины, еловой и сосновой шишки, корочки хлеба и другие остатки со стола. Банку же, расположенную под верхним столиком, удобнее использовать под зерновой корм — просо, различные семечки и семена.
А какой корм вы приготовили для зимующих птиц в нашем парке? (Игра «Определи корм». С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается.)
Советую, семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды, собирать в августе – в сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде венчиков. А на следующую зиму вы можете эти венчики повесить рядом с кормушками.
А где надо развешивать кормушки?
Ребята разбиваются на группы, развешивают кормушки и проводят наблюдения по следующему плану:
Обследуйте данный участок, установите какими семенами, плодами могут здесь питаться зимующие птицы, постарайтесь обнаружить признаки поклева плодов и семян.
Понаблюдайте за птицами, рассмотрите внешний вид, определите название.
Подсчитайте количество птиц, прилетевших к кормушке. Выясните, какие птицы какой корм поедают.
Старайтесь работать тихо и осторожно, чтобы не вспугнуть птиц и не навредить им.
Подведение итогов экскурсий, обобщение результатов наблюдений, оценка активности учащихся во время проведения
Источник
Зимующие птицы (разработка занятия — экскурсии)
Описание разработки
Цель экскурсии:
организовать прогулку детей в зимний парк с целью наблюдения за зимней природой, поведением птиц; организовать кормление птиц.
Ход занятия.
— Ребята, сегодня я встретила волшебницу, она так спешила, что имя свое она не назвала, а сказала о себе такими словами:
«Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня…? (зима)
— Какое сегодня небо, ясное или пасмурное?
— Морозно или нет?
— Тихая, безветренная погода или дует ветер?
— На что похоже зимнее небо? А земля?
Основная часть экскурсии.
— Ребята, какие деревья растут у нас в парке (берёза, сосна, рябина, дуб, ель.)
— А знаете ли вы, как зимуют деревья? Что изменяется в жизни деревьев с приходом зимы? (ответы детей)
— С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло.
Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет почву и корни от промерзания.
Под тяжестью снега ломались бы ветви. И вот, чтобы ветки не ломались, люди отряхивают снег с веток.
Наблюдение за берёзой.
— Вот берёзка. К лиственным или хвойным деревьям она относиться? (ответы детей)
Дети с воспитателем рассматривают берёзку. Обращают внимание на её красивый ствол, тонкие ветви, как красива берёзка в пушистом инее.
Даже зимой берёза очень красива и изящна. Недаром о берёзе говорят как о живом человеке, о красивой девушке.
Наблюдение за елью.
— Посмотрите на ель, изменилась ли она с осени?
— Ель относится к лиственным или хвойным деревьям? (К хвойным)
— Изменилась ли она с осени?
— Нет, она по-прежнему стоит зелёная. У хвойных деревьев тоже бывает листопад, но постепенно, не сразу. Один раз в 5-7 лет. Поэтому они всегда зелёная.
— Посмотрите на ветках ели шишки (дети рассматривают шишки)
— Кто питается семенами ели?
— Давайте, закроем глаза и пофантазируем, на что похожа заснеженная ель.
Наблюдение за рябиной.
— Как среди других деревьев узнать заснеженную рябинку? (по ярко-красным гроздям ягод)
— Кто питаются этими ягодками? (птицы)
— Осенью ягоды рябины были очень горькими.
— А как вы думаете, сейчас они какие на вкус? (сладкие)
Весь материал — в документе.
Содержимое разработки
Подготовлено педагогом дополнительного образования Пятиной Еленой Михайловной
Тема: Зимующие птицы.
Цель экскурсии: организовать прогулку детей в зимний парк с целью наблюдения за зимней природой, поведением птиц; организовать кормление птиц.
— Ребята, сегодня я встретила волшебницу, она так спешила, что имя свое она не назвала, а сказала о себе такими словами: «Дел у меня не мало: я белым одеялом всю землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома, зовут меня…? (зима)
-Какое сегодня небо, ясное или пасмурное?
-Морозно или нет?
-Тихая, безветренная погода или дует ветер?
-На что похоже зимнее небо? А земля?
Основная часть экскурсии
-Ребята, какие деревья растут у нас в парке (берёза, сосна, рябина, дуб, ель.)
-А знаете ли вы, как зимуют деревья? Что изменяется в жизни деревьев с приходом зимы?(ответы детей)
-С деревьев опадает листва. Листопад – одно из приспособлений деревьев к зиме. Листья выделяют много тепла. Деревья сбрасывают их с себя, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. Сброшенные листья образуют подстилку. Подстилка предохраняет почву и корни от промерзания. Под тяжестью снега ломались бы ветви. И вот, чтобы ветки не ломались, люди отряхивают снег с веток.
Наблюдение за берёзой.
-Вот берёзка. К лиственным или хвойным деревьям она относиться?(ответы детей)
Дети с воспитателем рассматривают берёзку. Обращают внимание на её красивый ствол, тонкие ветви, как красива берёзка в пушистом инее. Даже зимой берёза очень красива и изящна. Недаром о берёзе говорят как о живом человеке, о красивой девушке.
Наблюдение за елью.
-Посмотрите на ель, изменилась ли она с осени?
— Ель относится к лиственным или хвойным деревьям? (К хвойным)
-Изменилась ли она с осени?
— Нет, она по-прежнему стоит зелёная. У хвойных деревьев тоже бывает листопад, но постепенно, не сразу. Один раз в 5-7 лет. Поэтому они всегда .зелёная.
-Посмотрите на ветках ели шишки (дети рассматривают шишки)
-Кто питается семенами ели?
-Давайте, закроем глаза и пофантазируем, на что похожа заснеженная ель.
Наблюдение за рябиной.
-Как среди других деревьев узнать заснеженную рябинку?(по ярко-красным гроздям ягод)
-Кто питаются этими ягодками? (птицы)
-Осенью ягоды рябины были очень горькими.
-А как вы думаете, сейчас они какие на вкус? (сладкие)
-Правильно, сладкие. Под действием холода в ягодках рябины крахмал превращается во все возможные сахара, глюкозу, фруктозу. Вот почему после первых заморозков рябина становится сладкой.
— Давайте попробуем отгадать загадки. Слушайте внимательно!
Кто отгадает — тот птичку получает!
К зёрнышкам прыг!
Кто это? … (Воробей)
У маленькой птички.
А зовут её … (Синичка)
А зовут её … (Сорока)
Кричит: «Кар-р-р!» (Ворона)
Белый бок, серый бок,
Воркует нежно … (Голубок)
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Чёрный жилет, красный берет.
Нос как топор, хвост как упор. (Дятел)
-Ребята, а теперь посмотрим на птичек. Посмотрите, как они прыгают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево! Но так ведь и белка умеет или какой-нибудь другой зверек. А вот улетать на тысячи километров и после снова возвращаться могут только птицы и даже не все птицы.
-Дрозды и зяблики, жаворонки и чижи, ласточки и иволги, аисты и кукушки — могут. Потому они и называются перелётными. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие края, чтоб весной вернуться в родные места.
-А вороны и галки, воробьи и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Круглый год живут они у нас. И называются оседлыми. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны. И если мы в это время поможем птицам — сделаем кормушку, насыплем немного зёрен, крупы или хлебных крошек, — то этим мы спасём не одну птичью жизнь.
— Зимой птицы становятся, менее разборчивы к еде, и едят почти все. Поэтому можно кормить остатками пищи со стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки каши и крошки хлеба.
— Вороны любят очистки от овощей и любую пищу. Воробьи едят крупу, семена, хлеб; снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, яблоки, калину; голуби – крупу, хлеб, зерно.
Педагог достаёт приготовленный корм для птиц (пшено, семена растений, семена подсолнечника ) и насыпает в кормушку на некоторое расстояние и в тишине наблюдают за тем, какие птицы первыми прилетят полакомиться к кормушке, как они прилетают стайкой или по одной. Детям предлагается до следующей экскурсии приготовить корм птичкам самим.
Источник