План конспект по биологии 7 класс Урок 56. Экскурсия «Знакомство с птицами леса»
- познакомить учащихся с многообразием лесных птиц родного края;
- расширить и конкретизировать знания учащихся о значении птиц в лесном сообществе;
- выработать у учащихся первоначальные умения наблюдать за птицами.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии лесных птиц родного края; убеждаются, что птицы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённых условиях; у учащихся совершенствуется умение правильно вести себя в природе.
Метапредметные: учащиеся учатся наблюдать за птицами в естественной обстановке, фиксировать и оформлять результаты наблюдений, делать выводы, обобщать полученные данные.
Личностные: у учащихся воспитывается чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к животным, формируются элементы экологической культуры.
Основные понятия: экологические группы птиц по местам обитания, лесные птицы, приспособленность птиц к среде и местам обитания.
Деятельность учащихся: работа в группах по изучению многообразия лесных птиц, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии.
Подготовка учащихся к экскурсии
Повторить материал об особенностях внешнего строения и образе жизни птиц; изучить литературу о многообразии птиц родного края; подобрать фотографии местных птиц.
- Вводная беседа о многообразии лесных птиц, их систематической принадлежности, экологической специализации редких и исчезающих видов птиц.
II. Самостоятельные наблюдения учащихся за птицами
Признаки птиц, на которые следует обращать внимание:
- Внешний вид птицы (величина и телосложение, окраска, форма хвоста и клюва, наличие или отсутствие хохолка на голове).
а) на дереве: птица сидит спокойно, вертится по сторонам, суетливо перепрыгивает с ветки на ветку, лазает по стволу, передвигается вдоль ветки;
б) на земле: птица ходит быстрыми шагами, кивая при каждом шаге головой; быстро бегает; скачет; передвигается толчками, но не подпрыгивает;
в) при остановках (также сидя на дереве или других предметах): делает движения хвостом — сильно и быстро размахивает хвостом вверх и вниз и по сторонам, медленно качает хвостом, быстро потряхивает хвостом, вздёргивает хвост кверху и одновременно делает «поклоны», время от времени вздёргивает хвост кверху, но без «поклонов»;
г) полёт: обыкновенный машущий (непрерывное движение крыльями), скользящий (с распростёртыми крыльями), переменный (чередование обыкновенного и скользящего полёта), волнообразный (птица машет крыльями при подъёмах и прижимает их к телу при спусках).
Многие птицы имеют характерные движения при взлёте и при посадке после полёта. Их следует по возможности описывать.
- Заключительная беседа, в ходе которой обобщаются результаты наблюдений, учащиеся докладывают о результатах проведённых наблюдений; проверяется правильность выполнения заданий.
IV. Домашнее задание
Оформить в тетради результаты наблюдений и отчёт об экскурсии.
Источник
Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс
Разделы: Биология
Класс: 7
Задачи:
- познакомить учащихся с разнообразием птиц городского парка, отметить видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной;
- провести наблюдения за весенним поведением птиц, обратить внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни;
- развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе,
- единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Птицы парка».
Учитель. Прекрасен и многолик мир птиц. Подобно совершенным и ярким бабочкам, украшают птицы наши леса, луга, горы, сады и парки. Стоит лишь оглянуться вокруг вокруг, вслушаться в таинственную тишину и мир необычных, часто волшебных звуков открывается перед нами. Он манит, а иногда и на всю жизнь увлекает нас бесконечным разнообразием сверкающих красок, движений и звуков.
– Как называется наука изучающая птиц?
– Чем занимается орнитолог? (Орнитолог – это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в условиях живой природы, мегаполиса и в неволе. Отслеживает сезонные миграции.)
– Сегодня я предлагаю вам выступить в роли орнитолога. Заняться научно-исследовательской работой.
– С помощью нашего друга компьютера мы отправимся на экскурсию в городской парк. Но сначала выполним небольшие задания.
Задание 1. Назовите признаки, которые отличают птиц от изученных Вами ранее классов позвоночных животных?
Задание 2. Укажите на рисунке названия органов внешнего строения птиц. Впишите в кружочки цифры, указывающие названия органов внешнего строения птиц.
Задание 3. Каковы характерные особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с их приспособлением к полету.
А сейчас мы с вами отправимся в городской парк чтобы познакомиться с разнообразием птиц с особенностями их жизни весной. Но нам нужно помнить, что весной жизнь пернатых связана главным образом с размножением. В эту пору птицы заявляют о себе песнями и криками, брачными играми. Напомню еще раз вы входите в весенний парк, полный жизни, шорохов и песен, будьте внимательны, держите «ушки на макушке».
Приближаясь к парку мы слышим звенящую песенку. Видите на вершине березы обыкновенную овсянку.
А вот птица с темными продольными пестринками на оливково- серой спинке и на охристо – желтой груди. Она с громкой песней взлетает косо верх, на секунду задерживается в воздухе и с протяжным свистом «сиа-сиа-сиа…» планирует на вершину другого дерева. Этот полет лесного конька повторяется каждые 2-3 минуты.
В кроне деревьев и в глубине кустов вы непременно услышите песню садовой славки.
Мы познакомились с тремя обитателями парка. Посмотрите какие у них «законы соседства»: лесной конек обитает в верхней части крон деревьев, садовая славка в кустарниках, обыкновенная овсянка на земле и в нижней части крон. Первая и вторая птицы насекомоядные, а третья зерноядная. Никто никому не мешает.
Мы вошли в парк и идем по дорожке. На ней большое количество следов птиц. По следам можно более подробно, чем при прямом наблюдении, узнать о секретах их жизни.
– Чьи это следы?
Следовая дорожка представляет собой отпечаток лапок вороны, оставленные на мелком шагу. След лапы четырехпалый. Передние пальцы отпечатываются в следе как совершенно свободные. Задний палец заканчивается острым когтем, более длинным, чем когти на остальных пальцах, на которых они короткие и тупые.
Передние пальцы образуют между собой острый угол.
Длина среднего пальца приблизительно 4,0 см.
Длина наружного пальца равна 3,0 см.
Задний палец примерно такой же длины, что и средний.
(След вороны)
Весной во время гнездования вороны непривычно затихают. Свои гнезда устраивают в кронах стройных и высоких деревьев.
– Какая птица своей простой песней раньше других пернатых предвещает скрытый приход весны? (Синица)
Составьте краткую характеристику синицы по следующим критериям:
Клюв – сильный, конусовидный, сплюснутый с боков.
Лапы и когти – сильные, толстые ноги с крепкими пальцами и загнутыми когтями. Синицы ловко цепляются к ветке и качаясь вниз головой обследуют все щели в коре.
Окраска оперения – спинная сторона желтовато- зеленого цвета, брюшная сторона желтая с широкой черной полосой вдоль груди и брюха. Голова, щеки черные. Крылья серовато голубого цвета со светлой полоской. Хвост черноватый с голубоватым налетом.
Особенности полета – летают быстро, редко взмахивая крылышками как бы ныряют вниз, после чего, быстро взмахнув пару раз, вновь взмывают к небу, описывая в воздухе пологие параболы.
Зрение – остпрое, во много раз превосходящее человеческое.
Среда обитания – лиственные леса, сады, парки, рощи.
– Какую пользу приносит синица? (Поедает жуков и их личинок)
За сутки съедает вредителей в 2,5 раза больше собственного веса. Пара синиц, вместе с выводками могут сохранять от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.
– Прислушайтесь. Слышите «Ку-ку-ку-ку–ку-ку..» Кукушку знают все.
Ученик. Сообщение о кукушке.
Учитель.
– У какой птицы самый длинный язык? У дятла 15 см.
– На рисунке изображены особенности строения дятла. Объясните как устроено гнездо дятла; как помогают ему удерживаться на дереве хвост и лапы; как устроен язык дятла и какое значение имеет такое его строение.
– По рисунку установите, какую еловую шишку объел бурундук, а какую обгрызла белка; какую облущил дятел, а какую клест? (1 – клест, 2 – дятел, 3 – белка, 4 – полевка.)
– А вот и другая птица
Ученик. Сообщение о воробье.
– Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?
– Какая птица вертится, стрекочет, весь день хлопочет? (Сорока)
Ученик. Сообщение о сороке.
Учитель. Каждый природный ландшафт населен определенным комплексом птиц. Каждый вид этого комплекса характеризуется набором специфических приспособлений к конкретным условиям данного биотопа. Птицы расположены так, чтобы меньше мешать друг другу. В весеннее время птицы нуждаются в особой охране, в тишине и покое.
– Наше путешествие было интересным? Вы утомились. Располагайтесь поудобнее. Закройте глаза.
… Ярко светит солнце, дует легкий ветерок,
я вдыхаю его чистый, свежий воздух.
Колышутся травы луга, надомной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился с удивительным миром птиц.
Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому.
Домашнее задание: Отчет об экскурссии.
Источник
Экскурсия: «Птицы – наши соседи и друзья»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский эколого-биологический центр
«Птицы – наши соседи и друзья»
педагог дополнительного образования
Экскурсия рассчитана на 45 минут для учащихся VI — VIII классов. Число видов, предлагаемых объектов для изучения зависит от возраста учащихся.
1. Расширить знания детей о разнообразии орнитофауны, познакомить с некоторыми представителями класса птиц, с особенностями их биологии. Доказать взаимосвязь класса птиц со всеми компонентами экосистем.
2. Воспитывать ответственное, уважительное отношение к окружающей среде, как очень тонкому и хрупкому объекту; необходимость выполнения правил поведения в природе.
З. Помочь детям развить умение самостоятельно определять птиц в природе на основе знания особенностей внешнего строения птиц, их образа жизни.
Методы: рассказ, описание, беседа, демонстрация натуральных объектов.
Приёмы: сравнение, выявление признаков, обобщение, выводы.
Оборудование: вольер, клетки с птицами, коллекции гнёзд, яиц, зерновых кормов.
1. Вступительная беседа о задачах экскурсии.
2. Краткая характеристика класса птиц.
З. Роль птиц в природе и жизни человека.
4. Знакомство с птицами городской среды. представленными в кабинете, их биологическими особенностями.
5. Визуальное знакомство с коллекциями кабинета.
6. Подведение итогов экскурсии.
7.Заключение. Значение птиц городской зоны и необходимость их охраны
Перед началом экскурсии проводится беседа о её задачах, краткий инструктаж о правилах поведения в кабинете.
Вы находитесь в кабинете орнитологии Биоэкологического центра г. Тамбова, в котором представлена коллекция птиц отечественной и зарубежной орнитофауны (свыше 30 видов), яиц, гнёзд и образцов зерновых кормов.
Класс птиц, как обособленная группа позвоночных, возник более 170 млн. лет назад. В процессе эволюции птицы приобрели целый ряд приспособлений, отличающих их от других животных. Главная их особенность — способность летать. Именно крылья позволили птицам добраться до самых укромных и отдаленных территорий. В настоящее время птицы распространены по всему земному шару, живут во всех экологических системах: в лесах, степях, во льдах, высокогорьях, пустынях и на водной поверхности. Класс птиц включает в себя около 9000 видов, из них примерно 650 видов гнездятся на территории России.
Птицы очень прожорливы, поэтому оказывают большое влияние на формирование и существование биоценозов. Птичий помет обогащает почву. Птицы, живущие на голых скалах морских побережий участвуют в почвообразовательном процессе. Кроме того, все птицы являются регуляторами численности других животных и растений. Хищные птицы, уничтожая ослабленных животных, помимо того, выполняют роль селекционеров; птицы, питающиеся ягодами, способствуют распространению растений.
Исходя из вышесказанного, вряд ли кто-то усомнится в значении птиц в природе и жизни человека. В нашем кабинете достаточно полно представлена коллекция птиц, обитающих в городской зоне.
Знакомство начнём с птицы величиной с воробья. Она имеет чёрную шапочку, зелёную спинку, чёрные крылья и хвост, жёлтые с чёрной центральной полосой грудь и брюшко, белые «щёчки». Что это за птица? Это большая синица. Обратите внимание на её клюв. Он короткий и тонкий. Это указывает, что птица питается насекомыми.
Польза синиц огромна. Имея вес тела всего 20 граммов, синица за день съедает такое же по весу количество насекомых, причем, даже зимой, когда насекомых найти очень трудно. Пара синиц, выкармливая птенцов, может очистить от вредителей до 40 плодовых деревьев. Если вы хотите видеть этих красивых птиц рядом с собой весь год, зимой можете повесить кормушку, а где-то рядом на дереве — искусственное гнездовье типа «синичник», где они будут, выводить птенцов.
А эту яркую птицу, наверное, знают всё. Это щегол. Название происходит от русского слова «Щёголь» или «модник». Это имя он получил за своё пестрое оперение, в котором присутствуют 5 цветов: красный, белый, жёлтый, коричневый, чёрный. Легко ли увидеть его среди зеленой листвы? Часто ли вы его встречаете? Нет. Это говорит о нашей невнимательности. Ведь щегол живет в городе круглый год. На деревьях, в парках, садах и вдоль автострад он вьёт гнёзда и выводит птенцов. Обратите внимание на клюв. Маленький, но не тонкий, короче, чем у насекомоядных птиц, утолщён к основанию. Таким клювом обладают зерноядные птицы, т. е. питающиеся семенами растений. Могут ли они быть полезны человеку? Да, именно зерноядные уничтожают большую часть семян сорняков.
Весной и летом многие дети любят играть в прятки в зарослях декоративного бордюрного кустарника. И здесь, рядом с ревущим транспортом и многочисленными прохожими, птицы находят место для гнезда. В таких местах чаще гнездятся коноплянки или реполовы. Птица величиной с воробья, верх тела коричневый, низ серый, хвост и крылья черные с белыми продольными полосами. Весной у самца появляется нежно-розовая окраска на темени и груди.
В тех же зарослях можно обнаружить гнёзда других птиц, например зеленушки, увидеть которых непросто. Сама птица зеленого цвета и только на крыльях и хвосте жёлтые полосы. Зеленушки — прекрасные певцы, за что и получили другое название “лесная канарейка”. Песня их похожа на канареечный напев, состоит из трелей различной тональности и продолжительности. Здесь, в клетках, вы можете рассмотреть этих птиц с близкого расстояния.
Следующий представитель городской орнитофауны — полевой воробей. Мы встречаем его повсюду, т. к. живёт он рядом с нами, вьёт гнезда в дуплах деревьев, в скворечниках, под крышами домов, за наличниками, не опасаясь близости человека. А что нам о нём известно? Мало. Во-первых, обратите внимание, воробей не серый, как говорят, а больше коричневый. Во-вторых, он не обитатель помоек. В зимнее время питается семенами растений, летом — насекомыми, в чем проявляется его огромная польза. В-третьих, ему не чужда “лебединая верность”. Семейная пара у них образуется на всю жизнь.
В коллекции птиц нашего кабинета длительное время содержались отдельные представители хищных птиц. Оставить без внимания эту группу птиц нельзя. Среди них наибольший интерес вызывает ушастая сова. Эта ночная птица имеет большие когти, которые использует для удержания и быстрого умерщвления добычи и загнутый клюв для её разделывания. Голова крупная, с ушками (это всего лишь удлинённые перья), глаза большие и смотрят вперёд, что позволяет летать не только днём, но и ночью, и точно определять расстояние до добычи и окружающих предметов. Малый угол обзора компенсируется большой подвижностью шеи. Сова, сидя на месте, может повернуть голову на 360°. Всё тело покрыто серо-пестрым оперением, очень густым и мягким, поэтому полёт всех сов, несмотря на значительные размеры, абсолютно беззвучный. Питаются совы в основном мышевидными грызунами, реже птицами и крупными насекомыми. Отсюда их огромная польза для человека. Маленькая серая полёвка за лето съедает 1 кг зерна, а сова за один день ловит в среднем 3-х грызунов. Таким образом, более 1 тонны зерна сохраняет для вас каждый такой хищник. Встретить сов можно в старых садах, парках, приусадебных участках, где они выводят птенцов в старых гнёздах врановых или просто отдыхают и охотятся, иногда собираясь группами до особей.
Теперь, ребята, можете познакомиться с коллекциями, которые выставлены в кабинете. Коллекции птичьих гнёзд, яиц, кормов дополняют полученную вами информацию о пернатых нашего кабинета.,
Познакомимся с коллекцией гнёзд. Обычно гнездом принято считать то место, на котором отложены яйца, и на котором происходит их насиживание и выкармливание птенцов. Будет ли это место естественным субстратом или же специальным сооружением птицы, значение его для процесса размножения остаётся прежним.
Гнёзда у птиц выполняют следующие функции:
— предохраняют яйца от раскатывания;
— у птенцовых птиц они служат, местом нахождения птенцов в период их вскармливания до их вылета;
— способствуют созданию оптимального температурного режима для развития яиц и птенцов, предохраняют их от неблагоприятных климатических факторов;
— играют большую роль в защите яиц, птенцов и насиживающей птицы от хищников.
Гнёзда птиц чрезвычайно разнообразны по месту расположения, строительному материалу, величине конструкции и форме. Изучение конструкций гнёзд, строительного материала, способа крепления к опоре, характера самой опоры помогает яснее представить формы взаимосвязи организма и среды. Даёт конкретные данные для создания искусственных гнездовий с целью привлечения птиц.
Относительно примитивные гнёзда — лунки на земле, более или менее выстланные растительной ветошью, характерны для курообразных; куликов, пастушков, крачек и др. Гнёзда, представляющие собой груду веток и других растительных остатков, свойственны дневным хищникам, журавлям, бакланам, чайкам. Они могут располагаться на земле, на деревьях, или плавать как у поганок.
Несравненно искуснее гнёзда большинства воробьиных. Некоторые из них вы видите на стенде. Просто устроено гнездо чечевицы, состоящее из стеблей вьюнка. Они укладываются в беспорядке в мутовках кустарников. Сложнее устроены гнёзда дроздов. Для их строительства птицы используют травинки и корешки различной толщины. Для прочности конструкция гнезда скрепляется влажной землей, а певчий дрозд оштукатуривает лоток гнезда древесной трухой. Такие крупные гнёзда всегда располагаются на толстых ветках, в развилке дерева или на пеньке,
Очень изящно выглядят «корзиночки» гнёзд славки-черноголовки, Тонкие стенки гнёзд, сплетённые из травинок злаков, прочно скрепляются паутиной. Гнездо дроздовидной камышовки в противоположность предыдущему, имеет очень плотные, толстые и высокие стенки из прошлогодних листьев осок. Это связано с тем, что камышовки располагают гнёзда над водой в зарослях тростника, а славки — в лесу с разреженным подлеском.
Птицы, гнездящиеся в городской зоне, строят гнёзда по тому же принципу, но используют другой материал, например, нитки, кусочки ткани, клочки бумаги и т. д., т. е. бытовые отходы. Сороки и грачи могут вплетать в стенки гнёзд даже проволоку. Расположение гнёзд тоже имеет свои особенности. Их можно обнаружить под крышами домов, за наличниками, в мусорных кучах, в трубах, на подъёмных кранах и даже под капотом неисправных автомобилей.
На образцах гнёзд хорошо видно, насколько разнообразный материал употребляется птицами для постройки гнёзд.
Переходим к коллекции яиц, которые у птиц также очень разнообразны.
У части птиц, преимущественно скрытогнездящихся /сов, стрижей, голубей, ракшеобразных/ яйца белые.
У большинства открытогнездящихся птиц скорлупа однотонно окрашена или пёстрая. Окраска делает яйца менее заметными на субстрате, например, у большинства куликов. Она предотвращает проникновение внутрь яйца ультрафиолетовых лучей.
Форма яйца также отвечает определённым требованиям. Она позволяет более компактно уложить крупные яйца в гнездо /кулики, утки/, избежать их раскатывания при толчке /кулики, кайры/, равномерно прогревать яйца при их расположении в норе /ракшеобразные/.
Вариации размеров, формы и окраске яиц вы наблюдаете в коллекции, расположенной рядом.
Итак, мы познакомились с птицами, которые живут рядом о нами. Давайте ещё раз назовём их.
1. Какие городские птицы /как лебеди/ образуют пару на всю жизнь?
2. Оперение какой мелкой птицы окрашено 5 цветами?
З. Какая птица в течение дня съедает насекомых больше, чем весит сама?
4. Чьё гнездо, на ваш взгляд, устроено наиболее искусно?
5. Какая птица помогает человеку сохранить урожай зерновых культур?
В заключение хочу напомнить. Птицы — необходимый компонент всех природных и искусственных сообществ. Они приносят человеку огромную пользу. Птицы городской среды постоянно находятся рядом с человеком. Они радуют нас своей внешней красотой, звонкими и мелодичными песнями, уничтожают огромное количество вредителей. В современных условиях, когда влияние человека на окружающую среду всё возрастает, наша задача не только сохранить, но и приумножить разнообразие пернатого населения. Первый шаг в этом направлении — глубокие знания о птицах и бережное отношение к ним.
1. , Рудометов 0.А. Птицы в нашем доме. — Минск. : Урожай, 1994.
2. Благосклонов и привлечение птиц. — М. : Просвещение, 1972.
3. Голованова возле дона. — Ленинград: Гидрометеоиздат, 1990.
4. Животные у нас дома. — М. : Экология, 1992.
5. Мальчевский экскурсии. — Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1981.
6. Михеев птиц. Определитель птичьих гнёзд. — М. : Цитадель, 1996.
7. , , Смирнов и содержание птиц. — Л. : изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
8. Птицы в вашем доме. — М. : Арнадия, 1996.
9. , Римский- Н, Зоологические экскурсии.. М. : Тоникал, 1994.
10. Рахманов — наши друзья, — М. : Росагропромиздат, 1989.
11. Рахманов зооуголок. — Смоленск : Русич, 1996.
Источник