Как в СНГ планируют преодолеть последствия пандемии. Итоги круглого стола с участием экспертов стран Содружества на полях Экономического форума СНГ
Страны СНГ постепенно преодолевают пандемию и экономический кризис, но национальные экономики выходят из этих испытаний с большими потерями. Но участники круглого стола Москва — Минск – Бишкек – Кишинев – Нур-Султан смотрят в будущее с осторожным оптимизмом.
О том, как страны СНГ планируют минимизировать убытки – в материале Sputnik.
Экономика просела «по всем фронтам»
Минувший год оказался трудным для всех стран СНГ – по его итогу на пространстве Содружества фиксировалась отрицательная динамика основных макроэкономических показателей. Значительно сократилась взаимная торговля между странами – на 12,5% по сравнению с 2019 годом.
В числе наиболее пострадавших от пандемии государств оказался Кыргызстан, заявил представитель республиканского министерства экономики и финансов Алмаз Абдекиров.
«Если посмотреть в разрезе стран СНГ, то в Кыргызстане снижение экономического роста отмечалось как одно из наибольших. В 2020 году ВВП страны сократился на 8,6%. Самая большая проблема для нас – это закрытие границ. Импорт товаров сократился на 26%, а производителям пришлось искать новые каналы поставок сырья», — отметил он.
С тяжелыми последствиями столкнулась Молдова. По словам государственного секретаря Минфина страны Юлианы Дрэгэлин, внешнеторговый оборот со странами СНГ за минувший год упал на 7,3% по сравнению с 2019-м, импорт сократился на 7%, а ВВП снизился на 8,2%.
Сильнее всего пострадало сельское хозяйство – объем производства сельскохозяйственной продукции в Молдове из-за эпидемиологических ограничений и продолжительной засухи сократился на 27%, добавил и.о. министра сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды республики Ион Пержу.
«Прошлый год был одним из худших за последние 30 лет. Мы потеряли более 50% наших озимых и примерно столько же по второй группе: это подсолнухи и кукуруза», — заметил он.
В России удар пандемии во многом удалось смягчить за счет государственной поддержки, подчеркнул заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Груздев.
«В части промышленного производства спад удалось максимально нивелировать. По оценкам на сегодняшний день, общий объем промышленного производства снизился на 2,6%. Но свернулась деятельность целых экономических секторов, существенно пострадала сфера услуг, непродовольственная торговля», — указал чиновник.
Еще меньше промышленное производство в 2020 году сократилось в Беларуси – всего на 0,7%. Однако, как заявил первый заместитель министра промышленности республики Сергей Гунько, потери промышленного сектора из-за разрыва контрактов с иностранными поставщиками все равно оказались значительными – свыше 1 млрд долларов.
Будущее в кооперации
По мнению участников мероприятия, преодолеть негативные последствия пандемии возможно только при условии развития промышленной кооперации и производственных цепочек, а также расширения взаимной торговли.
Кризис стал своеобразным стресс-тестом – проверкой устойчивости торговых отношений на пространстве СНГ, пояснил Алексей Груздев.
«В условиях разрыва прежних кооперационных связей мы задействовали резервные каналы поставок, искали новых поставщиков. При выстраивании сотрудничества в будущем нам нужно развивать прежде всего отношения с нашими ближайшими партнерами», — отметил он.
Такую позицию поддержал Сергей Гунько. Он указал, что в условиях пандемии Беларусь потеряла многих поставщиков из европейских стран. При этом белорусские партнеры по СНГ полностью наладили «весь диалог и всю работу после нескольких дней растерянности».
«Для нас очень важно, что страны СНГ смогли быстро восстановить почти все цепочки поставок, предприняв необходимые меры. Я думаю, должна произойти переориентация с далеких стран на локальные рынки. Тогда произойдет подъем наших экономик и углубление интеграции», — заявил Гунько.
Он добавил, что страны Содружества должны создать стратегические запасы комплектующих, которые позволят предприятиям продолжать работу даже в условиях локдауна и разрыва кооперационных связей.
Кроме того, представитель белорусского Минпрома посоветовал не создавать дублирующие мощности, усиливая конкуренцию на рынках, а разделить компетенции промышленных предприятий и производить продукцию, которая нужна общего рынку СНГ.
Усиление промышленной кооперации необходимо, согласился Алмаз Абдекиров, но также важно развивать и торговые связи.
«Мы должны усилить промышленную кооперацию и убрать барьеры во взаимной торговле (инспекция товаров, специальные требования к маркировке и упаковке, – Ред.). Не нужно забывать, что традиционные способы торговли исчерпывают себя, им на смену приходит цифровая торговля. Поэтому нужно выработать общую позицию по ее регулированию», — указал он.
Заместитель председателя белорусской торгово-промышленной палаты Денис Мелешкин заметил, что, согласно опросам, только 25% бизнесменов в республике готовы перейти к онлайн-торговле.
«В определенной степени бизнес пока не готов работать в «цифре». Наша задача не только разработать регулирующие нормы, но и поддержать предпринимателей. Например, организовывать интернет-выставки, чтобы бизнесмены из стран СНГ видели товары друг друга, не теряли связь и в будущем вместе выходили на рынки третьих стран», — пояснил Мелешкин.
Подводя итоги встречи, директор института Развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Андрей Точин обозначил две ключевые задачи на ближайшие годы: сближение уровня экономического развития стран СНГ и стимулирование взаимной торговли.
«Наши страны больше заинтересованы в торговле с дальними государствами, чем друг с другом. Если мы хотим выйти из кризиса, то не нужно отгораживаться от ближайших партнеров, наоборот, важно активнее интегрироваться. Тогда в экстренных ситуациях будет проще распределять товары, обеспечивать координацию между странами», — сказал эксперт.
В завершение круглого стола участники еще раз подчеркнули, что всеми государствами-участниками СНГ предпринимались и предпринимаются меры для снижения последствий кризиса, а макроэкономические показатели начала 2021 года внушают определенный оптимизм – восстановление экономик действительно происходит.
«Сегодня во время дискуссии прозвучало очень много предложений, которые исполком СНГ обобщит, проанализирует, а затем подготовит идеи для рассмотрения отраслевыми советами», — заключил модератор мероприятия, глава департамента экономического сотрудничества Исполкома СНГ Михаил Мыскин.
Источник
О перспективах дальнейшего совершенствования СНГ и целесообразности актуализации концепции его развития в современных условиях – эксперт
В статье показано, что Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (СНГ) требует эволюционного совершенствования. Возрастающая роль процессов регионализации в международных отношениях диктует необходимость постоянной адаптации СНГ к современным реалиям, актуализации действующей Концепции развития Содружества. Рекомендуется учитывать опыт иных интеграционных объединений на евразийском пространстве, прежде всего ЕАЭС, ОДКБ, ШОС.
Содружество независимых государств (СНГ) является наиболее представительной региональной межгосударственной организацией на постсоветском пространстве. На страны СНГ приходится 16% мировой территории, 5% населения планеты (283 млн чел.), 40% мировых запасов природного газа, 20% нефти, 25% угля. ВВП СНГ составляет около 5% от мирового.
В период масштабных геополитических перемен Содружество достаточно успешно выполнило одну из своих исторических функций — сформировало на началах суверенного равенства всех его членов каркас новых межгосударственных отношений постсоветских стран. СНГ не обладает наднациональными полномочиями. Подход, основанный на принципах универсальности, добровольности, равноправия, взаимовыгодного партнерства, учета интересов друг друга не только способствовал «цивилизованному разводу» советских республик, но и заложил основу для сохранения тесных контактов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях. Содружество способствовало сдерживанию многих губительных дезинтеграционных процессов, стабилизации экономики, поддержанию торговых связей.
Вместе с тем на протяжении всего периода существования СНГ испытывает на себе влияние экономических и политических перемен, происходящих как внутри Содружества, так и за его пределами. В некотором смысле СНГ представляет собой «сочетание противоречий». Их источниками являются различия в уровнях социально-экономического развития входящих в организацию государств, формах и результатах происходящих в них политических и экономических реформ, демократизации обществ.
До сих пор в Содружестве не завершено формирование пространства свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Инвестиционная активность не в полной мере отвечает требованиям достижения быстрого роста экономики. Уровень инноваций в недостаточной степени обеспечивает конкурентоспособность товаров стран СНГ на мировом рынке.
Не способствуют углублению сотрудничества и интеграции позиция национальных правящих элит в ряде государств-участников, «цветные революции», происходящие порой с подачи внешних игроков, риски сиюминутного изменения внешнеполитических приоритетов ради получения конъюнктурных выгод от Запада, недостаток дисциплины в выполнении принятых членами Содружества обязательств.
Необходимость и пути эволюционного совершенствования организации нашли отражение в одобренной главами государств Содружества 5 октября 2007 г. Концепции дальнейшего развития СНГ и утвержденном Плане основных мероприятий по ее реализации. Концепция стала основой для дальнейшего конструктивного взаимодействия. Ее принятие явилось итогом многолетних дискуссий относительно оптимального формата и механизмов работы в условиях, сложившихся к тому времени на постсоветском пространстве.
Концепция подтвердила развитие СНГ как состоявшейся региональной межгосударственной организации, признанной международным сообществом, обладающей интеграционным потенциалом и дающей возможность ее членам избирательно подходить к своему участию в форматах и сферах коллективного сотрудничества. В документе отмечается необходимость углубления политического, межпарламентского сотрудничества, выработки скоординированной миграционной политики, совместного решения экологических проблем, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Концепция предусматривает дальнейшее совершенствование деятельности СНГ и его механизмов. При этом предполагается основываться на гибком и эволюционном подходе, замене «постоянного реформирования органов СНГ» «адаптацией их структур, форм и методов работы к новым задачам Содружества». Ценность Концепции заключается в том, что она, вобрав в себя взгляды каждого участника на развитие Содружества, создала предпосылки для дальнейшего движения вперед без встрясок и слома сложившихся структур, с опорой на накопленный опыт совместной работы.
План по реализации Концепции включает 107 основных мероприятий, в том числе 67 — со сроками исполнения в 2008–2012 гг., 2 — в 2008–2017 гг. и 38 — со сроком исполнения «постоянно». К настоящему времени большая часть мероприятий выполнена.
Позднее, в октябре 2008 г., на основе принятой Концепции и Плана основных мероприятий была утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 г. (без Узбекистана; Азербайджан, Молдова и Украина сделали оговорки по ее реализации). В октябре 2011 г. восемью государствами — участниками СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина), на долю которых приходилось свыше 90% взаимной торговли стран Содружества, был подписан Договор о зоне свободной торговли, ставший ключевым элементом фундамента торгово-экономического сотрудничества. В 2013 г. к Договору присоединился Узбекистан. Реализация принятых решений положительно повлияла на интеграционные процессы в СНГ. Кардинальные изменения, произошедшие в сфере экономического и гуманитарного взаимодействия, системе безопасности по всему периметру организации, вернули государства Содружества к осознанию важности широкого, многостороннего формата СНГ.
Однако стремительность происходящих в мире событий возрастающая роль процессов регионализации в международных отношениях диктуют необходимость постоянной адаптации Содружества к современным реалиям. Вопросы путей обновления СНГ, поиска дополнительных стимулов для интеграции, ресурсов для экономического роста, изменения структуры и принципов работы, актуализации нормативной базы не раз поднимались лидерами стран Содружества. Их суть состоит в преобразовании Содружества в организацию, нацеленную в основном на социально-экономическое развитие государств-участников и на содействие экономическим связям между ними. Предлагалось повысить эффективность работы СНГ, избегать повтора функций с другими интеграционными объединениями (Евразийский экономический союз — ЕАЭС, Организация договора о коллективной безопасности — ОДКБ), сделать структуру органов Содружества менее громоздкой, отказаться от ряда отраслевых органов, переставших быть востребованными. В целом, вызовы, стоящие в настоящее время перед СНГ, актуальны для многих интеграционных объединений.
В сентябре 2016 г. в Бишкеке главами государств Содружества принято решение об адаптации организации к современным реалиям, повышении эффективности деятельности ее уставных и отраслевых органов. На реализацию данного решения были направлены усилия российского председательства в СНГ в 2017 г. На саммите в Сочи в октябре 2017 г. перераспределены полномочия между Советом глав государств и Советом глав правительств, утверждены предложения по дальнейшей оптимизации деятельности Совета министров иностранных дел (СМИД) и Экономического совета.
В рамках работы по дальнейшему совершенствованию Содружества рассматривается вопрос актуализации действующей Концепции от 5 октября 2007 г. и разработки нового плана основных мероприятий на среднесрочную перспективу до 2025 г. Соответствующее предложение, инициированное казахстанской стороной, было поддержано всеми главами государств — участников СНГ в октябре 2017 г. В апреле 2018 г. в Минске, на очередном заседании СМИД принято решение о начале работы по актуализации положений Концепции и разработке нового Плана мероприятий по ее реализации. Состоялись заседания профильной экспертной группы.
Обновление Концепции невозможно без учета сложившихся форм многостороннего взаимодействия и интеграционных процессов на постсоветском пространстве. На нем, помимо СНГ, действуют международные организации, отличающиеся высокой степенью интеграции (по крайней мере, в некоторых сферах), — Евразийский экономический союз, Организация договора о коллективной безопасности, ряд других. Однако состав их участников является более узким, чем Содружества. СНГ остается востребованным как широкая площадка диалога и сотрудничества и не исчерпало свой потенциал.
Вызовы, с которыми сталкиваются страны — участницы интеграционных объединений на постсоветском пространстве, объективно ставят на повестку дня вопрос координации работы, ведущейся в рамках данных организаций, в целях повышения их эффективности и практической отдачи. На фоне наметившейся «пробуксовки» глобализации, региональная интеграция в мире продолжает развиваться. Перспективным для сохранения общего пространства представляется постепенное сближение СНГ и ЕАЭС. В обновляемую Концепцию было бы целесообразно включить меры по сопряжению деятельности данных интеграционных объединений. Это позволит избежать возникновения дополнительных барьеров в торгово-экономических отношениях с государствами, которые входят в СНГ, но не являются членами ЕАЭС. Шагом к обеспечению сопряжения стало предоставление странам Содружества возможности получения статуса наблюдателя при Союзе (такой статус получен Молдовой в 2018 г.), не обремененный обязательствами последующего оформления членства в нем.
Анализ основных целей и задач СНГ, ЕАЭС, ОДКБ свидетельствует о совпадении круга поставленных перед ними задач во многих сферах, что надлежит учитывать при актуализации действующей Концепции развития СНГ. Необходимо исходить из объективной оценки результатов глубоких политико-экономических преобразований в странах Содружества за годы их государственной независимости, учета неизбежности проблем, которые будут возникать в ходе интеграционного строительства, имеющих как временный, так и системный характер.
Представляется, что в кратко- и среднесрочной перспективах СНГ будет в большей степени сфокусировано на экономической сфере. По этой причине при разработке предложений по актуализации Концепции в первую очередь необходимо уделить внимание острым проблемам экономик государств Содружества, скорректировать ряд положений Концепции, касающихся взаимодействия в данной сфере. В актуализированном варианте Концепции могли бы найти отражение задачи создания экономики, опирающейся на передовые технологии, развитие «интернет-экономики», реализацию «цифровой повестки», формирование механизмов и инструментов обеспечения финансовой безопасности. Требуется более сильный акцент на тематику научно-технического и инновационного сотрудничества, сферы транспорта и коммуникаций, углубления инвестиционных связей, расширения промышленной и технологической кооперации. В ближайшей перспективе потребуется разработка стратегии экономического сотрудничества на период после 2020 года, «дорожных карт» взаимодействия.
Необходимо продолжить работу по использованию потенциала Договора о зоне свободной торговли, задаться целью скорейшего выхода на подписание соглашения о свободной торговле услугами, устранения остающихся барьеров на пути движения товаров и услуг.
Для дальнейшего поступательного развития СНГ в гуманитарной сфере необходимы продолжение разработки согласованных подходов к оценке качества образования и сертификации квалификаций, развитие академической мобильности и сетевого взаимодействия вузов Содружества, подготовка единых образовательных стандартов и инновационных образовательных программ, устойчивое развитие туризма, спорта, молодежного взаимодействия, в том числе с использованием популярных у молодежи информационных технологий, парламентской и народной дипломатии. Следует сообща решительно выступать против возрождения нацисткой идеологии.
В актуализированном варианте Концепции необходимо развить тематику безопасности, борьбы с преступностью, терроризмом и его финансированием, наркоугрозой, нелегальной миграцией. Перспективной задачей при обеспечении общей безопасности государств СНГ является создание к 2025 г. объединенной системы воздушно-космической обороны на основе существующей в Содружестве объединенной системы ПВО.
На политическом треке ключевая задача видится в полном задействовании широких возможностей СНГ в сфере политического диалога и координации подходов по различным аспектам эволюции ситуации на пространстве организации и в мире. Следует и далее направлять усилия на повышение роли Содружества на мировой арене, наращивание взаимодействия с крупными международными организациями, дальнейшую координацию внешнеполитической деятельности государств — участников СНГ.
Модель взаимодействия Содружества и иных интеграционных структур на постсоветском пространстве, в состав которых входят государства — участники СНГ в различных сочетаниях, должна исключать параллелизм и дублирование взаимодействия. Это во многом касается координации действий в реализации конкретных программ в торгово-экономической сфере с ЕАЭС, на долю государств-членов которого приходится около 90% совокупного ВВП СНГ. Для минимизации негативных последствий дублирования функций необходимо оптимизировать их распределение между региональными организациями, расширять практику и форматы регулярных консультаций. Решению данной задачи будет в определенной степени содействовать достигнутая ранее договоренность об участии Председателя Исполкома СНГ — Исполнительного секретаря СНГ в заседаниях Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета.
Актуализированная Концепция могла бы предусматривать комплекс мероприятий по дальнейшей модернизации институциональных механизмов интеграционного взаимодействия в СНГ. Следует продолжить уже начатое совершенствование системы межгосударственных органов, уточнение полномочий уставных органов Содружества, повышение роли и статуса Исполкома организации, оптимизацию отраслевого сотрудничества. Межгосударственные органы СНГ, очевидно, должны обладать ровно таким объемом полномочий, который необходим для достижения целей и задач с учетом динамики самой интеграции.
Представляется востребованным совершенствование договорно-правовой основы, правил и процедур принятия решений и контроля их исполнения. Следует однозначно определить правовой статус и степень обязательности актов Содружества. В ряде случаев необходимо предусмотреть правило имплементации в национальное законодательство решений Совета глав государств, Совета глав правительств и других органов, устанавливающих какие-либо обязательства непосредственно для государств-участников. Должна совершенствоваться работа по подготовке международных договоров и других нормативных правовых актов, что предполагает, в частности, конкретизацию обязательств, ответственности сторон, механизмов разрешения спорных вопросов.
Преобразования в работе Содружества, возможно, потребуют внесения поправок в Устав организации. Очевидно, что изменение ныне действующего институционального механизма в организации — задача непростая, для ее реализации необходимы время и последовательные целенаправленные усилия. При разработке и реализации новых положений, актуализации Концепции дальнейшего развития СНГ следует действовать поэтапно, взвешенно, сохраняя накопленный положительный опыт сотрудничества.
Дальнейшая реализация Содружеством интеграционной идеи потребует активного использования практики и достижений ЕАЭС и ОДКБ. Поиск механизмов взаимодействия, например, СНГ и ЕАЭС особенно важен в условиях наметившегося разрыва в экономической повестке стран–участниц зоны свободной торговли Содружества и членов Союза, самоизоляции Украины от процессов регионального сотрудничества на пространстве СНГ, угрозы ее официального выхода из организации. Притягательность ОДКБ заключается в упрочении внешних рубежей ее зоны ответственности, в том числе в защите от террористической угрозы на центральноазиатском направлении с территории Афганистана и в некоторой степени от гибридных угроз, в потенциале Организации по укреплению международной и региональной безопасности и стабильности, в принципе приоритета политических средств перед военными. Взаимодействие стран СНГ с ОДКБ имеет важную практическую значимость, особенно в условиях ослабления некоторых фукций Содружества в военно-политической сфере, опасности эскалации внутренних или приграничных конфликтов.
Интеграционный аспект актуализированной Концепции дальнейшего развития СНГ должен быть нацелен уже не просто на сохранение связей на постсоветском пространстве и развитие самого Содружества, а на перспективы формирования нового конкурентоспособного пространства — Большой Евразии. Выходу на Большое евразийское партнерство могут способствовать взаимодополнение и переплетение интересов СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, других интеграционных объединений. Актуализированная Концепция, выверенные шаги по ее реализации в определенной степени способны содействовать решению амбициозной задачи формирования евразийского партнерства.
Евразийские интеграционные процессы сталкиваются с постоянным и последовательным внешним противодействием, которое продиктовано стремлением внешних игроков сохранить и расширить влияние на страны постсоветского пространства. В работе по актуализации Концепции дальнейшего развития СНГ необходимо уделить должное внимание теме координации подходов государств-участников Содружества в международных организациях.
К работе по совершенствованию Концепции следует шире привлекать органы отраслевого сотрудничества, представителей академических кругов, экспертов. Важно добиваться того, чтобы гражданское общество было должным образом осведомлено и поддерживало цели и задачи интеграции в СНГ.
Совершенствуя Содружество и его базовые документы, важно обеспечивать преемственность интеграционной деятельности в СНГ. Корректировка ранее принятых программных документов организации востребована, но соответствующая работа должна проводиться с осмотрительностью, поскольку многие их положения сохраняют актуальность по сей день.
Источник