Мировая экономика: конспект лекций
Мария Писарева
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Дается представление о сущности мировой экономики и механизме ее функционирования, освещаются проблемы международного разделения труда, анализируются тенденции развития мировой экономики на современном этапе, раскрываются сущность и фактор глобализации мирового хозяйства, рассматривается природно-ресурсный и человеческий потенциал, характеризуется отраслевая структура мирового хозяйства. В издании представлена классификация стран по уровню социально-экономического развития, изложена проблема неравномерности, а также описаны глобальные проблемы современности. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.
Оглавление
- ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие и сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений
- ЛЕКЦИЯ № 2. Этапы развития современного мирового хозяйства. Тенденция развития мировой экономики
- ЛЕКЦИЯ № 3. Субъекты мирового хозяйства. Критерии выделения: уровень экономического развития, социальная структура экономики.
- ЛЕКЦИЯ № 4. Новые индустриальные страны, нефтедобывающие страны, наименее развитые страны. Особое место группы\ лидеров.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мировая экономика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 4. Новые индустриальные страны, нефтедобывающие страны, наименее развитые страны. Особое место группы\ лидеров развивающегося мира: новых индустриальных стран и стран — членов ОПЕК
В структуре развивающихся стран 1960—80-е гг. XX в. являются периодом глобальных изменений. Из их среды выделяются так называемые «новые индустриальные страны (НИС)». НИС на основании определенных признаков отличают из основной массы развивающихся стран. Особенности, отличающие «новые индустриальные страны» от развивающихся стран, разрешают говорить о появлении особой «новоиндустрильной модели» развития. Эти страны являются своеобразными примерами развития для многих государств как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии. К НИС относят четыре азиатские страны, так называемые «малые драконы Азии» — Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки — Аргентину, Бразилию, Мексику. Все эти страны — это НИС первой волны или первого поколения.
Затем за ними идут НИС последующих поколений:
1) Малайзия, Таиланд, индия, Чили — второе поколение;
2) Кипр, Тунис, Турция, Индонезия — третье поколение;
3) Филиппины, южные провинции Китая — четвертое поколение.
В результате возникают целые зоны новоиндустриальности, полюса экономического роста, распространяющие свое влияние прежде всего на близлежащие регионы.
Организация Объединенных Наций выделяет критерии, по которым те или иные государства относятся к НИС:
1) размер ВВП на душу населения;
2) среднегодовые темпы его прироста;
3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20 %);
4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;
5) объем прямых инвестиций за рубежом.
По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.
Значительное повышение благосостояния населения определяет высокие темпы роста НИС. Низкий уровень безработицы является одним из достижении НИС Юго-Восточной Азии. В середине 1990-х г. четыре «малых дракона», а также Таиланд и Малайзия являлись странам с самой низкой безработицей в мире. Они показали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами. В 1960-е г. по такому пути пошли некоторые страны Восточной Азии и Латинской Америки — НИС.
Эти страны активно использовали внешние источники экономического роста. К ним прежде всего можно отнести свободное привлечение иностранных капиталов, техники и технологии из промышленно развитых стран.
Основные причины выделения НИС из остальных стран:
1) в силу ряда причин некоторые НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран;
2) на развитие современной структуры экономики НИС большое влияние оказали прямые инвестиции. Прямые инвестиции в экономику НИС занимают 42 % прямых капиталистических вложений в развивающиеся страны. Основным инвестором является США, а потом Япония. Японские инвестиции содействовали индустриализации НИС и увеличению конкурентоспособности их экспорта. Особенно заметную роль они сыграли в метаморфозе НИС в крупных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Для НИС Азии характерно то, что капитал устремлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь капитал латиноамериканских НИС направлялся в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Свободная экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС фактически нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала. Доходность инвестиций в азиатские НИС заметно превосходит подобные возможности в латиноамериканских странах;
3) «азиатские» драконы были намерены принимать эти изменения международной экономической конъюнктуры и употреблять их в своих целях.
Значительную роль в привлечении транснациональных корпораций сыграли следующие факторы:
1) удобное географическое положение НИС;
2) формирование почти во всех НИС автократических или близких к таковым политических режимов, лояльных к промышленно развитым странам. Иностранным инвесторам обеспечивалась высокая степень гарантий безопасности их инвестиций;
3) такие неэкономические факторы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность населения НИС Азии сыграли значительную роль.
Все страны по уровню экрнрмического развития можно распределить на три категории. Особо выделяют страны импортеры и экспортеры нефти.
В группу стран с высокими доходами на душу населения, которые характерны для промышленно развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Эмираты.
В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения объединяют в основном страны-нефтеэкспортеры и новые индустриальные страны (к ним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20 %)
Группа нефтеэкспортеров имеет подгруппу, состоящую из 19 государств, экспорт нефтепродуктов которых превышает 50 %.
В этих странах первоначально была создана материальная основа, а только потом дан простор для развития капиталистических производственных отношений. В них сформировался так называемый рентный капитализм.
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была основана в сентябре 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). ОПЕК учредили пять богатых нефтью развивающихся государств: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла.
К этим странам впоследствии присоединились восемь других: Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.), и Габон (1975 г.). Однако два незначительных производителя — Эквадор и Габон — отказались от членства в этой организации в 1992 и 1994 гг. соответственно. Таким образом, настоящий ОПЕК объединяет 11 стран-участниц. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене. Устав Организации был принят в 1961 г. на январской конференции в Каракасе (Венесуэла). В соответствии с 1-й и 2-й статьями Устава Опек представляет собой «постоянную межправительственную организацию», основными задачами которой являются:
1) координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов;
2) изыскание путей и способов, обеспечивающих стабильность цен на мировых нефтяных рынках с целью исключения пагубных и нежелательных ценовых колебаний;
3) соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов;
4) эффективное, экономически целесообразное и регулярное снабжение нефтью стран-потребителей;
5) обеспечение инвесторам, направляющим свои средства в нефтяную промышленность, справедливого дохода на вложенный капитал.
ОПЕК контролирует около половины мирового объема торговли нефтью, устанавливает официальную цену на сырую нефть, что во многом определяет мировой уровень цен.
Конференция является высшим органом ОПЕК и состоит из делегаций, обычно возглавляемых министрами. Обычно она собирается на очередные сессии дважды в год (в марте и сентябре) и на внеочередные — по мере необходимости.
На Конференции формируется общая политическая линия Организации, определяются соответствующие меры по ее претворению в жизнь; принимаются решения о приеме новых членов; проверяется и координируется деятельность Совета Управляющих, назначаются члены Совета, в т. ч. Председатель Совета Управляющих и его заместитель, а также Генеральный Секретарь ОПЕК; утверждается бюджет и изменения в Уставе и пр.
Генеральный секретарь Организации является и секретарем Конференции. Все решения, за исключением процедурных вопросов, принимаются единогласно.
Конференция в своей деятельности опирается на несколько комитетов и комиссий, важнейшей из которых является экономическая комиссия. Она призвана оказывать содействие Организации в поддержании стабильности на мировом нефтяном рынке.
Совет Управляющих является руководящим органом ОПЕК и по характеру выполняемых им функций сопоставим с советом директоров коммерческой организации. Он состоит из управляющих, назначаемых государствами-членами и утверждаемых Конференцией на двухлетний срок.
Совет исполняет руководство Организацией, осуществляет решения высшего органа ОПЕК, формирует годовой бюджет и представляет его на утверждение Конференции. Он также анализирует доклады, представляемые Генсеком, составляет отчеты и рекомендации Конференции по текущим делам и подготавливает повестки дня Конференций.
Секретариат ОПЕК действует как штаб-квартира Организации и (по сути) является исполнительным органом, отвечающим за ее функционирование в соответствии с положениями Устава и директивами Совета Управляющих. Секретариат возглавляется Генеральным Секретарем и состоит из Отдела исследований, руководимого директором, департамента по информации и связям с общественностью, департамента администрации и персонала, а также офиса Генерального Секретаря.
Устав определяет три категории членства в Организации:
2) полный участник;
3) ассоциативный участник.
Участниками-учредителями являются пять стран, которые основали ОПЕК в сентябре 1960 г. в Багдаде. Полные участники — это страны-учредители плюс те страны, членство которых было утверждено Конференцией. Ассоциативные участники — это те страны, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям для полного участия, но тем не менее были приняты Конференцией на особых отдельно оговоренных условиях.
Источник
Новые индустриальные страны в мировой экономике
60-80-е годы ХХ века стали периодом глобальных изменений как в общей структуре развивающихся стран – из их среды отпочковываются т.н. «новые индустриальные страны», так и периодом коренных изменений в народном хозяйстве, социально-экономической структурой самих НИС.
1 эшелон: Азиатские драконы (тигры): Корея, Гонконг (Сянн-ган), Тайвань, Сингапур, а также Аргентина, Бразилия и Мексика.
2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия, Чили.
Основные показатели выделения НИС из общего массива развивающихся стран:
- размер ВВП на душу населения;
- среднегодовые темпы прироста ВВП;
- средний удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (должен быть более 20 %);
- объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем экспорте (более 60 %);
- объем прямых инвестиций за рубежом.
Рассмотрим эти показатели на примере некоторых новых индустриальных стран в различных регионах мира.
По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.
Например, по темпам экономического роста (8-10 %) НИС превосходят развитые страны Запада (2-5 %).
Сингапур входит в первую девятку богатейших государств мира. Ежемесячный доход ВВП на душу более 24000 долларов. Крупнейший порт и финансовый центр мира.
Причины выделения НИС из остального развивающегося мира:
1) внешние причины:
а) НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран. Так, сфера политических интересов США распространялись на Тайвань и Южную Корею, как на противостоящие
«коммунистическому влиянию» страны Восточной Азии. Им была оказана беспрецедентная экономическая помощь и военная поддержка.
Например, Тайваню была оказана помощь в 1,5 млрд. долларов. С 1950-1965 года помощь США составляет 34 % совокупных инвестиций на Тайвань (чаще всего безвозмездно);
б) большое влияние на НИС оказали прямые инвестиции. В первую половину 80-х годов прямые инвестиции в экономику НИС достигли 42 % прямых капвложений в развивающиеся страны. Главным инвестором являются США, на НИС приходится 10 % всех зарубежных инвестиций. Второе место по объему инвестиций, вложенных в экономики этих стран у Японии. На базе иностранных инвестиций была создана производственная база, позволившая этим странам стать высококачественными экспортерами готовых изделий. Инвестиции вкладываются в обрабатывающую промышленность этих стран, благодаря этому была создана их базовая экономика.
2) внутренние причины:
а) демократические и политические преобразования, направленные в сторону реформ;
б) предоставлены гарантии инвесторам;
в) трудолюбие, бережливость, старательность местных жителей.
В определенной степени эти факторы легли в основу двух моделей развития НИС.
Первая модель – предполагает развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт.
Вторая модель – ориентирована на импортозамещение.
Первой модели следовали в конце прошлого века США, после 2-й мировой войны – западноевропейские страны, Япония, а затем и НИС Азии. Вторая модель в значительной степени свойственна латиноамериканским НИС.
Мировой опыт показывает, что стратегия импортозамещения играет большую роль, т.к. создает новые производства, увеличивает уровень самообеспеченности по многим товарам, однако, такая модель имеет и минусы. Вследствие нее может возникнуть кризис, т.к. в основе ее лежит протекционизм, защита национального производителя, выражающийся в отсутствии конкуренции со стороны иностранных компаний, дешевизне кредитов и т.д. Вот почему политика имортозамещения не способствует изменению роли развивающихся стран в мировом хозяйстве.
Кроме того, замещение импорта влечет очень часто зависимость от внешних факторов, так как происходит консервация отставания. Протекционизм влечет за собой неэффективную работу отечественных производителей, которые пользуются своим монопольным положением на местном рынке.
Стадию импортозамещения прошли многие развивающиеся страны. Для латиноамериканских стран (Бразилия, Аргентина, Мексика) данная модель способствовала созданию диверсифицированной национальной экономики. Они, обладая мощным экономическим потенциалом, так и не смогли провести необходимую модернизацию экономики, так как у них отсутствовал рост экспорта. Все это привело к внешне- и внутриэкономическим проблемам: дефицит платежного бюджета, потребность во все новых кредитах, технологическое отставание.
К середине 90-х годов некоторые НИС Латинской Америки выходят из длительного кризиса 80-х годов. В результате либеральных экономических реформ вновь возрастают темпы экономического роста, появляется положительное сальдо торгового баланса (Бразилия, Чили). Политика Бразилия ориентирована на создание открытой экономики, в связи с чем, снижаются импортные тарифы.
НИС Азии используют в своих экономиках как элементы импортозамещения, так и элементы экспортно-ориентированной политики. Вместе с тем планируется полный переход к экспортно-ориентированной экономике при фронтальной экспортной экспансии.
Так, к началу формирования современной структуры производства многие страны Азии имели импортозамещающую модель экономики, кроме Гонконга и в некоторой степени Сингапура, которые из-за ограниченного внутреннего рынка вынуждены были ориентироваться на экспорт. Политика импортозамещения должна была способствовать развитию тех сравнительных преимуществ в экономике, которые данные страны не имели:
- повышение нормы прибыли в обрабатывающей промышленности;
- выпуск потребительских товаров;
- выпуск товаров промежуточного спроса и товаров длительного потребления.
С начало Азиатские страны начали выпуск трудоемкой продукции на экспорт, так как имели сравнительные преимущества в дешевой рабочей силы. Вкладывая средства, полученные от экспорта в базовые производства они перешли к капиталоемким отраслям, поэтому структура постоянно растущего экспорта меняется в пользу обрабатывающих отраслей. Работа на внешний рынок удовлетворению внутренних потребностей во многих важных товарах – машинах, металлах, оборудовании и т.д. Таким образом, в НИС Азии экспортноориентированная политика сочетается с эффективным импортозамещением, обеспечивая экономический прогресс региона.
Основные составляющие политики НИС Азии:
- Экспортная политика НИС Азии представляет собой политику всемерного удовлетворения потребностей партнеров на мировом рынке.
- Постоянно обновляются экспортная номенклатура товаров, идет постоянный поиск собственного места и ниш на мировом рынке.
- Для привлечения иностранного капитала используются СЭЗ.
- Приоритет в ориентации на внешние рынки поначалу отдается наиболее развитым странам мира, поскольку их рынки наиболее устойчивые и емкие. В процессе развития происходит постепенная диверсификация рынков, продвижение на рынки других развитых и развивающихся стран.
Место и роль НИС в международном разделение труда, прежде всего, определяется в международной торговле. Ориентация на внешние рынки привела к резкому увеличению их доли в мировом экспорте. В 2000 году доля Гонконга в мировом экспорте составила 4,7 %, Сингапура – 3,3 %, Южной Кореи – 3,3 %, Тайваня – 3,3 %. Характерно, что доля машин и оборудования – наиболее весомой и динамичной группы товаров в международной торговле – в совокупном товарном и общем промышленном экспорте азиатских НИС особенно быстрыми темпами росла в 80-е – начале 90-х годов.
Дальневосточные «драконы» и члены АСЕАН в начале 90-х годов оказались в первой десятке крупнейших экспортеров сколько-нибудь значимых видов машинотехнической продукции. А по отдельным статьям вошли в число мировых лидеров. На них приходится 11 % мирового экспорта машин по автоматической переработки данных. На долю экспорта сырья и продовольствия Южной Кореи и Тайваня приходится 7 %. Южная Корея обогнала Японию по судостроению. У Южной Кореи на первом месте в экспорте обувь. В Тайване – игрушки и спорттовары. Таким образом, НИС привлекли иностранный капитал и использовали свою дешевую рабочую силу и заработали капитал на электронике, а затем бросили силы в наукоемкие отрасли.
Страны являются крупными импортерами капитала, однако с конца 80- х годов становятся и его экспортерами. Здесь образуются крупные ТНК. Около 30 ТНК из НИС и нефтеэкспортеров. Вывозят капитал в промышленно-развитые страны и азиатско-тихоокеанский регион. Тайвань вывез в Китай (за 10 лет последние) около 9 млрд. долларов. В Гонконге половина совместных предприятий образовано с Китаем. Интернализация товарообменных процессов произошла совместно с интернализацией финансовых рынков. Сейчас многие из азиатских НИС становятся международными финансовыми центрами. Наиболее крупные из них – Сингапур и Гонконг.
По оценке МБРР НИС, в первую очередь Азии, значительно укрепят свои позиции и войдут в число промышленно-развитых стран. Темпы будут расти на 6 % в год. Центр деловой активности перемещается в этот регион. В начале (80-е годы) ориентация была на капиталоемкие отрасли (бытовая электроника), в 90-е годы перешли к наукоемкой продукции (автомобилестроение, судостроение и т.д.).
Преобладающая тенденция ориентации только на промышленно- развитые страны Запада дополняется поисками торгово-экономичеких партнеров в своем регионе и прилегающих субрегионах. Главным направлением принятой в этих странах экономической стратегии остается выпуск наукоемкой продукции. Трудоемкие и малорентабельные производства «доверяются» странам НИС «второй волны», а также Китаю и Вьетнаму.
Достигнутые успехи в развитии НИС, их интеграция в мировое хозяйство позволяют с уверенностью говорить о том, что перспективы их экономического роста, повышения уровня жизни народа и нарастания их внешнеэкономической экспансии достаточно благоприятны. В ХХI веке эти страны займут более высокие места в мировой экономике, продемонстрируют новые значительные результаты.
По прогнозам Всемирного Банка, в течение ближайших 10 лет средние темпы роста в Южной Азии составят 5,4 %, Восточной Азии – 7,7 %, Латинской Америке – 3,5 %. Прирост дохода на душу населения за 1996 – 2004 годы составляет в Восточной Азии 6,6 %. В среднем же доходы каждого жителя Земли ежегодно увеличиваются на 1,9 %.
Источник