Структура мирового продовольственного рынка
Крупнейший сегмент мирового рынка продовольствия – продукция с высокой добавленной стоимостью, полученная путем переработки сельхозсырья. В структуре российского экспорта этот сегмент – на 4 месте после зерновых, рыбы и растительных масел. Наличие емкого мирового рынка позволяет нашей стране значительно увеличить объемы экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.
Объем российского экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия в 2015 году составил более $16,2 млрд. Объем мирового рынка в 2015 году оценивается в 1 430 млрд. долларов США.
Крупнейшим сегментом на мировом рынке является продукция переработки сельскохозяйственного сырья, как готовая к употреблению, так и являющаяся сырьем для дальнейшей переработки. В этот сегмент включены:
Продукция мельничной промышленности: мука, крахмал, солод, глютен и другая продукция глубокой переработки зерна;
Готовая продукция из мяса, рыбы и водных беспозвоночных: консервы, колбасы и пр.;
Выпечка и макаронные изделия;
Консервированные и замороженные фрукты и овощи;
Прочие продукты, включая растворимый чай и кофе, мороженое, соусы и др.;
Продукция переработки яиц, а также яйца в скорлупе;
В структуре этого сегмента практически равные доли занимают выпечка и макаронные изделия ($63 млрд.) Прочие готовые продукты ($63 млрд.) и продукция переработки овощей и фруктов($56 млрд.).Продукция зернопереработки, включая муку, крахмал и другие продукты занимает сравнительно небольшую долю в сегменте: не более 7% или $18,5 млрд. Мировые объемы торговли яйцами и медом очень невелики в сравнении со всем объемом рынка: соответственно $5,7 и $2,3 млрд. Основными поставщиками продукции с высокой добавленной стоимостью являются промышленно развитые страны. В каждом из ключевых направлений сегмента (выпечка и макаронные изделия, продукция переработки овощей и фруктов, прочие готовые продукты) суммарная доля основных стран-производителей (США, Германия, Голландия, Италия, Китай) составляет 35%-40%.
Поэтому развитие глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, производство продуктов с высокой добавленной стоимостью и их продвижение на мировой рынок – важная составляющая экспортной продовольственной доктрины Российской Федерации. Второй по емкости сегмент мирового рынка – мясная продукция. Ведущие экспортеры мяса – США, Бразилия и Австралия (суммарно занимают 1/3 мирового рынка).
Главными импортерами являются Япония, Китай, и также США. При этом Соединенные Штаты – нетто-экспортермяса, объемы зарубежных поставок которого на $5 млрд. превышает уровень импорта. Еще один крупный сегментрынка сельхозсырья и продовольствия — фрукты и орехи.
Ведущими поставщиками в этом сегменте являются США (13% мирового рынка), а также Испания (9%) и Чили (5%). Ключевые покупатели – США (14%), Германия (9%) и Великобритания (5%). В отличие от мяса, США – нетто-импортер фруктов и орехов. Четвертый по величине сегмент мировой торговли – зерновые. Ведущим поставщиком зерновых на мировой рынок в денежном выражении являются США (19% рынка). Также в тройку лидеров входят Франция (8%) и Канада (7%).
Основные импортеры -Китай, Япония и Египет, соответственно 9%, 5% и 4% от объемов мирового импорта в денежном выражении. Доля ведущих производителей продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме мировой торговли, 2015 ТОП-5 крупнейших сегментов мирового рынка замыкают напитки (включая минеральную воду, пиво, вино и крепкие спиртные напитки).
В целом крупнейшими экспортерами продовольствия в мире являются США,Бразилия (чай, кофе, пряности, сахар и сахарные продукты), Индонезия (растительные масла), Германия (молочные продукты), Китай (рыба, овощи, мед). Ведущими покупателями- США, Китай, Германия, Япония и Великобритания. Так, например, в сегментах зерновых, масличных и кормов ведущий покупатель — Китай. Япония – мировой лидер по закупкам готовых мясных и рыбных продуктов. США лидируют по объемам закупок мяса, рыбы, овощей и фруктов и др. Рынки продовольствия США, Китая, Германии, Японии и Великобритании – наиболее емкие в мире.
Объем российского сельскохозяйственного экспорта в 2015 году составил $16,2 млрд. Ключевые экспортные продукты России — зерно, рыба, растительные масла и жиры. Также большая статья экспорта – продукция переработки сельскохозяйственного сырья.
Из числа продуктов с высокой добавленной стоимостью Россия экспортирует значительное количество выпечки и макаронных изделий. В этом сегменте основной покупатель российской продукции – страны СНГ.
На сегодняшний день главные особенности мирового рынка продовольствия – это ведущая роль продукции с высокой добавленной стоимостью (продукции переработки сельскохозяйственного сырья), основными поставщиками которой являются США и ЕС.
Точками роста российского экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия, наряду с зарубежными поставками зерновых и животноводческой продукции, являются:
Продукты с высокой добавленной стоимостью;
Экологически чистые, натуральные,продукты питания. Важным условием выхода на эти рынки должна стать активизация усилий государства и бизнеса с целью гармонизации стандартов и преодоления торговых барьеров.
Локальные агрокультуры (мед, ягоды и многое другое).
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании базы данных по международной торговле ООН (UN Comtrade Database).
Источник
Динамика экспорта продовольствия в мире
Основные ресурсы, необходимые для крупномасштабоного производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, –пахотные земли и вода. По таким критериям можно выделить 7 стран мира, обладающих наибольшим потенциалом агропроизводства. Это Россия, Бразилия, США, Китай, Индия, Индонезия и Канада.Среди этих стран по темпам роста экспорта продовольствия Россия является абсолютным лидером. С 2001 года поставки продукции российского АПК за рубеж выросли, в денежном выражении, почти в 12 раз. Ближайший конкурент – Индонезия – нарастила экспорт только в 6 раз.
Долгосрочная тенденция роста объемов экспорта продовольствия укладывается в такие фундаментальные закономерности рынка, как углубление национального разделения труда и общий рост спроса на продовольствие.
Сельское хозяйство укрепляет свои позиции как одна из ключевых отраслей мирового АПК.
Для ведущих сельскохозяйственных держав можно выделить несколько моделей развития агроэкспорта:
- Агроэкспорт как ведущая экспортная отрасль. Эта модель наиболее характерна для Бразилии, где продукция сельского хозяйства составляет до 40% всего экспорта. Также одну из ведущих ролей играет сельскохозяйственный экспорт для Индонезии (до 20%). При этом и Бразилия, и Индонезия за последние годы значительно нарастили долю АПК в общем объеме экспорта.
- Развитые экономики. Для таких стран как США и Канада доля АПК в экспорте составляет 8-12% и продолжает расти. Это подтверждает, что как объект долгосрочных стратегических инвестиций сельское хозяйство – одна из наиболее привлекательных отраслей;
- Страны с высокой численностью населения – Индия и Китай — не имеют возможностей для опережающего роста экспорта продукции АПК. Доля сельского хозяйства в общем объеме экспорта этих стран снижается.
- Россия обеспечила прорывный рост АПК, благодаря чему доля сельского хозяйства в экспорте существенно выросла.В качестве среднесрочной перспективы можно выделить уровень в 10%-12%, характерный для США и Канады.
В денежном выражении, ведущим мировым поставщиком сельскохозяйственной продукции являются США. В 2017 году экспорт составил $ 140 млрд. Объем экспорта ближайших конкурентов – Бразилии и Китая — меньше в 2 раза.
Бразилия, Китай и Канада в 2001 году имели практически одинаковые объемы экспорта продукции АПК – около $20 млрд. ежегодно. Но темпы роста канадского экспорта существенно отставали от конкурентов и по состоянию на 2017 год он составил $50 млрд.
Россия обладает наибольшимивозможностями роста экспорта из числа всех крупных сельскохозяйственных держав. Экспортная продовольственная доктрина ставит целью достижение к 2035 году объемов поставок за рубеж в $150 млрд. Это амбициозная, но реалистичная задача, позволяющая полностью раскрыть ресурсный потенциал сельского хозяйства России.
Материал подготовлен Международным независимым институтом аграрной политики на основании данных UNcomtradeи собственного анализа.
Источник
Рейтинг стран по экспорту продуктов питания. Может ли Россия конкурировать с США, Китаем или Германией?
Для целой когорты стран продажа пищевых продуктов входит в число важнейших статей в общей структуре внешней торговли. Как правило, это развивающиеся, аграрные страны, типа Сомали(около 22% в экспорте) или Нигера(14% экспорта), но и ряду развитых государств торговля едой приносит внушительные суммы в абсолютном выражении.
На пищевую продукцию распространяется то же самое правило, что и на многие другие товарные группы: готовую еду и полуфабрикаты экспортировать выгоднее, чем пищевое или другое агросырье.
Группы в номенклатуре, которую использует ООН и Всемирный Банк:
Помимо вполне традиционных наименований, к продуктам питания часто относятся также табак и табачные изделия.
Итак, 10 ведущих стран-экспортёров продуктов
Первое место с огромным отрывом у США, и это не удивительно хотя бы по той причине, что в США расположены крупнейшие мировые корпорации, специализирующиеся в первую очередь на еде, вроде PepsiCo и Mars. В денежном выражении США экспортируют еды на 90% больше, чем импортируют.
По итогам 2018 года Россия в первую десятку экспортеров еды не вошла. Это может показаться странным, так как Россия находится в числе главных поставщиков, например, зерна, но всё просто — сельскохозяйственное сырье это другая номенклатурная категория.
Россия расположилась на 13-ом месте лишь немного отставая от Испании. Россия также является нетто-экспортёром еды: импорт в 2018 году составил лишь 5,636 миллиарда долларов.
По сравнению с 2017 годом у России произошёл рост экспорта на 6,8%.
Да и в целом, отставание от ведущей десятки небольшое.
Источник
Экспорт продовольствия стран мира
По данным ITC, в 2019 году мировой экспорт продукции АПК снизился на 2,7% относительно рекордного показателя 2018 года и составил 1,57 трлн долл.* Россия поднялась в рейтинге крупнейших экспортеров с 20-го на 19-е место с долей 1,6%: по итогам 2019 года на внешние рынки поставлено продукции АПК стоимостью 25,5 млрд долл. В том числе российский экспорт зерновых составил 7,9 млрд долл., рыбы и морепродуктов – 5,4 млрд долл., продуктов масложировой отрасли – 4,1 млрд долл.
Сокращение экспорта произошло у четырех стран-экспортеров из первой пятерки. Отгрузки продовольствия из США, крупнейшего мирового поставщика, в прошлом году уменьшились на 2,3% до 142 млрд долл. Вывоз из Германии снизился на 1,8% до 85 млрд долл., из Бразилии – на 5,3% до 78 млрд долл., Китая – на 0,7% до 77 млрд долл. Рост зафиксирован лишь в Нидерландах, втором в мире агроэкспортере: в 2019 году отгрузки продукции АПК из этой страны увеличились на 0,5%, превысив 109 млрд долл.
Состав участников топ-10 крупнейших экспортеров по итогам прошлого года не изменился. Большинство стран сохранили и свои позиции, за исключением поменявшихся местами Италии и Канады. Агроэкспорт Италии в 2019 году вырос на 2,1% до 51 млрд долл., что позволило государству подняться с 9-й на 8-ю строчку. Продажи за рубеж продукции АПК Канады, напротив, сократились на 1,1% до 50,9 млрд долл. Во второй десятке крупнейших стран-экспортеров можно выделить значительный рост Аргентины (+14% до 39 млрд долл.) и Мексики (+12% до 39 млрд долл.).
В структуре мировой торговли продовольствием наблюдается специализация стран на экспорте. На 20 крупнейших экспортеров приходится почти 70% мирового экспорта АПК, а на первую десятку – почти 50%. Именно в этих странах расположены наиболее эффективные компании аграрного сектора. Такая ситуация создает необходимость постоянного увеличения эффективности российских производителей, чтобы они могли успешно конкурировать с компаниями из стран-крупнейших экспортеров продовольственной продукции.
В топ-10 крупнейших мировых импортеров продукции АПК изменений также не произошло, причем ни по составу участников, ни по их позициям в рейтинге. Статус крупнейшего покупателя агропродукции остается у США, в 2019 году показатель увеличился 2% до 166 млрд долл. Китай, второй глобальный импортер продовольственных товаров, нарастил ввоз сразу на 11% до 140 млрд долл. Импорт в Германию, занимающую третье место, снизился на 27% до 106 млрд долл.
В структуре мировой торговли наиболее торгуемыми позициями в прошлом году являлись мясо и мясные субпродукты, на которые приходилось 8,6% мирового экспорта АПК в стоимостном выражении. В первую очередь это свинина, экспорт которой в прошлом году вырос на 16% до 33 млрд долл., замороженная говядина (28 млрд долл., +12%) и мясо птицы (27 млрд долл., -1%) (по ТНВЭД 4). На втором месте среди категорий экспортируемого продовольствия – фрукты и орехи с долей 8%, их глобальные продажи в прошлом году снизились на 1,2% до 125 млрд долл. На третьем – алкогольные и безалкогольные напитки, также показавшие сокращение на 0,8% до 125 млрд долл. (доля 8%).
Структура российского продовольственного экспорта существенно отличается от мирового. Почти 70% приходится на продукты из 3 основных групп: зерновые, рыба и морепродукты и продукция масложировой отрасли. Таким образом, российская продукция практически не представлена в крупнейших сегментах мировой торговли: мяса, фруктов и орехов, а также напитков. Для ускоренного роста экспорта АПК у России есть потенциал быстрого увеличения поставок мясной продукции, минеральной воды и безалкогольных напитков.
За последние 15 лет мировой экспорт продукции АПК увеличился в 2,4 раза. С начала 2000-х годов развитие мировой торговли было обусловлено как ростом глобального спроса на продовольственные товары, так и общей тенденцией к снижению пошлин и расширению поддержки производителей и экспортеров со стороны ряда государств. Однако в настоящее время пандемия коронавируса создает риски для развития мировой торговли в краткосрочной и, возможно, среднесрочной перспективе. В рамках борьбы с COVID-19 государства предпринимают беспрецедентные меры реагирования, которые затрагивают работу производственных предприятий, передвижение грузов и рабочей силы. Кроме того, для обеспечения собственной продовольственной безопасности ряд стран объявили о временных ограничениях на экспорт продовольственной продукции.
Источник