- ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
- международный ежемесячный научный журнал
- Экспорт транспортных услуг из России
- Материал из Documentation.
- Содержание
- [править] Виды услуг
- [править] Грузовые перевозки
- [править] Пассажирские перевозки
- [править] Вспомогательные и дополнительные транспортные услуги
- Экспорт транспортных услуг страны
- Методика формирования показателей экспорта Российской Федерации транспортных услуг (утв. Банком России 4 декабря 2020 г.)
- I. Методологические принципы разработки показателей экспорта транспортных услуг
- II. Информационная база
- III. Разработка показателей экспорта транспортных услуг
- III.1 Расчет показателей на основе отчетности организаций по формам ФСН
- III.2 Расчет экспорта транспортных услуг на основе банковской отчетности и сведений отдельных организаций
- IV. Формирование региональной статистики экспорта транспортных услуг и статистики по видам экономической деятельности резидента
- V. Формирование статистики транспортных услуг в разбивке по странам-партнерам
- Обзор документа
ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
международный ежемесячный научный журнал
Кузнецов М.М. Внешняя торговля России транспортными услугами / М.М. Кузнецов, Ю.С. Передистая // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №2. – С. 71-74.
внешн ЯЯ торговл Я России транспортными услугами
М.М. Кузнецов , канд. геогр . наук, доцент
Ю.С. Передистая , магистрант
К рымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
(Россия, г. Симферополь )
Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей развития внешней торговли России транспортными услугами за период 2010-2014 гг . Проанал изирова на географическая структура экспорта транспортных услуг , структура экспорта и импорта транспортных услуг по видам тран спор та .
К лючевые слова: внешняя торговля, мировая торговля, транспортные услуги, видовая структура внешней торговли, географическая структура внешней торговли.
Состояние рынка транспортных услуг , тенденции его развития являются одним из критериев эффективности функциониров а ния экономики государства. Значение транспорта заключается в обеспечении св я зи и координации работы всех отраслей экономики. Он играет определяющую роль в развитии внешнеэкономических связей государства.
Ключев ое значение транспортные услуги имеют и для национальной экономик и . Я в ляясь трансконтинентальным государством, Россия входит в число лидеров на мировом рынке услуг. По версии Всемирной торг о вой организации, по состоянию на 2014 г. страна занима ла девятое место в мире по объемам экспорта данного вида услуг с д о лей 2,2% и 13 место по объемам импорта (1,3%) [1, с. 131].
Транспортные услуги выступают наиб о лее значимой категорией национального экспорта: их удельный вес в общем объеме экспорта услуг за период 2010 -2014 гг. в среднем состав и л 30%.
Поступление средств от экспорта тран с портных услуг увеличилось за последние пять лет на 38% до 20,5 млрд. долл. США. По сравнению с предыдущим годом, в 2014 г. экспорт изменился незначительно, он уменьшился лишь на 1% или 205 млн. долл. США.
При общем устойчивом дефиците вне ш ней торговли России услугами, по катег о рии «транспортные услуги» сохраняется а к тивное сальдо, которое в 2014 г. составило 5,1 млрд. долл. США [ 3 ]. Такой профицит достигается за счет выгодного географич е ского положения, а также интенсивной эк с плуатации транспортных средств.
Транспортные услуги России преимущ е ственно предоставляются странам дальнего зарубежья – 88% (по состоянию на 2014 г.). За период 2010 -2014 гг. доля этих стран в ы росла на четыре процентных пункта (табл. 1 ) .
Таблица 1 . Географическая структура э кспорт а транспортных услуг России в 2010 -2014 гг., %
Страна / группа стран
Страны дальнего зарубежья, в т.ч.:
Источник: рассчитано и составлено авторами на основе данных [ 3; 4 ]
В 2014 г. о сновны е потоки экспорта тр анспортных услуг были направл ены в В е ликобр и тани ю (7,3%) и Ирландию (5,9%) преимущественно в виде пассажирских авиаперевозок, а также Швейцарию (6,1%) и Кипр (4,8%) – вспомогательных и дополн и тельных транспор т ных услуг.
На страны СНГ приходится лишь около 12% экспорта транспортных услуг . Среди них о с новным торговым партнером России выступает Украина (3,1%), что обусловлено транзитом газа через ее территорию в евр о пейские страны. На фоне обострения эк о номических и политических отношений двух стран, удельный вес Украины стрем и тельно снижается.
В экспорте транспортных услуг России преобладают пассажирские перевозки, их доля в 2014 г. состав ила 37%. На грузовые перевозки приходилось 32%, вспомогател ь ные и дополнительные транспортные усл у ги (преимущественно обслуживание мо р ских и воздушных п е ревозок) – 31%.
Доминирующим видом, обслуживающим международный пассажиропоток, остается во з душный транспорт. Его доля в экспорте транспортных услуг России выросла за п е риод 2010-2014 гг. на 4,5 процентных пун к та до 95,7% (табл . 2 ). Преобладающая часть пассажи р ских перевозок, произведенных российскими авиакомпаниями, была осущ е ствлена для резидентов стран дальнего з а рубежья, из них 36% – приходилось на страны Европейского союза [ 3 , с. 36].
Таблица 2 . Структура экспорта транспортных услуг России по видам транспорта в 2010 -2014 гг., %
Почтовые и курьерские услуги
Источник: рассчитано и составлено авторами на основе данных [ 3; 4 ]
Вклад железнодорожного транспорта в экспорт пассажирских перевозок снизился с 7,4% в 2010 г. до 3,2% в 2014 г. Основная часть поступлений представлена доходами от пр о дажи билетов в странах СНГ.
В структуре грузовых перевозок большая часть доходов от экспорта поступает от предприятий трубопроводного транспорта, что свидетельствует о сырьевой направле н ности товарного экспорта России. Доля данного вида транспорта в 2010 -2014 гг. с о ставляла в сре д нем 28%.
Значимыми в данном сегменте остаются услуги предприятий воздушного транспо р та , которые обеспечивают 25,5% поступл е ний от экспорта транспортных услуг. По данным Це н трального банка России [ 3 ], в 2014 г. с тоимость грузовых перевозок, ос у ществленных российскими авиаперевозч и ками, снизилась по отношению к уровню 2013 г . на 9,9% и состав и ла 1,7 млрд. долл . США. Основными потребителями услуг я в ля ются резиденты стран дальнего заруб е жья.
Объемы импорта в Росси ю транспортных услуг в 2014 г. сократились относительно предшествующего года на 11,9% до 15,4 млрд. долл. США. Причиной данных тенденций стало сокращение товарного и м порта, обусловленное падением внутренн е го спроса и ухудшением торговых отнош е ний России с ключевыми странами-партнерами.
Географическая структура импорта транспортных услуг России аналогична экспорту. По данным Центрального банка России [ 3 ], в 2014 г. резидентами из стран дальнего заруб е жья оказано услуг на сумму 13,6 млрд. долл. США, что составляло 88% общего итога, из стран СНГ – на 1,8 млрд. долл. США или 12%. За последние пять лет доля последних снизилась на два процен т ных пункта: в 2010 г. она состав и ла 1 4 % [4].
В разрезе стран , лидирующие позиции в 2014 г. в импорте транспортных услуг в Росси ю занима ли :
— Беларусь, доля которой составила 3,5% ( 546 млн. долл. США ) , предоставляющая преимущественно услуги в сфере пассаж и ро — и грузоперевозок железнодорожным и автом о бильным транспортом;
— Кипр – 3,2% (497 млн. долл. США) и Швейцария – 1,9% (295 млн. долл. США) , вспом о гательные и дополнительные услуги в сфере обслуживания морского транспорта , пассажи р ские авиаперевозки ;
— Великобритания – 2,2% (335 млн. долл. США) , вспомогательные и дополнительные у с луги в сфере обслуживания воздушного транспорта , пассажирские авиаперевозки ;
— Украина – 1 ,7% (256 млн. долл. США ) , пассажироперевозки железнодорожным тран с портом .
В отличие от экспорта, в структуре транспортных услуг, оказанных компани я ми-нерезидентами, лидирующее положение занимают грузовые перевозки. По данным Це н трального банка России [ 3 ] , в 2014 г. на них приходилось 46% совокупного объема потре б ленных резидентами транспортных услуг – 7,1 млрд. долл . США. Стоимостны й объем услуг по доставке российских грузов иностранными предприятиями уменьшился (на 14,2% отн о сительно показателя 2013 г.) в результате сокращения внешнеторговых операций.
На пассажирские перевозки в 2014 г. приходилось 32% общего импорта тран с портных услуг (ведущую позицию в обсл у живании пассажиропотока сохранял во з душный транспорт), вспомогательные и д о полнител ьные транспортные услуги – 22%.
Таким образом, за период 2010 -2014 г г. изменения во внешней торговле России транспортными услугами коснулись пр е имущественно импорта: его объемы сниз и лись в результате резкого ухудшения усл о вий торгового сотрудничества с основными зарубежными партнерами. Развитие экспо р та транспортны х услуг сдерживается техн и ческим и технологическим отставанием транспортной системы России по сравн е нию с развитыми странами, недост а точно развитой инфраструктурой перевозок, ни з ким уровнем конкурентоспособности отеч е ственных транспортных компаний.
Для интенсивного развития внешней то р говли России транспортными услугами и усиления позиций в международной то р говле необходима реализация комплекса мер, включающих повышение инвестиц и онной привлекательности отрасли, создание новых транспортных маршрутов по терр и тории страны, поддержку отечественных перевозчиков и эксп е диторов на мировых рынках.
1. International Trade Statistics 2015 / World Tr ade Organization. – 2015. – 166 p.
2. Российский статистический ежегодник. 2015 : статистический сборн ик / Росстат. – М., 2015. – 728 с.
3 . Внешняя торговля Российской Федерации услугами. 2014 : статистический сборник / Центральный банк Российской Федерации. – М., 2015. – 32 1 с.
4. Внешняя торговля Российской Федерации услугами. 2012 : статистический сборник / Центральный банк Российск ой Федерации. – М., 2014. – 311 с.
russia’s FOREIGN TRADE IN transport
Kuznecov M.M., candidate of geographical sciences, associate professor
Peredis taya Ju. S . , graduate student
V.I. Vernadsky Crimean federal university
Abstract. The article evaluates development of Russia’s foreign trade in transport for the period 2010 -2014. Geographical structure of exports of transport services, structure of exports and i m ports of transport services by kinds of transport are analyzed.
Keywords: foreign trade, world trade, transport services, specific structure of foreign trade, g e ographical structure of foreign trade.
Источник
Экспорт транспортных услуг из России
Материал из Documentation.
Экспорт транспортных услуг из России — одна из крупных статей российского экспорта услуг.
Потоки операций по статье транспортные услуги в 2009 году отражали Россию как нетто-экспортёра. Во многом это объясняется как конкурентными тарифными ставками, предлагаемыми российскими перевозчиками, так и особенностями географического положения России. [1]
В 2009 году экспорт транспортных услуг составил $12,4 млрд, в том числе в страны дальнего зарубежья — $10,5 млрд, в страны СНГ — $1,9 млрд. На первую группу стран пришлось более 75 % объёмов грузоперевозок, 85 % — пассажирских перевозок и 95 % — вспомогательных транспортных услуг. [2]
По данным ЦБ РФ, в 2012 году экспорт транспортных услуг России составил $19,2 млрд. [3]
Структура экспорта транспортных услуг остается неизменной на протяжении ряда лет. [4]
Содержание
[править] Виды услуг
[править] Грузовые перевозки
Грузовые перевозки стабильно составляют свыше 40 % экспорта транспортных услуг. [5]
В 2009 году лидирующее положение в сегменте грузовых перевозок сохранили предприятия трубопроводного и воздушного транспорта, совокупная доля которых приблизилась к 60 %. Однако если стоимость услуг трубопроводного транспорта по транзитному перемещению нефти и газа стран Азиатского региона упала за год почти на 30 % до $1,5 млрд, то по перевозкам грузов воздушным транспортом снижение составило только 4 %. При этом наблюдалось разнонаправленная динамика в секторе воздушных перевозок: услуги, предоставленные резидентам стран СНГ, сократились на 31 %, а доходы от операций с резидентами стран ДЗ выросли на 11 %. [6]
В 2009 году объёмы транзитных перевозок грузов по территории России железнодорожным транспортом снизились на 23 % и составили $1 млрд, в том числе на долю стран дальнего зарубежья пришлось 59 % совокупного объёма грузовых перевозок железнодорожным транспортом, на долю стран СНГ — 41 %. Существенно сократились поступления от грузовых перевозок водным транспортом, падение составило 32 % до $0,8 млрд. При этом почти все экспортные доходы судоходных компаний были получены от операций со странами дальнего зарубежья. Более чем на треть уменьшились экспортные услуги грузового автомобильного транспорта, их объём составил $0,2 млрд. Экспорт услуг космического транспорта сократился до $39 млн или более чем в 4 раза по сравнению с 2008 годом и в 2 раза по сравнению с 2007 годом. [7]
[править] Пассажирские перевозки
В 2009 году доходы российских операторов от проданных на территории иностранных государств билетов составили $3,0 млрд, что на четверть меньше показателя 2008 года. Основным видом транспорта, обслуживавшим международный пассажирский поток, оставался воздушный, его доля составила 89 %, практически не изменившись по сравнению с предыдущими года-ми. В странах дальнего зарубежья реализовано 93 % билетов, почти половина из них в странах ЕС. На долю железнодорожного транспорта пришлось 10 % перевозок. В их структуре традиционно преобладали операции со странами СНГ: из $0,3 млрд экспортных поступлений ОАО «РЖД» году на долю стран СНГ пришлось 88 %. [8]
[править] Вспомогательные и дополнительные транспортные услуги
Обслуживание иностранных компаний, выполняющих международные перевозки, позволяет российской транспортной системе получать стабильный доход. [9]
По итогам 2009 года экспортная выручка по статье вспомогательных и дополнительных транспортных услуг составила более трети от совокупного экспорта транспортной отрасли, её размер практически не изменился по сравнению с показателями предыдущего года и равнялся $4,3 млрд. Наиболее значимый вклад (85 %) в формировании этого показателя принадлежал предприятиям, относящимся к водному и воздушному секторам. Стоимость обслуживания судов и обработки грузов, принадлежащих иностранным компаниям, российскими портами составила $2,3 млрд, сократившись по сравнению с 2008 годом на 9 %. Вместе с тем, экспортные поступления в виде платы за пролет над территорией России, а также за наземное и диспетчерское обслуживание в аэропортах самолетов компаний — нерезидентов выросли на 16 % и составили $1,3 млрд. [10]
Источник
Экспорт транспортных услуг страны
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методика формирования показателей экспорта Российской Федерации транспортных услуг (утв. Банком России 4 декабря 2020 г.)
I. Методологические принципы разработки показателей экспорта транспортных услуг
Экспорт транспортных услуг — это стоимостной показатель оказанных услуг, выполненных работ резидентами по договорам, заключенным с нерезидентами, связанных с транспортным обслуживанием грузового и пассажирского потока.
Транспортные услуги включают пассажирские и грузовые перевозки, вспомогательные и дополнительные транспортные услуги, а также почтовые и курьерские услуги.
Пассажирские перевозки — это услуги по перевозке пассажиров как на регулярной, так и на нерегулярной основе. К данному виду услуг относится также аренда транспортных средств с экипажем для осуществления перевозки пассажиров.
В части экспорта пассажирских перевозок учитывается стоимость перевозок пассажиров-нерезидентов, осуществленных транспортными компаниями — резидентами. Резидентная принадлежность пассажиров определяется по гражданству, указанному в документах, удостоверяющих личность, на основании которых были оформлены проездные документы. Экспорт пассажирских перевозок фиксируется в момент осуществления перевозки независимо от времени реализации проездных документов.
В экспорт услуг данной категории не включаются внутренние пассажирские перевозки пассажиров-нерезидентов по территории страны, а также перевозки пассажиров-нерезидентов в рамках организованных речных и морских круизов, а также автобусных туров, учитываемые по категории услуг «Поездки».
Грузовые перевозки — услуги, связанные с обслуживанием товарооборота: перемещение товаров от места их производства до пункта потребления. К данному виду услуг относится также аренда транспортных средств с экипажем для перевозки грузов.
Принимая во внимание тесную взаимосвязь международной статистики транспортных услуг со статистикой внешней торговли товарами, при определении стоимостных объемов транспортных услуг делаются следующие допущения в соответствии с международными стандартами. Вне зависимости от условий поставки товара переход права собственности на товар от продавца к покупателю при международной торговле осуществляется на границе страны-экспортера. Стоимость товаров определяется в ценах ФОБ на границе страны-экспортера, т.е. стоимость транспортировки до границы страны-экспортера включается в стоимость товара и регистрируется во внешней торговле товарами и в статистике международной торговли услугами не отражается.
В соответствии с указанными правилами учета в российской статистике внешней торговли услугами в части грузовых перевозок по экспорту фиксируются стоимость следующих операций, осуществляемых транспортными компаниями — резидентами по договорам, заключенным с нерезидентами:
перевозка российских экспортных грузов от таможенной границы Российской Федерации до пункта назначения, указанного импортером;
перевозка российских импортных грузов по территории страны, экспортирующей товар в Российскую Федерацию;
транзит через территорию Российской Федерации принадлежащих нерезидентам грузов, не относящихся к российскому экспорту или импорту товаров;
перевозки по территории иностранных государств или между иностранными государствами принадлежащих нерезидентам грузов, не относящихся к российскому экспорту или импорту товаров;
перевозка грузов для расположенных на территории Российской Федерации иностранных посольств, консульств и прочих нерезидентов.
Экспорт грузовых перевозок учитывается по факту совершения грузовой перевозки независимо от даты осуществления расчетов.
Вспомогательные и дополнительные транспортные услуги — к этой категории услуг относятся работы (услуги), предоставляемые транспортным средствам в портах, аэропортах, ангарах, на железнодорожных и автомобильных станциях, грузовых терминалах; погрузочно-разгрузочные работы; услуги по управлению воздушным движением; эксплуатация взлетно-посадочных полос, автомагистралей, железных дорог, мостов и туннелей; чистка и уборка транспортных средств; регистрация и техосмотр транспортных средств; спасательные операции; услуги (комиссии) транспортных агентств (экспедиторов), связанные с грузовыми и пассажирскими перевозками; прочие сопутствующие операции.
Отдельные сопутствующие операции в соответствии с международными требованиями не относятся к транспортным услугам. Это приобретение компаниями для организации транспортных работ топлива, средств обеспечения и материально-технических запасов, борт-питания, относящиеся к внешней торговле товарами; ремонт железнодорожных путей, автомагистралей, конструкций и сооружений в портах и аэропортах и т.д., учитываемый в составе строительных услуг; аренда транспортных средств без экипажа, отражаемая по категории услуг «Операционный лизинг»; ремонт и обслуживание транспортных средств, входящие в состав услуг по техническому обслуживанию и ремонту.
Почтовые и курьерские услуги — почтовое обслуживание (сбор и доставка писем, газет, периодических изданий и т.д. различными видами транспорта), а также услуги курьерской связи.
II. Информационная база
Источниками информации для расчета показателей экспорта транспортных услуг в статистике внешней торговли Российской Федерации услугами являются:
— отчетность по формам федерального статистического наблюдения (далее — ФСН) N 1-ТРАНСПОРТ «Сведения об оказанных нерезидентам услугах грузовых и пассажирских перевозок» и N 3-ТРАНСПОРТ «Сведения о вспомогательных и дополнительных транспортных услугах и сопутствующих транспортным услугам операциях по договорам, заключенным с нерезидентами», предоставляемая Банку России в соответствии с Указанием Банка России N 5328-У от 25 ноября 2019 года 1 ;
Формы ФСН ежеквартально предоставляют включенные Банком России в Перечень респондентов по формам N 1-ТРАНСПОРТ, N 3-ТРАНСПОРТ юридические лица — резиденты, заключившие договор с нерезидентами на осуществление или организацию грузовых или пассажирских перевозок, оказание вспомогательных и дополнительных транспортных услуг и на выполнение сопутствующих транспортным услугам операций. Подробная информация о формировании перечней респондентов по формам ФСН содержится в методике формирования перечней, которая размещена на официальном сайте Банка России в сети Интернет в разделе «Статистика / Макроэкономическая финансовая статистика / Статистика внешнего сектора / Методологические материалы / Внешняя торговля услугами».
Отчеты по формам ФСН предоставляет то юридическое лицо — резидент, у которого заключен договор с нерезидентом на оказание грузовых перевозок, пассажирских перевозок, вспомогательных и дополнительных транспортных услуг и на выполнение сопутствующих транспортным услугам операций.
— отчетность кредитных организаций по форме 0409402 «Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, оказание услуг, передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности, операции неторгового характера и за товары, не пересекающие границу Российской Федерации» (далее — форма 0409402), предоставляемая Банку России в соответствии с Указанием Банка России N 4927-У от 8 октября 2018 года 2 .
Отчетность по форме 0409402 ежемесячно предоставляется уполномоченными банками и содержит информацию о расчетах их клиентов-резидентов с нерезидентами по сделкам, связанным с выполнением работ, оказанием услуг, передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности, операциям неторгового характера.
— данные отдельных предприятий для формирования показателя «Почтовые и курьерские услуги», предоставляемые на квартальной основе.
III. Разработка показателей экспорта транспортных услуг
При формировании показателей экспорта транспортных услуг используется комбинированный подход, заключающийся в сочетании данных из различных источников информации.
III.1 Расчет показателей на основе отчетности организаций по формам ФСН
Сведения отчетности по формам ФСН о стоимости оказанных в отчетном периоде услуг нерезидентам являются основным источником информации для разработки показателей экспорта всех видов транспортных услуг морского, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта. Показатели экспорта пассажирских, а также вспомогательных и дополнительных транспортных услуг формируются напрямую из данных отчетности. Показатели экспорта грузовых транспортных услуг, указанные в отчетности, корректируются в связи с наличием методологических особенностей отражения стоимости грузовых перевозок, связанных с их частичным включением в данные статистики внешней торговли товарами, и рассчитываются отдельно по каждому виду транспорта на основе данных, приведенных в отчетности.
Экспорт услуг железнодорожного и трубопроводного транспорта представляет собой стоимостному показателю транзитных перевозок по территории Российской Федерации грузов, принадлежащих нерезидентам. В экспорте услуг данных видов транспорта не отражается стоимость перевозки товаров российского экспорта и импорта.
При формировании показателей грузовых перевозок морским и воздушным транспортом делается следующее допущение: пересечение границы происходит в аэропорту/порту на территории страны-экспортера. Таким образом, в экспорте услуг в части воздушного и морского транспорта учитывается вся сумма оказанных резидентами услуг нерезидентам по транспортировке от пункта отправления до пункта назначения экспортируемых Российской Федерацией товаров и не учитывается осуществленная по договорам с нерезидентами перевозка импортируемых товаров в Российскую Федерацию. Перевозка воздушным транспортом принадлежащих нерезидентам грузов между аэропортами/портами, расположенными на территории иностранных государств, вне зависимости от того, имеет место перевозка в границах одной страны или международная перевозка, полностью включается в экспорт транспортных услуг.
В случае оказания резидентом услуг грузовой перевозки автомобильным транспортом в экспорт услуг включается стоимость перевозки экспортных грузов от границы Российской Федерации до пункта назначения, импортных грузов — только по территории страны экспортера, а также стоимость транспортировки грузов, не относящихся к российскому экспорту или импорту, по договорам, заключенным с нерезидентами, независимо от места расположения пунктов отправления и назначения.
Поскольку в отчетности организаций — резидентов приведена полная стоимость перевозки товаров, относящихся к российскому эксперту или импорту, осуществляется ее корректировка в целях выделения экспорта услуг.
Расчет корректировок основан на модели, разделяющей расстояние от пункта отправления груза до пункта назначения на две части: перевозка от пункта отправления до границы страны-экспортера, перевозка от границы страны-экспортера до пункта назначения.
— Расчет экспорта грузовых услуг автомобильного транспорта, связанных с перевозкой товаров российского экспорта
При осуществлении корректировки делаются следующие допущения:
— Пунктом отправления на территории Российской Федерации является центр федерального округа 3 . Распределение операций по федеральным округам осуществляется на основании содержащихся в отчетности сведений о территориальной принадлежности заключивших договора с нерезидентами на перевозку грузов резидентов, их филиалов или представительств, не являющихся самостоятельными юридическими лицами.
— Пунктом назначения за пределами Российской Федерации является столица страны назначения. Информация о стране назначения содержится в отчетности резидентов.
— Страны, с которыми Российская Федерация имеет автомобильное сообщение, сгруппированы в шесть условных групп в зависимости от расположения пунктов пропуска Российской Федерации, через которые осуществляется грузоперевозка в эти страны.
Экспорт грузовых услуг автомобильного транспорта, связанных с перевозкой товаров российского экспорта (Efre), рассчитывается по следующей формуле:
n — совокупность резидентов, отчитавшихся о стоимости услуг перевозки товаров российского экспорта автомобильным транспортом;
m — совокупность стран назначения при перевозки товаров российского экспорта автомобильным транспортом;
Vfreij — стоимость услуги перевозки автомобильным транспортом российских экспортных грузов, сведения о которой содержится в отчетности i-ой организации — резидента, до пункта назначения в j-ой стране.
Keij — Коэффициент корректировки отчетных данных i-ой организации — резидента при транспортировке экспортных грузов Российской Федерации до пункта назначения в j-ой стране:
Keij = (S1j — S2j)/S1j), где
S1j — расстояние (протяженность автомобильных дорог) от центра федерального округа Российской Федерации до столицы j-ой страны назначения;
S2j — расстояние (протяженность автомобильных дорог) от центра федерального округа Российской Федерации до населенного пункта Российской Федерации, расположенного наиболее близко к границе Российской Федерации при движении в направлении к j-ой стране назначения и определенного исходя из того, к какой условной группе стран отнесена j-ая страна назначения.
— Расчет экспорта грузовых услуг автомобильного транспорта, связанного с перевозкой импортируемых товаров Российской Федерацией
При осуществлении корректировки делаются следующие допущения:
— Страна отправления считается страной, экспортирующей товары в Российскую Федерацию.
— Пунктом отправления за пределами Российской Федерации является столица страны отправления.
— Пунктом назначения на территории Российской Федерации является центр федерального округа. Распределение операций по федеральным округам осуществляется на основании содержащихся в отчетности сведений о территориальной принадлежности заключивших договор с нерезидентами на перевозку грузов организаций, их филиалов или представительств, не являющихся самостоятельными юридическими лицами.
Экспорт грузовых услуг автомобильного транспорта, связанных с перевозкой импортируемых товаров Российской Федерацией (Efri), определяется только в случае, если пункт отправления находится на территории страны экспортера, и рассчитывается по следующей формуле:
Vfri ij — стоимость грузовой услуги автомобильного транспорта, связанной с перевозкой импортируемых Российской Федерацией товаров, сведения о которой содержится в отчетности i-ой организации, от пункта отправления в j-ой стране — экспортере товара.
Ki ij — Коэффициент корректировки отчетных данных i-ой организации при перевозке автомобильным транспортом импортируемых грузов Российской Федерацией от пункта отправления в j-ой стране — экспортере товара:
Ki ij = S3 j /S1 j , где
S1 j — расстояние (протяженность автомобильных дорог) от столицы j-ой страны отправления — экспортере товара до центра федерального округа Российской Федерации;
S3 j — расстояние от столицы j-ой страны отправления — экспортере товара до ее границы при движении в направлении Российской Федерации.
III.2 Расчет экспорта транспортных услуг на основе банковской отчетности и сведений отдельных организаций
Данные банковской отчетности по форме 0409402, содержащие сведения о поступлении денежных средств клиентам кредитных организаций (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) — резидентам за оказанные нерезидентам услуги, служат при формировании экспорта транспортных услуг как прямым, так и дополнительным источником информации.
Показатель экспорта услуг космического транспорта в полном объеме формируется на основании сведений банковской отчетности.
Экспорт почтовых и курьерских услуг складывается из данных обследования отдельных организаций — резидентов и дополняется данными банковской отчетности по операциям других резидентов.
Данные о банковских операциях клиентов используются для поправки на охват показателей экспорта услуг морского, воздушного, автомобильного, железнодорожного и автомобильного транспорта, полученных на основании сведений ФСН. Необходимость обогащения данных объясняется тем, что круг отчитывающихся по формам ФСН организаций не полностью охватывает всю совокупность резидентов, оказавших транспортные услуги нерезидентам, поэтому производится досчет показателей до полного объема (до генеральной совокупности).
Поправка на охват осуществляется отдельно по каждому виду услуги (грузовые перевозки, пассажирские перевозки, вспомогательные и дополнительные транспортные услуги) и виду транспорта (морской, воздушный, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный). Поправка по пассажирским перевозкам осуществляется только по транспортным компаниям-перевозчикам.
Для резидентов, не отчитавшихся в отчетном периоде, но предоставивших отчет по форме ФСН за предыдущий период в пределах последних 12 месяцев (d) расчет экспорта услуг (E′d) осуществляется по формуле:
Piq — объем поступлений денежных средств в долларовом эквиваленте i-ому резиденту от нерезидентов за период q по данным банковской отчетности;
Viq-1 — сумма начисленных к поступлению денежных средств i-ого резидента в долларовом эквиваленте за период q-1 по данным формы ФСН (последний из предоставленных резидентом отчетов за предыдущие периоды в пределах 12 месяцев); для морского и воздушного транспорта — с учетом исключения перевозок импортируемых товаров в Российскую Федерацию, для автомобильного транспорта — с учетом корректировки стоимости грузовых перевозок до экспорта услуг.
Piq-1 — объем поступлений денежных средств в долларовом эквиваленте i-ому резиденту от нерезидентов за период q-1 по данным банковской отчетности;
Для резидентов, которые никогда не отчитывались по форме ФСН или отчитывались более чем 12 месяцев назад (r), расчет экспорта услуг осуществляется по формуле:
Pir — объем поступлений денежных средств в долларовом эквиваленте i-ому резиденту, который никогда не отчитывались по форме ФСН или отчитывались более чем 12 месяцев назад, за оказанные услуги нерезидентам по данным банковской отчетности;
Vn — совокупный объем начислений денежных средств в долларовом эквиваленте резидентам, которые отчитались по форме ФСН за оказанные услуги нерезидентам; для морского и воздушного транспорта — с учетом исключения перевозок импортируемых товаров в Российскую Федерацию, для автомобильного транспорта с учетом корректировки стоимости грузовых перевозок до экспорта услуг;
Pn — совокупный объем поступлений денежных средств в долларовом эквиваленте резидентам, которые отчитались по форме ФСН, за оказанные услуги нерезидентам по данным банковской отчетности.
IV. Формирование региональной статистики экспорта транспортных услуг и статистики по видам экономической деятельности резидента
Статистика внешней торговли транспортными услугами в разрезе регионов Российской Федерации формируется на основе территориальной принадлежности к субъекту Российской Федерации заключившего договор на оказание услуг нерезидентам юридического лица — резидента или его филиала/представительства, не являющегося самостоятельным юридическим лицом, и определяется по первым двум разрядам кода ОКАТО — Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 года N 413 (с дополнениями и изменениями).
Исключение составляют показатели региональной статистики пассажирских перевозок воздушным и железнодорожным транспортом, которые формируются исходя из данных самого юридического лица-резидента без учета сведений о его филиалах/представительствах.
Услуги, предоставленные резидентами, являющимися индивидуальными предпринимателями, распределяются по регионам Российской Федерации исходя из территориальной принадлежности филиала кредитной организации, на счет в котором поступили денежные средства индивидуальному предпринимателю за экспорт услуг.
Статистика внешней торговли услугами по видам экономической деятельности резидентов формируется по информации о виде деятельности головной организации резидента, указанному в качестве основного вида деятельности по коду ОКВЭД2 — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) (введен Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст).
Вид экономической деятельности и территориальная принадлежность в рамках субъекта Российской Федерации резидентов, для которых осуществлена корректировка по данным банковской отчетности, определяются на основании данных Статистического регистра. В случае отсутствия информации о резиденте в Статистическом регистре используются сведения информационной системы СПАРК.
V. Формирование статистики транспортных услуг в разбивке по странам-партнерам
При формировании данных по пассажирским перевозкам в географическом распределении страна-партнер определяется:
для информации, полученной по отчетности организаций по формам ФСН, — по стране, в которой зарегистрирован пассажир-нерезидент;
для информации, полученной из банковской отчетности, — по стране, в которой зарегистрирован нерезидент (юридическое или физическое лицо), являющийся плательщиком денежных средств.
При формировании данных по грузовым перевозкам в географическом распределении страна — партнер определяется:
для информации, полученной по отчетности организаций по формам ФСН:
— при перевозке российских экспортных грузов, при транзитных перевозках через территорию Российской Федерации, при перевозках по территории иностранных государств или между иностранными государствами, а также при перевозках грузов для расположенных на территории Российской Федерации иностранных посольств, консульств — по стране грузополучателя-нерезидента;
— при перевозке российских импортных грузов — по стране грузоотправителя-нерезидента;
— при отсутствии в отчетности информации о стране грузополучателя/грузоотправителя — нерезидента используется информация о стране назначения/отправления, соответственно;
— при отсутствии информации о стране назначения/отправления используется информация о стране, в которой зарегистрирован нерезидент, являющийся контрагентом по договору на оказание транспортных услуг.
для информации, полученной из банковской отчетности, — по стране, в которой зарегистрирован нерезидент (юридическое или физическое лицо), являющийся плательщиком денежных средств.
При формировании данных по вспомогательным и дополнительным транспортным услугам в географическом распределении страна-партнер определяется:
для информации, полученной по отчетности организаций по формам ФСН, — по стране, в которой зарегистрирован нерезидент, являющийся контрагентом по договору на оказание транспортных услуг;
для информации, полученной из банковской отчетности, — по стране, в которой зарегистрирован нерезидент, являющийся плательщиком денежных средств.
1 Указание Банка России N 5328-У от 25 ноября 2019 года «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и порядка составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам в Центральный банк Российской Федерации для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж»
2 Указание Банка России N 4927-У от 8 октября 2018 года «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
3 Центры федеральных округов Российской Федерации определены в Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».
Обзор документа
Банк России разработал методику формирования показателей экспорта транспортных услуг, которая в т. ч. включает:
— расчет показателей на основе статистической, банковской отчетности и сведений отдельных организаций;
— формирование региональной статистики экспорта транспортных услуг и статистики по видам экономической деятельности резидента;
— формирование статистики услуг в разбивке по странам-партнерам.
Источник