Вопросы к экзамену по Конституционному праву Зарубежных стран (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Вопросы к экзамену по Конституционному праву Зарубежных стран.
Вопрос 1: Понятие и предмет отрасли КП.
Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных правовых актах (конституциях, законах, декретах президента и т. д.) и регулируют определенную группу общественных отношений (основы устройства общества и государства, правового положения личности и др.).
Предметы изучения конституционного права — общественно-политические процессы и явления, основы жизни общества, государства, коллектива, личности. К ним относятся:
1) в экономической сфере — основы отношений собственности;
2) в социальной сфере — основы социальной роли государства;
3) в политической сфере — создание и роль политических партий, организация государства и т. д.;
4) в идеологической сфере — плюрализм идеологий или существование одной из них в качестве официальной (марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в КНР).
2. Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды.
3. Источники конституционного права.
Источники конституционного права в зарубежных странах — нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главный источник—конституция (за исключением некоторых мусульманских государств). К другим источникам относятся;
1)законы — конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (решают отдельные вопросы), чрезвычайные (действуют в особых сложившихся условиях в течение короткого срока), внутригосударственные публично-правовые договоры;
2) регламенты парламентов и их палат — организация и процедура работы парламентов;
3) акты главы государства и исполнительной власти;
4) акты органов конституционного контроля — официальные толкования конституции;
5) судебные прецеденты — решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;
6) конституционный обычай — сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой и случае его нарушения (Великобритэния, Новая Зеландия);
7) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах — Коран);
8) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);
9) международно-правовые акты.
На локальном уровне действуют свои источники конституционного права (конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании), в городах — свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.
4. Конституционно-правовые отношения, их особенности.
В предмете конституционного права просматриваются два блока общественных отношений.
Во-первых, это отношения, регулируемые конституцией того или иного государства, включающие основы всех сфер общественного
• правового статуса человека и гражданина;
• устройства гражданского общества;
• организации государственного механизма;
• территориального устройства государства.
Во-вторых, это отношения, регулируемые иными источниками конституционного права, причем не только в основном (как это делает конституция), а подробно. В их число входят отношения:
• связанные с приобретением, прекращением и иными вопросами гражданства и осуществлением политических прав;
• возникающие в связи с образованием и деятельностью политических партий и иных политических общественных объединений;
• складывающиеся при осуществлении народных голосований и иных форм непосредственной демократии;
• связанные с деятельностью парламента;
• связанные с осуществлением конституционного контроля;
• касающиеся организации и деятельности местного самоуправления.
Поскольку система любой правовой отрасли определяется ее предметом, система конституционного права также включает два блока наиболее крупных институтов: содержащиеся и конституции государства и содержащиеся и иных источниках прана
5. Субъекты конституционно-правовых отношений.
6. Понятие и классификация конституций.
Термин «конституция» имеет два значения:
1)фактическая конституция—реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране;
2)юридическая конституция—это документ, основной закон (или несколько основных законов), принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и особый объект, регулирующий основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества. Виды конституций:
1)по социальным признакам различаются конституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному типу (в странах капиталистической ориентации) и переходные ксоциалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе встранах социалистической ориентации);
3) с точки зрения структуры конституции делятся на консолидированные, неконсолидированные и комбинированные;
4) по юридическому содержанию различают инструментальные и социальные конституции;
5) в зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные и неписаные. Писаная конституция—это особый законодательный акт или нередко несколько разновременных актов, которые официально провозглашены основными законами данной страны. Неписаная конституция — это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев;
6) по порядку издания выделяются конституцииок роированные (дарованные), принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом), одобренные на референдуме;
7) по способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкие» изменяются в том же порядке, что и другие законы. Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия;
8) в зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными;
9) с точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма. Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества;
10)с точки зрения территориальных масштабов действия и форм государственности различают конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федераций.
7. Структура и функции конституций.
Структура Конституции – это логическая связанность различных институтов независимо от места расположения норм в тексте Конституции. Нормы, составляющие один институт, могут быть размещены в разных главах Конституции, но в своей совокупности они представляют содержательное единство. С этой точки зрения для внутренней структуры не имеет значение, составляет тот или иной институт раздел или главу. Важна реальная взаимосвязь и соподчиненность норм, составляющих содержание конкретных институтов.
В отличие от системы, которая предстает перед нами как совокупность частей – преамбулы, разделов, глав, статей, внутренняя структура проявляется как определенная взаимосвязь и взаимозависимость институтов и конституционных норм, образующих эти институты.
К числу важнейших функций конституции относится закрепление преемственности в развитии государственности, тем самым конституция подчеркивает незыблемость государственности, несмотря ни на какие революции, государственные перевороты или перестройки. В нынешней российской Конституции эта функция выражена в двух аспектах — в преамбуле говорится о сохранении исторически сложившегося государственного единства и о возрождении суверенной государственности России.
8. Порядок принятия, изменения и отмены конституций.
Способы принятия конституции:
1) принятие конституции специально избранным для этой цели учредительным собранием. Это обычно однопалатный орган (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции, но иногда продолжает свою деятельность в качестве обычного парламента. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов, иногда избирается на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначается военными властями (они играют роль консультативных);
2) принятие конституции парламентом;
3) принятие конституции надпарламентскими органами, составной частью которых иногда были, а иногда и не были парламенты (например, Великим народным хуралом в Монголии в 1992 г.);
4) принятие путем референдума — общегосударственного голосования избирателей (в 1958г. во Франции, в 1999 г. в Швейцарии);
5) принятие военными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению;
6) принятие высшими партийными органами — съездами или исполнительными комитетами партии;
7)принятие на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и групп населения;
8)договорное принятие конституции в кризисных ситуациях, хотя добровольность таких соглашений нередко весьма своеобразна;
9) октроирование конституции: она даровалась «хорошим» монархом своему «верному народу»1;
10) принятие основного закона в новой редакции.
Поправки в конституцию вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями:
1) проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации;
2) поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат. Часто необходимо, чтобы она была принята парламентом дважды с определенным интервалом. В некоторых странах второй вотум (голосование) должен иметь место только после избрания нового состава парламента;
3) после того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено (ратифицировано) определенным большинством субъектов федерации. Конституционные поправки не подлежат вето главы государства и должны быть опубликованы. При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают некоторые ее главы или статьи, а порой и весь текст.
9. Конституционные основы правового положения личности в зарубежных странах.
Права человека — естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К их числу относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколений, например, право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.
Права гражданина вытекают из факта гражданства, юридической связи лица с определенным государством, политическим сообществом.
Это права личности как члена политического сообщества. К их числу относятся избирательные права, право на объединение, право на участие в управлении делами государства и т. д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание).
В странах тоталитарного социализма приводится другое разделение — права граждан и права трудящихся. В некоторых конституциях (например, в Конституции КНР) отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам. В современных условиях некоторые основы правового статуса личности (а в определенных аспектах и гражданина) определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами.
Международное право устанавливает:
1) внутреннее конституционное законодательство должно включать тот объем основных прав и свобод человека и гражданина, который соответствует международным стандартам;
2)внутреннее законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям;
3) абсолютная свобода и абсолютное право невозможны; они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права, причем в точно определенных целях (как то обеспечение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т. д.);
4) злоупотребление правами запрещено, т. е. использование их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц;
5) права личности ограничены правами других лиц;
10. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Три группы основных прав и свобод гражданина:
1)личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет. К их числу относятся право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию, право на свободу, неприкосновенность жилища, на тайну переписки, свободу передвижения и выбор местожительства. Неприкосновенность жилища предполагает защиту не только от произвольных обысков выемок, постоя солдат, полицейских вторжений, но и защиту от произвольных действий со стороны отдельных лиц.
Тайна переписки и телефонных разговоров в значительной мере обеспечивается закрепленным законом требованием в отношении правоохранительных органов получать специальное разрешение суда для перлюстрации писем и прослушивания телефонных разговоров. Важнейшими личными правами человека являются свобода передвижения и выбора местожительства, свобода от произвольного ареста и необоснованной уголовной репрессии, право на свободное заключение брака, запрещение пыток;
2)политическими правами и свободами гражданин государства наделяется как член политической общности. Важнейшим политическим правом является избирательное право — субъектность гражданина, состоящая из активного и пассивного избирательного права, •открывающая для граждан возможность не только участвовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей. Также сюда относятся свобода слова, печати, право на получение информации, свобода распространения информации, свобода совести, свобода союзов и ассоциаций, свобода шествий и свобода собраний;
3) социально-экономические права и свободы. Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это право обеспечено всеми средствами юридической защиты от посягательства со стороны как отдельных лиц, так и органов самого государства. В новых конституциях закреплена возможность отчуждения частной собственности в интересах общества.
После Второй мировой войны конституциями Италии, Дании, Индии, Японии, Гватемалы, Коста-Рики, Габона, Бангладеш, Марокко, ряда других государств было провозглашено право на труд.
Некоторые послевоенные конституции провозглашают также право на равную плату за равный труд и право на отдых, которые иногда рассматриваются как органическое продолжение права на труд.
В числе экономических завоеваний трудящихся можно назвать также страхование в связи с безработицей, пенсионирование престарелых и инвалидов, охрану женского и детского труда.
11. Понятие и правовое регулирование гражданства в зарубежных странах.
Гражданство — взаимосвязь лица и государства, порождающая с обеих сторон определенные права и обязанности. Граждане данного государства пользуются наиболее широкими правами, они же несут и наибольшие обязанности.
Иностранцы не обладают многими политическими правами, хотя они обладают правом собственности, могут получать муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен и т. д. Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. Однако они, в отличие от иностранцев, не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуацию.
Лица с множественным гражданством обладают правами и исполняют обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются.
Гражданство — устойчивая правовая связь лица со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству, а с другой — права и обязанности государства по отношению к гражданину. Подданство отражает качества принадлежности, личную связь человека с монархом.
Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане — принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. Способы приобретения гражданства:
1) филиация (получение гражданства по рождению);
2) натурализация (прием в гражданство уполномоченными на то органами государства;
обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха));
3)признание гражданства (все жители территории, если они не отказываются от этого, на день образования нового государства признаются его гражданами);
4)оптация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством);
5)трансферт (переход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора, что бывает редко, но имело место в некоторых государствах после Второй мировой войны);
6)регистрация (она предполагает упрощенный порядок приобретения гражданства, например, если родители данного лица были или являются гражданами страны или лицо служит в вооруженных силах, занимает государственную должность);
7) восстановление гражданства (для бывших граждан данного государства).
1)выход из гражданства (отказ от гражданства) осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом;
2)лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами государства вопреки желанию лица;
3) высылка граждан из страны;
4) экстрадиция (выдача иностранному государству лиц, нарушивших закон этого государства, для следствия и суда).
12. Сущность государства. Значение конституционных характеристик государства как демократического, правового, социального, светского.
Государство— это особое территориальное сообщество людей, распространяющее суверенную власть на всю свою территорию, располагающее профессиональным аппаратом управления и принуждения. Обычно конституции закрепляют основные атрибуты (официальное наименование, государственные символы, столицу) и признаки государства— наличие собственной территории, суверенитета, аппарата управления и принуждения, правотворчества, главные принципы организации и деятельности государства, его внутренней и внешней политики, а также основы его устройства, т. е. структуры государственного механизма и территории.
Конституционные принципы организации и деятельности государства— это зафиксированные в основном законе руководящие идеи, которыми данное государство должно руководствоваться при проведении своей политики. Их можно подразделить на принципы внутренней и внешней политики. Такие принципы являются неодинаковыми в конституциях разных стран. В конституциях западной! модели (ФРГ, Испания, Италия, Франция и др.). принципы внутренней политики находят выражение прежде всего в таких характеристиках государства, как социальное, правовое, демократическое и светское.
Социальное государство— это государство, которое служит обществу и стремится минимизировать социальные конфликты, создать всем членам общества условия для достойной жизни.
Источник