- Электронная таможня» — главный механизм обеспечения таможенной безопасности государства
- Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ
- Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации
- 1.1. Экономическая безопасность: понятие, сущность, цели, задачи, классификация угроз экономической безопасности, механизмы обеспечения экономической безопасности
- 1.2. Статус таможенных органов, их основные задачи и функции по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации
- 1.3. Правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства
Электронная таможня» — главный механизм обеспечения таможенной безопасности государства
Стратегия развития общества в мире однозначно подтверждает, что победы достигают те структуры, которые накапливают информацию и умело распоряжаются ею. Сбор и обработка больших объемов информации в настоящее время возможны только с применением информационных технологий, которые реализуются путем создания комплексных систем.
Ведущие таможенные службы мира (Германии, Франции, России, Японии, Китая, США, Канады и многих других государств) также активно внедряют современные информационные технологии.
Тенденции мирового развития устанавливают новые задачи по упрощению таможенных процедур и процедур логистики при ввозе и вывозе товаров с территории страны, уменьшению рисков нарушения безопасности жителей. Для этого необходимо создавать электронные информационные системы, которые будут функционально совместимыми с аналогичными системами разных стран, доступными, управляемыми, безопасными, объединенными и контролируемыми.
В документах стран — участниц Европейского союза и других государств указано, что путь к этому — сокращение различий между таможенными процедурами стран мира. Механизм реализации данной задачи называется «Электронной таможней», частично определены его составляющие и сроки введения в действие, однако комплексного определения понятия не дается.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопрос внедрения проекта «Электронная таможня» рассматривался Комиссией Европейского союза, которая представила на рассмотрение странам ЕС «Многолетний стратегический план действий», этапы его внедрения[5].
Ученые и практики С.А. Колобов, О.А. Николайчук, СВ. Жлуктенко, СМ. Коваль, М. Ланг, И.В. Коновалов, B.C. Давидюк, В.В. Наумов, С.А. Фесенко, А.Е. Же-рихов, Л.М. Ухлинов, А.В. Слобожанов изучают механизмы решений проблем, которые возникают при внедрении информационных технологий, и реализуют их на практике в государственных органах.
Государства — члены ЕС приняли решение действовать в рамках структуры «Электронная Европа» и утвердили Решение Совета Европейского союза относительно простой и безбумажной среды для таможенных администраций и субъектов внешнеэкономической деятельности.
Комиссия ЕС в Многолетнем стратегическом плане внедрения «Электронной таможни»[6] предлагает:
— объединить существующие системы контроля за экспортом, импортом и транзитом в единую систему;
— ввести систему единого учета торговцев с регистрацией только в одном государстве;
— предоставить субъектам ВЭД возможность использования мест единого электронного доступа для оформления внешнеэкономических операций;
— проводить все фактические проверки товара в единое время в едином месте;
— обеспечить обмен электронной информацией между всеми органами и субъектами, задействованными во внешнеэкономических операциях (в том числе с третьими странами). Таможня будет действовать для этих органов и агентов как «единое окно»;
— отбор товаров для таможенного досмотра на пограничных и внутренних пунктах таможенного оформления проводить на основе автоматизированного анализа рисков;
— сбор платежей, возвращение их, освобождение от платежей осуществлять уполномоченным субъектом в месте, где он зарегистрирован и где находятся его документы;
— осуществить введение безбумажной среды для таможни и торговли, представление таможенной декларации в электронном виде со своего местоположения, вне зависимости от страны отправления или ввоза товаров;
— проводить электронный обмен информацией между таможенными пунктами пропуска на территории всего ЕС, где она необходима для таможенных процедур.
Этот план рассчитан на внедрение до 2013 г. Для его реализации планируется внесение изменений в Таможенный кодекс, главной целью которого является применение информационных технологий вместо бумажных.
Исходя из задач, которые формулируют государства для своих таможенных служб, можно сформулировать общее понятия определения «Электронная таможня».
«Электронная таможня» — это многофункциональная комплексная система, которая существует в таможенных органах страны и объединяет информационно-коммуникативные технологии, совокупность механизмов их применения и дает возможность повысить качество таможенного регулирования, а также усовершенствовать таможенное администрирование с целью обеспечения таможенной безопасности государства путем:
— технологической поддержки беспрерывного двустороннего потока электронной информации от органов государственной власти, субъектов внешнеэкономической деятельности, таможенных администраций других государств к таможенной администрации страны, его накопления и обработки;
— внедрения новейших процедур автоматизации процессов таможенного контроля и оформления и их сопровождение;
— создания и технической поддержки организационно-технических систем для функционирования всеохватывающих автоматизированных процедур оценки качества выполнения таможенного дела;
— информационного обеспечения правоохранительной деятельности, контроля за перемещением товаров и других функций, которые возложены на таможенные органы.
Аналогичные задачи при внедрении новейших технологий в таможенное дело ставят себе таможенные администрации многих стран СНГ, Азии и Америки. Они отличаются лишь в сроках реализации и отдельных деталях. Поэтому «Электронная таможня» — это будущее таможенного сообщества мира, а не только достояние нескольких стран.
Украина поэтапно продвигается к созданию собственной информационной системы.
Применение информационных технологий в таможенной службе Украины, создание информационной среды началось еще в 1992 г..
На протяжении 1994-2005 гг. происходило применение новейших информационных технологий, усовершенствование уже существующих автоматизированных систем и увеличение собственных информационных ресурсов.
На современном этапе создаются механизмы, которые реализуют информационные технологии контроля за таможенной деятельностью и таможенного оформления.
В зависимости от функций, которые выполняет организация, отвечающая за создание и работу электронной информационной среды в таможенный службе, изменялись ее структура и полномочия. Изменение и расширение электронно-информационного комплекса, главного функционального элемента этой организации, можно представить как переход от информационного хранилища к информационно-справочной системе, которая, в свою очередь, нуждается в преобразовании в автоматизированную исполнительно-контрольную систему.
Краеугольным камнем, на котором базируется вышеприведенная система, является «Электронная таможня». Ее составными элементами должны быть такие подсистемы, как: электронное декларирование; электронный документооборот; анализ рисков и управление ими; контроль за транзитом; единая межведомственная автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации, в том числе поступающей из разных ведомств; автоматизированное осуществление всех видов государственного контроля; унифицированная база нормативных и справочных документов, которые используются в таможенных целях; информационное обеспечение пост-аудита и правоохранительной деятельности.
Вместо приложения к таможенным процедурам (рис. 4) «Электронная таможня» должна стать не только ядром, стержнем таможенных технологий, но и инструментом управления и контроля таможенной деятельности — механизмом реализации таможенного дела.
В решениях Европейского союза «Электронная таможня» является базой для создания «единого окна», которое обязаны использовать другие ведомства, задействованные в таможенном деле. Поэтому и на таможенные органы Украины должны быть возложены дополнительные обязанности по координации действий министерств и ведомств в этом направлении, утвердить их необходимо соответствующими решениями Правительства.
Объединяющая роль таможенной службы в будущем — применение информационных механизмов. Это — залог повышения авторитета таможни.
Работа таможенной службы Украины направлена на широкое применение информационных технологий, отказ от бумажных технологий, введение контрольной системы, которая будет охватывать все сферы таможенной деятельности, и станет источником информации для принятия управленческих решений.
Это также важно для воплощения в жизнь требований международных стандартов качества, которые являются эталоном для создания и оценки систем качества, в том числе качества выполнения функций таможенного дела, непосредственно связанных с таможенной безопасностью государства.
Таможенная безопасность государства определяется как состояние защищенности национальных интересов, обеспечение и реализация которых возложены на таможенные администрации страны, дающее возможность независимо от любых внешних и внутренних угроз обеспечить осуществление таможенного дела[7] . Базой для оценки таможенной безопасности Украины может стать оценка качества выполнения таможенного дела, которое, в свою очередь, определяется расчетно-программными способами через организационно-технические системы в рамках «Электронной таможни».
«Электронная таможня» в таких условиях становится механизмом и реализации таможенного дела, и оценки качества его выполнения, т.е. главным механизмом обеспечения таможенной безопасности государства.
Источник
Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ
Страницы: 1 2 3 4
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации
- 1.1. Экономическая безопасность: понятие, сущность, цели, задачи, классификация угроз экономической безопасности, механизмы обеспечения экономической безопасности
- 1.2. Статус таможенных органов, их основные задачи и функции по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.
- 1.3. Правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства.
- Глава 2. Анализ деятельности таможенных органов в отражении экономических угроз национальной безопасности современного российского государства.
- 2.1. Краткая характеристика современных таможенных органов России.
- 2.2. Роль таможенных органов в тарифном регулировании внешнеторговой деятельности.
- 2.3. Роль таможенных органов в нетарифном регулирования внешнеторговой деятельности.
- Глава 3. Направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности государства.
- 3.1. Проблемы в деятельности таможенных органов в отражении экономических угроз национальной безопасности современного российского государства.
- 3.2. Совершенствование правового регулирования деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности государства.
- 3.3. Совершенствование организации деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности государства.
- Заключение
Введение
По утверждению психологов одной из основных потребностей человека является потребность в безопасности, которая волнует человечество на протяжении всей его истории. С развитием общества совершенствуются и способы обеспечения безопасности, как отдельных его граждан или групп граждан, так и безопасность общества, стран в целом, степень и критерии эффективности деятельности сил и средств ее обеспечения. В тоже время даже в настоящее время проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее – РФ) и особенно экономической безопасности в условиях международных санкций, установленных в отношении России приобретают все большее значение.
Экономическая безопасность является неотъемлемой частью и значимой частью национальной безопасности. При этом воздействие всех внешних и многих внутренних угроз экономической безопасности РФ проявляется прежде всего на государственной границе. Соответственно, весь комплекс мер по защите экономических интересов страны должен осуществляться в первую очередь в пограничном пространстве России и таможенных территориях. Сегодня в компетенцию таможенных органов России входит выполнение важнейших задач по обеспечению экономической безопасности государства и прежде всего в сфере внешнеэкономической деятельности.
В связи с этим в цели таможенной политики РФ входит обеспечить наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики.
Таможенные органы сегодня осуществляют фискальные и регулятивные функции, первые из которых направлены на пополнение доходной части федерального бюджета за счет взимания таможенных платежей, а вторые призваны стимулировать развитие национальной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечение иностранных инвестиций и т.д. Кроме того, таможенные органы, как правоохранительный орган, призваны выполнять важный спектр функций, которых должны оказывать благоприятное влияние на экономику России.
В тоже время, если общие вопросы национальной безопасности исследованы многими учеными, в числе ученые Российской таможенной академии, Блинов Н.М., Городецкий А.Е., Дзюбенко И.В., Кокорев М.В., Крашенинников В.М., Новиков В.Е., Съедин С.И., Юн Э.И. и другие, то проблемы обеспечения экономической безопасности таможенными органами в условиях Евроазиатского экономического союза, членства Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации изучены далеко не полно.
Таким образом, актуальность настоящей дипломной работы заключается в том, что мировая практика подтверждает значимую роль таможенных органов во внешнеторговой деятельности, являющейся одним из основных рычагов воздействия на экономику любой страны. В тоже время роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях членства Евроазиатского экономического союза, а также Всемирной торговой и Всемирной таможенной организаций исследованы мало.
Объектом исследования является система обеспечения экономической безопасности России.
Предметом исследования является роль деятельности таможенных органов РФ в системе обеспечения экономической безопасности России.
Целью работы является рассмотрение роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ и направлений совершенствования организации их деятельности в данной сфере.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Установить сущность понятия экономической безопасности, ее цели, задачи, классификацию угроз экономической безопасности и механизмы ее обеспечения;
- Изучить правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства;
- Дать краткую характеристику современных таможенных органов РФ;
- Выяснить задачи и функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности РФ;
- Определить роль таможенных органов в тарифном регулирования внешнеторговой деятельности;
- Определить роль таможенных органов в нетарифном регулирования внешнеторговой деятельности;
- Выявить проблемы в деятельности таможенных органов в отражении экономических угроз экономической безопасности РФ;
- Определить направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности государства.
Глава 1. Теоретические аспекты роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации
1.1. Экономическая безопасность: понятие, сущность, цели, задачи, классификация угроз экономической безопасности, механизмы обеспечения экономической безопасности
В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» национальная безопасность РФ представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие РФ. Она включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Важнейшим элементом национальной безопасности выступает экономическая безопасность, являющаяся ее материальным фундаментом. Она характеризует такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, а также защиту экономических интересов на национальном и международном уровнях.
Существуют разные трактовки понятия «экономическая безопасность». Так, в Энциклопедическом словаре пишется, что экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь. Аналогичной точки зрения придерживается и академик Абалкин Л.И, определяющий экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».
Однако, Гутман Г.В., Лапыгин Ю.Н. и Прилепский А.И. поддерживают точку зрения Сенчагова В.К., считая, что экономическая безопасность «… это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества».
Учитывая, что экономике принадлежит базисная роль в развитии общества и государства, понятие экономической безопасности должно рассматриваться как экономической сфере так и в иных областях, в связи с чем под экономической безопасностью необходимо понимать состояние экономики, при котором обеспечивается: достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.
Основными целями экономической безопасности страны являются:
— возможности проводить независимую экономическую политику;
— обеспечение такого уровня развития экономики, при котором создавались бы условия удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, сохранение целостности государства;
— защита экономики от внутренних и внешних угроз.
Согласно указу президента РФ о стратегии национальной безопасности РФ обеспечение национальной безопасности осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных приоритетов:
— государственная и общественная безопасность;
— повышение качества жизни российских граждан;
— наука, технологии и образование;
— экология живых систем и рациональное природопользование;
— стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерств.
При этом следует отметить, что средства обеспечения экономической безопасности государства – это совокупность международных, региональных, общественных и государственных институтов (организаций, структур, органов), приемов и способов их действий, правовых, дипломатических, религиозных, идеологических, социальных и этических норм, политических, правовых, административных, дисциплинарных, экономических, военных, информационных и других мер и мероприятий, которые могут быть использованы и реализованы (применены, приняты и выполнены) для нейтрализации или исключения возможности нанесения экономике страны ущерба.
В вышеперечисленном перечне средств обеспечения экономической безопасности государства особую важность представляют политические средства, применение которых является наиболее эффективным в настоящее время, поскольку их применение в конкретной политической обстановке может предупредить начало конфликта, устранить угрозы применения силы для его разрешения, прекратить действия конфликтующих сторон и создать предпосылки для политического разрешения противоречий между ними. Эти средства представляют собой совокупность глобальных объединений государств, международных и региональных организаций, приемов и способов их действий, а также правовых, дипломатических, религиозных и этических норм, политических и военных мер и мероприятий, которые могут быть использованы и реализованы (применены, приняты и выполнены) для нейтрализации или исключения возможности нанесения экономике государства или нескольких государств, коалиции государств, всему мировому хозяйству ущерба от насилия.
Ведущую роль в обеспечении экономической безопасности государств, в формировании правовых, дипломатических, этических и религиозных норм, в принятии политических и военных мер и реализации соответствующих мероприятий в интересах разрешения экономических конфликтов и споров, принадлежит международным организациям, в числе которых наиболее значимыми являются: Европейский союз, Содружество Независимых государств, Западноевропейский союз, Совет Североатлантического содружества, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Северный совет, Североатлантический союз, Совет Европы, Организацию Договора о коллективной безопасности, Шанхайскую организацию сотрудничества, Организация объединенных наций и другие.
Так, например, положениями Устава ООН установлены правовые, дипломатические и этические нормы мирного разрешения международных, в том числе экономических конфликтов. В нем предусмотрено принятие политических мер против агрессора, в числе которых: осуждение агрессора; осуществление посредничества в переговорах между конфликтующими сторонами; проведение международного арбитража или судебного разбирательства; полный или частичный разрыв дипломатических отношений и др.
В арсенал средств обеспечения экономической безопасности государства входят правовые, дипломатические, религиозные и этические нормы, отличаются своим многообразием. Они закреплены, как правило, в уставных и договорных документах международных организаций, а также в священных религиозных книгах для соответствующих конфессий и обычаях народов и народностей.
Следует заметить, что некоторые теоретики, в числе которых Барт А.А., считают что механизм обеспечения экономической безопасности один, но он представляет собой систему организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он выполняет ряд весьма важных функций, к которым многие авторы относят защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции. При этом важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении РФ. Основные направления этой деятельности следующие:
— выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в соответствие с программами социально-экономического развития РФ;
— организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности РФ. В ходе этой работы Совет Безопасности РФ должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
— экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности РФ.
Среди исследователей этого вопроса нет единого мнения о перечне важных задач механизма обеспечения экономической безопасности РФ в условиях глобализации, но, например, по мнению М.А. Шевченко, в первых строках перечня этих задач должно находиться регулирование (правовое, таможенное, организационное, экономическое и т.д.) развития внешней торговли и внешнеэкономических связей с учетом стратегических интересов России в условиях глобализации и интеграции в мировое экономическое пространство.
Главной целью механизма обеспечения экономической безопасности является создание комплекса оптимальных условий для жизнедеятельности и развития индивида, социально-экономической и военно-политической стабильности российского общества, сохранения целостности и государственности России, противостояния воздействию внутренних и внешних угроз. При этом в число внешних угроз относятся в первую очередь геополитические и внешнеэкономические факторы, а также глобальные экологические процессы.
Учитывая, что экономическая безопасность одна из важнейших составляющих национальной безопасности, в РФ существует целый ряд государственных и региональных институтов, определенных Концепцией национальной безопасности РФ, обеспечивающих ее реализацию. Все институты по обеспечению экономической безопасности РФ входят систему институтов по обеспечению национальной безопасности РФ, которая построена в соответствии с существующей вертикалью власти и позволяет реализовать основные принципы эффективного управления. При этом мировой опыт свидетельствует, что важнейшая роль в деле обеспечения экономической безопасности любого государства принадлежит таможенным органам, которые свою деятельность выполняют во взаимодействии с рядом государственных и региональных институтов, в том числе с ФСБ России.
1.2. Статус таможенных органов, их основные задачи и функции по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации
В соответствие с положениями статей 10 и 9 Федерального закона от «О Таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенными органами РФ являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты. При этом они составляют единую федеральную централизованную систему, а их исполнительная деятельность состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.
Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Однако таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность и эти виды деятельности тесно взаимосвязаны. Распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом. Важной отличительной чертой таможенные органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов и в качестве правоохранительных органов они защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность РФ, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела. При этом основные задачи таможенных органов РФ, в том числе по обеспечению экономической безопасности, регламентируются статьей 6 Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС) и в их числе такие основные, как:
1) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза (далее – ТС);
2) обеспечение исполнения таможенного законодательства ТС и иного законодательства государств-членов ТС, контроль за исполнением которого возложен на Таможенные органы;
3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
4) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль за их правильностью и своевременности уплаты, принятие мер по их взысканию в пределах своей компетенции;
5) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
6) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
7) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств-членов ТС, мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств — членов ТС, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков.
Функции (обязанности) таможенных органов установлены статьей 12 вышеназванного Закона. Таможенные органы реализуют свою деятельность в соответствие с законодательно закрепленными экономическими, регулятивными и правоохранительными целями таможенной деятельности, а экономические цели их деятельности достигаются путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение.
В свою очередь регулятивные цели их деятельности достигаются через установление ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта; выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и др. Деятельность таможенных органов в этом направлении осуществляется исходя из соображений защиты экономической основы собственного суверенитета страны; защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям. Установление любых протекционистских мер производится таможенными органами при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством, в том числе международными договорами РФ.
Правоохранительные цели деятельности таможенных органов достигаются в ходе защиты государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в результате: охраны окружающей природной среды; обеспечения интересов российских потребителей ввозимых товаров; применения мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.
Для достижения этих целей на таможенные органы возложены функции таможенного контроля, борьбы с контрабандой, другими преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности, а также административными правонарушениями в сфере таможенного дела, оперативно-розыскной деятельности, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, а также применения ответственности за эти нарушения.
Таможенные органы имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права, поскольку основные их задачи и функции связаны с обеспечением экономической безопасностью, а сами таможенные органы являются основными субъектами ее обеспечения сфере внешнеэкономической деятельности.
1.3. Правовое регулирование деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства
В Положении о Федеральной таможенной службе, прописаны полномочия, которые осуществляются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, международных договоров РФ, актов, составляющих право Евразийского экономического союза. Как показывает анализ данных нормативных правовых актов, таможенные органы при реализации своих полномочий обязаны принимать активное участие в обеспечении различных видов безопасности: международной, экономической, общественной, финансовой, пограничной, экологической, радиационной, военной и прочих.
В настоящее время таможенные органы РФ активно развиваются, что объясняется влиянием трех важных факторов: а) присоединение 22.08.2012 г. РФ к Всемирной торговой организации, в рамках которого российское таможенное законодательство и таможенное администрирование должны быть гармонизированы в соответствии с общепризнанными нормами в области таможенного дела. Переговоры об этом присоединении шли 18 лет и в этот период (в 2003 г.) была принята сначала новая редакция Таможенного кодекса РФ, а затем Таможенный кодекс Таможенного союза, создавшие необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и организационно-правовых основ деятельности таможенных органов РФ;
б) реформирование системы государственного управления в соответствии с Концепцией административной реформы в РФ. При этом административная реформа проводится с целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, в том числе и таможенных органов РФ. В ходе реформирования в РФ была создана новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, оптимизированы функции органов исполнительной власти, введена их типология, разработаны и внедрены административные регламенты, стандарты государственных услуг, принципы и процедуры управления по результатам;
в) работа в рамках Таможенного союза Евроазиатского экономического союза потребовала совершенствования законодательства, поскольку таможенный союз представляет собой объединение двух и более государств единую таможенную территорию с единым внешним таможенным тарифом (таможенную унию) для проведения совместных мероприятий в сфере таможенной политики. При этом отменяются таможенные пошлины в торговле между государствами участниками таможенного союза, а также применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Основная цель Таможенного Союза — рост экономики стран–участниц.
В связи со вступлением в ВТО было проведено реформирование таможенного регулирования в РФ в соответствии с требованиями ВТО, основными направлениями которого в части совершенствования правого поля стали разработка и принятие нормативных правовых актов, связанных с: модернизацией технологии проведения таможенного контроля; внедрением системы управления таможенными рисками (далее — СУР), целью которой является создание такой системы таможенного администрирования, которая бы обеспечивала эффективный таможенный контроль для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ; эффективной борьбой с коррупцией в таможенных органах.
Преобразование с 1.01.2015 г. ТС ЕвраЗэс в Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС), ознаменовавший начало нового, еще более углубленного этапа сотрудничества между странами-участниками союза. В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются: Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакет соглашений, прежде всего Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ); Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров; Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).
В соответствие с положениями Протокола Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 16.04.2010 г. таможенное регулирование РФ стало неотделимым от таможенного регулирования Евразийского экономического союза..Введение в действие ТК ТС позволило унифицировать на наднациональном уровне большинство аспектов правового регулирования таможенных процедур, но некоторые из них и сегодня по-разному урегулированы в государствах — членах ТС и противоречат ТК ТС. Хотя учет национальных особенностей позволяет более полно соблюдать интересы государства и бизнеса.
При этом ТК ТС является основным системным документом, действующим на его территории и представляет собой кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий отношения перемещения товаров через таможенную границу ТС. Сама же кодификация — процесс, направленный на сбор разрозненных, фрагментированных норм в единый нормативный комплекс. Нормы ТК ТС основаны на положениях и стандартах Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), устанавливают на таможенной территории ТС: единые правила таможенного контроля; единые правила очистки товаров; единый порядок применения таможенных процедур к товарам; единую методологию определения таможенной стоимости; единые правила исчисления и взимания таможенных платежей. В настоящее время идет работа над новой редакцией ТК ТС, согласно которой должно поменяться и его название на «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза». Согласно положений ТК ТС наряду с нетарифными методами с точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности. Элементами таможенно-тарифного регулирования являются: таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин; таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу; таможенная процедура; товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» призван уточнить и дополнить ТК ТС. В частности, статьей 204 этого Закона устанавливается, что основной формой таможенной декларации является электронная форма, хотя в особых случаях (по Постановлению Правительства РФ) основной формой декларации может становиться письменная. Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли. Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» законодательно закреплены основные положения и полномочия таможенных органов, в части контроля за внешнеторговой деятельностью и защиты экономических и политических интересов РФ.
Значимое место в регулировании деятельности таможенных органов в сфере обеспечения экономической безопасности занимает Федеральный закон «О таможенном тарифе» , определяющий порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также регулирующий случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.
Страницы: 1 2 3 4
Источник