- Электронное правительство для всей страны
- Электронное правительство
- Календарь
- Подписка
- Электронное правительство для всей страны
- Электронное правительство
- Календарь
- Подписка
- Электронное правительство для всей страны
- Практика
- Электронное правительство
- Что это такое «электронное правительство»?
- Модели взаимодействия электронного правительства
- Концепция формирования «электронного правительства» в РФ
- Основные цели и задачи этой Концепции
- Что необходимо сделать в рамках Концепции?
- Строительство «электронного правительства» и сайтов
- Примеры реализации Концепции по России
- Электронный парламент
- Электронная цифровая подпись – как элемент взаимодействия в рамках «электронное правительство»
Электронное правительство для всей страны
Код для вставки в блог
Информатизация государственного управления. Межведомственное электронное взаимодействие. Внедрение технологий безбумажного документооборота в органах власти и управления. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура государственных органов. Вопросы перехода органов власти и управления на отечественное программное обеспечение. Развитие государственной инфраструктуры облачных вычислений. Открытые данные.
Электронное правительство
Календарь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом «Поиск»
Подписка
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Источник
Электронное правительство для всей страны
Код для вставки в блог
Информатизация государственного управления. Межведомственное электронное взаимодействие. Внедрение технологий безбумажного документооборота в органах власти и управления. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура государственных органов. Вопросы перехода органов власти и управления на отечественное программное обеспечение. Развитие государственной инфраструктуры облачных вычислений. Открытые данные.
Электронное правительство
Календарь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- 2021
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом «Поиск»
Подписка
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Источник
Электронное правительство для всей страны
Принципы и цели создания электронного правительства. Основные документы, примеры из российской и международной практики. Участие граждан в формировании политики и управлении муниципалитетом, регионом, страной.
Развитие информационного общества невозможно без электронного правительства. Это понятие все чаще встречается в обиходе (англ.: e-government) и означает новую форму устройства деятельности органов власти, обеспечивающую за счет применения ИКТ качественно новый уровень получения госуслуг и информации о результатах работы государственных органов. Кроме того, используется и более общее понятие электронное государство, охватывающее весь спектр общественных отношений власти и общества.
Используется также термин электронное управление, который можно соотнести с комплексом методов внедрения электронного государства и электронного правительства.
В последние годы российским правительством сделаны важные шаги на пути перехода к электронному государству:
- 2002 г. – принята федеральная целевая программа «Электронная Россия» (http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/e-rus.htm);
- 2008 г. – утверждена Стратегия развития информационного общества (http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html);
- 2010 г. – принята Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020) (http://government.consultant.ru/images/1/526/1526423.zip).
Назовём основные характеристики электронного правительства, важные как для граждан, так и для организаций:
- удобство получения информации о деятельности государственных органов;
- удобство получения государственных услуг;
- оперативность получения информации и услуг.
Переход к электронному правительству необходим и государству, поскольку гарантирует повышения результативности и эффективности государственного управления. Проблемы с внедрением электронного государства в Российской Федерации носят не технический, а организационно-правовой характер.
В настоящее время параллельно происходят значимые для нашего общества процессы: с одной стороны, формируется инфраструктура электронного правительства, изменяется правовая база, чиновники получают новые навыки применения ИКТ в государственной службе; с другой стороны – население привыкает к новым формам обслуживания. Существенным компонентом программы создания электронного правительства является переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Для гражданина очень важно, чтобы услуга удовлетворяла его потребности, не требовала лишних затрат времени и денег, была безопасной, надежной и законной. Для этого необходима однозначная идентификация получателя услуги, о чем будет рассказано в отдельной лекции.
Процесс перехода органов государственной власти к предоставлению государственных услуг в электронном виде должен происходить поэтапно (рис. 2.1). В 2012 г. Россия должна находиться уже на пятом (завершающем) этапе. Однако некоторые услуги имеют более длительные сроки реализации, например, предоставления услуги Минздравсоцразвития России — проведение медико-социальной экспертизы и информирование об услугах по реабилитации инвалидов — планируется на декабрь 2015 г.
Рис. 2.1. Основные этапы перехода к предоставлению электронных услуг
Сведения о государственных услугах могут быть получены через:
- официальные сайты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- информационные киоски;
- многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
- публичные центры правовой информации на базе региональных и муниципальных библиотек;
- центры телефонного обслуживания.
В 2011 году были приняты значимые нормативные правовые акты, развивающие область правомочности внедрения электронного правительства и электронных услуг, среди которых важнейшим является Федеральный закон № 210-ФЗ (http://www.rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html). В частности, он регламентирует:
- перечень так называемых «лично предоставляемых документов» — п.4. ст.7;
- перечень документов — результатов оказания государственных (муниципальных) услуг п.2 ч.1 ст.9 и п.3 ч.1 ст.9.
Важной новацией данного федерального закона является установленный для органов, ответственных за предоставление государственных (муниципальных) услуг, запрет требовать от заявителя:
- предоставления информации и документов, которые находятся в распоряжении государственных органов;
- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг и связанных с обращением в иные государственные органы.
Значимым аспектом деятельности электронного правительства является вовлечение граждан в процессы управления муниципалитетом, регионом, страной. Задача публичного обсуждения вопросов, формирования и отправки в публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов требует серьезной подготовки.
Для этих целей Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало систему «Электронной демократии» и соответствующий портал (http://e-democratia.ru/).
Любой зарегистрированный пользователь на этом портале может участвовать в обсуждении документов и сообщать об имеющихся проблемах. Отметим, что регистрация на портале не представляет никакой сложности и требует указания фамилии, имени и отчества пользователя, номера мобильного телефона и адреса электронной почты, на который поступает подтверждение регистрации.
Новой и интересной формой обращений граждан является сервис «Проблемы на карте» (рис. 2.2). В доступной и образной форме можно увидеть имеющиеся в конкретном районе нарушения, например, общественного порядка или правил дорожного движения. Благодаря элементам управления можно отследить новые нарушения или исправленные проблемы и сделать выводы о деятельности или бездеятельности органов власти. И при необходимости подать жалобу в вышестоящие инстанции.
Рис. 2.2. Единый портал электронной демократии – сервис «Проблемы на карте»
На упомянутом выше портале широко представлены обучающие материалы для населения (http://social.e-democratia.ru/) как по системе «Электронная демократия», так и по использованию информационных технологий (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Единый портал электронной демократии – обучающие материалы
Обучающие материалы подготовлены в виде интересных и доступных для понимания широкого круга пользователей видеороликов и могут быть рекомендованы для самостоятельного изучения.
Нужно отметить, что в сети Интернет уже появилось достаточно большое количество видеоматериалов, посвященных деятельности электронного правительства и оказанию оказания электронных услуг. Приведем несколько примеров из российской и международной практики:
Ролик «Электронное правительство»
Ролик «Обслуживание в ЦОНе Шымкента…» (Казахстан)
Ролик «Кратко об «Электронном правительстве» Свердловской области»
* * *
Таким образом, электронное правительство представляет собой новую форму устройства деятельности органов власти за счет применения ИКТ. Благодаря новым технологиям становятся возможными не только информирование граждан о работе государственных органов или предоставление различных электронных услуг, но и активное участие граждан в публичном обсуждении политических и законодательных вопросов — электронная демократия.
Практика
Упражнение 2.1
С помощью любой информационно-поисковой системы (ИПС) из приведенного ниже списка найдите сведения о следующих органах государственной власти:
- Правительство Российской Федерации
- Администрация субъекта федерации
- Районная администрация
- Муниципальное образование по месту вашего проживания
Возникли ли у вас затруднения при проведении поиска?
Содержали ли найденные вами сайты контактные данные государственных служб (адреса, телефоны, электронная почта, график работы)? Легко ли вы их нашли?
Подсказка: рекомендуемые ИПС
Источник
Электронное правительство
«Электронное правительство» (e-Government) — часто встречающийся, в последнее время, термин. Используется, впрочем, чаще наивно-интуитивно, не особенно и задумываясь-то над содержанием понятия. Поэтому, вместо «единое окно» читаешь иногда: «одно окно» (трудно себе вообразить что-то более ужасное, чем обслуживание населения «через одно окно»).
Появился этот термин в конце 80-ых годов прошлого века в США и Канаде.
«Электронное правительство» — часть электронной экономики и демократии в стране, система для повышения степени ответственности государства перед народом, мало зависящая от географических факторов.
Впервые об электронном документообороте (в рамках СССР) заявил известный советский кибернетик В.М.Глушков в своей книге «Основы безбумажной информатики». Он разработал принципы создания Общегосударственной системы автоматизированного управления всей экономикой большой страны (система ОГАС).
«Электронное правительство» направлено на изменение моделей взаимодействий в обществе.
Что это такое «электронное правительство»?
Это такая инфраструктура государства, которая интегрирует с помощью сетей Интернет в новую, единую среду, как население страны, так власть и бизнес. Основной целью такой интеграции является новая организация и поддержка новых форм оперативного, результативного и массового общения граждан и бизнеса с правительством, различного уровня властными структурами.
Актуальность «электронного правительства» определяется динамичностью многих подсистем современного государства: ФСС, ПФР, ФМС, адвокатура, суды, нотариат, бюджет, налоги, финансы, таможня, наука, образование, медицина, ЖКХ и т.д.
Создание «электронного правительства» должно минимизировать непосредственное («контактное») взаимодействие населения и органов государства, перенося участие в управлении государством (через систему выборов, например) в систему «электронного правительства». Основа такого коренного изменения взаимодействия – изменение менталитета госслужащих, структуры и принципов их взаимодействий между собой и с населением.
«Электронное правительство» предполагает:
- информационную и коммуникационную грамотность населения;
- наличие и государственную поддержку необходимого количества и качества (структура, содержание, «мощность») информационных систем и потоков;
- технологическую модернизацию, оптимизацию (рационализацию) всех форм, структур и систем государственного аппарата и управления, «прозрачность» их функционирования, взаимодействия, расходования государственных средств.
Модели взаимодействия электронного правительства
«Электронное правительство» – это не дополнение или аналог «обычного» правительства. Это – новые способы взаимодействий с помощью Интернет-коммуникаций, корпоративных и социальных сетей с целью повышения эффективности предоставляемых государственных услуг.
Основные модели взаимодействий электронного правительства:
- между государством и населением, гражданами (G2C, Government-to-Citizen, Государство-Гражданин);
- между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business, Государство-Бизнес);
- между ветвями госвласти (G2G, Government-to-Government, Государство-Государство);
- между государством и госслужащими (G2E, Government-to-Employees, Государство-Служащие).
Концепция формирования «электронного правительства» в РФ
В РФ разработана и утверждена (6 мая 2008 года) Концепция по формированию в РФ электронного правительства в рамках реализации проекта «Электронная Россия» (постановление № 721 «О внесении изменений в ФЦП «Электронная Россия»»).
Основные цели и задачи этой Концепции
- доступные качественные услуги государства и муниципалитета – как для физических, так и для юридических лиц;
- упрощенные, оперативные и эффективные процедуры оказания населению государственных слуг, в том числе, самообслуживания при оказании таких услуг;
- реализация принципа «единого окна» для обслуживания физических и юридических лиц;
- расширение доступа всех к (открытой) информации по работе органов власти;
- расширение и поддержка доступности к такой информации;
- расширение форм участия народа в принятии властью решений;
- обеспечение и поддержание эффективной обратной связи типа «население — власть»;
- усиление ответственности власти за надлежащее качество принимаемых ею решений.
Что необходимо сделать в рамках Концепции?
Для всего этого необходимо будет обеспечить в полной мере использование и информационную защиту:
- средств удаленного доступа к открытой и общезначимой информации всех структур власти;
- государственных и муниципальных услуг с помощью центров доступа и сетей Интернет (по принципу «электронный киоск») и многофункциональных центров предоставления таких услуг;
- электронного документооборота;
- информационных систем планирования и управления;
- нормативно-правовой базы взаимодействий участников.
Строительство «электронного правительства» и сайтов
«Сайтостроительство» для нужд «электронного правительства» предусматривает:
- развитие сети ведомственных сайтов для доступа к ведомственным информационным системам;
- развитие информационно-справочной системы поддержки госуслуг и взаимодействия граждан с госорганами;
- создание порталов органов госвласти;
- развитие интерактивного взаимодействия и электронных платежей;
- обеспечение полного и недискриминационного доступа к ресурсам, обратной связи и обработки обращений граждан;
- создание сети центров общественного доступа (на почте, в библиотеке и др.).
Примеры реализации Концепции по России
Из различных СМИ и сообщений в Интернет следует, что пока «электронное правительство» более или менее функционально реализовано в Сингапуре и Эстонии. А что сделано в России?
Примеры работ реализации Концепции «электронного правительства» по России:
- портал электронного представления товарной информации на таможне РФ;
- создается в Москве интеллектуальная система борьбы с автоугонами и транспортной системы;
- оформление (подача заявления и фотографии) внутреннего паспорта через портал;
- начата разработка «электронного офиса» московской мэрии для работы с населением, в том числе, отслеживания общественного мнения о недостатках работы мэрии в Интернет;
- внедрены процедуры электронного взаимодействия в арбитражном суде Московского округа;
- разработаны и прошли опытную эксплуатацию информационные киоски доступа для проектов «Электронный Татарстан» и «Электронная Чувашия» (пилотные проекты), в частности, бюджет программы по Татарстану увеличен в полтора раза в 2012 году по сравнению с прошлогодним (до 200 млн. руб.);
- разработана основа для «Электронного правительства» Калужской области (система, объединяющая правительство и министерства области, администрации губернатора, районов, городских округов и других точек (всего 48);
- запущен (при содействии «Дальсвязи») социальный проект «Поколение оn-line» (обучение старшего поколения Интернет-взаимодействиям);
- запущена в Тульской области (по программе «Электронное правительство») подготовка регистрационных документов, как для физических, так и для юридических лиц, почти две тысячи учреждений объединят в единую сеть;
- запущена в Самарской области (по соответствующей региональной программе) интерактивная кадастровая геоинфосистема (цифровая карта), с данными о любом земельном участке (правовой статус, адрес, площадь, стоимость по кадастру), с заверением электронной подписью в Госреестре и пересылкой заявителю по e-mail;
- запущена и функционирует в Кировской области «электронная приемная» — жители области могут направить жалобы на любой орган (любое должностное лицо) исполнительной власти;
- реализуется переход к межведомственному электронному взаимодействию при предоставлении госуслуг в Свердловской области (по 43 типовым услугам);
- запускается разветвленная сеть из 293 электронных терминалов по оказанию госуслуг в 160 административных зданиях Нижегородской области, где планируется осуществлять все платежи только через эти терминалы (в том числе, за связь и ЖКХ);
- первоочередные услуги (получение субсидии ЖКХ, документов ЗАГС, постановка на учет нуждающихся в жилье и другие, всего их 17) в Курганской области принимаются в электронном виде;
- в рамках реализации пилотного проекта в Ростовской области реализованы информационные системы для размещения госуслуг, корпоративная сеть телесвязи органов госвласти и административных центров области, сформирован перечень около 300 госуслуг органов власти и 220 услуг подведомственных учреждений;
- в электронный вид переводят социально значимые госуслуги в Калининградской области (ежемесячные пособия на ребенка, материнский капитал, поиск работы и временное трудоустройство, ЗАГС, результаты ЕГЭ);
- в Татарстане осуществляется переход к электронному журналу в школах, а в Ставрополье и еще в шести регионах страны – «облачный сервис в школах».
Это далеко не полный перечень моментов развития «Электронного правительства» в России.
Полная реализация «Электронного правительства» (трудно сказать, к какому сроку) должна позволить достижения уровня многих развитых стран и приближения к показателям стран ЕС. Ведь и по уровню компьютеризации, и доступности Рунет непреодолимого отставания от этих стран – нет.
Следует отметить, что плохо обстоят дела с эффективным инструментарием, как для разработок, так и для адаптации, а также для оценки их эффективности. Да и психологический барьер неподготовленного «чиновничества» и населения также сильно сказывается.
Электронный парламент
Концепция «электронный парламент» внесена в Думу недавно, но пока на реализацию денег не было. Сейчас финансы найдены, после выборов планируется выделение примерно 500 млн. руб.
Концепция предусматривает ряд этапов.
- На первом этапе произойдет объединение баз документооборота Госдумы и Совета Федерации с подключением региональных парламентов, а далее и муниципалитета.
- На втором этапе – создание парламентского портала для населения.
После авторизации любой может внести законодательные предложения. Предложения, которые соберут на портале достаточно голосов независимых экспертов и посетителей сайта, будут затем рассмотрены в Думе. Она сейчас оснащается Wi-Fi, но есть сложности безопасного подключения к специальному модему.
Необходимо использование электронной цифровой подписи.
Электронная цифровая подпись – как элемент взаимодействия в рамках «электронное правительство»
Электронная цифровая подпись понадобится всем. Особенно, при реализации «электронного правительства».
Электронная цифровая подпись – систем электронного взаимодействия с использованием двух ключей — открытого (передается адресату, другому лицу) и закрытого (хранится у владельца). Ключ ЭЦП сертифицируется удостоверяющим центром (сертификационным органом). Такой центр есть в каждом регионе.
Сертификат ключа электронной цифровой подписи включает (содержит) обязательные сведения: ФИО (или наименование) владельца или полномочного представителя, открытый ключ, срок действия, номер сертификата, другие данные.
Федеральный Закон «Об электронной цифровой подписи» предусматривает ответственность за нарушение регламента об ЭЦП и декларирует следующие положения:
- электронная цифровая подпись и оригинал подписи лица (правомочного лица) имеют одинаковую силу;
- пользователь открытого ключа может требовать подтверждения сертификата ключа в удостоверяющем центре;
- владелец сертификата ответственен (в уголовном порядке!) за последствия, возникшие при использовании (несанкционированном!) закрытого ключа;
- неправомерное использование ЭЦП лица или доступ к нему приводит к ответственности (до уголовной!).
Важно также решить проблемы аутентификации.
Источник