Электронное правительство странах снг

Электронное правительство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 10:39, реферат

Описание работы

Прототип Электронного правительства в масштабах СССР был проект и идеология Глушкова В. М. Он был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации, предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределёнными базами данных (СУРБД).

Содержание

1 Ведение
2 Задачи электронного правительства
3 Электронное правительство в СНГ
3.1 Россия
3.2 Казахстан
3.3 Белоруссия

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

На тему: Электронное правительство.

Выполнил: Кусаинов Аяз

2 Задачи электронного правительства

3 Электронное правительство в СНГ

Первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота кибернетик мирового уровня Глушков Виктор Михайлович.

Прототип Электронного правительства в масштабах СССР был проект и идеология Глушкова В. М. Он был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации, предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределёнными базами данных (СУРБД).

Данная тема наиболее актуальна, т.к. Казахстан только начинает внедрение ИТ в систему управления, особенно сейчас в пик развития ИТ.

Рассматривая данную тему, я перед собой ставил следующие задачи:

— рассмотреть подробно задачи и функции электронного правительства

— рассмотреть положение электронного правительства в странах СНГ

— на основании исследованного материала вывести определение и обозначить ключевой компонент электронного правительства.

2 Задачи электронного правительства

-оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

-поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

-рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

-повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

-снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает:

-эффективное и менее затратное администрирование;

-кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;

-совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед -народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

«Проектное управление» — это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.»

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

3 Электронное правительство в странах СНГ

Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:

2008 год — разработка и утверждение необходимых документов

2009 — 2010 годы — практическое внедрение

10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу Электронная Россия (2002—2010 годы)».

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

Согласно положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной технологической платформе путем объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.

В Петербурге губернатор Валентина Матвиенко и президент корпорации Oracle Чарльз Филлипс подписали соглашение о намерениях в области применения информационных технологий.

Под «Электронным правительством Российской Федерации» понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

На сентябрь 2010 года лишь один регион начал работу с системой «электронного правительства» — это Республика Татарстан. По сообщениям прессы, ведется работа по внедрению систем еще в нескольких регионах.

Эксперт проекта TACIS Development of Internet Based Interactive Government to Business Services in Northwest Russia Дмитрий Трутнев: Нужен сам факт телодвижения по созданию чего бы то ни было в рамках „электронного правительства“, но при этом ни инструментария, чтобы оценить эффективность, ни желания сделать это не для отчета, не для галочки, а именно на пользу населению в регионах нет.

В 2009 году Президент РФ Дмитрий Медведев так говорил о темпах развития информационного общества России:

У нас нет никакого «электронного правительства», все это химера.

Казахстанский вариант электронного правительства разработан компанией Национальные информационные технологии. На 8 января 2010 года в него вложено 51 миллиард тенге.

Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 г.

10 ноября 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного Правительства на 2005-2007 годы. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:

Информационный этап — публикация и распространение информации.

Интерактивный этап – предоставление услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.

Транзакционный – взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.

В период с 2007-2009 годы была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги ( 2007 г. – 20 услуг, 2010 – 59 услуг, 2011 – 74 услуги)

Создана информационная система «Электронные государственные закупки». С 1 января 2010 года — 100% переход госзакупок способом запроса ценовых предложений в электронный формат, на www.goszakup.gov.kz. В 2009-2010 г.г. началось внедрение проектов «Е-лицензирование» для субъектов предпринимательства, «Единая нотариальная информационная система «е-нотариат», системы «Электронный акимат»

По данным ежегодного рейтинга по глобальной готовности к электронному правительству в 2010 году Казахстан занимает 46 позицию. В классификации по показателю «электронное участие» (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2010 году Казахстан находится на 18 месте.

9 августа 2010 года — постановлением Совета Министров (№ 1174) — принять Стратегию развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года (предусмотривается создание системы «Электронное правительство»). Из представителей госорганов для разработки проекта госпрограммы по реализации стратегии создаётся межведомственная рабочая группа.

Источник

Электронное правительство в России и за рубежом

Правительственные организации начали применять компьютеры до их появления у частных компаний. Например, Казначейство Великобритании закупило первую партию ЭВМ еще в 1948 году. Однако долгое время речь шла исключительно об ускорении расчетов при помощи машин. Только в восьмидесятых годах XX века появилась концепция электронного документооборота, а в девяностых началось использование электронных информационных систем в процессах управления государством.

Тогда же в европейских странах началась реализация планов по созданию «электронного правительства», а в 1999 г. Европейская комиссия запустила инициативу «Электронная Европа», призванную объединить государственные базы данных и онлайн-сервисы стран ЕС. Аналогичная программа в США воплощалась с 1999 года уже с учетом европейского опыта. В 2002 году там появилось отдельное подразделение Администрации президента — Управление электронного правительства.

Глобальная правительственная реформа

Сегодня, по данным ООН, 193 страны имеют «электронное правительство» на разных этапах развития. Это долговременная программа обеспечения взаимодействия граждан и органов власти посредством цифровых коммуникаций. В ней выделяют четыре сферы электронного взаимодействия:

— между органами государственной власти (G2G — Government-to-government);

— между государством и госслужащими (G2E — Government-to-employees);

— между правительством и гражданами (G2C — Government-to-citizens);

— между правительством и бизнесом (G2B — Government-to-business).

Развитие электронного правительства включает в себя этапы создания специализированных сайтов государственных структур, обеспечения возможности подачи заявок на них и получения государственных услуг онлайн. По классификации ООН этому соответствуют фазы простого, интерактивного и транзакционного веб-присутствия государственных органов власти в Интернете.

Помимо собственно компьютеров важную роль в этом сыграло развитие Интернета, мобильной связи и принятие закона об электронной цифровой подписи. Именно это позволило перейти от простого ознакомления с сайтами государственных структур к интерактивному взаимодействию граждан и правительства.

Электронное правительство в России

В России процесс создания электронного правительства начался только в 2008 году. К настоящему моменту уже выполнены следующие задачи:

— налажено межведомственное электронное взаимодействие органов власти (в электронной форме предоставляется около 400 государственных услуг, а общее число транзакций по ним превышает 20 млрд в год);

— в цифровом виде всем органам власти доступны документы 188 типов;

— электронные оповещения в личном кабинете заменили рассылку уведомлений на бумаге заказными письмами;

— всем госучреждениям и надзорным ведомствам предписано самостоятельно запрашивать необходимые сведения о гражданах через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). С 2016 года они не вправе требовать от граждан собирать различные выписки и справки. Исключение составляют документы, находящиеся на личном хранении (отсутствующие в базах);

— кредитные организации получили возможность запрашивать сведения о заемщике у всех органов государственной власти и местного самоуправления с 1 февраля 2018 года;

— с 24 марта 2018 года в перечень открытых данных включена экологическая информация по всем регионам от Росприроднадзора и Росгидромета.

Наибольший пик развития относительно других стран электронное правительство России прошло в 2011 году, когда в рейтинге ООН Российская Федерация переместилась сразу с 59-го места на 27-е. Затем произошел отскок, поскольку часть стран перешла на новый уровень, а дальнейшее развитие электронного правительства в России стало осуществляться по другой государственной программе — «Информационное общество (2011-2020)».

Она предполагает решение более сложных задач, таких как создание единого реестра записей актов гражданского состояния, национальной распределенной базы данных, информационной системы по автоматизации надзорной деятельности и повышение прозрачности всех действий госслужащих. В период начала реализации Россия переместилась на 35-е место к 2016 году, а затем вновь повысила рейтинг. В последнем отчете ООН «E-Government Survey 2018» Россия занимает уже 32-е место.

Анализ рейтинга ООН

Занимаемая государством строчка в рейтинге развития его электронного правительства определяется коэффициентом EGDI (E-Government Development Index), на который влияют три показателя:

— степень взаимодействия с органами государственной власти онлайн (OSI — Online Service Index);

— показатель развития телекоммуникаций (TII — Telecommunication Infrastructure Index);

— индекс человеческого капитала (HCI — Human Capital Index).

Коэффициент EGDI вычисляется как среднее арифметическое этих трех индексов. Если EDGI составляет 0,75 и более, то общий уровень развития электронного правительства страны классифицируется как «очень высокий». В 2018 году из 193 стран только 40 (включая Россию с результатом 0,7969) попали в эту группу. Двумя годами ранее таких государств было 29.

При EDGI от 0,5 до 0,749 присваивается класс «высокий». По текущим оценкам ООН этого уровня достигли 70 стран. Еще 66 стран демонстрируют средний уровень (EDGI от 0,25 до 0,499) и 16 — низкий (EDGI 20.02.2019

Источник

Читайте также:  Какую страну искал колумб когда открыл америку
Оцените статью