ЭП20: электровоз будущего? (Часть 2)
Продолжаем разговор о современном отечественном электровозе ЭП20, способном работать как на постоянном, так и на переменном токе. Сегодня обратим внимание на технические особенности локомотива.
ЭП20 — российский двухсистемный скоростной шестиосный пассажирский электровоз, спроектированный Трансмашхолдингом с использованием ряда технических решений французской компании Alstom в рамках совместного предприятия «Технологии рельсового транспорта».
Электровоз ЭП20 предназначен для вождения пассажирских поездов на железных дорогах с шириной колеи 1520 мм, электрифицированных на однофазном переменном токе промышленной частоты 50 Гц с номинальным напряжением 25 кВ и на постоянном токе с номинальным напряжением 3 кВ.
Созданию электровоза ЭП20 предшествовала огромная работа по анализу параметров полигонов его будущей эксплуатации. По завершению предпроектных исследований было утверждено техническое задание на новый локомотив. Исходя из него, разработали и изготовили принципиально новые узлы и детали электровоза: кузов, модульную кабину машиниста, тележку, тяговый двигатель, системы управления и контроля, тормозное и механическое оборудование. Стратегический партнёр – компания «Alstom» – доработала тяговый преобразователь в соответствии с требованиями российских стандартов и условиями эксплуатации.
Электровоз может изготавливаться в двух исполнениях: для движения с максимальной скоростью 160 км/ч и 200 км/ч. Исполнения электровозов отличаются разным передаточным отношением тягового редуктора – 18 : 93 = 1 : 5,167 (160 км/ч) и 22 : 89 = 1 : 4,05 (200 км/ч).
Электровоз ЭП20 может вести на прямом участке состав из 24 вагонов со скоростью 160 км/ч, или состав из 17 вагонов со скоростью 200 км/ч. Имеется возможность автоведения пассажирских поездов с использованием спутниковых систем позиционирования GPS и ГЛОНАСС для энергорационального движения.
[Установка кабин на ЭП20-037, 2 фото]
Источник
ЭП20: электровоз будущего? (Часть 1)
Ранее мы уже затрагивали тему двухсистемных электровозов — локомотивов, способных работать как на постоянном, так и на переменном токе. В СССР производились электровозы ВЛ61Д и ВЛ82, но сегодня их можно встретить разве что в музеях. На смену им пришел современный электровоз ЭП20.
ЭП20 — российский двухсистемный скоростной шестиосный пассажирский электровоз, спроектированный Трансмашхолдингом с использованием ряда технических решений французской компании Alstom в рамках совместного предприятия «Технологии рельсового транспорта». ЭП20 задуман как головной проект масштабной программы разработки широкого ряда российских электровозов нового поколения с асинхронным тяговым приводом. Электровоз серийно выпускается на Новочеркасском электровозостроительном заводе. По состоянию на май 2020 года выпущено 72 электровоза, все они поступили в собственность ОАО «РЖД» и работают с пассажирскими поездами.
Объективной причиной создания новых локомотивов стала острая потребность в сокращении времени в пути для поездов, курсирующих по линиям с разными системами электроснабжения. Например, на маршруте Москва – Сочи необходимо было дважды менять электровозы, поскольку одна часть пути электрифицирована на постоянном токе, а другая – на переменном. Вынужденные длительные остановки для замены локомотивов приводили к значительной потере времени.
Учитывая потребности пассажиров, ОАО «РЖД» заказало «Трансмашхолдингу» локомотивы, способные развивать скорость до 200 км/ч. Контракт на поставку железных дорогам России электровозов серии ЭП20 был подписан 27 мая 2010 г.
Электровоз ЭП20 предназначен для вождения пассажирских поездов на железных дорогах с шириной колеи 1520 мм, электрифицированных на однофазном переменном токе промышленной частоты 50 Гц с номинальным напряжением 25 кВ и на постоянном токе с номинальным напряжением 3 кВ.
Электровоз может изготавливаться в двух исполнениях: для движения с максимальной скоростью 160 км/ч и 200 км/ч.
В конце декабря 2010 г. на Новочеркасском заводе был построен опытный электровоз ЭП20-001. Второй электровоз ЭП20-002 был построен в третьей декаде декабря 2011 г.
Первый электровоз ЭП20-001 проходил экспериментальные поездки на испытательном кольце ВЭлНИИ в Новочеркасске, а затем на кольце ВНИИЖТ в московской Щербинке. С октября 2011 года по январь 2012 года он проходил испытательный пробег и санитарно-гигиенические испытания на работу климатической системы кабины машиниста в условиях зимнего времени.
С февраля 2012 года начались сертификационные испытания электровоза. Электровоз прошёл тягово-энергетические испытания на полигоне в Щербинке и радиальных направлениях МЖД со скоростями до 120 км/ч, а затем отправился на участок Белореченская — Майкоп с двухсистемной электрификацией для прохождения испытаний со скоростями до 160 км/ч в обоих режимах питания. В конце мая электровоз попал в аварию, сойдя с рельс, и испытания были остановлены, а электровоз отправлен на ремонт. Последствия схода можно оценить на видео.
Что стало причиной схода? Напишите в комментарии!
После ремонта ЭП20-001 вернулся в июле 2012 года на кольцо ВЭлНИИ для завершения испытаний.
Второй опытный электровоз ЭП20-002 скоростного исполнения в марте 2012 года также был отправлен в Щербинку для прохождения 5000-километрового пробега, а летом также был отправлен на участок Белореченская—Майкоп, где проходил ходовые испытания при движении со скоростью 140—160 км/ч; одновременно с ними проводились комплексные динамические испытания по воздействию локомотива на путь. После этого электровоз был направлен на Октябрьскую железную дорогу на линию Москва — Санкт-Петербург для ходовых и тягово-энергетических испытаний в скоростном режиме на скоростях порядка 200—220 км/ч, в ходе которых он развил максимальную скорость 230 км/ч.
Электровоз ЭП20-002 был торжественно передан ОАО «РЖД» 30 ноября 2012 года. С 14 декабря 2012 года он начал осуществлять пассажирские перевозки на линии Москва — Санкт-Петербург с поездом Невский экспресс, где эксплуатировался до середины 2013 года.
Затем электровозы ЭП20 начали работать на Рязанском направлении МЖД на маршрутах Москва-Пассажирская-Казанская — Воронеж-I (поезд № 45/46) и Москва-Пассажирская-Казанская — Ряжск-I (поезд № 131/132 Москва — Орск), а чуть позже и Москва — Адлер. Впоследствии сеть обслуживаемых маршрутов была значительно расширена.
Также имеется неофициальный список маршрутов, на которых планируется работа электровозов ЭП20.
На сегодняшний день построено 72 электровоза данной серии, все они приписаны к ТЧЭ-6 Москва-Сортировочная-Рязанская Московской железной дороги.
Рекомендуем вам статьи о советских двухсистемных электровозах:
На этом всё, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, заходите на нашу страницу в Instagram ! Благодарим за внимание!
Источник