- Институциональная подсистема политической системы общества
- Элементы институциональной подсистемы политической системы
- Что из перечисленного относится к элементам институциональной подсистемы полити…
- Вместе с этой задачей также решают:
- Вопрос № 27 «Институциональная подсистема политической системы общества: понятие, структура, функции»
- Институциональная подсистема политической системы общества.
- П о д с и с т е м ы
Институциональная подсистема политической системы общества
Институциональная подсистема политической системы общества — включает в себя совокупность государственных органов и общественно-политических организаций, являющиеся субъектами политических отношений, т.е. отношений в процессе формирования и функционирования публичной власти.
Элементы институциональной подсистемы политической системы
Элементами компонентами институциональной структуры политической системы общества являются:
2) муниципальные образования;
3) общественные объединения;
4) политические партии;
5) средства массовой информации;
6) религиозные объединения.
1) Государство является основным элементом политической системы общества, поскольку непосредственно организует и осуществляет публичную политическую власть в обществе, а также обладает особыми свойствами (законотворчество, правоохранительная деятельность, применение норм права).
2) Муниципальные образования – это административно-территориальные формирования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения), имеющие муниципальные органы публичной власти, систему нормативных актов, бюджет, социально-техническую инфраструктуру.
3) Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
а) общественная организация;
б) общественное движение;
в) общественный фонд;
г) общественное учреждение;
д) орган общественной самодеятельности;
е) политическая партия.
4) Политическая партия — это общественное объединение, созданное:
а) в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Средства массовой информации – это периодические печатные издания, радио-, теле-, видео программы, иные формы периодического распространения массовой информации.
Религиозные объединения – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Источник
Что из перечисленного относится к элементам институциональной подсистемы полити…
Что из перечисленного относится к элементам институциональной подсистемы политической системы страны Z? Запишите цифры, под которыми указаны эти элементы.
- политические права и свободы граждан
- политические партии, действующие в парламенте
- политическая идеология, обязательная для всех
- избирательные блоки и объединения, созданные при проведении выборов в парламент
- органы государственной власти
- политические нормы и традиции
Объект авторского права ООО «Легион»
Вместе с этой задачей также решают:
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «законодательная власть»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках; …
Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «референдум»;
- составьте два предложения:
- одно предложение, содержащее информацию о видах референдумов;
- одно предложен…
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический абсентеизм (неучастие)»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержа…
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «юридическая ответственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее инфо…
Источник
Вопрос № 27 «Институциональная подсистема политической системы общества: понятие, структура, функции»
Институциональная подсистема представляет совокупность организаций и институтов политики. По отношению к политической организации общества в целом, а также по отношению к её отдельным частям институциональная система
(подсистема) выступает в качестве основополагающей системы. Это обусловлено тем, что конкретно она является источником всех более принципиальных связей, возникающих в рамках политической организации общества. Она предопределяет характер норм, регулирующих данные дела. Конкретно по отношению к ней политические идеи, взоры, теории и представления выполняют служебные функции, формируя свои собственные частные системы (подсистемы). При рассмотрении политической системы общества с институциональной и остальных сторон ключевое значение имеют вопросы, касающиеся в первую очередь специфичных черт и особенностей составляющих её частей.
Институциональная подсистема включает в себя государство, партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, церковь.
Важнейшее место среди политических институтов занимает государство. Именно государство является максимальным сосредоточением политической власти. Оно выступает, с одной стороны, выразителем интересов различных субъектов общества по обоснованию и соотнесению этих интересов, правовому обеспечению их реализации, а с другой — официальным представителем гражданского общества, населения страны, средством обеспечения интересов граждан.
Особая роль отводится общественным организациям и движениям. Эта особенность объясняется двумя факторами.
С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляя своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. Они оказывают влияние на формирование государственных структур, участвуют в корректировке политического курса.
С другой стороны, не имея сугубо политического характера, эти организации решают неполитические и политические задачи. В них идет процесс социального творчества, вырабатываются новые формы общественной жизни.
Средства массовой информации занимают особое место в политической системе, их называют иногда «четвертой властью».
Их политическая роль обусловлена тем, что:
· в демократических системах они действуют достаточно автономно;
· они являются достаточно самостоятельными предприятиями по производству информации;
· создаваемая ими информация не всегда может носить беспристрастный характер;
· они имеют широкий доступ к населению, формируя его отношение к политической системе.
Политическая роль церкви обусловлена массовостью и целенаправленностью (на души, эмоции граждан) воздействия. В демократических системах светская и духовная власть разделены, церковь по отношению к государству занимает лояльную позицию. В некоторых азиатских государствах церковь стремится к созданию или уже создала государства по законам шариата
Источник
Институциональная подсистема политической системы общества.
Институциональная структура политической системы общества — это совокупность государственных органов и общественно-политических организаций, являющиеся субъектами политических отношений, т.е. отношений в процессе формирования и функционирования публичной власти.
Элементами институциональной структуры политической системы общества являются:
• 2) муниципальные образования;
• 3) общественные объединения;
• 4) политические партии;
• 5) средства массовой информации;
• 6) религиозные объединения.
1)Государство является основным элементом политической системы общества, поскольку непосредственно организует и осуществляет публичную политическую власть в обществе, а также обладает особыми свойствами (законотворчество, правоохранительная деятельность, применение норм права).
2)Муниципальные образования – это административно-территориальные формирования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения), имеющие муниципальные органы публичной власти, систему нормативных актов, бюджет, социально-техническую инфраструктуру.
3)Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
• а) общественная организация;
• б) общественное движение;
• в) общественный фонд;
• г) общественное учреждение;
• д) орган общественной самодеятельности;
• е) политическая партия.
4)Политическая партия — это общественное объединение, созданное:
а) в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах,
б) в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Средства массовой информации – это
·периодические печатные издания,
·радио-, теле-, видео программы,
·иные формы периодического распространения массовой информации.
Религиозные объединения – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
·совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
·обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
37. Муниципальные образования: понятие и виды.
Муниципальные образования — это административно-территориальные формирования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения), имеющие муниципальные органы публичной власти, систему нормативных актов, бюджет, социально-техническую инфраструктуру.
Муниципальные образования являются важным элементом политической системы общества, поскольку решают политические, экономические, социальные и иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вРоссийской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
· сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2] ; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
· городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2] ; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
· муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [2] ;
· городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения [2] ;
· внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [2] .
В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
Источник
П о д с и с т е м ы
Институциональная |
Информационно-коммуникативная |
Нормативно-регулятивная |
1. Институциональная подсистема (или политическая организация общества) – совокупность политических институтов и субъектов политики. Она включает:государство (центральный, основной политический институт), политические партии, а также иных субъектов политики – общественные организации, политические элиты и лидеры, группы давления и др.
Назначение: представляет в политике интересы различных социальных слоев и групп общества, осуществляет выработку и реализацию политических решений.
2. Информационно-коммуникативная подсистема(совокупность коммуникаций). Она представляет политический процесс, т.е. процесс, включающий как минимум: а) выявление политическими институтами требований общества; б) их анализ и обсуждение («циркуляция в политической системе»); в) принятие по ним решений (законов, указов, постановлений, планов, программ), а также контроль их исполнения и оценка результатов для принятия последующих решений. К. Дойч выделяет три основных типа коммуникаций, осуществляемых в политической системе общества:
· Личные неформальные коммуникации. Например, персональные контакты политика с гражданами (избирателями) в непринуждённой обстановке.
· Коммуникации через организации и группы давления, например, когда контакты различных слоев общества с правительством осуществляются посредством политических партий, профсоюзов, творческих, молодёжных и иных политических и общественных организаций.
· Коммуникации посредством печатных и электронных средств массовой информации (СМИ).
3. Нормативно-регулятивная подсистема – совокупность правовых, политических, идеологических, моральных, религиозных норм и принципов, традиций и политической культуры общества, регулирующих функционирование двух первых подсистем, всю политическую жизнь общества.
Назначение подсистемы:определяет существование данного типа политических отношений, правила и характер реагирования политических институтов и субъектов на общественные явления, регулирует их взаимоотношения, предписывает полномочия, допустимые способы и средства их деятельности.
Понятно, что все три подсистемы выстроены и функционируют по-разному в различных странах и в разные периоды их политической истории. Однако устройство и характер этих подсистем, взаимоотношения между ними должны быть соотносительными, гармоничными. Иначе целостность, стабильность и функциональность политической системы, а за нею и всего общества нарушится.
Так, для традиционных монархий свойственно абсолютное господство авторитарного государства, отсутствие политических партий и общественных организаций, равно как и информационная закрытость от общества процессов принятия решений, отсутствие законов, ограничивающих правомочия монарха и т.д. Свобода деятельности политических партий и СМИ несовместимы с политической системой авторитарного и, тем более, тоталитарного правления. К примеру, во второй половине 80-х в СССР была предпринята попытка перестроить авторитарную политическую систему с помощью гласности (коммуникативной подсистемы), не затрагивая других базовых ее подсистем и, прежде всего – государства, однопартийной системы, идеологии и других элементов. В результате институциональная и нормативно-регулятивная подсистемы «разбалансировались» и вся советская политическая система, а вслед за ней и административно-командный социализм разрушились.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник