- Элементы национальной платежной системы
- Национальная платежная система России
- Основная информация по национальной платежной системе России
- Банк России в структуре национальной платежной системы
- Субъекты оказания платежных услуг
- В чем разница между национальной платежной системой и национальной системой платежных карт МИР
- Комментарии: 0
Элементы национальной платежной системы
Элемент системы — это структурная единица системы, не подлежащая делению в данных условиях рассмотрения системы[108].
К числу основных элементов национальной платежной системы Комитет по платежным и расчетным системам относит[109]:
— платежные инструменты, применяемые для инициирования и направления перевода денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей платежей, открытые в финансовых организациях;
— процедуры по обработке и клирингу платежных инструментов, обработке и доведению платежной информации, а также переводу денежных средств между учреждениями-плательщиками и учреждениями-получателями;
— финансовые организации, предоставляющие расчетные счета, инструменты и услуги частным клиентам и предприятиям, а также организации, осуществляющие в интересах указанных учреждений управление платежными операциями, клирингом и расчетными сетями;
— рыночные правила, нормы, а также контрактные договоренности по созданию, тарификации, официальной передаче и приобретению различных платежных инструментов и услуг;
— законодательство, стандарты, правила и процедуры, установленные законодательными, судебными, регламентирующими и платежными организациями и определяющие механизмы проведения платежных операций, связанных с переводом денежных средств, а также правила поведения на рынках платежных услуг.
Национальная платежная система включает в себя все формы институционального и инфраструктурного взаимодействия при переводе денежных средств от плательщика к получателю[110].
Инфраструктурные элементы – элементы национальной платежной системы, предназначенные для предоставления платежных услуг финансовым организациям или непосредственно клиентам конкретных организаций. К инфраструктурным элементам относятся: 1) платежные инструменты, используемые для инициирования и направления перевода денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей в финансовых учреждениях; 2) платежные инфраструктуры, обеспечивающие инициирование клиринга платежных инструментов, обработку и передачу платежной информации, а также перевода денежных средств между клиентам (гражданам, предприятиям и государственным органам), и организациям, которые являются операторами платежной инфраструктуры; 2) поставщики услуг, сетей, информационных и компьютерных технологий, операционных процедур и правил.
Институциональные элементы – элементы, за счет которых достигается функциональная взaимоcвязь договоренностей инфраструктурного плана и заинтересованных в национальной платежной системе лиц. К институциональным элементам относятся: 1) различные виды рыночных механизмов (например, стандарты, конвенции и договоры о создании, ценообразовании и использовании различных платежных инструментов и услуг), которые определяют необходимые условия для организации сотрудничества в индустрии платежей всех заинтересованных сторон; 2) финансовые (центральный и коммерческие банки) и прочие организации, являющиеся операторами сетей операционных, клиринговых и расчетных услуг по платежам для этих финансовых учреждений, обеспечивающие оказание платежных услуг в интересах потребителей; 3) правовые и регулятивные механизмы организации рынка (законы, стандарты и процедуры) и соответствующие правила проведения расчетов, установленные законодателями, судами, регуляторами, операторами систем и контролерами со стороны центрального банка, создающие прочную правовую основу национальной платежной системы; 4) регулятивные механизмы для организации взаимодействия основных заинтересованных лиц.
Данные группировки институциональных и инфраструктурных элементов национальной платежной системы в их взаимодействии и определяют направления ее развития и оказывают прямое влияние на выбор инструментов регулирования и методов управления рисками платежных систем.
Комитет по платежным и расчетным системам рассматривает элементы национальной платежной системы в определенном взаимодействии (см. рис. 1) [111].
Рис. 1. Национальная платежная система (основные элементы и их взаимодействие)
Каждый из элементовнациональной платежной системы, имеет свое назначение и наделен присущими лишь ему свойствами, необходимыми для построения и функционирования системы в целом.
Так, платежные инструменты используются для инициирования и направления перевода денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей в финансовых учреждениях.
Платежные инструменты — любые инструменты, предоставляющие держателю/пользователю возможность для перевода денежных средств[112];
Платежные инфраструктурыиспользуются для инициирования клиринга платежных инструментов, обработки и передачи платежной информации, а также перевода денежных средств между учреждениями-плательщиками и получателями.
Платежные инфраструктуры—комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, подчинённый единым нормам и правилам, обеспечивающий инициирование клиринга платежных инструментов, обработку и передачу платежной информации, а также перевод денежных средств между клиентам (гражданам, предприятиям и государственным органам), и организациям, которые являются операторами платежной инфраструктур.
Ключевые компоненты инфраструктуры представлены операционными, клиринговыми и расчетными услугами, услугами средств коммуникации. Эти компоненты включают: операционные процедуры и правила, информационные и компьютерные технологии, провайдеров услуг и сетевое оборудование[113];
Финансовые учреждения включают центральный и коммерческие банки, которые открывают счета для осуществления платежей, предоставляют платежные инструменты и услуги потребителям;
Предприятия и организации, являющиеся операторами сетей операционных, клиринговых и расчетных услуг предоставляют платежные инструменты и услуги по платежам для указанных финансовых учреждений;
Рыночное взаимодействиемежду субъектами и участниками национальной платежной системы осуществляется через соглашения, договоренности или договоры по созданию различных платежных инструментов и услуг, формированию цен на них, а также по их предоставлению и приобретению
Рыночные договоренности – правила, нормы, а также контрактные договоренности по созданию, тарификации, официальной передаче и приобретению различных платежных инструментов и услуг[114].
Практическая стратегия по реализации эффективного согласованного рыночного взаимодействия должна быть сосредоточена на четырех ключевых позициях: 1) координации действий пользователей и провайдеров услуг на отдельных и взаимосвязанных рынках платежных услуг; 2) условиях эффективного ценообразования на рынке; 3) прозрачности и рыночном информировании о платежных инструментах и услугах; 4) cпpaвeдливыx и равных возможностях и стимулах для участия аналогичных категорий физических и юридических лиц на тех же рынках платежных услуг[115];
Консультации с заинтересованными сторонамиспособствуют получению информации для центральных банков и иных ключевых заинтересованных сторон о возникающих тенденциях и процессах развития и являются важным инструментом стратегического планирования и развития эффективных рынков платежных услуг;
Законы, стандарты, правила и процедуры, установленные законодательными, судебными и регулирующими органами определяют и регулируют механизм перевода платежей и рынки платежных услуг.
Нормативному регулированию подлежат все компоненты платежных систем, платежные инфраструктуры, инструменты, участники и т.д. Законодательство устанавливает требования к деятельности по оказанию услуг платежной инфраструктуры (субъектный состав), обязательства, принципы оказания услуг, включая обеспечение доступности, надежности, безопасности, транспарентности ценообразования, управление рисками, и определения услуг платежной инфраструктуры (коммуникационные, операционные и пр.);
Наблюдение и другая государственная политикаосуществляетсядля обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования национальной платежной системы[116].
Все элементы национальной платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах государства и международных соглашениях.
Как правило, основными участниками национальной платежной системы являются Центральный банк, частные банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. По общему правило обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на Центральный банк государства.
Источник
Национальная платежная система России
Регулирование порядка оказания платежных услуг, контроль осуществления денежных переводов и использования электронных средств платежей на территории России стало возможным после создания национальной платежной системы. В июне 2011 года был принят одноименный федеральный закон. Раскрытие механизма работы НПС — только на сервисе Brobank.ru.
Основная информация по национальной платежной системе России
До принятия ФЗ «О национальной платежной системе», этот термин длительное время был предметом разногласий юристов, экономистов, деятелей банковского сектора России. Наиболее распространенная точка зрения заключалась в отождествлении платежной системы (payment system) и расчетной системы, действующей в стране (payment and settlement system).
Ясность внес 161-ФЗ, в котором дается четкое определение термина. Национальная платежная система РФ — объединение операторов по переводу денежных средств (включая и электронные деньги), банковских платежных агентов/субагентов, организаций почтовой связи, платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры. Субъекты и инструменты, при помощи которых совершается перевод денежных средств, включаются в структуру НПС.
НПС не признается юридическим лицом. Это объединение юридических лиц, связанных между собой рядом обязательственных договоренностей. Основное задачи платежной системы России:
- Обеспечение устойчивости национальной российской валюты.
- Использование субъектами денежных процессов только российской платежной инфраструктуры, без передачи данных за пределы Российской Федерации.
- Регулирование деятельности операторов по переводу денежных средств, с целью обеспечения ее прозрачности.
НПС вводит ряд правил в отношении иностранных платежных систем, действующих на территории Российской Федерации. После принятия федерального закона, иностранные операторы регистрируются и работают на территории страны по новому регламенту.
Банк России в структуре национальной платежной системы
НПС — сложная совокупность большого количества элементов, деятельность которых нуждается в постоянном контроле. В любой иерархической системе, для ее нормального функционирования, должен присутствовать регулятор, отвечающий за ее координацию. В России таким регулятором признается Центральный Банк.
Вся финансовая система государства основывается на деятельности Банка России. Главный регулятор отвечает за курс российского рубля, развитие финансового рынка, положение банковского сегмента в целом. В 2002 году на ЦБ РФ были возложены функции по бесперебойному функционированию платежной системы страны. С принятием ФЗ «О НПС» функций и полномочий у Банка России значительно прибавилось. Находясь на верхушке платежной системы России, ЦБ РФ осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:
- Разработка и проведение денежно-кредитной политики совместно с Правительством Российской Федерации.
- Эмиссия наличных денег и организация их обращения на территории РФ — в этой части ЦБ обладает монополией.
- Контроль за бесперебойным и эффективным функционированием национальной платежной системы РФ.
- Осуществление наблюдательных и надзорных функций всех процессов, происходящих в НПС.
Таким образом, ЦБ РФ является единоличным надзорным и регулятивным органом, под управлением которого находится вся платежная система России. Главный регулятор в единственном лице решает вопросы о допуске в НПС новых субъектов, а также об их исключении из системы.
Федеральный закон дал Банку России максимальный объем полномочий, что сделало его монополистом и главным элементом всей российской платежной системы. С практической точки зрения, средоточие всех инструментов надзора и управления в одном органе только повышает риски. С другой стороны, минимизируется вероятность наступления конфликта интересов, так как все решения принимаются ЦБ единолично.
Субъекты оказания платежных услуг
Платежная система России состоит из ряда элементов, основной составляющей среди которых признаются ее субъекты. В число субъектов НПС в соответствии с федеральным законом, входят:
- Операторы по переводу денежных средств — кредитные и прочие финансовые организации, уполномоченные российским законодательством осуществлять переводы денежных средств.
- Операторы по переводу электронных денег — организации, оказывающие услуги по переводу денег без открытия банковского счета.
- Платежный агент — организация, не являющаяся кредитной, либо индивидуальный предприниматель, привлекаемые банками для проведения операций определенного направления.
- Платежный субагент — организации и индивидуальные предприниматели, привлекаемые банковскими платежными агентами для осуществления тех или иных функций.
- Операторы платежной системы — органы, определяющие правила работы ПС, либо выполняющие иные ключевые функции.
- Операторы, оказывающий услуги платежной инфраструктуры.
- Расчетные, операционные, клиринговые центры.
У каждого из указанных субъектов есть определенные функции. За их деятельностью следит Банк России, который под каждую группу субъектов разрабатывает требования. Нормальное функционирование НПС России возможно только, если между субъектами налажено бесперебойное взаимодействие.
Операторы по переводу денежных средств занимают ключевую позицию среди остальных субъектов. Перечень организаций указывается в ст. 11 161-ФЗ. В него включены: Банк России, кредитные организации, имеющие право заниматься соответствующей деятельностью, государственная корпорация развития ВЭБ.РФ.
В чем разница между национальной платежной системой и национальной системой платежных карт МИР
НПС и НСПК МИР — далеко не одно и то же, несмотря на схожесть аббревиатур. Национальная платежная система представляет собой более обширную область экономического развития государства, составной частью которой является и НСПК МИР.
НСПК МИР создана в 2014 году из-за угрозы того, что крупнейшие игроки в лице Mastercard и VISA могли уйти с российского рынка. Учитывая то, что российской системы платежных карт до этого не существовало, уход этих компаний повлек бы большие проблемы для страны в целом. Следовательно, НСПК МИР — это неотъемлемая часть национальной платежной системы России.
Источники информации:
- Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ (последняя редакция) ссылка.
Анатолий Дарчиев — высшее экономическое образование по специальности «Финансы и кредит» и высшее юридическое образование по направлению «Уголовное право и криминология» в Российском Государственном Социальном Университете (РГСУ). Более 7 лет проработал в Сбербанке России и Кредит Европа Банке. Является финансовым советником крупных финансовых и консалтинговых организаций. Занимается повышением финансовой грамотности посетителей сервиса Бробанк. Аналитик и эксперт по банковской деятельности. darchiev@brobank.ru
Комментарии: 0
Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:
Источник