Ельцин преобразования во внутренней политике страны

Внутренняя и внешняя политика Б. Н. Ельцина.

Внутренняя политика Б. Н. Ельцина.

12 июня 1991 г. всенародным голосованием Б. Н. Ельцина избрали первым Президентом РСФСР. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов России деятельность правительства была оценена резко отрицательно.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал Указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Верховный Совет Российской Федерации и Съезд народных депутатов должны были прекратить свою деятельность. Верховный Совет и Конституционный Суд признали действия Президента незаконными. Ельцин был объявлен низложенным, полномочия Президента взял на себя вице-президент А. В. Руцкой. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября Белый дом был окружен и расстрелян из танков. Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, многие сторонники оппозиции и участники защиты Белого дома были арестованы.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и референдум по новой конституции. Конституция предоставляла обширные права Президенту, включая право вето.

Придя к власти в результате выборов 1996 г., Ельцин по состоянию здоровья фактически не мог управлять страной. Попытки решить проблемы путем кадровых перемен (shpora.su) только дестабилизировали ситуацию. Финансовый кризис августа 1998 г. быстро перерос в общеэкономический и социальный. Началось резкое падение и без того низкого уровня жизни населения.

Внешняя политика.

Внешняя политика 1990-х гг. характеризовалась настойчивыми попытками России установить дружеские или хотя бы партнерские отношения с Западом. В январе 1993 г. Россия и США подписали новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), предусматривавший сокращение ядерного потенциала сторон на две трети от уровня, предусмотренного СНВ-1. В центре неоднократных встреч Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона — вопросы экономической помощи России. Однако, несмотря на обещания, серьезной помощи Россия не получила.

В 1994 г. Россия присоединилась к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира», а в 1996 г. РФ была принята в Совет Европы. Это способствовало налаживанию контактов России со странами Запада, но не устраняло противоречий, которые особенно остро проявились в ходе югославского конфликта. Россия стремилась наладить партнерство со странами, входящими в СНГ. После распада СССР традиционные экономические связи были нарушены и задача их восстановления стала актуальной для всех бывших республик Советского Союза.

12 декабря 1993 г. был проведен референдум по проекту новой Конституции России, получившей одобрение 58,4% участвовавших в голосовании граждан России. По этой Конституции Россия стала президентской республикой, т.е. президент является одновременно главой государства, возглавляет исполнительную ветвь власти, назначает ключевых министров, обладает законодательным правом, издавая Указы. Одновременно с этим были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации — органы, которых не было в действующей тогда Конституции; и которые должны были быть образованы только после принятия новой Конституции.

Источник

Реформы Ельцина: шоковая терапия рынком

В период кризиса и распада СССР у новых независимых государств главной проблемой стало переформатирование экономики на рыночные рельсы (а это было провозглашено одной из главных целей их государственной независимости). Экономические преобразования тесно увязывались с политическими. Главной проблемой тут было отсутствие опыта – никто ранее не отказывался от плановой экономики в пользу рыночной. В России основные реформы проводились в период президентства Б.Н. Ельцина.

Предпосылки для проведения реформ

Вне зависимости от оценки результатов преобразований ельцинского периода, следует признать, что реформы являлись не капризом экономистов-«рыночников», а необходимостью. Независимая Россия получила экономику в состоянии системного кризиса, так что ее глубокое реформирование было неизбежным в любом случае. Можно говорить лишь о целесообразности и правильности конкретных мероприятий.

Кризисные явления в советском хозяйстве появились еще в середине 1970-х годов. Они были значительно усугублены в результате политики М.С. Горбачева и работающего с ним Совета Министров. Негативное значение имел и «парад суверенитетов» советских республик – экономика СССР была единой и взаимосвязанной, провозглашение государственной самостоятельности республик рвало эти связи.

Среди прочего, в последние месяцы нахождения у власти Горбачева в стране распространилось ожидание грядущей либерализации цен (и у таких слухов были некоторые основания). В результате полки магазинов опустели – производители ждали либерализации, чтобы продать товары дороже.

Советская система планирования и руководства экономикой уже была разрушена реформами Горбачева; то же можно сказать о финансовом секторе. При отсутствии изменений дальнейшее развитие этой ситуации могло бы привести к полному коллапсу экономики и голоду. Политики, пришедшие к власти в России после распада СССР, видели выход в максимально быстром переходе на рыночные механизмы.

Цели и задачи реформ

Кроме самого Б.Н. Ельцина, важнейшую роль в проведении реформ сыграли Е.Т. Гайдар (исполнявший в 1992 обязанности премьера) и близкие к нему экономисты: П.О. Авен, А.Б. Чубайс, А.А. Нечаев и некоторые другие. Основная цель реформ Президентом и правительством определялась как переход к рыночной экономике и макроэкономическое оздоровление. Но это была общая цель. Е.Т. Гайдар же полагал своими задачами проведение трансформации плановой экономики в рыночную методом «шоковой терапии» и решение целого ряда прикладных экономических вопросов.

  1. Предприятия подлежали приватизации, им должна была быть предоставлена полная экономическая самостоятельность, вплоть до права внешней торговли.
  2. Предполагалась полная либерализация цен, как оптовых, так и розничных. Одновременно следовало убрать ограничения по росту заработной платы (реформаторы почему-то считали, что частные собственники обязательно захотят ее повысить).
  3. Следовало создать рыночную инфраструктуру: государственный банк и частные финансовые организации, биржи.
  4. Расходы бюджета предполагалось максимально сократить за счет отказа от государственных инвестиций в экономику, сокращения армии, конверсии (перевода на выпуск продукции цивильного назначения) военно-промышленного комплекса.
  5. Требовалось сделать рубль свободно конвертируемой валютой, имеющей товарное обеспечение. Также было необходимо перейти на национальную валюту (первое время после распада СССР во многих республиках имел хождение советский рубль). При этом планировались и меры по недопущению инфляции.
  6. Е.Т. Гайдар выступал за полный отказ от существовавших в СССР государственных методов экономического регулирования и демонтаж соответствующих управляющих структур. Как либерал, он вообще отрицательно относился к государственному вмешательству в экономику.

Понятно, что экономическое реформирование должно было проводиться в тесной взаимосвязи с реформированием политическим. России необходимо было создать собственные органы государственного управления и собственную законодательную базу (начиная с Основного Закона), усовершенствовать многопартийную систему (она начала формироваться с 1989 года), решить проблемы местного сепаратизма. Также было необходимо скорректировать свои международные обязательства. Реформаторы полагали также правильным полностью отказаться от российского военного присутствия в странах бывшего Варшавского договора и в странах Балтии, а также переориентировать российскую внешнюю политику на построение тесных отношений с ведущими западными странами.

Особенности проведения экономических реформ

Хотя Е.Т. Гайдар возглавлял правительство недолго (после отставки он занимал министерские посты), однако и дальнейшие правительства в целом продолжали намеченные им реформы с незначительными уступками отечественным производителям или социально незащищенным слоям населения. В результате в России к концу ХХ века все же сформировалась рыночная экономика, правда, еще в виде «дикого капитализма».

Основные изменения в российской экономике 1990-х годов

Наиболее важными мероприятиями среди экономических реформ стали:

  • Постановление правительства «О мерах по либерализации цен» от 19 декабря 1991 года;
  • начало так называемой «ваучерной» (якобы всеобщей) приватизации (январь 1992 года);
  • «Указ о свободе торговли» от 29 января 1992 года, превративший почти все население страны в мелочных торговцев;
  • введение национальной валюты (лето 1993 года);
  • так называемая «залоговая» приватизация 1995 года (передавшая в частные руки крупные предприятия).

Одновременно с этими мерами были разрешены внешнеторговые операции для предприятий, отменено государственное кредитование (кредиты следовало брать в частных банках), началось формирование частных пенсионных и инвестиционных фондов. Были созданы Государственный банк и множество частных банков, налоговая и таможенная службы, товарная и фондовая биржи.

Последствия экономического реформирования

Сразу следует отметить, что основанная задача реформирования была выполнена – в России сформировалась рыночная экономика и заработали все необходимые для ее функционирования инфраструктурные элементы. Однако это очень дорого обошлось рядовому населению страны.

Позже некоторые члены команды реформаторов заявляли, что так случилось из-за противодействия оппозиции, не позволившей им реализовать в стране сценарий «шоковой терапии» в полном варианте. Однако позицию оппозиционеров легко понять, если вспомнить, что Польше, реализовавшей таки «шоковую терапию» в идеальном варианте, это стоило демографических потерь (от смертности и эмиграции), сравнимых с потерями во Второй мировой войне.

Либерализация цен вызвала их стремительный рост (до 100 раз вместо обещанных 5 раз). Большинство населения страны оказалось возле и за чертой бедности. При этом частные производители не спешили наращивать выпуск потребительских товаров, так как спрос нищего населения на них был невысок. Частники предпочитали продавать за границу задешево ценное российское сырье (энергоносители, металлы) и ввозить оттуда низкокачественные дешевые потребительские товары.

Ввозом занимались и десятки тысяч индивидуальных торговцев – так называемых «челноков». В результате рынок насытился и даже перенасытился товарами при низком спросе на них. Правительство вынуждено было повышать минимальный уровень оплаты труда, но это разгоняло гиперинфляцию – за один день в октябре 1994 года рубль «просел» на 11%, сравнившись с «керенками» и марками Веймарской республики.

С 1 января 1998 года была объявлена 1000-кратная деноминация рубля. И все равно в августе того же года Россия объявила дефолт по внутренним обязательствам.

Ваучерная приватизация, призванная превратить все население республики в акционеров (каждому россиянину выдавался чек на 10 тыс. рублей, который можно было инвестировать в экономику) дала обратный результат. Люди с деньгами скупали у нищего населения ваучеры по цене много ниже их номинальной стоимости и получали контроль над наиболее привлекательными предприятиями – так появлялись олигархи и монополистические объединения.

Противоречивая экономическая ситуация породила коррупцию невиданных масштабов и взрывной рост организованной преступности. Силовой захват бизнеса, вымогательства у предпринимателей (рэкет), заказные убийства конкурентов или неугодных представителей власти стали обычным явлением.

Обнищание, утрата сбережений, неуверенность в завтрашнем дне вызвали огромные демографические проблемы. Медицинская помощь стала недоступной для множества россиян (из-за отсутствия финансирования все расходы ложились на пациентов), из-за чего уменьшилась продолжительность жизни и выросла смертность. В условиях бедности и недоступности бесплатного образования люди не решались рожать детей. Специалисты массово эмигрировали (масштаб сравним с эмиграцией после Октябрьской революции). Потери населения составили около 2,5 млн. человек; с 2010-х годов Россия столкнулась с последствиями «демографической ямы 1990-х» в связи со вступлением малочисленного поколения рожденных в эти годы в активную жизнь.

В результате деятельность реформаторов и они сами стали вызывать стойкое неприятие у большинства населения страны. Люди положительно восприняли смену руководства РФ и отказ от некоторых либеральных идей в экономической политике в 2000-е годы.

Политические и военные реформы

В отличие от экономических, политические реформы воспринимались населением более однозначно и не вызвали такой социальной напряженности. Самыми тяжелыми политическими проблемами оказались сепаратизм (приведший к двум чеченским войнам и появлению внутреннего терроризма) и конфликт правительства и Съезда Советов осенью 1993 года.

На протяжении 1990-х годов были отмаркированы и защищены международными договорами границы России, сформированы органы законодательной и вертикаль исполнительной власти, судебная система. Были созданы ФСБ и другие службы защиты законности. 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ, действующая (с поправками) по сегодняшний день. Все эти мероприятия способствовали становлению российской государственности на новой основе, и оцениваются они однозначно положительно.

В стране сформировалась многопартийная система. Резкое падение благосостояния в ходе экономического реформирования вызвала ностальгию по СССР у значительного числа граждан. Соответственно, снова стали популярными коммунистические и другие левые идеи. Деятельность таких партий была разрешена, и на президентских выборах 1996 года лидер Коммунистической партии Российской Федерации Г.А. Зюганов оказался основным и очень сильным соперником Б.Н. Ельцина.

Сепаратистские тенденции были в основном преодолены путем переговоров с региональными лидерами и четкого разграничения полномочий центра и регионов. Осталась нерешенной только чеченская проблема – Первая чеченская война не сумела положить конец сепаратизму, бандитизму и терроризму в республике. Для этого потребовалась еще Вторая чеченская война, однако она проходила уже после ухода Б.Н. Ельцина с поста главы государства.

Внешнеполитические шаги администрации Б.Н. Ельцина вызывали куда больше нареканий. Президент стремился полнее интегрировать РФ в международное сообщество, наносил множество визитов и принимал иностранные делегации, подписывал договора. Однако Россия при нем в международных отношениях полностью утратила статус великой державы, которая сама способна диктовать условия. Положение изменилось уже при втором Президенте, В.В. Путине.

Во многом особенности внешней политики эпохи Ельцина были связаны с ситуацией в армии. Хотя РФ после распада СССР получила подавляющее большинство военных ресурсов (до 80%), экономический кризис сильно ударил по ее обороноспособности. Многочисленную армию не на что было содержать, не было возможности проводить перевооружение и техническую модернизацию. Кроме того, РФ фактически лишилась системы ПВО, ибо соответствующие мощности располагались в основном на территории бывших союзных республик.

Страной был провозглашен курс на разоружение, и проведенные в его рамках реформы тоже не лучшим образом сказались на обороноспособности. В рамках конверсии закрывались или перепрофилировались предприятия ВПК. Международные наблюдатели (причем в основном из стран НАТО) допускались на военные заводы и базы. Официально шло сокращение стратегических и обычных вооружений. Сокращение армии на 500 тыс. человек можно было бы счесть правильным решением (численность армии мирного времени в СССР действительно была неоправданно велика), если бы оно не сопровождалось мерами, перечисленными выше.

Значение реформ эпохи Ельцина

Реформы ельцинской эпохи имеют неоднозначное значение. Они привели к сильному падению уровня жизни, увеличению смертности и снижению рождаемости. Множество россиян оказались по сути ограбленными в результате приватизации. Резко возрос уровень преступности, наблюдалась криминализация экономики и даже власти, катастрофически высокий уровень коррупции. Россия утратила значительную часть своего международного авторитета и военной мощи.

Однако, при всем несовершенстве, эти реформы все же позволили создать основу рыночной экономики и российской государственности на основе норм, принятых в значительной части мира. Страна получила Основной Закон, многопартийную систему, основные государственные механизмы. Хотя перераспределение собственности и ударило по большинству населения, все же к концу ХХ века оно было в основном завершено и создались условия для развития экономики, уже на новой основе.

После смены власти были проведены новые реформы, ликвидировавшие ряд недостатков ельцинских преобразований. «Дикий» капитализм обрел цивилизованные черты. Страна получила возможность развивать свою экономику и укреплять международное положение уже с позиции сильного.

Источник

Читайте также:  Столицы английско говорящих стран
Оцените статью