- Энергетическое машиностроение
- Основные направления
- Развитие энергомашиностроения в мире
- Успехи и проблемы
- Перспективы развития
- Крупнейшие предприятия РФ
- Энергетическое машиностроение страны лидеры
- Готовые работы на аналогичную тему
- Отрасли энергетического машиностроения
- Сильные и слабые стороны энергетического машиностроения
- Энергетическое машиностроение РФ
- Крупнейшие предприятия в отрасли энергетического машиностроения
- 2.5. Место отрасли в мировом энергетическом машиностроении
Энергетическое машиностроение
С тех пор как был изобретен первый паровой двигатель, энергетика и машиностроение были тесно связаны. Каждая машина требует мощности для работы, в то время как механизмы и оборудование необходимы для выработки, преобразования, хранения и транспортировки электроэнергии. Производством таких установок занимается энергетическое машиностроение.
Основные направления
Данная отрасль подразделяется на два крупных направления:
- выпуск машин для генерации и оборудования для транспортировки электроэнергии;
- производство паровых котлов и других теплотехнических аппаратов.
Продукция энергомашиностроительных предприятий:
- паровые, газовые и гидротурбины;
- котлы и теплообменники;
- электрогенераторы;
- насосное оборудование для электростанций;
- силовые трансформаторы, преобразователи электроэнергии и т. д.
Также компании занимаются проектированием комплексов по генерации и распределению электроэнергии.
Развитие энергомашиностроения в мире
Эта отрасль считается базовой, она обеспечивает развитие электроэнергетики, поэтому поддерживается на государственном уровне в любой стране, где существует.
Оборудование для атомных, тепловых и гидроэлектростанций производится по отработанным технологиям, которые постоянно совершенствуются. Однако его изготовление не требует солидных вложений в новые разработки (в отличие от агрегатов для возобновляемой энергетики).
Предприятия, являющиеся мировыми лидерами энергетического машиностроения, такие как General Electric, Alstom, Siemens, Toshiba, ABB, Mitsubishi, конкурируют в основном между собой на международном рынке, другим компаниям непросто туда пробиться.
Сильная конкуренция вызывает снижение продаж и увеличивает давление на производителей. Например, Германия раньше доминировала на мировом рынке, а с 2014 года продажи немецких турбин, генераторов, трансформаторов и др. аппаратов в среднем снижаются на 0,3% в год. Зато Китай смог наверстать упущенное, а Япония и США инвестировали в новые разработки и смогли завоевать значительную долю рынка.
Продукция энергомашиностроительных предприятий пользуется спросом при строительстве новых электростанций, но не менее востребованной является и для старых сооружений, так как им требуется модернизация. Другими потребителями являются металлургические заводы и предприятия по нефтедобыче.
Успехи и проблемы
В Российской Федерации энергомашиностроение не является новой отраслью. Раньше всех стартовало в развитии котлостроение. Первые паровые турбины конструировали машиностроительные заводы и небольшие кустарные мастерские. Использовался иностранный капитал. В первый раз паровую турбину произвели на металлическом заводе в Петрограде в 1907 году и установили на электростанции этого же предприятия, где она оставалась в рабочем состоянии до 60-х годов прошлого века.
Хотя основные технологии производства были заимствованы за границей, российские инженеры вносили свои коррективы и даже делали новые разработки. На 1913 г. в Российской империи изготовили 26 паротурбин, суммарной мощностью 9000 кВт.
С принятием плана ГОЭЛРО, который предусматривал возведение большого числа крупных электростанций, возникла необходимость в строительстве производственных мощностей, на которых бы конструировали турбины, генераторы и другое оборудование в промышленных масштабах. Это бы покрывало энергонезависимость государства.
И энергомашиностроение начало активно развиваться. Около 10% установленной электрической мощности тепловых и атомных электростанций мира к 2000 г. было оснащено паротурбинами Ленинградского металлического завода (ЛМЗ).
Машиностроительные предприятия Российской Федерации производят:
- В котлостроении – прямоточные и барабанные котлы, функционирующие на мазуте, природном газе и различных видах твердого топлива.
- В турбостроении – конденсационные турбины для ТЭС, которые работают на органическом топливе, для АЭС, с подлежащим регулированию отбором пара, используемым на нужды производства, и для отопительных систем, теплофикационные паротурбины для ТЭЦ мощностью 250 кВт.
- Гидротурбины любого типа – горизонтальные, капсульные, поворотно-лопастные, радиально-осевые, диагональные. Каждый вид имеет различные технические характеристики в зависимости от природных условий строительства и особенностей ГЭС.
Российские производители обладают научно-техническим потенциалом и всеми возможностями, чтобы создавать оборудование для новых высокоэффективных и экологически чистых технологий производства электроэнергии. Однако в тяжелые для российской экономики времена, в 90-е годы прошлого века, в мировом машиностроении получили развитие новые методики при сооружении парогазовых установок – с газификацией твердого топлива, паровые котлы с циркулирующим кипящим слоем и др.
Россия отстала в производстве газотурбинных установок по следующим причинам:
- невостребованность ГТУ потребителями (электроэнергетиками);
- отсутствие государственного финансирования;
- трудность финансирования собственными средствами компаний новых разработок из-за их высокой стоимости и продолжительного цикла производства.
Проблемами для нормального функционирования отрасли являются:
- устаревшие станки, на которых невозможно применение новых технологий производства;
- практически нет финансовых вложений;
- невысокий уровень заработных плат на энергомашиностроительных предприятиях;
- нехватка квалифицированных кадров.
Перспективы развития
Востребованность в изготовлении современных генераторов, турбин и другой аппаратуры остается высокой. Растет число электростанций, где оборудование полностью выработало свой ресурс и функционирует только за счет высокого запаса прочности. К 2010 году 37% электростанций РФ уже представляли собой выработанный ресурс, и в ближайшее время все они нуждаются в реконструкции.
Тем не менее, Россия находится в числе лидеров в ядерных технологиях, выпуске реакторов для АЭС. В этой области энергомашиностроение наиболее конкурентоспособно.
Несмотря на высокий уровень продукции машиностроительных предприятий США, Японии и Западной Европы, российские производители имеют широкие возможности для экспорта. Основное направление – страны Азии, в меньших объемах – государства Африки и Латинской Америки. Туда поставляются электро- и теплотехническое оборудование для ТЭЦ, контейнеры для перевозки и хранения ядерного топлива и т. д.
Крупнейшие предприятия РФ
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Машиностроительные заводы.
Подписывайтесь на нас во Вконтакте и Яндекс Дзен.
Источник
Энергетическое машиностроение страны лидеры
Энергетическое машиностроение – это отрасль производящая промышленное оборудование для генерации и передачи электроэнергии. Данная отрасль производит турбины, электрогенераторы и трансформаторы и т. п.
Факторы, оказывающие негативное влияние на отрасль:
- Высокая степень износа технологического оборудования
- Отсутствие собственных средств для модернизации производственной базы
- Нестабильность энергетических связей
Однако в 90-х годах объединение нескольких крупных производителей энергооборудования, привело к значительным улучшениям. В результате объединения у каждой компании, входящей в состав, появилась возможность получения крупных заказов на производство электрооборудования.
Готовые работы на аналогичную тему
Отрасли энергетического машиностроения
Данную отрасль можно разделить на две крупные группы: производство машин и производство теплообменной аппаратуры.
Так же можно выделить ряд других отраслей:
- Производство турбинного оборудования
- Выпуск электрических машин и оборудования
- Производство котельного оборудования
- Производство арматуры, труб, элементов для энергетики и тп
- Производство насосного оборудования
- Комплексное проектирование электроэнергетических объектов
Сильные и слабые стороны энергетического машиностроения
Сильными сторонами энергетического машиностроения можно считать технологические заделы по отдельным видам оборудования, наиболее сильными из которых считаются гидроэнергетическое и атомное оборудование. Еще одной сильной стороной являются освоенные технологии на мировом рынке. И третьей стороной считается политическая поддержка.
Как и в любой другой отрасли есть как сильные, так и слабые стороны. Несмотря на неплохо освоенные технологии на мировом рынке, одной из слабых сторон является наличие мощных конкурентов. Мировой ранок делят между собой такие компании как Siemens, ABB, General Electric, Alstom, Mitsubishi, Toshiba.
Так же существует некое отставание по отдельным видам оборудования (создание парогазовых установок).
Слабые позиции в комплексных решениях, связанные с малым спектром предлагаемого оборудования и отсутствием необходимого опыта по предоставлению услуг. Это связанно в первую очередь с непривлекательностью рабочего места, невысоким уровнем оплаты.
Энергетическое машиностроение РФ
Экономическое значение энергетического машиностроения определяется ролью в создании основы энергетики.
Свое начало производство отдельных видов электрооборудования возникло в конце 18 века. Первой продукцией данной отрасли считаются паровые машины, выпускаемые с 1780-х годов в Великобритании. Затем последовали гидротурбины (Франция), двигатели внутреннего сгорания (Германия).
В России, первые паровые машины и котлы начали выпускаться в начале 19 века. Ближе к концу 19 века так же было освоено производство двигателей внутреннего сгорания. Но, не смотря на освоение данной отрасли, специализированных предприятий не было, основные потребности перекрывали за счет импорта, который составлял около 92% от всего используемого оборудования.
Чуть позже, во времена СССР, некоторые заводы выпускающие электроэнергетическое оборудование, были реконструированы и переделаны в специализированные. Так же были открыты несколько новых.
Среди достижений российского энергетического машиностроения можно отметить, создание энергетического оборудования со сверхкритическими параметрами пара (давлением 24 Мн/м2 и температурой 560°С).
В зарубежных же странах энергетическое машиностроение развивается быстрыми темпами. В ГДР, Чехословакии, Польше, Болгарии производится оборудование для ТЭС.
Сильнее всего энергетическое машиностроение развито в таких странах как США, Япония, страны Европы.
В США выпускаются энергоблоки для ТЭС, с использованием пара со сверхкритическими параметрами. В ФРГ, Японии, Франции освоен выпуск энергоблоков для АЭС.
Показатели экспорта продукции энергетического машиностроения, из России, с каждым годом увеличивается. В 2015 году объем экспорта увеличился на 38.5%.
Крупнейшие предприятия в отрасли энергетического машиностроения
Атомэнергомаш. ОАО «Атомэнергомаш» было создано в 2006 году, для снижения зависимости от монопольных поставщиков. Основной направленностью предприятия является решения по поставкам оборудования и услугам атомной, тепловой энергетики и нефтяной и газовой промышленности.
Компания занимается поставками оборудования для атомных электростанций (парогенераторов, теплообменников, сепараторов-пароперегревателей).
ЭМАльянс.Компания является крупнейшим производителем котельного оборудования, которое позволяет обеспечить поставленные РФ темпы развития, реконструкции энергоблоков.
ЭМАльянс неплохо развивается в отношении взаимодействия с иностранными предприятиями. Так в 2008 году она заключила официальное соглашение с американской фирмой NOOTER/ERIKSEN, INC., о передаче технологий, что дает право ЭМАльянс производить, поставлять, устанавливать и утилизировать котлы по их технологиям.
Так же ЭМАльянс заключило договор с крупнейшей китайской фирмой-производителем энергетического оборудования Shanghai Electric Power Generation Group, что предполагает совместное участие в тендерах на поставку энергетического оборудования на электростанции.
Так же ЭМАльянс приобрела немецкую компанию Tetra Energie Technologie Transfer GmbH, что позволило расширить свои возможности в области инжиниринга и внедрения экологических стандартов.
Уральский турбинный завод Завод занимается производством паровых и газовых турбин. В настоящее время на заводе производятся турбины практически для всех размеров ПГУ.
Был заключен контракт с «Группой Е4», на поставку турбины предназначенной для парогазовой установки.
Так же рассматривается вопрос о совместной работе с швейцарской инжиниринговой компанией SULZER, акционером которой является крупнейшая фирма «Ренова».
Источник
2.5. Место отрасли в мировом энергетическом машиностроении
В настоящее время мировой рынок энергетического машиностроения оценивается в $70 млрд. в год, в перспективе до 2025 года его годовой объем может достигнуть $100 — 110 млрд. (в текущих ценах). Крупнейшими игроками на рынке являются корпорации Siemens, Alstom, General Electric, Mitsubishi Heavy Industries и другие.
Наибольшую долю на рынке имеет американская корпорация General Electric (GE), покрывающая всю производственную линейку продукции энергетического машиностроения и контролирующая около 24% мирового рынка. Для сравнения: доля всех российских компаний на мировом рынке составляет лишь 2% (Рисунок 4).
Рис. 4. Мировой рынок энергетического оборудования
В последние годы иностранные производители стали проявлять активность на российском рынке, а также на традиционных для России рынках энергетического машиностроения — в странах СНГ и Азиатского региона. При этом они используют все возможные методы, чтобы вытеснить российских производителей, в частности, демпинговые цены и кредитование потребителей на выгодных для них условиях. Государства, резидентами которых являются лидеры мирового машиностроения, активно поддерживают экспансию своих крупнейших налогоплательщиков.
В последнее время в отрасли особенно отчетливо стала проявляться тенденция к консолидации активов: среди крупных энергомашиностроительных корпораций проходят процессы слияний и поглощений, результатом которых должно стать более эффективное финансирование НИОКР и появление компаний, способных поставлять всю линейку продукции. В результате двух таких слияний, например, Alstom с ABB и Siemens с Westinghouse, появились отраслевые конгломераты.
Эти тенденции создают новые угрозы для отечественного энергетического машиностроения. Если до слияний российские компании принимали участие в международных консорциумах по поставке оборудования, выполняя в них часть работ, то в настоящий момент зарубежным производителям нет необходимости в подключении к этим проектам российских машиностроителей. Во многом это обусловлено разобщенностью российских компаний, из-за чего они ограничиваются поставкой на рынок отдельных агрегатов и функциональных узлов электростанций. В сегодняшнем положении для поставки на рынок комплексного продукта — электростанции современного уровня «под ключ» отдельное российское предприятие не располагает всем необходимым продуктовым рядом.
Кроме того, резко возросшие издержки при сохранении относительно невысокой эффективности производственного процесса, в том числе из-за малых размеров выпускаемых серий, привели к тому, что цены на российское энергетическое оборудование уже превысили уровень цен на аналогичное оборудование китайского производства и вплотную подошли к уровню цен ведущих европейских, американских и японских компаний.
Доля импорта на внутреннем рынке и доля экспорта в объеме производства по разным видам энергетического оборудования в 2008 году представлены в таблице 4.
Источник