Энергетическое сообщество стран юго восточной европы

научная статья по теме Энергетическое сообщество стран Юго-Восточной Европы как инструмент внешней энергетической политики ЕС Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

МИСНИК ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «Энергетическое сообщество стран Юго-Восточной Европы как инструмент внешней энергетической политики ЕС»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕС

Статья посвящена рассмотрению целей и механизмов осуществления внешней энергетической политики Европейского Союза при помощи созданного в 2005 году на территории Юго-Восточной Европы Энергетического сообщества. Анализируются причины и цели создания организации, а также порядок ее функционирования.

Ключевые слова: энергетическое право, энергетическая политика Европейского Союза, Энергетическое сообщество.

THE ENERGY COMMUNITY OF THE SOUTH-EASTERN EUROPEAN COUNTRIES AS AN INSTUMENT OF FOREIGN ENERGY POLICY OF THE EUROPEAN UNION

The article is devoted to reviewing of the objectives and mechanisms of fulfillment of the EU’s foreign energy policy through the agency of the Energy Community founded in 2005 within the territory of the South-Eastern Europe. The grounds and objectives for foundation of this organization, as well as the procedures of its functioning are also analyzed.

Keywords: energy law, energy policy of the European Union, Energy Community.

Проведение Европейским Союзом консолидированной внешней энергетической политики продиктовано острой зависимостью государств — членов ЕС от импорта энергоносителей извне: на протяжении последних лет энергопотребление в Евросоюзе практически вдвое превышает производство первичных энергоресурсов в его границах. И, несмотря на некоторую наметившуюся тенденцию к снижению энергопотребления (с 18 % мирового энергопотребления в 2005 году1 до 15,7 % мирового потребления первичных источников энергии в 2007 году),2 с помощью таких инструментов, как повышение энергоэффективности, развитие технологий в области энергетики и использования альтернативных источников энергии, значительная зависимость ЕС от импорта энергоносителей и, как следствие, от стран-экспортеров сохраняется. Таким образом, поиск, создание и использование действенных международно-правовых механизмов влияния на государства, осуществляющие экспорт и транзит энергоресурсов, является сегодня одним из ключевых направлений внешней энергетической политики ЕС.

Как полагает российский исследователь, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности И.Г.Пашковская, выделение компетенции по проведению внешней энергетической политики из национальных приоритетов стран — членов ЕС в евросоюзную компетенцию обусловлено следующей мотивацией, основанной на вполне очевидных фактах:

— отсутствия значительных запасов нефти, газа и угля в недрах государств — членов ЕС;

— роста потребности в импортных энергоносителях в связи с расширением Евросоюза;

— желания Евросоюза влиять на условия поставок (цены и объемы) энергоносителей из третьих стран;

— обостряющейся борьбы за энергоисточники со старыми и новыми мировыми центрами энергопотребления.3

1 Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. — М.: ООО «ИСТ Брук», 2005. — С. 286.

2 BP Statistical Review of World Energy, p.40, BP plc. — London, 2008;

3 Пашковская И.Г. Энергетическая политика Европейского Союза в отношении России и новых независимых государств: Монография. — М.: Проспект, 2010. — С. 51.

С данными тезисами вынужденно соглашается и официальный ЕС: на конференции «Энергетическое законодательство и политика ЕС», проходившей в Брюсселе в 2007 году, член Еврокомиссии по энергетике А.Пибалгс признал, что в сфере энергетики существуют «проблемы, которые ни одно государство — член ЕС не может решить самостоятельно».4

В сложившейся ситуации на фоне очевидной стагнации в переговорах в рамках Договора к Энергетической Хартии 1994 года (ДЭХ) с одним из ключевых поставщиков энергосырья — Российской Федерацией, обусловленной прекращением РФ временного применения ДЭХ,5 усилия евросоюзной энергетической дипломатии были направлены на всестороннее развитие другого международно-правового инструмента удовлетворения энергетических амбиций ЕС — Договора, учреждающего Энергетическое сообщество, от 2005 года.

Подписанию договора предшествовала длительная подготовка — подписание между будущими участниками договора (за некоторыми исключениями) двух меморандумов: 1) Меморандума о взаимопонимании по вопросу создания в Юго-Восточной Европе регионального рынка электроэнергии и его интеграции во внутренний рынок электроэнергии Евросоюза (так называемого Афинского меморандума 2002 года)6 и 2) Меморандума о взаимопонимании по вопросу создания в Юго-Восточной Европе регионального энергетического рынка и его интеграции во внутренний энергетический рынок Евросоюза (так называемый Афинский меморандум 2003 года).7 Однако

4 Piebalgs A. Energy for a Changing World: The New European Energy Policy, «EU Energy Law and Policy» Conference, Brussels, 25.01.2007.

5 Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 № 1055-р «О намерении Российской Федерации не становиться участником Договора к Энергетической Хартии, а также Протокола к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам».

6 Memorandum of Understanding on the Regional Electricity Market in South East Europe and its Integration into the European Union Internal Electricity Market, signed in Athens on 15.11.2002. bis D(2002) C2/BD/CA.

7 Memorandum of Understanding on the Regional Energy Market in South East Europe and its Integration in the European Community Integral Energy Market, signed in Athens on 08.12.2003. 15548/03/bis.

явно декларативный характер Афинских меморандумов, как и отсутствие каких бы то ни было обязывающих для стран-участниц норм обусловили необходимость создания качественно другого механизма, которым впоследствии стало Энергетическое сообщество. В целом критичное отношение европейских исследователей к указанным меморандумам выразила в своей работе сотрудница Научно-исследовательского центра им. Роберта Шумана при Институте управления г. Флоренции Р.Карова, которая отмечает: «Указанные документы, строго говоря, не являлись соглашениями и, как следствие, не являлись обязывающими для сторон. Более того, данные Меморандумы, выражая, в большей степени, намерения политические, не подразумевали никаких правовых обязательств, как для сторон, так и для спонсоров».8

Договор, учреждающий Энергетическое сообщество (ЭС), был подписан 25 октября 2005 года между Европейским сообществом и девятью государствами Юго-Восточной Европы, а именно: Албанией, Болгарией, Боснией и Герцеговиной, бывшей Югославской Республикой Македония, Румынией, Республикой Сербия, Хорватией, Черногорией и Временной миссией ООН по управлению Косово, и вступил в силу 1 июля 2006 года.9 Позднее, в ноябре 2006 года организация расширилась путем предоставления статуса наблюдателя в Сообществе еще четырем государствам: Молдавии, Норвегии, Турции и Украине.10 17 марта 2010 года к Сообществу присоединилась Молдавия в качестве полноправного члена.11 А в самом недавнем времени статус Украины в Сообществе изменился: 24 сентября 2010 года в Скопье был подписан Протокол о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического Сообщества,12 и после успешного прохождения ряда процедур по ратификации данного документа в самой Украине государство с 1 февраля 2011 года стало полноправным членом Сообщества.

Очевидно, что создание подобной организации могло быть обусловлено наличием причин и предпосылок, выгодных как Европейскому Союзу в качестве идейного вдохновителя, организатора и спонсора проекта, так и государствам Юго-Восточной Европы.

Рассматривая причины такого интенсивного присутствия ЕС в данном регионе, целесообразно вспомнить очередное Обращение Европейской Комиссии от 2007 года, где сформулированы цели участия ЕС в Энергетическом Сообществе. Среди таковых, в частности, называются: «создание энергетических отношений с соседними Евросоюзу странами в рамках реализации европейской политики соседства в области энергетики при возможном в долгосрочной перспективе заключении энергетического договора между Евросоюзом и, по возможности, всеми странами, на которые распространяется европейская политика соседства. Использование действующего Договора Энергетического сообщества как основы для всех появляющихся региональных энергетических рынков и постепенное его

8 Karova R. Energy Community for South East Europe: Rationale Behind and Implementation to date, p. 9, EUI Working Paper RSCAS, 2009, Italy, Florence.

9 «Treaty establishing the Energy Community», Athens, 2005.

10 «Towards an EU External Energy Policy», The Brussels Conference, 20th and 21st November 2006, Brussels.

11 Protocol Concerning the Accession of the Republic of Moldova to the Energy Community, 17th of March 2010, Vienna.

12 Protocol Concerning the Accession of Ukraine to the Treaty Establishing the

Energy Community, 24th of September 2010, Skopje.

распространение за пределы Евросоюза и Западных Балкан для инкорпорирования соседних стран».13

Что же касается большинства оставшихся участников Договора о создании Энергетического сообщества, их интерес в значительной степени продиктован стремлением к участию в Европейском Союзе в качестве полноправных членов. Сотрудничество с ЕС в рамках Договора Энергетического сообщества открывает, в частности для балканских государств, широчайшие возможности по имплементации законодательства ЕС в области энергетики при помощи механизмов сообщества, подробнее о которых пойдет речь ниже, в свои национальные правовые системы, что является одним из основополагающих условий для кандидатов в члены ЕС. Так оценивает значение участия в договоре Энергетического сообщества для своего государства, например, один из сербских исследователей А.Ковачевич: «Договор о создании Энергетического сообщества является первым шагом Сербии в сторону интеграции с ЕС. Большое значение данного договора для интеграции Сербии в Европу позднее подтвердилось посредством ратификации в сентябре 2008 года Народной Скупштиной Республики Сербии Соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС».14

Однако помимо возможности реализовать свои долгосрочные пл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

ru.knowledgr.com

Энергетическое сообщество, также называемое в прошлом Энергетическим сообществом Юго-Восточной Европы, является международной организацией, созданной между Европейским союзом (ЕС) и рядом третьих стран для распространения внутреннего энергетического рынка ЕС на Европу и за ее пределами. Подписав Договор, Договаривающиеся стороны обязуются осуществлять соответствующие энергетические нормы ЕС, разработать адекватную нормативную базу и либерализовать свои энергетические рынки в соответствии с договорными нормами.

Энергетическое сообщество стремится создать европейский энергетический рынок Пан, распространив энергетические приобретения Европейского союза на территории третьих стран. Правовая база Энергетического сообщества охватывает законодательство в области энергетики, окружающей среды и конкуренции законодательства ЕС.

После вступления договора в силу он неоднократно продлевался. В настоящее время она также включает законодательство, касающееся безопасности поставок, энергоэффективности, нефти, возобновляемых источников энергии и статистики. В соответствии с обновлением на уровне ЕС Энергетическое сообщество с сентября 2011 года принимает и Третий энергетический пакет ЕС.

Для осуществления договора могут быть установлены следующие сроки:

  • к 1 июля 2007 года осуществить две директивы ЕС по энергетическому рынку и постановление о трансграничном доступе к сети.
  • с 1 января 2008 года либерализация рынков электроэнергии и газа для всех потребителей, не являющихся домашними хозяйствами.
  • к 31 декабря 2011 года сокращение содержания сульфура в некоторых жидких топливах.
  • к 30 июня 2013 года завершить Национальные планы действий в области возобновляемой энергии, к 1 января 2014 года отменить Директиву по возобновляемым источникам энергии и включить эту долю возобновляемой энергии в общий объем потребления в 2020 году, как это определено решением D/2012/03/MC-Enc.
  • с 1 января 2015 года либерализация рынков электроэнергии и газа для всех потребителей.
  • к 31 декабря 2016 года для осуществления Регламента (ЕС) 431/2014, касающегося внедрения ежегодных статистических данных о потреблении энергии в домашних хозяйствах.
  • к 1 января 2017 года ввести в действие Регламент (ЕС) 347/2013 о руководящих принципах для транс-европейской энергетической инфраструктуры на рынках электроэнергии и газа.
  • к 15 октября 2017 года осуществить Директиву 2012/27/EU об энергоэффективности и установить ориентировочный национальный целевой показатель энергоэффективности.
  • к 31 декабря 2017 года ограничение выбросов некоторых загрязняющих веществ в воздух от крупных установок сжигания.
  • к 1 января 2023 года сохранить минимальный нефти и/или нефтепродуктов.

Стороны, участники и наблюдатели

Стороны

Участниками Договора об энергетическом сообществе являются Европейский союз и девять Договаривающихся сторон (дата ратификации):

Получив статус наблюдателя, Молдова и Украина официально выразили свою заинтересованность в полноправном членстве. По поручению Совета министров Европейская комиссия провела первый раунд официальных переговоров с Молдовой и Украиной в конце 2008 года. После трех раундов переговоров технические переговоры были завершены в 2009 году. Совет министров, однако, сделал членство условным по законодательным поправкам. Конкретно, он просил обе страны пересмотреть свои законы о газе и согласовать их с Газовой директивой ЕС 2003/55/EC. Уильст Молдова стала полноправным членом с 1 мая 2010 года, Украина официально присоединилась к Энергетическому сообществу 1 февраля 2011 года. Грузия подала заявку на полноправное членство в 2014 году и вступила в организацию в качестве полноправного члена 1 июля 2017 года.

Obser

Любая другая третья страна может получить статус наблюдателя после одобрения мотивированного запроса Советом министров. Права и обязанности наблюдателей за Договором регулируются отдельным процессуальным законом. К числу второстепенных участников договора относятся:

Участники

Согласно договору, любое государство-член ЕС может получить статус участника. При этом государство — член ЕС имеет право участвовать в работе Совета министров, Постоянной группы высокого уровня, Совета по регулированию и форумов и участвовать в обсуждениях в этих органах. Эта привилегия используется 19 странами-членами ЕС, а именно

После их присоединения к Европейскому союзу три из первоначальных подписавших договор государств — А, Хорватия и Румыния — перешли от Договаривающейся стороны к участнику.

Учреждения

Основными учреждениями, созданными в соответствии с договором, являются:

  • Совет министров
  • Постоянная группа высокого уровня
  • Совет по регулированию энергетического сообщества (ECRB)
  • Фора
  • Секретариат

Совет министров

Совет министров является главным директивным органом Энергетического сообщества. Он принимает ключевые политические решения и принимает правила и процедуры Энергетического сообщества. В состав Совета министров входят по одному представителю от каждой Договаривающейся стороны, обычно министр энергетики, и два представителя от Европейского союза, Европейский комиссар по энергетике и высокопоставленный представитель страны, председательствующей в Европейском союзе.

В соответствии с решением, принятым в декабре 2009 года, Совет министров проводит заседания один раз в год. Кроме того, председательство в Совете по очереди занимает каждая договаривающаяся сторона в течение 12 месяцев. В период с 1 января по 31 декабря года Сербия занимает пост Председателя и председательствует на основных институциональных совещаниях.

Постоянная группа высокого уровня

Постоянная группа высокого уровня объединяет старших должностных лиц от каждой Договаривающейся стороны и двух представителей Европейской комиссии. В нем говорится о продолжении политических встреч министров и министров и в некоторых случаях о принятии последующих мер по их итогам.

Совет по регулированию энергетического сообщества

В состав Совета по регулированию входят высокопоставленные представители национальных органов по регулированию энергетики Договаривающихся сторон Энергетического сообщества, наблюдателей и участников. Он консультирует Совет министров энергетики и Постоянную группу высокого уровня (PHLG) по деталям статутных, технических и нормативных правил и дает рекомендации в случае трансграничных споров между регулирующими органами. Совет может принимать меры регулирования при наличии полномочий Совета министров энергетического сообщества.

В настоящее время Совет возглавляет его Председатель (2019-2020 годы) г-н Марко Бислимоски, Председатель Комиссии по регулированию энергетических и водных услуг Республики Северная Македония. Европейский союз, представленный Европейской комиссией, выполняет функции вице-президента и ассоциируется с Агентством по сотрудничеству в области регулирования энергетики (АСЭР). Совет по регулированию проводит встречи в Афинах. Его работа поддерживается Секретариатом энергетического сообщества.

На форумах стоит задача консультировать Энергетическое сообщество. Chaired от Европейской комиссии, форум объединяет все заинтересованные государства из отрасли, регуляторов, отраслевых ассоциаций и потребителей. Их выводы, согласованные консенсусом, адресованы Постоянной группе высокого уровня.

Создание форумов отражает процесс, ведущий к созданию Энергетического сообщества. Афинский форум по вопросам электроэнергетики, ранее известный как Форум по регулированию энергетики Юго-Восточной Европы, впервые собрался в 2002 году. Условия проведения Газового форума были определены в 2006 году. Было принято решение о созыве Газового форума в Вениа. Первый Социальный форум состоялся в ноябре 2008 года. На своем заседании в декабре 2008 года Совет министров постановил принять законодательство о запасах нефти и учредить Нефтяной форум. Первый нефтяной форум был созван в 2009 году в Белграде. Недавно был также создан Венский юридический форум, Форум устойчивости и Форум по разрешению споров.

Секретариат

Повседневная деятельность Энергетического сообщества осуществляется под руководством секретариата. Секретариат классифицирует Договаривающиеся стороны при осуществлении ими этого свода правил. Секретариат оказывает поддержку Договаривающимся сторонам в разработке законодательства и выполняет экспертные функции по просьбе национальных властей. Секретариат ежегодно организует более 60 мероприятий, включая институциональные совещания и практикумы экспертов.

Каждый год секретариат представляет ежегодный доклад об осуществлении Совету министров энергетического сообщества, в котором оценивается соблюдение каждой Договаривающейся стороной своих обязательств по договору. Если Договаривающаяся сторона не выполняет свои договорные обязательства, секретариат может возбудить процедуру нарушения.

Кроме того, секретариат отвечает за обеспечение того, чтобы бюджет Энергетического сообщества, в который вносят взносы все Стороны, расходовался и учитывался. По состоянию на 2020 год в Секретариате насчитывается 38 сотрудников, имеющих 19 национальностей. С 1 декабря 2012 года Директором Секретариата является г-н Янез Аач. Секретариат находится в Вене, Австрия.

Роль Европейского союза

Европейский союз, представленный Европейской комиссией, является постоянным заместителем Председателя Энергетического сообщества. Европейская комиссия оказывает содействие Председателю в качестве Председателя Постоянной группы высокого уровня и Совета министров, а также в подготовке повесток дня всех институциональных совещаний. На ежегодном заседании Совета министров Европейская комиссия представлена Комиссаром по энергетике. Европейский союз является крупнейшим вкладчиком в бюджет Энергетического сообщества. Его вклад составляет почти 95 процентов.

История

В основе Договора об энергетическом сообществе лежит региональный энергетический рынок Юго-Восточной Европы для электроэнергии и природного газа, первоначально сформированный в рамках Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы через афинский Меморандум. С этой целью создание Энергетического сообщества представляет собой очень важный политический шаг в ключевом экономическом секторе до присоединения стран ЮВЕ к ЕС. Институциональная обстановка Энергетического сообщества демонстрирует большие параллели со структурами Европейского союза. Именно на переговорах по этому договору Комиссия «воспроизводила» институты, которые создавались отцами-основателями Европейских сообществ и воспроизводила свои собственные институты за пределами своих границ. В связи с подписанием Договора Европейская комиссия заявила, что Договор об энергетическом сообществе добросовестно составлен по образцу Европейского сообщества по черной металлургии и углю, которое было порождением Европейского союза.

Афины Меморандум

Афинский Memorandum ссылается на меморандум о взаимопонимании 2002 года и его пересмотр 2003 года, подписанный в Афинах. Он был предложен Европейским союзом, и в нем изложены принципы и институциональные потребности развития регионального рынка электроэнергии в Юго-Восточной Европе. После интенсивных обсуждений на первом Форуме по регулированию электроэнергетики в Юго-Восточной Европе в июне 2002 года было достигнуто соглашение. Подписание меморандума состоялось в ноябре 2002 года Альбанией, Хия и Герцеговиной, Хия, Хорватией, Грецией, ФИР Македонии, Румынией, Сербией и Монтенегро, Турцией.

Пересмотр 2003 года добавил природный газ в объем работ. В рамках афинского Меморандума был создан региональный энергетический рынок Юго-Восточной Европы (SEEREM), который стал частью внутреннего энергетического рынка ЕС. Афинский Меморандум также создал ряд учреждений, которые коллективно известны как «Афинский процесс». В 2004 году совещание Афинского форума приняло решение назвать процесс «Энергетическое сообщество».

Договор об энергетическом сообществе

В мае 2004 года Европейский союз начал переговоры со странами региона Юго-Восточной Европы с целью правового соглашения. Переговоры проходили между Европейским сообществом с одной стороны, Албанией, Хия и Герцеговиной, Хия, Хорватией, ФИР Македония, Республикой Монтенегро, Сербией, Румынией, Турцией и ЮНМИК от имени Косово с другой стороны. Договор о создании Энергетического сообщества был подписан в Афинах, Греция, 25 октября 2005 года. Подписание договора было одобрено Европейским парламентом 29 мая 2006 года. Впоследствии договор вступил в силу 1 июля 2006 года.

В октябре 2013 года Совет министров энергетики Сообщества в одностороннем порядке принял решение о продлении срока действия договора на десять лет до 2026 года. В этой связи Совет министров учредил также Группу высокого уровня по рефлексии, которой было поручено оценить адекватность институциональной структуры и методов работы Энергетического сообщества в, направленных на достижение целей Договора. Группа рефлексии опубликовала 11 июня 2014 года свой заключительный доклад «Энергетическое сообщество во имя будущего«, в котором были отменены рекомендации о том, как можно улучшить энергетическое сообщество. Была принята дорожная карта по вопросу о том, как следует продвигать эти предложения.

Критики

Европейский союз государственной службы критиковал этот договор, поскольку в нем отсутствует социальный аспект. Приобретение Energy Community делает ссылку на обязательства по оказанию государственных услуг и защиту клиентов. В то время как в Договоре может отсутствовать законно свершение в отношении социального диалога, договаривающиеся стороны несут законно обязательство по сдерживанию социального измерения в рамках этого процесса. В октябре 2007 года Стороны подписали Меморандум о взаимопонимании по социальным вопросам в контексте Энергетического сообщества. В Меморандуме, что экономическое развитие и социальный прогресс взаимосвязаны и должны идти рука об руку. В нем также подчеркивается важность и необходимость вовлечения социальных партнеров в процесс реформ. В октябре 2011 года Украина и Молдова подписали Меморандум о взаимопонимании по социальным вопросам.

Экологические организации из Юго-Восточной Европы критиковали этот процесс в декабре 2008 года, поскольку они полагали, что ECSEE содержит недостаточные гарантии безопасности для обеспечения того, чтобы хорошо продуманное содействие энергоэффективности и возобновляемой энергии не было заглушено за счет поощрения крупных и зачастую вредных для окружающей среды угольных и гидроэлектростанций. Совет министров энергетического сообщества принял решение о создании целевой группы по энергоэффективности в 2007 году. В 2013 году она была переименована в Координационную группу по энергоэффективности (ЕЭК), которая обеспечивает широкую платформу для сотрудничества между представителями министерств и учреждений, отвечающих за вопросы энергетики и энергоэффективности, из Договаривающихся сторон, стран-наблюдателей и участников. С 2009 года Энергетическое сообщество является основным приобретением ЕС в области энергоэффективности. В области возобновляемой энергетики обсуждение вопроса о принятии директивы ЕС по возобновляемой энергии началось уже в 2008 году. В 2009 году Совет министров учредил целевую группу по возобновляемой энергии и принял Директиву 2009/28/EC, в которой в октябре 2012 года были целевые показатели по возобновляемой энергии на 2020 год. В октябре 2015 года министры приняли решение о воссоздании целевой группы по возобновляемой энергетике. Целевая группа по окружающей среде Энергетического сообщества действует с весны 2011 года.

Источник

Читайте также:  Мне не безразлично будущее моей страны
Оцените статью