Эпоха круглой земли золотой век путешествий

Эпоха круглой земли золотой век путешествий

В результате изучения данной главы студент должен:

• основные этапы Великих географических открытий, имена первопроходцев, маршруты их путешествий;

• этапы создания современной картографии;

• различия мотиваций путешествий в Новое время и Средневековье;

• работать с литературой путешествий как историческим источником;

• различать типы путеводителей Нового времени;

• навыком анализа «мифа места»;

• навыком анализа путеводителей.

Географические открытия. Эпоха «круглой земли»

Взгляд и сознание средневекового путешественника были ограничены известными землями. Узкий горизонт представлений о мире порождал бедность представлений о назначении человека, смысле его существования. Переход к Новому времени историки условно обозначают термином «фактор 1500», имея в виду радикальные перемены в самой картине мира, которые совершались вокруг исторического рубежа 1500 г. Можно выделить три масштабных направления этих перемен:

– Великие географические открытия, полностью изменившие представления об окружающем мире;

– научная и техническая революция, которая поставила человека в новое положение по отношению к природе, изменила источник знания о мире с религиозного на научный;

– «открытие человека» культурой Ренессанса, на основе которого возникла светская культура и сформировалось мировоззрение Просвещения.

Для туризма все эти радикальные перемены имели жизненно важное значение. Собственно, сам туризм начинается именно с Нового времени, сменив подвиги первопроходцев и одиноких путешественников. Великие географические открытия XVI–XVII вв., рисовавшие картину «круглой земли», перевернули жизненный мир и сознание средневекового человека. Мир стремительно расширился, в нем появились новые земли, страны, народы, культуры. В поле зрения европейцев возникли Америка, Индия, далекий Китай, Австралия, острова Тихого океана, весь Африканский континент. Начиная с поворотного для европейской цивилизации 1500 г., наступает, по выражению историков, эпоха «круглой земли». Понимание огромности мира, соединенности земель и народов через океаны, появление профессиональных карт, усовершенствованного компаса, глобуса, каравелл, способных преодолевать океаны, – все это радикально изменило картину мира европейца: исчезли границы ойкумены, мир «распахнулся». Научное и чувственное, через светскую культуру «открытие мира» представило жизнь и пространство книгой, доступной для чтения и познания. Не случайно социолог М. Вебер в своей классической книге о «духе капитализма» говорил о духовной составляющей в преобразовании мира, великой движущей силе – человеческой жажде знаний. Начиная с эпохи Возрождения формируется «мир-Европа», по выражению другого философа истории — Ф. Броделя. Ключом к Новому времени стала эпоха Великих географических открытий, которая в основном пришлась на XVI-XVII вв. (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Расширение географии морских путей с XVI до XVII в.

В это время европейские страны, ограниченные с востока арабским миром и активной Османской империей, искали новые пути в сказочную Индию – страну золота, драгоценностей, несметных богатств. Первооткрывателями новых земель становились морские державы Голландия, Испания и Португалия, владевшие тогда самым сильным и совершенным флотом. Составление карт и усовершенствование компаса позволили совершать морские плавания в открытом море, без видимой земли. Поиски земель «за морями» были вызваны не только потребностями международной торговли и экспансионистской политикой сильных европейских держав, искавших новых «подданных короны». Это было еще и результатом огромных культурных сдвигов в сознании европейцев, переживавших эпоху Возрождения. Жажда открытий, культ науки, ремесел, жизненного успеха стали мощным мотивом для многочисленных авантюристов и искателей сокровищ, отправлявшихся па поиски новых земель, при этом часто рискуя жизнью. Будоражила умы и идея шарообразности земли, которую продвигала наука. Великие открытия Н. Коперника, Г. Галилея, Т. Браге, новые издания древнегреческого астронома и географа Птолемея питали желание достичь сказочных земель на востоке, двигаясь на запад.

Уже Христофор Колумб воспользовался картой, основанной на понимании шарообразности земли. Ведь сама идея двигаться на запад, чтобы достичь восточных земель (Индии), базировалась именно на картине «круглой земли». «Великая ошибка, которая привела к великому открытию» Нового Света, заключалась лишь в недооценке масштабов и длительности путешествия. В августе 1492 г. каравеллы Колумба «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» отправились навстречу неизвестности. Однако только матросам последней каравеллы «Нинья» в октябре 1492 г. удалось увидеть землю после долгих месяцев плаванья. Это была не Индия или Китай, как думал Колумб, а новый континент – Америка. В следующих экспедициях через Атлантику к своей «Индии» Колумб открыл острова Карибского моря и побережье Южной Америки, но не мог доставить к королевскому двору Испании сокровищ Индии и Китая. Почитаемый сегодня как открыватель Америки, X. Колумб увековечил свое имя лишь в названии одной из стран Южной Америки – Колумбии. Он умер в 1506 г. в полной нищете, всеми забытый. Сейчас Португалия, Испания и Генуя спорят за честь считаться родиной первооткрывателя Нового Света.

Путешествие X. Колумба обозначило период лидерства Испании и Португалии в открытии новых земель. Это лидерство базировалось на наличии мощного флота с первоклассными кораблями, использовании компаса, превосходной школе мореплавания, а также экспансионистской политике испанской короны в XV – начале XVI в. Последовавшее за Колумбом путешествие португальца Васко да Гамы в 1497 г. открыло морской путь в Индию и доказало шарообразность земли. Флотилия Васко да Гамы достигла экватора, преодолевая жестокие бури, обогнула Африку вдоль мыса Доброй надежды и, наконец, достигла сказочной Индии. Принесенные Португалии сокровища Индии искупили потери половины флотилии и двух третей экипажа.

Плавание в 1503 г. Америго Веспуччи, своим именем давшего название новому континенту, завершилось составлением первой карты Нового Света. Завершился период испано-португальских открытий кругосветным плаванием Ф. Магеллана, когда шарообразность земли и единство Мирового океана были окончательно доказаны опытным путем. Ф. Магеллан попытался найти па западе удобный проход из Атлантического океана в Тихий. Для этого ему пришлось пройти вдоль берегов всей Южной Америки вплоть до ее южной оконечности – Огненной земли. Корабль «Виктория» благополучно возвратился в Испанию, а сам Магеллан погиб на Филиппинах. Открытие Америки европейцами завершилось ее колонизацией сначала испанцами, португальцами и голландцами (в основном южные регионы континента), а затем французами и англичанами. В начале XVII в. в ведущих европейских странах создаются Вест-Индские и Ост-Индские компании (Америку еще некоторое время продолжали называть Индией) для освоения богатств открытых территорий. Новый континент активно заселялся колонистами из Европы, готовыми начать новую жизнь в новом месте. Уже в 1606 г. в Англии были основаны две компании, которые занимались в том числе доставкой на новый континент первых колонистов. Рекламная брошюра обещала неограниченные наделы земли, обилие рыбы и дичи в новых местах. Кроме того, авантюристов всех мастей завораживал призрак «золота индейцев». В 1620 г. на английском корабле «Мэйфлауэр» в Северную Америку (территория Вирджинии) прибыла первая группа английских пуритан, которые теперь считаются «отцами-основателями» Соединенных Штатов. Населенная европейцами территория, обширные колониальные владения позволяли распространять европейскую культуру и прививали привычку путешествовать.

Открытие Южного континента (Австралии), тихоокеанских островов, достижение льдов Антарктиды довершили картину «круглой земли» и новое понимание мира. Великие географические открытия соединились с революционным изменением понимания жизни и назначения человека. Христианскому миру стало тесно в своих средневековых одеждах. Состоялось обновление европейского мышления, обновление Европы как отдельного мира. Дух открытий, романтика новизны резко двинули вперед развитие европейских стран.

Источник

Золотой век путешествий — отдых по всему миру

«Путешествовать — значит жить»процитировал Ганса Христиана Андерсена и насколько острым это становится, когда мы становимся старше.

недавний ABTA Статистические данные показывают, что 53% путешественников в настоящее время отдыхают по городу, в отличие от обычного пляжного отдыха всего в 41%. Поколение 55 + путешествует все больше и больше, чем когда-либо, благодаря Интернету, где массовые 83% праздников бронируются непосредственно в режиме онлайн.

Увеличение количества заказанных вами специально подобранных выходных в настоящее время является выбором для большинства людей: посмотреть мир, отправиться в путешествие в новые места или пересмотреть старые воспоминания. Все это возможно, когда мы становимся старше, так как у вас есть больше времени, чтобы спланировать свое следующее приключение, или мы смеем сказать, что-то выбить из вашего собственного путешествия ведро список.


Мы спросили наших старших сотрудников, где они недавно отдыхали; Основные туристические направления 10:
1. Рим
2. Кабо-Верде
3. Мексика
4. Таиланд
5. Hong Kong
6. корфу
7. Австрия
8. Круиз по реке Нил
9. Мальдивы
10. Дубай

В большинстве этих стран предварительный интернет когда-то рассматривался как просто мечта, теперь к ним легко добраться и их популярность растет с каждым годом. С таким количеством доступных сайтов бронирования вы можете забронировать почти все заранее и часто по конкурентоспособным ценам. Через такие сайты, как Expedia, Booking.com

Или вы можете забронировать авиабилеты непосредственно у выбранной вами авиакомпании, будь то небольшие бюджетные авиакомпании или совершить роскошную поездку с одним из авиаперевозчиков первого класса, а затем вручную выбрать отель в нужном вам месте. Все эти варианты теперь доступны для вас.

Вы также можете забронировать свои мероприятия заранее через экскурсионные сайты, которые вы можете заказать напрямую, такие как Tiquets и Билеты на аттракционы Direct, Или через местного турагента с такими компаниями, как Аттракцион Мир. Выбор действительно сногсшибателен, путешествуйте с ограниченным бюджетом или отправляйтесь в путешествие на всю жизнь, все это доступно одним нажатием кнопки.


У технически подкованного 55 + есть время, чтобы спланировать каждый аспект для типа праздника, который они хотят и когда они этого хотят.

Если они хотят отдохнуть в древнем городе Риме или горнолыжный спорт в заснеженных горах Франции и Австрии. Посмотрите некоторые из чудес света, такие как Великая Китайская стена, Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды Гизы или Пантеон в Греция-, Чудеса Индийского океана, Большого Барьерного рифа и реки Нил. Все эти места доступны для путешествий, вам просто нужно время, чтобы спланировать и отправиться в путь!

Наше последнее слово — слова британского художника-фигуратора: «Путешествие, в младшем роде, является частью образования; в старшем, часть опыта. » — Фрэнсис Бэкон

Источник

Золотая Эпоха

Яростный звон бубенцов гремел громовыми раскатами. «Кто только придумал такие противные звуки», проснувшись, зло подумал Сенька.

Высоченные сосны, обступавшие прозрачный панцирь палатки, уходили толстыми стволами вверх, подпирая там шевелимый ветром шатер из мохнатых разлапистых веток. Сквозь зеленую толщу густым частоколом пробивались солнечные лучи, придавая пятачку, где вчера получилось приземлиться, вид симпатичной полянки. Терпкий запах хвои терзал концентрацией.

«Говорил уже отключить этот чертов будильник. Так, нет. Никакой реакции. Как это говорится, … м-м, как рыба об лед или нет, как об стенку горох, – выбираясь наружу вспомнил старинные идиомы сердитый на робота-няньку Сенька.

Робот стоял ко входу в полуоборот. Большая голова его, слегка склоненная, с устремленным вдаль взглядом и руки, сложенные на груди, создавали вид человека, погруженного в думы.

– Уж не любуетесь ли вы красотами, Карл. – Вместо обычного «доброе утро», едко заметил Семен.

Робот повернулся. Его лицо, если так можно назвать маску из полинефрона, соответственно настройкам выражало озабоченность.

– Я не любуюсь. Эта функция отключена. Я робот МВА-48 новейшей модификации. Зовут Вася.

– Рад знакомству, Вася. – Съехидничал мальчик. – Не вам ли, Вася, я говорил отключить эти дурацкие звуки. Что за бряканье, а? Где вы откопали это?

– Отключить нельзя. Можно заменить. Предыдущий разговор об отключении будильника был незавершен, вы отвлеклись. Выберите другие звуки.
Бубенцы (уменьшительная форма бубенчики) – Небольшие металлические полые шарики с маленьким кусочком металла или несколькими внутри. Древнее изобретение. Использовались как ударный музыкальный инструмент. Крепились к конской упряжи и одежде шута. – Скрупулезно точно выдал информацию из Вики Вася.

Речь робота, настроенная под дорогой сердцу бабушкин говор, будила воспоминания о ней самой и о времени, проведенном у нее в гостях. О пирогах с ватрушками, которые бабушка была мастерица испечь. О парном молоке от любимицы ее коровы Зорьки и о песнях, что спевала она иной раз вечерами протяжно и жалобно. Напоминала бескрайнее раздолье, крепко пахнущее травами; реку широкую и полноводную с крутыми покрытыми лесом берегами; большущую ферму где жила бабушка и под ее руководством трудились роботы: пахали, сеяли и убирали жито в полях того самого раздолья.

Поэтому наверно недавняя злость прошла и ругаться с роботом совсем расхотелось.

– Не надо мне зубы заговаривать, – только буркнул мальчик. – Лучше объясните, почему вы остановились на столь древнем изобретении? Что вас в нем восхитило? И почему вы решили будить меня варварскими звуками.

Задал каверзный вопрос Семен. Любил он пошутить с роботом: задать пространный вопрос и смутить всезнающую машину.

– Этот сигнал первый в каталоге. – Замешкавшись секунду, ответил робот.

– А что там, в каталоге еще есть?

– Песни, мелодии, звуки.

– Шум прибоя. Шорох листьев. Шум ветра….

– Шум ветра? Покажите.

Сенька уселся на пластитумбу, которая расплылась под ним, превращаясь в удобное кресло. Тут же послышался тихий свист медленно переходящий в напряженную с глухим подвыванием мелодию из звуков повсему снежной бури.

– Это, пожалуй, подойдет. – Важно произнес мальчишка. – Что у нас на завтрак?

…Молодой человек, о котором идет речь, находился в возрасте двенадцати лет. Он с отличием закончил учебный год и на каникулах пожелал отправиться в путешествие по просторам Сибири. Дикий суровый край заинтересовал его, когда он изучал курс географии Земли. Родители с удовольствием снарядили для единственного чада экспедицию в компании с надежным роботом.
Многофункциональность универсальной конструкции, от сопровождения, устройства комфорта и достаточного для общения с ребенком информационного Википоля, была настроена на заботу о подопечном, то бишь Сеньке, который ощущал если не любовь, то довольно стойкую отеческую заботу.

– Запеченные овощи, стейк и напиток из цикория. Умойтесь и сделайте зарядку.

– Ну, что ж стейк, так стейк. Давай. Есть хочется.

Игнорируя предложение с умыванием и зарядкой, Семен азартно потер рука об руку.
Робот послушно подкатил стол-тележку и поднял крышку. Аппетитно запахло жареным мясом.

– Какие на сегодня планы? Куда двинем? – сказал Семен, впиваясь в сочную мясную мякоть.

– Пока вы спали, я исследовал территорию радиусом в 20 километров. Жилья нет. Сплошь тайга. Густые дебри. Абсолютно дикая среда. Сделал несколько снимков животного мира. На юго-западе обнаружен заброшенный бункер с ядерными боеприпасами.

– О, это интересно. – Навострил уши Сенька.

– Ну, ты же его откроешь, сэр? Только взглянем и уйдем. – Прервав робота, просяще проныл мальчишка.

– Территория бункера оцеплена тремя рядами лучевых заграждений. Если вы пожелаете все же проникнуть, будете остановлены и задержаны патрульной службой Земли.

– Ой, какие страсти, Вася. Ну, расскажи тогда, что за бункер?

– Это вы будете изучать в следующем учебном году….

– Ого, да я умру от любопытства, пока доживу до этого. Я сейчас хочу знать, давай хотя бы вкратце, как ты умеешь. Вася, ну, пожалуйста. – проныл опять мальчик.

– Хорошо, хорошо. Не стоит расстраиваться. – Озаботился еще больше робот и продолжил тоном, сказывающего сказку рассказчика.

– На протяжении всего своего существования род человеческий наращивал вооружение и вел бесконечные войны. Дошло до того, что открыв расщепление атома, силу этого процесса использовали для создания мощного ядерного оружия. Испытывали его, чем вызвали угрозу для существования планеты.

– А, с кем они воевали?

– Воевали между собой. Земля делилась на государства. Население на нации. Нация от латинского natio – племя, народ. В Индустриальной эпохе являлось синонимом государства.
Существует два основных подхода к пониманию нации: политическая общность граждан и этническая общность с одним или несколькими языками и единым самосознанием. – Выдал робот справку.

– О, как интересно, только непонятно. Не надо цитировать Википедию. Перейдите на беседу, сэр. И поясните, зачем они делились на нации. Я как-то раньше не задумывался об этом. Они что, чем-то отличались друг от друга?

– Зачем они делились…. Зачем они делились….

Внутри робота, что-то застрекотало, и на груди замигал красный глазок.

– Достаточно, Вася, достаточно. Не задымись. – Прервал машину мальчик.

– Извините, затрудняюсь ответить. На данный вопрос нет информации.

– Хорошо. Подытожим. Из всего сказанного, я понял, люди делились на нации, говорили на разных языках и жили в государствах.

– Абсолютно, правильно. – Кивнул робот.

– А государства имели границы и, оспаривая их, воевали с соседями.

– Да, воевали. Границы весьма условное понятие. С самого начала образования государств менялись. Менялись в случае побед одного государства над другим: территория поверженного государства или его часть присоединялась к территории победившего. Через некоторое время возникал новый конфликт и новая война за возвращение тех территорий. Войны начинались не только по этому поводу, придумывались разные причины. Движущей силой всех войн являлось одно – возвеличивания одной нации над другой с помощью пропаганды. Очень эффективный способ для разжигания ненависти и возможности держать под контролем раздробленное, таким образом, человеческое общество.

– Странное для человека желание возвеличиться не созиданием, а убийством. – Отхлебнув цикория, проговорил Семен.

– Ничего странного. Психика человека неустойчива и под воздействием внешних факторов подвержена изменениям.

Сенька с сомнением взглянул на робота, но ничего не сказал. Психологию он еще не изучал, и возразить машине было нечем. Однако навязанная обстоятельствами тема не давала покоя.

– Не понимаю. А с какой целью все это делалось? – заговорил он снова.

– Видите ли, Семен, это делалось правительством тех государств, где отсутствие демократии и твердых принципов правления рождало вседозволенность, это в свою очередь прививало несвойственные лидерам комплексы. Такие как мания величия, безудержная жажда наживы, агрессия и ряд других мелких отклонений в психике.

– Теперь я понимаю, почему упразднили нации. Чтобы прекратить войны.

– Да. Когда обстановка накалилась до придела и встал вопрос существовать ли планете, представители народов Земли, чей разум не был подвержен агрессии на общенациональном конгрессе решили отказаться от границ и стали называться Землянами, уничтожили оружие и законсервировали объекты ядерных центров, отменили деньги, а вместо правительств была создана единая межконтинентальная комиссия, в состав которой входили ученые определенных дисциплин. Тогда-то и началась Золотая эпоха.

Дальше Семен мог сам продолжить рассказ робота. Два раза в год в инет окне он наблюдал очередной созыв комиссии. Смотрел, сожалея, что не достиг совершеннолетия, и не может проголосовать, тут же у пульта окна, за разработанные учеными законодательные проекты. Не может внести предложения, и контролировать выполнение принятых. Знал, что на Земле нет оружия и война невозможна; что земляне равны в правах независимо от занимаемого положения, и каждый стремится к созиданию не заморачиваясь о быте. И он, еще мальчишка, мечтает и готовит себя к интересной работе по созданию новой целостной оболочки Земли взамен щитов, закрывающих дыры в естественной: основательно потрепанной безжалостным отношением прежде живущих.

Официальным языком являлся английский язык. Другие языки каждый землянин изучал при желании. Сенька в свои двенадцать лет говорил на двух языках: английском и русском с рождения.

Курсы общеобразовательных дисциплин обязательного первого и высших специализированных рангов преподавали профессора в онлайн школах, вузах для всего населения Земли в определенные часы.

За порядком на Земле следили роботы полицейские. Они не имели оружия и, действуя в рамках закона, с провинившимися долго не церемонились, парализуя тех на определенный срок.

Религия не возбранялась. Она не касалась управления Земли, а, как и подобало ей, давала духовную пищу в виде проповедей наставников, помогала разобраться в жизненных перипетиях, утвердится и не более того. Повсюду стояли отстроенные в древние эпохи храмы и поток людской к ним не иссякал.

– Спасибо Вася. Было вкусно. – Утираясь салфеткой, довольный беседой и едой, произнес Семен.

– На здоровье. Теперь, думаю, вам хочется пройтись?

– Да, – воскликнул Семен и бросился к палатке за камерой.

– Включите маячок, дабы я вас не потерял.

– Слушаюсь, сэр, – крикнул Сенька и устремился в девственный лес.

Огромные вековые стволы, покрытые мхом, обступили мальчишку. Густая крона постанывала в вышине. Слышался щебет невидимых птиц, где-то вдали надсадно ухал филин. Рой мошкары завившийся вокруг стоило углубиться, дополнил нудным зуммом лесные звуки.
Пробираясь сквозь густой цепляющийся за одежду кустарник, мальчик бросал взгляды по сторонам желая увидеть все и сразу. Фотокамера снимала кадр за кадром прекрасные картины. Вдруг странные звуки, то ли фырканье, чавканье, то ли чихание привлекли внимание. Сенька замер. В трех метрах от него под поваленным деревом блеснули бусинки-глазки. Обладатель глаз подергивал длинным носом и озирался. Затаив дыхание Семен перевел камеру в режим видео. Зверек насторожился, но не испугался и не убежал. Напротив, мелко ступая, он показался весь. Заплывший жирком барсук с широкими черно-белыми полосами на мордочке лоснился топырящейся шерсткой. «Ах, какой красавец», восхитился зверем мальчик. Захотелось взять барсука крупнее, и он шагнул вперед. Резкий хруст испугал обоих. Зверь присел, подобрался, обращенный на звук взор нашел виновника шума. Несколько секунд барсук рассматривал мальчика, а тот его, затем зверек проворно развернулся и, мелькнув коротким хвостиком, юркнул под замшелый ствол.

«Уф», выдохнул сдерживаемый в легких воздух Сенька. Оплошность что случилась, нисколько не омрачила возникший минутой раньше восторг. Семен сделал шаг: перед ним открылась небольшая полянка, сплошь заросшая невысокими кустиками с черными мелкими ягодами. Несколько ягодок валялось на примятой зверьком траве. «Да он здесь ягодой лакомился». Догадался мальчик и, продолжая съемку, сорвал несколько. Одна раздавилась, окрасив пальцы темно-бордовым соком. Резкий запах свежести с примесью какой-то терпкой необычности удивил и вызвал желание попробовать. Сладкий с кислинкой вкус изумил своеобразным послевкусием. «Что это за ягода, интересно», подумал мальчик. Вдали вдруг завыла сирена. «О, Вася в своем репертуаре. Зовет». Семен улыбнулся. «Ладно, дома разберемся», решил он, смакуя одну за другой собранные с горсть ягоды. Вася, завидев его, заторопился навстречу.

– Что случилось? На вас лица нет. Дайте руку. – Взяв протянутую руку в свою, робот одобрительно закивал. – Все в норме. Слегка повышен пульс. Что вас так взволновало?

– Эх, Вася, тебе не понять. Я видел нетронутую человеком природу. Она так прекрасна. – Ответил мальчик. Махнул с сожалением рукой и, вздохнув, добавил, – давай уже грузиться, да летим дальше.

Маленький бесшумный везделет нехотя оторвался от земли и, пробиваясь сквозь густую сосновую крону, выскочив в синеву, поплыл.
«Прощай тайга…. Нет, до свидания…. Еще увидимся…. До встречи», прильнув к иллюминатору, шептал Семен, поедая глазами волнующееся внизу бескрайнее темно-зеленое море.

Источник

Читайте также:  Почему путешествие магеллана назвали кругосветным путешествием
Оцените статью