Если страны не признают выборы

Угрозы Запада не признать выборы в Госдуму обойдутся без последствий

Соединенные Штаты подтвердили нежелание признавать выборы в Государственную думу, которые пройдут в том числе в Крыму. Вашингтон и страны ЕС пошли навстречу соответствующему требованию Порошенко. Более того – президент Украины требовал от Запада не признавать результаты выборов в Госдуму в целом, по всей России. Будет ли исполнена эта угроза?

Новый посол США на Украине Мари Йованович в очередной раз обозначила принципиальную позицию своей страны по вопросу Крыма, заявив, что Штаты не признают выборы в Государственную думу на территории полуострова.

«Еще раз приведу позицию США: Крым есть и навсегда останется частью Украины, несмотря на все возможные юридические действия со стороны РФ. Мы никогда не признаем Крым как часть России. Мы также не признаем выборы в Госдуму, которые проходят на территории Крыма», – цитирует слова посла РИА «Новости».

Накануне в схожем духе высказались министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и его французский коллега Жан-Марк Эро, находящиеся с визитом на Украине. «Касательно второго вопроса, о легитимности выборов в Думу в Крыму, как говорил уже мой коллега Эро: мы не признаем и не признаем аннексию Крыма», – цитировало Штайнмайера агентство «Интерфакс-Украина». Глава германского МИДа также напомнил, что во время выборов в нижнюю палату российского парламента на полуострове не будет наблюдателей ОБСЕ.

Читайте также:  Низкая налоговая нагрузка по стране

В Киеве констатировали, что таким образом главы французской и германской дипломатии исполнили просьбу президента Украины Петра Порошенко – последний в ходе встречи со Штайнмайером и Эро призвал «не признавать легитимность парламентских выборов в России, которые планируют также провести в оккупированном украинском Крыму».

Ранее требования отменить выборы в «оккупированном» Крыму звучали исключительно из Киева.

«Выборы незаконны, для наблюдателей – уголовная ответственность»

Напомним, что в понедельник утром Москва получила от украинских властей официальную ноту о невозможности проведения на территории Украины выборов в Госдуму. В тот же день президент Украины Петр Порошенко провел встречу с послами стран G7 и Европейского союза и призвал их не признавать выборы в Госдуму России на территории Крыма.

Постпред Украины при ООН Владимир Ельченко пригрозил уголовным преследованием наблюдателям, которые будут работать на выборах в Крыму. «Выборы в Госдуму России в Крыму незаконны, для наблюдателей – уголовная ответственность», – заявил политик в своем Twitter.

Ранее в МИД России заявляли, что Крым «является неотъемлемой частью России, и решение о проведении выборов там является исключительной прерогативой Российской Федерации».

Непризнание отдельно взятых депутатов

Научный директор МДК «Валдай», главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов уверен, что выборы в Крыму не признают ни США, ни Европа, поскольку «никто из них не признает принадлежность Крыма к России». Тем не менее политолог сомневается, что из-за этого не будут признаны выборы в Госдуму целиком. В противном случае не будет взаимодействия с избранным законодательным органом в целом.

«Наверняка будут сделаны какие-то заявления, но юридических последствий это иметь не будет, потому что сейчас, как мне кажется, идти на полномасштабный конфликт с исключением всего парламентского сотрудничества никому не нужно. Но разговоры будут. И наверняка будут страны, например в ПАСЕ или в Парламентской ассамблее ОБСЕ, которые будут настаивать на том, чтобы российские делегации не имели права там участвовать. Но дальше разговоров это не пойдет», – сказал Лукьянов газете ВЗГЛЯД.

«Не обращая внимания на разночтения»

С Лукьяновым согласился директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. Он убежден, что подобное отношение Запада к выборам продлится до тех пор, пока там не признают Крым частью России.

«Мы видим, что украинские политики и политологи призывают Запад вообще не признать выборы в России как таковые и не признавать легитимность следующей Госдумы. Но Запад на это не пойдет», – сказал Корнилов газете ВЗГЛЯД, пояснив, что прекращение парламентского сотрудничества будет означать прекращение сотрудничества с Россией в целом.

По его словам, депутаты, избранные от Крыма, «не будут составлять подавляющего большинства Госдумы, и, соответственно, на общие итоги выборов это не повлияет».

«Россия должна четко, без лишних истерик заявить Западу, что территориальные конфликты существуют у многих стран, но это не влечет за собой замораживание отношений. Соответственно, крымский вопрос можно вынести пока что за скобки. Запад просто должен признать, что этот вопрос решен на века, и выстраивать отношения дальше, не обращая внимания на разночтения», – советует Корнилов.

Источник

К чему приведет непризнание Западом итогов выборов в России?

Украинский парламент заявил о непризнании результатов выборов в Госдуму России и ее легитимности, соответствующее постановление во вторник поддержали 264 парламентария при необходимом минимуме в 226 голосов.

Депутаты Рады намерены обратиться к Совбезу и Генеральной Ассамблее ООН, парламентам иностранных государств, парламентским ассамблеям и международным организациям с призывом не признавать легитимность выборов в Госдуму, а также их результаты.

Евросоюз уже заявил о том, что не признает избранных от Крыма депутатов Госдумы, поскольку считает организацию выборов на полуострове нелегитимной.

17 сентября Госдеп США распространил заявление, в котором подчеркивалось, что США считают нелегитимными выборы в Госдуму, которые пройдут на территории Крыма, и не признают их результаты.

Что это означает на практике, учитывая, что отношения между нашими странами и так уже практически только формальные?

— Это означает, что даже формальное межпарламентское сотрудничество между Украиной и Россией должно быть свернуто, ­ — уверен директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.

— На практике это ни к каким изменениям не приведет, так как последние пару лет это «сотрудничество» существовало только на бумаге.

Депутаты Рады намерены обратиться к Совбезу и Генеральной Ассамблеи ООН, парламентам иностранных государств, парламентским ассамблеям и международным организациям с призывом не признавать легитимность выборов в Госдуму. Кто может откликнуться на эти предложения, кроме «партнеров» Украины — ЕС и США? Насколько далеко они готовы будут пойти — не признавать только депутатов от Крыма или всю Думу?

— Честно говоря, я не думаю, что и США с ЕС пойдут на такой шаг. То есть, выборы по крымским округам они, конечно, не признают. Возможно, в санкционные списки попадут избранные там депутаты (хотя, по-моему, некоторые из них и до того были в этих списках). Но разрывать всякие отношения с Россией на парламентском уровне и тем более не признавать принятые Думой законы — это будет сверхконтрпродуктивно даже для Запада.

Как Москве реагировать на это? Могут ли приниматься симметричные меры?

— Симметричные меры, конечно, принимать можно. Собственно, Россия так и делала, отвечая на персональный санкции против российских граждан персональными санкциями против граждан западных стран. Но как вы понимаете, чаще всего последним от этого ни холодно, ни жарко. Поэтому мне кажется, правильнее было бы рассматривать ассиметричные меры.

Например?

— Да это может быть все что угодно. Приостановление участия РФ в «нормандском формате», экономические санкции против отдельных государств, разрыв дипотношений с Украиной, отказ от признания легитимности президента и Верховной Рады (не понимаю, почему РФ пошла на это признание два года назад), поддержка созданного на территории России правительства Украины в изгнании во главе с легитимным премьером Азаровым. Вариантов может быть много.

Насколько вообще для России важно признание или непризнание кем бы то ни было наших выборов? Ведь это внутреннее дело России.

— Россия заинтересована в диалоге с Западом. А без признания легитимности российских органов данный диалог невозможен. Но само собой, Россия, как и любая другая великая держава, не может себе позволить торговать суверенитетом только ради диалога.

— Признав федеральные выборы в Крыму и Севастополе, Брюссель де-факто признал бы право голоса крымчан и, следовательно, должен был бы признать и результаты референдума 2014 года о возвращении полуострова в состав России, — напоминает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.

— Поскольку о последнем в настоящее время не может быть и речи, в принципе всё, что происходит в Крыму, вплоть до восстановления инфраструктуры региона, ЕС будет называть «незаконным». В некоторой перспективе ситуация изменится, но это пока дальний свет.

— По словам представителя ЕС, «любые члены Госдумы, претендующие на представление интересов Крыма или Севастополя, не будут признаны как представители этих территорий, которые являются украинскими, и к ним будут относиться в соответствии с политикой непризнания Евросоюза (вхождения) Крыма и Севастополя (в состав России). Чем это грозит самим депутатам?

— Как минимум, один из четырёх новоизбранных депутатов от Крыма, самый популярный прокурор России Наталья Поклонская, уже и так два с половиной года находится под международными санкциями и является «невъездной» во многие страны. О возможности распространения санкций и на других крымских депутатов заявляет известный своей резкой антироссийской, если не сказать — русофобской, позицией немецко-украинский политолог Андреас Умланд.

— На Западе не признают результаты выборов в Госдуму РФ в Крыму и Севастополе. При этом в Киеве предлагают признать выборы нелегитимными в целом. Пойдет ли Запад на это? Ведь это было бы логично, учитывая, что голосование по партийным спискам проходило в том числе в Крыму, значит, крымчане выбирали ВСЮ Думу.

— В непризнании выборов в Крыму нашими западными партнёрами есть очевидная доля лукавства. Действительно, если углубляться в казуистику, то «нелегитимной», с этой точки зрения, оказывается весь российский парламент.

С другой стороны, и в Москве, и в Брюсселе, и в Вашингтоне понимают, что речь идёт о долгой политической, экономической, информационной и, возможно, даже военной игре вокруг свершившегося факта — возвращения Крыма в состав России и пришедшего с этим доминирования российского флота в Чёрном море. США и их союзники могут и будут использовать, во всяком случае риторически, «крымский вопрос» в течение ещё длительного времени.

— Как быть с ПАСЕ? Если в состав нашей делегации войдут депутаты из Крыма? Или Москва на это не пойдет, чтобы не провоцировать европейцев?

— Российская сторона неоднократно заявляла, что готова вернуться к полноценному участию в ПАСЕ только при условии восстановления всех атрибутов членства, которых делегация РФ была лишена без объяснения причин. Теперь инициатива — на стороне руководства ассамблеи. Если полноправное членство России будет восстановлено, можно поднимать вопрос о присутствии или отсутствии на заседаниях ПАСЕ депутатов от Крыма.

— Какие еще последствия непризнания Западом выборов в Крыму или в целом могут быть?

— Крым в целом находится под западными санкциями уже два с половиной года и, очевидно, такое положение дел сохранится ещё длительное время.

Однако санкционная и информационная война стран Запада против России привела к некоторым крайне важным последствиям, о которых те силы, которые эту войну начинали, вряд ли задумывались. Для всё большего сегмента протестно настроенных политически активных граждан, организаций или партий, находящихся на Западе, Москва начинает восприниматься как единственный и очевидный союзник в противодействии диктату Вашингтона и Брюсселя. Здесь следует отметить и Дональда Трампа, и евроскептиков, и даже некоторых европейских левых. Ситуация отличается от времён идеологического противостояния коммунистической и капиталистической систем: в современных реалиях вовсе не нужно быть коммунистом, чтобы выступать за дружбу и сотрудничество с Россией.

Источник

ЕС не признает выборы в Белоруссии. О чем договорились на саммите лидеры европейских стран

ТАСС, 19 августа. Лидеры стран ЕС на экстренном саммите договорились, что не признают результаты президентских выборов в Белоруссии, на которых победу одержал действующий глава государства Александр Лукашенко. Итоги саммита в среду объявили глава Евросовета Шарль Мишель и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Участники саммита осудили насилие против протестующих в Белоруссии и потребовали независимого и прозрачного расследования, заявил Шарль Мишель.

Они также пообещали в ближайшее время ввести санкции в отношении значительного числа белорусских официальных лиц за «насилие, репрессии и фальсификацию выборов». По словам главы Евросовета, будет изучен «вопрос включения в санкционный список Лукашенко».

ЕС также поддержал предложения ОБСЕ по поддержке диалога в Белоруссии между властью и оппозицией и выразил готовность содействовать этому диалогу. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, в свою очередь, заявил, что участники саммита выступили за повторное проведение в стране президентских выборов.

Из конкретных мер принято решение выделить Белоруссии €53 млн. При этом, по словам главы Еврокомиссии, программы помощи будут распределены таким образом, чтобы деньги «шли не власти, а народу». Из этой суммы €2 млн будут направлены на поддержку «жертв репрессий», €1 млн — на поддержку общественных организаций и гражданского общества, а €50 млн должны быть направлены на борьбу с коронавирусом.

Власти Белоруссии, в свою очередь, неоднократно заявляли о недопустимости вмешательства во внутренние дела страны. Сам Лукашенко говорил о готовности отдать часть своих полномочий, но только в рамках конституционной реформы. Новые выборы, по его словам, возможны лишь после принятия новой Конституции.

Еще до выборов Лукашенко заявил, что не рассчитывает на международное признание итогов выборов, и призвал не пугать его санкциями.

Источник

Признать или не признать — вот в чем вопрос: о международном признании выборов

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

К.полит.н., к.ю.н., доцент РАНХиГС

Всё большее число государств, включая Великобританию, Канаду и 27 стран Европейского союза, заявляют о непризнании результатов белорусских выборов, прошедших 9 августа, в то время как Россия, Китай, Азербайджан и другие государства уже направили президенту Белоруссии поздравительные телеграммы. Результатом непризнания итогов белорусской президентской кампании стал призыв европейцев к проведению новых выборов, причем по тональности этих требований вполне очевидно, что речь идет не просто о проведении еще одних выборов, но об однозначной поддержке курса на смену власти в республике. Очевидно, что, в данном случае, возможно признание

лишь тех результатов, которые устроят «коллективный Запад».

Раскол в вопросе международного признания выборов проходит не просто по линии отдельных стран, но и целых политических блоков, как формальных, так и неформальных. Например, невооруженным взглядом заметно, что по вопросам Беларуси, Сирии и Венесуэлы существуют серьезные расхождения между условно «западным» блоком во главе с США и Евросоюзом, с одной стороны, а также условно «пророссийским» блоком, в составе Российской Федерации, Китая, Никарагуа, ЮАР, с другой стороны.

Можно констатировать, что, в спорной ситуации открытая международная

поддержка оппозиционного кандидата после выборов зачастую приводит к серьезной дестабилизации в государстве, сопровождающейся оттоком беженцев, при худшем варианте развития событий — государственным переворотом. Несмотря на информационную шумиху вокруг признания выборов на международном уровне, защита внутреннего суверенитета и контроль над территорией по-прежнему гораздо важнее разноголосых мнений условного «международного сообщества», которое, в действительности, представляет собой калейдоскоп оценочных суждений, конъюнктурными соображениями.

Резонансные выборы 9 августа 2020 г. в Белоруссии не оставили равнодушными не только самих белорусов, но и значительную часть международного сообщества, которое не преминуло выразить свою реакцию на очередную победу Александра Лукашенко. Всё большее число государств, включая Великобританию, Канаду и 27 стран Европейского союза, заявляют о непризнании результатов белорусских выборов. Лидер оппозиции Светлана Тихановская призвала европейских лидеров ни в коем случае не признавать результаты якобы «сфальсифицированных выборов», а также акцентировала в своем выступлении, что стремится к проведению таких выборов, «которые будут безоговорочно приняты мировым сообществом». В данном случае, не совсем ясно, о каком сообществе идет речь, с учетом того, что многие государства, включая Россию, Китай, Азербайджан, Никарагуа, Казахстан, Турцию и ряд других, уже недвусмысленно выразили свое мнение, прислав поздравительные телеграммы белорусскому президенту.

Именно международное признание выборов внезапно вышло на передний план политической повестки, с учетом того, что они, на первый взгляд, представляют собой сугубо внутреннюю процедуру, которая тесно связана с суверенной независимостью государства.

Признание выборов как международно-правовой институт

Любые вопросы, связанные с признанием, будь то признание государств, правительств или же признание фактов (например, территориальных изменений или результатов выборов), традиционно находятся на зыбкой границе права и политики. Несмотря на то, что формально признание представляет собой международно-правовой институт, степень его политизированности такова, что, фактически, политическая надстройка имеет превалирующее значение над юридическим базисом.

Международное признание выборов превратилось в серьезный политический фактор сравнительно недавно. Не считая эпизода с приездом иностранных наблюдателей на референдум при образовании государства Румыния в 1859 году, выборы всегда были внутренним делом. В XX веке в силу исторического контекста речь зачастую шла не о признании выборов, а о признании правительств. Необходимость получения признания на международном уровне могла быть вызвана либо вынужденным отъездом правительства за рубеж, либо же революцией. Например, правительства в изгнании Югославии, Норвегии и Чехословакии получили официальное признание в годы Второй мировой войны. Кроме того, поскольку весь прошлый век в Южной Америке шло активное противостояние социалистической и капиталистической парадигм, континент постоянно сотрясали революции. В результате, усилиями латиноамериканских политических деятелей, эквадорца Карлоса Тобара и мексиканца Хенаро Эстрады, почти сто лет назад появились названные их именами концепции, которые по сей день обозначают два ключевых международных подхода к признанию правительств, пришедших к власти в результате государственного переворота: «доктрина Тобара», призывающая не признавать подобное правительство, а также «доктрина Эстрады», согласно которой любая власть, которая в состоянии удержать бразды правления, вообще не нуждается в международной оценке собственных действий. Уже тогда институт признания испытывал мощное влияние сиюминутных политических симпатий и антипатий. Тем не менее значимость официального международного признания прекрасно иллюстрируется тем, как признание генерала Де Голля законным представителем «всех свободных французов» со стороны лидеров антигитлеровской коалиции повлияло на международный статус послевоенной Франции, которая была введена в число постоянных членов Совета Безопасности ООН на правах «державы-победительницы».

В XXI веке международное признание правительств стало не столь актуальным, уступив место признанию фактов, связанных с территориальными изменениями (например, ситуация с Крымом или Голанскими высотами), либо же связанных с электоральным процессом (в частности, официальное признание иностранного вмешательства в выборы или же признание результатов выборов).

Важно отметить, что международно-правовые стандарты в области электорального законодательства имеют преимущественно рекомендательный характер. Очевидно, что в мире, где существует более двухсот государств с различными избирательными традициями, просто невозможно проводить выборы единообразно. Необходимость проведения «периодических и нефальсифицированных выборов» закрепляется в двадцать первой статье Всеобщей декларации прав человека 1948 года, однако специфика, например, Северной Кореи такова, что выборы в парламент там весьма далеки от привычных демократических стандартов, поскольку отсутствует выборность кандидатов, а явка на избирательные участки всех граждан старше семнадцати лет является строго обязательной.

Признание выборов и роль международных наблюдателей

Еще одним способом международной легитимации выборов является приглашение на выборы международных наблюдателей. Любопытно, что до начала XXI в. даже не обсуждалась возможность о международном наблюдении за процедурой голосования в так называемых «развитых демократиях», в то время как наблюдение за выборами в странах постсоветского пространства, Азии, Африки и Латинской Америки на международном уровне осуществлялось достаточно активно, особенно по линии таких структур, как ООН, ОБСЕ, ОАГ. Тем не менее с 2004 г. международные наблюдатели впервые появились на президентских выборах в США. Кроме того, наблюдатели регулярно посещают выборы в странах Западной Европы, хотя данные визиты и имеют преимущественно символический характер.

Нужно отметить, что электоральные процессы в современной Беларуси традиционно привлекают повышенное внимание со стороны международных наблюдателей. Например, выборы в белорусский парламент, проходившие в ноябре 2019 г., привлекли большое количество различных международных структур, в частности, ОБСЕ, СНГ, ШОС, а также несколько тысяч иностранных наблюдателей. Любопытно, что оценка наблюдателями белорусских выборов уже тогда демонстрировала значительные расхождения между политическими объединениями, которые лишь усугубились год спустя. Так, представители ОБСЕ отмечали, что белорусские парламентские выборы не соответствовали демократическим стандартам, в то время как представители СНГ не выявили никаких нарушений. Однако, по сравнению с президентскими выборами 2020 года, накал политических эмоций, конечно, был значительно ниже.

Хрестоматийным примером того, насколько велика конъюнктурная составляющая в международном признании выборов, является Сирия, где в 2014 г., в разгар гражданской войны, проходили президентские выборы. Во-первых, поскольку сотни тысяч человек покинули страну и оказались в статусе беженцев за рубежом (в частности, на территории Турции и Иордании), власти данных государств, не поддерживающие Башара Асада, не разрешили проведение президентских выборов для этих людей на своей территории. Во-вторых, Европейский союз, США и Великобритания отказались признавать результаты выборов, хотя на них присутствовали независимые наблюдатели из более чем трех десятков государств, включая представителей Российской Федерации. Выборы членов сирийского парламента летом 2020 года также вызвали полярную реакцию международного сообщества, а президент Турции Р. Эрдоган даже назвал их «псевдовыборами».

Значение признания выборов на международном уровне

Важность международного признания итогов очередных выборов определяется степенью интегрированности государства в международные процессы. Зависимость от оценки внешними силами электоральных процедур прямо пропорциональна тому, насколько государство рассчитывает на международное взаимодействие с конкретными странами. Кроме того, факт признания либо непризнания результатов выборов может повлечь весьма серьезные последствия в юридической, дипломатической и экономической сферах.

Определенного перечня того, в какой именно форме должно осуществляться признание выборов на международном уровне, не существует, однако официальное направление поздравлений в адрес избранного главы государства или правительства, а также положительные заключения наблюдателей от различных стран, либо международных организаций, традиционно считаются формой публичного признания результатов выборов. Если речь не идет о какой-то специфической ситуации, в обычном режиме официальное признание выборов со стороны иностранных государств лишь формально закрепляет дружественность двусторонних отношений, и не играет существенной роли в межгосударственном взаимодействии. Кроме того, XXI век позволяет более свободный жанр, поэтому сообщения официальных лиц в социальных сетях также могут считаться формой признания. Например, спецпредставитель США по афганскому урегулированию Залмай Халилзад признал результаты выборов президента Афганистана в 2019 г. посредством Twitter. Официальное признание итогов выборов со стороны международных организаций обычно осуществляется в виде специального заявления от имени Генерального Секретаря.

В целом официальный отказ признавать результаты выборов зачастую имеет гораздо больший информационный и политический резонанс, нежели официальное признание. Например, помимо того, что западные государства в полном составе не признали результаты выборов 2020 года в Белоруссии, Европейский парламент также объявил белорусского президента «персоной нон-грата». Более того, результатом непризнания итогов белорусской президентской кампании стал призыв европейцев к проведению новых выборов, причем по тональности этих требований вполне очевидно, что речь идет не просто о проведении еще одних выборов, но об однозначной поддержке курса на смену власти в республике. Очевидно, что, в данном случае, возможно признание лишь тех результатов, которые устроят «коллективный Запад».

Латиноамериканские параллели для Белоруссии

В контексте белорусских политических перипетий, связанных с протестными митингами и отъездом за рубеж Светланы Тихановской, которая уже объявила себя «национальным лидером», неизбежно вспоминается пример Венесуэлы, которая вот уже полтора года существует в состоянии «двоевластия», причем каждая из противоборствующих сторон получила официальное признание на международном уровне. Так, лидера оппозиции Хуана Гуайдо в статусе «временного президента» официально поддерживают США, Великобритания, Австралия и Европейский союз, в то время как Россия, Белоруссия, Китай, Турция и ЮАР считают законным лидером Венесуэлы президента Николаса Мадуро. При этом претензии к Мадуро со стороны западных государств действительно крайне похожи на претензии к Лукашенко — недемократические выборы, фальсификация их результатов, нарушения прав человека.

Одной из наиболее насущных проблем в случае, когда международное сообщество расходится в оценке легитимности того или иного политического лидера, является вопрос, связанный с финансовыми активами и доступом к государственной недвижимости за рубежом. Так, в 2018 году Николас Мадуро не смог вернуть в Венесуэлу золото стоимостью более миллиарда долларов, хранящееся в Банке Англии, что вынудило его подать официальный иск. Лондонский суд 2 июля 2020 г. повторно отказал Николасу Мадуро, которому требовались средства на борьбу с эпидемией коронавируса, в доступе к золотому запасу. Важно отметить, что в качестве аргументации судья использовал ссылку именно на то, что Великобритания не признает Мадуро законным президентом, поэтому исполнительная и судебная власть должны действовать в унисон.

Если продолжать параллели между Белоруссией и Венесуэлой, разумно также обратить внимание на то, к чему привело венесуэльское двоевластие за полтора года: массовый отток граждан за рубеж, введение лимитов на бензин и электроэнергию, исчезновение из продажи элементарных предметов обихода. Поэтому, когда президент Франции Э. Макрон призывает Европейский союз «продолжать мобилизацию вместе с сотнями тысяч белорусов, которые мирно демонстрируют уважение своих прав, свободы и суверенитет», возникает резонный вопрос, а готовы ли европейцы к очередному конфликту, наряду с украинским и карабахским, в непосредственной близости от своих границ. В то же время, отрадно, что у отдельных представителей Европейского союза присутствует понимание того, что худшие сценарии противостояния в Беларуси неизбежно приведут к потоку беженцев. Возможно, по этой причине премьер-министр Литвы заявил об открытии белорусско-литовской границы для белорусских граждан, которые прибудут на литовскую территорию по гуманитарным основаниям.

В контексте сложившейся в Беларуси ситуации еще одним тревожным примером с латиноамериканского континента является международная реакция на президентские выборы в Боливии в 2019 г. Президент страны Эво Моралес, руководивший страной с 2005 года, одержал победу в первом туре. Тем не менее США, Колумбия, Аргентина и Бразилия отказались признавать результаты выборов и потребовали их повторного проведения. После массовых протестов и военного переворота, сенатор Жанин Аньес объявила себя временно исполняющей обязанности президента Боливии. Эво Моралес был вынужден покинуть страну и уехать в Мексику, которая предоставила ему политическое убежище. Очередные выборы из-за эпидемии коронавируса пока так и не состоялись.

Международное признание выборов — обязательное условие легитимности или политическая конъюнктура?

Все рассмотренные примеры демонстрируют, насколько институт признания выборов зависит от конкретных политических установок в различных государствах. Более того, очевидно, что раскол в вопросе международного признания выборов проходит не просто по линии отдельных стран, но и целых политических блоков, как формальных, так и неформальных. Например, невооруженным взглядом видно, что по вопросам Белоруссии, Сирии и Венесуэлы существуют серьезные расхождения между условно «западным» блоком во главе с США и Евросоюзом, с одной стороны, и условно «пророссийским» блоком, в составе Российской Федерации, Китая, Никарагуа, ЮАР, с другой стороны.

Можно констатировать, что, в спорной ситуации, открытая международная поддержка оппозиционного кандидата после выборов, зачастую приводит к серьезной дестабилизации в государстве, сопровождающейся оттоком беженцев, при худшем варианте развития событий — государственным переворотом.

Ключевым фактором, который всегда будет превалировать над международным признанием итогов выборов, является способность конкретной власти контролировать определенную территорию с проживающим на ней населением. В этой связи внутренний суверенитет гораздо важнее разноголосых мнений условного «международного сообщества», которое, в действительности, представляет собой калейдоскоп оценочных суждений, нередко продиктованных сугубо конъюнктурными соображениями.

Источник

Оцените статью