- ЕСПЧ опубликовал статистику по странам Совета Европы
- Обзор статистики Европейского Суда по правам человека за 2020 год
- Россия осталась лидером по числу жалоб в ЕСПЧ
- Россия заняла второе место по числу решений ЕСПЧ за всю его историю
- Вошли в историю
- Сомнительное лидерство
- Кто чаще всего судится
- Проблема исполнения
- “Ъ” попросил юристов прокомментировать свежую статистику ЕСПЧ
- ЕСПЧ заинтересовался спецоперациями в Чечне
- ЕСПЧ вынес решения о недостаточности выплат пострадавшим от действий полицейских в РФ
- Почему у России особый порядок в ЕСПЧ
ЕСПЧ опубликовал статистику по странам Совета Европы
29 января 2020 г. Европейский Суд по правам человека опубликовал статистику рассмотрения дел в отношении стран – участниц Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно представленным данным, в 2019 году в отношении Российской Федерации отмечен рост числа поступивших в ЕСПЧ жалоб. При этом из расчета на 10 тыс. населения Российская Федерация по-прежнему не входит в число основных лидеров и по этому показателю замыкает второй десяток стран Совета Европы. Первенство в данной области принадлежит Черногория (6,86 жалоб на 10 тыс. человек), Боснии и Герцеговине (5,09 жалобы), Сербии (3,10 жалобы), Сан-Марино (2,86 жалобы), Монако (2,11 жалобы), Молдове (1,79 жалобы), Хорватии (1,75 жалобы) и Лихтенштейну (1,58 жалобы). Итоговый процент отклоняемых ЕСПЧ жалоб против Российской Федерации вследствие их неприемлемости остается неизменным – свыше 90 процентов.
В 2019 году по сравнению с 2018 годом отмечено значительное, более чем на двадцать процентов, увеличение числа принятых ЕСПЧ решений об отклонении до стадии рассмотрения жалоб против Российской Федерации, поданных на нарушение основных положений Конвенции о защите прав человека. При этом значительное число жалоб по российским делам продолжает отклоняться при рассмотрении в рамках упрощенных процедур, то есть комитетом из трех судей либо единоличным судьей.
За 2019 год ЕСПЧ констатировал более чем двукратное сокращение числа рассмотренных в отношении Российской Федерации жалоб, по которым были вынесены постановления о нарушении российскими властями основополагающих конвенционных положений. В целом за отчетный период по делам против России вынесено на 50 постановлений меньше, чем в 2018 году.
Статистика ЕСПЧ также показывает снижение количества удовлетворенных ходатайств о применении к властям обеспечительных мер в рамках правила 39 Регламента Европейского Суда. Соответствующее позитивное изменение может рассматриваться как следствие своевременного представления в ЕСПЧ объективной и полной информации по предъявляемым претензиям, а также подготовленных Минюстом России правовой позиции и материалов, подтверждающих отсутствие конвенционных нарушений со стороны российских властей.
Опубликованная ЕСПЧ статистика будет проанализирована и доведена до сведения заинтересованных органов государственной власти в целях дальнейшего совершенствования правоприменительной практики на национальном уровне и имплементации положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод в правовую систему Российской Федерации.
Источник
Обзор статистики Европейского Суда по правам человека за 2020 год
В январе 2021 года на официальном сайте Европейского Суда по правам человека был опубликован обзор статистики за 2020 год.
В 2020 году наблюдалось уменьшение числа новых жалоб, переданных в производство различным судебным составам. Это можно объяснить главным образом уменьшением числа поданных жалоб из Боснии и Герцеговины, Российской Федерации и Сербии.
В 2020 году «производительность» Европейского Суда по рассмотрению дел была ниже, чем количество поданных жалоб. В результате число жалоб, находящихся в производстве, выросло.
Продолжился «наплыв» приоритетных жалоб, а также существенно увеличилось количество поступивших жалоб (на 42 %), требующих рассмотрения Палатой Европейского Суда. По-прежнему перед Европейским Судом стоит задача по сокращению количества нерассмотренных Палатами Суда неповторяющихся и приоритетных дел. В данном контексте Европейский Суд и его Секретариат недавно приняли новую стратегию в целях более специфического и эффективного рассмотрения дел для того, чтобы как приоритетные, так и имеющие влияние дела (т.е. неприоритетные для Палаты дела, которые касаются ключевых вопросов для государства-ответчика и/или конвенционной системы в целом) рассматривались и по ним выносились решения более оперативно. Эта стратегия направлена на усиление непосредственного воздействия Европейского Суда и востребованности для заявителей и государств – участников Конвенции, а также на укрепление его возможности решать ключевые юридические вопросы для конвенционной системы в целом.
Источник
Россия осталась лидером по числу жалоб в ЕСПЧ
Россия в 2019 году осталась лидером по количеству поданных против нее жалоб в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), отмечается в ежегодном докладе организации. Согласно статистике, на рассмотрении суда по состоянию на конец года находилось 59,8 тыс. жалоб, из них более 15 тыс. (25,2%) приходится на Россию.
Второе место по числу жалоб в ЕСПЧ заняла Турция (9,2 тыс., или 15,5%), а третье — Украина (8,8 тыс., или 14,8%). На лидирующих местах в антирейтинге также оказались Румыния (7,9 тыс., или 13,2%) и Италия (3 тыс., или 5,1%).
В предыдущие годы Россия также занимала первые места по количеству жалоб, которые ожидают производства. По итогам 2017 года их число составило почти 8 тыс. из 63,4 тыс., а 2018-го — 11,7 тыс. из 56 тыс. Таким образом, за два года число жалоб выросло почти вдвое.
В 2019 году, как следует из доклада, ЕСПЧ вынес 884 решения, из них 198 касались России. При этом в 186 случаях суд признавал, что была нарушена хотя бы одна статья Европейской конвенции. Самыми распространенными оказались нарушения права на свободу и личную неприкосновенность (90), справедливый суд (61) и запрет на унижающее и бесчеловечное обращение (57).
Как заявил «Ведомостям» главный редактор журнала «Бюллетень ЕСПЧ» Юрий Берестнев, рост связан с массовой подачей жалоб на задержания на митингах и пикетах и условия содержания под стражей. Однако это пока не отразилось на количестве постановлений суда, указал он.
В пресс-службе Минюста газете заявили, что по числу жалоб на 10 тыс. населения Россия не входит в число основных лидеров и при таком подсчете уступает Лихтенштейну, Молдавии и Румынии. Первые места по этому показателю занимают Черногория, Сербия и Босния и Герцеговина. В министерстве сообщили, что ЕСПЧ отклонил более 90% жалоб против России из-за их неприемлемости. Всего же за 2019 год по делам против России было вынесено на 50 постановлений меньше, чем годом ранее, отметило ведомство.
Источник
Россия заняла второе место по числу решений ЕСПЧ за всю его историю
Вошли в историю
Россия как ответчик занимает второе место по количеству решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), вынесенных за все время его существования, то есть с 1959 года. Речь идет о решениях, в которых суд признал хотя бы одно нарушение прав человека. Это следует из годового статистического отчета, который Страсбург опубликовал в четверг, 24 января.
В отношении России ЕСПЧ вынес 2365 решений. Причем Россия — одна из самых молодых стран — членов Совета Европы; она попала под юрисдикцию ЕСПЧ лишь в 1998 году.
Первое место по числу решений занимает Турция — суд удовлетворил 3128 жалоб против ее властей. Но республика стала членом Совета Европы в 1949 году, юрисдикция ЕСПЧ распространяется на нее со времени основания суда, как и на Италию, которая занимает третье место. В отношении нее Страсбург вынес 1830 решений.
За 20 лет ЕСПЧ взыскал с России компенсации на сумму €1,95 млрд, подсчитали ранее в фонде «Общественный вердикт». Почти 96% этой суммы приходится только на одно решение — по делу ЮКОСа, вынесенное в 2014 году. Спустя три года Конституционный суд впервые официально объявил исполнение постановления ЕСПЧ невозможным.
На все остальные дела против России приходится €84 млн. Без учета дела ЮКОСа средний размер компенсации, которую в Страсбурге присудили россиянам, составляет €18,6 тыс.
Самые значительные суммы ЕСПЧ присуждает по групповым делам. Так, в 2018 году суд взыскал с России €300 тыс. в пользу 24 членов запрещенной Национал-большевистской партии, осужденных за акцию в здании администрации президента в 2004 году.
Сомнительное лидерство
По итогам 2018 года Россия, как и годом ранее, лидирует по числу признанных ЕСПЧ нарушений прав человека: суд завершил процессы по 248 жалобам, из них 238 были удовлетворены. Здесь Россия обходит Турцию, в отношении которой принято 140 решений о признании нарушений в 2018 году.
Процессы по жалобам в отношении России составили примерно четверть от всех судебных процессов, которые ЕСПЧ завершил в 2018 году; всего их было 1014.
Среди решений 2018 года, имеющих значение для дальнейшей практики ЕСПЧ, авторы отчета называют дело Алексея Навального, чьи задержания и аресты в Страсбурге со второго раза признали политически мотивированными, а также рассмотрение жалобы семьи убитой в 2006 году журналистки Анны Политковской на отсутствие эффективного расследования, решения относительно осужденной за подготовку теракта в ТЦ «Охотный Ряд» Зары Муртазалиевой и супругов Лозовых, которых правоохранительные органы в течение нескольких лет не уведомляли об убийстве их сына.
Россия также лидирует по количеству жалоб в ЕСПЧ, которые ожидают производства. Сейчас нерассмотренных дел в Страсбурге более 56 тыс., из них пятая часть (11,7 тыс.) касается России. Более двух третей жалоб, которым Страсбург пока не дал оценку по существу, поданы к пяти странам. Кроме России это Румыния, Украина, Турция и Италия. Жалобы против остальных 42 стран — членов Совета Европы все вместе составляют чуть более 30% от общего числа ожидающих рассмотрения дел.
В прошлом году в Страсбург поступило 26 тыс. новых жалоб против Турции, тогда как против России — 8 тыс.
В 2017 году ЕСПЧ взыскал с государств-ответчиков €60,4 млн по всем рассмотренным делам; четверть этой суммы (€14,6 млн) должна выплатить Россия, говорилось в прошлогоднем отчете о выполнении решений суда. Россия также лидировала в рейтинге задолженности по выплатам. Бюджетный резерв на выплаты по решениям ЕСПЧ в 2017–2019 годах составляет около 600 млн руб.; правительство предлагало увеличить эту сумму до 1 млрд руб.
Поток жалоб на российские власти свидетельствует «о доверии, которое россияне оказывают европейскому механизму защиты прав человека, и о важности, которую они ему придают», говорится в отчете. Авторы документа цитируют генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда, который в октябре заявил, что возможный выход России из Совета Европы может повлечь «огромный регресс для прав человека в России».
В Министерстве юстиции количество дел против России в ЕСПЧ объяснили численностью населения. «Как известно, Российская Федерация занимает первое место среди европейских государств и значительно опережает их по этому параметру», — сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе ведомства.
Кто чаще всего судится
В пересчете на душу населения Россия не является лидером по числу жалоб в ЕСПЧ, но по итогам 2018 года входит в первую двадцатку (речь здесь идет о жалобах, которые были приняты и удовлетворяют формальным требованиям; тем не менее в дальнейшем суд может признать их неприемлемыми).
В 2018 году максимальное соотношение количества поданных в ЕСПЧ жалоб и численности населения было в Балканских странах. В Черногории на каждые 10 тыс. человек приходится более пяти жалоб в ЕСПЧ, в Сербии — более трех, а в Боснии и Герцеговине — более двух с половиной.
В России на 10 тыс. населения приходится 0,85 жалобы, а средний уровень по всем странам Совета Европы составляет 0,52. Минимальная доля жалоб поступает из Великобритании, Ирландии, Германии и Дании.
Проблема исполнения
Большинство жалоб против России, которые ЕСПЧ рассмотрел в 2018 году, были связаны с нарушением права не подвергаться пыткам, унижающему и бесчеловечному обращению (115 решений ЕСПЧ по жалобам против России вынесены по ст. 3 Европейской конвенции) и права на свободу и личную неприкосновенность (99 решений вынесены по ст. 5 конвенции). Еще 46 решений из 238 признают нарушение права на справедливый суд (ст. 6 конвенции).
Около половины всех процессов ЕСПЧ в 2018 году (537 из 1014) провели комитеты из трех судей. Это происходит в ситуации, когда суд объединяет множество однотипных жалоб в одно производство и выносит по ним общее постановление, объяснила РБК руководитель исследовательских программ фонда «Общественный вердикт» Асмик Новикова. Применительно к России так происходит, например, с жалобами на условия содержания арестованных или нарушения прав этапируемых осужденных.
«Это типичные, понятные, предсказуемые дела, когда отсутствует сложная правовая проблема. ЕСПЧ фактически работает, как машина по подтверждению всем понятных нарушений и назначению компенсаций. Это противоречит предназначению суда: он должен помогать государствам, ратифицировавшим конвенцию, решать сложные вопросы обеспечения прав человека. Сейчас это происходит в минимальном числе случаев», — пояснила Новикова.
Такая ситуация связана с тем, насколько страны, в том числе Россия, готовы исполнять решения ЕСПЧ, принимая системные меры для борьбы с массовыми нарушениями, считает эксперт. По ее словам, обилие однотипных жалоб из года в год говорит о том, что в стране не вводятся работающие механизмы защиты прав человека.
Источник
“Ъ” попросил юристов прокомментировать свежую статистику ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в среду представил статистический отчет за 2019 год (.pdf). Россия с большим отрывом заняла в нем первое место по количеству жалоб, поданных против государств европейского континента. На рассмотрении суда находится в общей сложности 59,8 тыс. обращений, из которых 15 тыс. относится к России (25,2%). Специальный корреспондент “Ъ” Александр Черных попросил профильных юристов, специализирующихся на работе с ЕСПЧ, прокомментировать этот результат. Глава международной практики «Агоры» Кирилл Коротеев отметил, что россияне годами жалуются на одни и те же нарушения государством их прав,— причем ЕСПЧ давно объяснил, как можно было бы исправить ситуацию. А значит, властям РФ выгоднее каждый год платить компенсации, чем менять законодательство о митингах или сокращать сроки содержания граждан в СИЗО, констатирует эксперт в интервью “Ъ”. Юрист правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Глушкова делает схожий вывод в своей колонке: по ее мнению, «ЕСПЧ вынужден, подобно родителю непослушного ребенка, повторять России то, что говорил уже не один раз».
Глава международной практики «Агоры» Кирилл Коротеев: «Проблемы российского правосудия сознательно не хотят решать»
— К 2017 году в ЕСПЧ было зарегистрировано 7750 жалоб из России — и уже тогда это казалось значительной цифрой. Два года спустя их уже 15 тыс., рост в два раза…
— Вам могут ответить, что мы не единственная страна, где почти двукратно выросло количество жалоб. Вот, например, Андорра — было четыре жалобы против нее, теперь их уже шесть. Но если серьезно, то цифры поражают. 15 тыс. жалоб, 25,2% от общего числа в суде — я очень давно не помню ни такого количества обращений, ни такой пропорции. Наверное, с конца нулевых годов такого не было.
— То есть это действительно много?
— Это очень много. Конечно, каждый год суд отфильтровывает явно неприемлемые жалобы, которые не относятся к его компетенции или поданы с нарушениями. И тем не менее уже сейчас понятно, что больше половины этих жалоб суд точно считает заслуживающими серьезного внимания. Понимаете, лет десять назад тоже было много жалоб в ЕСПЧ, но среди них было большое количество необоснованных. А сейчас большинство вполне обоснованы.
Но количество поданных жалоб — это только верхушка айсберга. Если посмотреть вглубь статистического отчета, то можно найти много показательного. Давайте посчитаем количество дел по Второй статье Конвенции о правах человека — это право на жизнь. В прошлом году ЕСПЧ по всему европейскому континенту нашел 30 нарушений права на жизнь. И 20 из них — против России. Понятно, что сами факты смертей относятся к разным годам, но это все равно очень много, чудовищно много. Или вот запрет на бесчеловечное обращение — половина нарушений тоже относится к России.
ЕСПЧ заинтересовался спецоперациями в Чечне
Наши государственные органы ответят: «Это потому что в России большое население». Но давайте возьмем государства, сравнимые по населению. Германия, Франция, Великобритания – против них жалоб на рассмотрении меньше в сотни раз, так что этот аргумент не работает. Страны-лидеры по жалобам их граждан в ЕСПЧ очевидны: это Россия (25,2% от общего числа жалоб), Турция (15,5%),Украина (14,8%) и Румыния (13,2%), они вчетвером создают две трети нагрузки на суд. Из них Россия, к сожалению, впереди всего континента. И эта ситуация с каждым годом ухудшается.
— О чем говорит такая тенденция?
— Она говорит, что россияне не доверяют российскому правосудию. Не доверяют всей правоохранительной системе в целом. И, видимо, обоснованно, потому что проблемы в этой сфере не решаются годами.
Значительное количество жалоб против России довольно однотипно. Это значит, что ЕСПЧ еще много лет назад указал, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.
Суд ведь не просто назначает компенсацию, как многие думают. Он объясняет, что именно государству нужно изменить для предотвращения новых исков, как поправить законодательство. Но раз каждый год поступают новые жалобы по старым темам, значит, постановления ЕСПЧ в нашей стране не воспринимают всерьез.
Это в 1998 году, когда россияне получили возможность подавать жалобы в ЕСПЧ, какие-то проблемы действительно могли быть не понятны и не очевидны для властей. Но сейчас 2020 год — давно есть все данные, все советы, просто бери и делай наконец. А раз этого не происходит, значит, проблемы российского правосудия сознательно не хотят решать.
— Видимо, власти считают, что они получают больше пользы от действующей системы, нарушающей права человека. Даже с учетом выплаты штрафов из бюджета.
Согласно статистическому отчету, в 2017 году ЕСПЧ постановил, что Россия должна выплатить заявителям компенсации на общую сумму в €14,5 млн (996 млн руб. по курсу на 30 января 2020 года). В 2018 году сумма компенсаций оказалась чуть меньше — €13,1 млн (899 млн руб.). Данных по 2019 году в отчете пока нет, поскольку Комитет министров Совета Европы еще не опубликовал свой отчет. По просьбе “Ъ” Артур Дзедзинский из Института права и публичной политики вручную подсчитал объем компенсаций по делам против России за 2019 год. Общая сумма составила около €26 млн (1,7 млрд руб.). «Цифры прошлого года сильно выбиваются из медианного значения (€13–15 млн) из-за проигранного Россией межгосударственного дела против Грузии»,— пояснил “Ъ” господин Дзедзинский. Напомним, ЕСПЧ обязал Россию заплатить €10 млн в качестве компенсации за депортацию 1,5 тыс. грузинских граждан в 2006 году. На этой неделе президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила в Страсбурге, что Россия так и не выполнила это постановление.
Видимо, для российских властей куда важнее арестовать тысячу демонстрантов и потом заплатить штраф, чем дать людям спокойно провести свою политическую акцию. Или, может быть, им проще годами держать людей в СИЗО, чем научить правоохранителей так расследовать преступления, чтобы этот способ им не понадобился. Потому что люди жалуются на затягивание содержания под стражей, на условия в СИЗО — и совершенно правильно делают.
Вы будете смеяться, но есть европейские страны, где максимальный строк содержания под стражей до суда — что-то около трех недель. То есть подозреваемого арестовывают, только когда у полиции на него все есть.
А у нас человека арестовывают и сразу отправляют в СИЗО — как продукты кладут в холодильник.
Пусть, мол, посидит, подумает, а мы пока порасследуем как-нибудь. Подождем, пока сам признается.
И эта ситуация никак не меняется, никак, несмотря на существующую уже почти 20 лет последовательную практику ЕСПЧ по взятию под стражу и условиям содержания. С 2002 года Европейский суд говорит России, что эта система нарушает права ее же граждан, что людей нельзя так надолго закрывать в СИЗО, что ситуацию надо менять. Хорошо, условия содержания стали немного получше. Но принципиально подход не изменился: у нас по-прежнему человека могут держать под стражей до полутора лет. Это ненормально, но власти с этим ничего не хотят делать, несмотря на все постановления и советы. А раз так, то люди продолжат жаловаться на такое обращение.
ЕСПЧ вынес решения о недостаточности выплат пострадавшим от действий полицейских в РФ
И в итоге Европейский суд вынужден разгребать бесконечный поток повторяющихся дел из России. Вместо того чтобы заниматься, например, развитием толкований конвенций и другими своими функциями. Вся эта ситуация в каком-то смысле парализует Европейский суд.
— Вы хотите сказать, что Россия парализовала Европейский суд?
— Да-да, именно так. В результате люди ждут своей очереди на рассмотрение дела годами. Я как-то выиграл в ЕСПЧ дело, которое 16 лет там валялось. Ну, 16 лет — это все-таки необычно, но 10–12 лет — это теперь уже не редкость. Вы мне позвонили сейчас — я как раз пишу очередной документ по жалобе, которая подана в 2009 году. И мы только этой весной закончим обмен процессуальными документами. А когда еще ее суд решит…
— А для самого суда это нормально, что дела так долго разбираются?
— Мне кажется, суд понимает, что решение, вынесенное 10 лет спустя, уже менее интересно, чем хотя бы через 3–4 года. И было принято много мер, например, стимулировать правительства к тому, чтобы по ускоренной процедуре признавать нарушения по очевидным жалобам и не проходить через многолетнее разбирательство.
Кстати, Россия стала чаще пользоваться этой возможностью. Давайте вернемся к статистическому отчету. Вот вариант односторонней декларации, когда государство-ответчик готово сразу заплатить, не разбирая дело. В 2018 году Россия пошла на 98 таких деклараций, в 2019 году — их уже 189. Другой вариант — дружественное урегулирование, когда стороны договариваются. Их у нас было 151 — стало 430.
Но этого все равно слишком мало. А значит, дела, по которым требуются усилия от сторон и внимание суда, зависают очень надолго. В итоге люди просто умирают, не дождавшись решения.
— Недавно президент Владимир Путин говорил, что Россия исполняет все постановления ЕСПЧ, даже если они, на его взгляд, «неправовые». Данные из этого отчета подтверждают или опровергают его заявление?
— В годовом отчете не говорится об исполнении жалоб, такую информацию предоставляет другая структура — Комитет министров Совета Европы. Но тот факт, что дела от россиян годами повторяются,— это самое красноречивое свидетельство того, что исполнение решений ЕСПЧ в России является скорее исключением, чем правилом. Даже если заявителям выплачивают компенсацию, хоть и это далеко не всегда происходит.
Почему у России особый порядок в ЕСПЧ
Есть масса проблем, на которые ЕСПЧ указывает нашей стране и по которым никаких действий не предпринимается. Мы упомянули уголовно-процессуальные проблемы, свободу собраний, но этот список можно перечислять очень долго. У Комитета министров Совета Европы открыто около 200 подгрупп с такими не решенными Россией проблемами. Они заседают четыре раза в год, и чтобы рассмотреть все эти 200 проблем, они должны только Россией заниматься, а ведь у них еще 46 стран.
— Что будет дальше? Тенденция ухудшится?
— Мне кажется, пока нет никаких признаков того, что количество жалоб граждан России на свою страну сократится. Рано или поздно Европейскому суду придется с этим что-то делать. Но это уже к нему вопрос.
— Может быть, проблема разрешится сама собой после реформы Конституции? Предложенный президентом пункт о приоритете национального законодательства что-нибудь изменит по вопросу обращения в ЕСПЧ?
— Нет. Символически эта поправка, безусловно, плоха. Но технически она не добавляет ничего нового по сравнению с тем, что мы наблюдем последние пять лет, с постановления КС от 14 июля 2015 года (разрешает России отказаться от исполнения постановлений ЕСПЧ; с тех пор применялось уже дважды.— “Ъ”). Конечно, хотелось бы иметь нормальную Конституцию, а не такую, какую мы будем иметь после, так сказать, реформы. Но предложенные поправки здесь не имеют значения. Главные проблемы у нас — со следствием, с правоохранительными органами и с национальными судами, которые просто переписывают обвинительное заключение в приговор.
Юрист правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Глушкова: «Ради этого ли создавался ЕСПЧ?»
Второй год подряд вступительное слово председателя ЕСПЧ к годовому отчету о работе суда начинается с упоминания России. В 2019 году Гвидо Раймонди согласился с тогдашним генсеком Совета Европы Турбьорном Ягландом, заявившим, что выход России из СЕ «нанес бы серьезный удар по правам человека в этой части континента». Сегодня Линос-Александр Сицилианос процитировал эти же слова, отметив: «Тот факт, что почти четверть жалоб, находящихся на рассмотрении суда, касаются Российской Федерации, дает некоторое представление о масштабах последствий ухода России из СЕ для заявителей».
С одной стороны, с этим сложно не согласиться: каждый год число дел, на справедливое рассмотрение которых россияне могут рассчитывать только в ЕСПЧ, становится все больше.
Фактически существует целый ряд проблем, столкнувшись с которыми ты с самого начала знаешь, что все обращения в российские суды — это лишь формальное исчерпание средств национальной защиты, а собственно судебный процесс по твоему делу начнется уже в Страсбурге. Здесь можно указать и давно известные темы: насильственные исчезновения на Северном Кавказе, задержания на мирных протестных акциях, условия содержания под стражей и так далее, и сравнительно новые, например, преследования иеговистов. Есть еще преследования за высказывания — они начались не вчера, но неуклонно ужесточаются.
С другой стороны, нельзя не задаться вопросом: а в чем заключался бы «удар по правам человека», если бы Россия вышла из Совета Европы? Другими словами, способствует ли подача 12 тыс. жалоб в год (а именно столько жалоб против России успешно проходили фильтрационную секцию в 2018 и 2019 годах) и рассмотрение их судом улучшению ситуации с правами человека в нашей стране?
К сожалению, в последнее время мы наблюдаем все больше и больше свидетельств того, что в возможность влияния ЕСПЧ на российские власти верят все меньше как внутри России, так и в самом суде.
О масштабах неисполнения Россией постановлений ЕСПЧ сказано немало, и недавнее послание президента Федеральному собранию несет в себе четкий сигнал — если в этой сфере и случатся какие-то перемены, то только к худшему. Но на эту проблему можно взглянуть не только со стороны Комитета министров СЕ, но и со стороны самого ЕСПЧ.
В 2019 году он вынес 198 постановлений по делам против России, разрешив 445 жалоб. Из них лишь 47 постановлений по 82 жалобам вынесены палатой, а 2 постановления, касающиеся 5 жалоб,— большой палатой ЕСПЧ. Остальные 149 постановлений по 358 жалобам вынесены комитетом, который, согласно ст. 28 Конвенции, уполномочен рассматривать дела лишь в том случае, если «лежащий в основе дела вопрос уже является предметом прочно утвердившегося прецедентного права суда». То есть в 80% разрешенных дел суд был вынужден, подобно родителю непослушного ребенка, в очередной раз повторить России то, что он ранее говорил уже не один раз.
Ради этого ли создавался ЕСПЧ? В этом ли состоит его миссия? Ответ отрицательный, и сам суд ни на минуту об этом не забывает, как и о том, что ему необходимо снижать так называемый бэклог, то есть число жалоб, ожидающих рассмотрения.
Интерлакенский процесс (процесс реформирования ЕСПЧ, призванный обеспечить ускорение рассмотрения жалоб, начавшийся в 2010 и формально завершившийся в 2019 году) предполагает среди прочего целый комплекс мер, направленных на «возвращение Конвенции домой», то есть облегчение применения ее национальными судами. Среди этих мер — перевод постановлений ЕСПЧ на языки государств-членов СЕ, создание «сети высших судов» (информационной сети, призванной облегчить ознакомление судей высших судов с практикой ЕСПЧ), введение возможности запрашивать ЕСПЧ о консультативных заключениях по конкретным делам и многое другое.
Очевидно, что в случае Российской Федерации все эти меры ощутимого эффекта не приносят.
Поэтому в отношении нашей страны для решения обеих проблем (необходимость снижения «бэклога» и наличие большого числа повторяющихся жалоб) суд использует другие механизмы, такие как введение процедуры «быстрой и упрощенной коммуникации» или вынесение «табличных» постановлений по повторяющимся делам (в таких постановлениях факты каждого дела не описываются подробно, а излагаются в виде таблицы).
Нововведением 2019 года является «бесспорная стадия рассмотрения дела», в рамках которой суд предлагает государству и заявителю заключить мировое соглашение. В случае России такие предложения поступают в том числе по поводу дел, касающихся пыток и насильственных исчезновений. Российский Минюст, в свою очередь, выражают готовность заключать соглашение на одном-единственном условии — выплата заявителю определенной суммы денег и его отказ от дальнейших претензий. Мы пока не знаем, как суд будет реагировать на отказы заявителей от таких предложений — в частности, будет ли он соглашаться на утверждение односторонних деклараций российских властей на аналогичных условиях — но сам факт таких предложений свидетельствует, что Суд не верит в то, что его постановление будет иметь более существенный эффект, чем та же самая выплата денег заявителю. И возможностей изменить ситуацию суд не видит.
В свете сказанного выше представляется, что «доверие россиян европейскому механизму защиты прав человека», о котором год назад говорил Гвидо Раймонди, обусловлено не столько реальной эффективностью этого механизма, сколько отсутствием у россиян иных способов хотя бы формально зафиксировать нарушение прав человека российскими властями.
Источник