_Эссе богатство природными ресурсами. Богатство России природными ресурсами благо или проклятье
Название | Богатство России природными ресурсами благо или проклятье |
Дата | 12.02.2018 |
Размер | 21.32 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | _Эссе богатство природными ресурсами.docx |
Тип | Документы #36302 |
Подборка по базе: Приказ МВД России от 26_09_2018 N 623 Вопросы организации и.rtf, Воинская слава России непокоренный Ленинград 01-04.02.19.doc, Внешнеполитические приоритеты России в XVII..docx, Эссе Пандемия и рыбная отрасль в России.docx, Исторические этапы развития здравоохранения в России.doc, Преступность в современной россии.doc, История медицинской этики в России.docx, Контрольная работа по Истории государства и права России.docx, «Изменения благосостояния жителей России в 1990-е гг.».docx, Приказ Минздрава России от 14.01.2019 N 4н Об утверждении п.rtf Богатство России природными ресурсами – благо или проклятье?Как известно, наша страна отличается большим разнообразием природных ресурсов. Он действительно богата всем, что только нужно стране для процветания. Но наша страна, вопреки логике, не является процветающей. Уровень жизни у большинства граждан невысок, существует сильнейшая социальная стратификация, пропасть между богатыми и бедными ужасающая. Казалось бы, с такими возможностями каждый человек легко мог бы найти для себя область приложения своих усилий и стать обеспеченным, но, к сожалению, этого не происходит. Встаёт вопрос: такое богатство и разнообразие природных ресурсов является благом или проклятием для страны? Чтобы понять причины такого парадокса, надо углубиться в суть вопроса: почему в стране, богатой ресурсами, до сих пор царит экономический упадок, перерабатывающая промышленность не развивается должным образом, зато у нас высокие показатели по добыче и продаже полезных ископаемых, прежде всего, природных углеводородов – нефти и газа? Ещё во времена Советского Союза страна стала одним из мировых лидеров по экспорту полезных ископаемых, в особенности, углеводородов. В 1970-е годы произошло удорожание нефти на мировом рынке, и в стране, богатой на нефтедоллары и не нуждающейся в укреплении экономики начался, период стагнации. С того момента страна, как говорят, «подсела на нефтяную иглу». Это и понятно: когда бюджет страны пополняется «лёгкими» деньгами за счёт продажи ресурсов, то и развитию других отраслей экономики и общества в целом не уделяется должного внимания. Со временем это сформировало определённый иждивенческий менталитет российских граждан, которые не способны самостоятельно принимать решения, и уповают на помощь и поддержку государства, тем самым развязывая ему руки и давая безграничную власть. Природные ресурсы, согласно Конституции РФ, принадлежат народу. Но по факту во время приватизации 1992 года все основные крупные предприятия СССР были прибраны к рукам несколькими частными лицами, занимавшими в своё время посты руководителей этих предприятий. Таким образом, в один момент подавляющая доля национального богатства России стала частной собственностью, и доступ обычных граждан к нему попросту прекратился. Произошло наслоение нескольких факторов: несформированные институты частной собственности, демократии и правового государства, сосредоточение в частных руках практически всего национального богатства страны, довольствование властной элитой «лёгкими» деньгами от продажи на мировом рынке полезных ископаемых затормозило развитие экономики и привело к расслоению общества на тех, кто обладает ресурсами (элита), кто призван охранять и защищать ресурсы (бюрократический аппарат, силовые структуры), и на остальных людей, кто не имеет полноценного доступа к ресурсам (население). Поскольку население не имеет доступа к национальному богатству, оно остаётся аутсайдером экономического процесса и процесса воспроизводства, так как направление основных потоков сырьевых ресурсов определяют их владельцы. В результате этого в обществе наблюдается рассогласованность интересов различных его слоёв, власти и владельцы ресурсов вынуждены защищать свои ресурсы от народа, создавая политическую и экономическую коалицию и усиливая роль карательных институтов, уничтожая независимые политические организации и свободу слова в стране. Вследствие этого в современной России политические решения напрямую подчиняются экономическим интересам олигархов, владеющих природными богатствами страны, что затрудняет развитие и без того «хромых» демократических институтов, правового государства и гражданского общества. Таким образом, общество, не являясь противовесом в политическом и экономическом влиянии, живёт в автократическом государстве, где политическая воля зависит от главного лица в государстве. Естественно, что от этой воли зависит и доступ к ресурсам, что, само по себе, смещает фокус внимания с создания экономического продукта и технологических инноваций на перераспределение экономических ресурсов между приближёнными лицами, что рождает институциональные ловушки, такие как стагнация производства, коррупция, отмывание доходов, распределительная рента, бюрократия, отказ от инвестирования, массовая политическая и экономическая безграмотность и т.д. Таким образом, реальное благо в виде богатства природных ресурсов превратилось для нашей страны в проклятье, так как они контролируются узким кругом лиц, неподвластных обществу, что приводит к торможению не только экономического, но и общественного развития, к инфляции и недоразвитости демократических, правовых и рыночных институтов. Чтобы это природное богатство России стало для нашего народа благом, необходимо менять менталитет, понимать, что природные ресурсы требуют рационального использования и создания на их основе добавленной стоимости за счёт развития перерабатывающей промышленности и её конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. А это достигается исключительно за счёт технологических инноваций и ноу-хау, ресурсосберегающему подходу и, самое главное, – благодаря пониманию людей, что наживаться за счёт других людей – значит, вести к краху всё общество, и, наоборот, делать что-то для себя – значит, делать для всего общества. Такой менталитет, свойственный людям в развитых странах, приводит к справедливому распределению народного богатства, где каждый слой общества играет значимую роль в общественных и экономических отношениях, где нет аутсайдеров и узурпаторов, а экономика построена на истинно рыночных принципах функционирования, где конкуренция создаёт движение вперёд. Источник Эссе природные ресурсы это богатство нашей страныРоссия – по-настоящему необъятная страна. Она объединяет множество разных природных и климатических зон. Регионы страны очень сильно отличаются друг от друга. Природно-ресурсный потенциал России необычайно богатый и разнообразный. Благодаря этому она может обеспечить себе все необходимые для внутреннего потребления ресурсы и использовать их для экспорта. Более того, по расчетам ученых, запасами угля, калийных солей, фосфатного сырья и железной руды РФ обеспечена на ближайшие 2-3 столетия. Россия стоит на первых местах по количеству многих ископаемых в мировом рейтинге. Она богата залежами угля, газа, некоторых цветных металлов, руды и практически всех ресурсов древесины, водных и земельных ресурсов. В этой статье речь пойдет о том, какими же ресурсами обладает Россия и как выстроена экономическая политика в данном вопросе. Конечно же, в первую очередь мы поговорим о сырьевых и топливно-энергетических запасах нашей страны. Природные богатства России включают большое количество месторождений таких важных ресурсов, как нефть, каменный уголь, природный газ. Также активно добывается олово, алюминий, золото, никель, платина, слюда и множество других материалов. На сегодняшний день уже известно более 20 тыс. различных месторождений. Если сравнивать Россию с другими государствами по запасам полезных ископаемых, то можно увидеть по-настоящему интересные данные. Наша страна находится на 1 месте в мире по количеству природного газа и на 6 месте по количеству нефтяных запасов. В основном их месторождения находятся в северной части России. По количеству запасов угля Россия находится на 3 месте – мы имеем 23% все мировых запасов. Существует несколько районов, где ведется активная добыча угля. Отличительной особенностью всех месторождений является сравнительно небольшая себестоимость добычи угля. Она зависит от способа добычи, толщины пласта, качества угля и других характеристик. На европейской части страны находятся основные месторождения железной руды. Здесь имеются залежи бурой, красной руды, магнитного железняка и др. Особое значение имеют ресурсы земли, воды и леса. В земельный потенциал страны входит примерно 1709,8 млн. га. Среди них на освоенные земли приходится не менее 20%. По размерам распаханных земель страна расположена на третьем месте после США и Индии. Основная часть пашни приходится на Урал, Северный Кавказ, Поволжье и Западную Сибирь. Лесные ресурсы – это основа для многих отраслей промышленности страны. Кроме использования их в качестве материалов для производства, они выполняют и ряд других функций. Это, прежде всего, среда обитания человека, которая обогащает воздух кислородом, очищает воды и делает почвы плодородными. Наличие лесных насаждений в какой-то мере определяет климатические условия. Россия имеет почти пятую часть всех запасов древесины в мире. На территории России расположено около 40 водохранилищ, объем которых более 1 кубического километра. Кроме поверхностных вод, имеются еще и подземные, которые тоже входят в природно-ресурсный потенциал России. По добыче золота и платины она занимает второе место, а по добыче алмазов и серебра – первое. И казалось бы, чего нам еще нужно? Разве мы не можем кормить, поить, одевать и отапливать весь мир, рассчитывая на безбедное существование не только свое и своих детей, но и правнуков на много поколений вперед? Все дело в том, что несмотря на богатейшие запасы природных ресурсов, трудолюбивый и талантливый народ, Россия долгие годы живёт в нищете. В нашей стране сочетание природных ресурсов и качества жизни выглядит так: богатая страна – бедный народ. И на это есть веские причины. Основная причина всех бед – сырьевой характер развития экономики. Эта модель экономического развития не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. Мы добываем нефть, газ, черные и цветные металлы, лес и «гоним» все за рубеж. Там создается добавленная стоимость, рабочие места, выплачивается заработная плата, а с нее — отчисления на пенсии и платятся налоги. У нас остается испорченная экология и нищета. При этом мы принимаем с вами решения, чтобы наша экономика была более сырьевой. В кризис снижаем налог на добычу полезных ископаемых нефтяникам на 100 млрд рублей, а они выплачивают эти деньги себе в виде дивидендов. В то же время на поддержку высокотехнологичного экспорта выделяется 6 млрд за 5 лет: в сто раз меньше, чем поддержка нефтяников. А если вспомним, сколько денег мы потратили на поддержку финансового сектора и крупнейших компаний, то это триллионы рублей. Разве это справедливо? Откуда возьмутся инновационные технологии, если мы поддерживаем только сырьевиков и финансистов? У нас слабо развита переработка нефти и газа. Нашим капитанам бизнеса невыгодно ею заниматься. Их девиз — «Качай и продавай, а деньги в карман!» К примеру, из-за того что мы продаем «сырую» пластмассу, а готовые изделия из нее ввозим, страна ежегодно теряет миллиарды долларов. Если в основном экспортируется сырье, то это означает, что экономика страны не в состоянии конкурировать с зарубежными странами в создании продукции и услуг потребительского и инвестиционного назначения. Недостатков от такой модели множество. Во-первых, «сырьевой» модели экономики присуща экономическая нестабильность, периодически приводящая к финансовым и даже социально-политическим кризисам. Соответственно, нежелательно усиление зависимости экономического развития России, а значит – и социально-политической ситуации в ней от уровня мировых цен на нефть. Эта зависимость тем сильнее, чем выше доля углеводородов в экспорте товаров (включая услуги). Перспективы дальнейшего развития российской экономики по-прежнему будут определяться главным образом конъюнктурой цен на углеводородное сырье. Зависимость социально-экономического развития России от динамики мировых цен на нефть сильнее, чем от экономической политики и институциональных реформ. Во-вторых, «сырьевая» модель экономики не обеспечивает нормального развития России хотя бы потому, что запасы полезных ископаемых со временем истощаются, а разведка новых месторождений требует все более высоких удельных капиталовложений. В течение 90-х годов запасы нефти уменьшились на 14%, и до сих пор их прирост не покрывает добычи. Более десятилетия Россия «проедала» запасы нефти и газа, оставшиеся от СССР. При этом кажущиеся еще огромными запасы углеводородов все труднее и дороже добывать. Вполне возможно, что в ближайшие десятилетия российская экономика столкнется с сокращением добычи нефти и газа, а прогнозы ее роста останутся лишь прожектами. Поэтому уже сейчас важнейшей задачей экономической политики является трансформация «нефтедолларовых» рентных доходов в активы, приносящие прибыль, независимо от цен на нефть. В-третьих, «сырьевая» модель экономики плоха тем, что быстрый рост экспорта сырья благодаря росту его добычи или цен на рынках порождает экономический парадокс, известный как «голландская болезнь». Ее сущность заключается в том, что рост добычи и экспорта сырья в минерально-сырьевом секторе приводит к перемещению ресурсов труда и капитала из торгуемого сектора в неторгуемый несырьевой сектор. В России «голландская болезнь» пока что проявляется в «мягкой форме», а именно – в отставании роста обрабатывающих производств по сравнению с ростом ВВП. В-четвертых, недостатком «сырьевой» модели экономики является недостаточно быстрый научно-технический прогресс (НТП). А ведь он является основным источником современного экономического роста. В сырьевом секторе состав продукции почти не меняется, а применение новых технологий связано с созданием новых машин, оборудования, транспортных средств, реагентов, методов разведки и бурения скважин и т.д. То есть без НТП в торгуемом секторе стране приходится эти технологии импортировать. Получая природную ренту, страна-экспортер сырья в то же время вынуждена платить «интеллектуальную ренту» странам – технологическим лидерам. Из всего это напрашивается следующий вывод: если ничего не менять, то будущее российской экономики сведется к роли сырьевого придатка стран Запада и Китая. Но как ее избежать? Для этого необходимо сменить модель экономического развития, изменить макроэкономическую политику. Нужно перестать ревальвировать рубль, привлекая спекулятивные капиталы из-за рубежа. Это позволит ослабить «голландскую болезнь». Надо прекратить практически бесплатное кредитование западных стран и начать вкладывать государственные средства в реальные активы. Обеспечив отток спекулятивного капитала из России и заместив иностранные займы российских госкомпаний бюджетными кредитами, можно без усиления инфляции инвестировать средства Фонда национального благосостояния в развитие российского машиностроения. Можно вкладывать нефтяные доходы внутри страны, не провоцируя, а замедляя инфляцию: в высокотехнологичные инвестпроекты, в создание компаний на высокомонополизированных рынках, в расширение «узких мест», порождающих структурную инфляцию (например, в развитие цементной промышленности), в отрасли, в которых улучшатся конкурентные преимущества в случае падения цен на нефть. Уже сейчас государству нужно форсировать строительство и модернизацию российских авиастроительных или автомобильных заводов, вкладывая средства в приобретение их акций или в создание новых компаний с полным циклом производства, не занимающихся лишь «отверточной» сборкой. Но в том, что наши люди беднеют на глазах, виновата не только неправильно выстроенная экономическая политика, но и законодательство. Если в Конституции от 1977 года говорилось, что «Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства». То в Конституции 1993 года уже иная формулировка «Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Разница ощутима. Учитывая, что 62% богатств в стране принадлежит долларовым миллионерам и 26% — миллиардерам. Разрыв между доходами десяти процентов самых богатых и самых бедных в России, только по официальной статистике, составляет 30-35 раз! По этому показателю мы позорно соседствуем рядом с Перу, Зимбабве, ЮАР и Гондурасом. Сегодня по числу богатых людей мира мы занимаем второе место, впереди нас только американцы, но Америка взращивала их более 200 лет! А новой России отроду несколько десятков лет. Президенту страны Владимиру Путину как-то уже задавали вопрос о национализации природных ресурсов и вот, каков был ответ: «Природные ресурсы находятся в собственности Российской Федерации, их нечего национализировать, они давно национализированы… Национализировать что, компании? Вы не забывайте, что там значительная часть иностранного капитала уже присутствует. И мы очень либерализованы здесь по сравнению с другими странами. Здесь наши коллеги слева правы, потому что во многих странах, в том числе в таких развитых рыночных странах, как Норвегия, допустим, одна государственная компания «Статойл» – наш хороший партнёр. В Мексике всё национализировано давно, всё государственное. Есть много таких стран. Арабские Эмираты и вообще весь арабский мир – всё государственное, правда, принадлежит монархам всё. У нас самые крупные компании: «Газпром» – контрольный пакет у государства, «Роснефть» – контрольный пакет у государства, «Транснефть» – контрольный пакет у государства, все сетевые компании государственные. Чего национализировать-то?». Говоря про Арабские эмираты, президент «забыл» упомянуть: там новорожденному детство обеспечено суммой в 150 тыс. $ отчислений от продажи нефти. А вот у нас контрольные пакеты в руках у государства, а на доходы компаний хорошо живет только их руководство, а не народ. Нахождение контрольного пакета крупных компаний у государства подразумевает благополучие в стране. Однако, пока «на широкую ногу» живут чиновники и олигархи. Недаром ФАС запретил «Газпрому» называться «национальным достоянием». Также Владимир Владимирович перечислил всего 3 компании, обойдя остальные крупнейшие нефтяные организации. Например, в собственниках «РуссНефти», по данным на ноябрь 2016 года, значится Михаил Гуцериев и его семья (60% акций), 25% принадлежит швейцарскому трейдеру «Glencore» и 15% находятся в свободном обращении, торгуются на ММВБ. Это всего лишь один из множества примеров. В интернете есть интересные сведения о том, сколько идёт в бюджет государства с каждых 100 долларов, вырученных от продажи нефти: в ОАЭ — 88-91, в Нигерии — 82-90, в Анголе — 82-88, в Норвегии — 82, в США — 63-70, в Китае — 59-62, в Колумбии — 47-58. В России — всего 34! В сентябре прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что доходы российского бюджета от налогов и сборов в первом полугодии 2017 года превысили объём нефтегазовых поступлений. «Отмечу, что меняется структура доходной части. Сейчас мы больше получаем денег от налогов и сборов, чем собственно от продажи нефти и газа», — сказал он на совещании с правительством по исполнению федерального бюджета. Главное не в выборе стратегии — национализации или приватизации, а в обеспечении благополучия каждому гражданину. Дело не в инструментах, а в реализации главной конституционной цели существования российского государства — обеспечении достойной жизни гражданам. Чиновники выдают за государственные интересы личные корыстные цели и попирают интересы народа — единственного источника власти. Природные ресурсы лишь формально являются достоянием всего населения России, а реально доходы от их эксплуатации получают только чиновники и олигархи. Не может быть справедливости в России, пока почти вся природная рента уходит в прибыль олигархам. И это стало причиной появления самого большого в мире количества долларовых миллиардеров. Несправедливость заключается в том, что они стали богатыми не за счет своих талантов, а за счет захвата природных ресурсов, принадлежащих всему народу. Разве кто-нибудь из российских олигархов обладает способностями Билла Гейтса, Стива Джобса или др.? Благополучие за счет своего таланта подвигает большинство к мысли, что в этой жизни есть «к чему стремиться». А обогащение за счет народа вызывает лишь негатив. В других странах до 80% природной ренты изымается государством и распределяется среди населения посредством фондов, бюджетов и других финансовых инструментов. Подчеркиваю, денежные средства и материальные блага доставляются до каждого конкретного гражданина. Если ситуация останется такой же, то достойной жизни не видать. Не будет даже минимально нормальной жизни. Минимизация числа бедных нужна не для правительственных отчетов и статистики, а для сохранения стабильности государства и предотвращения массовых акций протеста. И сегодня, как бы печально это не было признавать, крылатое выражение «немытая Россия» — это социальные показатели, характеризующие качество жизни людей. Понравился материал? Поделитесь: Источник |