Есть ли границы между странами евросоюза

Содержание
  1. Зона Шенгена. Как исчезают и почему возвращаются границы в Европе?
  2. История успеха европейской интеграции не состоялась бы без отмены внутренних границ. Жители ЕС без проблем могут на выходные ездить в другие страны и даже не задумываться, что приезжим из других стран, таких как России, приходится проходить достаточно сложный процесс получения шенгенской визы. Но это того стоит — Шенген дает шанс посетить сразу 26 стран. Хотя Европа не очень давно пришла к такой свободе перемещения, сегодня есть реальная угроза разворота этого процесса вспять. В этом тексте рубрики «Ликбез» мы попробовали разобраться в «приграничных» вопросах Европы
  3. Пересечение границ стран Европы на автомобиле
  4. Пересечение границ в Европе на автомобиле
  5. Пересечение внутренних границ в шенгенской зоне
  6. Особенности пересечения границ некоторых государств Европы на автомобиле
  7. Система электронной очереди при пересечении границы
  8. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ ОЧЕРЕДИ НА ГРАНИЦАХ

Зона Шенгена. Как исчезают и почему возвращаются границы в Европе?

История успеха европейской интеграции не состоялась бы без отмены внутренних границ. Жители ЕС без проблем могут на выходные ездить в другие страны и даже не задумываться, что приезжим из других стран, таких как России, приходится проходить достаточно сложный процесс получения шенгенской визы. Но это того стоит — Шенген дает шанс посетить сразу 26 стран. Хотя Европа не очень давно пришла к такой свободе перемещения, сегодня есть реальная угроза разворота этого процесса вспять. В этом тексте рубрики «Ликбез» мы попробовали разобраться в «приграничных» вопросах Европы

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

Шенгенское право, позволяющее получить единую визу на посещение нескольких европейских стран, возникло как особый комплекс юридических норм, не входящих в общую правовую систему ЕС. Все началось с Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, которые отменили пограничный контроль на общих границах в 1960 году, создав единую визу Бенилюкса, ставшую затем прообразом современного Шенгена. Уже позднее соглашение об отмене паспортного и таможенного контроля было подписано пятью европейскими государствами: к Бенилюксу добавились драйверы европейской интеграции — Франция и Германия. Подписание соглашение произошло на прогулочном корабле 14 июня 1985 близ деревни Шенген в Люксембурге. Накопленный позитивный опыт этой пятерки и понимание пользы в прямом смысле безграничного перемещения товаров и людей внутри ЕС достигли своего апогея к 1990-м годам с подписанием Амстердамского договора, согласно которому шенгенское право стало составной частью права ЕС.

Читайте также:  Кто назвал страну египет египтом

КАК ЭТО РАБОТАЕТ НА ДЕЛЕ?

Шенгенское пространство держится на двух основных принципах:

  1. Прозрачность т.е. отсутствие контроля на внутренних границах — между странами ЕС
  2. Единство правил, т.е. наличия одинаковых правил при пересечении внешних границ стран ЕС с другими государствами

Эти принципы соблюдают все страны, входящие в Шенгенский союз, насчитывающий сегодня 26 стран-членов. Две страны в момент создания воздержались от участия в союзе — Великобритания и связанная с ней общей границей Ирландия, которая заинтересована в безвизовом режиме с Британией больше, чем в участии в Шенгене. Они сохраняют паспортный контроль на границах с другими государствами-членами, а шенгенская виза не имеет силы на их территории. Для них ЕС применяет так называемый режим opt-out, означающий, что страны по умолчанию не должны применять нормативные акты, которые касаются визового режима, однако, они могут добровольно согласиться применять какую-либо норму, но без права отменить ее впоследствии. Особый статус также имеет Дания, которая входит в Шенген, но применяет его положения выборочно. Это связано с тем, что акты шенгенского права ЕС не имеют для Дании прямого действия (т.е. правительство страны в каждом конкретном случае решает, будет ли оно трансформировать его в свое законодательство, а самое главное — в какой форме).

Кипр, Румыния, Болгария и Хорватия, хотя и вступили в ЕС, наоборот, не получили членства в Шенгене. Это решение было обусловлено тем, что прием в Шенгенский Союз возможен только с согласия всех стран. Однако ряд членов ЕС все еще блокируют включение этих стран, ссылаясь на их проблемы в сфере контроля границ, коррупции и т.д. На данный момент дальше обещаний Брюсселя о скором принятии этой четверки в границы Шенгена дело не заходит.

Читайте также:  Контур страны бразилии распечатать

Однако то, что Болгария, Румыния, Кипр и Хорватия не входят в Шенгенский союз, не означает автоматически, что в них нельзя попасть по шенгенской визе. Между этими странами и ЕС действуют специальные соглашения о признании виз, что дает право, например, туристам из России не сталкиваться с дополнительными трудностями на границах этих государств. Более того, Исландия, Швейцария и Норвегия, хотя не входят в ЕС, заключили с Союзом похожие соглашения, что также дает возможность посещать их, имея в паспорте лишь шенгенскую визу.

Составной частью Шенгенского пространства (но не членами Союза) также являются малые страны Западной Европы — Андорра, Монако, Сан-Марино и Ватикан и Лихтенштейн. При этом, если последняя страна подписывала специальное соглашение об ассоциированном участии в Шенгенском пространстве, все остальные страны пользуются возможностями безвизового соглашения на основании многосторонних деклараций.

Список стран Шенгена. Источник

Также существует понятие «малого пограничного движения» (Local border traffic regime), подразумевающее возможность краткосрочного пребывания в другой стране жителей приграничных территорий (в среднем 30 км. по обе стороны границы), при получении ими специального разрешения, заменяющего шенгенскую визу. Это разрешение позволяет находиться в соседней стране до трех месяцев за поездку, при этом выезд за пределы приграничной зоны не допускается.

Подобный режим доступен для жителей пограничных зон Ленинградской, Мурманской областей, Республики Карелия, с одной стороны, и соответствующих зон Финляндии, с другой. Сюда же относится и приграничное сообщение между Норвегией и Россией. Этот режим действовал до 2016 года в соседних регионах Польши и Калининградской области, однако на фоне конфликтности между ЕС и Россией был отменен. Соглашения «малого пограничного движения» также действуют у Беларуси с Польшей и Литвой, Украины с Польшей, Венгрией и Словакией, у Молдовы с Румынией.

Как выглядит граница между Австрией и Венгрией сегодня. Источник

ПОЧЕМУ ИНОГДА ГРАНИЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ?

Принцип прозрачности пересечения внутренних границ не лишает страны ЕС в порядке исключения производить временное восстановление приграничного контроля на внутренних границах. В таком случае пересечение границы возможно только в специально установленных пунктах. Формально ограничение действия Шенгена на основании соображений безопасности и из-за угрозы терактов не требует разрешения Еврокомиссии, но согласовывается с ней. К примеру Франция ввела режим проверки документов на внутренних границах Шенгенской зоны после террористических актов, совершенных в Париже в ноябре 2015 года. С тех пор правительства страны последовательно продлевали режим паспортного контроля каждые шесть месяцев. Паспортный контроль на своих границах ввели помимо Франции также Австрия, Германия, Дания, Швеция и не состоящая в ЕС Норвегия. Но сделали они это для предотвращения бесконтрольного притока иммигрантов, поразившего ЕС в 2015 году.

Восстановление границ часто становится элементом большого торга между Брюсселем и страной-членом, не согласной с решениями ЕС. К примеру, Венгрия закрывала свою границу с четкими требованиями не принуждать все страны Союза принимать мигрантов, а из этого тезиса вытекало требование вернуть часть суверенитета обратно странам-членам.

Режим контроля границ дорого обходится ЕС. По расчетам Еврокомиссии ежегодные потери составляют от €7 млрд до €18 млрд для экономики ЕС. Только административные расходы на обслуживание границ (услуги таможенников и полиции) оцениваются как минимум в €1 млрд, не учитывая расходов на создание самих пограничных постов.

Волна нелегальных иммигрантов после соглашения с Турцией начала спадать, и Еврокомиссия заявила странам Шенгена, что более не будет рассматривать миграционный кризис как основание для отмены свобод, гарантированных Шенгенским соглашением. Для того, чтобы остановить расползание Шенгена ЕС постепенно реформирует пограничный Шенгенский кодекс в связи с введением новой системы контроля на границе. Планируется внедрять электронную систему въезд/выезд, которая будет гарантировать систематическую и точную идентификацию лиц, превысивших разрешенный срок пребывания на территории Шенгенского пространства. Кроме того, функционирование новой системы призвано укрепить внутреннюю безопасность ЕС и усилить борьбу против терроризма, давая правоохранительным структурам допуск к данным о передвижении въезжающих.

Старый пограничный пункт на границе Бельгии и Франции. Источник

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА МЕСТЕ БЫВШИХ ГРАНИЦ?

После отказа от внутренних границ между странами ЕС бывшие когда-то мощными оплотами государственности пограничные пункты и пункты таможенного досмотра остаются не у дел. Большинство правительств просто консервируют здания, тем не менее, надеясь, что «худшие» времена не наступят. Так поступили, к примеру, с погранпунктом между Австрией и Венгрией — его здание сегодня выглядит совсем заброшенным памятником давно минувшей эпохи. Но ряд погранпунктов приватизируются или передаются в частные руки и обретают новую жизнь. Так, на границе между Францией и Германией бывшее здание таможни и контроля переоборудовали в музей и ресторан, пользующийся популярностью по обе стороны от бывшей границы. Погранпункт между Бельгией и Францией и вовсе напоминает арт-объект или композицию в духе современного искусства.

Еще один пример причудливости границ внутри Европы — швейцарский Базель. Хотя аэропорт этого города расположился на территории Франции, он является единственным в мире аэропортом, который управляется совместно двумя странами. При этом часть вокзала Базеля, согласно межгосударственным соглашениям, и вовсе находится под юрисдикцией Германии. Вся эта сложность уже давно перестала удивлять местных жителей, да и в целом европейцев, для которых, кажется, любые межгосударственные границы внутри ЕС уже потеряли какое-либо значение.

Границы трех стран в пределах Базеля. Источник

Рекомендуем также познакомиться с выпусками нашего Евродайджеста. Дважды в месяц мы готовим дайджест с обзором наиболее интересных исследований по проблемам внутриевропейской политики и отношений между Европой и Россией. Для тех, у кого нет времени читать большие тексты, мы рассказываем, в чем их суть и как можно применять их выводы на практике.

Источник

Пересечение границ стран Европы на автомобиле

Не нашли нужную информацию?

Пересечение границ в Европе на автомобиле

Данная заметка носит обзорный, и достаточно узконаправленный характер, так как в ней описана практика пересечения границ при передвижении на автомобиле по различным европейским странам, включая Балканские.

Информация здесь дана только по тем пунктам пропуска, которые автор пересекал лично в пешем порядке (Испания — Гибралтар), или на автомобиле (все остальные границы).

Данная заметка служит дополнением (расширенным описанием) информации, изложенной в основной заметке, посвященной общему порядку пересечения любой границы на автомобиле.

В основной заметке (по ссылке выше), дана теоретическая часть описания порядка пересечения границ, здесь же описана практическая часть, с целью показать, какие бывают варианты пересечения границ на практике.

Но в принципе, эта заметка не имеет особого смысла, поскольку общий порядок пересечения границ сохраняется всегда типовой, просто из него могут выпадать те или иные элементы контроля.

Изучите один раз основную заметку, и вас никогда не будет проблем и вопросов при пересечении любой сухопутной границы на автомобиле.

Пересечение внутренних границ в шенгенской зоне

ВНИМАНИЕ! Данная часть заметки не учитывает обстоятельства сложившиеся на границах стран ЕС в 2020 году, в связи с эпидемией Ковид-19, и описывает общую ситуацию на границах стран ЕС, в нормальных условиях.

Одним из самых часто задаваемых вопросов у тех, кто планирует поездку в Европу на автомобиле, является вопрос: «Есть ли границы в Европе между странами Евросоюза?».

Отвечаю: границы есть, контроля на них — нет. Никакого. Ни для кого. Ни контроля, ни отметок никаких нигде не делается. Это прямо и явно прописано в шенгенском кодексе «О границах» (см. ст.22 Кодекса).

Шлагбаумов там тоже никаких нет, кодекс «О границах» прямо запрещает их ставить. Даже знаки снижения скорости на границах ставить запрещено, только для обеспечения безопасности дорожного движения (см. ст.24 Кодекса).

В особых случаях, контроль на границе любой страны (на всей, или на отдельных ее участках) внутри Шенгенской зоны может быть и временно восстановлен, это тоже предусмотрено кодексом.

И хотя такая ситуация (восстановление контроля) в общем не приветствуется, но если какая-то страна решит восстановить контроль на своих границах (по каким-то причинам), то она имеет на это право.

Но в обычной ситуации, никаких особенностей пересечения границ между странами шенгенской зоны — нет. Вы просто едете и едете куда вам нужно, без остановок, отметок и лишних вопросов.

Пересекли внешнюю границу ЕС (в Польше, Литве, Латвии или Эстонии), и можете ехать без остановок на границах хоть до Португалии и обратно. Никто вас проверять не будет.

Ну, если только в Швейцарию не заедете, там есть контроль на границе, но и тот символический (выборочный), то есть, пограничники там стоят, но никого особо не трогают. Границы остальных стран — открыты для перемещения («прозрачны»).

Перемещаясь по главным дорогам, на месте бывших МАПП (международных автомобильных пунктов пропуска) на границе, можно увидеть ангары, здания, в которых ранее располагался МАПП, а теперь а них расположены или склады, или торговые центры, но никакого контроля там нет.

Кстати, на территориях бывших МАПП, можно зачастую (почти всегда) найти пункты по продаже виньеток для оплаты дорог (в тех странах, в которых используется такая система оплаты).

При движении же по второ- и третьестепенным дорогам, зачастую можно не увидеть совсем ничего из вышеописанного. Просто стоит знак на дороге, и ничего вокруг него нет:

На фото выше, я стою на границе Венгрии и Словакии, а моя машина стоит уже на территории Венгрии.

Впрочем, чуть дальше, конечно, обнаружился заброшенный пункт контроля. Но такая ситуация характерна при пересечении границ внутри ЕС по третьестепенным (колхозным, местным) дорогам.

Особенности пересечения границ некоторых государств Европы на автомобиле

Ниже приведена информация по конкретным МАПП стран Европы, в которых автору данной заметки приходилось лично пересекать границы на своем автомобиле. Данная информация дана для общего обзора.

Обращаю внимание, что информация подобного рода имеет свойство устаревать, поэтому, если вам нужна свежайшая и конкретнейшая информация по данной теме, то обратитесь к специализированным форумам.

Но мне, как человеку пересекавшему на автомобиле границы более чем тридцати европейских стран (только в 2015-м году, например, во время поездки на Балканы, я пересек различные границы 18 раз — 36 штампов в паспорте только за один отпуск) , это кажется излишним.

Да есть некоторые нюансы, есть некоторые моменты, есть правила которые не нужно нарушать (они все перечислены в основной заметке по ссылке выше), но никаких сакральных знаний для пересечения границы на автомобиле не требуется.

Я же даю ниже краткие описания вариантов пересечения границ, в большей степени для того, чтобы показать все разнообразие возможных вариантов.

Одну общую вещь отмечу: если в описании ниже указано, что «таможенный контроль не проводился» (или «отсутствует») — это не значит, что его там совсем нет. Вполне может и быть. Просто он не проводился в отношении лично меня, в момент пересечения мною границы.

Система электронной очереди при пересечении границы

В описаниях процесса пересечения некоторых границ, встречается понятие «электронная очередь в пункте пропуска (пересечения границы)». Под спойлером ниже, кратко описана суть этого мероприятия, чтобы потом не распыляться.

Если вы никогда не сталкивались с электронной очередью при пересечении границы, то можете ознакомиться с информацией ниже.

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ ОЧЕРЕДИ НА ГРАНИЦАХ

В настоящее время система электронной очереди действует (пока) в Эстонии (на всех трех МАПП на границе с Россией), в Беларуси (пока только тоже на трех МАПП, но не факт, что эта система не будет распространяться дальше).

Суть «электронной очереди» проста как яйцо — это та же самая электронная очередь, которую мы можем наблюдать, например, в поликлиниках или в банках.

То есть, надо подъехать в определенное место (на специальную площадку для ожидания), зарегистрироваться в очереди («взять талончик») и стоять спокойно ждать, пока номер вашего автомобиля не высветится на табло (т.е. пока вас не вызовут).

Или можно зарегистрироваться заранее, и подъехать к назначенному времени (на ту же специальную площадку). И также ждать, пока ваш номер не высветится на табло (пока вас не пригласят на границу).

После того, как номер авто появился на табло, надо покинуть площадку ожидания, и проследовать установленным маршрутом (по указателям) до пункта пропуска.

Смысл этого «маневра» заключается в том, чтобы убрать «живую» очередь (особенно из грузовиков), которая иногда растягивается на километр и более от МАПП, в специально отведенное место (на специальную стоянку), где есть душ, туалет, мусорные баки, кафе, магазин и т.п. объекты. Все это, разумеется, платное, но плата небольшая.

Из плюсов для властей: главное — расчищаются и освобождаются обочины возле пунктов пропуска (грузовики стоят в очередях часами, и их водители мусорят, справляют нужду и т.п. вдоль обочин), и плюс, собирается «копеечка» с лиц, пересекающих границу.

Из плюсов для водителей (любых, и грузовых и лекговых):

  • ожидание в очереди спокойное, нет постоянного «смыкания» (проехало три машины на КПП — вся очередь запускает двигатели и смещается вперед на 15-20 метров, потом опять глушит двигатели и ждет);
  • если заранее известно время пересечения границы (с точностью до 1 часа), то в очередь можно записаться заранее (за срок до 90 суток), и подъехав в назначенное время, пройти границу с минимальным ожиданием);
  • на площадке ожидания есть туалет, душ, кафе и другие элементы инфраструктуры.

Из минусов для водителей:

  • Услуги могут быть платными (в том числе и по записи в очередь).
  • Если даже очереди нет (глухая ночь, например), то все равно, заезд на пункт пропуска осуществляется только через площадку ожидания.
  • Если время пересечения границы неизвестно заранее, то придется стоять в живой очереди (это и так придется), но тут придется еще и пропускать тех, кто записался заранее. А вот это уже обидно.
    То есть, в данном случае, выигрывают местные водители, те, которым ехать до МАПП недалеко, и которые могут точно рассчитать время прибытия на него, и заранее записаться в очередь.
    Это хорошо, когда тебе ехать от Бреста или Кобрина до МАПП «Брест», или из Таллина до МАПП «Нарва» — время в пути известно точно (плюс-минус 5-10 минут). Но если я иду в Брест из Воронежа? Тут уже можно и не угадать со временем при записи заранее, в дороге бывает все. А значит, придется стоять в живой очереди, да еще пропускать местных.

Но, что есть, то есть, и с этим приходится мириться. Ссылки на сайты, где описывается подробный порядок и условия прохождения МАПП с электронной очередью, даны в тексте соответствующих заметок.

Источник

Оцените статью