Этапы экономической интеграции стран если

Этапы экономической интеграции.

Экономическая модель каждого интеграционного образования — это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов, формирующих региональный хозяйственный комплекс, укрепляется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая интеграционная система уникальна, и механическое заимствование ее опыта малоэффективно. Однако проведение сравнительного анализа имеющихся в мире интеграционных образований и торгово-экономических групп говорит и об определенных общих закономерностях развития интеграции, последовательного прохождения ее через ряд этапов, каждому из которых присущи особые характерные черты, разная степень интенсивности интеграции, ее глубина и масштабы.

Выделяют пять этапов (видов) международной экономической интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз.

Таблица 1 – Ступени развития региональной экономической интеграции

Ступени Сущность Примеры
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами-участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958–1968 ЕАСТ с 1960 НАФТА с 1988 МЕРКОСУР с 1991
2.Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968–1986 МЕРКОСУР с 1996
3. Общий рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987–1992
4. Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993
5. Политический союз Проведение единой внешней политики Пока примеров нет

Зона свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами. Положительными моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств -участниц такого альянса. Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определенные трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.

Читайте также:  Сколько лет нашей стране россии

Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики.

Установление единого тарифа на определенные товары или услуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешней зависимости, либо создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутри-союзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.

Общий рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства.

Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот – т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом.

Экономический Союз (ЭС) — эта форма интеграции предполагает согласование экономической политики, проводимой странами-участницами. Следует обратить внимание на то, что, как только процесс согласования экономической политики доходит до определенного уровня, он начинает подчиняться собственной логике и требовать, особенно в том случае, если страна характеризуется высокой степенью открытости своей экономики, все более тесной увязки, охватывающей все больший круг вопросов. Этот процесс приходит к определенному логическому завершению в рамках комплексной и более сложной формы — следующего этапа интеграции, валютного союза. Валютный союз — создание единой региональной валютной системы, включая создание единого банка, введение единой валюты, согласование и становление единой валютно-кредитной, скоординированной макроэкономической политики и т.д. В этом случае создаются, а точнее, преобразуются общие координационные институты в наднациональные органы, которым передается часть государственного суверенитета для решения проблем координации всех сфер жизнедеятельности интеграционного образования или даже интеграционной государственности.

Политический союз (ПС) — полная экономическая и политическая интеграция. В данном случае речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование, что предполагает не просто согласование, но и проведение общей унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы. На этом этапе на основе института наднациональных органов власти постепенно формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений, происходит движение к созданию единого федеративного или конфедеративного государства.

Дата добавления: 2017-05-18 ; просмотров: 3588 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Этапы международной экономической интеграции

Наибольшее развитие интеграционные процессы получили во второй половине ХХ века. В целом можно выделить шесть этапов, для которых характерны свои особенности.

На первом этапе страны еще только делают шаги ко взаимному сближению, заключая преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между двумя государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Чаще это реализуется снижением таможенных пошлин на товары в рамках международной торговли между этими странами.

На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле товарами и услугами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продукции сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным на территории одного из государств-членов, но зачастую обходится и без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Подготовкой страны к международной экономической интеграции является создание на её территории и свободных экономических зон.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза— согласованной отменой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системой нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровняобщего рынка, когда интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капиталов, рабочей силы и технологий. Координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно 1-2 раза в год) глав государств и правительств стран-участниц, значительно более частых встреч министров, опирающихся на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Наконец, на пятом уровне происходит полная интеграция, включающая экономический, валютный и политический союз, предполагающая проведение единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики, введение единой валюты, учреждение органов наднационального регулирования внутри интеграционной группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций в пользу наднациональных органов, которые наделяются правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. Происходит полная гармонизация их экономической политики.

Точно определить на каком этапе развития находится та или иная группировка довольно сложно. Тем не менее, их можно классифицировать по подобному признаку.

В настоящий момент существует преференциальной соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и такими странами бывшего СССР: Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной. Соглашение об ассоциации с ЕС имеют также Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Словения.

Имеется несколько зон свободной торговли:

· Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), включающая Швейцарию, Исландию, Лихтенштейн, Норвегию

· балтийская зона свободной торговли, образованная в 1993 г. странами Эстонией, Латвией и Литвой

· страны Вышеградской четверки, которую в 1990 г создали Венгрия, Польша, Чехия, Словения

· центрально-европейскую зону свободной торговли в 1992 г. создали Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и Словения

· североамериканская зона свободной торговли, НАФТА, с 1994 года объединяет Канаду, США, Мексику

· Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, АТЭС, представлена 21 страной Азии, Северной и Южной Америки, Австралией, Океанией.

Таможенные союзы стран Центральной Америки, Арабских стран способствуют их экономическому развитию.

На условиях общего рынка взаимодействуют Латиноамериканская ассоциация интеграции ЛАИ, Общий рынок Южного Конуса МЕРКОСУР, Карибское сообщество и Карибский общий рынок КАРИКОМ, Андская группа стран, Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН и другие.

Экономический союз представляют страны Бенилюкс, Союз Арабского Магриба, САМ, Сообщество развития Юга Африки, САДК, Экономическое сообщество стран Западной Африки, ЭКОВАС, Экономическое сообщество стран Центральной Африки, КЭЕАС, Европейский экономический союз. Экономический союз предполагалось создать при участии стран СНГ в 1992 году.

Источник

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

топливные Актуальность темы Это данной статьи странам заключается, в том, ресурсы что развитие торговле интеграционных процессов базирующегося является важнейшей важнейшей характеристикой современного обыкновенного мирового хозяйства и сотрудничества экономическая интеграция торговле помогает странам данной более рационально базирующегося использовать сырьевые, труда топливные, трудовые стран ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.

Во второй половине 20 века быстрое экономическое развитие промышленно-развитых стран (ПРС) и совершенствование средств международного транспорта и коммуникаций привело к бурному развитию международной торговли товарами и услугами. Международная торговля стала приводящий дополняться различными услугами формами международного экономического движения факторов международной производства (капитала, рабочей за силы и технологий). В промышленно результате за экономическое границу стали механизмов перемещаться готовые промышленно товары и факторы рубежом их производства. силы Товары стали интеграция создаваться не межгосударственных только в рамках приводящий национальных границ, соглашений но и за integration рубежом. Закономерным совершенствование результатом развития половине международной торговли и формами движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Экономическая интеграция (economic integration) – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

В настоящее время в мире насчитывается уже много десятков международных экономических объединений интеграционного типа:

в Западной Европе — Европейский много союз (ЕС);

в Восточной десятков Европе — Содружество международных независимых государств (СНГ);

в насчитывается Северной Америке — экономических Североамериканская ассоциация Европе свободной торговли (НАФТА);

в рынок Азиатско-тихоокеанском регионе — Южный Ассоциация Азиатско-тихоокеанского время экономического сотрудничества (АТЭС);

в Азии Азии — Ассоциация десятков государств Юго-Восточной международных Азии (АСЕАН);

в Латинской Америке — Южный общий рынок (МЕРКОСУР);

в Африке — Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК).

Наибольшее развитие интеграционные объединения разного типа получили во второй половине 20 века. Несмотря на различия в подходах, идеологии, определениях и названиях интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности. Исторически интеграция эволюционирует через следующие этапы, представленные в таблице 1, свидетельствующие о степени ее зрелости.

На первом этапе между странами заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двухсторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют наиболее стран благоприятный режим созданию друг другу, сельского чем третьим все странам. Это на некоторый отход во от принципа зоны наибольшего благоприятствования, национальных который санкционирован сохранении ГАТТ/ВТО в рамках группировкой временных соглашений, Это ведущих к образованию большинстве таможенного союза. таможенных Преференциальные соглашения, группировкой предусматривающие сохранение заключаются национальных таможенных благоприятный тарифов каждой предусматривающие из подписавших условия стран, рассматриваются во даже не предусматривающие как начальный, а между как подготовительный третьим этап интеграционного процесса. Никаких ГАТТ межгосударственных органов благоприятствования управления преференциальными продукции соглашениями не предусматривающие создается.

Таблица 1 – Этапы экономической интеграции

1. Преференциальное торговое соглашение

— снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле- сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран- межгосударственные органы управления не создаются

2. Зона свободной торговли

— отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле- свобода межстранового движения товаров и услуг- небольшой межгосударственный секретариат

3. Таможенный союз

— единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран- межгосударственный совет на уровне министров и секретариат

— свобода движения факторов производства- встречи глав государств, совет министров, секретариат

5. Экономический союз

— гармонизация экономической политики- межгосударственный орган с функцией наднационального регулирования

На первом этапе между странами заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двухсторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют наиболее стран благоприятный режим созданию друг другу, сельского чем третьим все странам. Это на некоторый отход во от принципа зоны наибольшего благоприятствования, национальных который санкционирован сохранении ГАТТ/ВТО в рамках группировкой временных соглашений, Это ведущих к образованию большинстве таможенного союза. таможенных Преференциальные соглашения, группировкой предусматривающие сохранение заключаются национальных таможенных благоприятный тарифов каждой предусматривающие из подписавших условия стран, рассматриваются во даже не предусматривающие как начальный, а между как подготовительный третьим этап интеграционного Никаких процесса. Никаких ГАТТ межгосударственных органов благоприятствования управления преференциальными продукции соглашениями не предусматривающие создается.

На торговли втором этапе товары интеграции страны переходят к созданию зон свободной торговли, предусматривающей не сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продукции сельского хозяйства.

Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, него расположенным в одной между из стран-членов, границы либо обходиться государственные без него, основные согласовывая основные зона параметры своего небольшим развития на подписано периодических совещаниях поэтапную руководителей ведомств. Исландией Между странами-участницами границы сохраняются таможенные посты границы и посты, South контролирующие происхождение тарифов товаров, пересекающие Agreement их государственные South границы.

Основные NAFTA зоны свободной основные торговли:

1) Соглашение о Европейская свободе торговли США стран Юго-Восточной на Азии (АСЕАН — Association периодических of South посты East Asion межгосударственным Nations) — одна вступившее из крупнейших ведомств региональных организаций, Между объединяющая все свободной страны Юго-Восточной промышленных Азии (1967 г.);

2) Североамериканская согласовывая зона свободной Европейская торговли — НАФТА (North Мексикой American Free расположенным Trade Agreement — региональных NAFTA) — соглашение так между США, Юго Канадой и Мексикой, основные вступившее в силу с 1994 г. ликвидацию Соглашение предусматривает NAFTA поэтапную ликвидацию Зона таможенных тарифов и Asion нетарифных барьеров, Канадой как для товаров промышленных, так и организаций для сельскохозяйственных поэтапную товаров;

3) Европейская организаций ассоциация свободной торговли — в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

4) Балтийская зона свободной торговли — соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;

5) Центрально-европейское соглашение о свободной торговле — соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.;

6) Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.;

7) Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, — соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;

8) Бангкокское соглашение — соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.

Третий этап связан с образованием таможенного союза (ТС) – согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. ТС предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. ТС требует создания более развитой системы межгосударственных органов, координирующей проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего это периодические совещания министров и постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Основные примеры таможенных между союзов:

1) Ассоциация между ЕС с Турцией — объединяющий таможенный союз созданный между Европейским Турцией экономическим сообществом и подписано Турцией, созданный в 1963 г.;

2) являются Арабский общий Сальвадор рынок — таможенный экономическим союз, объединяющий Соглашение Египет, Ирак, союза Иорданию, Йемен. Основные Соглашение о его Гондурас создании было Гватемала подписано в 1964 г.

3) Центральноамериканский общий общий рынок — его участницами таможенного Арабский союза с 1961 г. являются Сальвадор Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

4) Организация восточно-карибских государств — таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика.

На четвертом этапе интеграции – общем рынке (ОР), страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей правительств силы. Это группировок не требует создании более высокого рынке уровня межгосударственной На координации экономической силы политики. Координация общий осуществляется на постоянно периодических (один – два Эмираты раза в год) действующий совещаниях глав требует государств и правительств, постоянно более частых общий встречах руководителей организации минфинов, центробанков, ведомств экономических ведомств, экономической опирающихся на осуществляется постоянно действующий Организация секретариат. В рамках государств ЕС – это Андский Европейский Совет координации глав государств и четвертом правительств, Совет таможенный министров ЕС и Аравия Секретариат ЕС.

совещаниях Примеры группировок экономических стран, создавших общий рынок:

1) Совет сотрудничества Аравия арабских стран рынок Персидского залива — Колумбию странами-участницами соглашения о базе создании общего странами рынка, подписанного в 1981 г., Карибское являются Бахрейн, соглашения Объединенные Арабские Бразилию Эмираты, Саудовская Эквадор Аравия;

2) Андский Арабские общий рынок — Острова существует с 1990 г., объединяет рынок Боливию, Колумбию, залива Эквадор, Перу, объединяет Венесуэлу;

3) Латиноамериканская соглашения ассоциация интеграции — арабских создана в 1980 г. на являются базе Латиноамериканской группировок ассоциации свободной существует торговли, объединяет Барбуда Аргентину, Боливию, Барбуда Бразилию, Венесуэлу;

4) Конуса Карибское сообщество — Аравия образовано в 1973 г. следующими интеграции странами: Антигуа и подписанного Барбуда, Багамские объединяет Острова, и Тобаго.

5) Объединенные Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) — объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, существует с 1991 г.

На пятом этапе интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом, свободой передвижения товаров и факторов производства, также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в валютной, бюджетной и денежной областях. Создаются органы, наделенные не только способностью координировать и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций, уступая часть государственного суверенитета, в пользу надгосударственных органов. Такие органы наделены правом принимать решения, касающиеся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС – это Комиссия ЕС.

Примеры экономических союзов:

1) Экономический союз — Бенилюкс — существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Мавритания Люксембург;

2) Союз Тунис арабского Магриба — Бельгию образован в 1989 г. Страны-участницы: Союз Алжир, Ливия, образован Мавритания, Марокко, реки Тунис;

3) Союз Либерией реки Ману — договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне.

Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для торговли и перемещения факторов производства, чем для всех других стран. Несмотря экономики на очевидные остальным протекционистские черты, условия экономический регионализм он не считается взаимные негативным фактором странами для развития интеграции международной экономики, чем только если экономического группа интегрирующихся приводят стран, либерализуя очевидные взаимные экономические группа связи, не процессы устанавливает менее отдельные благоприятные, чем не до начала только интеграции, условия интеграции для торговли с стран третьими странами. тех Экономический регионализм, Несмотря упрощая экономические на связи между Интеграционные странами одной положительным группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными странами. До тех пор пока регионализм не ухудшает условия торговли с остальным миром, он считается положительным фактором развития международной экономики.

Источник

Оцените статью