Интеграционные процессы в Содружестве Независимых государств
Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в 1991 г. Подписанный в 1992 г. Устав СНГ состоит из нескольких разделов: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и мирное урегулирование споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой сферах; органы Содружества, межпарламентское сотрудничество, финансовые вопросы. Государствами-членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.
Содружество Независимых Государств – это попытка реинтеграции бывших советских республик. В настоящее время функционируют политические органы СНГ – Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.
Объединение государств в рамках СНГ произошло по следующим принципам:
государства-члены суверенны и равны; государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Целями создания Содружества явились:
осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции; обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ; осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения; мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами-членами.
Рассмотрим подробнее институциональную структуру Содружества Независимых Государств.
Совет глав государств является высшим органом Содружества. Он рассматривает и принимает решения по основным вопросам деятельности государств-членов. Совет собирается дважды в год, а по инициативе любого государства-члена могут созываться чрезвычайные сессии. Председательствование в Совете осуществляется поочередно главами государств.
Совет глав правительств координирует сотрудничество opганов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и других областях. Встречи Совета глав правительств проводятся четыре раза в год. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются на основе консенсуса.
Совет министров иностранных дел осуществляет координацию деятельности государств-членов в сфере внешней политики, включая их деятельность в международных организациях.
Координационно-консультативный комитет это постоянный исполнительный и координационный орган СНГ, состоящий из постоянных полномочных представителей (по два от каждого государства) и координатора Комитета. Он разрабатывает и представляет предложения по вопросам сотрудничества в политической, экономической и других областях, содействует реализации экономической политики государств-членов, занимается вопросами создания общих рынков рабочей силы, капитала и ценных бумаг.
Совет министров обороны занимается вопросами, связанными с военной политикой и структурой вооруженных сил государств-членов. Верховное командование Объединенных вооруженных сил СНГ было преобразовано в 1993 г. в Штаб по координации военного сотрудничества государств-членов Содружества. Совет командующих пограничными войсками в 1992 г. пришел на смену Объединенному командованию погранвойсками.
Экономический суд обеспечивает выполнение экономических обязательств в рамках Содружества. В его компетенцию входит также разрешение споров, возникающих в процессе выполнения экономических обязательств.
Межгосударственный банк занимается вопросами взаимных платежей и клиринговых расчетов между государствами-членами СНГ.
Комиссия по правам человека является консультативным opганом СНГ, контролирующим выполнение обязательств в области прав человека, принятых на себя государствами-членами Содружества.
Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций и обеспечивает проведение межпарламентских консультаций, обсуждение вопросов сотрудничества в рамках СНГ, разрабатывает совместные предложения, касающиеся деятельности национальных парламентов.
Исполнительный секретариат СНГ отвечает за организационно-техническое обеспечение работы органов СНГ. В его функции входит также предварительный анализ вопросов, представляемых на рассмотрение глав государств, и правовая экспертиза проектов документов, подготавливаемых для основных органов СНГ.
Деятельность органов СНГ финансируется государствами-членами.
С момента создания Содружества основные усилия государств-членов сосредоточены на развитии и углублении сотрудничества в таких сферах, как внешняя политика, безопасность и оборона, экономическая и финансовая политика, выработка общих позиций и проведение единой политики.
В настоящее время в рамках СНГ наблюдается разноскоростная экономическая интеграция. Действуют такие интеграционные группировки, как Союзное государство России и Беларуси, Центральноазиатское Сотрудничество (объединяет Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), Евразийское экономическое сообщество (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан), альянс Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы – «ГУУАМ».
Развиваются (углубляются) интеграционные процессы между Беларусью и Россией, начавшиеся в декабре 1990 г. Так, в 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Страны решили на добровольной основе образовать интегрированное политически и экономически Сообщество Беларуси и России в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов.
Межрегиональное сотрудничество стало основным руслом, по которому движется поток белорусских и российских товаров, осуществляются межгосударственные кооперационные поставки и прямые связи между субъектами хозяйствования. Сегодня доля Российской Федерации в общем объеме внешней торговли Республики Беларусь составляет около 60%. Беларусь также является одним из основных внешнеторговых партнеров Российской Федерации.
Подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации о реализации его положений ознаменовало выход Беларуси и России на новый уровень союзных отношений, определило основные направления и этапы дальнейшего развития интеграции Беларуси и России. В настоящее время определена структура высших органов, организационно-правовые основы Союзного государства. Развитие белорусско-российских интеграционных процессов осуществляется в различных сферах (политической, экономической, бюджетно-кредитной, экологии, социальной, научно-техническом сотрудничестве и др.).
За последние два года Высший совет Беларуси и России, парламентские собрания и исполком совместными усилиями сумели добиться позитивных результатов. Было достигнуто соглашение о совместной деятельности министерств обороны и иностранных дел на основе разработанной ими единой программы действий на эти годы. Важное значение имело принятие союзного бюджета. Осуществляется постепенный переход на единые стандарты социальной защиты, и, в частности, трудоустройство, оплата труда граждан обоих государств. Для защиты экономических интересов союза создан таможенный комитет – объединенная служба управления таможенными структурами. Он занимается организацией и совершенствованием таможенного дела, разработкой и применением унифицированной нормативно-правовой базы.
Взаимное предоставление с 1 января 1998 г. национального режима и гарантий субъектам хозяйствования Республики Беларусь на территории России, и наоборот, устранило формальное ограничение их деятельности. Они перестали быть иностранными по отношению друг к другу. Тем самым перед предприятиями и деловыми людьми двух государств раскрываются новые перспективы и возможности для расширения объемов производства и взаимной торговли. Выработан ряд эффективных мер и механизмов конкретного взаимовыгодного сотрудничества.
Так, реализация соглашения предоставления Беларуси государственного кредита российской стороной в 1998 г. позволила оживить производство дизелей на Ярославском моторном заводе. Одновременно белорусские автозаводы, получив комплектующие, смогли обеспечить стабильным заработком тысячи людей, удовлетворить потребности обеих стран в автомобильной технике. В практическую плоскость переведена работа по созданию межгосударственных финансово-промышленных групп.
Белорусско-российская экономическая интеграция двух стран, стремление к которой продиктовано насущной потребностью объединить усилия в деле возрождения прочных и взаимовыгодных производственных, научно-технических и торговых связей, стало сегодня реальной тенденцией.
Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами-участницами. Существующие различия в структуре экономики и глубине рыночных реформ определяют выбор и уровень социально-экономического взаимодействия стран на постсоветском пространстве.
Содружество выполняет вполне определенные регулирующие функции на постсоветском пространстве, предотвращая или сглаживая периодически возникающие между участниками противоречия и конфликты, в той или иной степени поддерживая и развивая сложившиеся разносторонние связи. Очевидно, СНГ и в дальнейшем будет существовать как полезный форум для консультаций, вырабатывающий механизм сближения и согласования интересов. В ходе встреч на высшем уровне будут предприниматься попытки повысить эффективность взаимодействия, совершенствовать структуру и деятельность межгосударственных институтов, развивать сотрудничество в отдельных сферах деятельности. Подлинная, эффективная интеграция постсоветских государств будет развиваться на основе взаимной выгоды, совершенствования и развития потенциала рыночных отношений как внутри, так и между государствами.
Источник
Интеграционные процессы в рамках СНГ: ход, акторы, перспективы
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано 8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции Белорусского правительства в Беловежской пуще) руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины.
21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в г. Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ.
Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 года, принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 года. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ.
В августе 2005 года Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя.
Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.
В январе 1993 года принят Устав СНГ, в январе 1996 года приняты положения об эмблеме и флаге СНГ. Согласно Уставу, государства-члены СНГ суверенны и равны и являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
Уставные цели и направления деятельности СНГ:
· осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств‑участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
развитие равноправного и взаимовыгодного партнерства в сфере экономики через формирование зоны свободной торговли;
обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными нормами международного права и документами ОБСЕ;
· сотрудничество между государствами-участниками в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению гонки вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов ОМУ, достижение всеобщего и полного разоружения;
· достижение более тесного взаимодействия государств СНГ с ООН и другими международными организациями в сфере урегулирования международных конфликтов;
· содействие гражданам государств-участников в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
· взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
· объединение сил и средств в борьбе с организованной преступностью, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
· мирное разрешение споров и конфликтов между членами Содружества.
Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты. В Содружестве действуют около 70 межгосударственных (межправительственных) координационных и консультативных органов СНГ, основными из которых являются: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Экономический суд, Межгосударственный банк, Межпарламентская ассамблея, Исполнительный комитет.
В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий.
В марте 1994 года Генеральная Ассамблея ООН предоставила Содружеству Независимых Государств статус наблюдателя.
Ключевыми этапами на пути становления СНГ стали заключение Соглашения о создании зоны свободной торговли 15 апреля 1994 года, а также Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза, и Соглашения о создании Платежного союза государств-участников СНГ 21 октября 1994 года.
На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями:
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Задача ОДКБ ‑ координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Приоритетные направления деятельности ‑ наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов;
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);
Союзное государство России и Белоруссии.
Организация за демократию и экономическое развитие (ГУАМ).
Наиболее последовательную и конструктивную позицию в реализации интеграционных инициатив занимают лидеры России, Белоруссии и Казахстана. Более того, понимание необходимости в усилении интеграционных процессов на постсоветском пространстве, как фактора политической и экономической безопасности, у большинства государств СНГ все же присутствует. Подтверждение тому — довольно успешное сотрудничество в рамках таких межгосударственных объединений, как Союз России и Белоруссии, ЕврАзЭС, ОДКБ и ряда других.
Перспективы: Разновекторная, дифференцированная, многосторонняя и многогранная система интеграции на пространстве СНГ является ключевым дезинтегрирующим фактором. События будут наиболее стремительно развиваться вокруг государств Центрально-азиатского региона. в основу деятельности глав постсоветских государств должно лечь глубокое понимание интересов своих народов в их самоопределении и в выборе вектора интеграции, и уже на этой базе поиск и разработка продуманной политики коллективной безопасности, включающей в себя в том числе экономические, политические, гуманитарные и другие компоненты.
СНГ открыто демонстрируют желание конструктивно работать, признавая ведущую роль России, как единственно возможного гаранта безопасности и ключевого актора в развитии интеграционных процессов.
существует несколько сценариев организации: 1) полная интеграция;; 2) «интеграция разных скоростей»; 3) СНГ- клуб по интересам (СНГ как зонтик, под которым будут формироваться другие союзы и организации); 4) распад СНГ.
Институциональная структура СНГ
СНГ – региональная межправительственная организация. Первый учредительный документ – соглашение о создании 8 декабря 1991. Второй – протокол к соглашению – 21 декабря 1991 г, Алма-атинская декларация в тот же день. В 1993 г был принят Устав СНГ. Устав делится на разделы, включает цели и принципы. Принципы стандартные: суверенные равенство государств, мирное разрешение споров. Цели – осуществление сотрудничество политическое, экономическое и гуманитарное ,создание общего экономического пространства . обеспечение прав и свобод человека, взаимная правовая помощь, содействие разного рода контактов и решение споров ,учёт интересов друг друга и духовное единение народов ,сохранение культурных ценностей и культурный обмен.
Органы СНГ
СГГ (Совет Глав Государств)
СГП – совет глав правительств,
СМИД — совет министров иностранных дел.
Координационно-консультативный комитет – ККК.
Совет министров обороны.
Совет командующих пограничными войсками
экономический Суд СНГ.
Комиссия СНГ по правам человека.
СГГ – самый главный, собирается 2 раза в год. Но бывают чрезвычайные сессии. Чрезвычайная сессия может быть создана по инициативе любого государства – члена.
Совет глав правительств заседает как минимум 4 раза в год. Так же могут быть чрезвычайные внеочередные заседания.
Есть возможность создавать вспомогательные органы. Собираются рабочие группы перед совещанием, эта группа готовит рекомендации для совещания самих глав государств. . совет министров иностранных дел лично контролирует внешнюю политику стран СНГ. Это консультативный орган.
ККК – постоянный орган, исполнительный и координирующий. Входят полномочные представители, полномочие от всех государств. Функция – вносить предложения по вопросам в самых разных сферах. Кроме того он следит за выполнением конкретных обязательств, прежде всего в экономической сфере. Все эти люди сидят в Минске.
Существовала концепция объединённых вооружённых сил в Европе, в последствие отказались.
Сейчас существует штаб по координации военного сотрудничества.
1992 – был создан совет командующих пограничными войсками.
Военнополютическое сотрудничество в СНГ
Ядрная проблема. После распада СССР оружие осталось в Украине, Казахстане и Белоруссии. Белоруссия отказалась добровольно. Остальных пришлось уламывать. Причём у Казахстана оказалось больше оружия, чем у Франции и Великобритании
1994 – Будапештская декларация о гарантиях безопасности.
Разрешение различных конфликтов.
Судебные органы СНГ.
· Экономический Суд СНГ. Компетенция права трактовать положения соглашений и иных актов СНГ. Механизма по принуждению у Суда нет. 1992 – принято положение о его статусе. 1994 – принят официальный регламент Суда.
Межпарламентская ассамблея
Обеспечивает деятельность межпарламентских делегаций. Создано на основании соглашения руководителей парламентов 27 марта 1992 г. ассамблея занимает целый раздел в Уставе. Делегации избираются, либо назначаются парламентами стран-участников. Образует совет Ассамблеи. Сессии ассамблеи проходят не реже 2 раз в год. Одна из задач ассамблеи – организация законодательства. Обсуждает: даёт консультации советам государств и советам глав правительств. Разрабатывает модельные и типовые законы. Она же следит за ратификацией договоров и соглашений в рамках СНГ.
Комиссия по правам человека – консультативный орган, который контролирует выполнения обязательств в сфере защиты прав человека.
Секретариат отвечает за организационно-техническое обеспечение органов и предварительную экспертизу проектов и документов.
Органов отраслевого сотрудничества много: совет по международному транспорту. Межгосударственный экологический совет. Межгосударственный совет по космосу. Межгосударственный совет по электроэнергетике.
Главные принципы экономического сотрудничества – взаимозависимость и взаимодополняемость. Единая система транспорта.
Источник