- § 51. Интеграция развитых стран и её итоги
- 1. Ступени интеграции в Западной Европе. Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов
- 2. Противоречия европейской интеграции
- 3. Тенденции интеграционных процессов в Европе
- 4. Интеграционные процессы в Северной Америке
- Вопросы для самопроверки
- Этапы интеграции стран западной европы таблица
§ 51. Интеграция развитых стран и её итоги
Высокая эффективность экономик стран Западной Европы и Северной Америки, их способность решать социальные проблемы объясняется, наряду с другими факторами, бурным развитием интеграционных процессов. В целом после Второй мировой войны внешнеторговый оборот стран Европы рос вдвое быстрее, чем увеличивались темпы экономического роста. В большинстве западноевропейских стран до 50% потребления приходится на продукцию, произведённую вне их границ (включая детали и оборудование).
1. Ступени интеграции в Западной Европе. Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов
- В 1947 г. между 23 странами развитой зоны мира было заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Его участники обязались содействовать развитию внешней торговли за счёт взаимного снижения налогов на импортную продукцию, исключения таможенных войн. Впоследствии рамки ГАТТ расширились, в неё вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).
- В 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Первоначально её функции состояли в распределении помощи, предоставленной Европе согласно плану Маршалла для послевоенного восстановления экономики. Затем она стала форумом для многосторонних экономических консультаций, обмена экономической информацией. В 1960 г. ОЕЭС была переименована в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), к её деятельности подключилась Япония.
- Первой собственно западноевропейской структурой, призванной содействовать согласованию политики в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной сферах, стал Совет Европы. Он был создан в 1949 г., его учредителями были Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания.
- С образованием ФРГ в 1949 г. в качестве альтернативы возрождению франко-германского соперничества министр иностранных дел Франции Р. Шуман выдвинул идею объединения экономических потенциалов Германии и Франции. В развитие этого плана в 1951 г. ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Голландией и Люксембургом было учреждено Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Оно предусматривало создание общего рынка угольной и металлургической промышленности, отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики в отношении продукции стран, не входящих в ЕОУС. Главный администратор ЕОУС получал право принимать решения, имеющие силу закона на территории стран-участниц.
- В 1957 г. участниками ЕОУС были подписаны два документа, имевшие огромное значение для развития европейского единства: Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕврАтом). Начал складываться общий рынок всех видов продукции, принимался принцип свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Намечалось принятие единых стандартов налоговой, социальной политики, унификации законодательной базы. Впервые были сформированы наднациональные органы: Европейский совет как законодательный орган, Комиссия европейских сообществ как исполнительный орган, Особый суд. При решении вопросов, относящихся к интеграции, они имели право принимать решения прямого действия, вступающие в силу без утверждения национальными правительствами и парламентами.
Из договора шести европейских государств о создании Европейского Экономического Сообщества (25 марта 1957 г.)
Сообщество имеет целью путём установления общего рынка и последовательного сближения экономической политики государств-членов содействовать гармоническому развитию экономической деятельности в рамках всего Сообщества, непрерывному и равномерному росту, большей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным отношениям между государствами, которые оно объединяет.
Для достижения целей, провозглашённых в предшествующей статье, Сообщество действует сообразно условиям и темпам, предусмотренным настоящим договором, в:
а) отмене между государствами-членами таможенного права и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров, равно как всех других мер, вызывающих равноценные последствия;
б) установлении общего таможенного тарифа и таможенной политики в отношении третьих государств;
в) устранении между государствами-членами препятствий для свободного перемещения лиц, услуг и капиталов;
г) введении общей политики в области сельского хозяйства;
д) введении общей политики в области транспорта;
е) установлении режима, обеспечивающего недопустимость извращений конкуренции в общем рынке.
Как определялись цели создания ЕЭС, какие методы их достижения предполагалось использовать?
Реализация положений Римского договора позволила уменьшить конкуренцию между товаропроизводителями стран — участниц интеграции, обратив её на внешние рынки. Производители однотипной продукции имели возможность либо объединить свои капиталы, либо согласиться с установлением квот на объёмы производства. При этом особые усилия были направлены на преодоление конкуренции между фермерами и виноделами Франции, Италии и Германии. Наряду с квотами, ограничивающими производство, за счёт общего бюджета ЕЭС были установлены высокие закупочные цены на аграрную продукцию.
Альтернативную модель интеграции пытались создать страны Северной Европы, в 1960 г. учредившие Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Её членами стали Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Португалия. Целью ЕАСТ было постепенное снижение таможенных пошлин только на промышленную продукцию. Создание наднациональных органов и сближение законодательств не предполагались. Эта модель, обеспечивающая более низкий уровень интеграции, чем ЕЭС, оказалась менее жизнеспособной. В 1973 г. Великобритания, Ирландия и Дания вступили в ЕЭС. Страны, оставшиеся в ЕАСТ в 1977 г., подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с государствами ЕЭС, в 1991 г. — о едином европейском экономическом пространстве.
2. Противоречия европейской интеграции
Сближение стран Европы в рамках ЕЭС принесло им значительные выгоды. Товаропроизводители участвующих в интеграции государств, зная, какое количество продукции они могут выпустить и гарантированно реализовать в рамках установленных для них квот, стремились повысить свою прибыль за счёт ускоренной модернизации производства. Свобода перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы привела к сближению уровней развития и жизни в странах Западной Европы. Общеевропейские программы развития отсталых регионов также выступали фактором ускоренного экономического роста.
В то же время решение о присоединении к европейской интеграции было сложным выбором для многих стран. Например, Норвегия в 1972 и в 1994 г., по итогам проведённого в ней референдума, отказалась стать членом «единой Европы». От вступления в неё отказались Швейцария и Финляндия. Швеция, присоединившаяся к объединённой Европе в 1995 г., испытала серьёзные экономические трудности.
Дело в том, что под влиянием интеграции постепенно сложилась единая модель экономической политики, общая для всех развитых евроатлантических стран. Государства с отличающимися экономическими системами (более высокий уровень государственного вмешательства в экономику, чем принятый в ЕС, иные параметры социальной политики и т.д.) неизбежно сталкивались с большими трудностями. Так, из Швеции начался отток капитала в страны ЕС с меньшим уровнем налогообложения. Государству пришлось столкнуться с притоком иммигрантов, желающих пользоваться плодами социально ориентированной экономики.
Фактически проведение особой социальной и экономической политики в отдельной стране, участвующей в интеграции, становится невозможным. Удачные решения незамедлительно заимствуются партнёрами, неудачные, вызывая отток капиталов, вынужденно пересматриваются. Кроме того, каждый участник интеграции обязан выполнять решения наднациональных органов, что также ограничивает поле социально-экономических экспериментов. Это стало важнейшей причиной сближения позиций по принципиальным вопросам общественного развития основных политических партий всех стран Западной Европы, безотносительно к их идейнополитическим особенностям.
3. Тенденции интеграционных процессов в Европе
Дальнейшее развитие европейской интеграции шло по двум основным направлениям.
Во-первых, за счёт включения новых членов. Для стран, которые по уровню и характеру экономического развития не готовы к полной интеграции, была введена система ассоциированного членства. Она подразумевает льготный режим в торгово-экономических отношениях со странами европейского сообщества, поэтапное продвижение к полноправному членству. Статус ассоциированных членов получили Турция, многие бывшие колонии Франции в Северной Африке, восточноевропейские государства. 14 декабря 2004 г. в ЕЭС вошли десять новых членов — Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.
Во-вторых, за счёт дальнейшего углубления интеграции, её распространения на политическую сферу взаимоотношений стран Европы. Был повышен статус Европейского парламента, который со времени создания ЕЭС был лишь форумом общения представителей национальных парламентов входящих в него стран. С 1970 г. проводятся прямые выборы в Европарламент. Затем ЕЭС, согласно вступившему в силу в 1987 г. Единому европейскому акту, преобразовался в Европейский союз (ЕС). Он должен был стать «пространством без внутренних границ», сохранявших лишь символическое значение. В 1993 г. вступили в силу Маастрихтские соглашения, фактически обеспечившие создание единого европейского гражданства. Граждане стран ЕС теперь могут без особых виз неограниченное время проживать в любой из них, участвовать в выборах в местные органы власти. Унификация законодательств позволяет говорить о том, что сложилась единая европейская система правовых норм. Осуществляется проведение согласованной внешней и оборонной политики. В XXI в. Европа вошла с единой валютой — евро (не принята рядом стран, в частности Великобританией, сохранившей свою денежную единицу — фунт стерлингов).
Рис. Европарламент. Страстбург
По сути дела, в ЕС на почве экономической интеграции сложилась система отношений, позволяющая рассматривать Евросоюз как единое государственное образование конфедеративного типа. Принятие единой европейской конституции пока не состоялось, против неё в 2005 г. проголосовали большинство избирателей Франции и Голландии. Однако ведущие политики стран ЕС полагают, что это временные трудности, которые будут преодолены.
4. Интеграционные процессы в Северной Америке
В Северной Америке в 1988 г. было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли между США и Канадой, в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. Новая структура получила название Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Это соглашение отразило уже существовавшую очень высокую степень единства экономик североамериканских стран. Так, в США направлялось свыше 2/3 экспорта Канады и Мексики. У США и Канады существовала система единого членства в профсоюзах. Дешёвая мексиканская рабочая сила до 10-12 млн человек сезонных работников давно уже ежегодно привлекалась к работе американскими фермерами. Договор НАФТА лишь узаконивает эту практику, обеспечивая юридическую защиту рабочим из Мексики на территории США.
Между странами ЕС и НАФТА, помимо военно-политического союза (НАТО) и межпарламентской ассоциации (Североатлантическая ассамблея), общего членства в ОЭСР, ВТО и других международных экономических организациях, уже заключены соглашения о предотвращении «торговых войн» и правилах торговли. Не исключено, что начало XXI в. ознаменуется созданием североатлантической зоны свободной торговли, которая объединит самые высокоразвитые страны мира со сходным типом политической культуры, общим цивилизационным наследием, близкими интересами.
Вопросы для самопроверки
- Почему страны Западной Европы и Северной Америки достигли наибольших результатов в интеграционных процессах?
- Составьте таблицу «Основные шаги западноевропейской интеграции», используя следующую схему:
Сформулируйте выводы о результатах интеграционных процессов.
Источник
Этапы интеграции стран западной европы таблица
Подробное решение Параграфы § 51 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014
Вопрос 01. Почему страны Западной Европы и Северной Америки достигли наибольших результатов в интеграционных процессах?
Ответ. Руководители этих стран после окончания Второй мировой войны оказались дальновидными. За эти десятилетия внешнеторговый оборот стран Европы рос вдвое быстрее, чем увеличивались темпы экономического роста. Лидеры это предвидели и взяли курс на интеграцию.
Вопрос 02. Составьте таблицу «Основные шаги западноевропейской интеграции». Сформулируйте выводы о результатах интеграционных процессов.
Вопрос 03. В чём состоят проблемы и противоречия интеграционных процессов? При ответе на этот Вопрос используйте материалы Интернета и прессы.
Ответ. Интеграция предполагала общую экономическую, а значит и социальную политику. Это устраивало не всех участников. Например, Великобритания, не смотря на своё давнее участие в европейской интеграции, до сих пор сохраняет собственную национальную валюту. Другой проблемой стало свободное перемещение людей по Европе. Например, относительно недавние усилия Франции по высылке румынских цыган не могли иметь успеха именно из-за интеграции: невозможно запретить снова приехать во Францию гражданам страны-участницы Шенгенского соглашения.
Вопрос 04. Проанализируйте основные черты двух моделей экономического развития евроатлантических стран: североамериканскую и западноевропейскую. В чём их отличие?
Ответ. Отличие в основном в методах интеграции, потому что в экономической политики североамериканских, к примеру стран, больше различий, чем между каждой из них и некоторыми странами Европы. Например, Канада проводит экономическую политику, схожую с остальными странами Содружества наций (Commonwealth), предусматривающую значительные социальные программы, но сильно отличную от экономической политики США. Различия в интеграции следующие. Европейская интеграция периодически расширяется и углубляется. В то время как Североамериканская включает стабильное число членов (так как на континенте всего 3 страны).
Вопрос 05. На какой стадии интеграции находятся в настоящее время страны Западной Европы? Каковы перспективы их дальнейшего сближения?
Ответ. Сегодня страны Западной Европы на такой стадии интеграции, что для них логично проводить единую как внешнюю, так и внутреннюю политику, но при этом сложившаяся система принятия решений весьма громоздка и неэффективна. Сегодня Европейский союз, по-моему, может либо сделать несколько шагов назад по пути интеграции (тем более, что всё большую силу на политической арене набирают евроскептики), либо дать больше полномочий наднациональным органам, превратившись фактически в единое государство (такой шаг сделали США в 1787 году, приняв действующую до сих пор конституцию).
Источник