Этапы образования современных стран

Вопрос 45.Современная система образования в мире. Ведущие тенденции развития современного образования в развитых странах.

В настоящее время процесс образования в России включает в себя следующие этапы:Первый этапэто дошкольное образование детей в возрасте от 2 до 5 лет, которое по своему функционалу практически не отличается от домашнего обучения.Второй этапэто начальное образование для детей в возрасте от 5 до 12 лет, которое основано на приобретении учащимися общих знаний. Под общими знаниями в данном случае понимается изучение основ фундаментальных наук.Третий этапэто среднее образование для детей в возрасте от 12 до 16 лет, в процессе которого учащимися приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. На этом этапе у учащихся есть выбор, чтобы продолжить обучение в общеобразовательной школе или в среднем специальном учебном заведении.Четвертый этапэто высшее образование, которое основано на глубоком изучении специальных наук в соответствии с будущей профессией или специальностью.

Кроме того существует также разделение на массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.

К настоящему времени в мире сложились следующие основные модели образовательных систем.

Американская модельвключает младшую среднюю школу – среднюю школу – старшую среднюю школу – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета – магистратуру – аспирантуру.

Французская модельвключает единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет – магистратуру – аспирантуру.

Немецкая модель: общая школа – реальное училище, ги­мназия и основная школа – институт и университет – аспиран­тура.

Английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет – магистратура – аспирантура.

В мировой системе образования к настоящему времени сложились и отчетливо проявляются следующие глобальные тенденции:

Читайте также:  Лига наций ссср страны

1) демократизация системы образования, обеспечивающей доступность образования для всего населения страны, преемственность ступеней и уровней образования;

2) обеспечение права на образование всем желающим, независимо от национальной и расовой принадлежности, политических взглядов и вероисповедания;

3) увеличение общей длительности и повышение качества дошкольного обучения и воспитания детей, которые значительно облегчают успешную работу всех последующих уровней образования;

4) повышение эффективности работы начальной школыпосредством пересмотра ее программы и содержания образования;

5) происходит перестройка основной (базовой) школы — обеспечение основы базовых знаний и умений + учебно-профессио­нальная ориентация. Сегодня ни одна развитая страна мира не обеспечивает успешного соединения общего образования детей и их профессиональной подготовки в стенах школы;

6) общей тенденцией для развитых стран является постепенное усложнение систем профессионального образования, создание новых его вариантов, для молодежи 18-23 лет, расширение системы профессионального образования взрослых людей, которым приходится менять профессию;

7) отход школы от ориентации на “среднего” ученика и повышенный ее интерес к одаренным детям;

8) поиск дополнительных ресурсов для получения образования детьми с особыми потребностями;

9) разрастание рынка образовательных услуг;

10) образование становится приоритетным объектом финансирования;

11) поиск компромисса между жесткой централизацией и стандартизацией образования, с одной стороны, и полной автономией учебных заведений, с другой;

12) расширение спектра учебно-организаци­онных мероприятий;

13) развитие многоуровневой системы образования;

14 мощное обогащение современными информационными технологиями и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;

15) гуманитарная составляющая содержания подготовки специалистов в целом, а также за счет введения новых учебных дисциплин: философии, психологии, политологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики;

16) появление университетских комплексов, научно-об­разовательных мегаполисов государственного, континентального и межрегионального значения;

17) объединение университетов с промышленными комплексами для научных изысканий и адресной подготовки уникальных специалистов;

18) обновление цели, содержание и технологии высшего профессионального образования, корректировка учебных программ;

19) межгосударственное сотрудничество в области образования;

20) распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций.

Рассмотренные мировые тенденции развития образования имеют достаточно общий характер. В то же время практически для развития каждого вида и уровня образования имеют место и свои специфические тенденции.

Ведущие тенденции современного образования:глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, компьютеризация, стандартизация.

Глобализация образованияопределяется, прежде всего, тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество.

Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Признание фундаментализациивызвано ростом объема информации, ее обновлением в течение двух-трех лет.

Гуманизацияобразования касается вопросов его организации, функционирования и управления, а также вопросов обучения, воспитания и развития личности обучаемых. Гуманитаризировать образование – значит осознать его значимость с позиции каждой личности.

Технологизацияпредполагает внедрение в образование современного эффективного и продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных технологий, повсеместную компьютеризацию.

В содержании образования происходят крупные изменения в связи с его стандартизацией,которая выполняет двойную функцию: с одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообразия, а, с другой, –разработку такого содержания образования, которое удовлетворяло бы соответствующему стандарту. Образовательный стандарт определяет требования к образованности человека.

Вопрос 46.Педагогическая концепция В.А.Сухомлинского: учение о гармоничном развитии личности, идеи в области воспитания и развития личности, дидактические идеи. Сухомлинский о школьном коллективе. Деятельность педагога в Павлышской средней школе. Соц-пед. значение трудов и деят-ти.

В. А. Сухомлинский родился в 1918 году в селе Васильевка Кировоградской области в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе. В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.

Сухомлинский — автор 45 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках.

В центре воспитательной системы, созданной Сухомлинским, находится ребенок с его интересами, активностью, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогов — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего.

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основыванную на признании

Личности ребёнка высшей ценностью процесса обучения и воспитания;

Разрабатывал пути соединения физического и умственного труда школьников;

Утверждал, что воспитание независимо от государственных установок, что воспитывать надо только добром и без жёстких наказаний, что коллектив не должен доминировать над личностью;

В основе воспитания лежит удовлетворение потребностей и интересов ребёнка в ситуации «здесь и теперь»

Рассматривал общие гуманистические ценности как доминанты воспитания.

Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А.Сухомлинского:

доверие к детям,

учение без принуждения,

воспитание без наказаний,

сотрудничество детей и взрослых,

творческий труд и нравственная свобода,

возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,

принятие ответственности за свой выбор.

Причем, это далеко не полный перечень гуманистических принципов, которые свидетельствует о безусловной гуманистической направленности его педагогической системы.

В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.

Среди средств воспитания воспитание красотой — на 1 месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым. От красоты природы — к красоте слова, музыки и живописи.

Главная цель воспит-я – гражданско-патриотическое формирование личности. Другая важнейшая воспитательная задача — чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деят-ти: важнейшие задачи учителя: дать уч-ся определенный запас знаний и научить постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания. Сферой развития духа является нравственное воспитание, которое должно базироваться на чувстве справедливости. Особая проблема – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей.

Дидактическая система В.А. Сухомлинского представлена следующими методами обучения:

приложение ранее приобретенных знаний и умений для «добывания» новых знаний;

самостоятельная выработка умения применять знания, полученные на уроке (выполнение упражнений, расчетов, задач);

исследование явлений, процессов (организация наблюдений, экспериментов, как в естественной обстановке, так и в лаборатории);

наблюдения за естественными источниками (природные явления, предметы окружающего мира, трудовые процессы); наблюдение, предшествующее изучению нового материала.

Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе.

Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника

к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на каждого индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий коллетив, и так до бесконечности.

Сухомлинский вводит новое понятие «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Разнообразные интересы и увлечения, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, помогает в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе.

В.А. Сухомлинский стремился к созданию высоконравственного школьного коллектива, в котором согласованно действуют коллектив педагогов – энтузиастов-единомышленников и сплоченный ученический коллектив. В таком коллективе не возникает вопроса о наказаниях, воспитательные воздействия определяются атмосферой взаимопонимания, регуляторами поведения становятся нравственные нормы, добрые традиции.

Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой», высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.

В 1948 г. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы. Начинать было трудно, т.к. прихолдилось всё восстанавливать, помогали и дети и родители. В школе училось примерно 500 детей. В ней был создан неповторимый уклад, который сделал её непохожей на другие ОУ. ВС Сухомлинского имела следующую структуру: структурообразующие мероприятяия, коллективные дела, традициооные праздники. Они определяли разнообразные формы воспитательной работы. Уклад также определяли и ежедневное общение и сотрудничество детей и взрослых. Напрмер, он складываляс в процессе ухода за садом,как собирали библиотеку вечности, что выставляли в своём уголке красоты и т.д. дети воволекалисьв совместную деятельность живым примером старших и своим желанием самореализации. Этот школьный мир создавался неформально, как единство интересов взрослых и детей.

Включение детей в труд происходило незаметно, исподволь. Сухомлинский стремился к тому, чтобы в школе были не «уроки труда», не игра в труд, а труд — деятельность, направленнаю на создание общественного богатства.

В Павлышской школе Сухомлинским была поставлена практическая задача – добиться того, чтобы в умственном развитии учеников надлежащее место заняли науки о природе и труде, о человеческом организме и мышлении, об обществе и духовной жизни человека, об искусстве. Сухомлинский отмечает, что без ознакомления учащихся с основами геологии, минерологии, биохимии, космогонии, психологии, стилистики, этнографии немыслимо полноценное умственное воспитание.

Большое значение придавалось математике в воспитании инициативы, трудолюбия, аккуратности, практичности.

Педагоги Павлышской школы имели как бы две программы: одну – с обязательным

материалом, другую – рассчитанную на постепенное приобщение учеников к более широким проблемам науки и техники.

Школа Сухомлинского складывалсь из нескольких взаимосвязанных направлений совместной деятельности:

Все эти школы не имели чётких границ, скорее они были неформальным пространством общения с детьми.

С первых дней работы директором Павлышской школы он организовал родительский университет, школу молодых родителей. Слушатели были разделены на несколько групп соответственно возрасту детей. Отдельно собирались на занятия родители, чьи дети ходили в «Школу радости» — подготовительную группу, организованную В. А. Сухомлинским для шестилеток, не посещающих детский сад. Была своя группа и для

«начинающих» родителей, тех, у кого были дети от 2 до 5 лет. Особые надежды В. А. Сухомлинский возлагал именно на эту группу. Здесь была возможность научить родителей понимать ребенка с первых же шагов его жизни, не допускать ошибок в воспитании, ибо легче их не допускать, чем потом исправлять.

Т.е. в Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания.

Одновременно с родительским университетом в школе работал и семинар для учителей. Содержание семинара распространялось и на родительский университет. Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.

В Павлышской школе проводились «дни открытых дверей», а представители родительской общественности принимали непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания.

Т.о, вся образовательно-воспитательная система, руководимой В. А. Сухомлинским Павлышской школы, была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала вовлеченность в него самого ребенка.

Плодоносный сад, в прямом и переносном смысле, — сердцевина педагогики Сухомлинского, т.е. в основе лежит философия сада – сочетание первозданной красоты природы с красотой, созданной руками.

Вопр. 47.Ушинский – основоположник отечественной педагогики и пед-ой антропологии. Ушинский об общих основах педагогики. Разработка Ушинским проблем дидактики. Труды Ушинского, их значение.

К.Д. Ушинский родился в Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен, поступил на юрид. факультет университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. Но вскоре покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были «убить живое дело».

Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий. В1855 г. У. поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с педагогическою литературою и уже в 1857 г., в «Журнале для Воспитания», выступил с педагогическими статьями.

В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, которые обвинили Ушинского в неблагонадежности. Ушинский был вынужден оставить институт и получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностьью в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности.

Ушинский внёс особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив её научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Для Ушинского педагогика – прежде всего наука о воспитании, а воспитание – целенаправленный процесс формирования «человека в человеке». Воспитание он рассматривал как социальное явление, имеющее свои объективные законы, которые необходимо знать и руководствоваться в педагогической деятельности. Для этого нужно сначала хорошо изучить предмет воспитания, коим является растущий человек. Этой проблеме был посвящен главный фундаментальный трудУшинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».Т.О., Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на новый качественный уровень.

Другой ведущей идеей, положенной в основу пед. системы Ушинского явилась выдвинутая им концепция народности воспитания — педагогическая наука должна быть построена с учётом национальных особенностей русского народа, должна отражать специфику национальной культуры воспитания.

В статье «О народности в общественном воспитании«Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах.

Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Отсюда и требования:

воспитание должно быть самобытным, национальным;

дело народного образования должно находиться в руках самого народа;

народ определяет содержание и характер воспитания;

все население должно быть охвачено просвещением и воспитанием;

воспитание женщин наравне с мужчинами;

подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке.

Гимном родному языку является статья Ушинского «Родное слово».В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно.

Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа.

Принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др.

Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики.Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем — «теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли».

Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без самостоятельной творческой деятельности и активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна.

Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал труд. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он показывает, что труд — это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека.К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка. Школа должна готовить человека к свободному и творческому ТРУДУ.

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого — подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека.

Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно — центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю.

Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:

2) личный пример учителя ( «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»);

3) убеждение, которому он придавал очень большое значение;

4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт);

5) меры предупреждения и

6) поощрения и взыскания.

Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем. Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики.

Особое внимание он уделял проблемам содержания образования. Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе.

Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка, а также предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естественные науки, математику.

Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из «великих наставников человечества». Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру:

1-я ступень — познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать,

Вторая — познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, мировоззрения. Учитель приводите систему знания, способствует формированию мировоззрения.

И следующая ступень освоения приобретенных знаний — закрепление.

Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы:

Доступность обучения (природосообразность) — содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, если оно будет соблюдать основные условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, и обучения на родном языке.

Принцип научности обучения. Связь образования с естественнонаучными знаниями.

Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения(единства обучения и воспитания).

Систематичность и последовательность в обучении. К.Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование — осуществляться в логической связи и последовательности с другими его элементами.

Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения. К.Д. Ушинский считал, что: ощущения должны превращаться в понятия, из понятий — составляться мысль, облеченная в слово. Обучение должно включать непосредственное восприятие детьми конкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении.

Взгляды Константина Дмитриевича Ушинскогоотражены во многих его педагогических трудах и статьях. В 1857-1858 годах он напечатал свои статьи«О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании»и другие в«Журнале для воспитания». В 1860-1861 годах он разместил в «Журнале министерства народного просвещения» свои педагогические статьи«Труд в его психическом и воспитательном значении» и «Родное слово». В 1861 году он производит на свет хрестоматию«Детский мир», в 1864 году –«Родное слово», книгу для классного чтения.

«Родное слово»предназначалось для первоначального обучения, начиная с букваря, в котором главное внимание обращено на русский язык и расширение запаса их представлений об окружающей жизни;«Детский мир»— для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем сообщются детям первоначальные сведения по естествознанию и географии. Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России (первая часть «Родного слова» выдержала около 150 изданий). На этих книгах воспитывались многие поколения русских учащихся.

Психолого-педагогическое наследие К.Д. Ушинского огромно, богатство его идей далеко еще полностью не осмыслено с точки зрения современной педагогики и психологии. И нет никаких сомнений в том, что из его научного наследия многое может быть использовано и для школы будущего.

Источник

Оцените статью