Основные этапы развития конституций зарубежных стран.
За период, прошедший со времени принятия первых конституций, общемировой процесс их развития прошел несколько этапов:
Первый этап охватывает период от 80-90-х годов XVIII века до I Мировой войны.
Страны, принявшие первые конституции в XVIII – XIX веках можно разделить на две группы:
— первая – это государства, где в ходе революции буржуазия одержала победу над феодалами;
— вторая группа стран, в которых в ходе борьбы между феодалами и буржуазией был достигнут политический компромисс.
Второй этап конституционного развития в мире, а это период от начала XX века до II Мировой войны, характеризуется тем, что в большинстве конституций нашел отражение процесс демократизации политической жизни. Во многих государствах женщины были уравнены в политических правах с мужчинами, снижался возрастной и имущественный ценз в избирательном праве, в ряде стран имущественный ценз был отменен, расширялся круг других политических прав граждан.
Третий этап конституционного развития охватывает период от окончания Второй Мировой войны до 90-х годов XX столетия. На этом этапе конституционный процесс приобрел без преувеличения глобальный характер распространившись на все континенты. В результате ликвидации колониальной системы возникло более 100 новых государств принявших свои первые конституции. Ряд этих стран, такие как Алжир, Южный Йемен, Эфиопия и другие провозглашали социалистическую ориентацию. В своих конституциях они во многом копировали социалистическую модель, нередко ухудшая ее.
Некоторые ученые государствоведы отмечают, что в конце 80-х – начале 90-х годов XX века начался четвертый этап конституционного развития, связывая его, прежде всего, с уходом с исторической арены абсолютного большинства социалистических конституций. За последнее десятилетие XX века принято более 100 новых конституций, в том числе более двух десятков постсоциалистических конституций. Приняты также первые конституции в таких наиболее консервативных монархиях как Саудовская Аравия (1992г.), Оман (1996г.). Постсоциалистические конституции отразили изменения в общественном и государственном строе своих государств, смену конституционных приоритетов, возрастание значения общечеловеческих ценностей.
8. Конституции развивающихся стран: этапы конституционной реформы, принципы, структура и содержание.
Конституционные реформы — это изменение текста конституции. Различают полную и частичную конституционные реформы. Полная конституционная реформа означает введение в действие новой конституции и одновременное прекращение действия прежней. Частичная конституционная реформа предполагает изменение отдельных положений основного закона, т.е. внесение поправок в его текст.
По способам проведения конституционных реформ конституции подразделяются на октроированные, договорные и народные. Октроированные конституции — это конституции дарованные. Изначально дарование конституций осуществлялось монархом (например, дарованными являются конституции Японии 1889 года, Марокко 1911 года, Монако 1962 года и др.). После второй мировой войны дарование конституций стали осуществлять метрополии: при изменений формы или прекращении колониального господства. Таким способом были приняты конституции более 30 стран британского Содружества.
Договорные конституции принимаются путем соглашения между несколькими субъектами (монархом и парламентом, объединяющимися в федерацию государствами и др.) Например, договорными можно считать английские конституционные акты XV1I-XVIII веков.
Народные конституции — это конституции, источником принятия которых является население страны в лице избирательного корпуса. Народные конституции принимаются либо непосредственно гражданами, т.е. референдумом (например, конституции Франции 1958 года, Испании 1978 года и др.), либо парламентом (например, Конституция Японии 1947 года), либо учредительным собранием (конституантой), т.е. органом, специально созываемым для разработки, а часто и принятия новой конституции и после этого обычно распускаемым (например, Конституция Болгарии 1991 года). Известны, впрочем, случаи, когда способы принятия народных конституций комбинировались. Так, Конституция Италии 1947 года была разработана Учредительным собранием и принята референдумом, а Конституцию Испании 1978 года разработал парламент (Кортесы), а утвердил опять же референдум.
В некоторых странах учредительное собрание после принятия конституции преобразовывалось в парламент (например, в Греции в 1975 году).
Следует отметить, что большинство зарубежных конституций — это конституции народные. Это соответствует самому их изначальному предназначению в государстве.
По порядку проведения конституционных реформ конституции подразделяются на гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменяются в том же порядке, что и простые законы или другие источники права. Для жестких конституций характерен особый, усложненный, порядок их изменения. Элементами жесткого порядка могут быть требование квалифицированного большинства голосов в органе, принимающем поправку или новую конституцию, для того, чтобы они считались принятыми; необходимость созыва учредительного собрания; ратификация конституции или поправки к ней субъектами федерации, повторным голосованием в парламенте или учредительном собрании (двойной вотум) либо референдумом и т.п. Некоторые положения жестких конституций вообще не могут быть пересмотрены: например, форма правления в конституциях Италии, Франции и некоторых других. Конституция же Мексики 1917 года в целом объявлена не подлежащей пересмотру. Встречаются и временные ограничения изменения жестких конституций. Например, Конституция Греции 1975 года разрешает пересмотр только по истечении пяти лет после окончания процедуры предыдущего пересмотра. В ряде конституций содержится запрет их пересмотра в период действия чрезвычайного или военного положения в стране.
Следует отметить, что большая часть современных конституций — это конституции жесткие. Такая жесткость необходима для придания им стабильности и авторитета, в которых они нуждаются как основные законы, регулирующие самые важные общественные отношения, существующие в соответствующей стране.
9. Структура и содержание конституций социалистических стран.
Система любой конституции — явление производное. Она отражает определенный, в известной мере субъективный, подход к членению и объединению нормативного (конституционного) материала. С субъективным моментом систематизации (наряду с конкретно-историческими и национально-специфическими условиями) связав тот факт, что конституции одного и того же типа, одинакового периода исторического развития и однородного содержания различаются по своей структуре (либо в небольшой степени, как, например, конституции РСФСР, Армянской, Грузинской, Эстонской и некоторых других союзных республик СССР, либо в значительно большей степени, как конституции ГДР 1968 г., МНР и ЧССР 1960 г.).
Однако субъективный аспект структуры конституции — этого важнейшего политического документа — объективно обусловлен определенным мировоззрением экономически и политически господствующего класса (классов). Поэтому наряду с особенностями системы все несколько сот буржуазных конституций (взятые в их историческом развитии), с одной стороны, и все социалистические конституции — с другой учитывая конституции субъектов федераций, их насчитывается несколько десятков) характеризуются общими принципиальными чертами. В целом система конституций каждого исторического типа предстает перед нами как объективно обусловленное (в конечном счете) расположение материала; в волевых факторах создателей конституций заложены объективные начала. Таким образом, структура конституции не есть чисто субъективное явление, ее основы объективно обусловлены.
Мировоззрение класса, осуществляющего государственное руководство обществом, определяет, однако, структуру конституции лишь, в конечном счете, и в ее наиболее главных чертах. Это связано с тем, что такое мировоззрение оказывает свое влияние по линии сущности. Непосредственно же структура определяется содержанием конституции как основного закона государства.
В буржуазной науке и конституционной практике господствует волюнтаристский подход к содержанию конституции. Несмотря на то, что конституции периода общего кризиса капитализма (начиная с Веймарской 1919 г., которая положила начало так называемым социальным буржуазным конституциям) включают важные социально-политические нормы, в основе большинства этих конституций лежит принцип «разделения властей», а положение личности регулируется прежде всего по отношению к государственной власти. Буржуазные конституции и исторически возникли из стремления урегулировать использование государственной власти, ограничить полномочия монарха. В них всегда на первый план выступает проблема коллизий государственных органов, личности и власти, а также юридических способов их разрешения. Структура буржуазных конституций в конечном счете отражает, таким образом, классовые и внутриклассовые противоречия.
Иное положение сложилось в социалистическом обществе. В СССР уже давно, а в ряде зарубежных социалистических стран сравнительно недавно ликвидированы эксплуататорские классы. Главной чертой развитого социалистического общества
является союз всех классов и социальных слоев. Преодолен внутренне противоречивый характер политической организации общества; антагонистических и оппозиционных партий, враждебных социально-экономических организаций классов здесь нет. Существующие в ряде зарубежных социалистических стран несколько партий — это союзные партии.
Отсюда следует, что принцип «разделения властей», установление системы «сдержек и противовесов» в деятельности органов государства (чего в буржуазных странах в современных условиях всевластия правительства на деле, не существует), не могут служить основой для структуры социалистической конституции. Ее система строится иначе, исходя из идей коллективизма, союза, единства общественных, государственных и личных интересов. Основой структурного членения социалистической конституции является не регламентация отношений между органами государства, а система связей-отношений между обществом, государством, коллективом и личностью. Эти четыре главные подразделения и должна охватывать, на наш взгляд, социалистическая конституция.
В настоящее время указанные отношения в том или ином объеме регулируются всеми социалистическими конституциями, но структурно это выражено недостаточно четко, а по объему и детализации в их системе преобладает «государственный» аспект—регулирование деятельности органов государства. Более отчетливое структурное закрепление названные группы отношений нашли лишь в некоторых новейших конституциях, например в Конституции ГДР 1968 г., где есть две специальные главы, посвященные социалистическим коллективам.
Представляется, что общая тенденция развития структуры социалистических конституций заключается, в частности, в сокращении доли, удельного веса тех норм, которые посвящены органам государства (преобладание таких норм отражает прежние концепции конституционной модели) и в расширении регулирования кардинальных проблем общества, коллективов трудящихся, личности, а также наиболее общих проблем государства в целом (а не только его органов). В условиях руководящей роли марксистско-ленинской партии в обществе и государстве, во всем механизме социалистического народовластия, принципиально отличного от системы буржуазной диктатуры, практически исключаются социальные противоречия в деятельности органов государства. Поэтому организация и методы работы органов государства могут быть урегулированы конституционным путем лишь в существенных чертах, а детали определяются иными законами, издание которых предусматривает конституция.
Наконец, еще более непосредственным образом, чем содержание, структуру социалистической конституции обусловливают связи между основными элементами этого содержания, объективный порядок этих связей, их определенная последовательность. В буржуазных конституциях такие связи опосредствуются как односторонние и противостоящие: причем центральным звеном этих связей на практике, в отличие от конституционной теории, становится исполнительная власть, особенно правительство.
Структура социалистических конституций базируется на объективных связях тех четырех категорий, о которых сказано выше. D силу единства социалистического общества такие отношения в равной мере выступают как прямые и обратные связи: общество государство коллектив личность. Однако и в данной системе связей не все они равноценны, в ней есть определяющие и определяемые отношения. Этот момент также призвана отразить структура конституции, последовательность расположения ее глав.
Поскольку, в конечном счете, целью социалистического общества является полный расцвет личности, постольку существо указанных связей составляют, с одной стороны, отношения личности и различных коллективов трудящихся (включая общество как единственный в своем роде всеобъемлющий коллектив) и, с другой стороны, так как современное общество есть еще государственное общество, — отношения личности и государства, которое выступает в качестве представителя общества (особенно в условиях общенародной власти). В то же время в механизме социалистического народовластия непосредственные конституционные связи существуют между различными коллективами трудящихся и государством. Система конституционных отношений в социалистическом обществе выглядит, следовательно, еще более сложным образом:
В приведенной схеме личность, поскольку она в конечном итоге есть основная цель регулирования, занимает центральное место. Однако личность, как известно,
представляет собой общественное существо. Поэтому исходным структурным подразделением всех социалистических конституций является закрепление основ общественного строя. Такой порядок тем более правилен, что эти основы определяют остальные элементы, стороны данной общественно-экономической формации.
С другой стороны, личность будучи объектом конституционного регулирования, предстает перед нами в качестве гражданина социалистического государства. Основы ее правового положения устанавливаются государством. Поэтому права и обязанности граждан, правовой статус личности могут быть закреплены и в последних главах социалистической конституции, при условии, что принципы взаимоотношений общества, государства и личности, задачи социалистического общества и государства в деле всестороннего развития личности будут закреплены в первых главах.
Четыре названные выше аспекта логически (но не структурно) вычленяются во всех социалистических конституциях, хотя, как отмечалось, их объемное соотношение не всегда соответствует значимости данных категорий в социалистическом обществе, а порядок расположения — реальным связям. Представляется, что здесь нужна большая четкость. Эти четыре аспекта должны быть не просто выделены путем логических операций (как это мы делаем сейчас), а составлять главные структурные части социалистической конституции. Они могут быть названы: «Социалистическое общество» (или «Социалистический общественный строй»), «Социалистическое государство» (или «Социалистический государственный строй»), «Социалистические коллективы» и «Личность в социалистическом обществе» (или «Гражданин социалистического государства»).
Помимо этих четырех разделов (частей) в социалистической конституции могут быть преамбула (введение) и заключительная часть. Практика зарубежных социалистических стран свидетельствует, что в преамбуле содержатся программные моменты (юридически правильнее сформулировать их именно здесь, а не в нормативном тексте конституции), сжатый очерк основных этапов исторического развития, а также некоторые главные принципы социализма и коммунизма.
Второй дополнительной частью конституции наряду с преамбулой может стать глава, посвященная заключительным и переходным постановлениям. Здесь, на наш взгляд, могут содержаться нормы о порядке вступления конституции в силу, ее изменения, характеристика основного закона как акта высшей юридической силы и некоторые другие постановления.
Как показывает опыт социалистических конституций, их составные части (разделы) делятся на главы (часто это первая единица деления), подразделы, статьи, параграфы, части статей, обозначенные цифровой нумерацией, абзацы. В некоторых случаях группа норм одной и той же главы объединяется подзаголовком, не имеющим специального структурного обозначения (в виде особой рубрики). Поскольку конституция является непосредственно действующим правом (такое положение прямо закреплено в конституции ГДР), дробность и нумерация при членении статей обеспечивают точность ссылок на конституцию, а краткие подзаголовки к группам норм внутри глав облегчают пользование конституцией, усвоение ее положении населением.
Внутри отмеченных выше разделов (частей) конституции последовательность глав должна отражать объективные связи государственноправовых институтов. В части, посвященной обществу, могут быть выделены следующие три основные группы норм и соответственно три главы (раздела): экономическая структура (экономические основы) социалистического общества (включая принципы управления народным хозяйством, распределения „при социализме и т. д.); классовая структура общества (или его социальная структура); политическая организация общества (основы политической организации).
В нормах, посвященных государству, социалистические конституции обычно закрепляют классовый характер государства, иногда содержат формулировки о его экономической, классовой, политической основе, закрепляют государственное устройство (оно, разумеется, существует и в унитарном государстве как административно-территориальное деление), структуру, компетенцию, порядок деятельности органов государства, назначение вооруженных сил. В этой же части должны, видимо, найти свое отражение эмблемы и символы государства, положения о границах государства и некоторые другие нормы.
Таким образом, та часть, которая посвящена государству, может содержать четыре главные подразделения: социалистическое государство — государство трудящегося народа; государственное устройство; основные органы государства; вооруженные силы (а, возможно, и другие «материальные придатки») государства.
Структура третьей части представляет наибольшие трудности из-за неразработанности государственно-правового понятия коллектива, а также из-за определенных сложностей разграничения нормативного материала этой и первой части конституции (особенно в главе об основах политической организации общества). По-видимому, данная часть своими основными аспектами должна иметь главные демократические принципы организации и деятельности социалистического коллектива и общую характеристику роли отдельных видов коллективов в социалистическом обществе. В конституции ГДР, например, особое внимание уделено профессиональным союзам и кооперативам крестьян, в ней говорится также о территориальных коллективах (общинах, городах).
Четвертая часть социалистических конституций, посвященная личности, ограничивается обычно закреплением основных прав и обязанностей граждан. На наш взгляд, этого недостаточно. В юридической литературе были высказаны предложения о трехчленной структуре данной части: гражданство, основные права, основные обязанности граждан. Такое предложение приемлемо. Однако, поскольку социалистическая конституция и в этой части может иметь более широкую сферу регулирования, в нее могут быть включены нормы, закрепляющие некоторые аспекты взаимоотношений личности не только с государством, но также с обществом и коллективами трудящихся. В настоящее же время закрепление основных прав и обязанностей граждан имеет преимущественно «государственный» аспект и лишь в очень незначительной степени касается других вопросов положения личности в социалистическом обществе.
Источник