История создания и развития гражданской обороны в России
Началом пути ГО в нашей стране считается 1918 год. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия ГО.
Исторической датой создания Гражданской обороны в России является 4 октября 1932 года, когда Совнарком СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР. Этот документ послужил основой для создания организации, призванной решать сложные и ответственные задачи по защите населения и экономики страны от нападения противника с воздуха. Необходимость в МПВО, затем – гражданской обороне, объяснялась возраставшей угрозой империалистической агрессии против нашего государства.
С этого времени в стране стали проводиться мероприятия централизованной общественной организации — МПВО, однако город Воронеж в предвоенные годы не был включен в список городов-пунктов ПВО.
Система ГО должна была обеспечить выполнение масштабных мероприятий в условиях мирного и военного времени. И она, как свидетельствует 77-летняя история существования, со своими задачами справилась.
На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам.
Содержанием второго этапа (ноябрь 1932 – июль 1941 г.г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны.
МПВО выделяется в самостоятельную систему оборонно-массового характера для решения широкого круга оборонных задач под общим руководством СНК в центре и органов Советской власти на местах.
Третий этап (июнь 1941 – 1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны.
В соответствии с постановлением СНК от 2 июля 1941 года № 18/12 «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», была развернута большая организационная работа по формированию групп самозащиты МПВО. За первые месяцы войны в Воронеже было создано 1467 групп самозащиты, развернулось строительство ряда убежищ и укрытий.
К осени 1941 года в городе Воронеже было построено свыше 4000 укрытий для защиты людей.
В конце 1941 года город Воронеж утвержден городом — пунктом ПВО, сформирован аварийно-строительный полк, созданы формирования МПВО на всех объектах. После освобождения города от немцев, формированиями МПВО города были очищены десятки тысяч квадратных метров городской территории, обезврежено 18279 противотанковых и противопехотных мин, реактивных снарядов, 990 минометных мин.
Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО – ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально-политическое состояние войск.
Гражданская оборона страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны.
Четвертый этап (июнь 1945 – июль 1961 г.г.) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения ОМП в условиях начавшейся «холодной» войны.
На этом этапе руководство МПВО – ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов.
Пятый этап (июль 1961 – сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями МПВО. МПВО преобразована в ГО СССР. Задачи, стоящие перед ГО страны, резко изменились. ГО становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время с целью защиты населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения. ГО стала строиться по территориально-производственному принципу. В основу защиты населения принята идея проведения массовой эвакуации населения из городов в загородные зоны и обеспечение персонала, который оставался работать на предприятиях, средствами защиты и убежищами.
Шестой этап (октябрь 1971 – июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружений и достижением СССР стратегического паритета. Руководство ГО было возложено на МО СССР. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств.
Седьмой этап (август 1987 – декабрь 1991 г.г.) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации окончания «холодной войны» и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На ГО возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время.
27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей» (на правах государственного комите¬та РСФСР), а также формировании единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Восьмой этап – (с декабря 1991 года по настоящее время) начали с упразднения государственных структур СССР, образования СНГ и создания Российской системы предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), в которую органически вошла ГО РФ.
Источник
История становления и этапы развития ГО в РФ. Понятие, принципы организации и ведения ГО
Первоначально необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий, как в России, так и за рубежом было связано с ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения, бурным развитием авиации и возросшими ее возможностями по нанесению бомбовых ударов в тылу страны.
В нашей стране решение этих вопросов в 1932 году было возложено на созданную систему местной противовоздушной обороны (МПВО). Днем создания МПВО, а в последующем и гражданской обороны считается 10 октября 1932 года.
С появлением оружия массового поражения в арсенале некоторых государств – потенциальных противников СССР, в Советском Союзе в 1961г. МПВО преобразуется в ГО, составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий.
За основу построения ГО был принят территориально-производственный принцип, введена должность начальника Гражданской обороны СССР.
В историческом плане в развитии ГО выделяют три этапа.
На первом этапе (1961-1972гг.) за основу защиты населения при возможном массированном ядерном нападении противника, когда ожидалось несколько тысяч ударов по всем крупнейшим городам и важнейшим объектам народного хозяйства, была принята идея о проведении массовой эвакуации населения в загородную зону из городов – вероятных целей нападения.
Для обеспечения защиты персонала, который оставался работать на предприятиях этих городов, строились убежища. Кроме того, шла активная подготовка к проведению крупномасштабных спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в многочисленных очагах поражения. Для этого были созданы войска ГО, массовые невоенизированные спасательные и аварийно-восстановительные формирования.
На втором этапе (1972-1992 гг.) появились новые аспекты в подготовке гражданской обороны. Главный упор был сделан на быстрейшее накопление средств защиты населения от оружия массового поражения. В этот период ежегодно в стране строилось убежищ общей вместимостью на 1,0 млн. человек и противорадиационных укрытий на 3,0 — 4,0 млн. человек. Активно шло приспособление под защитные сооружения метрополитенов и подземных горных выработок. Создавался запас средств индивидуальной защиты на все население страны.
Особую актуальность приобрела в эти годы проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время, решение которой было также возложено на гражданскую оборону.
С 1992г. начался третий этап развития ГО. Гражданская оборона в январе 1992г. Была выведена из структуры Минобороны России и объединена с созданным в декабре 1991г. Государственным комитетом Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС России). Органы управления и войска ГО были нацелены на решение задач по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
С появлением в 1994 г. Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) войска ГО становятся составной частью МЧС.
Вступивший в силу в феврале 1998г. Федеральный закон № 28 «О гражданской обороне» дает следующее определение ГО.
Гражданская оборона– это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей возникающих при ведении военных действий или, вследствие этих действий а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Этот закон так же определил:
— задачи гражданской обороны,
— правовые аспекты их осуществления,
— полномочия, обязанности и права органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, начальников гражданской обороны всех уровней, органов управления ГО,
— состав сил и средств ГО, принципы ее организации и ведения.
Организация и ведение ГО, в соответствии с законом, являются одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.
Принципы организации ГО:
1. Принцип правовой обусловленности. Заключается в том, что ГО осуществляется в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями, действующим законодательством и другими нормативными актами РФ, внешней и внутренней политикой страны, концепцией национальной безопасности и военной доктриной государства.
2. Территориально-производственный принцип.Территориальный принципзаключается в организации ГО на территориях всех республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению РФ. Производственный принципзаключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте. Эти два принципа находятся во взаимосвязи и неразрывности.
3. Принцип всеобщей обязанности. Заключается в том, что ГО в соответствии с Конституцией страны является обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина РФ.
4. Дифференцированный подход к организации ГО. Заключается в том, что ГО организуется на всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций, в экономическом, политическом, стратегическом, военном и других отношениях.
5. Государственный характер ГО закреплен соответствующими законами и постановлениями правительства.
При ведении военных действий и в ЧС возникают опасности – поражающие факторы современных средств поражения и ЧС, а также вторичные факторы, возникающие при разрушении (повреждении) потенциально опасных объектов, которые могут привести:
— к массовой гибели людей;
— потери здоровья и средств к существованию;
— нарушению среды обитания;
— значительному материальному ущербу.
Опасности военного времени имеют характерные, только им присущие особенности:
1. они планируются, подготавливаются и реализуются человеком, и поэтому имеют более сложный и изощренный характер, чем природные и техногенные опасности;
2. средства поражения применяются только человеком, через его волю и замысел, в самый неподходящий момент для жертвы агрессии и в самом уязвимом месте;
3. развитие средств поражения всегда опережает развитие средств защиты от их воздействия;
4. для создания средств нападения используются самые последние научные достижения, лучшие силы и научно-производственная база, поэтому от некоторых средств поражения практически невозможно найти средств защиты (например, ракетно-ядерное оружие);
5. войны все чаще носят террористический, антигуманный характер, мирное население воюющих стран превращается в один из объектов вооруженного воздействия с целью подрыва воли и способности противника оказывать сопротивление. На это были направлены массированные бомбардировки городов во второй мировой войне, уничтожение японских городов Хиросима и Нагасаки. Об этом же свидетельствуют локальные войны в Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Югославии и т.д.
В историческом плане наблюдается постоянный рост количества возникающих вооруженных конфликтов (свыше 30 ежегодно). После второй мировой войны в локальных войнах и вооруженных конфликтах погибло около 40 млн. человек, что сопоставимо с числом жертв в мировых войнах. В ходе их неуклонно возрастают потери среди гражданского населения.В первую мировую войну они были в 20 раз меньше боевых, во вторую мировую войну – примерно одинаковы, во Вьетнаме – в 9 раз больше боевых; в последующих локальных войнах потери гражданского населения превысили боевые потери в 10-15 и более раз.
Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно в так называемый угрожаемый период. Этот период характеризуется:
— нарастанием угрозы агрессии потенциального противника;
— возникновением вооруженных конфликтов;
— началом военных действий и войны в целом.
В зависимости от обстановки перевод ГО на военное положение может осуществляться на всей территории РФ или в отдельных ее местностях.
Перевод ГО с мирного на военное положение состоит в последовательном наращивании мероприятий и возможностей ГО по решению возложенных на нее задач военного времени. С этой целью:
— приводятся в готовность органы управления и силы ГО;
— развертываются системы защиты населения;
— осуществляется ускоренная подготовка к ведению АСДНР в возможных очагах поражения.
Ведение гражданской обороны в Российской Федерации в целом или в отдельных ее местностях начинается с момента:
— объявления состояния войны;
— фактического начала военных действий;
— с введением Президентом РФ военного положения.
Ведение ГО заключается:
— в практической реализации мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
— в первоочередном обеспечении населения, пострадавшего при ведении военных действий;
— в обеспечении действий сил ГО;
— в восстановлении и поддержании порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В военное время гражданская оборона имеет ту же главную цель, что и Вооруженные Силы – защита тыла страны, снижение людских и материальных потерь.
Необходимо отметить, что ГО нацелена на защиту в первую очередь мобилизационных ресурсов и производственных мощностей. Поэтому, если ГО не выполнит задачи по их сохранению в начальный период войны, то и ВС будут заведомо обречены на поражение.
Источник