Эти страны латинской америки имеют федеративное устройство

Федеративные страны Латинской Америки

1 ответ

Федеративными странами считают такие, в которых наряду с федеративными органами власти есть самоуправляющиеся образования (земли, республики, штаты и т.д.) со своими органами власти. Федеративными странами Латинской Америки являются:

Оценка: 3.9 ( 20 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Юрий Острогов 1,441
  2. 2. Капитан Немо 521
  3. 3. Павел Никитин 191
  4. 4. Витя Зан-Дин-Юн 190
  5. 5. Игорь Проскуренко 180
  6. 6. Валерия Кириллова 157
  7. 7. Веселый Утконос 145
  8. 8. Angry Elk 130
  9. 9. Полина Михеева 116
  10. 10. Филипп Барышников 115
  1. 1. Игорь Проскуренко 23,721
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Читайте также:  Презентация логопеда животные жарких стран

Источник

Страны латинской америки с федеративным административно. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством. Государственный строй: административно-территориальное деление

Таблица 6
Административно-территориальное устройство федеративных государств

Страны Число и статус базовых административно- территориальных единиц Средняя численность населения одной базовой административно- территориальной единицы, млн. чел.
Югославия 2 (2 республики) 5,3
Бельгия 3 (3 региона) 3,4
Объединенные Арабские 7 (7 эмиратов) 0,3
Эмираты
Пакистан 6 (4 провинции, 1 федеральная столичная территория, 1 федерально-административная территория племен) 22,0
Австралия 8 (6 штатов, 1 столичная территория, 1 территория) 2,3
Австрия 9 (9 земель) 0,9
Канада 13(10 провинций, 2 территории, 1 самоуправляющаяся территория) 2,3
Германия 16 (16 земель) 5,1
Южно-Африканская 9 (9 провинций) 4,6
Республика
Аргентина 24 (23 провинции н 1 федеральный округ) 1,5
Венесуэла 24 (20 штатов 3 территории и 1 федеральный округ) КО
Танзания 24 (24 области) 1,3
Щвейцария 26 (20 кантонов, 6 полуканггонов) 0,3
Бразилия 27 (22 штата, 4 территории. 1 федеральный округ) 6,1
Нигерия 31 (30 штатов, 1 федеральная столичная территория) 3.9
Индия 32 (25 штатов. 7 союзных территорий) 30,6
Мексика 32(31 штат. 1 федеральный округ) 3,0
США 51 (50 штатов. 1 федеральный округ) 5,3
Российская Федерация 89 (55 краев и областей. 21 республика, 2 города, 10 автономных округов, 1 автономная область) 1,6

Вопрос о территориях особого статуса, по нашему мнению, может быть выделен в тему для самостоятельного исследования, в том числе и применительно к Российской Федерации. Основные принципы их функционирования в рамках федеративных государств могут быть в первом приближении сведены к следующим: выделение территорий особого статуса в большинстве федераций рассматривается в качестве вынужденной меры до создания в них условий развития, соответствующих положению субъекта федерации; при создании таких территорий этнические и религиозные факторы не играют определяющей роли; на территории прямого федерального подчинения приходится значительная часть площади тех стран, где они используются в качестве базовых административно-территориальных единиц. В Канаде, например, их доля в общей площади страны составляет 39,2%, в Австралии -17,5%, в Бразилии 10,4%, в Венесуэле — 23,7%.

Читайте также:  Уровень восприятия коррупции рейтинг стран

Государственный строй: административно-территориальное деление

Номенклатура территориальных единиц для статистики является географической системой, согласно которой территория Европейского Союза разделена на иерархические уровни. Во многих случаях классификация связана с административной структурой государств-членов.

В Соединенном Королевстве этот уровень более или менее представляет собой уровень уездов. Во Франции это уровень отделов, тогда как в Бельгии это уровень, соответствующий Округам. Следующий пример, основанный на английском городе Лидс, иллюстрирует это.

В числе территорий особого статуса (федеральных территорий) мы можем прежде всего отметить существующие в ряде федеративных государств (США, Мексика, Австралия и др.) федеральные округа, в которых находятся столицы этих государств. Это сделано в качестве одной из гарантий равноправия субъектов федераций: там считается, что размещение столицы на территории какого-либо субъекта федерации дало бы ему преимущества перед другими субъектами. Но не везде разделяют такие опасения. Скажем, в Австрии столица Вена сама представляет собой одну из девяти земель, которая, кстати говоря, по численности населения существенно превосходит любую другую землю. В Германии же до последнего времени столицей служил сравнительно небольшой город Бонн, находящийся на территории земли Северный Рейн — Вестфалия и не являющийся даже ее столицей; лишь в 1994 г. принято было решение о постепенном переносе столицы обратно в Берлин, имеющий после объединения Германии в 1990 г. статус федеральной земли. В Швейцарии столица находится в Берне, который в то же время является столицей одноименного кантона, и никого это не волнует.
Из ст. 43 и 48 мексиканской Конституции следует, что федеральный округ, в котором расположена столица Мехико, наряду со штатами считается составной частью федерации, то есть не относится к федеральным территориям. Последние же — это острова, островки и рифы, не находящиеся под юрисдикцией штатов. Примечательно положение ст. 44, согласно которому если федеральные власти переедут в другое место, то территория округа будет преобразована в штат Валье де Мехико, границы которого определит Генеральный конгресс (федеральный парламент).
Бразильская Конституция также отделяет федеральный округ от территорий. Согласно ее ст. 32 федеральный округ не может делиться на муниципии. Он управляется на основе органического закона, принимаемого его Законодательной палатой 2/3 голосов и двумя голосованиями с промежутком не менее 10 дней. Ему принадлежат законодательные полномочия, сохраняемые за штатами и муниципиями, он формирует свою законодательную и исполнительную власть аналогично штатам. И представительство в федеральном парламенте он имеет такое же, как и штаты, что позволяет сделать вывод об отличии его от штатов лишь по названию и отсутствию политикоадминистративного деления.
Напротив, федеральный округ Колумбия, в котором расположена столица США Вашингтон, в Конгрессе США не представлен. Лишь в 1961 г. вступила в силу XXIII поправка к Конституции США, которая предоставила жителям федерального округа право участвовать в выборах Президента США.
Что касается иных федеральных территорий, то они могут находиться под управлением администраторов, назначенных федеральными властями, а могут и наделяться определенными правами самоуправления. Например, ст. 33 бразильской Конституции установила, что федеральные территории могут делиться на муниципии, имеющие тот же статус, что и муниципии

Несмотря на то, что эта классификация пытается создать сопоставимые регионы на всех иерархических уровнях, регионы на определенном уровне могут значительно отличаться в отношении площади суши, численности населения, экономической мощи и административного значения.

В теме «Общая и региональная статистика» Евростат предлагает данные по всем европейским регионам. Несмотря на позитивные сдвиги, широко признано, что через 15 лет после развала Германской Демократической Республики Германия в целом нуждается в широкомасштабной структурной реформе.

штатов. Счета Правительства территории представляются предварительно Счетному трибуналу Союза и затем Национальному конгрессу, то есть федеральная территория финансируется Союзом. Федеральные территории, насчитывающие более 100 тыс. жителей, избирают губернатора, имеют суды двух инстанций, членов прокуратуры (Ministerio Publico), федеральных публичных защитников, выборное территориальное собрание с решающей компетенцией.
Отмеченные особенности мировой практики выделения территорий особого статуса в корне противоречат российской действительности. В России, как известно, такие территории не выделяются вообще, хотя около 2/3 площади страны является зоной экстремальных природных условий, дисперсного расселения и “заведомо убыточного” производства. Более того, значительная часть так называемой зоны Севера относится к административной компетенции автономных округов, которые имеют “низший” статус в составе федерации (так как они входят в состав краев и областей), но остаются при этом полноправными федеративными субъектами. Влияние государства на их развитие и экономическую политику становится еще более опосредованным, так как некоторые принципиальные вопросы требуют согласования с органами управления “вышестоящих” административно- территориальных единиц.
В связи с изложенным заслуживает внимания рассмотрение предложения о реформировании административно-территориального устройства Российской Федерации, выдвинутое российским экономистом Б. Лагутенко. Суть этого предложения сводится к выделению в составе России пяти федеральных территорий (напрямую подчиненных Центру) и сокращению субъектов федерации до 35 (см. карту 1). Данный вариант нового политикоадминистративного деления страны представляется достаточно рациональным и в существенной мере учитывающим опыт зарубежных федераций. “Понижение статуса” большинства регионов, входящих в зону Севера, выглядит вполне оправданным, в том числе и с экономической точки зрения; одновременно за счет предлагаемого подхода происходит нивелирование уровня федеративных субъектов по размеру территории, численности населения и хозяйственному потенциалу.
К числу недостатков приведенной сетки деления следует отнести в первую очередь то обстоятельство, что она практически не учитывает новую инициативу российской исполнительной власти — создание семи федеральных округов. Последние становятся по существу не нужными, и, соответственно, устраняются заложенные в их функции позитивные начала административного и хозяйственного регулирования (отметим, что то же самое касается по меньшей мере трех межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия).

Некоторые характеристики Германии

Некоторые географические, демографические и социально-экономические характеристики Германии включают. Это означает, что население сокращается и стареет, создавая серьезные проблемы для финансовой устойчивости систем социального обеспечения и социального обеспечения. Согласно статье 20 Основного закона Федеративная Республика Германия.

Демократическое и социальное федеративное государство. Вся государственная власть происходит от народа и осуществляется народом посредством выборов и других голосов и через конкретные законодательные, исполнительные и юридические органы. Законодательная власть связана конституционным порядком, исполнительной и судебной властью по закону и правосудию.

Кроме того, данный вариант реформирования административно-территориальной системы, очевидно, будет связан с серьезными внутриполитическими коллизиями, прежде всего со значительным усилением противостояния между Центром и региональными элитами, а также, вероятно, с масштабным переделом собственности на ряде крупнейших добывающих и перерабатывающих предприятий, составляющих основу экспортной базы страны. Нельзя сбрасывать со счетов и возможное усиление межрегионального напряжения и потенциальную опасность возникновения новых внутренних конфликтов, связанных с укрупнением федеративных субъектов.
В последние годы большая работа по обоснованию новой модели административно-территориального устройства России велась в Совете по изучению производительных сил (СОПС) под руководством академика РАН Гран- берга А.Г. Подготовленный проект был одобрен Администрацией Президента и направлен в Комиссию при Президенте Российской Федерации по разработке Программы государственного строительства. Данным проектом предлагалось, не затрагивая прав и полномочий субъектов Федерации, определить на первом этапе межрегиональный уровень территориального деления и управления в виде укрупненных административно-экономических образований (макрорегионов). В определенной мере эта идея была реализована при формировании федеральных округов.
В основе предложений представителей СОПС и их предшественников лежит теория экономического районирования. В условиях проведения радикальных экономических реформ указанная теория может получить новый импульс в своем развитии с учетом новых складывающихся реалий. Естественно, при этом необходимо помнить, что административное районирование по содержанию шире экономического районирования и должно удовлетворять более широкий спектр факторов и условий. В то же время именно экономический подход позволяет последовательно учитывать и такой фактор, как преобладание интеграционных процессов в мировой экономике. Из этой посылки исходят и имеющиеся предложения о создании трехуровневой системы экономического и административного деления и территориального управления (см. табл. 7). Можно заметить, что по сути дела при выделении трех экономических уровней (макро-, мезо- и микро-) речь идет
о создании шести уровней административно-территориального управления. В мировой практике, однако, мы не найдем ни одного примера такой сложной сетки административно-территориального деления.
Справедливости ради отметим, что сделанные замечания относятся практически ко всем вариантам модификации российского государственного

Эти принципы применимы ко всем сферам государственного управления. Основной закон определяет федералистскую структуру Германии, предоставляя конкретные права и обязанности либо исключительно одной сфере управления, либо требуя сотрудничества и координации различных сфер деятельности государства. Государства могут принимать свое собственное законодательство в областях, не охваченных или не определенных Основным законом.

Национальным правительством верхнего уровня является Федерация, представленная федеральным правительством, которая избирается Бундестагом, нижней палатой парламента Германии, на четырехлетний законодательный срок. В статье 74 Основного закона перечислены области параллельного законодательства, в котором 16 государств могут также принимать законы, то есть области, для которых не существует федерального законодательства и которые не предназначены исключительно для Федерации. Федерация взамен может выпустить законодательство, если единый закон необходим для всей Германии.

устройства, в том числе и тем, которые будут рассмотрены авторами в заключительной главе данной книги. Это не означает отсутствие необходимости осуществления дальнейших преобразований в данной области, так как сегодня большинство исследователей сходятся во мнении о том, что административно-территориальная система уже давно превратилась в тормоз для развития России.
В целом же на основании сравнения с административно-территориальным устройством крупнейших федеративных государств можно еще раз констатировать общеизвестный факт о чрезмерной громоздкости и несбалансированности российской федеративной системы. Различия в территории, а также в демографическом, природно-ресурсном и экономическом потенциале между отдельными субъектами федерации в России достигают огромных величин, а сам факт существования “карликовых” субъектов лишь в слабой степени может быть оправдан историческими причинами.
Пресловутый “матрешечный” принцип (согласно которому один субъект федерации может сходить в состав другого) практически не имеет аналогов в мировой практике. Сходная ситуация наблюдается лишь в Швейцарии, где полукантоны формально входят в состав кантонов, но в этой стране такое положение сложилось в ходе длительного процесса становления федерации, включая конфедеративную стадию.
Таблица 7
Система экономического районирования и административно- территориального деления (проект)

Действительно, за последние десятилетия государства приняли переход к какой-либо законодательной власти Федерации по практическим соображениям. Статья 75 Основного закона также определяет области, в которых Федерация может принять рамочное законодательство для обеспечения широких стандартов и целевых показателей, но позволяет государствам иметь большую степень свободы в осуществлении. Известными областями являются высшее образование, охрана природы, ландшафтный менеджмент и региональное планирование.

В рамках своей юрисдикции государства определяют свои механизмы управления, функциональное распределение и избирательные законы, касающиеся местного самоуправления. Пункт 2 статьи 28 Основного закона гарантирует право на самоуправление для местных органов власти в рамках правовой базы. Государства также контролируют правовое соответствие деятельности местных органов власти и имеют право вмешиваться в сферу действия соответствующей конституции штата.

Подсистемы Экономические районы (комплексы) Администра
тивно-терри
ториальные
единицы
Количество
единиц
Уровни
управления
Основные функции
экономи
ческие
социаль
ные
Макро Основная экономическая зона (макрокомплекс 1) Федеральный край (округ) 4-5 Федеральный 4
Крупный экономический район (макрокомплекс 2) Область 15-20 Региональный ++
Мезо Средний экономический район (мезо- комплекс) Административный округ (провинция) 150-200 + +
Микро Низовой экономический район (микрокомплекс 1) Город, низовой административный район 2,5-3 тыс. Местный + -н-
Первичный социум (микрокомплекс 2) Территория
муниципального
совета,
сельсовета
+

Источник: Кистанов В.В. Указ. соч. С. 49.

Административная асимметрия и неравномерность распределения ресурсов дополняется асимметрией правовой, то есть фактическим наличием у одной категории субъектов федерации (республик) больших полномочий, чем у другой (краев, областей и автономных округов). Такое положение еще более усиливает неустойчивость всей системы российского государственного устройства (более подробно эта проблема будет рассмотрена в следующей главе).
Тем временем в ряде зарубежных федераций прослеживается зарождение еще одной тенденции, которая заключается в том, что по мере развития федеративных отношений их административно-территориальная система усложняется. Особенно наглядно это проявилось на примере Бельгии, создание федерации в которой уже стало свершившимся фактом. Как уже отмечалось выше, наряду с территориальным принципом деления (регионы и входящие в их состав провинции) в этой стране также используется этнокультурный (сообщества) и лингвистический принципы (последний подразумевает создание лингвистических регионов). В компетенцию сообществ входят вопросы культуры, образования, сотрудничества между сообществами и международного сотрудничества. Вдобавок ко всему, Бельгия продолжает оставаться конституционной монархией.
В некоторых странах в субъектах федерации выделяются особые административные автономии. В индийском штате Ассам, например, автономия была предоставлена тем районам, где проживают племена нага и ниво. Для этих автономных образований предусматриваются изъятия в пользу местных обычаев из федеральных и штатских законов по вопросам сельского и лесного хозяйства, рыболовства и т.п.
Наиболее характерным примером эволюционного изменения административного устройства является Франция. Хотя это государство и не является федеративным, его пример представляет интерес для российской практики государственного строительства В конце 60-х годов во Франции была предпринята попытка изменения статуса регионов, закончившаяся отставкой президента страны. Тем не менее, процесс регионализации Франции продолжается и характеризуется различными аспектами. Прежде всего, определенный интерес представляет опыт поэтапного преобразования “планировочных районов” (регионов) в административные единицы. Эти “регионы” использовались во французской системе территориального планирования. Примерным аналогом в советской практике являются “экономические районы”. После провала референдума 1969 г. о децентрализации в 1972 г. были созданы региональные государственные органы с очень ограниченными полномочиями. Лишь после принятия законов 1982 г. о децентрализации и выборов региональных советов всеобщим голосованием в 1986 г. регионы действительно стали полноправными административными единицами со своими органами самоуправления наряду с коммунами,
возникшими еще в эпоху Средневековья, и департаментами, созданными в 1791 г. и размеры которых определялись возможностью пересечь территорию на лошади за один день.
Есть признаки, указывающие на то, что процесс регионализации Франции не завершен, прежде всего на внутрирегиональном уровне. В данном случае речь идет о двух основных понятиях: “земля” (“pays”) и “агломерация” (“Гagglomeration”). Принятый в 1999 г. закон о долгосрочном обустройстве и развитии территории указывает на предполагаемое усиление роли этих территориальных единиц в системе регулирования регионального развития. Их границы определяются с учетом таких критериев, как единство территории, общая внутренняя целостность и внешняя связь с региональным проектом.
Земля рассматривается как целостная территория, представляющая для лиц и организаций, участвующих в ее развитии (депутатов, предпринимателей, общественных организаций, профсоюзов), как некое “жизненно сложившееся сообщество”. В перспективе предполагается дать им возможность совместно разрабатывать проект долгосрочного развития, задачи которого будут определяться в форме контракта. При этом экономическое развитие рассматривается как процесс, способствующий занятости, строительству жилья и социальной адаптации, развитию туризма и охране окружающей среды, социальному обслуживанию и помощи, созданию рабочих мест для молодежи, развитию культуры и досуга и т.д. Создание единой системы участников развития земли ляжет в основу базового партнерского подхода. Хотя сегодня и подчеркивается, что земли не должны стать новым уровнем административного управления, тем не менее очевидна их усиливающаяся роль в системе планирования, плановых контрактов “государство- регион”. Когда-то с этого начинали и существующие сегодня “регионы”.
Агломерация рассматривается как территория, характеризующаяся большой плотностью населения. Этим определяются как позитивные факторы развития, соответствующие современным требованиям (культура, экономика, обслуживание, образование, наука), так и трудности, связанные с функционированием крупных систем (транспорт, торговля) и чрезмерной концентрацией населения, иногда создающей неразрешимые проблемы (преступность, маргинальные элементы). Законом от 1999 г. минимальная численность агломерации (сообщества агломераций) определена в 50 тыс. чел. При численности свыше 300 тыс. чел. уже будет ставиться и решаться вопрос о создании нового типа территориальной организации, имеющей единый профессиональный налог и имеющей право принимать участие в плановых контрактах “государство-регион”. Некоторые французские исследователи считают, что на определенном этапе развития, по примеру “регионов”, “земли” и “агломерации” могут стать новыми административно- территориальными единицами.
Важным событием с возможными далеко идущими последствиями для государственного устройства России является введение в практику семи
федеральных округов. Эта новация не противоречит Конституции, так как формально прежде всего призвана упорядочить и повысить эффективность работы федеральных структур (прежде всего администрации Президента) в регионах.
С другой стороны, данное нововведение не идет в разрез с опытом ряда зарубежных федераций. Главная его особенность состоит в том, что созданные федеральные округа покрывают всю территорию России, чего нет в мировой практике. Из представленных в данной главе примеров развития зарубежных федераций определенное сходство (если говорить о потенциальном возможном изменении административно-территориального устройства) прослеживается с опытом Франции, где постепенно была введена сетка регионов до признания их полноправными административно-территориальными единицами — на это ушло более 15 лет.
Очевидно и то, что новые округа станут объектами федеральной региональной политики. Характерно, что уже в принятом Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе предусматривается разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программ социально- экономического развития территорий в пределах федерального округа. Такие программы уже появляются. В связи с этим рано или поздно встанут вопросы об экономических рычагах, которые должны быть направлены прежде всего на решение межрегиональных проблем.
Другая особенность новых округов — их относительно укрупненный характер. Ранее делавшиеся предположения предлагали более дробную сетку.
Принятая же сетка характеризуется и очевидной разнородностью по укрупненным показателям экономического потенциала округов (см. табл. 8). Так, если не принимать во внимание территорию, то по всем другим показателям лидирует Центральный федеральный округ, на втором месте — Приволжский; вместе эти два округа дают примерно 50% по большинству показателей. В то же время можно заметить, что по сравнению с другими макрорегионами (экономическими районами и межрегиональными ассоциациями) федеральные округа характеризуются более уравновешенными пропорциями по большинству показателей.
Дискуссии о перспективах административно-территориального устройства России продолжаются. В целом сегодня многими специалистами признается, что реформа здесь нужна. Главное препятствие, очевидно, заключается в “цене вопроса”, так как его решение может отвлечь государство, существенную часть его политических, административных и финансовых ресурсов от решения не менее актуальных задач страны. Перекроет ли эффект возможные издержки? Однозначного ответа нет.
В качестве компромиссного варианта прорабатываются вопросы законодательного оформления процедурных механизмов изменения границ между субъектами федерации, что, в принципе, допускается Конституцией. В

Сегодня в Германии существует пять самостоятельных и юридически независимых политических уровней. Европейский союз — объединение различных европейских национальных государств, членом которых является Германия. Федеративная Республика Германия — национальное государство с конституционным суверенитетом в 16 государствах, что эквивалентно государствам в Австралийских округах или графствах и муниципалитетах. Структура правительства в Германии изложена в таблице.

Таблица 1 Структура правительства в Германии. Источник: Министерство иностранных дел и торговли Австралии, Берлин. Структура и администрация местного самоуправления Германии сложна. Районы, города и муниципалитеты являются конституционными элементами государств, которые могут регулировать местное самоуправление в государствах. Каждое государство имеет право определять механизмы управления, функциональное распределение и избирательное законодательство в отношении районов и муниципалитетов. Такая гибкость привела к значительным изменениям в функциональности между государствами, например, к выборам мэров и старших государственных служащих и разделению полномочий и обязанностей.

Таблица 8
Экономический потенциал макрорегионов Российской Федерации в 1999 г. (Россия = 100%)

Макрорегионы

alt=»»/>

Города и муниципалитеты являются местными органами власти, в то время как некоторые «промежуточные» районы управляются как обоими государствами, так и местными властями. Как промежуточные районы, так и муниципалитеты самого низкого уровня обладают полными полномочиями по самоуправлению и полномочиями по выпуску материального права.

Конституция содержит две ключевые особенности, касающиеся местного самоуправления. «Однородность уровня жизни на всей территории федерального значения» гарантируется в пункте 3 статьи 106 и подпункте 2 Основного закона. Для достижения этой цели ежегодно между федеральным правительством и государствами, между государствами и между государствами и их муниципалитетами проводится серия процессов бюджетного выравнивания. Локальная автономия муниципалитетов гарантируется в пункте 2 статьи 28 Основного закона и соответствующих положениях конституций государств. Гарантия местной автономии запрещает федеральному и государственному законодательству устранять права местных властей управлять своими делами или ограничивать это право до такой степени, что содержание автономии отбирается. Тем не менее, муниципалитеты могут быть распущены с помощью Закона о государственном парламенте, если принцип местной автономии остается незатронутым. Районы, города и муниципалитеты обладают всеми полномочиями по самоуправлению, включая право выносить материальное право.

Соотношение максимального и минимального значений по каждому из факторов.
** В тех случаях, когда тот или иной субъект Федерации входит в несколько ассоциаций, то в данных расчетах этот субъект учитывался в каждой из соответствующих ассоциаций. Как известно, есть тенденция включения в ассоциации регионов из сопредельных стран СНГ. В данных расчетах такого рода регионы не учитывались.
данном случае речь может идти не об обвальном процессе реформы всей системы административно-территориального устройства страны, а о решении частных задач и накоплении опыта на примере отдельных субъектов федерации.
В целом здесь нужна серьезная политическая воля центра и мощная политическая, социальная поддержка, особенно учитывая возможные коллизии и в связи с национальным вопросом. Готова ли к этому Россия? Как нам представляется, здесь необходим осторожный, взвешенный подход. При этом, как мы уже отмечали, связанные с этим вопросы целесообразно решать поэтапно с учетом общей стратегии территориального развития России.

Существует значительная гибкость в распределении функциональных и финансовых обязанностей, которые часто разделяются между уровнями правительства. Функциональные обязанности во многом схожи между государствами. Государства несут прямую ответственность за образование, культуру, местное право, общественную безопасность и порядок. В других областях, таких как образование для взрослых, региональное экономическое развитие, сельское хозяйство и защита прибрежных районов, государства работают совместно с федеральным правительством.

Государства разделяют ответственность с муниципалитетами и районами за предоставление широкого спектра обязательных и дискреционных услуг. Задачи местного самоуправления разделены между районами, с одной стороны, и городами и муниципалитетами, с другой стороны, согласно принципу, что некоторые услуги, которые не могут быть предоставлены муниципалитетами, во многом предоставляются районами более высокого уровня. Например, если строительство и содержание объекта по удалению отходов превышает финансовые средства отдельного муниципалитета, район принимает эту задачу для всех муниципалитетов, принадлежащих к округу.

Бельгия (Королевство Бельгия)

ФРГ (Федеративная Республика Германия)

Области ответственности муниципалитетов

Муниципалитеты в значительной степени отвечают за следующие суверенные права. Кадровый суверенитет предоставляет муниципалитетам право выбирать, привлекать, поощрять и увольнять сотрудников. Организационный суверенитет включает в себя право муниципалитетов организовывать администрацию самостоятельно. Планирование суверенитета предоставляет муниципалитетам право организовывать и формировать муниципальную территорию под свою ответственность, составляя планы развития городов суверенитет влечет за собой право принимать муниципальные полномочия. Финансовый суверенитет дает право муниципалитетам нести ответственность за управление своими доходами и расходами. Государственный суверенитет предоставляет муниципалитетам право взимать с местных налогов налоги, такие как налог на собаку, налог на развлечения, земельный налог, второе место проживания. Муниципальную деятельность можно разделить на два типа, исходя из того, являются ли они: обязательными функциями, переданными из высших органов власти, или добровольной деятельностью, осуществляемой соответствующими муниципалитетами.

Швейцария (Швейцарская конфедерация)

Югославия (Союзная Республика Югославия)

Австрия (Австрийская республика)

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)

Пакистан (Исламская Республика Пакистан)

Первым типом функций являются «государственные» задачи, переданные или уполномоченные федеральным правительством или государствами муниципалитетам в силу закона. Государственные или федеральные правительства обеспечивают юридический и экспертный надзор и выносят конкретные указания и инструкции на определенных условиях.

Эти мандатные мероприятия. Гражданство, регистрация, паспортные дела и выдача свидетельств о рождении, браке и свидетельствах о смерти, общая безопасность, коммерческие дела, строительные дела, охрана здоровья и ветеринарные службы, управление транспортными средствами и транспортными средствами, налогообложение, водное законодательство и земледелиефедеральные и земельные выборы, социальные вопросы и защита молодежи, сохранение и сохранение исторических памятников, статистикаследие и рыболовство администрация. Муниципалитет также обязан гарантировать энергетику и водоснабжение своих граждан.

Индия (Республика Индия)

Мьянма (Союз Мьянма)

Малайзия (Федерация Малайзия)

Эфиопия (Народная Демократическая Республика Эфиопия)

Южно-Африканская Республика (ЮАР)

Другими важными задачами в этой категории являются. Добровольные или факультативные задачи самоуправления включают в себя мероприятия в сфере досуга, отдыха и культуры, такие как создание спортивных центров, бассейнов, пешеходных зон и местной транспортной сети трамваев и автобусов.

Кроме того, муниципалитеты несут ответственность за многочисленные учреждения культуры от оперы до муниципальных архивов, театров, кинотеатров, музеев и библиотек и восстановления исторических зданий. Пункт 2 статьи 28 Основного закона требует, чтобы муниципалитеты выполняли задачи, за которые они несут ответственность. Следовательно, помимо собственных доходов муниципалитеты могут использовать дополнительные ассигнования из своего соответствующего государства.

Нигерия (Федеративная Республика Нигерия)

Мексика (Мексиканские Соединенные Штаты)

Венесуэла (Республика Венесуэла)

Бразилия (Федеративная республика Бразилия)

Аргентина (Аргентинская республика)

Соединенные штаты Америки

Австралийский союз (Австралия)

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе (т.к. последнее понятие является более широким). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Авторитаризм — система власти характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма можно отнести тиранические и абсолютистские формы правления древнего периода, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.

Апартеид (расизм) — крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических и гражданских прав вплоть до территориальной изоляции. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид.

Геноцид (в международном праве — одно из тягчайших преступлений против человечества)- истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, религиозным или иным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп населения.

Демократия — форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

Различают две формы демократии: непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами).

Диктатура (неограниченная власть) — осуществление власти в государстве недемократическими методами; авторитарный политический режим.

Диктатура пролетариата — власть, которая устанавливается в результате революции, осуществляемой рабочим классом во главе со своей партией. Исторические формы: Парижская Коммуна 1871 г.; Советы; народная демократия.

Опыт развития СССР свидетельствует, что государственная власть, утвердившаяся после Октябрьской революции 1917 г., на деле превратилась в тоталитарно-бюрократический режим. Сходные процессы происходили и в других странах, провозгласивших установление диктатуры пролетариата (социалистические страны и страны народной демократии).

Тоталитаризм — одна из форм государственного режима (тоталитарное государство), характеризующееся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (например, различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, в нацистской Германии периода Второй мировой войны и др.).

Типология стран мира

На современной политической карте мира представлено более 230 стран и территорий, из них более 190 — суверенные государства. Среди них есть страны с очень большой территорией и численностью населения (Китай, Индия, Россия, США) и совсем крошечные — такие как «малые» государства Европы: Монако, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн.

Есть однонациональные страны (Япония, Швеция, Германия, Франция и др.) и многонациональные (Индия, Россия, Нигерия, США и др.). Некоторые государства занимают целый континент (Австралия), а иные расположены на маленьком острове или группе островов (Науру, Мальта, Кабо-Верде и др.). Есть страны богатые природными ресурсами и обделенные ими. Есть страны, имеющие выход к открытому морю и протяженные морские границы (Россия, Канада, США, Китай и др.), и не имеющие этого преимущества, т.е. внутриконтинентальные страны (Чад, Мали, ЦАР, Парагвай, Монголия и др.). Очень часто особенности географического положения страны сказываются на уровне ее социально-экономического развития.

У каждой страны мира есть свои неповторимые особенности, однако, путем выявления каких-либо сходных с другими государствами черт можно выделить определенные типы стран.

Тип страны формируется совокупностью условий и особенностей развития, которые в каких-то существенных чертах с одной стороны роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой — выделяют ее из всех других. Само существование типов стран, их историческая эволюция являются результатом того, что развитие идет в странах разными темпами, в разных условиях и разными путями.

При этом нельзя выделить типы стран лишь на основании одного или нескольких, хотя и очень важных для всех стран критериев, например, на основании показателя ВВП, уровня развития государства или богатства и благосостояния жителей. Типологии предшествует огромная статистическая работа по отбору и сравнению большого числа экономических, демографических и социальных показателей по странам мира. Далее необходимо найти сходные черты, которые помогут выделить те или иные государства в обособленные группы;

Типологии бывают разные. Есть типологии, учитывающие уровень развития стран, уровень доходов населения и качества жизни, уровень гуманитарного развития и социального прогресса и пр. Типологии должны учитывать большое число показателей и характеристик: уровень экономического и социального развития государств, исторические и политические аспекты, например, уровень развития демократии и т.п.

Долгое время в научной литературе применялась типология, делившая государства на группы по принципу принадлежности к той или иной общественно-экономической формации: капиталистической: (страны с рыночной экономикой), либо социалистической (страны с центрально планируемой экономикой). Причем, в особую группу выделялись страны развивающиеся (или «страны третьего мира») — бывшие ранее колониальными и зависимыми территориями и вступившие на путь независимого развития, которые могли пойти по тому или другому пути. Часть из них действительно развивалась по социалистическому пути. Но с распадом системы социализма данная типология (которая использовалась не одно десятилетие) устарела.

В настоящее время суверенные государства группируют чаще всего:

по размерам территории;

по количеству населения;

по географическому положению;

по уровню социально-экономического развития.

По размерам территории выделяют 7 самых больших стран мира (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия). Площадь каждого из этих государств свыше 3 млн. кв.км., а в совокупности они занимают около половины земной суши. Кроме самых крупных выделяют средние, небольшие страны и микрогосударства (Андорра, Монако, Лихтенштейн и др.).

По количеству населения среди стран мира выделяют десять стран с числом граждан более 100 млн. в каждой, на которые приходится 3/5 населения земного шара:

Китай – 1 млрд. 300 млн. чел.;

Индия – 1 млрд. 40 млн. чел.;

США – 287 млн. чел.;

Индонезия – 221 млн. чел.;

Бразилия – 175 млн. чел.;

Пакистан – 170 млн. чел.;

Россия – 145 млн. чел.;

Нигерия – 143 млн. чел.;

Бангладеш – 130 млн. чел.;

Япония – 126 млн. чел.

По географическому положению принято выделять страны: полуостравные (Саудовская Аравия); островные (Куба); материковые (Россия); страны-архипелаги (Япония). Особую группу составляют страны, не имеющие выхода к морю (36 стран).

По типологии, учитывающей уровень и характер социально-экономического и политического развития , выделяют три группы стран мира:

1) экономически высокоразвитые государства;

2) менее развитые страны (по терминологии ООН «развивающиеся страны»);

3) страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны.

Признаки Экономически высокоразвитых государств :

зрелый уровень развития экономических (рыночных) отношений;

особая их роль в мировой политике и экономике;

они обладают мощным научно-техническим потенциалом.

Эти страны отличаются друг от друга масштабами и уровнем развития экономики, численностью населения и т.д. Поэтому можно выделить внутри этой группы несколько подтипов.

1.1. Главные капиталистические страны : США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. (Фактически это «большая семерка», исключая Канаду, которая в типологии отнесена к другому подтипу: к странам «переселенческого» капитализма).

Это наиболее развитые страны, обладающие самым высоким экономическим и научно-техническим потенциалом. Они отличаются друг от друга особенностями своего развития и экономической мощью, но всех их объединяет очень высокий уровень развития и та роль, которую они играют в мировом хозяйстве. Фактически они уже вступили в постиндустриальную стадию развития, как и представители следующей подгруппы.

1.2. Экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы : Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция и др.

Эти государства достигли высокого уровня развития, но, в отличие от главных капиталистических стран имеют гораздо более узкую специализацию в международном разделении труда. При этом они направляют на внешний рынок до половины (и более) своей продукции. В экономике этих стран очень велика доля непроизводственной сферы (банковское дело, предоставление различного рода услуг, туристический бизнес и др.).

1.3. Страны «переселенческого» капитализма» : Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. Это бывшие колонии Великобритании. Капиталистические отношения возникли и развивались в них благодаря хозяйственной деятельности иммигрантов из Европы. Но в отличие от США, которые также в свое время были переселенческой колонией, развитие этой группы стран имело некоторые особенности. Несмотря на высокий уровень развития, эти страны сохранили свою аграрно-сырьевую специализацию, сложившуюся во внешней торговле еще в их бытность колониями. Но эта специализация отнюдь не идентична таковой в среде развивающихся государств, так как сочетается с высокоразвитой внутренней экономикой. Здесь находится и Канада, которая входит в «большую семерку», но по типу и особенностям развития своего хозяйства ближе к данной группе стран. Израиль — небольшое государство, сформировавшееся после Второй мировой войны на территории Палестины (которая находилась по мандату Лиги Наций под управлением Великобритании после Первой мировой войны). Экономика этой страны развивалась за счет умений и средств иммигрантов, стремившихся вернуться на свою историческую родину.

1.4. Страны со средним уровнем развития капитализма : Ирландия, Испания, Греция, Португалия.

В прошлом эти государства играли важную роль в мировой истории. Так, в эпоху феодализма Испания и Португалия имели огромные колониальные владения. Несмотря на известные успехи в развитии индустрии и сферы услуг по уровню развития эти страны в целом отстают от первых трех подгрупп государств в данной типологии. Но все они ныне входят в Европейский Союз и основными их торговыми партнерами выступают высокоразвитые государства.

Страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны . К этой группе относят страны Центральной и Восточной Европы (включая все республики бывшего СССР) — это «страны с переходной экономикой» и Монголию, а также те страны, которые по-прежнему являются социалистическими — Куба, Китай, Вьетнам, Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Ранее все они были странами социалистического лагеря с центрально планируемой экономикой (а последние четыре страны таковыми остаются).

После распада СССР в начале 90-х годов в большинстве стран этой группы произошли очень существенные изменения в политике и экономике — они пытаются включиться в мировую систему рыночных отношений. Процессы преобразований в этих государствах выходят за рамки стандартных реформ, так как имеют глубинный и системный характер. В экономике и политике четырех социалистических стран также наблюдаются очень существенные сдвиги.

Характерно, что некоторые из постсоциалистических стран с низкими доходами на душу населения заявили о своем желании приобрести статус «развивающейся» страны (например, с таким заявлением выступили республики бывшей Югославии, Вьетнам, среднеазиатские республики СНГ). Это дает им право получать льготные кредиты и различные виды помощи в международных банках и фондах.

Экономически менее развитые страны (согласно классификации ООН — «развивающиеся страны»).

Это самая многочисленная и разнообразная группа стран. В большинстве своем — это бывшие колониальные и зависимые страны, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от стран, бывших ранее их метрополиями.

Объединяет страны этой группы многое, в том числе проблемы развития, внутренние и внешние трудности, связанные с низким уровнем развития экономики и социальной сферы, недостатком финансовых средств, отсутствием опыта ведения, капиталистического товарного хозяйства, недостатком квалифицированных кадров, сильной экономической зависимостью, огромным внешним долгом и пр. Ситуацию усугубляют гражданские войны и межэтнические конфликты. В международном разделении труда они занимают далеко не лучшие позиции, являясь в основном поставщиками сырьевых ресурсов и сельскохозяйственной продукции в экономически развитые страны.

К тому же во всех странах этого типа и уровня развития в связи с быстрым ростом населения ухудшается социальное положение больших масс жителей, проявляется избыток трудовых ресурсов, особенно остро стоят демографическая, продовольственная и другие глобальные проблемы.

Но, несмотря на общие черты, страны этой группы сильно отличаются друг от друга (а их около 150).

Можно выделить по крайней мере четыре группы стран:

А) Ключевые страны – это страны – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом. К ним относятся: Бразилия, Мексика, Индия, Аргентина, Иран. Они производят столько промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые.

Б) «новые индустриальные страны» (НИС) — Сингапур, о. Тайвань и Республика Корея, а также НИС «второй волны» — Малайзия, Таиланд, Индонезия. Экономика их характеризуется высокими темпами индустриализации, экспортной ориентацией промышленного производства (особенно продукции наукоемких отраслей), активным участием в международном разделении труда. Экономические показатели этой группы государств в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, но все же имеются черты, присущие всем развивающимся странам.

В) Нефтеэкспортирующие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Ливия, Бруней, Алжир). Эти страны получают основной доход от экспорта нефти.

Г) наименее развитые страны (около 40 стран). Основные их характеристики: очень низкие доходы в расчете на душу населения; низкая доля обрабатывающей промышленности в структуре хозяйства; очень высокая доля неграмотных среди взрослого населения. Их отсталость выражается в фактической неспособности обеспечить необходимый минимум насущных потребностей быстрорастущего населения. В эту группу наименее развитых стран мира отнесены: Афганистан, Гаити, Гвинея, Бангладеш, Лаос, Непал, Бутан, Мали, Мозамбик, Сомали, Чад, Бурунди, Эфиопия и др. Они очень сильно отстают от развитого мира по всем основным социально-экономическим показателям и также далеки от промышленно развитых как и многие десятилетия назад.

Источник

Оцените статью