Этнические меньшинства стран западной европы

Этнические меньшинства в странах Запада

В развитых странах, где сложились или формируются этнические и расовые общины, предпринимаются попытки решить связанные с ними проблемы.

В США самыми крупными являются афроамериканская и испаноамериканская общины. Каждая из них составляет 13- 15 % населения. В этой стране еще в 1960-е гг. были приняты законы о запрещении дискриминации при найме на работу, обслуживании в общественных местах, сдаче в аренду и продаже жилья, а также законы о защите избирательных прав небелых американцев. Во многих штатах были введены квоты. Это означало, что в системе местного самоуправления, в университетах и на частных предприятиях часть мест должна резервироваться для представителей этнических меньшинств. Она соответствует их доле в общей численности населения того или иного штата.

Значительное внимание проблемам социального и политического статуса этнических меньшинств начали уделять общественные организации, являющиеся неотъемлемой частью гражданского общества. Так, профсоюзы в своих переговорах с предпринимателями настаивали на отмене расовой и этнической дискриминации на предприятиях.

Ведущие политические партии стали выдвигать представителей этнических меньшинств своими кандидатами на выборах. В 1989 г. впервые в истории США мэром Нью-Йорка был избран афроамериканец. Ныне многие латиноамериканцы и афроамериканцы занимают ведущие посты в правительстве Соединенных Штатов. В ряде южных штатов рассматривается вопрос о признании испанского языка в качестве государственного. Уже началось телевещание на испанском языке.

Система квот нередко критикуется в США как «дискриминация наоборот». Ее противники заявляют, что она обеспечивает доступ в университеты и на престижные должности людей лишь на основе принадлежности к меньшинствам, а не благодаря знаниям и умениям. Говорят, что порой выгоднее быть афроамериканцем, чем белым.

Читайте также:  Кто враг россии внутри страны

Политика властей позволила улучшить положение этнических меньшинств. В США с 1960-х по 1990-е гг реальные доходы афроамериканцев, из расчета на душу населения, возросли на 50 % (у белых — на 40 %). Тем не менее проблема социального неравенства еще не решена. К началу 21 в. средний доход белой семьи в США составлял 45 тыс. долларов, афроамериканской — 29 тыс. долларов, латиноамериканской — 34 тыс. долларов.

Правительство США, принимая меры по полноценному вовлечению небелых меньшинств в политическую и экономическую жизнь общества, провозгласило доктрину этнического плюрализма и мультикультуралuзма. Это означает, что единство нации не исключает, а, напротив, способствует расцвету культур составляющих ее народов.

Был принят принцип «политкорректности». Он подразумевает недопустимость использования в СМИ терминов и выражений, оскорбляющих чувства этнических меньшинств. Например, использование слова «негр» В США находится под запретом, политкорректным считается термин — «афроамериканец». В 1988 г. закон о мультикультурализме был принят и в Канаде.

Тем не менее этнические проблемы не решены окончательно. Весной 2006 г. американское общество было потрясено массовыми, многомиллионными манифестациями «незаконных» иммигрантов из стран Латинской Америки. Они требовали легализации своего пребывания на территории США, угрожая забастовками, которые могли парализовать коммунальное хозяйство страны.

Несколько иная ситуация в странах Западной Европы. Официально мультикультурализм не провозглашался ни в одной из них. Тем не менее на деле он соблюдается. В Великобритании в 1980-е гг. в профсоюзах были созданы отделения, представлявшие интересы этнических меньшинств. В 1987 г.. впервые в палату общин прошли четыре их представителя. В Германии в профсоюзы входит 54 % работающих иммигрантов (среди немцев — всего 30 %).

Действуют программы социальной адаптации вновь прибывающих легальных иммигрантов. Для них, за счет государства, создаются курсы изучения языка страны пребывания и повышения квалификации. Особое место занимают программы поощрения малого бизнеса среди представителей этнических меньшинств.

Предпринимаются попытки диалога с лидерами религиозных меньшинств. Порой они оказываются эффективными. Например, в 2004 г. французские власти запретили носить в школах религиозную символику. Это вызвало возмущение исламской молодежи. Многие ее представители стали участниками уличных беспорядков, которые вспыхнули во Франции в 2005 г. Однако лидеры мусульманских общин поддержали французское правительство, призывая к сдержанности. Благодаря этому молодежные бунты не превратились в массовые выcтyплeния французских мусульман.

Тем не менее по мере укрепления своих позиций и влияния исламские общины начинают выдвигать все более жесткие требования к властям. Это свидетельствует не только о нежелании интегрироваться в принявшее их общество, но и о намерении изменить принципы его организации. Мусульмане в странах Европы хотят жить так же, как в исламских государствах, получая религиозное образование, выполняя все положенные обряды, имея возможность паломничества в Мекку и т.д. Однако многие из подобных требований противоречат существующей в Западной Европе светской системе образования, законам и порядкам, утвердившимся на промышленных и других предприятиях. Наиболее радикальные исламские лидеры говорят о грядущей исламизации европейских стран.

Общественно — политическая активность этнических меньшинств вызывает ответную реакцию коренного населения. Возникают движения, пропагандирующие националистические и расистские взгляды. Их влияние в большинстве стран (кроме Франции) невелико. Тем не менее подобные группировки существуют во всех западноевропейских странах.

Единственная развитая страна мира с высоким уровнем жизни, где не возникает этнических проблем — это Япония, которая очень жестко контролирует иммиграцию и не допускает формирования на своей территории общин этнических меньшинств.

Глобализация экономики и процессы интеграции охватывают все большее число государств. Постепенно ослабляются препятствия для перемещения не только товаров и капиталов, знаний и технологий, но и людей. Представители множества этносов и наций устремляются на поиски лучшей жизни в процветающие регионы мира. Поэтому проблема мирного сосуществования мигрантов и коренного населения во многих странах в XXI в. будет приобретать все более важное значение.

Источник

Проблемы этнических меньшинств в странах Западной Европы

В современном мире существует более 180-ти государств и лишь не более 20-ти из них этнически однородны — то есть, в них национальные меньшинства составляют менее 5% населения. Более чем в 40% государств мира проживает пять и более национальных меньшинств. Всего в мире насчитывается около 8 тыс. народов — больших и малых — и, теоретически, каждый из них может претендовать на независимость. Таким образом, подавляющее большинство стран мира могут стать ареной межэтнических конфликтов. На протяжении второй половины 20 века в мире было отмечено более 300 этнических конфликтов, которые периодически переходили в стадию насилия.

Казалось бы, несмотря на уже почти 50-летний процесс экономической, а с 1990-х годов и политической интеграции, национальный вопрос в Западной Европе до сих пор остается актуальным, хотя и не таким острым, как в других частях мира, и отчасти он спровоцирован как раз объединением европейских государств.

Самая опасная тактика действия сепаратистов — террор. Сегодня в Западной Европе сохраняются как минимум три очага сепаратизма в террористической форме: баскский в Испании, ольстерский и шотландский в Великобритании, корсиканский во Франции.

Источник

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:

курсовая работа Этнические меньшинства стран Западной Европы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.10.2013. Год: 2013. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

Введение
Актуальность. Нарастающая в последние десятилетия глобализация расширяет и увеличивает протяженность и интенсивность экономических, культурных и финансовых связей во всем мире. Мы живем в неком пространстве миграционных потоков людей, мир становится все более единым. Миграционные процессы обрели со второй половины ХХ в. поистине глобальные масштабы, охватив все континенты планеты, социальные слои и группы общества, оказывая влияние на различные сферы общественной жизнедеятельности. Европа стала одним из главных центров притяжения мигрантов. В настоящее время пятая часть всех мигрантов мира сосредоточена в государствах – членах Европейского союза. В последние десятилетия численность иностранцев здесь непрерывно растет. Именно поэтому, в современном мире, этнические меньшинства являются неотъемлемой частью каждого государства. В одних странах они активно участвуют в политической, экономической и культурной жизни общества, в других — являются объектом дискриминации. Но в любом случае, присутствие национальных меньшинств играет важную роль в любой стране мира.
Этнические меньшинства всё чаще становятся причиной конфликтов на национальной почве. Иногда эти конфликты приобретают международный масштаб и приводят к истреблению одних народов другими. Именно поэтому, изучение этнических меньшинств одна из необходимых мер поддержания мирового порядка. И актуальность данной темы не оставляет сомнений.
Предметом исследования являются этнические меньшинства в Западной Европе.
Объектом исследования является положение и роль этнических меньшинств в социально-политической системе стран Западной Европы.
Целью данной курсовой работы является изучение проблем, с которыми сталкиваются меньшинства, проживающие на территории Западной Европы.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
    раскрыть основные виды конфликтов, с которыми сталкиваются этнические меньшинства.
    определить роль национальных меньшинств в культурной, политической и экономической жизни государств Западной Европы.
    на основе анализа литературы рассмотреть способы решения конфликтных ситуаций с участием этнических меньшинств.

Источниковая база. При написании данной курсовой работы привлекались различные источники: энциклопедические данные, нормативно-правовые документы, данные из словарей. Также использовалась многочисленная литература как российских, так и зарубежных авторов, и научные статьи, посвящённые положению этнических меньшинств в обществе. 1
Степень разработанности темы. Для написания работы были привлечены материалы учебной и научной литературы, справочная литература.
К примеру, научный труд Кретинина С.В. «Судетские немцы. Народ без родины» помог изучить проблему судетских немцев от её корней и до наших дней, а также обозначил меры, принимаемые мировым сообществом , для её решения.
Структура. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Этнические меньшинства.
1.1.Понятие «этнические меньшинства». Сущность и структура этнических общностей. Их правовая защита.
Меньшинство — группа граждан, численно уступающая остальному населению государства и не занимающая господствующего положения, члены которой имеют этнические, религиозные или языковые отличия от остального населения и демонстрируют солидарное желание сохранить свое культурное своеобразие и групповую целостность. В ряде социально-политических ситуаций выделяют расовые, религиозные или языковые меньшинства. 2
Что касается термина «этническое меньшинство», то он схож с термином «национальное меньшинство» и определяется как группа лиц, проживающая за пределами территориального самоопределения нации. Таким образом, этот термин можно употребить в отношении всех численно, культурно и политически не доминирующих этнических групп в государстве.
У этнических меньшинств есть свои характерные особенности. Так, антропологи Ч. Уэгли и М. Харрис, приводят 5 отличительных свойств этнических меньшинств. К ним относят:

    Меньшинства — сегменты сложных по структуре обществ;
    Меньшинства обладают специфическими культурными и физиологическими особенностями, не поддерживаемые общественным большинством;
    Меньшинства наделены определённым самосознанием и ограничены в возможностях;
    Членство в этническом меньшинстве передаётся по наследству, что усложняет выход из него независимо от отличий во внешнем облике;
    У этнических меньшинств также есть тенденция в выборе партнёра в пределах своей группы;

У каждого этноса есть общие характерные черты, так называемая этническая идентичность, которые относятся также и к этническим меньшинствам. Это:
1) антропологический тип
2) язык и его диалекты
3)самоназвание
4) общность материальной и духовной культуры
5) общность религии
6) формы, стереотипы поведения
7) тип социальных связей
8) установки по отношению к другим этносам
9) общее историческое прошлое
10) модально-эмоциональные аспекты (чувство национальной гордости, обида за свой народ и т.п.). 3
Этническая структура современных стран не однородна и достаточно сложна. Слабое развитие этнической статистики в большинстве стран зарубежной Европы и неоднократные изменения политических границ создают почти непреодолимые препятствия для детального анализа динамики национального состава этих стран и динамики численности отдельных народов. К тому же, ни одно государство Зарубежной Европы не имеет какого-либо официального документа, ведущего статистику и учёт этнических меньшинств. Постоянная иммиграция и ассимиляция также затрудняют сбор данных об этническом составе стран. Однако некоторые национальные меньшинства, в различных странах Зарубежной Европы, всё же можно обозначить. Существует два типа государств: государства с практически однородным составом и государства, с большим количеством населения, относящегося к этническим меньшинствам.
Среди стран Западной Европы со значительной долей национальных меньшинств, выделяются следующие страны:
1) Андорра: испанцы(43%), андоррцы(33%),португальцы (11%), французы (7%), другие (6%).
2) Бельгия: фламандцы (58%), валлоны (31%), другие(11%).
3) Чехия: чехи(63.7%), моравы (4.9%), словаки (1.4%), другие (30%).
4) Германия: немцы (91.5%), турки (2.4%), другие ( 6.1%).
5) Франция: французы (83%), эльзасцы ( 2,7%), итальянцы ( 2,3%), бретонцы ( 2%), португальцы ( 1,5%),другие(1-1.5%)
6) Ирландия: ирландцы (87,4%), другие белые (7,5%), азиаты (1,3%), черные (1,1%), смешанные (1,1%), неопределенные (1,6%).
7) Румыния: румыны(89,5%), венгры (6,6%), цыгане (2,5%), украинцы (0,3%), немцы (0,3%), русские (0,2%), турки (0,2%), другие (0,4%).
8) Испания: испанцы(72,8), каталонцы(16,4), галисийцы(8,2), баски(2,3%).
9) Великобритания: белые (в том числе англичане (83,6%), шотландцы (8,6%), валлийцы ( 4,9%), северные ирландцы( 2,9%)- 92,1%; черные (2%), индийцы (1,8%), пакистанцы (1,3%), смешанные (1,2%), другие (1,6%). 4
Такова этническая структура некоторых ,наиболее интересных в этом плане стран Зарубежной Европы. Как видно, она неоднородна и разнообразна, а также подвергается постоянным изменениям, что затрудняет её анализ.
Также как и любой член общества той или иной страны, меньшинства имеют право совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком. 5 Пакт о гражданских и политических правах носит общий характер и подразумевает контроль над действиями государства и других лиц, проживающих на территории данного государства, по отношению к национальным меньшинствам. Речь в пакте идёт обо всех видах меньшинств, а также о всех меньшинствах, недавно появившихся, а также, временно проживающих, на территории государства. Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. 6
Международно-правовая защита национальных меньшинств — одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед мировым сообществом, от разрешения которой может зависеть политическое положение в различных регионах, а во многом и сам ход исторического развития современного мира. 7 Известно, что в современном мире нет ни одного государства с однородным, по своей принадлежности к какой-либо нации, населением. Несмотря на все международные правовые акты по защите прав меньшинств, они были и остаются, ущемлены в политических правах. И именно поэтому, государства как главные авторы глобальной межгосударственной системы, как основные субъекты международно-правового нормотворчества несут особую ответственность в деле предотвращения дискриминации и защиты национальных меньшинств. Нельзя сказать, что проблемам национальных меньшинств уделялось мало внимания в международно-правовой практике. Наоборот, «защита этнических, религиозных и языковых групп является одной из старейших забот международного права» 8 . Международная защита национальных меньшинств зародилась «с целью защиты дискриминируемых групп, в частности, религиозных меньшинств, причём, скорее, с упором на необходимость проявлять терпимость, а не выдвигать права». 9
Таким образом, можно сделать вывод, что правовая защита национальных меньшинств — важная и актуальная тема для любого государства и для мирового сообщества в целом. Проблема национальных меньшинств, влияет на внутреннюю и внешнюю политику государств и поэтому требует активной политики со стороны мирового сообщества в целом.

1.2. Проблемы межэтнических отношений.
Любые отношения состоят из серии сотрудничества и конфликтов. То же касается и межэтнических конфликтов.
Под этническим конфликтом понимается конфликт между представителями разных народностей или этнических групп, возникающий в результате различий в быту, традициях, культуре, а также в результате социального неравенства. 10
Проблема меньшинств, в том числе и этнических, возникла вместе со становлением системы европейских национальных государств, когда централизация власти и идеологическое оформление национального единства приводили к утверждению коренных господствующих культурных и религиозных образцов и одновременно к порождению нетерпимости в отношении “чужаков”. Эти проблемы требовали специальных решений и регулирования со стороны государства, а также межгосударственных договоренностей (этническая общность, представленная меньшинством в одном государстве, часто оказывалась большинством в соседнем государстве).
Особую остроту данная проблема приобрела ещё в XX веке в связи с ростом этнического самосознания малых групп, интенсивных международных миграций, процессами демократизации и правозащитным движением. В настоящее же время, имеет место острый этнополитический конфликт. В большинстве государств, центр политической власти и государственный аппарат более или менее контролируются господствующей или составляющей большинство этнической общностью, а подчиненная общность или общности остаются в маргинальном положении.
Многие этнополитические конфликты в мире фактически являются следствием проблем, возникающих из изменения положения этнической группы в обществе. Вот наиболее типичные ситуации, в которых взаимодействуют этнонациональные группы: 11
1) Этнические группы в государстве, которое признает себя полиэтническим или многонациональным. Такие группы устанавливают свою тождественность на основе языка (как в Бельгии и Швейцарии), религии (сикхи, мусульмане и индусы в Индии; христиане и мусульмане в Ливане), национальности (как в бывшем Советском Союзе) или расы (Южная Африка). В этих случаях этнические группы, отличающиеся от доминирующей или более многочисленной национальности, могут обладать или не обладать особым правовым статусом. Обычно они представляют меньшинство и не занимают господствующего положения.
2) Этнические группы в государстве, которое официально не признает себя полиэтническим, как, например, Франция, Япония, Индонезия, Турция, Португалия, многие африканские страны. Здесь меньшинства могут иметь региональную основу (как бретонцы или корсиканцы во Франции, шотландцы или валлийцы в Великобритании), расовую (как черные африканцы в Соединенных Штатах), религиозную (как копты в Египте или шииты в Ираке), племенную (как в Афганистане) или комбинацию ряда этих критериев.
3) Этнические меньшинства, которые идентифицируют себя с родственной этнической общностью в соседнем государстве, где она может составлять большинство населения (как венгры в Румынии, турки в Болгарии, албанцы в Югославии, чиканос в Соединенных Штатах).
4) Многочисленные этнические группы в государстве, где ни одна из них не занимает особого доминирующего положения.
5) Этнические меньшинства, которые проживают по обе стороны межгосударственной границы и имеют статус меньшинства в каждой из сопредельных стран, как в ряде регионов Юго-Восточной Азии, баски в Испании и Франции, курды на Среднем Востоке, лезгины в Азербайджане и России.
6) Этнические иммигранты и беженцы, появляющиеся в результате массовой миграции из одних стран в другие, в основном из слаборазвитых стран в индустриально развитые государства (африканцы в Англии и Франции, курды в ФРГ). Обычно их относят к меньшинствам из-за исторических обстоятельств: покорения и включения в новые государственные структуры; привязанности к своей земле и территории, а также из-за векового сопротивления геноциду и ассимиляции.

Таким образом, помимо дискриминации меньшинств на политической основе, можно выделить ещё две проблемы меньшинств: геноцид и ассимиляцию.
Крайне недемократической стратегией в этнополитике, а точнее — крайней формой преодоления этических разногласий, является геноцид.
Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. 12 Доминирующее или доминирующие этнические сообщества берут на вооружение геноцид, когда ощущают угрозу для своих интересов со стороны другой группы, сосуществование с которой считает неприемлемым. Геноцид позволяет решить проблемы межэтнического взаимодействия путем физического устранения конкурирующей этнической группы или путем подрыва ее демографического, культурного потенциала, в результате чего она перестает восприниматься как угроза интересам доминантного сообщества. Политика геноцида осуществлялась многие столетия, но приобрела популярность с образованием национальных государств. Большую роль здесь играла идеология национализма. В ней этнические меньшинства рассматривались как общества, подлежащие истреблению, во имя национальной однородности. Политикой геноцида пользовались во время колониальных завоеваний, для очищения необходимых Западным державам территорий от их коренного населения; во время идеологии фашизма в Германии- уничтожение еврейского народа; массовое истребление народности хуту в Бурунди. 13 Примеров геноцида множество и все они приводят к одному результату, к уничтожению неугодных малых народов или к действиям, которые не позволяют им полноценно существовать. И задача каждого государства бороться с любым проявлением геноцида. Для этого требуется поддержание баланса интересов между доминантным большинством и этническими меньшинствами, исключение через специальные институты и политические процедуры этнократических тенденций в политике большинства и чрезмерной политизации этничности со стороны меньшинства.
Вторым проявлением ущемления прав этнических меньшинств стоит назвать, не столь радикальный процесс как геноцид, но все же требующий внимание–ассимиляцию. Ассимиляция- это вид объединительных этнических процессов, слияние одного народа с другим, связанные с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания, в результате чего происходит определенная (очень часто кардинальная) трансформация национально-психологических особенностей. 14
Этнической ассимиляции предшествует языковая и культурная ассимиляция, или аккультурация, которые особенно характерны для этнических меньшинств, в частности иммигрантов. Этническая ассимиляция обусловлена численным или социально-культурным неравенством этносов в ситуациях, когда это неравенство вызвано или усилено государственными мерами (вытеснение этноса с исконной территории, репрессии против его представителей и т. д.). В этом случае она приобретает насильственный характер. Также имеет место быть и естественная, добровольная ассимиляция. Она возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловливается потребностями упрочения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Естественным путем протекает этническая ассимиляция тогда, когда группы иммигрантов на своей новой родине вливаются в состав коренного населения, постепенно растворяясь в нем, либо она является следствием объективных процессов экономического и политического сближения территорий (отдельных регионов и целых государств) и народов, давших мощный импульс их культурному сближению. 15 Особенно бурно эти процессы стали развиваться на фоне растущей интернационализации мирового хозяйства. Но в любом случае, ассимиляция не является положительным явлением, так как служит оружием уничтожения народного самосознания и народной уникальности этнических меньшинств.
Таким образом, можно сделать следующий вывод по данной главе. Этнические меньшинства — неотъемлемая часть любого современного государства. Мировое сообщество занимается правовой защитой национальных меньшинств, дабы исключить разжигание межнациональных конфликтов, а также внутренних конфликтов. Однако, несмотря на политику, проводимую по отношению к этническим меньшинствам, избежать конфликтов не всегда удаётся. Самыми острыми проблемами меньшинств являются такие как геноцид и ассимиляция. Их несвоевременное решение или отсутствие такого, ведёт к неизбежному истреблению целых народов и наций, а также к уничтожению народной идентичности.

Глава 2. Характеристика этнических меньшинств стран Западной Европы.
2.1.Судетские немцы: от предыстории до современного состояния судето-немецкой проблемы.
Судетские немцы — особая этническая группа, которая практически в полном составе была изгнана из родных мест после 1945 года. Их по праву называют «народом без родины». Более чем 3 миллиона немцев были депортированы из Чехословакии специальным распоряжением президента Эдуарда Бенеша и лишены гражданства, и всей собственности в 1945-1946 гг. Судетские немцы вот уже скоро как 60 лет ведут борьбу с официальной Прагой за признание указов Бенеша несправедливыми и возврат конфискованной собственности.
Когда в 1918 году на развалинах Австро-Венгерской империи создавалась Чехословакия 16 , немцы были в ней второй по численности, после чехов, национальной группой. На 1938 год немецкое население в Чехословацкой республике равнялось примерно 3,5 миллиона человек, против примерно 7, 2 миллионов чехов. 17 Но первый президент Чехословакии — Томаш Масарик боялся признать немцев равноправными партнёрами в создании новой страны. Немцам отдавалась очень скромная роль.
Многие считают, что без всемирного экономического кризиса, разразившегося в 1929 году, всё могло бы сложиться иначе. Кризис ударил, в основном, по районам, населённым судетскими немцами. Причиной этого стала огромная безработица среди судестких немцев, вызванная их географией, что сами судесткие немцы не понимали. Чехословацкое руководство рассматривало немцев лишь как одно из национальных меньшинств. Формально Чехословацкое государство гарантировало защиту национальных меньшинств и право на использование национального языка, однако, эти гарантии существовали лишь на бумаге 18 . Неравноправное положение немцев было очевидно.
Началом кризиса «судето-немецкого народа», считают присоединение Австрии к Германии в 1938 году. Это событие принято считать первым шагом Гитлера по созданию третьего рейха. Аншлюс Австрии ознаменовал крушение Версальской системы и выносил на повестку дня судесткую проблему.
Судето-немецкая проблема долгое время не фигурировала среди внешнеполитических задач Германии. В период с 1933 и до конца 1937 германские нацисты не уделяли положению немцев в ЧСР первостепенного внимания, ограничиваясь лишь финансовой и моральной поддержкой. Перелом во внешней политике наметился в конце 1937 года и был связан с общим направлением на ревизию сложившихся в Европе границ. 19 Тогда Гитлер впервые заговорил о возможности получения пространства за счёт чехословацких территорий. Таким образом, следующим шагом по образованию третьего рейха, как раз была компания по присоединению Судетской области, расположенной в западной части Чехословакии. Там же жили и этнические немцы.
Начало было положено тремя годами раньше присоединения Австрии к Германии, когда Гитлер начал субсидировать партию судетских немцев, возглавляемую Конрадом Генлейном. Именно они совместными усилиями и выработали программу создания Судетской автономии. Но чтобы выглядеть в глазах народа не агрессором, присоединяющим соседнюю территорию, а защитником нацменьшинств от притеснения чехов, Гитлер и Генлейн инсценировали в Судетах волну насилия. С одной стороны, шло систематическое нагнетание античешской истерии в Судетах и в Германии, с другой — росли антинемецкие настроения в Чехословакии. И в этой пропагандистской войне успех оказался на стороне Германии и генлейновцев. Правительство Англии и Франции также оказывали постоянное давление на Чехословакию. 12 сентября 1938 года Гитлер выступил с античешской речью на съезде нацистов в Нюрнберге. Он обвинил чехословацкое руководство в происках против мира в Европе, а также в агрессивных намерениях по отношению к Германии. Гитлер требовал права на полное самоопределение для судетских немцев. После его речи в судето-немецких районах начались волнения. После подавления волнения чешскими властями Генлейн заявил: «Мы хотим домой в Рейх». 20
В 1938 году германская армия беспрепятственно вошла на территорию Чехословакии и аннексировала населённые немцами районы. Предпосылкой стал договор о разделе Чехословакии, заключённый в Мюнхене главами четырёх держав — Великобритании, Франции, Германии и Италии, называвшейся в то время протекторатом Богемии и Моравии. 21 В марте 1939 года то, что осталось от Чехословакии после данного договора, было окончательно аннексировано и превращено в «Рейхспротекторат Богемия и Моравия». В итоге Чехословакия уступила Германии территорию площадью около 29 тыс. кв. км с населением 3,4 млн.человек, в их числе примерно 300 тыс. чехов. Главой аннексированной территории стал лидер пронацистской партии судетских немцев — Генлейн. Большинство высших чинов назначалось из Берлина. Мюнхенские соглашения были навязаны Чехословакии силой, они базировались не на свободном волеизъявлении судетских немцев, а на воле великих держав. Однако аншлюс отвечал чаяниям большинства немецкого населения Чехословакии. Таким образом, судетские немцы на короткое время воссоединились с остальными немцами, но цена оказалась слишком велика — новая мировая война.
Положение негерманского населения Судет, Богемии и Моравии было тяжёлым, но в первые годы они не подвергались давлению со стороны немецкого народа. Заработная плата увеличилась, практически исчезла безработица, чехи не подлежали призыву в германскую армию. Но нельзя говорить, что чешское общество смирилось с оккупацией. Его сопротивление нарастало, по мере того как гитлеровцы ужесточали режим в протекторате. Чешское сопротивление в первые годы носило легальные формы, но уже в ходе демонстраций 28 октября 1939 г. произошли беспорядки. Чешское сопротивление особенно усилилось после нападения германии на СССР и начала Великой Отечественной войны 22 июля 1941 года. Это дало чехам надежду на восстановление национальной независимости. Новый протектор Гейдрих, сменивший Нойрата, вёл политику «кнута и пряника». Подавляя чешскую оппозицию, в то же время он поддерживал чешских рабочих и крестьян. Для чехов его фигура ассоциировалась, прежде всего, с политическими репрессиями. И 27 мая 1942 на него было совершено покушение, в ходе которого он был смертельно ранен. Покушение повлекло за собой волну нацистского террора. В ходе карательной акции был стёрт посёлок Лидиц, жители которого подозревались в поддержке убийц Гейдриха. Посёлок был сожжён, место его нахождения сровнено с землёй. 22
Лидицкая трагедия явилась переломным моментом в истории протектората Богемии и Моравии. Чешское сопротивление нарастало. После убийства Гейдриха его место занял последний протектор-Карл Герман Франк. Он был рьяным сторонником нацистского режима и ассоциировался у чешского населения со всеми злодеяниями, которые совершили гитлеровцы на территории Чехословакии. В гау Судетенланде Генлейн вёл активную германизацию населения, активно притеснял чешский народ. Но с началом притеснения Германии во второй мировой войне в судетские земли хлынули потоки иммигрантов. Западные державы отказали в поддержке Генлейну и во время его перевозки, с целью выдать чехословацким властям, в итоге он покончил жизнь самоубийством.
Нацистское господство повлекло за собой многочисленные жертвы среди населения Богемии и Моравии. По подсчётам 36 700 чехов погибли от немецких репрессий. До конца войны, судетские немцы вели обычную жизнь. Но её окончание, стало для судетских немцев началом конца.
После второй мировой войны чехи боялись, что если немцы останутся, то кровопролитие может повториться. Чехи боялись нового предательства со стороны немцев. Таким образом ,после поражения нацистов, в Праге не стали медлить с восстановлением чехословацкой государственности. Бенеш, капитулировавший во время событий 1938 года в Лондон, 2 августа 1945 года подписал декрет, лишавший гражданства всех судетских немцев. Собственность судетских немцев конфисковалась, а самих немцев выслали. Во время депортации погибло, по разным данным, от 30 тысяч до четверти миллиона человек. 23 Большинство изгнанных судетских немцев поселились в Баварии.
До последнего момента судето – немецкое население сохраняло надежду на то, что Мюнхенские соглашения, гарантированные великими державами, будут оставлены в силе. Простые судетские немцы не принимали участия в преследованиях чешского и еврейского народов, и не видели для себя опасности со стороны новых властей. Но уже в конце войны в районах, где была восстановлена чехословацкая администрация, начались массовые анти немецкие акции. В итоге из Чехословакии было депортировано около 3 млн. немцев. Выселенные из ЧСР немцы оказались на положении беженцев и вынужденных переселенцев в различных странах, в первую очередь в Германии. Для обоснования депортации, усложнённой из-за Мюнхенских соглашений, судето-немецкое население обвинялось в следовании идеологии фашизма, и к ним применялся принцип «коллективной вины», за преступления, совершённые германскими нацистами.
Судетские немцы уже в конце 1960-х годов извинились за дела нацистов. И вот уже полвека, немецкие и европейские суды рассматривают иски судетских немцев, требующих возвращение их собственности или компенсацию за неё. С 1990 г. между руководством Чехословакии (Чехии) и ФРГ проходят переговоры, действуют комиссии , занимающиеся различными аспектами судето-немецкой проблемы. Так, президент Чехии В.Гавел извинился перед судетскими немцами за депортацию и дал знать, что не имеет ничего против судетского населения, выселенного с территории Чехии, а также их наследников.
В наше время судето- немецкая проблема снова преобретает международный характер. ООН осудило депортацию после 1945 года. Также свою поддержку позиции Судето-немецкого землячества выразили Австрия и США. 24 Сближение Чехии и Германии играет важную роль в жизни судетских немцев. Границы между Чехией и Германией сегодня нет – это страны входят в Шенгенскую безвизовую зону. Германия – крупнейший торговый партнер Чешской республики.
Однако судето-немецкая проблема является одной из наиболее актуальных в современном мире. Активно действуют общественные организации судетских немцев, перед которыми встают новые задачи определения роли и места судето-немецкого сообщества в новой консолидирующей Европе. С момента трагедии судестского народа прошло более 50 лет, однако, «судето – немецкий вопрос ни в коем случае не может считаться решённым». 25 И проблема будет оставаться открытой до тех пор, пока жив хоть один судетский немец.

2.2. Турецкая диаспора в Германии
На 31 декабря 2009 года в Германии насчитывалось примерно 1 658 083 турок-это примерно 24,8% всех иностранцев. 26 Таким образом ,турецкая диаспора является наиболее многочисленным этническим меньшинством Германии.

Выделяют две волны турецкой миграции в ФРГ. Первая датируется 60 ми годами XX столетия. Вызвана она была недостатком рабочей силы в послевоенной Германии, в том числе, нехваткой рабочей силы для возведения Берлинской стены в 1961 году. Турки, как раз и являлись дешёвой, низкоквалифицированной рабочей силой. Договор о посредничестве турецких рабочих был заключён между Германией и Турцией 30 октября 1961 года. 27 Данный договор давал явные плюсы каждой из сторон. Германия, с помощью турецких рабочих, хотела восстановить экономику, а турки решали вопрос безработицы, возможности европейской интеграции и притока иностранной валюты, высылаемой турецкими рабочими из Германии. Заключая договор, немецкое руководство надеялось, что турецкие рабочие, приехавшие на временную подработку, её срок по договору составлял 3 года, вернутся обратно на родину, но этого не случилось. Многие из них предпочли остаться в Германии.
В 1973-74 годах в Германии, из-за увеличения цен на нефть, так называемый « Первый нефтяной кризис» , и последующего снижения темпов роста экономики, правительство ФРГ решило сократить приток иммигрантов из Турции. Тем же, кто уже проживал на территории Германии, с 1975г. было разрешено воссоединение с семьёй. Это и послужило причиной второй волны иммигрантов. Из-за этого разрешения, в турецкой диаспоре практически сравнялось соотношение женщин и мужчин, а из-за количества привезённых с собой детей, турецкое население стало в разы моложе, нежели немецкое. Безусловно, этим правом многие турецкие рабочие не замедлили воспользоваться. Ведь ситуация на родине была малопривлекательна: экономика находилась в упадке, а также в Турции в то время разрастался конфликт между правыми и левыми силами. Так, буквально за 9 лет, с 1973 по 1982 года, в Германию прибыло около 670 000 человек.
С другой стороны, такой приток турецкого народа абсолютно не устраивал немецкие власти. И в ноябре 1983 года был принят закон, по которому стали поощряться турки, возвращающиеся на родину. Однако многим из тех, кто не устоял перед столь щедрым предложением, деньги так и не были выплачены.
После падения Берлинской стены в 1989 году, встаёт вопрос об национальной идентичности населения, в том числе о месте турецкого населения в объединённой Германии. По стране прокатывается волна недовольств немецкого населения, выраженная проявлением ксенофобии и насилия на национальной почве по отношению к турецкому народу. 28 Турецкая диаспора была обеспокоена антииммиграционными настроениями и боялась за свою безопасность. Однако после принятия поправок в закон об иностранцах от 1 января 1991 г, принятие гражданства для турок заметно облегчилось. А также, законом от 1 января 2000 года, по которому отменялось «право крови», разрешающее получить гражданство в силу рождения, и вводилось «право почвы», по которому любой ребёнок, рожденный на территории Германии, признавался гражданином Германии, независимо от национальности родителей.
С течением времени, а именно за свою историю пребывания в Германии сроком в 50 лет, турки осели и укрепили своё положение в ней. Турки создают, так называемые, «турецкие районы». В наше время турки активно участвует в политической, экономической и культурной жизни страны. В каждой из этих сфер появляются всё более значимые и известные личности турецкой национальности. Турецкое правительство активно поддерживает связи со своими соотечественниками. Так с 1970х годов столица Турции Анкара, реализует свои проекты в области культуры и в сфере образования. К примеру: стоятся
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Оцените статью